УДК 37.035.6
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
© Сергей Владимирович НОВИКОВ
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: insbez68@mail.ru © Людмила Николаевна МАКАРОВА доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: mako20@inbox.ru
Обоснована необходимость изменения методов воспитательной работы с подростками в условиях внешней социокультурной и информационной среды. Выделены особенности социокультурной среды, в которой происходит формирование мировосприятия современной российской молодежи, которые создают почву для попыток активной манипуляции сознанием подростков на фоне нерешенности ряда социальных и экономических проблем. Отмечено, что, несмотря на очевидную увлеченность молодого поколения интернет-пространством, в официальных программах по проектированию воспитательной работы с подростками данному аспекту уделяется недостаточно внимания. В связи с этим часто педагоги узнают о наличии социальных девиаций у подростка «постфактум», когда он уже находится в поле зрения правоохранительных органов. Следовательно, и воспитательная работа с этим подростком проходит уже при наличии свершившегося факта социальной девиации. Доказана важность учета данных мониторинга социальных страниц конкретного подростка при выборе активных методов воспитательной работы, связанной с профилактикой социальных девиаций учащихся. Проводимый анализ страниц-документов дает специалисту возможность увидеть важные стороны социальной жизни учащегося, помогает установить нормы и ценности, свойственные ему в определенный возрастной период, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми. Приведены результаты конкретного исследования, связанного с мониторингом социальных страниц старшеклассников, которые положены в основу разработанного паспорта социального здоровья подростка, склонного к девиантному поведению.
Ключевые слова: социальное воспитание; информационная среда; подросток; мониторинг; социальная сеть; социальные девиации; профилактика; воспитательная работа
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5 (169)-45-51
Современный этап развития России убедительно подтверждает действие социальной закономерности, которая выражается в зависимости эффективности воспитания людей от содержания и направленности преобразований общества. К сожалению, в течение нескольких десятилетий педагогические управленческие структуры пытались игнорировать данную объективную взаимосвязь, искусственно «вытесняя» воспитание за рамки образовательных учреждений. На недопустимости данной ситуации неоднократно указывали Е.П. Белозерцев, М.В. Воропаев, И.Д. Де-макова, И.Ф. Исаев, С.З. Казарновский, А.Г. Пашков, Е.А. Ямбург и другие видные представители педагогической науки, что, в итоге, нашло отражение и в официальных
документах (Закон об образовании в РФ, 2012).
Возрождение интереса к воспитанию и осознание его особой роли в современном обществе выдвигает в центр воспитательного процесса личность воспитуемого. Вместе с тем современный этап развития теории воспитания характеризуется активной разработкой самых различных методологических направлений, в рамках которых помимо традиционных подходов (системного, деятельно-стного, личностно-ориентированного, полисубъектного) выделяется и много других. На передний план в воспитании личности сегодня выходит парадигма социального воспитания. В работах Ю.С. Мануйлова по изучению среды и ее роли в жизнедеятельности
индивидуума были вскрыты следующие зависимости:
- среда оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на систему, соответственно предоставляя свободу выбора или ограничивая выбор возможностей;
- развитие ведет к появлению индивидуального неповторимого в личности, к формированию типического в ней, к осреднению. Чем шире круг возможностей, тем вариативнее развитие индивидуума. И наоборот, чем уже, тем однозначнее формирование типа, детерминированного неустранимыми активными факторами среды;
- развивающая роль среды усиливается в точках бифуркации (переломные, кризисные моменты), являющимися своеобразными точками роста социальных систем. Формирующая роль среды обнаруживает себя в промежутках, в интервалах между точками;
- среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип, позволяет рассматривать ее как потенциальное средство управления становлением человеческой личности [1].
По мнению П.И. Третьякова, внешняя среда - это не только окружающая организацию среда, но и та техносфера, под влиянием которой развивается каждый человек (выделено нами. - С. Н.; Л. М), с одной стороны. С другой стороны, это «та природная среда, органическим элементом которой он является». С третьей стороны, он выделяет «мир тех идей и духовных ценностей», которые окружают индивид, и которые он воспринимает [2]. А.В. Мудрик особо отмечал, что отношения со средой выполняют важную функцию в накоплении социального опыта именно подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля [3].
Можно выделить следующие особенности социокультурной среды, в которой происходит формирование мировосприятия современных российских подростков:
- быстрота изменений в жизни, ускоренное осваивание молодым поколением социального опыта, при этом часто не только отечественного;
- проникновение в жизнь подростка мировых трендов, в частности, процессов глобализации и интеграции;
- неполное соответствие традиционных отечественных ценностных ориентаций с декларируемыми ценностями некоторых развитых стран;
- нерешенность ряда социальных и культурных противоречий в нашей стране, утрата доверия к существующим социальным лифтам на фоне экономической нестабильности;
- наличие локальных конфликтов в совокупности с рядом факторов, угрожающих жизни и здоровью человеку.
Все это создает благоприятную почву для попыток активной манипуляции сознанием подростков на фоне нерешенности ряда социальных и культурных проблем. Молодым людям настойчиво предлагают «альтернативное видение мира», основываясь на имеющихся негативных факторах социально-экономического характера. При этом подобная альтернатива часто выражается в асоциальном поведении, основанном на радикальной настроенности молодежи к современным реалиям: несанкционированные протестные акции в Москве 27 марта 2017 г., провоцирование совершения преступлений, активное вовлечение в террористическую деятельность детей (несовершеннолетних лиц). Особую тревогу вызывает тот факт, что процесс так называемого «обучения» и вербовки проходит в раннем возрасте. Среди вышеобозна-ченной категории лиц, совершающих преступления террористического характера, встречаются лица мужского пола (70 %) и женского пола (30 %) в возрасте от 15 до 17 лет [4, с. 13].
Кроме этого, следует отметить активное влияние на подростков внешней информационной среды, обладающей как конструктивными, так и деструктивными возможностями, которые подробно рассматривались нами ранее [5; 6]. В России две трети граждан пользуются Интернетом. Самой популярной социальной сетью у россиян уже несколько лет остается «ВКонтакте» - ее выбирают 52 % интернет-пользователей. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет предпочтение ей отдает подавляющее большинство (86 %) [7].
Для подростков социальная сеть - концентрация необходимых инструментов само-
выражения, общения, получения информации. У современной молодежи - активных пользователей социальных сетей и других ресурсов интернет-среды - иначе, чем у «ки-берстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение [8; 9].
Поскольку большую часть времени в сети подросток проводит уже вне образовательного учреждения, контроль за его деятельностью в интернет-пространстве возлагается на родителей. Однако из-за цифрового разрыва и недооценки существующих рисков, психологического барьера, связанного с опасением нарушить личностное пространство своего ребенка, родители практически не используют технические средства для контроля того, что подросток делает в Интернете [10].
В связи с вышесказанным можно констатировать наличие следующего противоречия: несмотря на очевидную увлеченность молодого поколения интернет-пространством, в официальных программах по проектированию воспитательной работы с подростками данному аспекту уделяется недостаточно внимания. Часто педагоги узнают о наличии социальных девиаций у подростка «постфактум», когда он уже находится в поле зрения правоохранительных органов (экстремистские проявления или проявления политического радикализма). Следовательно, и воспитательная работа с этим подростком проходит уже при наличии свершившегося факта социальной девиации.
Традиционная профилактическая работа педагогов, направленная на предупреждение девиантного поведения подростков, также не в полной мере учитывает активное негативное воздействие интернет-пространства. Кроме этого, она часто ориентирована на большое количество участников, количество и масштабность проводимых мероприятий, за которыми теряется проблемность личности конкретного подростка.
Следовательно, не отрицая значимость традиционных методов воспитательной работы, связанной с профилактикой социальных девиаций подростков (сюда же мы относим активные и интерактивные методы, используемые как в индивидуальной, так и в
групповых формах работы), мы считаем необходимым осуществлять их выбор с учетом данных мониторинга социальных страниц конкретного подростка. Проводимый анализ страниц-документов дает специалисту возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни учащегося, помогает установить нормы и ценности, свойственные ему в определенный возрастной период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми [11].
Полученные в ходе мониторинга данные позволяют:
1) оценить полноту и объективность информации педагога (классного руководителя, куратора) о наличии социальных девиаций обучаемых;
2) оценить полноту и объективность информации у родителей о деятельности их детей в интернет-пространстве;
3) сформировать документ о социальной жизни обучаемого, используя в качестве дополнительной информации мониторинг его социальных страниц.
В проведенном нами исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов г. Тамбов, их родители и педагоги. В ходе организации исследования родителей использовался стихийный метод отбора респондентов.
Сбор первоначальной информации осуществлялся методами анкетирования, формализованного (стандартизированного) интервью, мониторинга и анализа социальных страниц учащихся в интернет-пространстве. Кроме этого, проводилось обобщение педагогического опыта преподавателей образовательного учреждения, направленное на анализ состояния практической работы педагогов по профилактике девиантного поведения учащихся, выявление имеющихся ошибок и недостатков.
Проведенный мониторинг 108 социальных страниц старшеклассников показал следующие результаты: выявлено 9 человек (8,33 % от общего числа) с признаками наличия социальных девиаций, 44,4 % из них имеют склонность к суициду (все девочки). У 44,4 % на страницах выявлено наличие экстремистских материалов (половина - девочки). 11,2 % из числа выявленных интере-
суют материалы порнографического характера, которые выкладываются как информация для общего доступа.
К сожалению, данные факты не были известны педагогам. После проведенного мониторинга были внесены существенные коррективы в планы индивидуальной воспитательной работы с данными старшеклассниками, разработанные с учетом подробных характеристик конкретного учащегося, которые составили штатные психологи, с указанием проблемных сфер его личности: коммуникативной, познавательной, эмоциональной, мотивационной.
Приведем фрагмент одной из характеристик: «Мотивационная сфера автора, по данным анализа его интернет-активности, имеет узкогрупповую и эгоцентрическую направленность, по содержанию преобладают материальные ценности, символы престижа, физическая сила как ценность, стремление занять высокий статус в референтной группе, возможно противопоставление норм и ценностей своей субкультуре нормам и ценностям макросоциума. Не исключено, что поиск норм поведения и ценностных ориента-ций в группах с криминальной романтикой может быть обусловлен компенсированием недостаточного и неубедительного психолого-педагогического воздействия окружения.
Есть основания полагать, что пользователь испытывает потребность во взаимодействии с широким кругом людей, в развлечениях и коллективных мероприятиях, тяготеет к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискует, беззаботен, любит перемены, а также склонен к вспыльчивости и агрессивности (то есть является экстравертом). Это подтверждается также тем, что страница пользователя подписана его собственным именем. Не исключено, что автор использует данный виртуальный ресурс для поддержания реальных и построения новых отношений, которые он заинтересован перенести в реальную жизнь».
В ходе исследования мы провели анкетирование родителей учащихся 9-11 классов, страницы которых подвергались мониторингу. Анкетирование проводилось на родительском собрании. Участвовало 78 родителей: 12 человек (15,4 %) - мужчины: 84,6 % в возрасте от 35 до 40 лет, 10,4 % - в возрасте от 40-45 лет, 5 % от 50-60 лет; 66 человек
(84,6 %) - женщины: 72,7 % в возрасте от 35 до 45 лет, 21,2 % от 45-55 лет, 6,1 % - от 5560 лет. Процентное соотношение по половому признаку убедительно показывает, что информационно-педагогическое взаимодействие семьи и школы в подавляющем большинстве случаев идет через мам и педагогов образовательного учреждения. При ответе на вопрос: «Интересуетесь ли Вы жизнью своих детей в сети Интернет?» 53,3 % опрошенных ответили: «Да, регулярно». 46,7 % опрошенных ответили: «Да, но изредка», ни один из опрошенных не ответил, что не интересуется жизнью своих детей в Интернете. Однако данные анализа мониторинга социальных страниц старшеклассников говорят о недостаточной откровенности родителей при ответе на данный вопрос. Для родителей стала «неприятным открытием» информация о заинтересованности их детей материалами экстремистского, суицидального и порнографического характера.
Сформированный нами документ о социальной жизни учащегося был назван паспортом социального здоровья. В нем отражена информация о подростке: его увлечения и интересы, возможности и способы реализации своих интересов и потребностей, ориентировочная жизненная траектория развития подростка, соответствие данной траектории ожиданиям его родителей. Данный паспорт поможет как педагогу, сопровождающего обучаемого в данный момент, так и другому педагогу-куратору, который будет сопровождать учащегося в результате перехода из одного образовательного учреждения в другое либо при поступлении в образовательное учреждение другого уровня.
При составлении паспорта социального здоровья учащегося, кроме анализа личности подростка на основе мониторинга социальных страниц обучающегося, целесообразно использовать и традиционные методы диагностического исследования - беседу, интервью, анкетирование, выполнение творческих заданий, проективные методики. Сопоставление полученной онлайн и офлайн информации необходимо для увеличения ее достоверности и определения наличия социальных девиаций и, при их присутствии, составления психологического портрета подростка с целью более точного выбора педагогических методов коррекционного воздействия. Дан-
ные сведения имеют важное значение для педагога при проектировании индивидуальной воспитательной траектории обучающегося.
Проведенное исследование дало следующие результаты.
1. Интернет является важным средством трансформации образа жизни сегодняшней молодежи, под воздействием которого происходят изменения в ценностных ориентаци-ях, формируются новые по своему содержанию и качеству виды досуговой деятельности, появляются новые стратегии поведения, возникают новые социальные контакты. В связи с этим учет информации, изложенной на социальной странице учащегося, является неотъемлемой частью целостного портрета, характеризующего личность подростка. Игнорирование данного источника информации может приводить к зарождению и развитию различных социальных девиаций, источником которых становится интернет-пространство.
2. Родители старшеклассников в большинстве своем не имеют достаточных знаний и умений для осуществления контроля деятельности подростка в интернет-пространстве. Зачастую они успокаивают себя мыслью, что интернет-страничка является личным пространством их детей. Большинство из опрошенных родителей слышали, но сами не сталкивались с негативным воздействием интернет-пространства.
3. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Эволюция состояния физического и душевного здоровья молодого человека фиксируется и отслеживается с первого до последнего дня обучения в образовательном учреждении медкартой 026/У-2000 [12]. При переходе к другому врачу медкарта следует за учащимся и новый врач владеет всей информацией о состоянии физического и душевного здоровья, процессе и результатах лечения, что позволяет ему более эффективно ставить диагноз и назначать лечение. Говоря о социальном благополучии, мы не имеем документа, характеризующего процесс социализации учащегося на разных стадиях. И каждому новому педагогу приходится формировать свою базу данных об ученике без учета его прошлого, что увеличивает возможность выбора ошибочных педагогических средств, снижает
эффект педагогического воздействия на ученика. Паспорт социального здоровья учащегося является первым шагом в разработке документа, ведущего учет социального развития ученика.
Учет и отслеживание траектории социального развития молодого человека позволяет педагогам своевременно обнаружить наличие социальных девиаций и принять эффективные меры педагогического воздействия. В современной ситуации невозможно обойтись дежурными воспитательными беседами и страницей антитеррористической тематики на сайте образовательного учреждения [13]. Болезнь, в том числе и социальную, легче предотвратить, чем лечить.
Список литературы
1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород, 2002.
2. Третьяков П.И. Практика управления современной школой: (Опыт педагогического менеджмента). М., 1995.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2008.
4. Алиева С.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористической направленности и проблемы противодействия (региональное исследование): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2014.
5. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 84-91.
6. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Изменяющаяся внешняя информационная среда: анализ конструктивного и деструктивного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (38). С. 170-176.
7. Данные ВЦИОМ от 15.04.2016 г. Пресс-выпуск № 3084. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115657 (дата обращения: 28.05.2017).
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens^ до Homo СуЬегш'а. М., 2012.
9. Пашков А.Г. Личность в условиях информационной цивилизации: куда ведут человека электронные «гаджеты» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 1. С. 7-10.
10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2.С. 3-15.
11. Артишевская Т.М. Психологический портрет пользователя социальными сетями // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № (9). С. 6-9.
12. О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них: приказ Министерства здравоохранения РФ № 1346-Н от 21.12.2012 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
13. Лосев А.Н., Новиков С.В. Добровольные народные дружины как фактор воспитания социально активной личности // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 12. С. 307-310.
References
1. Manuylov Y.S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental Approach in Education]. Moscow, Nizhny Novgorod, 2002. (In Russian).
2. Tretyakov P.I. Praktika upravleniya sovremen-noy shkoloy: (Opyt pedagogicheskogo me-nedzhmenta) [Practice of Modern School Managing: (Experience of Pedagogical Management)]. Moscow, 1995. (In Russian).
3. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku [Introduction to the Modern Pedagogy]. Moscow, 2008. (In Russian).
4. Alieva S.Y. Vovlechenie nesovershennoletnikh v sovershenie prestupleniy terroristicheskoy napravlennosti i problemy protivodeystviya (re-gional'noe issledovanie). Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk [The involvement of minors in the commission of terrorist crimes and the problem of countermeasures (regional study). Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Makhachkala, 2014. (In Russian).
5. Makarova L.N., Kopytova N.E., Koroleva A.V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushcheysya vneshney sredy [Constructive and destructive opportunities of changing out-information environment]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 84-91. (In Russian).
6. Sharshov I.A., Makarova L.N. Izmenyayushcha-yasya vneshnyaya informatsionnaya sreda: analiz konstruktivnogo i destruktivnogo potent-siala [The changing external information environment: analysis of constructive and destructive potential]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i
processy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 4 (38), pp. 170-176. (In Russian).
7. Dannye VTsIOM ot 15.04.2016 g. Press-vypusk № 3084. [Press-issue no. 3084 Russian Public Opinion Research Center's data of April 15, 2016]. (In Russian). Available at: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 (accessed 28.05.2017).
8. Pleshakov V.A. Kibersotsializatsiya cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a [Human's Cybersocialisation: from Homo Sapiens to Homo Cyberus]. Moscow, 2012. (In Russian).
9. Pashkov A.G. Lichnost' v usloviyakh informat-sionnoy tsivilizatsii: kuda vedut cheloveka elek-tronnye «gadzhety» [Person in the conditions of information civilisation: where electronic «gadgets» are leading human]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Peda-gogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika - Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2016, vol. 22, no. 1, pp. 7-10. (In Russian).
10. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Rol' roditeley v povyshenii bezopasnosti rebenka v internete: klassifikatsiya i sopostavitel'nyy analiz [The role of parents in improving child safety on the Internet: classification and comparative analysis]. Voprosy psikhologii, 2013, no. 2, pp. 3-15. (In Russian).
11. Artishevskaya T.M. Psikhologicheskiy portret pol'zovatelya sotsial'nymi setyami [Psichological portrait of the social network user]. Znak: prob-lemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field of Media-Education]. 2012, vol. 1, no. (9), pp. 6-9. (In Russian).
12. Order of Ministry of Health of the Russian Federation no. 1346-N of December 21, 2012 «O poryadke prokhozhdeniya nesovershennoletnimi meditsinskikh osmotrov, v tom chisle pri postu-plenii v obrazovatel'nye uchrezhdeniya i v period obucheniya v nikh» [On the Procedure of Passing by minors medical examinations, including admission to educational institutions and in period of learning in them]. (In Russian). Available at: http://garant.ru.
13. Losev A.N., Novikov S.V. Dobrovol'nye narod-nye druzhiny kak faktor vospitaniya sotsial'no aktivnoy lichnosti [Features and problems of preparation of national combatants in the Tambov Region]. Social'no-ekonomicheskie yav-leniya i processy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 12, pp. 307-310. (In Russian).
Поступила в редакцию 25.06.2017 г. Received 25 June 20i7
UDC 37.035.6
MONITORING OF SOCIAL NETWORKS AS A MEANS OF TRANSFORMATION OF TEENAGERS' EDUCATION METHODS
Sergey Vladimirovich NOVIKOV
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Special Preparation and National Security Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: insbez68@mail.ru
Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: mako20@inbox.ru
The necessity to change the methods of educational work with teenagers in the conditions of external social-cultural and information environment is founded. The peculiarities of social and cultural environment, where the formation of world perception of modern Russian youth is happening, are marked. They create the foundation for attempts of teenagers' active mind control at the background of some undecided social and economic problems. It is marked, that despite the visible interest in the Internet-space, the official programs on educational work projection with teenagers are not under attention. In this regard the teachers know about some social deviations among teenagers "post factum", when he/she is already under the control of law enforcement units. Consequently the educational work with this teenager occurs under the social deviation factor. The importance of social networks data control of a certain teenager during choosing the active methods of educational work, connected with prevention of social deviations of pupils, is proved. The analysis carried out of pages-documents gives to a specialist the possibility to see important sides of social life of a student, let establish the norms and values, peculiar to him in a certain age period, to follow the dynamics of interaction between different social groups and some people. The results of concrete study, connected with senior high students' social pages control, which are the basis for the developed passport of social health of a teenager, disposed to deviant behavior are presented.
Key words: social education; information environment; teenager; monitoring; social network; social deviation; prevention; educational work
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-45-51
Для цитирования: Новиков С.В., Макарова Л.Н. Мониторинг социальных сетей как средство трансформации методов воспитания подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 45-51. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-45-51.
For citation: Novikov S.V., Makarova L.N. Monitoring sotsial'nykh setey kak sredstvo transformatsii metodov vospitaniya podrostkov [Monitoring of social networks as a means of transformation of teenagers' education methods]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 45-51. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-45-51. (In Russian).