Научная статья на тему 'Лингвистические основы изучения морфемики в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования'

Лингвистические основы изучения морфемики в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2043
808
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОРФЕМИКА / МОРФЕМА / ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ МОРФЕМЫ КАК ЯЗЫКОВОЙ ЕДИНИЦЫ / МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА / МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LANGUAGE EDUCATION / MORPHEMICS / MORPHEME / MORPHEME ATTRIBUTES AND FUNCTIONS / MORPHEMIC COMPOSITION OF WORD / MORPHEMIC ANALYSIS OF WORD / BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Марина Михайловна

Статья посвящена анализу общих теоретических положений учения о морфеме в отечественном языкознании, рассматриваемых как лингвистические основы изучения морфемики и морфемного состава слова в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования в вузе. В статье обозначены основные признаки морфемы как языковой единицы, знание которых способствует эффективному усвоению принципов морфемного анализа слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC BASIS OF THE STUDY MORPHEMICS AT TRAINING RUSSIAN COURSE FOR BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The author presents analysis of the main theoretic ideas deal with the morphemics as scientific principles of the morphemic composition of word at the Russian course for Bachelors of Pedagogical Education. Study of the main morpheme attributes and functions is effective for understanding of the scientific principles of the morphemic analysis of word.

Текст научной работы на тему «Лингвистические основы изучения морфемики в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ В УЧЕБНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козлова Марина Михайловна

ст. преподаватель ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

E-mail: [email protected]

LINGUISTIC BASIS OF THE STUDY MORPHEMICS AT TRAINING RUSSIAN COURSE FOR BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Kozlova Marina

senior teacher of Katanov State University of Khakassia, Russia, Abakan

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу общих теоретических положений учения о морфеме в отечественном языкознании, рассматриваемых как лингвистические основы изучения морфемики и морфемного состава слова в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования в вузе. В статье обозначены основные признаки морфемы как языковой единицы, знание которых способствует эффективному усвоению принципов морфемного анализа слова.

ABSTRACT

The author presents analysis of the main theoretic ideas deal with the morphemics as scientific principles of the morphemic composition of word at the Russian course for Bachelors of Pedagogical Education. Study of the main morpheme attributes and functions is effective for understanding of the scientific principles of the morphemic analysis of word.

Козлова М.М. Лингвистические основы изучения морфемики в учебном курсе русского языка при подготовке бакалавров педагогического образования // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (4) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1010

Ключевые слова: языковое образование, морфемика, морфема, признаки и функции морфемы как языковой единицы, морфемный состав слова, морфемный анализ слова, бакалавр педагогического образования.

Keywords: language education, morphemics, morpheme, morpheme attributes and functions, morphemic composition of word, morphemic analysis of word, Bachelors of Pedagogical Education.

Исходя из понимания языковой способности как многоуровневой структуры, соотносимой со структурой языка, лингводидакты выделяют в содержании предметной подготовки по русскому языку «сквозные» темы (разделы), способствующие формированию всех видов языковых компетенций. Одним из таких «сквозных» разделов является «Морфемика». Изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей будущих педагогов и заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса обучающихся к миру языка.

Усваивая знания о морфемном составе слова, бакалавры педагогического образования овладевают закономерностями русского слово-и формообразования, знакомятся с особенностями грамматического строя русского языка, познают системность лексико-семантических отношений, учатся точности употребления слова.

Морфемика как самостоятельный раздел лингвистики была выделена исследователями языка сравнительно недавно, около 40 лет назад. Этим во многом объясняется тот факт, что в современной научно-лингвистической и справочной литературе до сих пор присутствует неоднозначное толкование самого изучаемого термина, а также предмета и языковых границ морфемики как раздела языкознания и курса «Русский язык» в вузе и школе.

В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой морфемика определяется как «раздел морфологии, занимающийся описанием морфологических моделей языка, т. е. описанием строения морфем

и закономерностей их расположения в более протяженных последовательностях (словах)» [1, с. 62].

Авторы «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова определяют морфемику как «учение о значимых частях слова или его отдельных форм (морфах)» [4, с. 74].

В.В. Лопатин, занимающийся проблемами структуры слова и современного русского словообразования, расширяет данное понятие. Под морфемикой он понимает «учение о значащих (обладающих значением) частях слов в их отношении друг к другу и к слову в целом (в формальном и семантическом аспектах)» [2, с. 8]. Исходя из современного состояния разработки этой области языка, В.В. Лопатин относит к ней, по крайней мере, следующие проблемы:

а) типологию значащих частей, меньших, чем слово, в том числе: выделение морфемы как наименьшей значимой части слова; определение корневых и аффиксальных (служебных) морфем и их видов; разграничение продуктивных и непродуктивных словоизменительных и словообразовательных аффиксов, основы слова или его отдельных форм;

б) типы значений, выражаемых морфемами: лексическое, грамматическое и словообразовательное; разновидности грамматических и словообразовательных значений;

в) морфонологические явления, связанные с сочетаемостью морфем: усечение и наращение морфем, чередование звуков, сдвижку ударения, наложение морфем и др.;

г) соотношение линейных (синтагматических) и нелинейных (парадигматических) языковых единиц морфемного уровня: словоформы и слова, морфа и морфемы; принципы вычленения линейных единиц и правила объединения их в единицы парадигматические (н-р, какими морфами в структуре всех родственных слов и их отдельных грамматических форм (словоформ) может быть представлена корневая морфема -сад-: ср. сад — сажу — насаждения и др.).

Если вопрос об определении морфемы как основной языковой единицы, изучаемой морфемикой, решен достаточно однозначно, то единого мнения по поводу определения функциональных границ морфем, рассматриваемых внутри этого раздела языка, в лингвистической литературе нет. На наш взгляд, более правомерной следует считать точку зрения, в соответствии с которой в качестве объекта морфемики рассматриваются как словообразующие, так и грамматические (формообразующие и словоизменительные) морфемы, поскольку и те и другие образуют внешнюю, структурную оболочку слова, выражая основное (корни) или дополнительное лексическое значение слова (префиксы, суффиксы), или грамматические значения слова, или грамматические значения его отдельных форм (флексии, формообразующие суффиксы и постфиксы и др.).

Лишь в единстве лексического и грамматического значений определяется и целостная семантика слова, и его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому классу (части речи), и его отнесенность к определенному словообразовательному типу.

Так, в группе префиксально-суффиксальных существительных со значением «предмета, находящегося ниже того, что названо мотивирующим существительным», формальными показателями их лексических значений, кроме корня, являются приставка под- и суффикс -ник-: подснежник, подсвечник, подстаканник, подоконник, пододеяльник и др. Словообразующий суффикс -ник- одновременно и показатель грамматической принадлежности слов к разряду имен существительных. Нулевая флексия муж. рода как словоизменительная морфема указывает на употребление указанных выше слов в форме ед. числа именит.-винит. падежа.

В группе префиксально-суффиксальных прилагательных со значением «находящийся в непосредственной близости к тому, что названо мотивирующим существительным», аналогичными показателями лексического значения являются корни, приставка при- и суффикс -н-: придорожный, пришкольный, приозерный, пригородный, придворный и др. Последний

(суффикс -н-) одновременно и показатель грамматической принадлежности слов к именам прилагательным, а флексия -ый как словоизменительная морфема указывает на форму ед. числа муж. рода именит. - винит. падежа этой части речи.

Один из словообразовательных типов префиксально-суффиксальных глаголов со значением «наделить тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным»: завысить, занизить, затруднить, засекретить и др., — характеризуется тем, что приставка за- и суффикс -и-являются словообразующими морфемами, несущими в себе лексическое и грамматическое глагольное значения, суффикс -ть- формообразовательный показатель инфинитива.

Учитывая разработку вопроса в классической и современной лингвистической литературе, а также точку зрения авторов последнего академического издания «Русской грамматики» [5] на понимание объекта и предмета морфемики, следует иметь в виду следующее:

1. Морфемика (от греч. швгрИв — форма) — это учение о значимых частях слова (морфемах), их функциях и взаимодействии друг с другом в пределах его структуры.

2. Поскольку предметом изучения морфемики является слово или его отдельная форма (словоформа) как структурно-семантическое единство его значимых частей, задачи этого раздела языкознания формулируются следующим образом:

• определение общих понятий: морфема и морф, алломорф и вариант морфемы; их взаимодействие в пределах соотношения «слово — словоформа»;

• классификация (типология) морфем в современном русском языке;

• изучение значений и функций морфем в слове или его отдельных грамматических формах;

• изучение морфемного состава слов различных частей речи;

• разработка принципов морфемного анализа слов.

Впервые термин морфема был предложен родоначальником Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэном де Куртене в конце 70-х годов XIX века. Являясь основоположником психологического направления в изучении фактов языка, И.А. Бодуэн де Куртене не раз подчеркивал мысль о том, что морфемы «не научные фикции или измышления», а «постоянно видоизменяющиеся», «живые, реальные единицы», которые являются «психологическими единицами», «элементами языкового мышления» [9, с. 30].

Подобные высказывания о морфеме как факте языка находим и у других представителей психологического направления в языкознании. Так, В.А. Богородицкий считает, что выделяющиеся в слове морфологические части «не суть фикции, а действительно существуют в уме говорящего» [9, с. 11]. По мнению A.M. Пешковского, «большинство слов русского языка распадается в нашем уме на части, вещественную и грамматическую» [9, с. 16].

Формально-грамматическое направление в изучении языковых фактов, в том числе и русского словообразования, связывается прежде всего с именем Ф.Ф. Фортунатова, не давшего цельной системы в изучении морфемной структуры слова, но выдвинувшего немало правильных и ценных положений в этой области языкознания.

Во-первых, Ф.Ф. Фортунатов указывает на важность четкого разграничения современного и этимологического состава слов.

Так, суффикс -ик(а) со значением «ягода» выделяется в словах черника (ср. черный), голубика (ср. голубой), костяника (кость, костяной), земляника (земля, земляной), но с точки зрения современных словообразовательных связей не вычленяется в названиях брусника (см. общеслав. утрач. *бруснъ «красный»), клубника (первонач. от клубень по форме ягод). Являются также непроизводными в современном русском языке основы слов малина, смородина, хотя этимологически это суффиксальные образования с -ин(а) соответственно от mel (mal) — «синее пятно» и смородъ — «сильный запах».

Во-вторых, Ф.Ф. Фортунатов отмечает возможность несоответствий между звучанием слова и его правописанием, показывая это на примере слова удовольствие, где -стви- в основе слова не реальный суффикс, а ошибочно выделяемое сочетание букв: «...основа оканчивается не на -и-, но на неслоговой звук -/- (удоволъствщ-е), для которого наша азбука не имеет особой буквы» [9, с. 16].

В-третьих, им уже выделяются, кроме материально выраженных аффиксов, «форм», как он их называет, «нулевые» морфемы.

Обращение к семантической стороне изучаемого явления, а также комплексный подход к изучению частей речи в русском языке на основании их семантических, морфологических и синтаксических свойств привели академика Л.В. Щербу к нужным и справедливым выводам об основных тенденциях в изучении структуры слова.

В статье «Очередные проблемы языкознания» он отмечает, что если «правила словообразования (то есть вопрос о том, как можно делать новые слова)» являются отделом грамматики, то делимость слова, «вопрос о том, как сделаны готовые слова, — дело словаря» [9, с. 25]. В дальнейшем Н.М. Шанский уточнит эту формулировку, показывая, что правила словообразования, то есть как делаются слова (как «можно» и как «нельзя»), принадлежат нормативной грамматике, связаны с понятием литературной нормы, а не речевой деятельности. Структурные типы и разновидности слов (как членятся готовые слова), таким образом, ведение морфемики. Вопрос о том, как изначально «сделаны» слова, относится уже к ведению этимологии.

Большое значение для развития теории словообразования сыграли работы академика В.В. Виноградова. Его взгляды на слово как систему «морфем, организованную по законам грамматики данного языка» [9, с. 19], способствовали созданию целостной системы словообразования. Наиболее ценным в его учении о значимых частях слова в русском языке является положение о слитности корневых морфем с суффиксами словообразования и формообразования, о продуктивности и непродуктивности служебных

морфем, их омонимии, синонимии, многозначности и т. д. В.В. Виноградов впервые ставит вопрос о соотношении морфологической структуры слова и его морфемного состава, дает детальную словообразовательную характеристику слов различных лексико-грамматических разрядов, прежде всего имен, глаголов, наречий.

Общие теоретические положения современного учения о морфеме (работы отечественных лингвистов Н.Д. Арутюновой, А.Н. Гвоздева, Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, К.А. Левковской, В.В. Лопатина, Ю.С. Маслова, З.А. Потихи, Д.И. Смирницкого, А.Н. Тихонова, И.С. Улуханова, Н.М. Шанского и др.) можно изложить в следующих тезисах.

1. Морфема — «минимальная значимая часть слова» [9, с. 79]; «элементарная двусторонняя единица языка», в которой «за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством» [8, с. 164]; «простейшая значимая единица языка, характеризующаяся в разных случаях известной близостью как со стороны значения, так и со стороны звукового выражения» [3, с. 14].

2. Морфема — зависимая от слова единица, это «образующий элемент слова» (И.А. Бодуэн де Куртене), его часть. Морфема существует только в пределах слова, что является проявлением синтагматических отношений в языке.

С другой стороны, будучи частью в составе слова, морфема раскладывается на более мелкие, но уже незначимые элементы, называемые фонемами. Последние, в свою очередь, образуют ее внешнюю оболочку. Значит, морфема линейна, как и другие единицы языка: слово, членимое на морфемы; словосочетание, представляющее собой сочетание слов; предложение, распадающееся на словосочетания и отдельные слова.

3. Морфема как часть слова, в отличие от последнего, всегда является воспроизводимой единицей языка. Слова же не только воспроизводятся,

но и создаются говорящими в процессе общения, создаются ими по определенным словообразовательным моделям.

4. Морфема как единица языка обладает семасиологической, по терминологии А.А. Реформатского, функцией, то есть функцией выражения понятий: вещественных — корни слов и невещественных — аффиксы. «Эта функция выступает у морфемы в чистом виде (в отличие от слова, которое, выполняя в языке номинальную функцию, может выражать или не выражать понятие о называемом предмете, явлении, действии, признаке и т. д.). В связи с этим морфема значима только в составе слова, а не вне его» [7, с. 451].

Например, корни -быстр- и -медл- выражают понятия о способе (темпе) произведения какого-либо действия (ср. быстрый, быстрота, убыстрить и др.; медленный, медлить и др.), суффиксы -ник, -чик, -щик, -тель в именах существительных выражают понятие о производителе действия (ср. школьник, грузчик, каменщик, писатель и т. д.).

5. Подавляющее большинство слов современного русского языка состоит из двух и более морфем: рек-а, при-город-н-ый, раз-беж-а-ть-ся, выс-ок-о и др. Но есть и образования иного типа. Это, во-первых, слова с непроизводной основой, не имеющие форм словоизменения: меню, радио, кино, ой!, здесь, там, но, да, нет и т. д., во-вторых, продуктивные структурные целые, состоящие не из морфем, а из слов: диван-кровать, плащ-палатка, синий-синий, еле-еле и т. д. Естественно, по словам Н.М. Шанского, «не они определяют общий словообразовательный профиль словесных образований нашей речи», но слова производные, членимые на морфемы [9, с. 75].

6. Морфема — это историческая категория, способная изменяться в ходе развития языка. Это свойство морфемы ставит ее в один ряд с другими лингвистическими категориями и формами. Достаточно сравнить границы членения морфем в словах ящик (от др.-рус. яскъ «корзина»), окно (от общеслав. око «глаз»), лодка (от общеслав. *оЫа>лода«корыто», «судно»), орел (ср. греч. ornis «птица»), лопух (от общеслав. лоп «лист»), сдоба (от др.-

рус. доба «пора, время»), тучный (от др.-рус. тукъ «жир»), нужный (от др.-рус. нужа «нужда»), великий (от др.-рус. велий «большой»), нелепый (от общеслав. лепый «красивый, хороший») и др. с современной и этимологической точек зрения, чтобы признать тот факт, что в процессе исторического развития языка по разным причинам (утрата производящих слов или ранее продуктивных аффиксов в языке, фонетические изменения в составе слова и др.) фонематические границы морфемы изменяются.

Таким образом, следует различать современный и исторический состав морфем в пределах одной и той же лексической единицы. В силу этого нельзя переносить в план синхронного морфемного анализа факты более древних языковых эпох.

7. Морфемный анализ слов должен опираться на объективные факты современного языка, а не на субъективное языковое чутье его носителей. Ср. ошибочное членение на морфемы слова подушка, якобы произведенного от слова ухо, ушко: под-ушк-а. Этимология слова иная: в польском языке есть слово dusha — «перина». *по-душ-к-а, родств. душа, дух, дышать, отдыхать и др.

8. При анализе значимых частей слова необходимо учитывать специфические особенности структуры русских слов в целом, их принадлежность к определенной части речи. Ср. различия в составе основ омонимичных слов: знать-П (сущ.) и зна-ть (гл.), тепл-[о] (сущ.) и тепло (нареч.) и др.

Ознакомление с особенностями терминологического содержания, признаками и функциями морфемы как языковой единицы является теоретико-лингвистической основой обучения будущих педагогов принципам системного анализа слова.

Список литературы:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Сов.

энциклопедия, 1969. — 607 с.

2. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. — М.: Наука, 1977. — 315 с.

3. Потиха З.А. Современное русское словообразование. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1970. — 244 с.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1986. — 583 с.

5. Русская грамматика. В 2-х томах. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / АН СССР; Гл.ред. Н.Ю. Шведова. — М.: Наука, 1980. — С. 123—452.

6. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Академия, 2001. — С. 453-489.

7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высш. уч. заведений: В 2-х ч. Ч. 1.: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой. — М.: Академия, 2002. — С. 442—533.

8. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. — М.: Наука, 1977. — 256 с.

9. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: МГУ, 1968. — 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.