Е. В. Карунас
МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
Работа представлена кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. С. Гаязов
Статья посвящена актуальной проблеме мониторинга учебных достижений детей, обучающихся на дому по индивидуальной образовательной программе. В статье рассмотрены сущность, принципы, функции, требования к организации мониторинга учебных достижений, а также обозначен ряд особенностей и проблем в осуществлении мониторинга учебных достижений детей, обучающихся на дому по индивидуальной образовательной программе, в педагогической практике.
Ключевые слова: мониторинг, учебные достижения, индивидуальная образовательная программа.
E. Karunas
MONITORING OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF CHILDREN TAUGHT AT HOME
The work deals with the monitoring of educational achievements of children who are taught at home according to an individual curriculum. The essence, principles, functions and standards of the monitoring organisation are examined in the article. The author studies some peculiarities and problems of carrying out the monitoring of educational achievements of children who are taught at home according to an individual curriculum in pedagogical practice.
Key words: monitoring, educational achievements, individual curriculum.
В Российской Федерации с каждым годом количество детей, обучающихся на дому, возрастает. Обучение на дому рекомендуется детям по различным причинам: это соматические, неврологические, хирургические, психоневрологические, кожные заболевания, а также временная нетрудоспособность вследствие полученных травм [5]. В зависимости от диагноза дети могут находиться на домашнем обучении постоянно или временно. Однако, несмотря на возможности реализации индивидуального подхода в данном случае, он полноценно не осуществляется. Зачастую с учащимся-надомником учитель проводит урок так же, как проводил его с классом, не принимая во внимание, что обучение должно быть организовано с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, запросов учащегося, уровня его обученности и обучаемости, т. е. на основе индивидуальной образовательной программы.
Под индивидуальной образовательной программой понимается программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты [1, с. 126]. Она предоставляет ученику возможность выбора темпа обучения, глубины изучаемого материалов, способов контроля и самоконтроля результатов обучения.
Гибко реагировать на потребности учащегося, своевременно корректировать образовательный процесс и вносить изменения в индивидуальную образовательную программу позволяет мониторинг учебных достижений. Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития (Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова). Мониторинг, как правило, предусматривает прогноз состояния среды и оценку прогнозируемого состояния исследуемого объекта; определение причин нарушений с указанием того, что следует изменить для улучшения состояния в данной области [3, с. 50].
Применительно к обучению можно выделить следующие виды мониторинга: по масштабу целей образования - стратегический, тактический, оперативный; по этапам обучения - входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый; по временной зависимости - ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий; по частоте процедур - разовый, периодический, систематический; по охвату объекта наблюдения - локальный, выборочный, сплошной; по организационным формам - индивидуальный, групповой, фронтальный; по формам объект-субъектных отношений - внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ; по используемому инструментарию - стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др. [4, с.126, 127].
Для обеспечения эффективности мониторинга в образовании важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга.
Основной целью мониторинга является фиксация состояния образовательного процесса, выявление потенциальных опасностей и сбоев, предупреждение о возможных проблемах, оценка эффективности системы целиком или отдельных подсистем. Мониторинг осуществляется на основе принципов целостности (комплексности), непрерывности, оперативности, приоритета управления, соответствия (целей мониторинга средствам его организации), прогностичности (нацеленности на прогноз), непротиворечивости (валидизация здравым смыслом) [3, с. 246].
К организации мониторинга предъявляются такие требования, как научность (учет научно обоснованных положений, критериев, оценок), гуманистический подход (не самоцель, а глубокое изучение учащихся и образовательного процесса), непрерывность, целостность и преемственность, удобство отслеживания, проблемная ориентированность критериев
для диагностики, обратная связь (данные сообщаются как учащимся, так и руководству), возможность совершенствования предложенной системы мониторинга ([2] и др.).
Мониторинг учебных достижений в системе образования выполняет несколько функций. Интегративная функция заключается в том, что мониторинг качества обучения является одним из системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в образовательной системе. Диагностическая функция подразумевает сканирование состояния качества обучения и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям. Аналитическая функция предполагает измерение и сопоставление реальных результатов с заданными целями, стандартами, эталонами и нормами на основе постоянного отслеживания, наблюдения за состоянием объекта мониторинга. Экспертная функция мониторинга качества обучения состоит в возможном осуществлении экспертизы состояния, концепции, форм, методов, систем образования, ее компонентов и подсистем. Прогностическая функция заключается в обоснованных предположениях о возможных изменениях в состоянии объекта. Информационная функция состоит в том, что мониторинг качества обучения является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развития системы образования. Организационно-управленческая функция предполагает контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционных управленческих решений.
На основе теоретических положений, описанных выше, нами был разработан и реализован в ходе опытно экспериментальной работы алгоритм проведения мониторинга учебных достижений учащихся, обучаемых на дому по индивидуальной образовательной программе.
На первом (нормативно-установочном) этапе мы разработали сопроводительные документы (локальные акты, положения, приказы) для мониторингового исследова-
ния, определили цель и объект мониторинга, отобрали критерии, по которым определяли состояние объекта на разных этапах (начальном, промежуточном и итоговом) и выбирали инструментарий.
Цель мониторинга учебных достижений в нашей опытно-экспериментальной работе -выявление динамики учебных достижений. Объект мониторинга - учащийся, обучающийся на дому.
Правильный отбор критериев обеспечил полноту и достоверность информации. Критериями выступили мотивационно-ценностный (личностные результаты и стремление к самообразованию), содержательный (знания и их качества), операционально-деятельностный (умения и навыки, опыт деятельности), рефлексивно-оценочный (самоконтроль, самоанализ мотивов, целей, способов достижения целей и результатов, анализ своей деятельности). Личностные результаты - сформировавшаяся у учащихся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам. Предметные и общепредметные знания, умения и навыки, заложенные в содержательном и операционно-деятельностном критериях в проекте нового стандарта общего образования, получили название предметных и метапред-метных результатов образовательной деятельности учащихся. Предметные результаты образовательной деятельности - усвоенные учащимися конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, т. е. знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности. Метапредметные результаты - освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Для диагностики лучше использовать более «мягкие», не вызывающие стрессовых состояний учащихся методы: собеседование, наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся и т. д. Заметим также, что при
данной форме обучения невозможно использование интерактивных методов, дискуссии, ролевых и деловых игр и т. д.
На втором (диагностическом) этапе, являющемся основным в проведении мониторинга, мы провели отбор информации с помощью выбранных методов диагностики. Для получения достоверной информации использовали не одну, а несколько взаимодополняемых методик, например: тестирование, собеседование по теме, которая изучалась, а также творческая самостоятельная работа, формой представления результатов которой являлся выполненный проект.
На третьем (аналитическом) этапе проводилась обработка и систематизация информации, которая использовалась на дальнейших этапах мониторинга учебных достижений учащихся, обучающихся на дому. Полученную информацию мы представляли в таблицах, диаграммах и т. д. Целью данного этапа являлось прогнозирование дальнейших возможностей развития обследуемого учащегося. При этом нас интересовало личное продвижение учащегося по индивидуальной образовательной программе, т. е. сравнение ученика с самим собой: «себя вчерашнего с собой сегодняшним». На основе анализа информации о состоянии объекта мониторинга мы определяли причины отклонений и устанавливали диагноз учащегося (усвоил или не усвоил учебный материал). При необходимости разрабатывали индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы. В условиях общеобразовательной школы зачастую этот этап реализуется не в полной мере, поскольку занимает много времени.
В ходе четвертого (деятельностного) этапа в соответствии с разработанным планом в случае систематических затруднений корректировалась индивидуальная образовательная программа, при необходимости изменялись темп обучения, глубину изучаемого материала, способы контроля и самоконтроля и т. д. Если же возникало единичное затруднение, то выявлялась причина пробела и проводилась работа по ее устранению.
На пятом (итоговом) этапе - завершающем в цикле мониторинга учебных достижений
учащихся, обучающихся на дому, анализировались результаты проведенной работы, уточнялся уровень реальных достижений учащегося, определялась эффективность проведенной работы на основе логического и сравнительного анализа результатов, а также проектировалась стратегия дальнейшего развития объекта мониторинга учебных достижений с учетом выявленных на данном этапе пробелов. Сопоставление данных диагностики с запланированными показателями дало нам возможность увидеть, насколько верными были наши управленческие решения, помогло скорректировать, пересмотреть методы и формы обучения или же мы утвердились в правильности их выбора. На этом этапе мы составили полную характеристику развития объекта мониторинга учебных достижений, а также дальнейшие пути развития учащегося.
Более наглядно представлять зафиксированные результаты мониторинга учебных достижений учащихся, обучающихся на дому, позволяют индивидуально-диагностическая карта, карта личных достижений, портфолио, навигатор индивидуального учебного процесса и др., которые позволяют отслеживать степень усвоения учебного материала и определять коррекционные меры и т. д. Наибольшую эффективность показала технологическая карта мониторинга учебных достижений учащегося - инструмент отслеживания учебных достижений учащихся в ходе мониторинга. В ней отражены цели, диагностические материалы, результаты анализа, коррекционные меры, достигнутый итоговый результат. Технологическая карта мониторинга учебных достижений учащегося, обучающегося на дому, представляет собою индивидуальный учебный навигатор отслеживания продвижения учащегося по индивидуальной образовательной программе. В структуру данной карты входят пояснительная записка (для учителя), в которой указывается состояние здоровья и особенности психического развития учащегося, уровни его обученности и обучаемости, выписка из заключения психоло-го-медико-педагогической комиссии, а также степень участия ребенка в проектировании индивидуальной образовательной программы.
На основе этих данных учитель выстраивает индивидуальную образовательную программу либо в совместной деятельности с учащимся, либо единолично.
Далее составляется собственно технологическая карта по разделам учебного предмета, которая отражает темы раздела. Для каждой темы указывается конкретные цели, сформулированные через результаты обучения, выраженные в деятельности ученика. Для диагностики реализации каждой цели представлены задания в различной форме: тесты, вопросы для собеседования, задания практического характера и т. д. В технологической карте мониторинга учебных достижений учащегося приводятся также ответы (ключи) к заданиям для самопроверки учащегося, указывается правильность выполнения заданий и при необходимости причина ошибки выполнения, т. е. проводится анализ возможных затруднений (заполняется учителем). Если прослеживаются ошибки, связанные с пробелами в предметных знаниях и умениях, то предлагаются задания для проведения соответствующей коррекционной работы (учащемуся предлагается повторить изученную ранее тему, выполнить ряд упражнений и т. д.). После чего вновь проводится диагностика и прописывается конечный результат. Полученные результаты из технологических карт, разработанных по каждому разделу, отражаются в итоговой технологической карте. Анализ данных итоговой карты позволяет как учителю, так и самому учащемуся отследить успешность реализации индивидуальной образовательной программы.
На основе опытно-экспериментальной работы при проведении мониторинга учебных достижений учителя ожидает ряд трудностей. Первая обусловлена выбором критериев оценки учебных достижений, так как отсутствует единство в подходах к определению критериев в виду того, что различными учеными «качество образования» трактуется по разному.
Критерии учебных достижений должны соответствовать современному пониманию этой проблемы в педагогической науке и практике. Изменение социального заказа ведет за собой изменение критериев.
Следующая трудность связана с интерпретацией результатов диагностики. Наиболее объективную оценку результатов учебных достижений дает тестирование. А результаты наблюдений и интервьюирования достаточно субъективны и трудно выражаются в количественных данных.
Третье затруднение возникает при определении результативности образовательного процесса, исходя из сопоставления результатов деятельности учащегося с заранее заданными целями обучения. Поэтому цель должна быть задана конкретно, реально достижимо, диагностично. Следовательно, цель необходимо задавать через результаты обучения, выраженные в деятельности учащихся. Наиболее приемлемой в данном случае является таксономия целей М. Блума, позволяющая выстраивать цели обучения по возрастающей сложности.
Очередная трудность состоит в выявлении причин недостаточно успешного продвижения учащихся по индивидуальной образовательной программе. Причинами могут быть как невнимательность, повышенная отвлекае-мость, то есть психологические причины, так и пробелы в изучении отдельных тем.
Возможны затруднения в выборе коррекционных заданий, так как они должны соответствовать характеру затруднений.
Таким образом, сегодня мониторинг является органичной частью современного образовательного процесса, важнейшим условием установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп усвоения содержания образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даутов О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ун-т, 2003.
3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2005.
4. Шишов С. Е. Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. общ-во России, 2000.
5. Перечень заболеваний детей школьного возраста, для которых организуется обучение на дому: совместное письмо Министерства просвещения и Министерства здравоохранения РСФСР от 8.28 1980 г. 33 281М/17/13/186.
REFERENCES
1. Dautov O. B. Samoopredeleniye lichnosti shkol’nika v profil’nom obuchenii: uchebno-metodicheskoye poso-biye / pod red. A. P. Tryapitsinoy. SPb.: KARO, 2006.
2. Zeyer E. F. Psikhologiya professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobiye. M.: Mosk. psikhol.-sotsial. un-t, 2003.
3. Mayorov A. N. Monitoring v obrazovanii M.: Intellekt-Tsentr, 2005.
4. Shishov S. E., Kal’ney V. A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya. M.: Ped. obshch-vo Rossii, 2000.
5. Perechen’ zabolevaniy detey shkol’nogo vozrasta, dlya kotorykh organizuyetsya obucheniye na domu: sovmestnoye pis’mo Ministerstva prosveshcheniya i Ministerstva zdravookhraneniya RSFSR ot 8.28 1980 g. 33 281-M/17/13/186.