Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 167-171. УДК 930
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.167-171
А. В. Якуб
МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПОЛИТИКЕ РСФСР В 1917-1922 гг. И БОРЬБА ТЕНДЕНЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИЛАТЕЛИИ
Рассматриваются основные тенденции в развитии российской филателии в условиях формирования внешнеполитического курса РСФСР и монополии внешней торговли как инструмента пополнения золотовалютных запасов государства.
Ключевые слова: филателия; внешняя политика; монополия внешней торговли.
A. V. Yakub
THE MONOPOLY OF FOREIGN TRADE POLICY OF THE RSFSR IN 1917-1922 AND COUNTER-TRENDS IN THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL PHILATELY
Examines the main trends in the development of Russian philately in the formation of nationality of the course of the RSFSR and the monopoly of foreign trade as an instrument of the foreign exchange pool spas the state.
Keywords: philately; foreign policy; monopoly of the foreign trade.
Процесс огосударствления филателистического движения в Советской России встал в повестку дня ещё в ходе Гражданской войны, а после её окончания стал приобретать всё более насущный характер. В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи практически все возникавшие квазигосударственные объединения стремились издавать свои почтовые марки, необходимые как для реального почтового обращения, так и для филателистических спекуляций ввиду всё возрастающего интереса со стороны коллекционеров почтовых марок за рубежом.
В условиях разрушения существовавших до мировой войны и российской революции налаженных связей с марочными фирмами европейских государств и практически прекратившегося индивидуального международного обмена, а также в условиях формирования принципиально нового внешнеполитического курса Советской России проблема марочной торговли с зарубежными партнёрами становится проблемой государства.
© Якуб А. В., 2018
Прежде всего ещё в ходе Гражданской войны и вскоре после её окончания появляется ряд законодательных актов, регулировавших механизм внешнеторговой деятельности Советской России, предполагавших её национализацию и монополизацию [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. За её реализацию отвечал ряд ключевых наркоматов, прямо или косвенно связанных с реализацией внешней политики страны. Несколько позднее, когда в стране разразился массовый голод, к выполнению этих задач подключился и ряд специализированных советских и зарубежных государственных и частных организаций. Ещё одним фактором, влиявшим на необходимость окончательного определения позиции государства в отношении марочной торговли с зарубежными странами, стал переход в экономике от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике.
Фактически с 1920 г. в области международной филателии начинают сталкиваться две тенденции. Первая была связана с, казалось, возрождающимися надеждами ещё сохранив-
шихся и вновь создаваемых частных филателистических фирм на свободу международной торговли филателистическими материалами, открывавшихся НЭПом.
Вторая, диаметрально противоположная, была связана с ужесточением процесса монополизации государством любых торговых связей с зарубежными странами в области филателии. В качестве правовой основы для защиты от нарушений монополии внешней торговли, в частности филателистической, предлагалось использовать ст. 136 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., которая предполагала для нарушителей государственной монополии внешней торговли в качестве наказаний либо принудительные работы, либо лишение свободы сроком до 6 месяцев [10].
Следует отметить, что борьба за контроль над монопольными правами в области зарубежной филателистической торговли развернулась и среди советских ведомств. Летом 1920 г. Ф. Г. Чучин, опираясь на поддержку Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности Комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей, подготовил и направил в малый Совнарком проект сбора имеющихся в стране филателистических запасов прежнего режима, периода Гражданской войны и марок РСФСР с целью их монопольной реализации за границей. К решению вопроса был подключён даже В. И. Ленин. Однако эта первая попытка Ф. Г. Чучина установить контроль над монополией внешней торговли в области филателии не увенчалась успехом.
Главным его оппонентом выступило руководство Народного комиссариата почт и телеграфов, которое подготовило почти аналогичный проект. Проект предполагал создание специального органа по государственной политике в области филателии - Российского бюро филателии (РБФ) при НКПиТ. Задачами этого учреждения, созданного в сентябре 1921 г., были сбор и обработка филателистического материала, имевшегося в стране, с целью приведения его в ликвидное состояние для продажи за рубежом. Однако права на его зарубежную продажу РБФ не имело, а должно было передавать накопленный материал в Народный комиссариат внешней торговли, который и выполнял обязанности монополиста внешней торговли.
Однако руководство РБФ не спешило выполнять свои обязанности именно в таком ключе, а, наоборот, всяческими способами пыталось самостоятельно осуществлять зарубежную торговлю филателистическими материалами, вступая в том числе в отношения с рядом представителей зарубежных миссий в России, которые переправляли накопленные запасы за рубеж для местных филателистических торговцев. Вне всякого сомнения, это было прямое нарушение в области монополии внешней торговли и долго так продолжаться не могло.
В конце декабря 1921 г. появляется постановление Совнаркома, согласно которому Народному комиссариату внешней торговли было передано монопольное право на создание государственного экспортного фонда по филателии для торговли с заграницей. Однако и после этого РБФ не прекратило практику самостоятельной реализации филателистических запасов за рубежом. Была предпринята ещё одна попытка урезать самостоятельность РБФ. НКВТ и НКПиТ провели межведомственное совещание, по результатам которого была принята специальная инструкция по ввозу и вывозу марок в пределы и за пределы РСФСР, окончательно запретившая РБФ всякую деятельность в этом направлении [11, с. 5].
Одновременно с этим на почве борьбы за филателистическую монополию появляется новый участник в лице Центральной комиссии помощи голодающим (ЦК Помгол) при ВЦИК РСФСР [12]. НКВТ отказался в пользу этого органа от своих прав на осуществление монополии марочной торговли за рубежом. При Помголе 2 апреля 1922 г. была создана должность официального Уполномоченного ЦКПГ по марочным пожертвованиям в России и за границей, который должен был координировать всю филателистическую деятельность в РСФСР и за рубежом. Наконец, 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР принимают специальное постановление по филателии, которое окончательно устанавливает монополию внешней торговли филателистическими материалами за ведомством Уполномоченного Последгола [13]. Непосредственным партнёром за границей становится созданное в Германии (г. Мангейм) Центральное Бюро Ма-
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 167-171.
рок Востока Международного комитета рабочей помощи России по ликвидации голода, которое уже в 1922 г. реализовало марок за границей на сумму свыше 5 млн рублей денежными знаками 1922 г. [14, с. 4].
Наконец, государство не осталось в стороне и от усиления контроля за частным международным обменом филателистическими материалами. В том же 1922 г. было принято решение о полной централизации контроля за международным обменом частных лиц, который теперь должен был идти исключительно через специальные пункты международного обмена под контролем Уполномоченного и НКВД [15; 16].
В октябрьском номере журнала «Советский филателист» за 1922 г. была напечатана программная статья, в которой констатировалась возможность заграничного обмена для индивидуальных коллекционеров при условии выполнения основных пунктов специальной инструкции [17].
Инструкция предполагала, что любые лица, желающие вести заграничный обмен, прежде всего должны были предварительно зарегистрировать свою коллекцию у Уполномоченного, прислав тому заявление и установленного образца заполненную собственноручно анкету и получив специальный билет на право ведения заграничного обмена. Их партнёры по обмену за рубежом должны были поступить аналогичным образом, переслав свои заявления и анкеты через российских коллег.
В заявлении должно было быть указано, что заявитель желает вести заграничный обмен филателистическими материалами для своей коллекции в пределах разрешённых государством нормы и стоимости для отправки материала за границу и для получения материала из-за неё. Соответственно, устанавливалось, что вся корреспонденция с филателистическими вложениями должна была поступать исключительно в адрес Уполномоченного в Москве для соответствующего контроля и уплаты соответствующего специального сбора, установленного постановлением ВЦИК и СНК от 21 сентября 1921 г.
Вся корреспонденция должна была франкироваться специальными разрешительными марками, которые находились только у Уполномоченного. Инструкция уста-
навливала предельную сумму, на которую мог вестись международный обмен марками, -2 000 французских франков по каталогу «Ивер и Телье». Особо акцентировался момент обмена единичными экземплярами коллекционных марок, что должно было исключить возможность оптовых партий любого размера.
Наконец, инструкция жёстко указывала, что, в случае нарушения марочной монополии внешней торговли, виновные будут привлекаться к ответственности согласно ст. 136 УК РСФСР [15].
Приведённая тут же на страницах журнала анкета для филателистов, желающих вести международный обмен, была достаточно подробной, учитывала структуру коллекционных интересов потенциальных участников обмена, их отношение к марочной торговле и определение возможных видов взаимодействия с партнёрами за рубежом: обмен или приобретение марок. За предоставление ложных сведений о своих намерениях потенциальные участники международного обмена подлежали соответствующему наказанию согласно статьям УК РСФСР [16].
Для оформления почтовой корреспонденции в рамках международного обмена и взимания обязательного сбора сверх тарифа с каждого почтового отправления с филателистическим материалом за границу Уполномоченным предполагалось изготовление оригинальных разрешительных марок, которые должны были быть изданы за счёт ЦКПГ при ВЦИК [18; 19, с. 79].
Однако новые разрешительные марки изданы не были. Вместо них были использованы запасы почтовых марок, подготовленных ещё при Временном правительстве и введённых в почтовый оборот Правительством Советской России 7 ноября 1918 г. На этих марках в ноябре 1922 г. была сделана специальная надпечатка «РСФСР. ЦКПГ. ОБМЕН.» с номиналом 250 и 500 р. Марки отправителю не выдавались. Пункт приёма обменной корреспонденции находился в Москве. Марки на конвертах гасились специальным каучуковым штампом Уполномоченного ЦКПГ с установкой даты и номера почтового отправления. Марки были изъяты из употребления 30 ноября 1923 г. [20; 21, с. 46, 57, 362; 22, с. 355-356; 23, с. 51-52].
Но ещё до изъятия этих марок из употребления стал очевиден большой спрос на них как среди российских, так и зарубежных коллекционеров, которые получали их только в гашёном виде. Вероятно, такой неожиданный спрос на, казалось бы, совершенно непочтовые марки подвигнул руководство советской филателии использовать их в качестве дополнительного источника доходов, в том числе валютных. Уже в конце 1922 г. с ведома Уполномоченного была разрешена их продажа для коллекционеров при условии наложения на них специального штемпеля [24].
Таким образом, за короткий срок в условиях противоборства двух тенденций организации внешнеэкономической деятельности в области филателии верх в итоге одержала тенденция на сохранение и всемерное укрепление государственной монополии в области марочной торговли. Принципы НЭПа в этой сфере деятельности практически сразу же оказались невостребованными. Государство одержало верх над частной инициативой, установив в том числе фактически полный контроль над индивидуальным международным филателистическим обменом.
ЛИТЕРАТУРА
1. О разрешениях на ввоз и вывоз товаров : постановление СНК РСФСР от 29.12.1917 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr /ussr_136.htm (дата обращения: 09.12.2017).
2. О национализации внешней торговли : декрет СНК РСФСР от 22.04.1918 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_276.htm (дата обращения: 09.12.2017).
3. Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР : постановление СНК РСФСР от 11.06.1920 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http://www.libussr.ru /doc_ussr/ussr_691.htm (дата обращения: 09.12.2017).
4. О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли : декрет СНК РСФСР от 07.02.1921 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_840.htm (дата обращения: 09.12.2017).
5. О внешней торговле : декрет СНК РСФСР от 17.03.1921 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http://www.libussr.ru
/doc_ussr/ussr_883.htm (дата обращения: 09.12.2017).
6. Об учреждении Отделов Внешней Торговли : декрет ВЦИК от 06.12.1921 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1246.htm (дата обращения: 09.12.2017).
7. О внешней торговле : постановление Президиума ВЦИК от 13.03.1922 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1300.htm
( дата обращения : 09.12.2017).
8. О внешней торговле : постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 16.10.1922 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1419.htm (дата обращения: 09.12.2017).
9. Калюжная Г. П. Правовые формы монополии внешней торговли СССР в их историческом развитии. - М., 1951.
10. Уголовный кодекс РСФСР редакции 1922 года. Особенная часть. - Гл. IV, ст. 136. // Юридическая Россия: Федеральный правовой портал. - URL: http://www.law.edu.ru (дата обращения: 09.12.2017).
11. Чучин Ф. Г. Филателия и монополия // Советский филателист. - 1922. - № 1.
12. Положение о центральной комиссии по борьбе с последствиями голода (ЦК Последгол) : декрет ВЦИК от 28.09.1922 г. // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1401.htm (дата обращения: 09.12.2017).
13. Постановление ВЦИК и СНК по филателии // Советский филателист. - 1922. - № 2. -С. 9-10.
14. Чучин Ф. Итоги и перспективы // Там же. -1923. - № 1-2.
15. Инструкция для заграничного обмена // Там же. - 1922. - № 2. - С. 12-13.
16. Анкета № для филателистов, имеющих свои коллекции и желающих вести заграничный обмен филателистическими материалами // Там же. - С. 13.
17. Заграничный обмен // Там же. - С. 11.
18. Об издании специальной разрешительной марки // Там же. - С. 14.
19. Неутверждённые проекты (эссе) почтовых марок РСФСР. 1922. Проект марки контрольного сбора для заграничного обмена // Специализированный каталог почтовых марок / под ред. В. Б. Загорского. - Изд. 2-е. - Т. 4 : РСФСР 1918-1923. - СПб., 2004.
20. Разрешительные марки // Советский филателист. - 1922. - № 2. - С. 20.
21. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 18571919, РСФСР 1918-1923, СССР 1923-1960 : Каталог. - М., 2011. - 536 с.
22. Каталог почтовых марок СССР 1918-1991 / под ред. В. А. Ляпина. - Изд. 2-е. - Т. 1 : РСФСР, СССР 1918-1940. - Назрань, 2000.
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 167-171.
23. Специализированный каталог почтовых марок / под ред. В. Б. Загорского. - Изд. 2-е. - Т. 4 : РСФСР 1918-1923. - СПб., 2004. - 112 с.
Информация о статье
Дата поступления 28 декабря 2017 г.
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Сведения об авторе
Якуб Алексей Валерьевич - д-р ист. наук, профессор, ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
24. Временные разрешительные марки для коллекций // Советский филателист. - 1922. -№ 3-4. - С. 30-31.
Article info
Received
December 28, 2017
Accepted February 1, 2018
About the author
Yakub Alexey Valeryevich - Doctor of Historical sciences, Professor, Rector of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Якуб А. В. Монополия внешней торговли в политике РСФСР в 1917-1922 гг. и борьба тенденций в организации международной филателии // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 167171. й01: 10.25513/2312-1300.2018.1.167-171.
For citations
Yakub A. V. The Monopoly of Foreign Trade Policy of the RSFSR in 1917-1922 and Counter-Trends in the Organization of International Philately. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 167-171. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.167-171 (in Russian).