УДК 81.373.611
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11679
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Чуприна Юлия Григорьевна
учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи «Школа № 10» Республики Крым
Аннотация: В статье приводится анализ понятий морфемики и словообразования, а также рассматривается роль словообразования в системе наук о языке, значение морфемного и словообразовательного анализа в процессе обучения русскому языку. Словообразование - важнейший и наиболее активный процесс обогащения словарного состава языка на основе внутренних процессов. Применяя разные способы словообразования, можно образовать достаточно большое количество слов, каждое из которых также может быть основой для образования новых слов. Изучение словообразования, как одного из важнейших аспектов развития национальной культуры языка, занимает значимое место в системе наук о языке. Состояние и развитие русского словообразования проявляется в темпах пополнения лексической системы при помощи новых производных слов.
Ключевые слова: Морфемика, словообразование, дериватология, морфемный и словообразовательный анализ.
MORPHEMIC AND DERIVATOLOGICAL ANALYSIS IN TEACHING OF THE
RUSSIAN LANGUAGE
Yuliya G. Chuprina Teacher of Russian and Literature. Municipal budgetary educational institution "School number 10" Russia, the city of Kerch, the Crimea
Abstract: The article presents an analysis of the concepts of morphemic and wordformation. This article presents the role of word-formation in the system of language sciences, the importance of morphemic and word-formative analysis in teaching Russian. Word formation is an important and most active process of enriching the vocabulary of the Russian language based on internal processes. Using different methods of word formation, it is possible to form a rather large number of words, each of which can also become the basis for the formation of new words. The study of word formation, as one of the most important aspects of the development of a national culture of a language, occupies a significant place in the system of the sciences of language. The state and development of Russian word formation is manifested in the rate of replenishment of the lexical system with the help of new derived words.
Keywords: morphemic, word formation, derivatology, morphemic and word-formation analysis
Богатство русского языка обеспечивается неисчерпаемыми возможностями словообразования, которое реагирует на любые изменения в жизни общества. Чтобы обучающиеся правильно применяли орфограммы в словообразовательных аффиксах, нужно знать закономерности образования слов, уметь определять их словообразовательную структуру. Овладение морфологическим принципом русского правописания, по которому значимые части слова передаются на письме независимо от их звучания, способствует качественному упорядочению письменной речи обучающегося.
Морфемика и словообразование - это раздел языкознания, который изучает морфемное строение слов, их значимые части, способы и языковые средства образования слов. В разделе чётко выделяются две части: морфемика, которая изучает строение слова, и словообразование, которое изучает слово с точки зрения образования его. Морфемика -это раздел науки о языке, который изучает строение слова.
Слова состоят из наименьших значимых частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний и т.д. Эти части называются морфемами. Каждая морфема имеет определённое значение. Таким образом, строение слова - это морфемный состав слова.
Словообразование - важнейший и наиболее активный процесс обогащения словарного состава языка на основе внутренних процессов его, применяя разные способы словообразования, можно образовать достаточно большое количество слов, каждое из которых также может быть основой для образования новых слов.
Таким образом, словообразование занимает важное место в системе наук о языке. Словообразование (дериватология) - относительно молодая лингвистическая наука. До недавнего времени её не считали отдельной самостоятельной отраслью языкознания, а относили к этимологии (XIX в.), к морфологии (Л.А. Булаховский), к лексикологии (А.А. Потебня).
Словообразование как отдельный раздел языкознания начал формироваться в 4050-х годах XX в., о чем свидетельствуют работы В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого, И.И. Ковалика.
Каждая отрасль науки имеет свой предмет исследования, свою проблематику, систему научных понятий и терминов и надёжные и перспективные, проверенные практикой методы исследования. В 60-70-х годах словообразование уже приобретает эти качества, поэтому формируется окончательно как самостоятельная отрасль языкознания, как учение о языковом уровне, которое находится в системных паритетных связях с другими уровнями языка.[2]
Морфемный анализ помогает нам установить морфемную структуру слова, то есть выделить все морфемы, из которых складывается слово, а также определить как единичные, так и очень распространённые морфемы. Такие морфемы входят в целый ряд слов языка, а словообразовательному анализу они помогают доказать, от какого слова (основы), каким способом и с помощью каких средств образовалось производное слово. Морфемный и словообразовательный анализ не только связан между собой, а и обусловливают друг друга [8]. Работу над морфемным строением слова необходимо проводить так, чтобы повышалась орфографическая грамотность, осознанно усваивали основные правила русской орфографии. Кроме того, необходимо понимать процессы образования слов, познавать пути развития и пополнения словаря русского языка новыми словами, правильно понимать их лексическое значение [5].
С другой стороны, выполнение морфемного анализа помогает лучше понять структуру слова во всей сложности его частей, осмыслить специфику каждой значимой части (морфемы) [6].
Что касается словообразовательного разбора, то для анализа необходимо подбирать также группы словообразовательно аналогичных слов и завершать его установление словообразовательных образцов, моделей каждой группы, что в свою очередь будет способствовать крепкому усвоению основных способов словообразования.
Богатство современного русского литературного языка обеспечивается неисчерпаемыми возможностями словообразования. Словообразование - один из труднейших разделов школьного курса, а в содержании его заложены большие образовательные, развивающие и воспитательные возможности [4].
Анализ условий формирования орфографических навыков на базе словообразования свидетельствует, что основа работы над правописанием составляет овладение обучающимися следующими понятиями: способы словообразования слов, словообразовательные части слова, производная основа, обусловленные словообразовательными действиями орфограмм, опознавательные признаки словообразовательных орфограмм, условия выбора орфограммы, орфографическое правило. Это достигается путём использования таких методов и приёмов обучения, как: устное изложение учителем материала, беседа, работа с учебником, наблюдение и анализ деривационных явлений, сравнение особенностей применения аффиксов в диалектном языке, устные и письменные упражнения, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, выделение главного в учебном материале, определение причинно-следственных связей [1]
Однако педагогические наблюдения и срезы свидетельствуют о том, что изучение словообразования в школе проходит на недостаточном уровне. Ознакомление в 5 классе с понятием способы образования слов без надлежащего синтеза полученных знаний в процессе изучения правописания частей речи в 6-7 классах приводит к тому, что школьники забывают их.
Грамотность обучающихся может возрастать при условии систематического использования словообразовательных знаний в процессе формирования орфографических навыков. Для этого необходимо: научить учеников приёмам рационального применения словообразовательного анализа во время овладения орфографическими правилами; учитывать использование школьниками базовых знаний для применения норм правописания словообразовательных орфограмм перед объяснением нового материала на уровне актуализации опорных знаний, в ходе выполнения орфографических операций, которые составляют структурные правила, в подборе орфографических упражнений; ежечасно предостерегать учащихся от словообразовательной деформации, обусловленной интерферирующим влиянием другого языка или диалектным окружением [3].
Результаты проведённых экспериментальных исследований в общеобразовательной школе подтверждают зависимость орфографической грамотности учащихся от уровня знаний словообразования. Реализация связи в изучении орфографии и словообразовании, с одной стороны, интенсифицирует процесс овладения правописанием, с другой стороны - способствует планомерному обогащению выражающих ресурсов литературного языка, защищая её от негативных влияний окружающей языковой среды [7].
К сожалению, действующие школьные программы по русскому литературному языку не выходят за границы сведений по теории морфемики, а особенно словообразования. Поэтому много вопросов, связанных с морфемным и словообразовательным анализом остаётся без внимания теории и практики изучения морфемики и словообразования в средней школе. Это, кроме всего остального, объясняется ещё недостаточным уровнем исследования ряда проблем в современной науке дериватологии. Поэтому именно от словесника зависит, насколько успешно обучающиеся овладеют методикой выполнения морфемного и словообразовательного анализа, научатся определять морфемный состав слова и понимать процесс его образования.
Наши наблюдения и исследования позволяют сделать следующий вывод: изучение словообразования, как одного из важнейших аспектов развития национальной культуры языка, занимает значимое место в системе языковых наук. Состояние и развитие русского словообразования проявляется в темпах пополнения лексической системы при помощи новых производных слов, в соотношении своего и заимствованного, в языковом творчестве. Динамические процессы в словообразовании связаны с общими языковыми изменениями [9]. Данные изменения усиливаются в связи с развитием электронных средств массовой информации и коммуникации, что приводит к ослаблению нормативных правил образования и употребления языковых единиц, жаргонизации современного русского языка, расцвету языковой игры, резкому увеличению потока заимствований из других языков.
Список литературы:
1. Клобуков Е. В., Гудилова С. В. Языковая специфика непроизводных сложных слов (квазикомпозитов) // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 20. М., 2001. С. 58 - 64
2. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008. - 268 с.
3. Кубрякова Е. С. Роль аналогии в порождении новых производных слов // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987. - 182 с.
4. Лопатин В. В. Аффиксоид// Русский язык. Энциклопедия.- М.,1997. - 685 с.
5. Каин Стюарт Рубрика: Культура и образование. Фельетон «Русский язы к больше не язык» [Электронный ресурс] URL: http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html (дата обращения 15.09.2012).
6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. — М.: «Альта-Принт», 2007. - VIII, - 1239 с.
7. Kempson R. The Generation of words. - London, 1983. - 192 p.
8. Matthews P H. Morphology. - Cambridge, 1977. - 251 p.
9. New English and American Words. - London, 1998. - 125 p.