УДК 338.242.2
МОНИТОРИНГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ
О.В. Попова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 8 сентября 2016 г.
Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.
Ключевые слова
Проект, управление проектами, управление качеством проектов, мониторинг управления качеством проектов, мониторинговые показатели
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-1255010
Аннотация. Рассматриваются вопросы мониторинга управления качеством в проектах. Разработан перечень мониторинговых показателей, позволяющих судить о степени соответствия управления качеством проекта, одной из наиболее важных функциональных областей проектного менеджмента, современным требованиям. Актуальность исследования продиктована необходимостью проведения мониторинга развития управления проектами в компаниях Омского региона, в рамках которого необходимо рассмотрение показателей, конкретно относящихся к управлению качеством проектов, в связи с чем полученный перечень может иметь практическую ценность. В ходе анализа были обобщены теоретические и методологические положения в области управления проектами и менеджмента качества, что позволило учесть специфику работы проектно-ориен-тированной организации в рамках параллельного внедрения и развития этих двух областей. Разработанный перечень мониторинговых показателей обоснован выявленными условиями, являющимися основой успешного управления проектами: широкая методологическая база, позволяющая компании применять как можно больше методов и инструментов планирования, контроля и обеспечения качеством; действующая в организации система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандартов серии ISO 9000, что подтверждено получением сертификата; органичное интегрирование СМК в организационную структуру управления проектов; отношение к СМК не как к формальному документу, требующемуся на рынке, а как к реальному инструменту совершенствования бизнес-процессов и развития компании; признание важности человеческого ресурса в управлении качеством проекта и особого места службы качества и ее сотрудников в организационной структуре проектно-ориентированной компании.
MONITORING INDICATORS OF STATE OF QUALITY MANAGEMENT IN PROJECTS
O.V. Popova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received
September В, 2016 Accepted
November 25, 2016
Keywords
Project, project management, project quality management, monitoring of quality management in projects, monitoring indicators
Acknowledgements
Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFH № 16-1255010
Abstract. The issues of the monitoring of the quality management in the projects are concerned. The main result is a list of monitoring indicators obtained during the study. The monitoring indicators allow estimating of the conformity degree to the current requirements of one of the most important functional area of project management, which is the project quality management. The relevance of the study is dictated by the need of monitoring the development of the project quality management in the companies of the Omsk region. It is proved that within the framework of monitoring it is required to consider indicators specifically related to the project quality management and therefore the available list can have the practical value. The theoretical and methodological situations in the project management and quality management were generalized in the course of the study that allowed taking into account specific nature of the project-oriented organization within the framework of the parallel implementation and development of these fields of company's business. The developed list of the monitoring indicators is based by the detected conditions, which are the foundation of the successful project management: the wide methodological base allowing the company to practice as much as possible methods and tools of planning, management and quality assurance; the company system of the quality management in effect meeting the requirements of ISO 9000 standards, which is confirmed by obtaining the certificate; the organic integration of the quality management system in the organizing structure of the project management; attitude toward the quality management system not as a formal document required on the mark but as a real tool of improving business processes and developing the company; the recognition of the importance of human resources in the project quality management and the special place of the quality management department and its employees in the organizational structure of the project-oriented company.
© О.В. Попова, 2016
Введение. Согласно руководству по управлению проектами ICB IPMA Международной Ассоциации Управления Проектами (International Project Management Association, IPMA), управление качеством проекта - раздел управления проектами (функциональная область), включающий задачи и процедуры, необходимые для обеспечения качества управления проектом и получаемых результатов (продуктов и/или услуг) проекта [1].
Другой распространенный в России стандарт по управлению проектами, PMBOK, разработанный американским институтом PMI (Project Management Institute - Институт проектного менеджмента), гласит, что управление качеством проекта включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в области качества, цели и сферы ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял тем нуждам, ради которых он был предпринят. Управление качеством осуществляется посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила и процедуры, а также действия по постоянному совершенствованию процессов, проводимые, при необходимости, на всем протяжении проекта [2].
Исходя из приведенных определений, можно утверждать, что управление качеством проекта является одной из наиболее важных функциональных областей управления проектом, которая активна на протяжении всех фаз жизненного цикла проекта, охватывает все стороны и элементы проекта, имеет взаимосвязь со всеми остальными функциональными областями управления проектом. От того, насколько полно и четко выполняются задачи данной функциональной области, во многом зависит качество управления проектами в компании в целом. Поэтому вопросы управления качеством проекта обязательно должны рассматриваться в рамках проведения мониторинга степени развития управления проектами в регионе.
Поскольку мониторинг состояния того или иного объекта подразумевает регистрацию неких параметров в ходе наблюдения и их сравнение с заданными или условно «идеальными» значениями, то необходимым становится наличие перечня этих параметров. Для снижения трудоемкости процесса мониторинга желательно использовать небольшое количество признаков, характеризующих объект, но которые могли бы дать наиболее полную картину его со-
стояния и обеспечивали правильность суждений [3]. В связи с этим разработка необходимого и достаточного перечня мониторинговых показателей, позволяющих оценить состояние управления качеством проектов как отдельной функциональной области, так и части общей системы управления проектами, является весьма актуальной.
Цель данной работы состоит в разработке перечня мониторинговых показателей состояния управления качеством в проектах. Объектом исследования в данной работе является система управления качеством проекта. Предметом исследования являются отдельные элементы данной системы, рассматриваемые с целью обоснования показателей, наиболее полно характеризующих управление качеством в проектах. Результаты исследования могут иметь практическую ценность и использоваться при проведении мониторинга состояния управления проектами в регионе.
Обзор литературы. Основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области управления проектами и менеджмента качества.
Вопросам управления проектами посвящены работы В.И. Воропаева, И.И. Мазур, М.Л. Разу, В.Н. Фунтова, Дж. Мередит, С. Ман-тела, И. Хелдмана [1; 4-9]. Управление качеством рассматривается данными авторами как одна из функциональных областей в рамках общей системы управления проектами. В результате использования данных источников складывается общая картина места управления качеством в управлении проекта, его задачи и взаимосвязи с другими функциональными областями. Авторы описывают, какие процедуры содержит и какие инструменты применяют на стадиях планирования, обеспечения и контроля качества проекта, не затрагивая, однако, вопросы мониторинга качества самой системы управления качеством проекта.
Современным аспектам менеджмента качества посвящены работы С.Ю. Беляева, Ю.Н. Забродина, В.Д. Шапиро, В.А. Козырева, Е.В. Фрейдиной [10-12] и мн. др. Работы данных авторов содержат концептуальные основы применения управления качеством в организациях любых сфер деятельности, но они не рассматриваются в преломлении к проектной деятельности и не учитывают ее специфику.
Проектно-ориентированная организация нуждается в создании системы менеджмента
качества, полностью интегрированной с организационной структурой проектов. Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных отдельно проектному управлению и управлению качеством, остается актуальной разработка положений, основанных на объединении этих научных направлений с целью параллельного внедрения и развития двух областей деятельности компании. Для проведения исследования интересными представляются материалы, где рассматриваются проблемы современных взаимосвязей и взаимоотношений управления качеством и управления проектами, например работа В.И. Даниляк и С.Е. Паскарис [13], а также работа А. Шадрина [14], который рассматривает особенности построения системы менеджмента качества проектной организации. Кроме того, исследование опиралось на более ранние работы автора статьи, где рассматривались показатели, характеризующие положительную результативность функционирования системы менеджмента качества в проектно-ориентированной организации [15; 16]. Некоторые из этих показателей могли бы быть рассмотрены на предмет их использования как мониторинговых при рассмотрении корпоративных систем управления качеством проектов.
Гипотезы и методы исследования. Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что в рамках проведения мониторинга качества управления проектами в регионе необходимо рассматривать состояние результатов работы предприятий в рамках управления качеством проектов как одной из важнейших функциональных областей проектного менеджмента. Предполагается, что существует ограниченное количество показателей функционирования системы управления качеством проекта, при фиксации значений которых можно сделать выводы о степени ее развитости и способности эффективно справляться со своими задачами. Эти показатели могут быть связаны с полнотой использования возможных инструментов управления качеством; вопросами разработки, функционирования и сертификации системы менеджмента качества (далее - СМК), ее интеграции с каждым отдельно взятым проектом, реализуемым компанией; необходимостью признания важности человеческого ресурса в деле управления качеством; полномочиями сотрудников службы качества, степенью их вовлеченности в проекты и общие бизнес-процессы организации.
В процессе написания работы были применены общенаучные методы познания: метод научной абстракции, методы сравнения, дедукции и индукции. В качестве основного выбран метод анализа и обобщения теоретических данных, полученных из опубликованных источников и ранее проведенных авторских исследований.
Результаты исследования. Согласно 1РМА, процесс управления качеством в проекте включает следующие стадии:
1. Концепция (инициация) управления качеством в проекте.
2. Планирование управления качеством в проекте.
3. Организация управления и контроль качества в проекте.
4. Анализ состояния и регулирование обеспечения качества в проекте.
5. Закрытие управления качеством проекта [1].
Мониторинговые показатели могут быть связаны с полнотой использования возможных инструментов управления качеством. В таблице приведены основные методы и инструменты управления качеством проекта.
Фундаментальное правило управления качеством - «качество планируется, а не проверяется» - делает стадию планирования качества одной из основных, а следовательно, ее результаты во многом определяют эффективность управления качеством в проекте. Стандарты по управлению проектами гласят, что на выходе данной стадии должен быть разработан документ, детально описывающий технологию управления качеством, подтверждения качества и улучшения качества для проекта - план управления качеством. Он является обязательной составной частью общего плана проекта и призван идентифицировать действия и ресурсы, необходимые для достижения целей проекта в области качества. Однако на практике компании нередко пренебрегают составлением плана качества ввиду недостаточности необходимых профессиональных знаний, отсутствия правильных шаблонов документов и других причин организационного характера, что говорит о недостаточной зрелости в вопросах управления качеством проектов. Наряду с планом качества стоит обратить внимание на наличие отдельной базы извлеченных уроков конкретно по вопросам управления качеством в проектах, которая обычно формируется на стадии закрытия управления качеством проекта.
Методы и инструменты управления качеством проекта
Стадия процесса управления качеством проекта Применяемые инструменты и методы
Планирование качества - Анализ выгод / затрат; - стоимость качества; - сравнительный анализ; - причинно-следственные диаграммы; - блок-схемы; - планирование экспериментов
Контроль качества - Инспекция; - выборочные оценки; - контрольные листы; - контрольные карты (контрольные диаграммы); - диаграмма Парето; - гистограмма; - диаграмма разброса; - стратификация данных
Обеспечение качества - Методы анализа обеспечения качества в проекте; - принятие решения по отклонениям; - корректирующие действия по обеспечению качества; - совершенствование качества в проекте
Так как весь арсенал инструментов и методов управления качеством сосредоточен в рамках СМК, становится очевидным, что она должна распространить свое влияние на проекты, инициируемые и реализуемые организацией. Это означает, в частности, органичное интегрирование СМК в организационную структуру управления проектов и в первую очередь -в сферу управления качеством проектного продукта. Более того, она призвана в определенной степени реализовывать функции организационного мозгового центра для системы управления качеством проекта. Таким образом, необходимо, чтобы существующая в организации культура и технология управления качеством переносилась и на проект, а именно находила свое отражение в планах качества проектов. В п. 4.2.3 ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании» указано: «Система менеджмента качества проекта должна быть документирована и включена в план качества проекта или на нее должны быть ссылки в этом плане».
Согласно ежегодно публикуемому обзору Международной организации по стандартизации (The ISO Survey of Certificasions), с 2008 г. в России наблюдается настоящий бум сертификации СМК. Его пик был отмечен в 2010 г., когда почти все компании национального и ре-
гионального значения были вовлечены в этот процесс, а в настоящее время уже и многие предприятия малого и среднего бизнеса имеют сертификаты на соответствие стандартам серии ISO (http://www.iso.org/iso/iso-survey).
Однако цели проекта по разработке и сертификации СМК у различных предприятий могут существенно различаться, в связи с чем можно выделить две ситуации.
В первом случае организация разрабатывает и внедряет СМК по стандартам ISO, поскольку это диктуется модой или является требованием рынка (необходимость участия в тендерах, желание выиграть конкурс, наличие маркетинговых преимуществ над конкурентами, получение кредита и т. д.). В этом случае за полученным сертификатом далеко не всегда стоит реальная или полноценная система менеджмента, обеспечивающая надлежащее качество реализуемых проектов. Подпиткой для распространения формальных сертификатов служит наличие большого количества предложений от недобросовестных консалтинговых агентств и сертификационных органов, например в Интернете, предлагающих оформить сертификат за один день (или даже в течение нескольких часов) за сравнительно небольшую стоимость. Такая практика торговли сертификатами на соответствие стандартам ISO в России имеет место давно и является
большой проблемой рынка сертификационных услуг [17].
Во втором случае организация ставит своей целью, согласно п. 1.1 ГОСТ Р ИСО 90012008 «Системы менеджмента качества. Требования», «повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителя и соответствующим обязательным требованиям». Тогда система менеджмента качества становится реальным инструментом, способствующим увеличению качества управления проектами, совершенствованию бизнес-процессов, развитию компании, увеличению ее рыночной стоимости и достижению долгосрочных целей. Создание реально работающей СМК почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Внедрение полноценной СМК обязывает предприятие задокументировать свою деятельность по всем направлениям, а также обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с разработанной документацией. Настоящие цели сертификации СМК проектно-ориентированной организации должны быть выяснены в ходе проведения мониторинга, так как во многом характеризуют саму систему управления качеством проектов.
Одним из основных объектов управления при обеспечении качества является человеческий ресурс, причем для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены необходимыми полномочиями и вовлечены в создание ценности. Взаимодействию работников способствует их признание, поощрение навыков и знаний, проявления инициативы и креативности в вопросах качества [19]. В компании должен соблюдаться наиважнейший принцип качества из изложенных в стандартах серии ISO 9000 - «взаимодействие людей». Так, ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» предлагает следующий перечень действий по соблюдению рассматриваемого принципа, полноту присутствия которого в организации можно также считать мониторинговым показателем состояния управления качеством проектов:
- общение с работниками для обеспечения понимания важности и личного вклада;
- содействие сотрудничеству во всей организации;
- открытое обсуждение, обмен знаниями и опытом;
- наделение работников полномочиями определять узкие места в работе и без страха предлагать инициативы;
- признание и подтверждение вклада, знаний и развития работников;
- предоставление возможности проведения самооценки деятельности работников в сравнении с их личными целями;
- проведение обследований удовлетворенности работников, доведение их результатов и реализация соответствующих действий.
В настоящее время благодаря признанию важности качества в целом роль сотрудников службы качества значительно возросла. Из отделов технического контроля, чьи функции были ориентированы в основном на качество произведенных товаров и обеспечение функционирования производственного процесса без брака, службы качества превратились в подразделения, деятельность которых направлена на создание более сложной системы управления качеством, позволяющей организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству на основе объединения ранее разрозненных элементов управления качеством в единый комплекс мероприятий, связанных с планированием, анализом, контролем и обеспечением качества продуктов и процессов.
Организационная культура должна позволять наладить эффективную связь между персоналом других подразделений компании и менеджерами по качеству. Качество в общем понимании складывается из деятельности всех подразделений, и, чтобы сформировать мнение об их работе, менеджер по качеству должен обладать достаточными знаниями о ней. Для оказания значительного влияния на объективные показатели эффективности управления качеством должны быть налажены сотрудничество и коммуникации между отделами.
Руководитель подразделения, отвечающего за единую СМК родительской организации, а следовательно, и за вопросы обеспечения качества отдельных проектов, должен входить в состав высшего руководства и занимать положение, равное положению руководителей других ее ведущих подразделений. Он должен являться членом совещательного органа, принимающего решения по проектам (проектного
комитета), так как вопросы авторизации проектов компании, определение их приоритетов, контроль по достижению целей проектов должны соответствовать стратегическим целям компании в области качества. Также сотрудники службы качества, несомненно, должны участвовать в тактическом и оперативном управлении проектами, т. е. быть включенными в работу центра управления проектами (проектного офиса). Такая ситуация является признанием серьезной роли качества в деятельности про-ектно-ориентированной организации. Полномочия сотрудников службы качества как мониторинговый показатель оценки системы управления проектами более подробно рассмотрены в рамках предыдущих исследований автора [19], где представлена мониторинговая модель вовлеченности сотрудников службы качества в бизнес-процессы проектно-ориенти-рованной организации и перечислены возможные полномочия и функции сотрудника службы качества как члена проектного комитета и проектного офиса.
Поскольку система оценки управления качеством должна предусматривать показатели эффективности работы проектного менеджера по качеству, например таких, как количество изменений в требованиях стейкхолдеров и спецификациях проекта, возникающих в процессе его выполнения, число существенных и документально оформленных изменений параметров процессов проекта за определенный период времени, количество пересмотров (ревизий) контрактов с поставщиками и др. [13], - то это тоже должно найти отражение при формировании перечня мониторинговых показателей состояния управления качеством в проектах.
Заключение. Таким образом, в результате проведенного исследования был сформирован перечень показателей, который может быть рекомендован для проведения мониторинга состояния управления качеством проектов в компаниях региона:
- разнообразие используемых методов и инструментов управления при планировании, контроле и обеспечении качества проекта;
- наличие тщательно разработанных планов качества в рамках проектной документации;
- наличие в компании единой СМК и степень ее интеграции с реализуемыми проектами (находит ли она отражение в планах качества каждого проекта);
- наличие сертификата на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001;
- основные причины, побудившие к сертификации СМК;
- осознание важности человеческого ресурса в управлении качеством проекта, что отражается в проведении мероприятий по вовлечению всех работников в процессы управления качеством (периодически проводятся «кружки качества» с целью информирования и обучения сотрудников в области управления качеством; внедрена «система конвертов» с предложениями и заявками по управлению качеством от сотрудников (веб-интерфейс, записки на бумаге и т. п.) с соответствующими мерами поощрения активных ее участников; поощряются члены команды (помимо сотрудников службы качества), принимающих участие во внутренних аудитах, дающие предложения по корректировке документов общей СМК организации и т. п.);
- степень вовлеченности сотрудников службы качества в проекты и общие бизнес-процессы компании (налажены сотрудничество и коммуникации отдела качества с другими подразделениями компании: материально-техническое обеспечение, маркетинг и др.; в команду каждого проекта внедрен менеджер по качеству; сотрудник службы качества является членом проектного комитета компании и влияет на решения по принятию того или иного проекта к реализации, а также членом проектного офиса и участвует в тактическом и оперативном управлении проектами);
- разработанность системы показателей эффективности работы проектного менеджера по качеству.
Литература
1. Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов. Версия 3.0 / под ред. В.И. Воропаева. - М. : Проектная практика, 2010. - 256 с.
2. Руководство к своду знаний по управлению проектами (руководство РМВОК) / Даве В. и др. - 5-е изд. - М. : Олимп-бизнес, 2013. - 614 с.
3. Дурнева Е. В. Разработка и внедрение комплексной системы мониторинга финансово-экономического состояния предприятия // Изв. тул. гос. ун-та. Экономические и юридические науки. - 2012. - № 1/1. - С. 212-220.
4. Математические основы управления проектами : учеб. пособие / под ред. В. Н. Буркова. -М. : Высшая школа, 2005. - 423 с.
5. Управление проектами : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. И. И. Мазура. - М. : Экономика, 2009. - 960 с.
6. Разу М. Л. и др. Основы проектного управления / под ред. М. Л. Разу. - М. : Кнорус, 2012.
- 760 с.
7. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. - 3-е изд., доп. - СПб. : Питер,
2012. - 400 с.
8. Мередит Дж., Мантел-мл. С. Управление проектами. - СПб. : Питер, 2014. - 640 с.
9. Хелдман И. Профессиональное управление проектом. - 5-е изд. - М. : БИНОМ, 2012. - 728 с.
10. Беляев С. Ю., ЗабродинЮ. Н., Шапиро В. Д. Управление качеством. - М. : Омега-Л, 2013.
- 381 с.
11. Развитие систем менеджмента качества / под общ. ред. В. А. Козырева. - М. : Маршрут, 2014. - 268 с.
12. Фрейдина Е. В. Управление качеством : учеб. пособие. - М. : Омега-Л , 2012. - 189 с.
13. Даниляк В. И., Паскарис С. Е. О менеджменте качества проектов // Компетентность. -
2013.- № 3. - С. 26-33.
14. Шадрин А. Особенности системы менеджмента качества проектной организации // Стандарты и качество. - 2008. - № 2. - С. 70-73.
15. Popova O. V. The quality management system of project-oriented organizations // Science and Education : materials of the V international research and practice conference, Vol. 1, Munich, February 27-28, 2014. - Munich : Vela Verlag Waldkraiburg, 2014. - P. 156-158.
16. Апенько С. Н., Попова О. В. Требования к персоналу проектов с позиций стандартов менеджмента качества // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : материалы Х меж-дунар. науч.-практ. конф. 26-27 марта 2015 г. - СПб. : Культ-информ-пресс, 2015. - С. 140-144.
17. Камышев А. И. Как повысить доверие к сертификации систем менеджмента // Стандарты и качество. - 2015. - № 2 (932). - С. 72-76.
18. Попова О. В. Управление качеством проекта: роль человеческого ресурса // Вестн. СибАДИ.
- 2014. - Вып. 3 (37). - С. 111-115.
19. Попова О. В. Полномочия сотрудников службы качества как мониторинговый показатель оценки системы управления проектами // Тенденции развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 26 июня 2016 г. - Самара : Л-Журнал, 2016. - Ч. 3. -С. 23-27.
References
1. Voropaev V.I. (Ed.) Upravlenie proektami. Osnovy professional'nyh znanii. Natsional'nye tre-bovaniya k kompetentsii spetsialistov. Versiya 3.0 [Project management. Fundamentals of professional knowledge. National requirements for the competence of specialists. Version 3.0], Moscow, Proektnaya PRAKTIKA Publ., 2010, 256 p.
2. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® guide), 5th ed., Newtown Square, PA, Project Management Institute, 2013, 589 p.
3. Durneva E.N. Development and implementation of integrated monitoring system financial and economic status of the enterprise. News of the Tula state university. Economic and legal sciences, 2012, no. 1, pt. 1, pp. 212-220. (in Russian).
4. Burkov V.N. (Ed.) Matematicheskie osnovy upravleniya proektami [Mathematical bases of project management], Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005, 423 p.
5. Mazur I.I. (Ed.) Upravlenie proektami [Project management], Moscow, Ekonomika Publ., 2009, 960 p.
6. Razu M.L. (Ed.) Osnovy proektnogo upravleniya [Fundamentals of project management], Moscow, Knorus Publ., 2012, 760 p.
7. Funtov V.N. Osnovy upravleniya proektami v kompanii [Bases of project management in the company], 3rd ed., St. Petersberg, Piter Publ, 2012, 400 p.
8. Meredith G., Mantel Jr. S. Upravlenie proektami [Project management], St. Petersberg, Piter Publ, 2014, 640 p.
9. Heldman I. PMP: Project Management Professional Exam Study Guide, 5rd ed., Moscow, BINOM Publ., 2012, 728 p. (in Russian).
10. Belyaev S.Yu., Zabrodin Yu.N., Shapiro V.D. Upravlenie kachestvom [Quality management], Moscow, Omega-L Publ., 2013, 381 p.
11. Kozyrev V.A. (Ed.) Razvitie sistem menedzhmenta kachestva [Development of systems of quality management], Moscow, Marshrut Publ., 2014, 268 p.
12. Freidina E.V. Upravlenie kachestvom [Quality management], Moscow, Omega-L Publ., 2012, 189 p.
13. Danilyak V.I., Paskaris S.E. O menedzhmente kachestva proektov [About quality management of projects]. Kompetentnost' [Competence], 2013, no. 3, pp. 26-33.
14. Shadrin A. Osobennosti sistemy menedzhmenta kachestva proektnoi organizatsii [Features of a quality management system of the design organization]. Standarty i kachestvo [Standards and quality], 2008, no. 2, pp. 70-73.
15. Popova O.V. The quality management system of project-oriented organizations. Science and Education, materials of the V international research and practice conference, Munich, February 27-28, 2014, Munich, Germany, Vela Verlag Waldkraiburg, 2014, Vol. 1, pp. 156-158.
16. Apenko S.N., Popova O.V. Trebovaniya k personalu proektov s pozitsii standartov me-nedzhmenta kachestva [Requirements to personnel of projects from line items of standards of quality management]. Sovremennyi menedzhment: problemy i perspektivy [Modern management: problems and prospects], Materials of the X international scientific and practical conference, March, 26-27, 2015, St. Petersburg, Kul't-inform-press Publ., 2015, pp. 140-144.
17. Kamyshev A.I. Kak povysit' doverie k sertifikatsii sistem menedzhmenta [How to increase trust to certification of systems of management]. Standarty i kachestvo [Standards and quality], 2015, no. 2 (932), pp. 72-76.
18. Popova O.V. Project's quality management: the role of human resource. Vestnik SibADI, 2014, Iss. 3 (37), pp. 111-115. (in Russian).
19. Popova O.V. Polnomochiya sotrudnikov sluzhby kachestva kak monitoringovyi pokazatel' ot-senki sistemy upravleniya proektami [Powers of staff of service of quality as monitoring indicator of assessment of a control system of projects]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Tendencies of development of science and education], Collection of scientific works on materials of the International scientific and practical конференции, June 26, 2016, Samara, L-Zhurnal Publ., 2016, pt. 3, pp. 23-27.
Сведения об авторе
Попова Ольга Васильевна - канд. экон. наук, доцент кафедры инновационного и проектного управления Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: popovaolga75@mail.ru
About the author
Popova Olga Vasilievna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Innovative and Project Management Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: popovaolga75@mail.ru
Для цитирования
Попова О. В. Мониторинговые показатели состояния управления качеством в проектах // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 110-117.
For citations
Popova O.V. Monitoring indicators of state of quality management in projects. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 110-117. (in Russian).