consolidate knowledge through interactive tests and practical assignments.
3. Developing language skills. Analysis of test data showed that students in the second group showed higher results in speech comprehension and grammar. Examples of digital media and their use
1. Mobile apps. Apps like Duolingo and Memrise promote gradual and flexible learning through short but regular lessons.
2. Video lessons and online courses. Platforms like Coursera and YouTube provide access to video lessons in English, which helps students develop listening and speaking skills.
Conclusions and Future Research Prospects
Digital media play a key role in the English language learning process because they allow learning to be tailored to students' needs, increase motivation, and make the learning process interesting and engaging. Further research can be aimed at examining the impact of specific types of digital media on various aspects of language competence and at investigating how the integration of digital media affects motivation for long-term language learning.
References
1. Lee J., Johnson S. Digital technologies in learning. St. Petersburg: Nauka, 2020.
2. Brown R. The impact of multimedia resources on student motivation. Moscow: Obrazovanie, 2019.
3. Meyer D. Psychological aspects of digital learning. London: Routledge, 2018.
©Gurbanmyradov J.G., Yazgulyyeva A.D., 2024
УДК 8
Овлягулыев М.,
кандидат исторических наук, профессор.
Заведующий кафедры общественных наук Туркменского государственного института финансов
Солтанмырадов Г.А., старший преподаватель кафедры общественных наук Туркменского государственного института финансов
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ
Ключевые слова:
Махтумкули Фраги, философия, этика, мысли.
Махтумкули Фраги-великий поэт-мыслитель и просветитель живший в XVIII веке. В формировании духовного облика мыслителя огромную роль сыграл его отец Довлетмаммет Азади, который прославился среди туркменского общество философскими, общественно-политическими и этическими мыслями.
Развитию Махтумкули как известного поэта-способствовали творчество Довлетмаммеда Азади, образование полученное в медресе (медресе Идрис баба, Гогельташ, Ширгази), научное наследие восточных мыслителей (аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина, Бируни, Омар Хайям), суфийская философия востока, произведения народного творчества.
В зрелом возрасте поэт избрал себе псевдоним Фраги («разлучённый»). В конце каждого
стихотворения он помещал этот псевдоним, иногда подлинное имя, словно обращаясь к самому себе. Это было в традиции поэзии его времени [5].
Махтумкули Фраги является народным поэтом. В своём творчестве поэт искал решения различных проблем жизни туркменского народа. Такие моральные ценности, как проявление уважения и почтения к науке и знаниям, гостеприимство, единство и патриотизм, составляют основу творчества мыслителя. Идеи, выраженные им в своём творчестве, поэт брал из жизни народа и вернул же их своему народу на понятном народу языке. Близость его творчества к народу сделала творчество поэта любимым. Его стих приближен к народной речи. Неслучайно значительная часть строк из его произведений стала пословицами [6].
Махтумкули черпал свое творческое вдохновение из неиссякаемого родника народного творчества. Народ заучивал произведение великого мыслителя и передавал его из рода в род [4, 114 с.]."Поэзия туркмена Махтумкули-один из тех драгоценных камней, которые в наши дни в новой оправе засверкали ослепительным светом" [1, 10 с.] писал Е.Бертельс.
Творчество мыслителя очень многогранно. Значительное место в его творчестве занимают этические проблемы. Предметом этики являются общечеловеческие ценности. К ним относятся милосердие, справедливость, щедрость, счастье, добро и т.д.
Гуманизм-неотъемлемое нравственное качество личности. Махтумкули в своих произведениях раскрыл народу идеи гуманизма и высокой нравственности и народ полностью воспринял воззрения и идеалы мыслителя.
Глубоко веря в способность людей понимать зло и добро, Махтумкули придавал огромное значение воспитанию, силе разума, моральному воздействию. Поэтому он постоянно дает людям советы, призывает их заниматься полезной работой. Свидетельством этого служит ниже следующие строки из стихотворения "Не пристало" которые звучат: Мудрый совет помогает везде. Другу достойной поможет в беде.
В творчестве Махтумкули более рельефно обнаруживаются "следы" влияние туркменского фольклора [3, 49 с.]. Народная мудрость гласит "Источник изобилия-в действии" [7] В своем творчестве мыслитель преподнёс этические ценности народа поэтическим языком, в форме увещевания. Ярким примером этого служит произведения мыслителя "Пристойней" который гласит: А к ловким и трудолюбивым Богатство прямо в дом летят [2, 239 с.].
Близость творчества к жизни народа повысила воспитательную способность стихов мудреца. Стихи мудреца насыщенные философскими мыслями служили путеводителем для жизни туркменского народа.
Список использованной литературы:
1. МАХТУМ КУЛИ (ФРАГИ) Избранные стихи. Переводы с туркменского под редакцией Ал. Дейча. Предисловие Е.Бертельса. ОГИЗ. Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва-1948.
2. Махтумкули. Избранные стихотворения. -А.:Ылым, 2014.
3. Оразов Т.Магтымгулынын, этики гарайышлары (Этические взгляды Махтумкули). "Ылым" неширяты. Ашгабат-1974.
4. Очерки истории философской и общественно-политической мысли в Туркменистане. Ашхабад. 1970.
5.Махтумкули. ru.m.wikipedia.org/wiki/
6. Поэзия Махтумкули: строки, пронизанные нежностью и любовью.turkmenistan.gov.tm
7. Туркменские пословицы. Wikiquote https://ru.wikiquote.org T...
© Овлягулыев М., Солтанмырадов Г.А., 2024