Научная статья на тему 'Национальная и демографическая безопасность России: институционально-правовые взаимосвязи'

Национальная и демографическая безопасность России: институционально-правовые взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тиводар С. И.

Предметом статьи является демографическая безопасность России как институционально определенная часть национальной безопасности. По мнению автора, она состоит в создаваемой государством системе условий для воспроизводства населения, обеспечивающих положительный баланс рождаемости и смертности, высокого уровня продолжительности жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная и демографическая безопасность России: институционально-правовые взаимосвязи»

С.И. Тиводар

НАЦИОНАЛЬНАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Вопросы, связанные с безопасностью человека, всегда были приоритетными, определяя общую адаптационную стратегию, вырабатываемую как на уровне индивидуальных поведенческих стереотипов психологического свойства, так и на коллективном социальном уровне, культивирующем общие принципы безопасности человека как члена социума в пространстве отношений, возникающих между людьми и человека с природой. По сути дела, социум есть основная и первичная система обеспечения безопасности индивида, поскольку является главным условием реализации его потребностей и интересов. Кроме того, важно то, что именно в обществе и посредством его потребности как биологическое свойство организма превращаются в социальное свойство человека - интересы, которые включают и определенную программу их реализации, предотвращения рисков и угроз этим интересам. Очевидно, что первоначально складывающаяся система безопасности включала решение триединой задачи: безопасность самого человека как реализация его потребностей и интересов и ликвидация угроз и рисков, направленных против них; безопасность социума как главного условия реализации потребностей и интересов и основного способа (технологии) предотвращения угроз и рисков им; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение в качестве естественного условия существования человека.

С возникновением государства вопросы обеспечения безопасности становятся его основной функцией. То есть в первую очередь государство берет на себя ответственность за реализацию интересов граждан. В этом смысле оно должно рассматриваться как институт безопасности. Однако закрепляемая государством иерархичность общества, обусловливающая иерархичность интересов, предполагает неоднозначную оценку совокупности интересов, существующих в обществе, которые могут иметь как общегосударственное значение, так играть и частную роль в функционировании общества и государства. Фактически деятельность государства по обеспечению безопасности граждан начинается с оценки значимости тех или иных общественных интересов для государственного целого. Так формируется государственная политика в сфере безопасности, основанная на концептуализации (то есть на признании приоритетной важности) жизненно важных интересов личности, общества и государства. Собственно, характер и содержание этой политики, от тоталитарной до либерально-демократической, как деятельности государственной власти по обеспечению безопасности во многом определяется тем, какую роль играет каждый из перечисленных элементов этой триады в системе приоритетов обеспечения безопасности. В этом смысле государственная политика в сфере безопасности столь же динамична и исторически изменчива, как и любая другая сфера политики. Поэтому в истории мы можем найти огромное разнообразие подходов к этой проблеме и способов ее решения. Однако неизменной остается сама социальная природа безопасности, заключающаяся в решении указанной выше триединой задачи.

Данные методологические положения объясняют объективность институциональной взаимосвязи национальной безопасности и ее видов. Дело в том, что национальная безопасность как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства основана на общей стратегии (концепции), основной целью которой является решение упомянутых центральных задач, детализированно представленных на уровне видов национальной безопасности. Это означает, что каждая сфера деятельности государственной власти должна коррелировать с принципами и нормами, сформулированными в Концепции национальной безопасности, которые по определению являются выражением и способом реализации национальных интересов. Если этого не происходит, то (при условии, что сама Концепция является адекватной этим интересам) система национальной безопасности не отвечает своим задачам. Проблемы, возникающие в сфере обеспечения национальной безопасности, как правило, связаны либо с неправильной оценкой текущих и перспективных условий обстановки, либо с отсутствием необходимых институциональных правовых и политических условий, необходимых сил и

средств решения этих проблем. Так или иначе, решение называемых проблем, прежде всего, есть воля и политический акт государственной власти - акт государственной политики.

Предметом этой статьи является демографическая безопасность России как институционально определенная часть национальной безопасности. Она состоит в создаваемой государством системе условий для воспроизводства населения, обеспечивающих положительный баланс рождаемости и смертности, высокого уровня продолжительности жизни граждан. Следует отметить, что не только острота демографической проблемы для современной России, но и сама природа национальной безопасности делают ее решение одним из главных приоритетов деятельности государства. Кроме того, необходимо помнить, что воспроизводство населения, в сущности, имеет двойственную природу - биологическую и социальную. Как биологический процесс оно регулируется сугубо демографическими (биологическими) закономерностями, как социальный же - государственной политикой. Таким образом, существенным является выяснение того обстоятельства, являются ли причины складывающейся демографической ситуации проявлением демографических закономерностей или они имеют причину в соответствующих социальных процессах, отрицательно влияющих на воспроизводство населения.

Общепринятым является мнение, согласно которому Россия сегодня находится в условиях демографической катастрофы, состоящей в резком возрастании смертности и резком падении рождаемости. Так, с 1986 по 1994 гг. смертность в стране возросла с 10,4 % до 15,7 %. В 2005 году она составила 16,8 %. Аналогичные тенденции связаны и с рождаемостью: с 1987 по 1993 гг. она сократилась с 17,2 % до 9,4 % [1]. Следует сказать, что подобная ситуация с рождаемостью в России аналогична ситуации во многих других странах, в том числе и в странах Европейского союза. Однако катастрофические показатели имеет соотношение рождаемости и смертности. По данным Госкомстата России, смертность в 2004 г. населения составила 790 тыс. человек [2]. Это составляет разницу между смертностью и рождаемостью в 70 % [3].

Россия стремительно теряет свое место в мировой демографической иерархии. Если в 1950 г. она находилась на 4-м месте, то, по данным ООН, в 2050 г. она будет находиться на 17-м месте с населением в 104,3 млн человек [4]. По данным того же источника, если в 1950 г. доля России в мировом населении составляла 4,1 %, в 2000 г. - 2,4 %, то в 2025 г. она будет составлять 1,6 %, а в 2050 г. - 1,1 %. Наша страна занимает 136-е место в мире по уровню продолжительности жизни мужчин. По данным Всемирного банка, примечательно, что если у нас в 2004 году смертность от всех видов транспортных происшествий составила 20,6 на 100 тыс. населения, то в странах Евросоюза - 11. Смертность от сердечнососудистых заболеваний в России 994 случаев на 100 тыс. населения по сравнению с 317-ью в США и 225-ью в Бразилии*.

Специалисты предполагают самые разные причины данных демографических тенденций: экономический спад, обусловивший падение уровня жизни населения, психологические причины, связанные с распадом СССР, уровень алкоголизма и прогрессирующая наркомания, некоторые другие причины.

В ряду причин иногда указываются и сугубо демографические закономерности. По мнению некоторых исследователей, начиная с 2000 года демографический взрыв на планете сменяется стабилизацией роста населения. Так, профессор С.П. Капица пишет: «...в 2000 г., когда население мира достигло 6 млрд, а темпы прироста населения достигли своего максимума в 87 млн в год, или 240 тыс. человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться. Более того, и расчеты демографов, и общая теория роста населения Земли указывают на то, что в ближайшем будущем рост практически прекратится. Таким образом, население Земли в первом приближении стабилизируется на уровне 10-12 млрд и даже не удвоится по сравнению с тем, что уже есть. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в исторически ничтожно короткий срок - меньше 100 лет, и этим завершится глобальный демографический переход» [5]. По мнению цитируемого автора, сокращение населения связано не столько с социальноэкономическими проблемами, сколько с информатизацией, достигшей к 2000 году соответствующих критических значений. Так, если бы население возрастало согласно прогрессии, имевшей место до 1960 г., то к 2000 г. оно составило бы 8, а не 6 млрд [5].

Однако, как справедливо отмечает В.Г. Федотова, «...легко усомниться в чисто демографических тенденциях этого процесса. Утверждается, например, что если кризис 90-х породил ухудшение демографической ситуации, то позитивные изменения должны ее исправить. А раз этого не происходит и

никакого исправления ситуации нет, значит, влияние 1990-х незначительно, а причины происходящего надо искать в собственно демографических процессах» [3]. Но, согласно демографическим прогнозам, в начале 1990-х должен был произойти демографический спад, который не состоялся. Напротив, в 19861990 гг. прирост составлял 6,1 %, а убыль началась в 1992 - 0,2 %, составив в 2001 году 6 %. В.Г. Федотова считает, что: «Такую амплитуду колебаний вряд ли можно объяснить только демографически. В особенности, если обратить внимание на то, что численность абортов в тот же период составила 2 млн в год, а 30 % родившихся детей были внебрачными» [3].

Следует усомниться в том, что процесс убыли населения имеет чисто демографические причины. Хотя рождение и смерть - явления биологические, рождаемость и смертность - это социальные процессы. Анализ показывает, что большинство тенденций убыли населения связано именно с социальными процессами. Так, отмечаемые демографами 1960-е годы как фаза снижения рождаемости ознаменованы формированием потребительского общества, когда на Западе женщина получает большую самостоятельность благодаря тому, что могла себя материально обеспечить. Тем самым она не нуждалась в семье. В это же время некоторая либерализация, происходящая в СССР, имела аналогичные последствия

- «пожить для себя». В 1990-е годы устойчивая тенденция убыли населения должна быть объяснена целым рядом факторов экономического, психологического, политического свойства: экономический кризис, политическая нестабильность, психологическая неготовность населения трудоспособного возраста к новым условиях жизни.

Некоторые ученые полемизируют с теми, кто указывает на экономический кризис и психологический фактор в качестве причин демографического кризиса [6; 1]. По их мнению, существует три фактора, не позволяющих согласиться с этим: во-первых, демографический кризис разразился в странах, которые меньше других пострадали от кризиса экономического (Россия, Украина, Белоруссия и страны Балтии); во-вторых, в России в зону сверхсмертности попали не наименее социально незащищенные группы (дети, женщины и пенсионеры), а наиболее экономически активная часть населения (мужчины 40-59 лет); в-третьих, со времени экономического подъема (1999 г.) смертность возросла с 13,5 % в 1998 г. до 16 % в 2004 г., что означает, что причиной данной демографической тенденции является не экономический кризис.

Что же касается психологического фактора, то, например, жители Армении, Молдовы и Украины, по данным опроса 2001 года, были менее удовлетворены своей жизнью, чем россияне, а значит, испытывали больший психологический дискомфорт. Тем не менее продолжительность жизни в этих странах больше, чем в России. Значительно большую продолжительность жизни имели жители Грузии и Белоруссии. По некоторым оценкам, начиная с 1998 г., уровень пессимизма российских мужчин значительно понизился, что, однако, сопровождалось ростом смертности среди наиболее трудоспособного населения (25-64 лет): с 13,5 % в 1998 г. до 15,6 % в 2001 г., составляя 300 тыс. человек за год.

Однако большинство исследователей демографического кризиса в России солидарны в том, что большую роль в снижении рождаемости, увеличении смертности и сокращении продолжительности жизни играет проблема потребления алкоголя. Следует отметить, что в целом объемы потребления алкогольной продукции населением близки к наиболее развитым странам Запада, таким как Германия, Франция, Великобритания и др. Однако проблема состоит в культурных традициях принятия спиртных напитков, которые в России имеют существенные отличия в сравнении с этими странами. Дело в том, что, если в странах Центральной и Западной Европы наибольшей популярностью пользуются слабые алкогольные напитки (пиво, вино, коктейли), то в России - крепкие (водка, коньяк и др.). При этом средний немец или француз гораздо чаще «принимает на грудь» (2-3 раза в сутки), в отличие от россиянина. Однако россиянин гораздо больше потребляет спиртного за один раз, что чрезвычайно вредно для здоровья. Страдает, прежде всего, сердечно-сосудистая система. Так, смертность по причине болезней системы кровообращения лидирует с большим отрывом в перечне из 11 причин смерти: в 2002 г. она составила 1 308 071, в 2003 г. - 1 330 762, в 2004 г. - 1 287 726 [7].

Связь между потреблением алкоголя и смертностью в России стала очевидна еще во время антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. По некоторым оценкам, тогда снижение потребления алкоголя на 27 % привело к падению смертности на 12 % среди мужчин и на 7 % среди женщин, а смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56 %, смертность от несчастных случаев - на 36 %, от пневмонии -

на 40 %, от сердечно-сосудистых заболеваний - на 9 %. Таким образом, эта кампания спасла 1,2 млн человеческих жизней [8; 9].

Однако очевидно то, что нельзя сводить причину демографического кризиса к какому-либо одному фактору, даже такому, как потребление алкоголя. Традиция потребления алкоголя в том виде, как она существует в России, зародилась достаточно давно и связана с ее региональной спецификой как северной страны с достаточно холодным климатом и продолжительной зимой. Подобная традиция существует также и в других странах, таких как Польша, Шотландия, Исландия, Швеция, Финляндия. Однако это никак не сказывалось на воспроизводстве населения и продолжительности жизни раньше, до демографического кризиса. Так или иначе, причину демографической катастрофы следует искать в социальных факторах. Очевидно, что в ряду этих причин должна быть вся совокупность условий жизнедеятельности человека, претерпевшая существенные изменения в процессе модернизации.

Последнее обстоятельство делает актуальной для России проблему разработки эффективной демографической политики, рассматривающей проблему источников формирования населения страны важнейшей частью программ по обеспечению национальной безопасности. Ведь по смыслу самого термина безопасность предполагает в первую очередь отсутствие угроз для репродукции самого человека. Анализ этих угроз и разработка программы по их устранению есть не что иное, как одна из первостепенных задач государственной политики в сфере национальной безопасности. Но каковы бы не были результаты подобных исследований и какие бы программы не были приняты, является очевидным, что обеспечение достойного уровня жизни, доступного и дешевого здравоохранения, духовного развития человека являются необходимыми условиями успешности демографической политики.

В контексте сказанного, следует отметить, что принятая в 2001 году Концепция демографического развития Российской Федерации не улучшила демографическую ситуацию. Напротив, по многим показателям, как видно из предшествующего изложения, положение стало хуже. Необходимо указать и на важность появления некоторых демографических проектов. В их числе появившийся в 2005 году проект «Здоровье», содержащий новые положения здравоохранительной политики. Вместе с тем нужно признать малую эффективность шагов государства, направленных на решение проблемы. Кроме того, очевидна бессистемность этих шагов, что и гарантирует их малую эффективность.

Признание институциональной взаимосвязи национальной и демографической безопасности должно придать системность демографической политике. При этом сам демографический процесс следует рассматривать не как закономерность воспроизводства биологического вида, а как социальный процесс, включающий соответствующие ценностные, нормативно-регулятивные компоненты традиционноментального уровня. Так, например, развитие и укрепление института семьи, безусловно, является важнейшим условием преодоления демографического кризиса. Однако сводить это лишь к финансовой поддержке молодых семей малоэффективно. Тем более, что вряд ли государство способно оказывать молодым семьям действенную помощь. Это необходимо делать на фоне моральной реабилитации семьи и

- многодетной семьи. Следовательно, нужна программа воспитания подрастающего поколения, начиная с детских садов и заканчивая старшими классами средней школы. Воспитание духовности в браке -важнейшая задача по обеспечению демографической безопасности.

Любая сфера деятельности по преодолению демографического кризиса должна иметь идеологическое обоснование, исходящее из очевидной установки на то, что россиянин рассматривается как основная цель государства и объект национальной безопасности.

Литература

1. Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демографический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность. 2006. № 3.

2. Госкомстат РФ. Информация о социально-экономическом положении России. М., 2005.

3. Федотова В.Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль. 2004. № 2.

4. Вишневский А. Г. Перспективы демографического развития России и роль миграции // Аналитический вестник. 2003. № 9 (202).

5. Капица С.П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества // Общественные науки и современность. 2006. № 4.

6. Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демографический кризис: факторы, модели, пути решения // История и синергетика. Математическое моделирование социальной динамики. М., 2005.

7. Ткаченко А.А. Экономика и народонаселение России // Власть. 2006. № 4.

8. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России 1980-90-е гг. М., 2001.

9. Алкогольный урон регионов России. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.