Научная статья на тему 'Мониторинг состояния факторов школьной среды и распостраненности близорукости среди обучающихся как способ самооценки (самоаудита)1 безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам'

Мониторинг состояния факторов школьной среды и распостраненности близорукости среди обучающихся как способ самооценки (самоаудита)1 безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / GENERAL EDUCATION STANDARD / ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / HYGIENIC COMPONENTS / СПОСОБ САМООЦЕНКИ / THE METHOD OF SELF-ESTEEM / САМОАУДИТ БЕЗОПАСНОСТИ / SAMOAUDIT SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куинджи Наталия Николаевна, Шумкова Т. В.

Обучение по новым общеобразовательным стандартам (2-го поколения) и гигиенические требования к условиям их использования ставит перед образовательными учреждениями задачу контроля собственными силами (самоаудита) за соответствием факторов школьной среды гигиеническим требованиям. Авторами предлагается способ проведения такого самоаудита безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куинджи Наталия Николаевна, Шумкова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF FACTORS SCHOOL ENVIRONMENT AND DISSEMINATE SHORT-SIGHTEDNESS AMONG STUDENTS AS A METHOD OF SELF (SELF-AUDITA) TRAINING FOR NEW GENERAL EDUCATION STANDARDS

New standards for general education (2nd generation) have as one of the essential components of the system requirements to implement the terms of general education programs. Linking to a whole new learning standards with general education requirements for hygienic conditions that must be created for students of school, educational institutions poses the problem of control of its own (samoaudita) for the relevant factors the school environment hygienic requirements. The authors propose a way to conduct such samoaudita for safety training on the new general education standards.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния факторов школьной среды и распостраненности близорукости среди обучающихся как способ самооценки (самоаудита)1 безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам»

АВГУСТ №8 (233)

17

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И РАСПОСТРАНЕННОСТИ БЛИЗОРУКОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ САМООЦЕНКИ (САМОАУДИТА)1 БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Н.Н. Куинджи, Т.В. Шумкова

MONITORING OF FACTORS SCHOOL ENVIRONMENT AND DISSEMINATE SHORT-SIGHTEDNESS AMONG STUDENTS AS A METHOD OF SELF (SELF-AUDITA) TRAINING FOR NEW GENERAL EDUCATION STANDARDS

N.N. Kuindzhi, T.V. Shumkova

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН

Обучение по новым общеобразовательным стандартам (2-го поколения) и гигиенические требования к условиям их использования ставит перед образовательными учреждениями задачу контроля собственными силами (самоаудита) за соответствием факторов школьной среды гигиеническим требованиям. Авторами предлагается способ проведения такого самоаудита безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам.

Ключевые слова: общеобразовательный стандарт, гигиенический компонент, способ самооценки, самоаудит безопасности.

New standards for general education (2nd generation) have as one of the essential components of the system requirements to implement the terms of general education programs. Linking to a whole new learning standards with general education requirements for hygienic conditions that must be created for students of school, educational institutions poses the problem of control of its own (samoaudita) for the relevant factors the school environment hygienic requirements. The authors propose a way to conduct such samoaudita for safety training on the new general education standards.

Keywords: general education standard, hygienic components, the method of self-esteem, samoaudit security.

Для реализации ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработан социально-гигиенический мониторинг (СГМ) здоровья людей в зависимости от состояния факторов окружающей среды. Цель СГМ — устранять или минимизировать негативные средовые воздействия на здоровье человека. Это достигается последовательным решением двух задач:

— выделение в местах проведения СГМ природных и социальных рисков здоровью;

— определение приоритетов среди профилактических мероприятий.

Опыт применения СГМ в гигиене детей и подростков показывает, что вклад школьных рисков в здоровье обучающихся занимает 3-е ранговое место, оставляя приоритетные 1-е и 2-е ранговые места социальным и экологическим рискам. Недостаточная чувствительность применяемой модели СГМ к школьным рискам служит основанием для совершенствования структуры СГМ и придание ему свойств, позволяющих решать актуальные задачи по обеспечению санэпидбла-гополучия (СЭБ) в образовательных учреждениях (ОУ). В настоящее время потребность в совершенствовании методологии СЭБ ОУ признается не только работниками Роспотребнадзора, но и педагогическими кадрами [4]. Интерес последних к данному вопросу сопряжен с внедрением новых общеобразовательных стандартов (второго поколения) в реальную жизнь начального и среднего школьного образования. Согласно концепции Государственных образовательных стандартов (2008 г.), их второе поколение включает в себя тре-

'Самоаудит - самооценка безопасности собственными силами

бования не только к структуре стандартов, но и к условиям их реализации, которые представлены в ОУ совокупностью программ, методов, средств и форм обучения. Если учесть, что для каждого перечисленного компонента существуют определенные гигиенические регламенты, то непременным условием безопасности современного школьного обучения становится соблюдение гигиенических требований к факторам школьной среды. Из сказанного следует, что работа школ по новым общеобразовательным стандартам ставит перед ОУ новую задачу — проведение самостоятельно контроля соответствия условий обучения гигиеническим требованиям.

Цель данной работы — разработка способа, а точнее первой (доврачебной) схемы проведения в ОУ самоаудита условий обучения и их влияния на организм обучающихся для обеспечения безопасности школьного образования по новым стандартам обучения [1].

Материалы и методы. Для выполнения данной работы были использованы результаты санитарно-гигиенической экспертизы условий обучения школьников 1, 4 и 11-х классов в 10 школах пяти административных округов г. Москва (1 319 учащихся). Источником информации о состоянии здоровья обучающихся служила форма № 26/у-2000 у.

При разработке способа мы исходили из генезиса школьных болезней, которые формируются у обучающихся под воздействием рисков со стороны факторов школьной среды. В качестве универсального индикатора воздействия школьных рисков на здоровье обучающихся была выбрана повозрастная динамика распространенности в школах близорукости (от 1 к 4-му и от 1 к 11 классу). Среди инвалидов по зрению треть составляют

18

ЗНиСО август №8 (233)

больные миопией, что позволяет считать приоритетной задачей в профилактике школьных болезней выявление и устранение в ОУ рисков возникновения близорукости у школьников [3].

В офтальмологии выделяют три внешних причины формирования у обучающихся близорукости:

— недостаточная освещенность рабочего места (риск дефицита освещенности);

— зрительная работа на близком от глаз расстоянии (риск патологической позы из-за несоответствия учебной мебели росту учащегося);

— длительное зрительное напряжение (риск повышенного объема образовательной нагрузки, которая всегда пропорциональна зрительной).

Перечисленные риски являются общими для близорукости, нарушений осанки и сколиозов, неврастений и других нервно-психических расстройств.

Исследованиями распространенности школьных болезней в наблюдаемых нами московских ОУ обнаружено наличие достоверно высокой зависимости от гигиенического состояния школьной среды только по распространенности близорукости среди школьников (Я = 0,74), при меньшей или отрицательной степени связи других школьных болезней с состоянием школьных факторов (Я = 0,24 и Я = —78). Причина этого, по нашему мнению, большая объективность метода обследования зрения во время школьных медосмотров.

Перечисленные научно-практические данные послужили основанием использовать распространенность в школах близорукости среди учащихся в качестве индикатора, приближенного к универсальному, для всей группы школьных болезней.

Для самоопределения санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды предлагаем воспользоваться анкетой, разработанной группой экспертов из 26 квалифицированных специалистов по школьной гигиене (табл. 1). Анкета позволяет оценивать уровень санитарно-эпидемиологического благополучия школ по влиянию школьных факторов на формирование близорукости у детей.

Для определения соответствия условий обучения гигиеническим требованиям каждой школе предстоит выполнить следующую работу:

1. Дать балльную оценку санитарно-гигиеническому содержанию внутришкольных факторов.

2. Дать балльную оценку характера динамики в школе частоты близорукости среди учащихся.

3. Дать суммарную балльную оценку школе за санитарно-эпидемиологическое содержание ее внутришкольной среды и за характер динамики в ней частоты близорукости.

На основе статистического анализа вклада разных школьных факторов в формирование близорукости эксперты присвоили оцениваемым факторам пять ранговых мест, обозначенных в левой крайней колонке анкеты (от I до V). Следует обратить внимание, что каждый фактор анкеты характеризуется несколькими показателями имеющими внутри фактора одинаковую балльную величину. Это требует выведения среднего балльного значения каждого фактора (М).

Средние балльные значения всех 5-ти ранговых факторов складываются, а полученная при этом сумма баллов будет характеризовать состояние внутришкольной среды в образовательном учреждении.

Следующий этап обследования школы должен быть посвящен оценке распространенности в ней близорукости среди учащихся. Для этого из результатов прошлогоднего медицинского осмотра учащихся 1, 4 и 11-х классов выписывается число детей с близорукостью разной степени и определяется частота данной патологии в указанных классах, а также ее прирост в процессе школьного обучения по схеме (табл. 2).

За благоприятный характер динамики школьных болезней принимается прирост частоты близорукости не более чем в 1,5 раза на этапе 1^4 классы и сохранение этого статуса на этапе 1^11 классы.

Баллы, получаемые школой за состояние вну-тришкольных факторов и за характер динамики частоты близорукости среди учащихся, складываются, и полученная при этом сумма баллов будет характеризовать санитарно-эпидемиологическое содержание внутришкольной среды обследованного ОУ.

Для определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ОУ нужно набранное им при обследовании количество баллов сопоставить с таблицей-эталоном, в которой выделены диапазоны баллов, ранжирующие уровень санитарно-эпидемиологического состояния (благополучия) образовательных учреждений по градациям: «оптимальное», «допустимое», «вредное» для здоровья.

При разработке новых способов (контроля, оценки, диагностики и т. п.) принято особое внимание уделять сопоставлению результатов применения этих способов относительно полученных ранее или другими авторами. Мы сопоставили распределение наблюдаемых 10 школ по уровням санэпидблагополучия с таковым, который приводит московская служба Роспотребнадзора по материалам санитарно-гигиенической экспертизы всех московских школ за 2010 г. [5]. Оказалось, что по разработанным нами критериям 40 % школ получили 1 уровень СЭБ, 50 % — 2 уровень и 10 % школ — 3 уровень СЭБ. Аналогичная направленность распределения по уровням СЭБ отмечена среди всех московских школ: 51, 48 и 1,0 % соответственно.

Выполненное сопоставление позволяет заключить, что разработанный нами способ самоконтроля школ за соответствием в них условий обучения гигиеническим требованиям, построенный на мониторинге распространенности в школах близорукости и на выявлении формирующих ее рисков со стороны факторов школьной среды, достаточно информативен в качестве доврачебной схемы самооценки СЭБ ОУ и должен использоваться в школах как способ самоаудита безопасности обучения по новым общеобразовательным стандартам.

Технология ведения мониторинга по предложенной анкете более подробно изложена в педагогической печати [2].

август №8 (233)

19

Таблица 1. Анкета для проведения оценки санитарно-эпидемиологического состояния школьной среды

Ранговый № факторов Показатели факторов каждого ранга Балльная величина оценки факторов при его состоянии

благоприятном неблагоприятном

I 1.Освещенность рабочего места:

— начальная школа 10 20

— средняя школа 10 20

— старшая школа 10 20

N = 3 2. Освещенность школьной доски:

— начальная школа 10 20

— средняя школа 10 20

— старшая школа 10 20

3. Обеспеченность условий для сохранения КЕО:

М= — начальная школа 10 20

— средняя школа 10 20

— старшая школа 10 20

II 1. Соответствие объема учебных нагрузок требованиям СанПиН:

— начальная школа 9 18

— средняя школа 9 18

— старшая школа 9 18

N = 2 2.Факультативы входят в регламент максимальной допустимой нагрузки

— начальная школа 9 18

М = — средняя школа 9 18

— старшая школа 9 18

III 1. Учебники в 70 % и более случаев разрешены сан.-эпид. заключением:

N = 1 — начальная школа 8 16

— средняя школа 8 16

М= — старшая школа 8 16

IV 1. Расстановка мебели обеспечивает необходимый угол рассматривания доски:

— начальная школа 7 14

— средняя школа 7 14

N = 2 — старшая школа 7 14

2. Обеспеченность учебной мебелью нужного размера не менее чем на 70 % от числа учащихся:

— начальная школа 7 14

— средняя школа 7 14

М= — старшая школа 7 14

V 1. Школа оборудована компьютерами (указать год выпуска):

— начальная школа 0 0

— средняя школа 6 12

N = 2 — старшая школа 6 12

2. Количество компьютеров в школе соответствует числу пользователей на уроке:

— начальная школа 0 0

— средняя школа 6 12

М= — старшая школа 6 12

Количество баллов за состояние внутришкольных факторов

Количество баллов за характер динамики частоты близорукости

Сумма баллов по всей анкете

20

ЗНиСО август №8 (233)

Таблица 2. Расчет частоты близорукости среди учащихся 1, 4 и 11-х классов и кратности ее прироста от 1 к 4-му классам (1^4) и от 1 к 11-му классам (1^11)

Показатели 1 класс 4 класс 11 класс

Абс. % Абс. % Абс. %

Число проанализированных карт (№ 26-у) 57 100 61 100 49 100

Число школьников с близорукостью 5 8,8 10 16,4 14 28,5

* Кратность прироста близорукости на этапах: 1^4 1*11 1,9 3,2

*Примечание: кратность прироста близорукости на этапе 1^4рассчитывается делением процента близоруких детей в 4-м классе на процент близоруких в 1-м классе: 16,4: 8,8= в 1,9раза, а на этапе 1^11 - делением процента близоруких в 11-м классе на процент близоруких в 1-м классе: 28,5: 8,8= в 3,2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Таблица-эталон для определения уровня санитарно-эпидемиологического состояния (благополучия) условий обучения школьников

Градации состояния Оптимальное Допустимое Вредное

Диапазон баллов 130—173 174—260 > 261

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдотьин В.П., Кононов А.А. Самоаудит как инструмент управления безопасностью критических объектов и инфраструктур / В.П. Авдотьин //Труды Института системного анализа РАМ, 2009. Т. 41. С. 19—25.

2. Куинджи Н.Н. Навстречу новым государственным стандартам общего образования: как сделать школу территорией здоровья / Н.Н. Куинджи //Администратор образования, 2009. № 4. С. 84—90.

3. Оптико-физиологические аппаратные методы коррекции и восстановления зрения у детей. Пособие для врачей. М., 2005. 13 с.

4. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Шумкова ТВ. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производ-

ственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях РФ и г. Москве. / С.Г. Сафонкина //Здоровье населения и среда обитания, 2011. № 4. С. 15—18.

5. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Шубоч-кина Е.И., Ибрагимова Е.М., Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений г. Москвы. / С.Г. Сафонкина //Школа здоровья, 2011. № 4. С. 15—18.

Контактная информация:

Куинджи Наталия Николаевна, тел.: 8 (495) 917-10-60

Contact information: Kuindzhi Natalija, phone: 8 (495) 917-10-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.