позволит современной школе внедрить деятельностный подход, сконструировать
эффективные модели образовательной деятельности.
Литература
1. Федеральные государственные стандарты основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// standart.edu.ru/catalog/ (дата обращения: 10.12.2016).
2. Васильев В. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе // Учительская газета, 2014. С. 2-3.
3. Новикова Т. ДПроектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование, 2000. № 8-9. С. 151-157.
4. Шаталова Л. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся // Учитель. № 1, 2000. С. 41-45.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Сазонова А. В.
Сазонова Александра Викторовна / Sazonova Alexandra Viktorovna - старший преподаватель, Высшая школа иностранных языков, Гуманитарный институт Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: цель данной статьи — выделить дистанционные курсы, разработанные на основе платформы Moodle, как наиболее перспективную учебную среду для обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения, так как данные курсы позволяют преодолеть трудности, возникающие при традиционной форме обучения, и предоставляют больше возможностей для студентов и преподавателей. В статье анализируется использование ресурсов и набора элементов курса (книга, форум, лекция, задание, тесты, hotpots). В связи с тем, что использование данных элементов в работе со студентами заочной и очной формы обучения различно, даются рекомендации преподавателям по выбору тех учебных материалов, которые больше подходят для дистанционного обучения.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, заочная форма обучения, дистанционное обучение, портал дистанционных образовательных технологий, Moodle.
При организации работы по обучению иностранному языку студентов заочной формы обучения преподаватели сталкиваются с определенными проблемами: территориальная удаленность студентов, большая наполняемость потоков, разный уровень подготовки студентов, а также отсутствие практических аудиторных занятий. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет преодолеть эти трудности. Наличие большого разнообразия образовательных платформ позволяет выбрать ту образовательную дистанционную систему, которая наиболее оптимально отвечает потребностям учебного заведения. Так, например, в СПбПУ уже не первый год функционирует портал дистанционных образовательных технологий, работающий на платформе Moodle. Курсы на данном портале являются обязательным компонентом учебной программы и обеспечивают индивидуализацию, персонификацию и интенсификацию учебного процесса. Они также способствуют открытости образовательного процесса и критериев его оценивания,
поскольку программа отслеживает прогресс учащихся, а критерии оценивания прописаны для каждого задания [3, с. 411].
Система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами и предлагает следующие возможности для участников этого процесса:
1. Студентам-заочникам:
- учиться в любое время, в любом месте, в удобном темпе, самостоятельно работая с электронными материалами, с использованием персонального компьютера и мобильных устройств;
- обеспечить доступ к получению высшего образования лицам с особенностями психофизического развития;
- обеспечить дистанционное интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса.
2. Преподавателям:
- поддерживать курс в актуальном состоянии, менять порядок и способ подачи материала в зависимости от уровня подготовки группы;
- контролировать активность студентов - время их работы в курсе, успешность выполнения учебных заданий;
- создавать и проводить теоретические и практические занятия, в том числе и в режиме реального времени;
- организовывать учебную деятельность студентов как в групповой, так и в индивидуальной форме, что особенно важно для обеспечения индивидуального подхода, если в курсе есть студенты с разным уровнем подготовки.
Организация дистанционного обучения в курсах Moodle по иностранному языку для студентов заочной формы обучения отличается от работы со студентами очной формы. Ниже будут рассмотрены особенности работы с некоторыми электронными учебными материалами системы Moodle, выполняющими обучающие и контрольные функции, которые мы используем в своих курсах по обучению иностранному языку студентов технических направлений заочной формы обучения (dl.spbstu.ru - ГИ/АЯ/ОЗО 1, ГИ/АЯОЗО 2-1, ГИ/АЯтех/АЯИСИ1, ГИ/АЯТех/ИСИ2) и даны рекомендации по их применению.
1. Ресурс. В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения: текст, аудио- или видеофайл, web-страница со ссылкой на дополнительные источники, содержащие теоретический материал или практические упражнения. Мы включаем в курсы учебный материал, разработанный либо преподавателями нашей кафедры, либо сторонними авторами и выложенный в интернет-источниках в открытом доступе, что позволяет использовать этот материал без нарушения авторских прав. Для аудирования мы предлагаем студентам прослушать аудиофайл или просмотреть видеоролик и выполнить задания к ним. Для работы по письменной практике мы даем ссылки на видеоролики, где разбираются инструкции по написанию деловых писем, либо ссылки на статьи, которые необходимо изучить для успешного выполнения задания. После изучения данных ресурсов студентам следует написать эссе или составить устное высказывание. Ресурс очень удобен для отработки упражнений по грамматике. Например, мы даем ссылки на сайты, где студенты могут самостоятельно выполнить дополнительные упражнения по разным грамматическим темам, тем самым обеспечиваем индивидуальный подход к студентам с разным уровнем подготовки.
2. Книга. Элемент, который помогает собрать отдельные ресурсы в один файл и представить каждый ресурс на отдельных страницах книги. Что значительно позволяет сократить количество отдельных элементов курса и тем самым сократить размер курса, сделав его более удобным для просмотра и работы. Также в книгу могут быть включены такие элементы курса как тесты, форумы и задания, но они не могут быть полностью расположены на страницах книги, а только в виде ссылок. Сами эти элементы располагаются отдельно вне книги, что на наш взгляд является недостатком. Элемент книга может быть использован для работы над всеми речевыми видами деятельности.
61
3. Форум. Мы используем 3 типа форумов — новостной, учебный и форум для консультаций. Рассылки через новостной форум оперативно информируют всех участников курса о текущих событиях. Учебный форум используется для учебного обсуждения заданий по таким видам речевой деятельности как чтение, письмо и говорение. Форум дает возможность обучающимся оценить работы друг друга или преподаватель сам может оценить работы студентов. Форум для консультаций позволяет студентам поддерживать связь с преподавателем, задавать вопросы и оперативно получать ответ.
4. Лекция. Этот элемент также как и книга позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Материал можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы. Система позволяет проводить оценивание работы студентов в автоматическом режиме. Данный элемент в основном мы используем при работе над теоретическими вопросами по грамматике.
5. Задание. Этот элемент предполагает создание и загрузку на сервер файла или отправку ответа в виде текста. По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Так как оценивание работы осуществляет сам преподаватель и это является затратным по времени, мы ограничили использование этого элемента в качестве контрольного и используем его только для выполнения заданий по письму.
6. Тест. Этот элемент позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов, устанавливать ограниченное количество попыток и времени на работу с тестом. Так как оценивание работы происходит автоматически, этот элемент мы используем в качестве основного для контроля заданий по грамматике, лексике, а также чтению и письму. Однако система дистанционных курсов не дает возможности полностью исключить списывание, поэтому при составлении тестов, особенно это касается итоговой аттестации, мы отдаем предпочтение тестам, составленным из случайных вопросов. При каждом прохождении такого теста студент получает новый вариант с фиксированным количеством вопросов из всей базы вопросов по теме. Но следует учитывать, что создание тестов подобного типа требует наличие обширной базы вопросов. Также мы ограничиваем срок доступа к тесту, тесты по изученным темам открываются на определенный срок и закрываются по графику, который известен студентам.
7. HotPots. Этот элемент не является базовым элементом системы Moodle. Но на портале дистанционных образовательных технологий, который функционирует в СПбПУ, он включен в базовые элементы, так как программа, посредством которой создаются задания HotPots, позволяет разрабатывать упражнения, предназначенные специально для заданий по иностранному языку. Мы используем HotPots как для упражнений по лексике, так и по грамматике. Система также оценивает работу студентов автоматически.
В связи с тем, что дистанционный курс предполагает самостоятельную работу студента по свободному графику, необходимо устанавливать сроки выполнения каждого модуля курса. Доступ к контрольным элементам курса открывается и закрывается по графику, обучающие элементы курса доступны для выполнения постоянно. Студентам следует придерживаться данного графика. Использование балльно-рейтинговой системы дает не только возможность преподавателю проводить контроль успеваемости студентов, но и позволяет студентам самим контролировать свой прогресс при прохождении курса, что повышает мотивацию студентов при обучении.
Подводя итог, следует отметить, что при составлении учебных дистанционных курсов, работающих на платформе Moodle, преподавателям следует использовать в равном соотношении электронные учебные материалы, которые позволят не только дать знания студентам, но и оценить их работу. Так как работа преподавателя в курсе системы МооШе достаточно трудоемкая, а количество студентов велико, для контроля знаний учащихся мы отдаем предпочтение электронным материалам курса, которые автоматически оценивают работу студентов.
Литература
1. Крепкая Т. Н., Николаева Г. В., Сазонова А. В. Английский язык. Практический курс для студентов технических специальностей заочной формы обучения. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2014. 82 с.
2. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СПбГПУ. СПб, 2013.
3. Ушакова О. В. Применение информационных технологий в обучении студентов 1 курса: практика и перспективы. // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: меж. конф. (СПбПУ Петра Великого, 2016). С-Петербург, Изд-во ФГАОУ ВО «СПбПУ Петра Великого», 2016. С. 410-411.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Арабчикова Ю. И.
Арабчикова Юлия Ивановна / Arabchikova Yuliya Ivanovna - старший преподаватель, кафедра прикладной математики и физики, Рязанский институт (филиал) Московский политехнический университет, г. Рязань
Аннотация: важным условием создания качественного электронного курса является соответствие структуры и содержания данного курса индивидуальным особенностям восприятия поступающей информации соответственно возрастной категории его пользователей. В данной работе рассматриваются некоторые аспекты внедрения обучающих игр в проектируемый электронный курс, позволяющих внести разнообразие в учебный процесс, повысить заинтересованность учащихся в освоении материала и, следовательно, активизировать их познавательную деятельность.
Ключевые слова: электронный курс, дидактическая игра, учебный процесс, тест, банк вопросов, глоссарий, восприятие информации, обучающая среда Moodle.
При проектировании электронных обучающих курсов важно помнить о том, что не вся поступающая информация воспринимается учащимися одинаково. При прослушивании материала или его прочтении человек запоминает около 10% информации. При визуальном восприятии информации (взгляд на рисунок, просмотр видео, презентации др.) процент «запоминания» увеличивается (20%-50%). Реальное выполнение действия значительно увеличивает этот показатель (до 90%).
Другим не менее важным условием создания качественного электронного курса является соответствие структуры и содержания данного курса возрастной категории его пользователей. Если мы говорим о проектировании курса для школьников, то нельзя забывать о том, что современные дети в большинстве своем любят играть в компьютерные игры, а игровые технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Виртуальная обучающая среда Moodle предоставляет возможность учащимся повысить уровень своих знаний в занимательной игровой форме [1, с. 6]. Игры, представленные в данной среде, относятся к дидактическим. Это игры с готовыми правилами, которые требуют от школьника умения расшифровывать, разгадывать, а главное - знать предмет.
Игры встраиваются в обучающий курс так же, как и любой другой ресурс или элемент. Примечательно то, что результаты игр электронных курсов можно оценивать, как и другие элементы данных курсов.