СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.37
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ,
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Т.В. Соловьева, А.С. Карасева
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом анализа выступают основные требования, направления социальной помощи детям, которые находятся под опекой и попечительством. Авторы ставят цель раскрыть методы, формы, технологии социальной работы с данной категорией детей.
Ключевые слова: семья; опека; попечительство; ребенок; социальная защита; исследование; социальная работа.
SPECIFICITY OF SOCIAL PROTECTION OF CHILDREN
UNDER THE CORRUPTION AND THE PARS IN THE RUSSIAN
FEDERATION AND THE REPUBLIC OF MORDOVIA
T. Soloveva, A. Karaseva
Abstract. The article is devoted to the consideration of topical issues of family forms of placement of orphans and children left without parental care. The subject of analysis is the main requirements, directions of social assistance to children who are under guardianship and tutelage. The authors set a goal to disclose methods, forms, technologies of social work with this category of children.
Keywords: a family; guardianship; child; social protection; study; social work.
Средой, которая благоприятна для положительного, полноценного и гармоничного развития ребенка, формирования, становления его как личности и, в последующем, интеграции в общество, выступает родительская семья. Но, к сожалению, в жизнедеятельности индивида подчас происходят те или иные события, которые могут способствовать деструкции его жизнедеятельности; как, можно привести в пример смерть одного из родителей, лишение родителей родительских прав, признание одного из родителей или обоих безвестно отсутствующими и другие. Таким образом, исходя из этого, актуальным становится вопрос формирования, становления, развития семейных форм устройства детей данных категорий и их интеграции в социальную среду, в том числе, одной из которых является опека и попечительство.
Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и
образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [5]. Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Местом жительства
несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).
Форма семейного устройства 2015 2014 2013 2012
1 Опека (попечительство) 392,2 тыс. 391,9 тыс. 394,5 тыс. -
2 Приемная семья 100,8 тыс. 90,5 тыс. 78,5 тыс. 68 тыс.
3 Патронатная семья 1,3 тыс. 1,4 тыс. 1,7 тыс. 2,4 тыс.
Таблица 1. - Количество детей, переданных на воспитания в семьи, различных форм устройства [4]:
Современное российское законодательство по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства в целях контроля, а также повышения эффективности опеки и попечительства как форм устройства детей-сирот, содержит ряд требований к лицу, которое может быть назначено опекуном или попечителем несовершеннолетнего: 1) опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица; 2) не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, либо ограниченные в родительских правах; 3) не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; 4) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов
(попечителей); 5) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; 6) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться: по договору о приемной семье; по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании; за счет доходов от имущества подопечного; за счет средств третьих лиц; за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как справедливо замечает Е.В. Косенко, российское государство, пытаясь решить проблему устройства детей, предпринимает попытки осуществить это намерение с максимальной эффективностью. Каждый раз
государство стремится устроить детей в первую очередь за счет «внутренних резервов» общества, поскольку содержание детей на полном государственном обеспечении требует огромных затрат [3, с.83]. Именно поэтому безвозмездная форма опеки наиболее востребована на сегодняшний день. Однако и возмездная опека в совокупности с первым видом, как отмечает Ю.Ф. Беспалов, самая распространенная форма устройства детей [2, с.164]. Одним из основных проблемных аспектов опеки и попечительства над несовершеннолетними является установленная в соответствии с законодательством выплата на содержание подопечного. В зависимости от региона такие суммы существенно разнятся.
Так, в Республике Мордовия на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье, выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 6800 рублей. При создании приемной семьи из средств республиканского бюджета Республики Мордовия приемным родителям единовременно выплачивается по 12405,32 рубля на каждого ребенка. Оплата труда приемного родителя составляет 3300 рублей за воспитание каждого приемного ребенка [7;3].
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основными направлениями оказания социальной помощи детям, находящимся под опекой и попечительством, согласно современному российскому законодательству являются следующие.
Рисунок 1. - Основные направления оказания социальной помощи детям, находящимся под опекой и попечительством, согласно современному российскому законодательству [8]
В рамках изучения данной темы авторы осуществили социологическое исследование, в результате которого было опрошено 26 сотрудников Пролетарского филиала ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» (специалистов отделения социальной помощи семье и детям). Всего в Пролетарском районе г. Саранска на 1.01.2017 года 105 семей воспитывает 120 детей-сирот. Из них семьи, где проживают и воспитываются дети-сироты (круглые) - 21, семьи, где проживают и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей - 50 (59 детей) и приемные (опекунские) семьи - 34 (40 детей).
Виды социальной помощи детям-сиротам, оказываемые ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» (Пролетарский филиал) за 2016 год: денежная помощь на общую сумму - 162350 руб.; путевки на оздоровление и отдых детей-сирот - выделено 38 путевок; социально-правовая помощь -решены правовые вопросы по 111 обращениям; социально-психолого-педагогическая помощь -решены вопросы по 95 обращениям. Ежегодно, в целях поддержки особо нуждающихся семей при подготовке к новому учебному году Министерство социальной защиты населения по Указу Главы РМ производит выплату единовременного денежного пособия в размере 1000 рублей всем опекунским и приемным семьям, имеющим опекаемых - учащихся общеобразовательных учреждений. В целях организации отдыха и оздоровления детей-сирот Министерством социальной защиты выделяются путевки в оздоровительные лагеря и санатории Мордовии: санаторий «Сивинь»
(Краснослободский район), санаторий «Саранский» (г. Саранск), оздоровительный лагерь «орленок» (Ичалковский район), оздоровительный лагерь «Золотой колос» (Краснослободский район). Путевки также предоставляются за пределы Мордовии: санаторий «Юность» г. Ессентуки, санаторий «Черноморская зорька» г. Анапа, оздоровительный лагерь «Электрон». Учащиеся из приемных и опекунских семей имеют право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего
пользования. Также всем детям, воспитывающимся в приемных и опекунских семьях, ежегодно на Новый год в обязательном порядке предоставляются подарки и билеты на театрализованные новогодние представления.
Важнейшим направлением деятельности ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» является социально-реабилитационная работа, то есть
организация эффективного сопровождения развития ребенка-сироты, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим Центром реализуются программы по восстановлению социальной нормативности ребенка («От я до Я»); программа по восстановлению толерантного сознания ребенка («Жить в мире с собой и другими»); программа по профилактике психического здоровья ребенка («Счастливый подросток») и другие.
В ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» с детьми-сиротами наиболее действенно работает Отделение социальной помощи семье и детям. Большая работа проводится специалистами по воссозданию социального статуса детей-сирот и семьи, взявшей его на воспитание: оказывается помощь в оформлении документов, получении пособий. В необходимых случаях при помощи специалистов по социальной работе данным Центром проводится работа по лишению родителей или лиц, их заменяющих, прав на ребенка, оформление воспитанников на дальнейшее проживание в опекунской семье или в другом специализированном или интернатном учреждении постоянного проживания.
Как показало анкетирование, наиболее часто на практике специалистам приходится сталкиваться с социальным
сиротством - сиротством ребенка при живых родителях, не принимающих участия в его жизнеобеспечении (57% ответов респондентов); однако прямое сиротство - сиротство ребенка вследствие смерти обоих или единственного родителей также довольно частое явление (42% ответов респондентов). Полученные данные подтверждаются и другими исследованиями. Так, Т.В. Безруковой отмечается, что основными причинами нахождения детей в учреждениях интернатного типа являются злоупотребление родителей алкоголем, тяжелое материальное положение семьи, выезд родителей за пределы региона, инвалидность родителей и т.д. [1, с. 167]. Также Т.В. Соловьевой в рамках исследования на тему «Факторы социальной уязвимости детей в Республике Мордовия», проведенного методом опроса экспертов, было установлено, что родители довольно часто сами отказываются от своих собственных детей: часто (10%); иногда (83%); редко (7%). Причиной этому, по мнению экспертов, являются нежелание родителей осуществлять воспитание ребенка вследствие чрезмерного удовлетворения своих потребностей (алкоголизм, «нет времени на ребенка» и т.д.) (53%), тяжелое материальное положение семьи (33,5%) и т.д. [6, с.96].
Действенность работы ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» как субъекта социальной работы с семьями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей, определяется теми же
методами, которые используют специалисты в своей работе. Обратимся к данным исследования, отраженным в табл. 2.
Таблица 2. - Распределение мнений респондентов на вопрос: «Какие методы применяются Вами (Вашим Центром) на практике при работе с детьми, находящимися под опекой или попечительством?»
Методы работы Распределение мнений респондентов, в %
Социально-экономические методы (единовременные денежные выплаты, пособия, льготы, субсидии, предоставление материальной помощи) 57%
Социально-правовые методы (правовое консультирование, участие в процессах ограничения, лишения родительских прав) 31%
Социально-профилактические методы (патронаж замещающей семьи на дому, привлечение замещающей семьи к участию в различных мероприятиях, программах) 30%
Социально-педагогические методы (беседа, ролевая игра, методы поощрения, наказания, требования, педагогической адаптации) 36%
Социально-психологические методы (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, тренинг, консультирование) 23%
Методы медико-социальной работы (медико-социальный патронаж, профилактическая работа, создание групп само- и взаимопомощи медико-социальная реабилитация и др.) 14%
Социологические методы (анкетирование, наблюдение, анализ документов, прогнозирование, метод социометрии) 4%
Несомненно, полученные данные свидетельствуют о том, что действенность социальной работы с детьми-сиротами лишь условная, так как не все методы социальной работы получают должную апробацию на практике. К тому же отмечается противоречие между потребностью детей-сирот в помощи и реально предоставляемой помощью. Так, по мнению респондентов, наиболее действенно оказываются детям-сиротам Центром (или при содействии Центра) следующие виды помощи: материальная помощь (32%); социальная помощь (17%); консультативная помощь (16%); юридическая помощь (14%); психологическая помощь (10%); педагогическая помощь (8%); медицинская помощь (2%). При этом специалисты ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск», участвующие в анкетировании, подчеркивают, что существует ряд трудностей при организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей-сирот: отсутствие квалифицированных специалистов (4%); отсутствие
специализированного отделения (18%); неподготовленная методическая база (24%); небольшой объем финансирования на покупку технического материала (24%); проблемы материально-технического обеспечения (30%). Также рядом респондентов было отмечено, что в г.о. Саранск существует необходимость создания специализированных учреждений, либо служб
социального обслуживания, кризисного центра для детей-сирот и лиц, взявших на себя обязанности по их воспитанию, так как эффективно решать проблему детского сиротства только в рамках существующих учреждений невозможно (28%). Иные респонденты, и их оказалось большинство, отметили, что такой необходимости нет, так как эффективно решать проблемы детей-сирот можно на базе существующих социальных учреждений при условии некоторого расширения спектра выполняемых ими функций (72%).
На вопрос: «Как бы Вы могли охарактеризовать эффективность деятельности Вашего учреждения в сфере социальной защиты детей, находящихся под опекой или попечительством?» были получены следующие варианты ответов: в полной мере эффективная, качество и количество выполненных мероприятий, функциональных направлений в сфере социальной защиты на высоком уровне (26%); в целом эффективная, но с имеющимися недоработками, которые являются следствием недостаточного финансирования (48%); малоэффективная деятельность, достигается лишь треть запланированного по совокупности различных причин (недостаточного финансового обеспечения, кадровой некомпетентности и т.д.) (20%); не эффективная деятельность (6%). Причинами недостаточно эффективной деятельности ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск»,
по мнению респондентов, выступают следующие обстоятельства: ограниченность материальных ресурсов (65%); ограниченность информационно-технических средств при организации помощи (25%); перегруженность специалистов (45%); личная безответственность специалистов при оказании помощи клиенту (12%); недостаточный профессионализм специалистов (10%); нежелание клиентов приминать помощь в полном объеме (18%) и т.д.
На основе представленных результатов можно сделать вывод о том, что в ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» детям-сиротам предоставляются все льготы, предусмотренные законодательством для их социальной защиты. Данное учреждение осуществляет помощь детям, находящимся под опекой и попечительством, в реализации законных прав и интересов; содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Основным предназначением данного субъекта в отношении детей-сирот является: мониторинг ситуации сиротства на территории обслуживания; выявление и дифференцированный учет детей-сирот; оказание детям-сиротам и лицам, их воспитывающим, социальных, социально -педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых,
консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи; социальная реабилитация; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; привлечение государственных,
муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов сиротства; внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания детей-сирот.
В итоге, систематизируя и анализируя данные социологического исследования, проведенного авторами, и разработанной теоретико-методологической базой, мы пришли к выводу, что специфика социальной защиты детей, находящихся под опекой и попечительством в Российской Федерации, заключается в установлении требований, предъявляемых к опекуну (попечителю); основных направлений социальной помощи детям данной категории, которыми, согласно законодательству, являются следующие: финансовое обеспечение; дополнительные гарантии права на образование; медицинское обслуживание; помощь в трудоустройстве и обеспечении жильем; социально-правовые услуги.
Литература:
1. Безрукова Т.В. Причины социальной уязвимости детей в регионе / Т.В. Безрукова // Регионология. - 2008. - № 3. - С. 164-170.
2. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации / Ю.Ф. Беспалов. - М.: Проспект, 2015. - 240 с.
3. Косенко Е.В. Краткий обзор практики применения норм об опеке и попечительстве / Е.В. Косенко // Вестник саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 3. - С. 83-85.
4. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 23.12.2004 г. №102-З // Известия Мордовии. - 2016. - № 26. - С. 2-4.
5. Соловьева Т.В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Т.В.
Соловьева. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2016. -Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2016/ChildWelfare/
6. Соловьева Т.В. Факторы детерминации социально уязвимого детства в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук / Т.В. Соловьева; Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2010. - 181 с.
7. Технологии социальной работы с семьей и детьми / Савинов Л.И., Лазарева З.Н., Соловьева Т.В., Касаркина Е.Н., Камышова Е.В., Антипова А.А., Рябова Е.Н., Коломасова Е.Н. - Саранск: Афанасьев В.С., 2017. - 160 с.
8. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Сведения об авторах:
Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, e-mail: [email protected]
Карасева Алёна Сергеевна (г. Саранск, Россия), бакалавр 4 года обучения направления подготовки «Социальная работа», Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, email: [email protected]
Data about the author:
T. Soloveva (Saransk, Rusia), Associate Professor of the Department of Social Work, Candidate of Sociological Sciences, Mordovian State University named after N.P. Ogaryova, e-mail: [email protected]
A. Karaseva (Saransk, Russia), Bachelor of 4 years of training in the direction of training «Social Work», Mordovian State University named after N.P. Ogaryova, e-mail: [email protected]