Научная статья на тему 'Мораль и бытовое поведение в Византии эпохи Иоанна Златоуста в зеркале историографии'

Мораль и бытовое поведение в Византии эпохи Иоанна Златоуста в зеркале историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / БЫТ / ПОВЕДЕНИЕ / ВИЗАНТИЯ / ИОАНН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агаркова Ю. Н.

В работе рассматривается степень исследования в исторической науке круга проблем, связанных с моралью и бытовым поведением в Ранней Византии эпохи Иоанна Златоуста. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день исчерпывающего исследования данной темы нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мораль и бытовое поведение в Византии эпохи Иоанна Златоуста в зеркале историографии»

30

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26

УДК 94(4951.01

МОРАЛЬ И БЫТОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ВИЗАНТИИ ЭПОХИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ю.Н. АГАРКОВА

В работе рассматривается степень исследования в исторической науке круга проблем, связанных с моралью и бытовым поведением в Ранней Византии эпохи Иоанна Златоуста. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день исчерпывающего исследования данной темы нет.

e-mail: sbitnevay@mail.ru

Ключевые слова: мораль, быт, поведение, Византия, Иоанн

Златоуст.

Рассмотрение различных сторон ранневизантийской бытовой морали в контексте взглядов св. Иоанна Златоуста, исследование причин, характера и хода глубоких ментальных изменений, происходивших в позднеантичном обществе вследствие не формальной, а реальной христианизации весьма важны в современных условиях, когда происходит, по сути, обратный процесс - дехристианизации, применительно к его повседневно-бытовой стороне.

В историографии проблемы внимание совершенно однозначно акцентируется на нормативно-догматических аспектах. Реальная повседневная жизнь константинопольцев почти ускользала от внимания исследователей в силу их ангажированности и тенденциозности. Вместе с тем, некие общие контуры все же можно наметить.

Среди круга более частных проблем, необходимых к рассмотрению, следует выделить:

- степень бытовой христианизации в частной жизни;

- проявление христианской и языческой морали в бытовом поведении;

- институт семьи и брака, воспитание детей;

- частная жизнь и положение женщины;

- языческие пережитки в празднествах;

- языческие пережитки в отношении к еде;

- отношение к человеческому телу;

- отношение к труду, бедности и богатству;

- отношение к институту гетеризма.

Отдельные (небольшие) оценки и характеристики можно извлечь из общих трудов по истории Византии, подготовленных в России в начале ХХ века. Это книги выдающихся отечественных византинистов, классиков исторической мысли Ю.А. Кулаковского1, Ф.И. Успенского1 2 и А.А. Васильева3. Более поздние общие работы добавляют к этому не так уж много.

Важны в ряде аспектов классические отечественные и зарубежные труды по истории церкви (В.В. Болотов4, Ф. Шафф5 и др.).

Борьбе Иоанна Златоуста за реальную христианизацию морали и бытового поведения, преимущественно в отдельных аспектах, посвящен ряд дореволюционных отечественных работ. Это труды таких исследователей как: Н. Гроссу6, А.В. Раин7, архимандрит

1 Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 тт. СПб., 1996.

2 Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3 тт. М., 1998.

3 Васильев А.А. История Византии. В 2 тт. М., 1998.

4 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 тт. М., 1994.

5 Шафф Ф. История христианской церкви. III. Никейское и посленикейское христианство. 311-590 г. по Р.Х. СПб.: Библия для всех, 2007.

6 Гроссу Н., свящ. Основной характер проповеди св. Иоанна Златоуста. К., 1907.

7 Раин А. Св. Иоанн Златоуст и семейная жизнь его времени // Христианское Чтение. 1895. № 3-4.

С. 227-236.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26

31

Агапит8, М. Бажанов9, И. Говядовский10 11 и др. И.В. Попов продолжил традиции отечественной церковно-исторической науки в книге «Святой Иоанн Златоуст и его враги»11.

Углубленным пониманием учения святителя Иоанна Златоуста о семье проникнута книга М. Григоревского «Учение святителя Иоанна Златоуста о браке». Он справедливо считал, что христианское общество Востока в период деятельности Иоанна Златоуста находилось в переходном состоянии и переживало острый социальный кризис. Особая заслуга Иоаннна - в том, что он в целом ряде сочинений и проповедей неистово боролся с пережитками античной свободы частной жизни, пережитками античной оргиастики (в христианстве они получили наименование страстей)12. Эта книга - итог дореволюционной историографии по теме семьи и христианского брака.

Мировая историография представлена хотя и устаревшими ныне, но важными в плане постановки проблем и наличия фактического материала работами: Э. Пюш «Святой Иоанн Златоуст и нравы его времени»13, А. Тьерри «Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия»14, Ф. Фаррар15.

Значительно интереснее работы ХХ в., посвященные частной жизни византийцев в целом. Однако, ни книга А.П. Каждана «Византийская культура»16, ни работа Г.Г. Литав-рина «Как жили византийцы»17 не могут быть исчерпывающими, так как носят достаточно общий характер и касаются преимущественно времени с IX-Х вв. и далее, что выходит за наши хронологические рамки. Это же касается в целом и интересной книги М.А. По-ляковской и А.А. Чекаловой18, а также раздела «Быт и нравы» в первом томе академических очерков «Культуры Византии»19.

Приблизительно в таком же контексте написаны зарубежные работы Д.Т. Райса «Византийцы: наследники Рима», Т. Райс «Византия: быт, религия, культура»20, А. Камерон «Византийцы»21 и др.

Более пристально мировая наука ХХ в. обращала внимание на деятельность Иоанна Златоуста. Это труды таких авторов как М. Барнс22, Д. Эттуотер23, П. Баур24 и др.

Методологическую революцию в подходах и взглядах на Позднюю античность совершил в ряде работ, начиная с 1970-х гг., Питер Браун. Помимо нового взгляда на всю эпоху, Браун заново поставил вопрос о гендере и соматических репрезентациях, рассмотрев взгляды на этот счет основных отцов церкви25. Плодотворно разрабатывались в последние десятилетия проблемы гендера в Ранней Византии26.

8 Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста и его пастырская деятельность. СПб., 1874.

9 Бажанов М. Св. Иоанн Златоуст и его пастырская деятельность в Антиохи. Казань, 1907.

10 Говядовский И. Учение св. Иоанна Златоуста о собственности. М., 1907.

11 Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908 (переизд.: он же. Труды по патрологии. Т. 1: Святые отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004. С. 330-367).

12 Григоревский М. Учение святилеля Иоанна Златоуста о браке. М., 2007.

13 Пюш Э. Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени. СПб., 1897.

14 Тьерри А. Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. М., 1884.

15 Фаррар Ф. Св. Иоанн Златоуст. СПб., 1891.

16 Каждан АП. Византийская культура. СПб., 1997.

17 Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1998.

18 Поляковская М.А., Чекалова А.А. Быт и нравы в Византии. Свердловск, 1989.

19 Культура Византии. IV - первая половина VII вв. М., 1984. С. 632-667.

20 Райс Т. Византия: быт, религия, культура. М., 2006.

21 Cameron, Averil. The Byzantines. L.-Oxf., 2006.

22 Bums M.A. St. John Chrysostom’s Homolies on the Statues. Washington, 1930.

23 Attwater D. St. John Chrysostom. Pastor and Preacher. L., 1959.

24 Baur P. Ch. John Chrysostom and His Time. Vol. I-II. Westminster, 1959.

25 Brown P. Body and Society: Men, Women, and Sexual renunciation in Early Christianity. New York: Columbia University Press, 1988. См. рец.: Болгов Н.Н., Эюпова Д.Г. П. Браун и концепция гендера в поздней античности // Проблемы античного мира и современность. Вып. 2. Алматы, 2011. С. 217-239; Эюпова Д.Г. Питер Браун и его концепция тела, пола и секса в поздней античности («Тело и общество: мужчины, женщины и сексуальное воздержание в раннем христианстве») / / Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № 7(102). Вып. 18. Белгород, 2011. С. 72-80.

26 Arjava, Antti. Women in the Christian Empire: Ideological Change and Social Reality // Studia Patristica. Vol. XXIV / ed. E.A. Livingstone. Leuven, 1993. P. 6-9; Beaucamp, JoёПe. Le statut de la femme a Byzance (4e-7e siecle): II: Les pratiques sociales. Paris, 1992; Cloke, Gillian. "This Female Man of God": Women and Spiritual Power in the Patristic Age, 350-450 AD. Oxf., 1995; Clark, Gillian. Women in Late Antiquity. Pagan and Christian Life-styles. Oxford, 1993. 478 p. См. рец.: Эюпова Д.Г. Джиллиан Кларк и ее книга «Женщины в Поздней античности: язы-

32

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26

На современном этапе историографии по теме наиболее значительным вкладом в изучение наследия Иоанна Златоуста является работа Рудольфа Брендле «Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик»27, написанная в 1999 г. Наряду с изложением подробной биографии Иоанна Златоуста, обзором его сочинений и анализом основных взглядов на семейную жизнь, значительное место автор уделил характеристике бытового поведения в семье в Ранней Византии.

Приблизительно в том же ключе создана относительно недавняя работа Дж. Келли28.

До начала 1990-х гг. специального внимания проблемам христианизации морали и бытового поведения у отечественных исследователей почти не проявлялось. В самые последние годы проблемы христианизации бытового поведения стали привлекать внимание специалистов России и Украины.

Продолжает тематику отечественной церковно-исторической науки на новом этапе работа Е.Т. Казениной-Пристансковой29, посвященная различным сторонам жизни и проповеднической деятельности Иоанна Златоуста.

Важны также работы А.В. Горайко «О духовенстве Константинополя на примере деятельности архиепископа Иоанна Златоуста»30, о проповеди и ее влиянии на народ столицы31.

Статья смоленской исследовательницы Е.В. Федоренковой посвящена важной составляющей морали и бытового поведения - проблеме богатства и бедности в контексте сочинений Иоанна Златоуста32.

Исследователь из Харькова Е.В. Семененко одной из первых обратилась в разработке гендерных проблем в указанном контексте33.

Более узкий аспект гендера (и, вместе с тем, важное социальное явление) - ранневизантийский гетеризм - стал в последнее время предметом изучения Д.Г. Эюповой34 и С.Б. Сорочана35.

Одна из первых попыток нового монографического исследования принадлежит М.Ю. Грыжанковой («Иоанн Златоуст в социуме Ранней Византии и России»)36, однако, эта работа достаточно широко выходит за рамки рассматриваемой нами проблематики.

Наконец, наиболее близко к рассматриваемым нами проблемам подошел Н.Н. Болгов. Некоторые аспекты частной жизни ранневизантийской женщины стали разрабатываться им37 в рамках научного направления кафедры всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, где изучаются различные стороны истории и культуры поздней античности (в духе концепции Постклассического мира). Общей оценке места женщины в Ранней Византии была посвящена монография Н.Н. Болгова и его соавторов «Частная жизнь женщины в Ранней Византии»38, где дается первый в отечественной науке очерк истории частной жизни ранневизантийской женщи-

ческий и христианский образы жизни» // Классическая и византийская традиция. 2012. Белгород, 2012. С. 164-169.

27 Брендле Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик. М., 2008.

28 Kelly J.N.D. Golden Mouth: the story of John Chrysostom - ascetic, preacher, bishop. London, 1995.

29 Казенина-Пристанскова Е.Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. Ровно, 2003.

30 Горайко А.В. О духовенстве Константинополя на примере деятельности архиепископа Иоанна Златоуста / / Мир Византии. Белгород, 2007. С. 57-63.

31 Горайко А.В. О значении проповеди Церкви в жизни ранневизантийского полиса на примере деятельности Иоанна Златоуста // Древности. 2005-2008. Харьков, 2008. С. 95-107.

32 Федоренкова Е.В. Бедность и богатство в позднеантичном социуме (по сочинениям Иоанна Златоуста) / / Кондаковские чтения - III. Белгород, 2010. С. 169-173.

33 Семененко Е.В. Положение женщины в римском обществе в IV-V вв. (на примере восточных провинций империи) // Кондаковские чтения - III. Белгород, 2010. С. 182-188.

34 Эюпова Д.Г. Гетеризм в Ранней Византии / / Классическая и византийская традиция 2010. Белгород, 2010. С. 67-70; Эюпова Д.Г. Концепция тела, пола и секса в поздней античности / / Од^сос. Актуальш проблемы гсторп, археологи та етнологп. III. Одеса, 2011. С. 220-222.

35 Сорочан С.Б. Порни. О профессиональной проституции в Византии IV-IX вв. как сфере рынка торговли и услуг / / Древности. 2012. Харьков, 2012. С. 69-76.

36 Грыжанкова М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме Ранней Византии и России. Саранск, 2002.

37 Болгов Н.Н. Аскетический идеал частной жизни женщины в Ранней Византии // Кондаковские чтения - II. Проблемы культурно-исторических эпох. Белгород, 2008. С. 200-204 и др.

38 Болгов Н.Н., Смирницких Т.В., Сбитнева Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. Белгород, 2009.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26

33

ны через призму психосоматических рефлексий и ментального переворота, связанного с христианизацией. Частично здесь авторы касаются и проблем ранневизантийской семьи.

В этом же контексте находится и ряд наших работ, кроме вышеупомянутых39.

Своеобразным обобщением новейших подходов к византологии, отчасти включая и нашу проблематику, стала книга С.Б. Сорочана40.

Таким образом, можно отметить плодотворную разработку проблем влияния гендера на мораль и бытовое поведение ранних византийцев. Активно разрабатываются проблемы гетеризма. Изучение семьи, брака и аскетизма в основном велось до начала ХХ в., и, несмотря на плодотворные разработки тех лет, нуждается в переосмыслении. Началось исследование влияния экономических факторов на мораль и частную жизнь. Малоизученными остаются античные пережитки собственно повседневной жизни -празднества (Брумалии и др.), свадебный обряд с античной помпой, трапеза, досуг (термы41 и др.). Необходимо со всей остротой поставить совершенно неразработанную в науке проблему двоеверия в IV-V, а отчасти и в VI вв., когда в частной жизни и бытовом поведении уже христианского общества еще имели место многочисленные античные пережитки. Исследование этого - задача ближайшего будущего.

MORALS AND EVERYDAY BEHAVIOR IN BYZANTINE AT JOHN CHRYSOSTOMS AGE IN THE MIRROR OF HISTORIOGRAPHY

Yu.N. AGARKOVA

Belgorod National Research University

e-mail: sbitnevay@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this paper the degree of research in the science of history of problems related to morality and everyday behavior in the early Byzantine era John Chrysostom. The author comes to the conclusion that at present an exhaustive study of the topic there.

Keywords: morality, life, behavior, Byzantium, John Chrysostom.

39 Сбитнева Ю.Н. Христианская семья и бытовое поведение по Иоанну Златоусту / / Каразшськи читан-ня (гсторичш науки). Харюв, 2009. С. 289-290; Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н. Ранневизантийский феномен святости раскаявшихся блудниц // Norcia. Вып. VI. Воронеж, 2009. С. 208-214; Сбитнева Ю.Н., Рышковская А.Ю. Последний эксцесс античной оргиастики (илиопольские мученицы эпохи Юлиана (Soz. V,10) // XVII Сергеевские чтения (2-4 февраля 2011 г.). М., 2011. С. 51; Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н. Соматические рефлексии и репрезентации ранневизантийской женщины / / АДСВ. Вып. 40. Екатеринбург, 2011. С. 31-39 и др.

40 Сорочан С.Б. Византия. Парадигмы быта, сознания и культуры. Харьков, 2011.

41 Эта тема только затронута в нашей работе: Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 19(114). Вып. 20. Белгород, 2011. С. 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.