в
ЕСТНИК мвпЮКОВа а. в.
UUUDCDPUTCTA Морально-правовые аспекты
УНИВсгСИТсТА ^
именио.Е.кугафина(мпоА) компетентностного подхода к образованию
МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
К ОБРАЗОВАНИЮ
В статье рассматриваются морально-правовые аспекты компетентностного подхода к образованию. Целью компетентностного подхода в данном случае выступает принцип ответственности за жизнь и здоровье другого человека. В соответствии с этим принципом существует классическая группа профессий, для представителей которой данная ответственность представлена в чистом виде — это врачи, юристы и педагоги. Процесс формирования такой ответственности является делом особой социальной значимости. В качестве основной проблемы на этом пути выступает принципиальное противоречие между чувством самосохранения и необходимостью или принципиальной перспективой пожертвовать собой ради другого человека, или изменить свою жизнь по той же причине. Процесс формирования ответственности за другого человека происходит в образовательной среде. Современная образовательная парадигма предполагает формирование соответствующих профессиональных компетенций. Компетенция есть готовность человека к мобилизации знаний, умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Ключевые слова: ответственность за жизнь и здоровье, профессиональная этика, профессиональные компетенции.
Ольга
Владимировна МАЛЮКОВА,
доктор
философских наук, профессор
кафедры философских и социально-экономических дисциплин
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
MALIUKOVA O,
Doctor Philosophy, Professor, Department of Philosophical and Social and Economic disciplines, Kutafin State Law University (MSAL)
MORAL AND LEGAL ASPECTS OF COMPETENCE-BASED
APPROACH TO EDUCATION
The article discusses moral and legal aspects of the competence approach to education. The aim of competence-based approach in this case is the principle of responsibility for the life and health of another person. In accordance with this principle, there is a classic group of professions, for which this liability is presented in its pure form is doctors, lawyers and teachers. The process of formation of such liability was a matter of special social significance. The main problem on this way is fundamentally a contradiction between the sense of self-preservation and necessity or a fundamental term, to sacrifice themselves for another person or change your life for the same reason. The process of formation of responsibility for another person occurs in an educational environment. The new educational paradigm implies the formation of the corresponding professional competences. Competence is a person's willingness to mobilize knowledge, skills for effective action in a particular situation. Keywords: responsibility for life and health, professional ethic, professional competences.
□
01
"0 >
ш □
Ш >
4
m ^
г
I >
n
СРЕД>
© О. В. Малюкова, 2016
>
24 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
/V ) У
^^ I
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX—XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», означают процесс смены образовательной парадигмы.
Существовавшая долгие годы парадигма «знания, умения, навыки» (ЗУН) включала теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. Эта парадигма принималась научно-педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально личностного и поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-цен-ностных и когнитивных составляющих и выступают понятия «компетенция» и «компетентность». Это и означает формирование новой парадигмы результата образования.
Первоначальным этапом формирования новой образовательной парадигмы стало создание концепции образования, основанного на компетенциях. Категория «компетенция» была введена в научный оборот в 60—70-е годы ХХ века, было начато разграничение понятий компетенция и компетентность. Так, в работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., было дано развернутое толкование компетентности. Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»1.
Исследователи и в мире, и в России стали не только изучать компетенции, но и строить обучение, имея в виду их (компетенций) формирование как конечный результат процесса образования. Для различных видов деятельности были выделены различные виды компетентности. В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют структуру компетенции. Обобщая такие работы, можно сделать вывод: компетенция — это сложное психологическое новообразование, ядро которого составляют знания, а ее доминантной характеристикой является способность актуализации комплекса знаний, умений и навыков, профессионального и жизненного опыта, профессионально-личностных качеств, ценностей и установок для решения познавательной или практической жизненной задачи.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М. : Когито-центр, 2002. С. 32.
в
ЕСТНИК мвпЮКОВв а. в.
шивсвтитст« Морально-правовые аспекты
УНИВСгСИТЕ IА — **
именио.Е.кутафина(мпод) компетентностного подхода к образованию
Понятия компетенции и компетентности вошли в Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 40.03.01(030900.62) Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») выпускник (юридического вуза) должен обладать конкретными профессиональными компетенциями (ПК). Результатом освоения всего комплекса учебных дисциплин должно стать формирование компетенций, выраженных в терминах «знать — уметь — владеть».
Итак, под компетентностью в настоящее время следует понимать качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников относятся: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая.
Формирование будущего специалиста происходит в результате объединения как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Профессиональная этика юриста находится на пересечении общекультурных и профессиональных компетенций. Именно профессиональная этика является важнейшим предметом в формировании морально-правовой составляющей компетентност-ного подхода в образовании.
Основой всех видов профессиональной этики является не только наука о нравственности, но и наука как таковая. О научных основаниях нравственности говорил в начале ХХ века Петр Алексеевич Кропоткин, написавший ряд исследований по этой проблематике. «Такого учения, — писал он, — которое было бы в соответствии с современным состоянием науки и использовало бы ее завоевания, чтобы построить основы нравственности на широком философском основании, и дало бы образованным народам силу, способную вдохновить их для предстоящей великой перестройки, такого учения еще не появилось. Между тем в этом всюду и везде чувствуется потребность новой реалистической науки о нравственности, освобожденной от религиозного догматизма, суеверий и метафизической мифологии, подобно тому, как освобождена уже современная естественно-научная философия, и вместе с тем одухотворенной высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам современным знанием о человеке и его истории, — вот чего настоятельно требует человечество»2. О необходимости новой реалистической науки о нравственности, которая может стать основой профессиональной этики, писал не только П. А. Кропоткин. Наиболее значимым произведением в рассматриваемом контексте можно считать труд Ганса Йона-са «Принцип ответственности», вышедший в 1979 г.3 Автор заявляет следующее: «Чрезмерные успехи в покорении природы (а с таким покорением и увязы- Р валось представление о человеческом счастье), простирающиеся ныне уже на А
□
Ш □
собственную природу человека, поставили человеческое существование перед лицом величайшего вызова из всех когда-либо порождавшихся деятельностью А
самого человека. Все здесь ново, не похоже на прежнее, как качественно, так и т
т
Ь
2 Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М. : Политиздат, 1991. С. 25. Н
3 Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / пер. с Я нем., пред., прим. И. И. Маханькова. М. : Айрис-пресс, 2004. СРЕДА
4/2016
>
26 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
/V ) У
^^ I
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
по масштабам»4. Центральным понятием этики Г. Йонаса оказывается понятие ответственности.
Согласно современным представлениям, ответственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Это отношение есть сознательная интеллектуальная и физическая готовность субъекта к реализации или воздержанию от совокупности действий, которые могут потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий. В профессиональной этике ответственность понимается как надежность, честность в отношении себя и других; как готовность признать, что результат, который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий).
Категорическим императивом профессиональной этики выступает ответственность за жизнь и здоровье другого человека или целой группы людей. По этому принципу ответственности существует классическая группа профессий, для представителей которой ответственность за жизнь и здоровье другого человека представлена в чистом виде. Это профессия врача (медика), поскольку врач напрямую ответственен за жизнь и здоровье пациента, зачастую беспомощного, плохо информированного и неявно представляющего себе последствия врачебного вмешательства (или невмешательства) в ход течения заболевания. В качестве представителя второй профессии выступает педагог, работающий с детьми в возрасте до 18 лет. Дети не несут ответственности за собственную жизнь и здоровье, в этом качестве выступают родители и учителя, которым государство и родители напрямую делегируют ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Третьей классической профессией является профессия юриста. Представители судебных и правоохранительных органов должны нести ответственность за жизнь, здоровье и будущее всех тех граждан, которые попали в поле зрения этих органов не только в качестве подозреваемых, обвиняемых или осужденных, но и в качестве свидетелей или потерпевших.
Ответственность за жизнь и здоровье другого человека есть основное моральное требование для целого ряда профессий. Процесс формирования такой ответственности является делом особой социальной значимости. В качестве основной проблемы на этом пути выступает противоречие между чувством самосохранения и необходимостью или принципиальной перспективой пожертвовать собой ради другого человека или изменить свою жизнь по той же причине. Ибо человек — это единственное живое существо на нашей планете, которое осознает уникальность своего индивидуального существования, свою смертность, а также обладает свободой выбора различных возможностей своего существования. При этом человек является существом биосоциальным, и далеко не всегда биологическое (например, нрав или норов) может сниматься или подавляться путем воспитания в социуме. Эти обстоятельства необходимо серьезным образом учитывать при выборе профессии.
Процесс формирования ответственности за другого человека происходит в образовательной среде, т.е. в ходе получения высшего или среднего профессионального образования. Современная образовательная парадигма предпола-
Йонас Г. Там же. С. 20.
4
в
ЕСТНИК мвnЮKOBва.в.
шивсвтитст« Морально-правовые аспекты УНИВСгСИТЕ IА —
именио.Е.кутафина(мпод) компетентностного подхода к образованию
гает формирование соответствующих профессиональных компетенций. Компетенция включает в себя знания, навыки и умения. Однако понятие компетенции включает в себя нечто большее, чем знания и умения. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, которые позволяют действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Главный признак компетентностного подхода — способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Основной результат обучения — готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации. Компетенция есть готовность человека к мобилизации знаний, умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Содержание и структура высшего и среднего профессионального образования имеет своей конечной целью не только формирование профессионала в области педагогики, юриспруденции и медицины, но и воспитание личности, глубоко чувствующей свою ответственность за другого человека. Идея ответственности встроена в само содержание основных и вспомогательных изучаемых дисциплин. В качестве основных дисциплин выступают психология и педагогика для педагогов, теория государства и права для юристов, лечебное дело для медиков. Кроме этого, параллельно, но в обязательном порядке изучаются правоведение и профессиональная этика применительно к получаемой профессии.
Профессиональная этика обозначает существование особых профессиональных моральных норм — это, в первую очередь, профессиональная этика юриста, профессиональная этика педагога и профессиональная этика врача. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Содержание любой профессиональной этики складывается из общих и частных требований общечеловеческой морали. Общие принципы профессиональной этики включают в себя профессиональную солидарность, профессиональное понимание своего долга и чести, а также профессиональную ответственность, обусловленную предметом и родом деятельности.
В настоящее время профессиональная этика развивается как обобщение реальных поведенческих практик представителей каждой профессии. Эти обобщения воплощены, как в практических кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствует о формировании теоретического уровня профессиональной морали. Основными видами сформированной профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика юриста, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Такие профессиональные кодексы являются конкретным воплощением морального и правового аспектов в реализации компетент-ностного подхода.