5. Kelly P., McPartlin J., Goggins M., Weir D.G., Scott J.M. Unme-tabolized folic acid in serum: acute studies in subjects consuming fortified food and supplements. Am. J. Clin. Nutr. 1997; 6: 1790-5.
6. Tutel'yan V.A., ed. Vitamins and Minerals in Clinical Pharmacology [Vitaminy i mikroelementy v klinicheskoy farmakologii]. Moscow: Paleya-M; 2001. (in Russian)
7. Spirichev V.B., Poznyakovskiy V.M., Trikhina V.V. The enrichment of food with micronutrients - a reliable way to optimize their consumption. Polzunovskiy vestnik. 2012; 2-2: 9-15. (in Russian)
8. Glagoleva O.N., Turchaninov D.V., Boyarskaya L.A., Bogdashin I.V., Vil'ms E.A. Hygienic substantiation and evaluation of the
Гигиена детей и подростков
effectiveness of modem technologies to prevent anemia related to nutrition. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; 7(256): 37-9. (in Russian)
9. Principles of State Policy of the Russian Federation in the field of healthy nutrition for the period until 2020 (Decree of the Government of the Russian Federation dated October 25, 2010 N 1873). Rossiyskaya gazeta. From 03.11 2010. Federal release № 5328. (in Russian)
10. Skurikhin I.M., Tutel'yan V.A., eds. The Chemical Composition of Russian Food [Khimicheskiy sostav rossiyskikh produktov pi-taniya]. Moscow: DeLi print; 2002. (in Russian)
Поступила 07.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 613.956:616-018.2-007.17-053.6-02:373
Иванова Е.А., Плотникова О.В., Демченко В.Г., Глотов А.В.
РОЛЬ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, 644099, Омск
Негативные тенденции показателей заболеваемости детей и подростков в РФ обусловлены существенными изменениями в системе обучения и медицинского обслуживания школьников. При дисплазии соединительной ткани (ДСТ), когда генный дефект остается неустановленным, велика роль факторов среды, способствующих реализации патологии и гигиенических мер профилактики осложнений. Проведена гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) общеобразовательных учреждений (ОУ) Омска (n = 76), включающая изучение факторов среды обитания, здоровья и работоспособности подростков. Приоритетными для коррекции факторами СЭБ являлись медицинское обеспечение, режим и организация учебно-воспитательного процесса, условия и организация питания, условия и организация физического воспитания. Определены наиболее значимые для реализации признаков ДСТ факторы образа жизни и «индикаторы» риска прогрессирования патологических процессов у подростков.
Ключевые слова: подростки; дисплазия соединительной ткани; условия обучения и воспитания. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015, 94(8): 65-68.
Ivanova E.A., Plotnikova O.V., Demchenko V.G., GlotovA.V. ROLE OF FACTORS OF THE ENVIRONMENT OF EDUCATION AND TRAINING IN THE FORMATION OF THE DYSPLASIA OF THE CONNECTIVE TISSUE IN TEENAGE YEARS
Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation, 644043
Negative trends of indices of the incidence in children and teenagers in the Russian Federation are caused by essential changes in the system of training and medical care of school students. In cases of connective tissue dysplasia (CTD) when the gene defect is remains to be unascertained, there is a great role of environmental factors contributing to the implementation ofpathology and hygienic measures of the prevention of complications. There was performed the hygienic assessment of sanitary-epidemiologic welfare (SEW) of the educational institutions (EI) of the city of Omsk (n = 76), including the study of environmental factors, health and performance of adolescents. For the correction priority factors for SEW were "medical care", "mode and organization of the educational-training process", "conditions and organization of nutrition", "conditions and organization ofphysical education." There are determined the most important for the occurrence of CTD indices lifestyle factors and "indicators" of the risk for the progression of pathological processes in adolescents.
Key words: adolescents; connective tissue dysplasia; conditions of training and education. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(8): 65-68. (In Russ.) For correspondence: Ekaterina A. Ivanova, E-mail: [email protected] Received 15.06.15
Введение
Негативные тенденции показателей заболеваемости детей и подростков в РФ во многом обусловлены воздействием комплекса социальных факторов, в том числе существенными изменениями в системе обучения и
Для корреспонденции: Иванова Екатерина Андреевна; E-mail: [email protected]
медицинского обслуживания школьников, отсутствием в большинстве общеобразовательных учреждений здо-ровьесберегающих технологий обучения и воспитания, низким уровнем мотивации у школьников к здоровому образу жизни [1-5].
Под дисплазиями соединительной ткани (ДСТ) в настоящее время понимают наследственные нарушения соединительной ткани многофакторной природы, объ-
единенные в синдромы и фенотипы на основе общности внешних и/или висцеральных признаков и характеризующиеся многообразием клинических проявлений от доброкачественных субклинических форм до полиорганной и полисистемной патологии с прогредиентным течением [6].
На фоне общих неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья школьников вопросы сбережения здоровья детей и подростков, имеющих наследственную предрасположенность к реализации патологии, приобретают особую актуальность, поскольку эта группа более чувствительна к воздействию факторов среды обитания. Известно, что в возрасте 14-16 лет происходит манифестация многих хронических заболеваний и максимальная реализация фенотипических признаков ДСТ. Существующая система наблюдения за здоровьем подростков и имеющиеся профилактические программы существенно не влияют на формирование тенденций показателей заболеваемости у подростков с ДСТ [7], что свидетельствует о необходимости обоснования эффективной системы гигиенических мер профилактики потерь здоровья подростков с ДСТ.
Задачи исследования:
1. Дать гигиеническую оценку условий воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях и идентифицировать приоритетные факторы среды общеобразовательных учреждений (ОУ), влияющих на здоровье подростков, в том числе подростков с ДСТ.
2. Установить факторы среды обитания, определяющие состояние здоровья и функциональные возможности подростков с ДСТ.
Материалы и методы
Объектом исследования являлись условия воспитания и обучения подростков в ОУ и дома. Период исследования 2010-2013 гг.
Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) общеобразовательных учреждений Омска (п = 76) проведена на основе методики А.Г. Сухарева, Л.Я. Каневской (2002) [8]. Из 152 ОУ Омска для обеспечения репрезентативности результатов было отобрано 76 (каждое второе ОУ) при минимально необходимом числе 72. Использовались балльные оценки по 113 параметрам, характеризующим уровень СЭБ, группируемым в 10 показателей с последующей интегральной оценкой суммы баллов и прогнозированием вероятных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Оценивались следующие группы показателей: 1) санитарная ситуация территории образовательного учреждения; 2) набор, площади и оборудование помещений; 3) внутренние системы водоснабжения, канализации, и санитарное оборудование помещений здания; 4) световой режим; 5) воздушно-тепловой режим; 6) режим и организация учебно-воспитательного процесса; 7) условия и организация физического воспитания; 8) условия и организация питания; 9) санитарно-проти-воэпидемический режим; 10) организация медицинского обеспечения.
Степень риска показателя для здоровья обучающихся определялась по трехуровневой шкале: 1 - риск не выражен (сумма баллов от 100 до 95); 2 - слабая степень риска (сумма от 94 до 65 баллов); 3 - сильная степень риска (сумма баллов менее 65 баллов). Дополнительно использовались данные статистических форм № 9-06 Управления Роспотребнадзора по Омской области.
Для решения второй задачи проведено исследование факторов среды обитания (в условиях ОУ и дома), определяющих уровень здоровья и функциональные возможности подростков с ДСТ (лицей № 12 - 152 человека, гимназия № 147 - 89 человек). Применяли гигиенические методы исследования, в том числе санитарное обследование и описание ОУ, инструментальные (измерение шума и вибрации, микроклимата, освещенности, уровня электромагнитных полей), методы изучения здоровья, в том числе физического развития, и функциональных возможностей подростков (пробы Мартине-Кушелевского, Штанге и др.). Использовали анкету-опросник, разработанную на основании рекомендаций по изучению факторов образа жизни и факторов риска неинфекционных заболеваний (программа CINDI). Выбор методов статистической обработки был обусловлен характером распределения изучаемых признаков (проверка по критерию Шапиро-Уилки), типом данных и дизайном исследования. Статистический анализ осуществляли с использованием пакета Statistica-6 и возможностей MS Excel. Для выявления статистических связей использовали метод корреляционного анализа (по Спирмену). Применяли методы анализа таблиц сопряженности (21-статистика Кульбака).
Информативность симптомов и признаков ДСТ определялась с использованием теоремы Байеса, показателей отношения правдоподобия (L(D;S); Ластед Л., 1971). Критический уровень статистической значимости р принимали равным 0,05.
Результаты и обсуждение
В проведенных нами исследованиях выявлена достаточно высокая распространенность ДСТ среди учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ Омска в возрасте 15-16 лет (средний возраст 15,2 ± 0,68 года), она составила 35-38,5%. Наиболее распространенными внешними признаками ДСТ у подростков являлись нарушения осанки и сколиоз (59,9%), поперечное плоскостопие (68,7%), воронкообразная деформация грудной клетки (ВДГК) - 59,39%, несколько реже - килевидная деформация грудной клетки (КДГК) - 26,67%, плоскостопие (17,58%), синдром прямой спины (6,67%), крыловидные лопатки (6,06%), гипермобильность суставов (5,45%), неправильный прикус (5,45%). У 25,3% лиц с проявлениями ДСТ при эходопплерокардиографии выявлялся пролапс митрального клапана. Миопия диагностирована у 20,61% школьников с ДСТ, различные проявления астенического синдрома отмечали 34,3% подростков с ДСТ.
С позиций обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия условия обучения в 89,5 ± 2,5% ОУ расценены как «тревожные» (II группа СЭБ), в 2,6 ± 1,3% - как допустимые, в 7,9 ± 2,2% ОУ Омска отмечена высокая степень риска для здоровья обучающихся. Существенной зависимости уровня СЭБ ОУ Омска от типа ОУ (школа, лицей, гимназия) не отмечено (Я-критерий = 4,99; p = 0,0822).
При комплексной гигиенической оценке среды обучения подростков к числу факторов образовательной среды ОУ Омска, по которым было недобрано наибольшее количество баллов, отнесены группы показателей «медицинское обеспечение» (54,5 (50,5-61,5) балла, «режим и организация учебно-воспитательного процесса» (58,0 (52,5-62,3) балла, «условия и организация питания» (57,5 (56,0-64,0) балла, «условия и организация физического воспитания» (56,0 (61,0-66,0) баллов
80,0 75,070,065,0 60,055,050,0-
45,0
I'
I
о; 5
о.
е
о. о.
О)
ш
в
ш 2 о с
л ®
I-
9- я
го ш & о
га о. О о о о аз
о *
и аз
х аз
I-
I-
аз о О
I-
га 2 5
О а.
5
5 в
5 С
§1
И
р а N
о * О о
ш
о о
03
4
5
03 □
и
03 1С
о
03
8 и
X 5
£
Показатели, характеризующие уровень СЭБ образовательных учреждений Омска (п = 76; в баллах, методика Сухарева А.Г., Каневской Л.Я., 2002; Р50 (ДИ 95%). Ось ординат - баллы.
(см. рисунок). Такой уровень воздействия факторов создает условия для формирования патологии особенно у лиц со сниженными адаптационными возможностями.
Среди отдельных 113 факторов приоритетными являлись (в порядке увеличения «индекса благополучия»):
• правильность составления расписания в течение дня и недели (25,6%);
• фактическое выполнение утвержденного примерного меню, проведение профилактической витаминизации, соблюдение технологии и рецептуры при готовления блюд, объем порций и соответствие их возрасту (31,9-32,2%);
• работа с педагогами, родителями и детьми по вопросам здорового образа жизни (32,5%);
• соответствие программ и планов, учебной нагрузки гигиеническим рекомендациям (34,8%);
• обеспеченность мебелью и оборудованием (36,2%);
• продолжительность и кратность занятий с использованием персонального компьютера и технических средств обучения (36,4%);
• полнота и качество ведения медицинской документации (37,3%);
• физическая подготовленность обучающихся (46,17%);
• организация занятий с детьми, имеющими отклонения в здоровье (46,17%);
• организация закаливания (46,77%).
Для формирования групп подростков и проведения дальнейших исследований были выбраны два типичных ОУ со «средним» уровнем СЭБ для учреждений Омска: лицей №12 и гимназия № 147 (см. таблицу).
Оценка информативности факторов образа жизни для реализации признаков ДСТ у подростков на основе теоремы Байеса позволила выделить наиболее характерные из них: посещение спортивных секций, отсутствие постоянного рабочего места для выполнения домашних заданий, чтение более 4 ч в день, наличие собственного бизнеса у матери, работа родителей во вредных условиях труда (в условиях неблагоприятного микроклимата,
Показатели (в баллах) санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений, в которых формировались группы исследования, по состоянию на 2010 г. (методика Сухарева А.Г. и Каневской Л.Я., 2002)
Показатель
Лицей № 12 Гимназия № 147
Оценка уровня СЭБ, баллы 673 671
Оценка уровня СЭБ Тревожное Тревожное
(качественная)
Ранг «неблагополучия» среди 2 2
исследованных ОУ
Санитарная ситуация ОУ 56
Набор, площади и оборудование 51,5
помещений
Внутренние системы водоснаб- 60
жения и сан. оборудование
Световой режим 98
Воздушно-тепловой режим 85
Режим и организация учебно- 69
воспитательного процесса
Условия и организация физиче- 70
ского воспитания
Условия и организация питания 52
Санитарно-противоэпидемиче- 72 ский режим
Организация 50,5 медицинского обеспечения
Качественная оценка по уровню
Санитарная ситуация ОУ
Набор, площади и оборудование помещений
Внутренние системы водоснабжения и сан. оборудование
Световой режим
Воздушно-тепловой режим
Режим и организация учебно-воспитательного процесса
Условия и организация физического воспитания
Условия и организация питания
Санитарно-противоэпидемический режим
Организация Высокий Высокий
медицинского обеспечения
шума, вибрации, в контакте с органическими растворителями), прогулки на свежем воздухе менее 30 мин в день, ежедневное употребление газированной воды, употребление в пищу рыбы и морепродуктов реже 1 раза в неделю, «неспортивная» семья, ежедневное употребление жареной пищи и ряд других.
«Индикаторы» риска прогрессирования патологических процессов при ДСТ выявлены при сравнении информативности различных признаков в двух подгруппах основной группы подростков с ДСТ с использованием Байесовского подхода (первая подгруппа -относительно легкие формы ДСТ, вторая - более выраженные проявления ДСТ). К числу информативных «индикаторов» риска прогрессирования проявлений ДСТ отнесены следующие признаки: неполная семья (Ьф; S) = 9,55), повышенная нагрузка на зрительный
52 55
72
77 72
54
65
55
66,5
56
риска для здоровья обучающихся Слабо выражен Не выражен Высокий Высокий
Слабо выражен
Высокий
Слабо выражен
Высокий Высокий
Слабо выражен Слабо выражен
Не выражен Слабо выражен
аппарат (Ьф; S) = 2,273), семья из пяти человек и более (Ьф; S) = 1,364), редкое употребление в пищу (реже 1 раза в неделю) молочных продуктов (Ьф; S) = 7,639) и фруктов (Ьф; S) = 5,731), частое употребление кондитерских изделий (Ьф; S) = 2,728), нерациональный режим питания (Ьф; S) = 1,912), расположение жилья в непосредственной близости от автомагистрали (Ь(Б; S) = 1,818).
Гигиеническая оценка условий обучения подростков с ДСТ и без не выявила значимых различий и позволила сделать вывод о том, что описанные выше отличия показателей здоровья сформированы в равнозначных условиях среды и обусловлены наличием ДСТ.
У подростков с ДСТ установлены прямые корреляционные связи результатов пробы Штанге и пробы Мартине-Кушелевского со следующими факторами образовательной среды: организация и физиологическая полноценность питания (г = +0,33; р < 0,001), медицинский контроль за питанием детей в образовательном учреждении (г = +0,22; р < 0,001), укомплектованность медицинским персоналом и его подготовленность к профилактической работе в организованных детских коллективах (г = +0,61; р < 0,001).
Заключение
Условия обучения в 89,5 ± 2,5% общеобразовательных учреждений г. Омска с позиций обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в 2010-2013 гг. расценивались как «тревожные», в 7,9 ± 2,2% общеобразовательных учреждений отмечена высокая степень риска даже для относительно здоровых детей. К числу приоритетных для коррекции факторов образовательной среды отнесены показатели медицинского обеспечения (54,5; 50,5-61,5 балла), режима и организации учебно-воспитательного процесса (58; 52,5-62,3 балла), условий и организации питания (57,5; 56,0-64 балла) и физического воспитания (56; 61-66 баллов). Образовательная среда не способствует сохранению здоровья учащихся и создает условия для формирования патологии особенно у лиц со сниженными адаптационными возможностями.
Оценка информативности факторов образа жизни для реализации признаков ДСТ у подростков на основе теоремы Байеса позволила выделить наиболее характерные из них, а также установить информативные «индикаторы» риска прогрессирования патологических проявлений ДСТ: неполная семья (Ь(Р; S) = 9,55), повышенная нагрузка на зрительный аппарат (Ьф; S) = 2,273), семья из пяти человек и более (Ьф; S) = 1,364), редкое употребление в пищу (реже 1 раза в неделю) молочных продуктов (Ъ(Б; S) = 7,639) и фруктов (Ъ(Б; S) = 5,731), частое употребление кондитерских изделий (Ьф; S) = 2,728), нерациональный режим питания (Ьф; S) = 1,912), расположение жилья в непосредственной близости от автомагистрали (Ъ(Б; S) = 1,818).
Выявленные в ходе исследования факторы образовательной среды, условий воспитания подростков с ДСТ, способствующие манифестации и прогрессированию признаков ДСТ у подростков, нуждаются в коррекции в целях сохранения здоровья, снижения возможности про-грессирования, стабилизации развития признаков ДСТ.
Необходима разработка индивидуальных программ профилактики потерь здоровья у подростков с ДСТ на основании оценки показателей соматического здоровья, физического развития, морфофункционального состояния, с учетом проведенной оценки среды обитания,
жизнедеятельности и санитарно-эпидемиологического
состояния образовательных учреждений.
Литер ату р а
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М.Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: Союз педиатров России; 2014.
2. Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П., Королькова Т.А., Гаенко О.Н., Барабанова Н.А. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. М.: Пер Сэ; 2008.
3. Филатов Н.Н., Иваненко А.В., Хизгияев В.И., Сафонкина С.Г., Белявский А.Р., Кича Д.И. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в современных условиях. Гигиена и санитария. 2009; 6: 8-11.
4. Горелова Ж.Ю., Копытько М.В. Особенности организации питания детей дошкольного возраста. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 54-7.
5. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Ямпольская Ю.А., Бережков Л.Ф., Березина Н.О., Цамерян А.П. Методические подходы к оценке динамики патологических процессов у школьников по данным профилактических осмотров. Вестник РАМН. 2009; 5: 47-51.
6. Земцовский Э.В., Анастасьева В.Г., Белан Ю.Б., Бржеский В.В., Викторова И.А., Верещагина Г.Н. и др. Наследственные нарушения соединительной ткани. Российские рекомендации. Кар-диоваскулярная терапия и профилактика. 2009; 8(6 S5): 3-24.
7. Викторова И.А., Нечаева Г.И., Киселева Д.С., Калинина И.Ю. Дисплазия соединительной ткани: особенности амбулаторного ведения пациентов в различных возрастных периодах. Лечащий врач. 2014; 9: 76-80.
8. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методическое пособие. М.; 2002.
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Medical and Social Problems of Education of Teenagers [Mediko-sotsial'nye problemy vospitaniya podrostkov]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2014. (in Russian)
2. Maksimova T.M., Belov V.B., Lushkina N.P., Korol'kova T.A., Gaenko O.N., Barabanova N.A. et al. A state of Яealth, Living Conditions and a Medical Support of Children in Russia [Sos-toyanie zdorov'ya, usloviya zhizni i meditsinskoe obespechenie detey v Rossii]. Moscow: Per Se; 2008. (in Russian)
3. Filatov N.N., Ivanenko A.V., Khizgiyaev V.I., Safonkina S.G., Belyavskiy A.R., Kicha D.I. State regulation in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing in modern conditions. Gigiena i sanitariya. 2009; 6: 8-11. (in Russian)
4. Gorelova Zh.Yu., Kopyt'ko M.V. Features of catering services of children of preschool age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 54-7. (in Russian)
5. Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Yampol'skaya Yu.A., Berezh-kov L.F., Berezina N.O., Tsameryan A.P. Methodical approaches to an assessment of dynamics of pathological processes at school students according to routine inspections. Vestnik RAMN. 2009; 5: 47-51. (in Russian)
6. Zemtsovskiy E.V., Anastas'eva V.G., Belan Yu.B., Brzheskiy V.V., Viktorova I.A., Vereshchagina G.N. et al. Hereditary violations of dysplasia of the connective tissue. Russian recommendations. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2009; 8(6 S5): 3-24. (in Russian)
7. Viktorova I.A., Nechaeva G.I., Kiseleva D.S., Kalinina I.Yu. Disorders
of connective tissue: features of outpatient maintaining patients in various age periods. Lechashchiy vrach. 2014; 9: 76-80. (in Russian)
8. Sukharev A.G., Kanevskaya L.Ya. A Complex Assessment of Conditions of Education and Training of Children and Teenagers in Educational Institution: Manual. [Kompleksnaya ot-senka usloviy vospitaniya i obucheniya detey i podrostkov v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie]. Moscow; 2002. (in Russian)
Поступила 15.06.15