Научная статья на тему 'Moodle vs eFront: интерактивные возможности в преподавании русского языка как иностранного'

Moodle vs eFront: интерактивные возможности в преподавании русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOODLE / EFRONT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / DISTANT LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / СOMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барт Мария Вячеславовна, Габова Марина Анатольевна

В данной работе сравниваются две оболочки дистанционной среды Moodle и eFront в обучении русскому языку как иностранному. Обе оболочки предоставляют возможность работать в режимах онлайн и оффлайн, разнообразить внеаудиторную работу, эффективно организовывать самостоятельную когнитивную деятельность обучающихся, а также индивидуальную образовательную поддержку учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями, групповую учебную деятельность. В работе делается вывод о том, что в Moodle этих возможностей больше. Но и eFront при творческом подходе становится эффективным инструментом реализации интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барт Мария Вячеславовна, Габова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two forms of distant learning Moodle and eFront in teaching Russian as a foreign language are compared in this article. Both forms offer a possibility to work online and offline, vary extracurricular activities, organize students’ independent cognitive activities, individual teachers’ support and group labor. The article concludes that Moodle contains more possibilities mentioned above than eFront, nevertheless eFront becomes an effective tool of interactive technology between a student and a teacher when used in a creative way.

Текст научной работы на тему «Moodle vs eFront: интерактивные возможности в преподавании русского языка как иностранного»

Moodle VS eFront: интерактивные возможности в преподавании русского языка как иностранного

Барт Мария Вячеславовна кандидат филологических наук, доцент доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института иностранных языков ФБГОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Октябрьский проспект, 55, г. Сыктывкар, 167000, (8212) 390308 mariabart@mail. га

Габова Марина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры начального и дошкольного образования института педагогики и

психологии

ФБГОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Октябрьский проспект, 55, г. Сыктывкар, 167000, (8212) 390308 magabova@yandex.ru

Аннотация

В данной работе сравниваются две оболочки дистанционной среды Moodle и eFront в обучении русскому языку как иностранному. Обе оболочки предоставляют возможность работать в режимах онлайн и оффлайн, разнообразить внеаудиторную работу, эффективно организовывать самостоятельную когнитивную деятельность обучающихся, а также индивидуальную образовательную поддержку учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями, групповую учебную деятельность. В работе делается вывод о том, что в Moodle этих возможностей больше. Но и eFront при творческом подходе становится эффективным инструментом реализации интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Two forms of distant learning Moodle and eFront in teaching Russian as a foreign language are compared in this article. Both forms offer a possibility to work online and offline, vary extracurricular activities, organize students' independent cognitive activities, individual teachers' support and group labor. The article concludes that Moodle contains more possibilities mentioned above than eFront, nevertheless eFront becomes an effective tool of interactive technology between a student and a teacher when used in a creative way.

Ключевые слова

дистанционное обучение, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные технологии, Moodle, eFront, компетентностный подход distant learning, Information and Communication technologies, interactive technologies, Moodle, eFront, ^mpetency-based approach

Профессиональная подготовка студентов в контексте компетентностного подхода предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с

целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основная образовательная программа бакалавриата, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, должна обеспечиваться учебно -методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Одним из условий, позволяющих реализовать требования стандарта в решении указанных задач, может стать использование электронных образовательных ресурсов, интегрированных в систему дистанционного обучения.

В исследованиях И.Н. Розиной рассматриваются теоретические и практические аспекты учебной компьютерно-опосредованной коммуникации [1]. В.А. Тищенко уделяет особое внимание организации обратной связи в системе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [2]. М.В. Ядровская рассматривает модели учебно-педагогической коммуникации в системе электронного обучения вуза [3]. В.Б. Артеменко описывает особенности организации сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов [4].

Компьютерные средства и технологии в качестве инструментов компьютерной лингводидактики должны, по мнению М.А. Бовтенко, обеспечивать:

- разнообразие форм предъявления изучаемых языковых единиц;

- комплексное использование технических средств для презентации материала (звука, графики, мультипликации, видео, текста);

- показ языковых явлений в динамике;

- варьирование языкового наполнения заданий;

- ускорение выполнения традиционных «бумажных» видов заданий;

- наличие специфически компьютерных видов заданий, которые сложно или невозможно выполнить без компьютера;

- возможность просмотра, анализа, исправления ошибок;

- комплексность дидактических материалов (включение в структуру программы словарей, справочников, редактора текстов и т.п. или обеспечение совместимости с подобными программами);

- индивидуализацию обучения (адаптивность программы, возможность выбора - уровня сложности и объема изучаемого материала; формата представления информации: видео-, аудио-, текстовый; последовательности работы с программой; времени на выполнение заданий и др.);

- наличие в обучающих программах дружественного интерфейса, максимально использующего изучаемый язык, и необходимых справочных материалов и методических рекомендаций для преподавателя и пр. [5].

Как отмечает А.В. Тряпельников, цифровой учебно-методический контент в соединении с электронными коммуникационными средствами образуют базовые технологические основы современного электронного обучения языку. В этом случае предметным наполнением электронных коммуникаций оказывается оцифрованный содержательный контент обучения. Цифровое представление учебных материалов, возможности размещения контента в электронной среде (в памяти компьютеров, в Интернете) и включение этого материала в коммуникации посредством электронных каналов связи делают возможным эффективную поддержку обучения языку в электронном формате [6].

Информационные технологии, выступая в качестве технологической основы современной развивающейся образовательной среды, обеспечивают необходимые технологические условия для обучения русскому языку как иностранному, которые позволяют, по мнению А.Н. Богомолова:

- создавать различные электронные обучающие материалы;

- обеспечивать комплексный интегрированный подход к обучению языку;

- моделировать реальные речевые ситуации с помощью мультимедиа (графики, анимации, видео, аудио), создавать эффект контакта с языковой средой;

- обеспечивать коммуникативность дидактических материалов на любом этапе обучения, даже на самом начальном;

- осуществлять полноценную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном режиме на всех обучающих этапах;

- обеспечивать функционирование гибких моделей обучения, в полной мере учитывающих индивидуальность учащихся;

- организовывать общение на изучаемом языке в ситуации отсутствия языковой среды;

- использовать сетевое обучение как самодостаточную модель обучения, позволяя восполнять отсутствующую языковую среду;

- организовывать дистанционное обучение языку с использованием различных моделей;

- организовывать и управлять учебной и познавательной деятельностью иностранных учащихся;

- повышать профессиональную компетенцию преподавателей в дистанционной форме и др. [7].

В современном образовании активно используются технологии дистанционного обучения.

Смещение акцента с традиционных методов к дистанционным технологиям в обучении иностранному языку давно стало мировой тенденцией, и вопрос о целесообразности применения последних уже не является актуальным. Большей актуальностью обладает проблема выбора дистанционной платформы, на базе которой обучение иностранному языку будет наиболее эффективным.

Технологии дистанционного обучения имеют широкий диапазон применения на уроках иностранного языка и успешно используются для интенсификации и оптимизации процесса обучения. В настоящее время в ВУЗах Российской Федерации используются различные оболочки дистанционного обучения, самые распространенные из которых - это Moodle и eFront.

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно организовывать самостоятельную когнитивную деятельность учащихся, индивидуальную образовательную поддержку учебной деятельности каждого учащегося преподавателями, групповую учебную деятельность с применением средств информационно-коммуникационных технологий [8].

С использованием средств информационных и коммуникационных технологий расширяются возможности организации самостоятельной работы студентов: это может быть самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. Все известные виды электронных образовательных ресурсов, интегрированные с Moodle или eFront, могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов.

Сравним интерактивные возможности Moodle и eFront в обучении русскому языку как иностранному и рассмотрим конкретные примеры из опыта преподавания в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина.

В основе электронных курсов лежит разработанное авторами статьи интерактивное пособие «Трое из Простоквашино» по обучению русскому языку как иностранному, основанное на одноименном полнометражном мультипликационном фильме (1978 г.) по мотивам повести Эдуарда Успенского.

Данное пособие предназначено иностранным студентам, изучающим русский как иностранный 1-ого сертификационного уровня общего владения языком, и соответствует минимуму требований к данному уровню. Пособие может также применяться для развития языковых навыков обучающихся с сопутствующей целью совершенствования их коммуникативной компетенции на этапе перехода от 1-ого ко 2-ому сертификационному уровню. Пособие может быть интересно и полезно потенциальному адресату: любому иностранцу, который изучает РКИ с преподавателем или самостоятельно.

Цель пособия - развитие и активизация у обучающихся навыков общения с использованием различных вариантов грамматических конструкций русского языка и с активным употреблением речевых единиц, позволяющих обучающимся удовлетворять коммуникативные потребности в наборе ситуаций и тем социокультурной сферы и сферы повседневного общения.

Апробация пособия прошла с успехом с канадскими (англоговорящими) студентами из University of British Columbia, Prince George в 2006 году, с американскими студентами из Northern Virginia Community College в 2011 году, с немецкими студентами из Hochschule Heilbronn в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.

При составлении пособия были использованы следующие программы: Windows Movie Maker®, Microsoft Office PowerPoint®, Adobe PhotoshopCS®, Microsoft Office Word®.

Видеофильм был внедрен в презентацию PowerPoint. Он является ее непосредственной частью. При предоставлении к ней доступа другим пользователям нет повода беспокоиться о дополнительных файлах. Качество видео отвечает высоким техническим параметрам. Весь мультфильм, общей продолжительностью 18 минут, разделен на 12 фрагментов. Каждый фрагмент занимает в среднем 1,5 минуты. Все ролики имеют законченный сюжет и делятся на смысловые отрезки.

Видеоуроки являются эффективной формой обучения иностранному языку. Исследованиями доказано, что в отличие от аудио- и принтматериалов, имеющих достаточно высокий информационный, образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, видеотекст превосходит их в возможности интеграции различных аспектов акта речевого взаимодействия. Помимо содержательного плана общения, в видеоматериал входит визуальная информация о месте события, вербальном, невербальном и паравербальном поведении участников коммуникации в конкретной ситуации и контексте. Визуальный ряд дает возможность понять и закрепить как чисто фактическую информацию, так и языковые особенности речи.

Пособие включает в себя систему языковых упражнений, среди которых превалируют речевые и коммуникативные упражнения. Предтекстовые, притекстовые и в большей степени послетекстовые задания предназначаются для более глубокого изучения коммуникативного потенциала единиц и их закрепления в языковом сознании. Обучающиеся учатся пользоваться рецептивным и потенциальным словарем, отделять главное от второстепенного, игнорировать несущественное для понимания, не стараться понять информацию дословно, а коннотативно.

Интерактивная форма заданий пособия позволяют моделировать реальные ситуации из жизни, использовать ролевые игры, прибегать к совместному решению поставленных вопросов и учебно-профессиональных ситуаций проблемного характера. Поставленные задачи обучающиеся решают, используя полученные знания и сформированные в процессе занятия навыки. Акцент делается на развитии критического мышления и спонтанной речи.

Тем самым система упражнений пособия не только направлена на формирование коммуникативной компетенции с включением приобретенных лингвистических навыков в ситуациях, близких к реальности, но и обращена и к взаимодействию участников обучения. Превалирование одного из участников учебного процесса или одной из идей не допускается и не приветствуется.

Обучающийся выступает не как объект воздействия, а как субъект взаимодействия. Он сам активно принимает участие в процессе обучения, избирая для себя свой персональный путь.

Пособие может быть использовано на любом компьютере, где установлены интернет-браузер, программы, позволяющие открывать видеоролики, аудиоматериалы и документы Microsoft Office. Помимо всего прочего, при необходимости пособие может быть легко интегрировано в интернет-среду. Что предоставляет замечательную возможность использовать его на разных типах дистанционных курсов e -learning.

Авторы статьи апробировали возможности интеграции видеоуроков пособия в системы дистанционного обучения Moodle и eFront с целью повышения его дидактического потенциала и степени интерактивности. В eFront размещен полноценный обучающий курс на основе пособия, а в Moodle создавались отдельные виды упражнений с использованием различных инструментов и ресурсов системы.

Обе системы дают возможность размещать учебные материалы разных типов и форматов: файлы в формате PDF, гиперссылки на интернет-ресурсы, глоссарии, вебстраницы.

Однако в eFront есть ограничения по типу файлов, загружаемых в материалы курса: нет возможности загрузить файлы Word, Excel, PowerPoint. Приходится либо переводить их в формат PDF, либо загружать на сторонние интернет-сервисы и встраивать HTML-код на веб-страницу. В Moodle можно загружать файлы разных типов, группировать их в папки.

Обе системы дают возможность структурировать материалы в модули или уроки, группировать, создавать иерархию (рис. 1,2).

Рис. 1. Структурирование курса в eFront

Рис.

Тема 3

Видеофрагмент "Правилы ® Видеофрагмент ] Групповая работа

2. Структурирование курса в МооШе

Глоссарий в eFront первичен, то есть его формирует создатель курса. В Moodle есть возможность создавать вторичный глоссарий, к наполнению и комментированию статей которого на иностранном языке можно привлечь обучающихся.

На веб-страницу можно интегрировать графические изображения, медиа-объекты, вставлять таблицы, формулы, символы, форматировать текст (рис. 3 а,б).

Рис. 3а. Офомление веб-страниц с заданиями в eFront

Рис. 3б. Офомление веб-страниц с заданиями в eFront

а,б).

Кроме того, в Moodle можно создать книгу из отдельных веб-страниц (рис. 4

Рис. 4а. Веб-страница с встроенным видеофрагментом и книга в Moodle

Рис. 4б. Веб-страница с встроенным видеофрагментом и книга в Moodle

Видеофайлы могут быть интегрированы на страницу с помощью HTML-кода файла, размещенного в интернете. В Moodle видеофайл может быть загружен отдельно или с помощью гиперссылки на сторонние ресурсы (рис. 5).

Рис. 5. Варианты размещения видео в МооШе: книга, страница, гиперссылка,

видеофайл

Как известно, эффективность использования программных продуктов в обучении иностранному языку заключается не только в точном понимании и умении пользоваться средствами самих программных продуктов, но и в том, насколько рационально и методически грамотно с их помощью организована и структурирована работа по обучению иностранному языку.

Методическую работу с видеофрагментами на аудиторных занятиях целесообразно организовать в следующей последовательности.

Раздел «Перед просмотром».

1. Вступительная беседа преподавателя, знакомство с видео-, кино- и мультипликационной продукцией, обращение к эмпирическому и практическому опыту обучающихся.

2. «Мостик» к просмотру всего фильма целиком, настрой учащихся на работу с материалом, пробуждение интереса к восприятию фильма.

3. Непосредственно просмотр фильма.

4. Беседа-опрос по фильму с элементами критического оценивания полученной информации со стороны обучающихся.

Раздел «Задания».

Работа по каждому отдельному видеоролику.

1. Восприятие и понимание содержания эпизода:

- введение в ситуацию;

- снятие языковых трудностей;

- установка на просмотр;

- первый просмотр без остановок: однократный или двукратный;

- контроль выполнения предпросмотрового задания.

2. Работа над языковым материалом:

- второй просмотр: остановка в заранее определенных местах с использованием кнопки «пауза»;

- закрепление языкового материала;

- выполнение тренировочных упражнений (рис. 6 а,б).

Рис. 6а. Размещение упражнений в eFront с помощью элемента «тест»

Рис. 6б. Размещение упражнений в eFront с помощью элемента «тест» 3. Активизация, перенос на другие ситуации и виды речевой деятельности:

- третии просмотр: выполнение задании, направленных на изучение иноязычной культуры и выявление межкультурных различий;

- активизация языкового материала в новых ситуациях;

- использование усвоенного материала в чтении или на письме.

Видео позволяет обучать иноязычному общению с учетом различных социолингвистических факторов, представленных с помощью визуальной информации и во многом определяющих характер речевых высказываний коммуникантов. Этой цели служат, например, следующие упражнения:

• просмотр видеофрагмента без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• просмотр видео без звука и определение, какой из предложенных на карточке диалогов соответствует ему.

Раздел «После просмотра».

Активное использование языкового и коммуникативного материала фильма с выходом в неподготовленную речь (рис. 7 а,б).

Рис. 7а. Упражнения в еРгоП

Рис. 7б. Упражнения в eFront

Видео играет большую роль в развитии у обучающихся умений творческой неподготовленной диалогической и монологической речи. Стимулом для этого служат задания на активный просмотр видеоматериалов, ориентированные, прежде всего, на развитие умений восприятия и понимания речи на слух.

Перечисленные выше виды упражнений могут быть реализованы в eFront с помощью инструмента «тест». Система позволяет создавать тесты разных типов: на заполнение пропусков, на множественный выбор с одним правильным ответом или несколькими, на соответствие, на перетаскивание, верно/неверно, с загрузкой файла.

В Moodle также есть элемент «тест», позволяющий создавать тесты разных типов, выбор которых гораздо шире: верно/неверно, вложенные ответы, выбор пропущенных слов, вычисляемый, краткий ответ, множественный выбор, множественный вычисляемый, на соответствие, перетаскивание в текст, простой вычисляемый, числовой ответ, эссе.

Кроме того, в Moodle есть элементы, обладающие интерактивными возможностями, позволяющие организовать коммуникацию и взаимодействие.

«Опрос» является неоцениваемым элементом и позволяет быстро собрать информацию по определенной теме. В настройках можно ограничить время опроса, доступность результатов для обучающихся (рис. 8 а,б).

Рис. 8а. Элемент «Опрос» в Moodle: общий вид и вид ответов

Марина Анатольевна Габова

очая директория к Общее Какие мультфильмы вы любите?

Какие мультфильмы вы любите?

Просмотреть ответы:

Выберите из предложенных те виды мультфильмов, которые вы больше всего любите Ваш выбор: юмористические

Ответы

Количество Доля

Варианты ответа

ответов на ответивших

опрос на опрос о животных 0 0,0%

Отображать график

сказочные

0,0%

юмористические

100,0%

философские 0 0,0%

Рис. 8б. Элемент «Опрос» в Moodle: общий вид и вид ответов

Элемент «Задание» позволяет создать практическое задание, ответ на которое может предполагать загрузку одного или нескольких файлов, набор текста ответа непосредственно в окне редактора или ответ вне сайта. Ответ на задание доступен для просмотра и оценивания только преподавателю курса, который может настроить сроки выполнения задания, типы отзывов (комментарий, файл или ведомость с оценками), параметры ответов (количество попыток, условия представления ответов), уведомления, параметры оценивания.

«Глоссарий» типа «вторичный» могут заполнять сами студенты. В настройках преподаватель может задать формат отображения, параметры оценивания, диапазон дат. Студенты могут сопроводить свои записи загруженными файлами (презентациями, изображениями и т.п.). Таким образом, материалы становятся доступными для просмотра и комментирования всем участникам курса, что позволяет организовать их обсуждение и взаимооценку (рис. 9 а,б).

Рис. 9а. Глоссарий в Moodle: внешний вид и настройки

Рис. 9б. Глоссарий в Moodle: внешний вид и настройки

Элемент «Форум» может быть реализован по-разному: стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, «вопрос-ответ». Для организации обсуждения и взаимооценки работ используют тип «каждый открывает одну тему». В форуме можно прикреплять файлы, настроить подписку и отслеживание, временной период блокирования, параметры оценивания.

И в глоссарии, и в форуме, и в задании можно выбрать вариант «не оценивается», а можно задать категорию оценок, выбрать шкалу, установить проходной балл и максимальное значение. Кроме того, можно назначить студентов-участников курса на роль оценщиков в каждом отдельном элементе курса.

Элемент «Чат» предназначен для онлайн общения. Преподаватель может задать время начала чата, длительность сессии, их повторяемость.

Элемент курса «Вики» позволяет организовать совместную деятельность по составлению документа (вики-страницы) (рис. 10 а,б).

Марина Анатольевна Габова иректория к Тема 3 Групповая работа Редактировать Рассказ Редактировать

Поиск Вики

Групповая работа

Составляем рассказ.

Каждый участник группы пишет по одному предложению на тему просмотренного видео Просмотр Редактировать Комментарии История Карта Файлы Управление

Рассказ

Свернуть все

" Редактирование страницы «Рассказ»

Формат HTML ®

В 1 У- В i=lk ей | [ В И в

Мама пришла в магазин.

Рис. 10а. Элемент «Вики» в МооШе: создание страницы, вид

страницы

Марина Анатольевна Габова т

1ректория к Тема 3 Групповая работа Рассказ Просмотр Поиск Вики

Групповая работа

Составляем рассказ.

Каждый участник группы пишет по одному предложению на тему просмотренного видео Просмотр Редактировать Комментарии История Карта Файлы Управление

Ш> Версия для печати

Рассказ

Мама пришла в магазин.

Рис. 10б. Элемент «Вики» в МооШе: создание страницы, вид страницы

Интерактивный элемент «Лекция» дает возможность структурировать материал по блокам, разделяя их тестовыми вопросами и заданиями. Преподаватель настраивает время прохождения лекции, количество попыток, категорию и шкалу оценивания, проходной и максимальный балл и другие параметры.

«Семинар» позволяет организовать практическую работу обучающихся с взаимооцениванием, причем итоговая оценка может складываться из оценки самой работы и оценки за оценивание работ других участников курса.

Рассмотрим возможности ресурсов и интерактивных элементов систем дистанционного обучения для организации различных типов упражнений в процессе обучения иностранному языку.

Предтекстовые, притекстовые и в большей степени послетекстовые задания предназначаются для более глубокого изучения коммуникативного потенциала единиц и их закрепления в языковом сознании. Обучающиеся учатся пользоваться рецептивным и потенциальным словарем, отделять главное от второстепенного, игнорировать несущественное для понимания, не стараться понять информацию дословно, а коннотативно [9].

Фонетические упражнения:

• повторение отдельных слов, предложений, реплик диалога вслед за диктором с использованием кнопки «пауза» - ресурс «страница» в МооШе и еРгоШ, видеофайл в МооШе;

• просмотр видеофрагментов с одновременным выделением в тексте слов с заданным звуком; повторение этих слов в паузах за носителем языка - ресурс «страница» в МооШе и еРгой, видеофайл в МооШе;

• фонетический мини-урок в игровой форме - ресурс «книга» или элемент «лекция» в МооШе;

• демонстрация образцов артикуляции лексических единиц с низким стилем произношения, с отклонениями от норм в произношении, жаргонизмов и проч. -ресурс «страница» в МооШе и еРгой, видеофайл или ресурс «книга» в МооШе.

Лексические упражнения ориентированы на восприятие лексических единиц в адекватном аудиовизуальном контексте, чему способствует применение таких приемов, как:

• прогнозирование слов, фраз, которые будут произнесены персонажами видеоэпизода после паузы, с опорой и без опоры - ресурс «страница» в Moodle и еРгоШ, видеофайл в МооШе;

• распознавание, нахождение в видеофрагменте определенных предметов, явлений, действий, цветовых обозначений, названия которых записаны на доске -ресурс «страница» в Moodle и еРгой, видеофайл в Moodle;

• соотнесение прилагательных, записанных на доске или на карточке, с тем или иным персонажем видеоэпизода; списка синонимов - с ключевыми словами из видеофрагмента - ресурс «страница» в Moodle и еРгоШ, видеофайл в Moodle.

Презентация речевых функций и средств их выражения осуществляется в адекватном контексте, в разнообразных ситуациях общения и сопровождается выполнением следующих упражнений:

• повторение различных речевых образцов, позволяющих реализовать данную функцию в паузах за диктором - ресурс «страница» в Moodle и еРгой, видеофайл в МооШе;

• выбор из предложенного перечня тех языковых средств выражения, которые встречаются в видеофрагменте - элемент «тест» в Moodle и еРгой;

• реагирование адекватно ситуации, представленной в видеосюжете: Что скажет/может сказать этот персонаж в данной ситуации - элемент «тест» в Moodle и еРгой (рис. 11 а,б).

Рис. 11а. Упражнения в виде теста в eFront

Рис. 11б. Упражнения в виде теста в Moodle

Использование элемента «форум» в Moodle позволяет загрузить ответы (текстовые или аудиофайлы) и организовать их обсуждение и взаимооценку. Элемент «задание» с загрузкой файлов позволяет оценить работу каждого обучающегося индивидуально (рис. 12 а,б).

новый курс

Моя домашняя страница Рабочая директория к Тема 2 Представьте, что вы...

НИ

*

НАВИГАЦИЯ

Моя домашняя страница ■ Домашняя страница ► Страницы сайта ▼ Текущий курс

► Участники

► Значки

► Общее

► Тема 1 ▼ Тема 2

Ц Составить вопросы по

вид ео фр агм енту ^ Представьте, что вы...

► ТемаЗ

► Тема 4 ^ Тема 5

Мои курсы

НАСТРОИКИ

Представьте, что вы...

Представьте себя героем одной из ситуаций. Составьте рассказ.

1. Вы - Дядя Фёдор. Что с Вами произошло на летних каникулах?

Однажды, когда я спускался по лестнице и ел бутерброд, я встретил кота, который...

2. Вы - кот Матроскин. Что приключилось с Вами, как начали ремонтировать Ваш чердак? Мне негде было жить и...

3. Вы - пёс Шарик. Какие события перевернули вашу жизнь летом?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В очередной раз я бегал по деревне, искал новых хозяев и встретил.,.

4. Вы - почтальон Печкин. Расскажите, как Вы приобрели новый велосипед. В нашей деревне Простокеашино появились новые жители ...

5. Вы - родители Дяди Фёдора. Как Ваш сын заставил вас поволноваться. Когда мы пришли с работы, дома на диване мы увидели уличного кота...

Файл с рассказом загрузите в форуме. Добавьте тему для обсуждения. Оцените работы своих товарищей.

В этом форуме казедый может создать одну тему для обсу>едения.

Добавить тему для обсуждения

Рис. 12а. Упражнения, реализованные через элемент «форум» и «задание» в

МооШе

Рис. 12б. Упражнения, реализованные через элемент «форум» и «задание» в Moodle

Активизация грамматического материала предусматривает использование его в новых ситуациях общения, а именно:

• дополнение ситуации, например: восстановите вопросы, которые предположительно были заданы персонажу видеоэпизода в ходе телефонного разговора - элемент «тест» в Moodle и еРгоШ (индивидуальная работа);

• ролевые игры: озвучьте реплики персонажа; составьте вопросы к видеоряду просмотренного эпизода - элемент «глоссарий» и «форум» в Moodle (совместная работа, обсуждение, диалог).

В обучении диалогической речи используются упражнения, направленные на:

• восстановление диалога, представленного в видеоэпизоде, на основе отдельных реплик - элемент «тест» в Moodle и еРгоП (индивидуальная работа), элемент «глоссарий», «форум» и «чат» в Moodle (совместная работа, обсуждение, диалог);

• восстановление пропущенных реплик одного из персонажей - элемент «тест» в МооШе и еРгой (индивидуальная работа), элемент «глоссарий», «форум» и «чат» в МооШе (совместная работа, обсуждение, диалог);

• соотнесение реплик с определённым персонажем - элемент «тест» в Moodle

и еРгоп1

Упражнения, предназначенные для обучения монологической речи:

• составление рассказа о том, что уже случилось к определённому моменту

эпизода;

• восстановление пропущенной части сюжета видеофрагмента;

• подготовка пересказа.

Данные виды упражнений можно реализовать через элемент «тест» в Moodle и еРгоП с индивидуальными ответами, доступными только преподавателю.

Использование элемента «форум» в Moodle позволяет загрузить ответы (текстовые или аудиофайлы) и организовать их обсуждение и взаимооценку. Элемент «задание» с загрузкой файлов позволяет оценить работу каждого обучающегося индивидуально.

Развитие умений чтения имеет место, главным образом, в процессе работы над кратким или полным сценарием видеофильма.

Предлагаются следующие задания:

• прочтение перед просмотром видеофрагмента резюме по его содержанию с последующим заполнением пробелов недостающими словами, фразами - ресурс «страница» и элемент «тест» в Moodle и еРгой;

• прочтение краткого резюме по содержанию фрагмента и нахождение во время просмотра той его части, которая неверна - ресурс «страница» и элемент «тест» в МооШе и еРгой.

Просмотр видеоматериалов может быть использован в качестве стимула и содержательной основы для развития навыков письма и умений письменной речи:

• написание воображаемой биографии одного из персонажей видео-эпизода;

• изложение содержания видеоэпизода в форме письма другу;

• написание краткой рекламы видеофильма;

• написание небольшого рассказа на основе слов/фраз, предложенных учителем, с целью предсказания сюжета видеофильма.

Данные виды упражнений можно реализовать через элемент «тест» в Moodle и еРгоП с индивидуальными ответами, доступными только преподавателю.

Интерактивные задания позволяют моделировать реальные ситуации из жизни, использовать ролевые игры, прибегать к совместному решению поставленных вопросов и учебно-профессиональных ситуаций проблемного характера.

Наша практика показала, что в Moodle этих возможностей больше. Но и еРгой при творческом подходе становится эффективным инструментом реализации интерактивного взаимодействия.

Схематично возможности сравниваемых компонентов можно представить следующим образом (рис. 13).

Самоконтроль

Совместная работа

(студент-студент, on-line и off-line)

Обратная связь

(студент-преподаватель, преподаватель -студент)

Взаимоконтроль

(студент - студент)

Moodle:

- опрос

- лекция

Moodle:

- семинар

- глоссарий

Moodle:

- форум

- задание

- глоссарий

- сооошения - опрос

Moodle:

- задание

- форум

- глоссарий

- семинар

- ооратная связь

е Front:

- проект

Рис. 13. Интерактивные возможности Moodle и eFront по дидактическим

критериям

В целом, применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом, представляемыми в МооШе и еРгоШ, дает возможность работать в режимах онлайн и оффлайн, разнообразить внеаудиторную работу, позволяет эффективно организовывать самостоятельную когнитивную деятельность обучающихся, индивидуальную образовательную поддержку учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями, групповую учебную деятельность с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Безусловно, предложенный вариант системы упражнений к мультфильму «Трое из Простоквашино» как в Moodle, так и в еРгой, не может быть одинаково пригоден для всех обучающихся. Авторы старались передать обучающимся ощущение реальности и присутствия, предложить множество типов заданий, которые в своей

сумме помогут приблизиться к эталонному обучению иностранному языку. При таком положении достигается ведущая цель обучения языкам, предполагающая не только овладение языковыми навыками и умениями, но и постижение сущности русской ментальной картины мира. Привлечение инновационных методов и технологий в изучении русского как иностранного в целом способствует поддержанию устойчивого роста интереса к обучению в России и развитию академической мобильности. Включение аналогичных интерактивных учебных пособий в преподавание иностранного языка интенсифицирует международный характер современного образования и содействует межкультурным контактам.

Инновации в области методов и технологий в образовании актуализируют диспут в изучении иностранных языков. Изучение языков получает новые толчки. Благодаря современным средствам и техникам расширяются рамки традиционного подхода к изучению иностранного языка, и тем самым реализуются компетенции в обучении языков.

Литература

1. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) - 2003. - № 2 (Т. 6). - С. 160 - 175.

2. Тищенко В. А. Обратная связь в системе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образовательные технологии и общество. - 2010. - № 2 (Т. 13). - С. 388 - 399.

3. Ядровская М.В. Модели учебно-педагогической коммуникации в системе электронного обучения вуза // Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society) (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) - 2013. -№ 2 (Т. 16). - С. 469 - 488.

4. Артеменко В.Б. Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 2 (Т. 16). - С. 489 - 504.

5. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пос. - М., 2004.

6. Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). - М., 2014.

7. Богомолов А.Н. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современная система образования. - http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-3999.html.

8. Габова М.А. Дидактические возможности инструментов системы дистанционного обучения MOODLE в подготовке бакалавров педагогического образования // Управленческие аспекты развития Северных территорий России: материалы Всероссийской научной конференции (20-23 октября 2015 г., Сыктывкар): в 4 ч. -Ч. 4. - Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2015. - С. 72 - 75.

9. Барт М.В. Информационно-коммуникативные технологии как способ реализации компетенций по иностранному языку (на примере интерактивного электронного учебного пособия по русскому как иностранному «Трое из Простоквашино») (Учебное пособие) // Инновационные технологии преподавания иностранных языков и культур: учебно-методическое пособие / отв. ред. к.ф.н. М.В. Барт. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.