Filipova A.G.
Komsomolsk-on-Amur State Technical University
Monitoring the families with the children under guardianship social position: study's organization and undertaking
Monitoring is considered as type of the study of the social position of families with the children under guardianship at local level (town Komsomolsk-on-Amur, Central district). Three groups of indicators were chosen - general and of guardian's and child's social general state. It was presented some recommendations of guardianship's development as the form of orphans' arrangement.
Мониторинг социального положения семей с опекаемыми детьми: организация и проведение исследования
Филипова Александра Геннадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры социальной работы Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (г. Комсомольск-на-Амуре). E-mail: [email protected].
Мониторинг рассматривается как вид исследования социального положения семей с опекаемыми детьми на местном уровне (г. Комсомольск-на-Амуре, Центральный округ). Выделены три группы индикаторов: общие, социального самочувствия опекуна и подопечного. Представлены рекомендации по развитию опеки как формы устройства детей-сирот.
Ключевые слова: методы исследования, мониторинг, индикаторы, опека, дети, социальное положение, социальная защита.
Мониторинг - это постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. Его следует проводить при наличии, как минимум, двух следующих условий: 1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени; 2) явление приобрело социальное (массовое) либо угрожающее значение [1].
Применение мониторинговых исследований в социальной сфере обусловлено, во-первых, динамикой социальных процессов, отдельные из которых приняли угрожающий характер (безработица, сиротство, преступность среди несовершеннолетних и др.), во-вторых, разработкой и реализацией социальных программ по преодолению негативных явлений и, в-третьих, функционированием системы прогнозирования дальнейшего развития социальной ситуации.
Существуют различные виды мониторинга: информационный (позволяет накапливать информацию), базовый (выявляет новые проблемы), сравнительный (позволяет сравнивать полученные результаты с заданными параметрами или самыми высокими результатами для данных систем). Однако зачастую все виды мониторинга переплетаются в рамках одного исследования.
Внедрение мониторинговых исследований происходит как на федеральном уровне (мониторинг социально-трудовой сферы РФ, мониторинг социально-экономического положения семей с детьми), так и региональном и местном уровнях. Если федеральный мониторинг предполагает сравнительную характеристику регионов (по демографическим показателям, уровню социально-экономического развития), то региональный мониторинг позволяет комплексно анализировать социальные проблемы конкретного субъекта РФ, принимать соответствующие социальные программы и в дальнейшем оценивать их эффективность.
Примером мониторингового исследования, проводимого на местном уровне, является «Мониторинг социального положения семей с опекаемыми детьми Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре». При участии студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, на базе отдела по защите прав несовершеннолетних было проведено два этапа мониторинговых исследования - июнь-июль 2008 г., июнь-июль 2009 г.
Определение семей с опекаемыми детьми в качестве объекта мониторинга связано с тем, что, с одной стороны, количество детей, передаваемых под опеку, увеличивается, а, с другой, - в таких семьях возникают новые проблемы, связанные с получением детьми профессионального образования, организацией досуга, профилактикой девиаций и др. При этом, опека (попечительство) остается самой распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (далее, говоря об опеке, будем иметь в виду также попечительство).
По состоянию на 1 июля 2008 года, в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре на учете состояли 649 опекаемых (подопечных), из них 186 детей-сирот и 463 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Наибольшее количество опекаемых детей - 448 (69%) школьного возраста, 141 (22%) - дошкольники, из них 40 детей не посещали дошкольные детские учреждения. Ежегодно под опеку передается 120 - 150 детей.
Организация мониторинга проводилась многоступенчато: 1) сначала разрабатывался исследовательский инструментарий и проводилось пилотажное исследование; 2) формировалась выборочная совокупность методом простого случайного отбора, и заполнялась регистрационная карточка семьи на основе данных личного дела; 3) затем проводилось анкетирование замещающих семей, одновременно заполнялся дневник наблюдений; 4) далее следовала математико-статистическая обработка полученной информации, ее качественный анализ; 5) и, в завершении,
осуществлялась подготовка отчета по результатам мониторингового исследования с выработкой рекомендаций по развитию данной формы устройства детей-сирот.
В качестве основных индикаторов социального положения замещающих семей были обозначены три группы:
1. Общие индикаторы:
- причины передачи детей под опеку, мотивация опекунов;
- социальные характеристики опекуна (пол, возраст, семейное положение, трудовая занятость).
2. Индикаторы социального самочувствия опекуна:
- взаимоотношения с подопечным (эмоциональная окрашенность портрета подопечного, психолого-педагогические проблемы);
- проблемы воспитания подопечных;
- информационно-консультационные проблемы опекунов.
3. Индикаторы социального самочувствия подопечных:
- формы организации досуга подопечного, его досуговые предпочтения;
- взаимоотношения подопечного со сверстниками;
- отношение подопечного к образованию;
- отношения с опекуном;
- ощущение защищенности;
- отношение к девиантным формам поведения;
- ценностные ориентации.
Методами исследования были: качественный анализ личных дел опекаемых, опрос в форме анкетирования попечителей и подопечных, наблюдение.
В первом этапе мониторинга приняли участие 80 семей с опекаемыми детьми. В них длительное время находятся под опекой (более 5 лет) 60% детей, в том числе 12,5% - с рождения. Данный факт позволяет использовать информацию, полученную в ходе мониторинга, для построения прогнозов дальнейшего развития этой формы устройства детей-сирот.
Как показал опрос, 9% семей, принявших участие в исследовании, взяли на воспитание двух детей, и еще 2,5% - трех детей. В семье Л., наряду с тремя собственными детьми, была оформлена опека в отношении еще четырех детей. В остальных случаях в замещающую семью был передан один ребенок.
В 75% семей опекунами (попечителями) стали ближайшие родственники ребенка - бабушки (дедушки), тети (дяди). Соответственно, не состоят в родственных отношениях 25% опекунов и подопечных. Основными мотивами оформления опеки неродственниками стали одиночество и отсутствие собственных детей. Как, например, в случае с Сергеем В., не состоящим в браке и работающим воспитателем в детском доме, или Ольгой М. (21 год), работающей младшей медицинской сестрой в доме ребенка.
Минимальный возраст опекаемого составил 11 месяцев, а максимальный - 17 лет. В основном, в исследовании приняли участие семьи с детьми старше 11 лет (около 70%).
Что касается социально-демографических характеристик группы опекунов, то, по данным опроса, наиболее многочисленна группа опекунов предпенсионного и пенсионного возраста (67,5%) и, наоборот, менее представлена группа в возрасте до 35 лет (5%). Соответственно, 56% опекунов не работают, потому что вышли на пенсию, 44% опрошенных заняты. При этом, по результатам исследования, выявлена интересная тенденция - примерно 15% занятых опекунов работают в учреждениях образования (школы, детские сады, дома ребенка, детские дома). Одиноких среди опекунов оказалось всего 12,5%, остальные 87,5% - состояли либо продолжают состоять в брачных отношениях. Длительность состояния в браке у 79% опрошенных превысила 12 лет.
Таким образом, вырисовывается следующий обобщенный портрет опекуна: это близкий родственник ребенка (обычно бабушка), старше 45 лет, состоящий в браке более 10 лет, уже воспитавший собственных детей, не работающий.
Отдельный блок вопросов был направлен на выяснение социальной защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку (попечительство). Более 70% детей, переданных в семьи под опеку, являются социальными сиротами - сиротами при живых родителях. Важным вопросом, раскрывающим социальную защищенность детей-сирот, является вопрос обеспеченности их жильем, т. к. по достижении совершеннолетия они покидают опекунов и начинают жить отдельно в закрепленном за ними или предоставленном им администрацией жилище. Всего 53% подопечных имеют закрепленное жилье, при этом, 1 квартира находится в аварийном состоянии, в пяти остались проживать родственники (неизвестно в каком состоянии квартира будет к совершеннолетию детей).
В настоящей выборке пенсии по случаю потери кормильца оформлены на всех детей, чьи родители умерли, но с взысканием алиментов дело обстоит сложнее. Так, алименты взыскиваются в отношении 8 несовершеннолетних, а в отношении 14 детей алименты присуждены, однако, их взыскание не производится из-за материальной несостоятельности родителей.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, - одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования. Естественно, реализация опекунских обязанностей сопряжена с рядом проблем - бытового, психолого-педагогического, социально-экономического характера.
Как показал опрос, самыми острыми для опекунов являются проблемы, связанные с нехваткой в семье денег, организацией свободного времени подопечного, а также его поступлением в профессиональное образовательное учреждение. Несмотря на то, что материальные проблемы волнуют опекунов намного больше психолого-педагогических, конфликтные отношения между
опекуном и опекаемым ребенком, неуправляемость последнего очень часто становятся причинами отмены опеки. В связи с этим, часть вопросов анкеты была направлена на выявление особенностей взаимоотношений в семье.
Отношения с ребенком как ровные, доброжелательные определили 59% опекунов, «в целом, спокойные» - 26%, чередование периодов взаимопонимания и конфликтов отметили 15% опрошенных.
Респондентам также предложено было выделить особенности поведения подопечного, вызывающие у них беспокойство и тревогу. Условно эти проблемы можно разбить на три блока: социально-бытовые, связанные с поддержанием порядка дома, выполнением домашних обязанностей; психологические, связанные с личностными чертами подопечного; и социально-педагогические, связанные с успеваемостью в школе, склонностью к асоциальным формам поведения. Хотя, в 55% случаев респонденты заявили об отсутствии каких-либо проблем с подопечным (что, естественно, весьма сомнительно), распределение проблем оставшихся 45% опрошенных выглядит следующим образом:
- не прибирает за собой на кухне, в ванной и других местах (15%);
- не делает работу по дому (9%);
- часто лжет (8%);
- гуляет допоздна (5%);
- общается с нежелательными приятелями (3%);
- не делает уроков, плохо учится (3%).
Следовательно, на общем фоне «лидируют» проблемы социально-бытового характера. Вероятно, это связано с несформированностью социально-бытовых навыков у детей, оставшихся без попечения родителей, а также приобретенным в родительской семье негативным опытом взаимоотношений.
В ходе исследования были выявлены следующие способы организации досуга подопечных. В свободное время дети предпочитают общаться с друзьями (30%), смотреть телевизор (25%), читать (19%). Помимо этого, занимаются спортом, в различных кружках и секциях - 12%, играют (в том числе в компьютерные игры) - 7,5% детей. Что касается направленности кружков и секций, в которых занимаются опекаемые дети, то следует отметить явное преобладание секций спортивной (бокс, каратэ, плавание, греко-римская борьба) и художественно-эстетической направленности (танцы, игра на фортепиано). Подрабатывают и помогают по дому 3 % подопечных (как правило, это трудовая занятость в летнее время, хотя один мальчик постоянно подрабатывает в школьной мастерской - ремонтирует мебель), организованно отдыхают в летнем лагере около 3% детей. Некоторыми опекунами в качестве пожеланий высказывались упорядочение таких форм досуговой деятельности, как: отдых в летних лагерях и организация праздников для семей с опекаемыми детьми.
Итак, первый этап мониторинга социального положения семей с опекаемыми детьми позволил выявить основные группы проблем, переживаемых опекунскими семьями. Это, наряду с материально-бытовыми
проблемами, проблемы, связанные с воспитанием детей, привитием им социально-бытовых навыков, социально-психологические проблемы. Правильная организация ухода за ребенком - это особая проблема, с которой сталкиваются семьи, берущие на воспитание детей в раннем детстве. Помочь в решении этого комплекса проблем может семейный социальный педагог или психолог. Особой проблемой опекунских семей является нехватка времени и бесконтрольность подопечных. В решении данной проблемы огромным потенциалом обладает правильно организованная досуговая деятельность - вовлечение детей в кружки и секции, организация каникулярного отдыха, привлечение несовершеннолетних к посильной трудовой деятельности (на приусадебном участке, дома, на производстве).
Что касается мотивов принятия детей в семью, то в ходе исследования был выявлен значительный потенциал в воспитании неродных детей бездетных семей, одиноких женщин, работников сферы образования. Вероятно, ориентация именно на эти группы населения, их комплексное информирование поможет увеличить количество детей, передаваемых под опеку, а не в интернатные учреждения. Для этого социальными службами могут использоваться такие приемы, как: регулярное проведение пресс-конференций; регулярная публикация материалов о деятельности социальных служб и организаций в СМИ; проведение презентаций, экскурсий; участие в подготовке и повышении квалификации в учебных заведениях, где готовят социальных работников, юристов; организация вечеров отдыха, праздников для семей с опекаемыми детьми; поддержка научных работ в области социальной защиты детства.
По результатам первого этапа мониторинга в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре был утвержден социальный проект «Я - в семье!».
Приоритетными задачами проекта стали: профилактика отказов опекунов от исполнения своих обязанностей; решение психолого-педагогических проблем опекунов, связанных с воспитанием детей; увеличение количества подопечных, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; улучшение материального положения семей с опекаемыми (подопечными) детьми.
Механизм реализации проекта включает: создание на базе муниципального образовательного учреждения «Детский дом №1» (в рамках сотрудничества с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения) службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающих семей; оказание материальной и социальной помощи семьям с опекаемыми детьми; содействие в организации досуга опекаемых (подопечных) детей; содействие в подготовке комплекта документов и ходатайств органа опеки и попечительства в учреждения высшего и среднего профессионального образования для внеконкурсного поступления подопечных детей.
На втором этапе мониторинга (июнь-июль 2009 г.) выборочную совокупность составили семьи, имеющие детей подросткового возраста. Это было связано с необходимостью уделить особое внимание подросткам в
связи с их подверженностью асоциальным формам поведения, негативизмом и конфликтностью.
Продолжение мониторинговых исследований семей с опекаемыми детьми требует подбора адекватных и надежных методов сбора информации.
Традиционные опросные методы исследования (анкетирование и интервьюирование), в большей степени, используются в работе со взрослыми и подростками, юношеством, в то же время, для изучения младших возрастных групп детей требуются другие методы исследования. Значительным потенциалом в изучении детей располагают проективные методы (например, методика Рене-Жиля, цветовой тест Люшера, тест Розенцвейга и пр.). Специфические методики с применением иллюстраций, игровых элементов помогают детям сформулировать собственные эмоции, чувства, мысли.
Применение методов исследования детей имеет существенные отличия от методов изучения взрослых. В частности, в детской анкете должны присутствовать слова, понятные детям, простой доходчивый язык; вопросы не должны внушать респондентам представления о «нужных» или «плохих» вариантах ответов; наличие иллюстраций, вопросов разного типа поможет избежать утомления и скуки, а включение контролирующих, дублирующих вопросов направлено на проверку искренности [2].
Исследователь должен постараться создать благоприятный психологический климат, использовать привычную детям социальную среду для общения, использовать разные методики с включением детей и самого исследователя в какую-либо деятельность. Разнообразная творческая деятельность (например, работа над проектом, дискуссия, игра) способствуют сближению их позиций и проявлению искренности в ответах ребенка.
Литература и источники:
1. Добренькое, В. В. Методы социологического исследования / В. В. Добренькое, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 768 с.
2. Щеглова, С. Н. Детство: методы исследования : учебное пособие / С. Н. Щеглова. - М, 1999. - 173 с.