Рецензии и обзоры
А. М. Аллагулов
МОНОГРАФИЯ В. я. РуШАНИНА «ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИХОМИРОВ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТОГО ИМЕНИ»1
УДК ББК
В рецензии представлен анализ монографии В. Я. Рушанина, посвященной научной и педагогической деятельности уральского ученого Ивана Александровича Тихомирова. В рецензии отмечается, что автор на основе анализа значительного массива научной литературы и архивных данных реконструировал подвижническую деятельность уральского ученого в контексте общей динамики развития образования и исторической науки.
Ключевые слова: И. А. Тихомиров; среднее образование; педагогическое образование; историческое образование.
а. м. allagulov
The monograph v. y. rushanina
"ivan tikhomirov: return forgotten names "
The review presents an analysis, published monography V. Y. Rushanina devoted to research and teaching activities of the Ural scientist Ivan Alexandrovich Tikhomirov. The review notes that the author based on the analysis of a large array of scientific literature and historical data reconstructed the selfless work of the Ural scientist in the context of the overall dynamics of the development of education and science of history.
Key words: Ivan Tikhomirov; secondary education; teacher education; historical education.
1 Рушанин, В. Я. Иван Александрович Тихомиров: возвращение забытого имени / В. Я. Ру-шанин. - Челябинск: Из-во Игоря Розина, 2016. - 432 с.
Рецензии и обзоры
195
Современная педагогическая на~ ука явственно ощущает потребность в возвращении «забытых имен» тех педагогов-организаторов системы народного образования, чье творческое наследие позволяет проанализировать накопленный поколениями культурно-исторический опыт. Великие классики отечественной педагогики, как правило, сами были частью образовательной практики как отечественной, так и зарубежной. Реконструкция истори-ко-педагогической действительности развития теории и практики отечественного образования, представлявшей собой традиционно насыщенный и густонаселенный педагогический олимп, позволит нам выявить культурно-национальные особенности развития отечественной науки и факторы, определявшие ее формирование.
Используя принципы педагогической персоналистики, В. Я. Рушанин выбирает из калейдоскопа имен те персонажи, которые ему духовно и профессионально созвучны, те имена, которые в педагогической кулыуре прошлого в значительной степени отражают его убеждения.
Если следовать позиции О. В. Сухомлинской, представленное исследование есть нечто больше, нежели научная, образовательная или творческая биография педагога. Научно-педагогические взгляды Ивана Александровича Тихомирова (1852-1928), изученные в динамике и временной последовательности; творческая интерпретация авторских текстов, а также историко-генетическая реконструкция идей ученого, позволили создать целостную картину рассматриваемой эпохи, описать
В. Я. Рушанин
особенности жизни и творчества не одного поколения педагогов.
Данный методологический ход очень четко можно выразить словами М. А. Булгакова: «Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо — вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте». Это, на наш взгляд, четко характеризует позицию автора монографии, который не просто «прожил» жизнь И. А. Тихомирова, но соприкоснулся с теми местами, где он жил и работал.
Во введении представлен подробный анализ историографии темы. На наш взгляд, очень убедительно звучит рассуждение о том, почему автор взялся за изучение жизни и творчества Ивана Александровича Тихомирова: «Впервые о нем я услышал от своего научного руководителя профессора Н. К. Лисовского сорок лет назад. В конце тридцатых годов он работал директором Троицкого педагогического училища, которое располагалось в здании бывшей мужской гимназии. Ее с 1888 по1906 годы и возглавлял известный историк и педагог, действительный статский советник И. А. Тихомиров... А впервые прикоснул-
ся к нему как историк двадцать лет назад, когда опубликовал о нем свои первые материалы»1.
Подробный, не упускающий ни одной мелочи анализ творческого пути учителя, администратора и ученого И. А. Тихомирова позволил автору выделить шесть основных периодов, которые условно выстроились в географическую последовательность: Пенза — Санкт-Петербург — Ревель — Царское Село — Стерлитамак — Троицк — Екатеринбург — Троицк.
В первой главе «Начало пути» представлена характеристика семьи ученого, та атмосфера, в которой воспитывался И. А. Тихомиров. Отмечается тот факт, что именно семинарское образование «поставило на крыло» целую плеяду известных русских историков рубежа XIX—XX веков. «По мнению преподавателя истории Пензенской духовной семинарии А. И. Троицкого, воспитанные в скромной обстановке, в любви к труду и строгих правилах нравственности, духовные юноши с любовью и усердием относились к научным занятиям
и затем, по окончанию высшего образования, заявляли себя энергичными и полезными тружениками на разных поприщах деятельности». Думается, что тщательный анализ истоков зарождения ученого и педагога позволил автору монографии прочувствовать почву, на которой произрос талант.
Во второй главе «Императорский институт» показан дальнейший путь обучения И. А. Тихомирова в Санкт-Петербургском Императорском историко-филологическом институте. Представлена характеристика его педагогов-наставников — научных авторитетов — К. Н. Бестужева-Рюмина и Е. Е. Замысловского.
В третьей главе «Учитель гимназии» исследуется начало педагогического пути Ивана Тихомирова (1874— 1888), описывается то эмоциональное состояние, которое испытал молодой педагог при встрече с практикой. В особенностях педагогической деятельности ученого раскрываются особенности функционирования средней школы на северо-западе Российской империи, взаимоотношения между учениками и учителями, характеризовавшимися как доверительные, но требовательные. В этот же период молодой учитель заявляет о себе тремя статьями в авторитетнейших журналах «Вестник Европы» и «Журнал Министерства народного просвещения» (1876— 1877). Молодой ученый проработал четыре с половиной года в Ревеле, затем был направлен в Царскосельскую Николаевскую гимназию, где, помимо преподавательской деятельности, он продолжает активно заниматься
1 Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров: возвращение забытого имени. Челябинск: Из-во Игоря Розина. 2016. С. 6.
Рецензии и обзоры
197
научными изысканиями. Эта глава монографии показывает весь творческий путь ученого до 1 июля 1888 года, когда судьба И. А. Тихомирова делает новый поворот, связанный с его назначением директором Троицкой классической мужской гимназии.
В четвертой главе «Рассветы над Троицком» рассматривается деятельность педагога-исследователя на посту директора (1888-1912), открытой в 1873 году классической мужской гимназии, представлявшей собой единственное заведение подобного типа на огромной территории Южного Урала. В главе автор, опираясь на большой массив источников (в первую очередь архивных), раскрывает сущность организации воспитания и обучения в гимназии. И. А. Тихомиров на рубеже XIX—XX веков опубликовал девять статей по проблемам средней школы в ведущих педагогических журналах России — «Русская школа» и «Гимназия», в которых резонансно высказался по злободневным вопросам организации образовательного процесса.
В пятой главе «Учительский институт» представлена научная и педагогическая деятельность И. А. Тихомирова на посту директора Учительского института в г. Екатеринбурге (1912— 1918). Назначение на этот пост было не случайным, так как, по представлению попечителя Оренбургского учебного округа Ф. Н. Владимирова, кандидат «обнаружил педагогическую опытность, исполнительность, устойчивость сложившихся взглядов и убеждений, отличается трудоспособностью и вполне достаточной бод-
1 Рушанин В. Я. Иван Александрович Ти бинск: Из-во Игоря Розина. 2016. С. 213.
ростью»1. Стоит отметить, что реализуемая автором персонифицированная модель историко-педагогического познания осуществляется посредством анализа тех уровней образования, где трудился И. А. Тихомиров. Данный методологический прием используется во всей работе. В 1919 году выйдет последняя статья И. А. Тихомирова «Из Кунгурской старины второй половины XVII века», которая станет завершением его научного творческого наследия.
В шестой главе «Осень патриарха», наполненной трагическими фактами, которыми предопределялись судьбы «царской» интеллигенции, рассматривается возвращение И. А. Тихомирова, не испытывавшего симпатии к большевикам, в г. Троицк. 12 марта 1928 года Ивана Александровича не стало, а уже на следующее утро его дочь Лиза родила сына, которого назвали Иваном.
В монографии представлены четыре приложения, раскрывающие и дополняющие содержание основной части. Особо стоит обратить внимание на второе приложение «Письмо И. А. Тихомирова в Комиссию по улучшению быта ученых при Академии наук СССР, 15 октября 1926 г.». Содержание этого письма наглядно показывает, в каком ужасном положении находилась отечественная наука и большой отряд советских ученых.
Рецензируемая монография представляет пример наиболее удачного сочетания научности с живостью и образностью изложения и будет, несомненно, интересна и полезна читателям.
ров: возвращение забытого имени. Челя-