Научная статья на тему 'Мониторинг в системе психологических исследований'

Мониторинг в системе психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / MONITORING OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНФОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / PRODUCTIVITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦИТИРУЕМОСТЬ / CITATION INDEX / ДИССЕРТАЦИЯ / DISSERTATION / BIBLIO METRICAL ANALYSIS / INFO METRICAL ANALYSIS / PUBLISHING ACTIVISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усанов Владимир

Производится инфометрический анализ состояния и развития психологических работ докторских диссертаций по психологии за пять лет. Измеряется процесс научных коммуникаций, возникновение и угасание интереса к идеям, научным школам и направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The info metrical analysis of the state and development of psychological works doctoral dissertations on psychology for the recent five years is made. The following aspects are measured: process of scientific communication; the rise and fading of the interest to ideas, scientific schools and trends

Текст научной работы на тему «Мониторинг в системе психологических исследований»

Исследования человека в сфере социальных условий

Владимир Усанов

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (инфометрический анализ докторских диссертаций по психологии 2006—2010 гг.)

Аннотация. Производится инфометрический анализ состояния и развития психологических работ - докторских диссертаций по психологии за пять лет. Измеряется процесс научных коммуникаций, возникновение и угасание интереса к идеям, научным школам и направлениям.

Ключевые слова: мониторинг психологических исследований, библио-метрический анализ, инфометрический анализ,результативность, эффективность, публикационная активность, цитируемость, диссертация.

Abstract. The info metrical analysis of the state and development of psychological works - doctoral dissertations on psychology for the recent five years is made. The following aspects are measured:process of scientific communication; the rise and fading of the interest to ideas, scientific schools and trends.

Keywords: monitoring of psychological research, biblio metrical analysis, info metrical analysis, productivity, efficiency, publishing activism, citation index, dissertation.

Научно-информационные исследования Института научной и педагогической информации РАО основываются на анализе состояния и развития науки как информационного процесса, как измеряемого процесса научных коммуникаций, в рамках которого происходит возникновение и угасание интереса к идеям, концептуальным, теоретическим и практическим разработкам, к научным школам и направлениям.

Актуальность представляемого исследования обусловлена современным состоянием психологической науки и практики, необходимостью повышения эффективности деятельности исследователей, научных и образовательных организаций, а также необходимостью повышения качества научных исследований по психологии. Предметом мониторингового исследования являются отдельные информационные явления и

процессы современной отечественной психологической науки (20062010 гг.), а в качестве объекта изучения использовался корпус докторских диссертаций по психологии за указанный период.

В пользу выделения в качестве объекта исследования докторских диссертаций необходимо высказать следующее. В докторских диссертациях должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение или осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение.

Написание и защита докторской диссертации были и остаются важнейшим и ответственным этапом в научной биографии исследователя, важнейшим показателем деятельности научной или образовательной организации, занимающейся исследованиями в области психологии, а существующая система научной экспертизы делает достаточно редким появление в рамках данного жанра работ низкого качества, чего нельзя сказать об основной массе статей в научной периодике, различной монографической и учебной литературе.

В рамках инфометрического мониторинга было проанализировано 112 диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук, т.е. все докторские диссертации по психологии за период с 2006 по 2010 год, полный текст которых удалось получить в Российской государственной библиотеке в период с сентября по ноябрь 2011 года при наличии в каталоге этого учреждения записей относительно 124 диссертациях по психологии за указанный период.

Приведенные ниже данные (Таблицы 1. и 2.) демонстрируют распределение диссертаций по специальностям, что красноречиво свидетельствует о научных интересах диссертантов и приросте крупных научных достижений в отдельных областях научного знания, а также распределение диссертаций по организациям, в которых они были подготовлены (это показывает «продуктивность» центров подготовки психологов самой высокой научной квалификации).

Таблица 1

Распределение работ по научным специальностям

№ № специальности Наименование специальности Число работ

1 19.00.01 Общая психология, психология личности, историческая психология 30

2 19.00.07 Педагогическая психология 24

3 19.00.05 Социальная психология 18

4 19.00.13 Психология развития, акмеология 15

5 19.00.10 Коррекционная психология 8

6 19.00.04 Медицинская психология 8

7 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика 5

8 19.00.06 Юридическая психология 3

9 19.00.02 Психофизиология 1

Таблица 2

Распределение работ по учреждениям

№ Наименование учреждения Число работ

1. МГУ им. М.В. Ломоносова 8

2. СПбГУ 8

3. МПСИ 6

4. Томский ГУ 6

5. ИП РАН 5

6. РГПУ им. А.И. Герцена 5

7. РУДН 5

8. Тамбовский ГУ 5

9. ИКП РАО 4

10. РАГС 4

11. ПИ РАО 4

12. РГГУ 3

13. ГУУ 3

14. МПГУ 3

15. Нижегородский гос. пед. университет 3

16. Ярославский ГУ 3

17. Военный университет Министерства обороны РФ 3

18. РГСУ 3

19. ИОТ РАО 3

20. Белгородский ГУ 2

21. ЮФУ 2

22. Ростовский ГУ 2

23. Поволжская гос. социально-гуманитарная академия 2

24. Курский ГУ 2

25. МГППУ 2

26. ГНОЦ РАО 2

27. Саратовский ГУ 2

28. Новосибирский гос. пед. университет 1

29. Новосибирский ГУ 1

30. Пермский гос. пед. университет 1

31. АУ МВД России 1

32. Казанский ГУ 1

33. Уральский гос. пед. университет 1

34. Сургутский гос. пед. университет 1

35. ИПППО РАО 1

36. Ленинградский ГУ 1

37. Кубанский ГУ 1

38. МГОУ 1

39. Северо-Кавказский ГТУ 1

Терминологический анализ

В рамках исследования предпринята попытка определения терми-нополей научных специальностей, т.к. именно система терминов и понятий отражает наиболее полно и объекты исследований и предметы исследовательских интересов, а взаимодействия терминополей различных специальностей показывают направления и интенсивность имеющихся внутринаучных коммуникаций. Отбор терминов происходил путем сплошного отбора ключевых слов из наименований диссертаций, описаний научной новизны диссертационных исследований и положений, выносимых на защиту. Все компоненты в составных терминах были дифференцированы на основные и дополнительные, то есть выделены непосредственно сами термины и их дескрипторы. Отбор выявил 198 слов, которые являются собственно терминами, либо такими дополнительными элементами сложных терминов, которые несут основное содержание применительно к целям проводимой манипуляции. После исключения терминов, встречающихся один - два раза по всем диссертациям, выделено 49 основных элементов, образующих во взаимодействии друг с другом комплексы смыслов в каждой из научных специальностей, с наглядной демонстрацией взаимопроникновения терминопо-лей разных специальностей.

Итогом нашего анализа является таблица, отражающая частоту повторений каждого термина по каждому отдельно взятому исследованию.

Так, например, понятие «система» встретилось в исследуемом информационном массиве 10 раз и распределились по научным специальностям следующим образом: 5 раз в специальности «Общая психология, психология личности и история психологии», 2 раза в «Медицинской психологии», 2 раза в «Социальной психологии», и 1 раз в «Педагогической психологии».

Понятие «социализация» повторяется 17 раз, из которых 13 раз в социальной психологии. Но при этом, данные понятия употребляются и в психологии труда и в медицинской психологии, а также в педагогической и коррекционной психологии. Исходя их этого, можно говорить о том, что исследование социализации является актуальным направлением. Глядя на Таблицу 3, можно увидеть какие понятия употребляются чаще всего: дети, деятельность, личность, образование, профессиональность, развитие, система, социальность, ученик, обучение, школа, школьник. Следуя этой логике, мы можем сказать, что за последние 5 лет наиболее актуальными направлениями психологических исследований являются: изучение личностного развития школьников в процессе учебной деятельности, изучение профессионализации и профессионального самоопределения школьников, а также возрастающее использование понятий «система» и «системный подход». Что касается понятия «социализация», то на протяжении последних лет социализация является одним из ведущих направлений исследований в психологии, что неоднократно подчёркивалось в диссертациях и отчётах научных институтов.

Таблица 3

Частотность использования терминологии

Понятия Число использований Общая психология Психофизиология Психология труда Медицинская психология Социальная психология Юридическая психология Педагогическая психология Коррекционная психология Возрастная психология

личность 23 9 2 2 1 4 1 4

развитие 23 4 1 6 4 8

социализация 17 1 1 13 1 1

профессиональный 16 2 3 1 6 4

образование 12 3 1 6 2

деятельность 11 1 1 6 2 1

школа 11 5 1 5

дети 10 1 2 3 2 2

система 10 5 2 2 1

учение, обучение 10 1 7 2

концепция 9 2 2 5

акмеология 8 1 7

педагогика, педагог 8 7 1

структура 8 1 1 1 4 1

субъект 8 4 2 2

психика 7 1 2 1 2 1

человек, человеческий 7 5 2

организация 5 1 1 1 1 1

подросток 5 1 1 2 1

технология 5 2 3

воздействие 4 1 1 2

возраст 4 1 2 1

группа 4 3 1

культура 4 1 1 2

культурно-исторический подход 4 2 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизм 4 2 2

фактор 4 1 2 1

болезнь 3 1 2

динамика 3 1 1 1

Понятия Число использований Общая психология Психофизиология Психология труда Медицинская психология Социальная психология Юридическая психология Педагогическая психология Коррекционная психология Возрастная психология

индивидуальность 3 1 1 1

интеллект 3 1 1 1

коммуникация 3 2 1

методология 3 2 1

молодёжь 3 2 1

мотивация 3 1 1 1

нарушение 3 3

норма 3 1 1 1

общество 3 2 1

познание 3 1 2

пространство 3 2 1

расстройство 3 3

руководитель 3 2 1

смысл 3 1 2

сознание, самосознание 3 2 1

среда 3 3

стресс 3 1 2

студент 3 1 2

трансформация 3 2 1

феномен 3 3

Анализ ссылок на русскоязычные научные и иные публикации

В анализируемых диссертациях содержится 37 411 ссылок на 24 466 научных трудов, принадлежащих 3 511 авторам. Среди авторов работ не только психологи, но и педагоги, философы, социологи, филологи, историки, политологи, экономисты, специалисты в области управления, литераторы, а также представители иных областей науки и практики.

Данные о числе публикаций (не менее 4 публикаций) и цитируемости (не менее 4 цитирований), выделенные по всему корпусу рассматриваемых диссертаций, содержатся в прилагаемых к настоящему сообщению материалах.

В ходе инфометрического мониторинга был проведен анализ видовой принадлежности ссылок с их дифференциацией на книги, статьи в научных журналах, диссертации и авторефераты диссертаций. Данные этого мониторинга представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Распределение процитированных произведений науки по видам

№ Виды научных произведений Колличество

1. Книги 25420

2. Статьи в научных журналах 6101

3. Авторефераты диссертаций и диссертации 3037

4. Другое (в т.ч. Интернет) 2853

Из приведенного видно, что в современных условиях основную базу ссылок составляют именно книги, а не иные виды произведений науки. При этом существующие системы оценок эффективности и результативности научной деятельности как отдельных исследователей, так и организаций, осуществляющих исследования строятся на использовании подсчетов в основном по научным журналам, что приводит к искажению реальной картины научной влиятельности ученых и институций.

При проведении мониторинга учитывалась цитируемость всей совокупности публикаций исследователя, так как некоторые работы, содержащие ценные идеи и материалы, но изложенные в труднодоступной форме, а также в малодоступных изданиях, получают меньший отклик, чем повторные публикации в составе учебников или, например, в составе коллективных монографий, поэтому важно оценивать вклад ученого по совокупности всего сделанного им.

При изучении науки как информационного процесса логично встает вопрос о полезности каждой научной публикации. Единственным объективным измерителем этой полезности является цитируемость научной работы. Именно через цитируемость изучается влияние публикации на развитие науки с учетом характера цитирования, его статистики и распределенности среди цитирующих, относящихся к разным направлениям в рамках науки и работающих в организациях, находящихся в разных географических точках.

В этой связи исследователям необходимо обратить особое внимание на потенциал, которым обладают различные формы передачи научных сообщений, в частности публикации статей в научных журналах. Распределение научных журналов по числу процитированных статей во всей совокупности исследованных докторских диссертаций приведено в Таблице 5.

Таблица 5

Распределение научных журналов по числу процитированных статей

№ Наименование журнала Число процитированных статей

1. Вопросы психологии 1429

2. Психологический журнал 937

3. Мир психологии 211

4. Вестник Московского университета 210

5. Дефектология 187

6. Вопросы философии 132

7. Социологические исследования 128

8. Педагогика 103

9. Психологическая наука и образование 66

10. Сибирский психологический журнал 55

11. Высшее образование в России. 52

12. СОЦИС 46

13. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева 44

14. Общественные науки и современность 42

15. Вестник АМН СССР 42

16. Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова 41

17. Журнал практического психолога 39

18. Мир психологии и психология в мире 37

19. Физиология человека 33

20. Теория и практика физической культуры 32

21. Социальная и клиническая психиатрия 32

22. Журнал высшей нервной деятельности 32

23. Московский психотерапевтический журнал 31

24. Человек 30

25. Вестник Санкт-Петербургского университета 28

26. Акмеология 28

27. Развитие личности 27

28. Дошкольное воспитание 27

29. Вестник высшей школы 27

30. Высшее образование сегодня 25

№ Наименование журнала Число процитированных статей

31. Психология зрелости и старения 24

32. Проблемы высшей школы 24

33. Прикладная психология и психоанализ 23

34. Новые исследования в психологии 23

35. Культурно-историческая психология 23

36. Нефрология 22

37. Иностранная психология 21

38. Человек и общество 20

39. Народное образование 20

Основные итоги и результаты исследования

В рамках проведенного исследования был осуществлен анализ количественных показателей развития научных специальностей; проведен терминологический анализ наименований диссертаций, их научной новизны и положений, выносимых на защиту, с выделением терминопо-лей по каждой из научных специальностей; создана библиографическая база данных русскоязычных ссылок с обобщенными данными по цитиру-емости по всему корпусу диссертаций; проведено распределение библио-метрической информации по публикационной активности конкретных исследователей; проведена статистическая обработка данных о цитируе-мости каждой отдельной работы и каждого из процитированных авторов; совокупность ссылок проанализирована по их видовой принадлежности и дифференциацией на книги, статьи в научных журналах, диссертации и авторефераты и т.п.; на основе данных о цитируемости статистически определена влиятельность научных журналов.

Данные и результаты проведенного исследования, рассматривающего развитие отечественной психологической науки как информационный процесс, способны послужить основой для совершенствования планирования проводимых и будущих исследований, повышения эффективности и результативности деятельности исследователей, научных и образовательных организаций, оптимизации и расширению научных коммуникаций, организации распределенного и сетевого взаимодействия в науке. В материалах исследования имеются данные, позволяющие оптимизировать процессы обмена научной информацией и результатами исследований, а также деятельность научных и специализированных журналов. Имеющиеся методики и технологии инфометрического мониторинга состояния и развития науки позволяют оценивать эффективность и результативность отдельных аспектов научной деятельности, публикационной активности и цитируемости, как отдельных исследователей, так и организаций, ведущих исследования в области психологии.

Юрий Лебедев РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемые материалы:

В справке «Мониторинг в системе психологических исследований. (Инфометрический анализ докторских диссертаций по психологии 2006-2010 гг.)» представлены результаты наукометрических исследований ИНИГТИ РАО по массиву докторских диссертаций по психологии, состоящие из анализа количественных показателей развития научных специальностей; терминологического анализа наименований диссертаций, их научной новизны и положений, выносимых на защиту, с выделением терминополей по каждой из научных специальностей. Как следует из справки, в результате:

• создана библиографическая база данных русскоязычных ссылок с обобщенными данными по цитируемости по всему массиву диссертаций;

• проведено распределение библиометрической информации по публикационной активности исследователей;

• проведена статистическая обработка данных о цитируемости каждой отдельной работы и каждого из процитированных авторов;

• проанализирована совокупность ссылок по их видовой принадлежности и дифференциацией на жанры

• определена статистически влиятельность научных журналов (на основе данных о цитируемости)

Данные и результаты проведенного исследования, рассматривающего развитие психологической науки как информационного процесса, способны послужить основой для повышения эффективности и результативности деятельности исследователей, научных и образовательных организаций, оптимизации и расширению научных коммуникаций, организации распределенного и сетевого взаимодействия в науке, совершенствования планирования исследований.

Выполненные исследования актуальны, а методы и технологии инфо-метрического мониторинга состояния и развития науки позволяют, на наш взгляд, оценивать совместно с другими спососбами эффективность и результативность отдельных аспектов научной деятельности, публикационной активности и цитируемости как отдельных исследователей, так и организаций, ведущих исследования в области психологии.

Николай Каленов

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемые материалы:

1. Справка «Мониторинг в системе психологических исследований. (Инфометрический анализ докторских диссертаций по психологии 2006— 2010 гг.)» академика РАО, доктора юридических наук, профессора, директора ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО Усанова Владимира Евгеньевича.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Библиографические и библиометрические данные о научных трудах, процитированных в докторских диссертациях по психологии 2006— 2010 годов (Рабочие материалы) ИНИМ РАО, Москва 2012.

3. Список авторов научных трудов, процитированных в докторских диссертациях 2006-2010 годов. Распределение по числу публикаций (не менее 4 публикаций). ИНИМ РАО, Москва 2012.

4. Список авторов научных трудов, процитированных в докторских диссертациях по психологии 2006-2010 годов Распределение по цитируемости (не менее 4 цитирований). ИНИМ РАО, Москва 2012.

Важной составляющей современных наукометрических (инфоматри-че ских) исследований является библиометрический анализ, в основе которого лежит оценка публикационной активности (количество публикаций конкретных авторов и научных коллективов, а также публикаций, относящихся к конкретным научным направлениям) и анализ цитируемости публикаций в различных вариантах. На основе библиометрического анализа оцениваются информационные потребности ученых, строятся прогнозы развития науки, разрабатываются методы оптимизации управления наукой.

Для получения многоаспектной библиометрической информации в мире поддерживаются глобальные базы данных, содержащие миллионы документов, однако все они строятся на основе обработки изданных материалов, в первую очередь, опубликованных в научных журналах и (в значительно меньшей степени) сборниках. С 2006 года по заказу Минобрнау-ки в РФ стала создаваться отечественная информационная система (РИНЦ), аналогичная зарубежным индексам цитирования, но и она базируется исключительно на журнальных статьях.

За пределами библиометрических исследований остаются квалификационные научные работы - диссертации, которые содержат все необходимее данные для проведения полноценных исследований такого рода, включая большой объем цитированной литературы, и представляют собой важный компонент научных коммуникаций хотя бы потому, что формальная оценка научного вклада ученого, прямо определяющая его научный статус, производится именно на основе диссертаций.

Рецензируемое исследование предназначено для заполнения указанного пробела. В этой связи актуальность проведенной работы не вызывает сомнений.

Необходимо отметить, что попытки организовать наукометрические исследования на базе диссертаций предпринимались и ранее. Несколько лет назад РФФИ поддержал проект создания базы данных диссертаций, включающей их структурированные метаданные, рефераты, ссылки на полные тексты, а также библиографические списки. Проект выполнялся под руководством специалиста РГБ О. А. Лавреновой силами сотрудников РГБ и университетов ряда городов РФ при участии БЕН РАН (разработка программного обеспечения и поддержка базы данных). В ходе реализации проекта была разработана схема базы данных, программное обеспечение, отработана технология распределенного ввода данных, введено более 600 диссертаций. К сожалению, после прекращения финансирования со стороны РФФИ (в связи с окончанием срока выполнения проекта) работа по вводу данных была прекращена.

Материалы, представленные автором в рецензируемых документах, показывают, что создание базы данных по цитируемости на основе диссертаций могло бы существенно повысить качество и объективность оценки научных учреждений и отдельных ученых по сравнению с оценкой только на основе журнальных публикаций.

К сожалению, справка не содержит предложений по практическому созданию отдельного индекса цитируемости по диссертациям или включению диссертаций в создаваемый РИНЦ. По нашему мнению, эта проблема требует обсуждения с участием заинтересованных организаций, включая Информационно-библиотечный совет РАН.

Тамара Маркарова

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемые материалы:

1. Справка «Мониторинг в системе психологических исследований. (Инфометрический анализ докторских диссертаций по психологии 2006-2010 гг.)» академика РАО, доктора юридических наук, профессора, директора ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО Усанова Владимира Евгеньевича.

2. Библиографические данные о научных трудах, процитированных в докторских диссертациях по психологии 2006-2010 годов (Рабочие материалы) ИНИМ РАО, Москва 2012.

3. Список авторов научных трудов, процитированных в докторских диссертациях по психологии 2006-2010 годов. Распределение по числу публикаций (Не менее 4 публикаций). ИНИМ РАО, Москва 2012.

4. Список авторов научных трудов, процитированных в докторских диссертациях по психологии 2006-2010 годов. Распределение по цитиру-емости. (Не менее 4 цитирований). ИНИМ РАО, Москва 2012.

Рецензируемое сообщение содержит достаточно подробные материалы по анализу докторских диссертаций в сфере психологии, включая ана-

лиз цитируемости отечественных авторов. Эти материалы представляются весьма полезным инструментом для анализа тенденций и перспектив развития психологической науки.

Особый интерес результаты исследования представляют для развития информационно-библиотечной деятельности в сфере психологии, поскольку позволяют определить стратегию формирования информационных ресурсов в сфере психологии, в частности, наиболее перспективного проекта в данной области - Электронной библиотеки РАО. Ценность использования именно диссертаций для наукометрического исследования по психологии заключается, среди прочего, в том, что полученные рейтинги охватывают не только актуальные исследования современных авторов, но и ретроспективу, включающую классические произведения в области психологии. Очевидно, что результаты исследования следовало бы распространить на другие сферы научных дисциплин, представляющих интерес для ученых Российской академии образования.

Главной практической проблемой, вытекающей из проведенного исследования, является выявленная необходимость формирования постоянно действующей и развивающейся базы наукометрических данных по психологии и педагогике, включающей не только диссертации, но и монографии, методические разработки, труды конференций и другие информационные материалы, которые дополняют базу данных периодики, имеющуюся в настоящее время в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Нам представляется, что это должен быть большой и долгосрочный проект, в котором обязательно должны использоваться информационные ресурсы Национальной электронной библиотеки, Научной электронной библиотеки и Электронной библиотеки РАО, а также, возможно, и другие значительные отечественные информационные ресурсы в области психологии и педагогики.

Представляют интерес результаты терминологического анализа стандартных фрагментов (наименования, научная новизна и положения, выносимые на защиту) исследуемых диссертаций. К сожалению, справка не содержит предложений по практическому использованию полученного конкорданса этих фрагментов для совершенствования информационно-поисковых языков в сфере психологии. По нашему мнению, эта проблема требует обсуждения с участием заинтересованных организаций, включая НПБ им. К.Д. Ушинского.

Справка сообщения «Мониторинг в системе психологических исследований. (Инфометрический анализ докторских диссертаций по психологии 2006-2010 гг.)» академика РАО, доктора юридических наук, профессора, директора ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО Усанова Владимира Евгеньевича совместно с прилагаемыми материалами представляет значительный научный интерес для отечественной наукометрии в целом, особенно для наукометрического анализа научных дисциплин, относящихся к компетенции Российской академии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.