Научная статья на тему 'Мониторинг результатов специализированных нормативов занимающихся на отделении «Атлетическая гимнастика»'

Мониторинг результатов специализированных нормативов занимающихся на отделении «Атлетическая гимнастика» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ГИПЕРТЕНЗИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / STUDENTS / CONTRAINDICATIONS / BLOOD PRESSURE / HYPERTENSION / ADDICTION / ATHLETIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серёгин Сергей Анатольевич, Щербакова Анна Юрьевна

В рамках учебной дисциплины «Атлетическая гимнастика» представлен мониторинг спортивных результатов студентов данного отделения. Также представлены литературные данные по направлениям: «Тяжёлая атлетика» и «Атлетическая гимнастика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серёгин Сергей Анатольевич, Щербакова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the results of specialized standards dealing with the department of "Athletic Gymnastics."

In the framework of discipline "Athletic Gymnastics" contains a monitoring athletic performance of students of the department. Just the literature data for the directions: "Weightlifting" and "Athletic Gymnastics."

Текст научной работы на тему «Мониторинг результатов специализированных нормативов занимающихся на отделении «Атлетическая гимнастика»»

(J2<221));4;0)+IF (((J2>200)* AND (J2<211));3;0)+IF (((J2>191)* AND (J2<201));2;0)+IF (((J2>179)* AND (J2<192));1;0)+IF (J2<180;0;0). = E2+G2+I2+K2

Использование данной программы облегчает подсчёт результатов и исключает появления ошибок, как промежуточных, по каждому испытанию, так и итогового результата.

Савкина Наталья Валентиновна, ст. преп., [email protected], Россия, Орел, Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,

Савкин Алексей Николаевич, преп., [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова

TO THE PROBLEM OF SOFTWARE WHEN CONDUCTING EXAMINATIONS IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

N. V. Savkina, A.N. Savkin

As part of the annual admission tests to optimize and speed counting estimates for the discipline "Physical Culture " was created by the proposed computer program based on Microsoft Excel.

Key words: types of tests, the applicant, the computer program.

Savkina Nataliya Valentinovna, senior teacher, [email protected], Russia, Orel, State University - Academic Research and Production Complex,

Savkin Alexey Nikolaevich, teacher, [email protected], Russia, Orel, Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V.V. Lukyanov

УДК 796.012:612

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НОРМАТИВОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ОТДЕЛЕНИИ «АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»

С.А. Серёгин, А.Ю. Щербакова

В рамках учебной дисциплины «Атлетическая гимнастика» представлен мониторинг спортивных результатов студентов данного отделения. Также представлены литературные данные по направлениям: «Тяжёлая атлетика» и «Атлетическая гимнастика».

Ключевые слова: студенты, противопоказания, артериальное давление, гипертензия, зависимость, атлетическая гимнастика.

После поступления в вуз перед студентом встает задача выбора вида спорта, которым он хотел бы заниматься. Учитывая свои индивидуальные физические и психологические потребности, студент осмысленно должен сделать выбор формы своей будущей двигательной

активности.

При анкетировании только что поступивших в университет студентов выясняется, что более 25 % юношей и 11 % девушек (из числа первокурсников) изъявляют желание заниматься в секции атлетической гимнастики. Основные мотивы - желание совершенствовать телосложение, развивать силу, поддерживать хорошую спортивную форму и пр. Такие пожелания и приветствуются преподавателями (количественная комплектация групп) и вызывают определенные опасения (ответственность за последствия занятий).

Тяжелая атлетика и атлетическая гимнастика - виды спорта, которые исключают наличие у занимающихся таких нарушений в состоянии здоровья как грыжи, заболевания органов зрения (все виды и стадии патологий), заболевания сердечнососудистой системы (гипертензия) [3, 4]. Поэтому перед преподавателем в самом начале учебного процесса (в сентябре месяце) стоит вопрос допуска студентов к занятиям в своей секции. Учителям школ в этом плане проще: распределение на группы проводится на основании медицинского осмотра и пробы Руфье, которую теперь требуют 2 раза в год (перед началом каждого семестра). Тренеры также несколько раз в год получают информацию из физкультурно-спортивных диспансеров о физическом состоянии своих спортсменов. В вузах такой практики нет, поэтому вопрос - допускать обычного студента к занятиям в своей секции или нет (в отсутствие направления в специальную медицинскую группу) -преподаватель решает самостоятельно. Однако четких научно обоснованных рекомендаций по методике медицинского контроля и самоконтроля за функциональным состоянием организма и допуска студентов к занятиям атлетической гимнастикой практически нет [3]. Недостаточность информации о состоянии здоровья студентов-первокурсников может стать причиной негативных, а иногда -неисправимых последствий для здоровья.

Атлетические тренажеры становятся все доступнее для широких масс, как начинающих, так и для физкультурников со стажем. Многие авторы отмечают возрастающий интерес населения (причём всех возрастов) к занятиям атлетической гимнастикой и культуризмом. Констатируя несомненную положительность такого факта, авторы указывают, что зачастую в зал атлетической гимнастики приходят люди, не имеющие представления о своем функциональном состоянии. И преподавателю, прежде чем начать действовать, необходимы хотя бы минимальные сведения об их функциональном состоянии, наличии или отсутствии хронических заболеваний и пр. Эта информация будет незаменимой при выборе упражнений, дозировании физических нагрузок, методах построения тренировочных занятий и самоконтроле. Практически во всех исследованных нами литературных источниках, указывается, что особое внимание в процессе контроля следует уделить сердечнососудистой системе, в частности - артериальному давлению. Это

объясняется спецификой нагрузок. В отличие от динамической двигательной активности, при статической нагрузке систолическое и диастолическое артериальное давление возрастают более значительно. Так, у тренированных зрелых культуристов среднего возраста при выполнении жима двумя ногами давление может достигать 480/ 350 мм.рт.ст. [1]. Пиковые значения у спортсменов-любителей подросткового и молодого возраста несколько ниже. У 16-летних подростков во время выполнения жима одной рукой лежа на спине с максимальной нагрузкой давление достигало 162/130 мм.рт.ст. Такая реакция сердечно-сосудистой системы у здоровых людей не вызывает опасения, поскольку после нагрузки АД быстро приходит в норму. Одновременно, в литературе есть данные о том, что у лиц с признаками гипертензии при выполнении силовых упражнений систолическое и диастолическое давление достигают более высоких значений, чем у здоровых людей (нормостеников). Например, при выполнении упражнений для мышц рук с небольшими отягощениями (25-30 % от максимума) у 25 % молодых людей с признаками гипертензии систолическое давление повышалось более чем на 100 мм.рт.ст., тогда как у здоровых этот показатель значительно ниже.

Обеспокоенность тем, что интенсивные физические нагрузки могут быть стимулом для развития осложнений при гипертензии (сердечный приступ, инсульт, изменения сетчатки глаза и др.), послужила поводом для рекомендации воздержаться от некоторых силовых упражнений лицам с признаками гипертензии. При этом зарубежные авторы едины во мнении, что нет документально подтвержденных данных о том, что именно занятия силовыми (динамическими, изометрическими) упражнениями стали причиной возникновения гипертензии при любом конкретном уровне систолического или диастолического давления в состоянии покоя или при физической нагрузке [1].

Одними из наиболее популярных видов двигательной активности для оздоровления студентов являются занятия атлетической гимнастикой. Эти занятия позволяют в достаточной степени обеспечить не только необходимый объем двигательной активности, но и развитие силы, общей и специальной выносливости, координации и гибкости, являясь при этом универсальным средством физического развития студентов.

Атлетизм - это обобщающее понятие, которое включает в себя все виды двигательной активности, непосредственно связанные с развитием силы, силовой подготовки и коррекции фигуры занимающихся. В качестве средств атлетической подготовки служат различные силовые упражнения со свободными отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с эспандерами, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с весом собственного тела и некоторые другие.

Основными целями занятий на отделении «Атлетическая гимнастика» являются:

- формирование у студентов устойчивого интереса к занятиям по атлетизму, как к фактору здорового образа жизни, развития самодисциплины;

- достижение оздоровительного эффекта у студентов;

- обеспечение оптимального объёма двигательной активности с целью поддержания жизненно важных систем организма в нормальном рабочем состоянии, являющееся не менее важной задачей, чем стремление к абсолютным спортивным достижениям;

- контроль физического развития с целью корректировки несбалансированности отдельных мышц и мышечных групп;

- стремление к созданию телосложения, отвечающего эстетическим требованиям гармоничности и пропорциональности тела.

Основной задачей для достижения поставленных целей, конечно же, является обучение. Студент, занимающийся на отделении должен:

1. Соблюдать правила техники безопасности.

2. Правильно определить тип своего телосложения.

3. Овладеть техникой выполнения упражнений.

4. Овладеть простейшими методиками самооценки работоспособности, усталости и утомления.

5. Соблюдать основные тренировочные принципы и основы специализированных тренировок.

6. Уметь составить тренировочный план, учитывая свои приоритеты.

7. Знать основы гигиены при работе в тренажерном зале.

8. Ознакомиться с основами восстановления организма после физической нагрузки.

На каждом отделении, помимо общих тестовых упражнений, разработаны свои специализированные нормативы. На отделении «Атлетическая гимнастика» в качестве специализированных упражнений выступают упражнения силового троеборья: жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, приседания со штангой на плечах и становая тяга штанги. Оценка осуществляется стандартно - по 10-ти бальной шкале в каждом упражнении.

По таблице разрядов в пауэрлифтинге 1 баллу по сумме трех упражнений соответствует результат выше 2 юношеского разряда в соответствующей весовой категории. 10 баллам соответствует результат чуть выше или равный 1 юношескому разряду. Данная планка действует на протяжении всего времени с момента введения балльной оценки (то есть проверенная временем).

Результаты в каждом упражнении в течение семестра должны быть улучшены минимум на 2,5 кг относительно ранее показанных (в сумме 7,5 кг). Причем изначально (при сдаче зачетных требований в 1 семестре) студент должен показать свой наилучший результат, даже если он гораздо

выше десятибалльного. Если студент «с запасом» поднимает вес, ему не составит труда через полгода поднять вес больший на 2,5 кг, не проделав за этот период никакой работы.

Для анализа были взяты результаты 2-х групп 3 курса, численностью 16 человек (по состоянию 4 семестра) и 2 курса численностью 19 человек (по состоянию на 3 семестр), то есть 1,5 года и

1 год после первичного среза. Студенты, состоящие в списке не с начала периода обучения на отделении в анализе не участвовали.

В силу своих физических кондиций студенты показывают результаты, которые у кого-то выше максимальных 10-ти баллов, а кто-то не может набрать и 1 балл, хотя таких немного.

При математической обработке результатов прослеживается следующая положительная тенденция. У группы студентов 2 курса (19 чел.) прирост результатов за год (при минимально требуемом значении

- 15 кг) составил 100 % - 5 чел.; +17 % - 1 чел.; +33 % - 2 чел.; +67 % -

2 чел.; +83 % - 1 чел.; +117 % - 1 чел.; +133 % - 1 чел.; +200 % - 2 чел.; +233 % - 1 чел.; +250 % - 1 чел.; +283 % - 1 чел.; +413 % - 1 чел. Таким образом, более 80 % состава улучшили свои результаты выше требуемого, а 42 % превысили минимум в 2 раза и более.

У группы студентов 3-го курса (16 чел.) прирост результатов за 1,5 года (при минимально требуемом значении - 22,5 кг) составил: 100 % -4 чел.; +11 % - 1 чел.; +22 % - 1 чел.; +44 % - 2 чел.; +67 % - 1 чел.; +89 %

- 2 чел.; +100 % - 1 чел.; +111 % - 1 чел.; +133 % - 1 чел.; +300 % - 1 чел.; +422 % - 1 чел. Таким образом, 75 % состава улучшили свои результаты выше требуемого, а более 31 % превысили минимум в 2 раза и более. (Например, два студента улучшили свои результаты, относительно минимума, более чем в 4 раза - один добавил к своей сумме 77,5 кг., другой - 117,5 кг).

Анализ прироста спортивных результатов по курсам

Специализированные нормативы «Атлетической 1 курс 20 чел. 1 сем. 1 курс, % 2 курс 19 чел. 3 сем. 2 курс, % 3 курс 16 чел. 4 сем. 3 курс, %

гимнастики»

Жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье 10 чел. 50 % 17 чел. 80 % 16 сел. 100 %

Приседание со штангой на плечах 15 чел. 75 % 18 чел. 90 % 16 чел. 100 %

Становая тяга штанги 13 чел. 65 % 16 чел. 70 % 16 чел. 100 %

Следует отметить, что минимальное увеличение начального результата в основном показали студенты, имевшие результаты, соответствующие 3 и чуть выше разряду. И, чтобы улучшить свой результат - необходимо заниматься более серьезно уже не на занятиях физической культурой, а в спортивной секции.

Атлетическая гимнастика - вид спорта, в который ограничивает участие в нем людей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Во избежание негативного влияния на здоровье и риска развития сердечнососудистых заболеваний и глаукомы, преподавателю секции атлетической гимнастики необходимо проводить контроль показателей функционального состояния студентов еще до начала занятий в секции.

Исходя из вышеизложенных цифр, можно сделать вывод, что регулярные занятия любимым видом спорта (в рамках учебного плана по физической культуре в вузе), приводят к значительным положительным изменениям в функциональном состоянии студента.

Задача педагога - не только ознакомить с теоретической основой выбранного вида спорта, помочь освоить технику выполнения упражнений, но и поднять уровень мотивации к занятиям, заставить поверить в свои силы, и, в результате - радоваться вместе со студентом, достигнутым им результатам.

Список литературы

1. Бар-Ор О., Роуланд Т. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения. К., Олимпийская литература, 2009, 528 с.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2004, 185 с.

3. Тяжелая атлетика: учебник для вузов / под ред Л.С. Дворкина; А.П. Слободяна. М., Советский спорт, 2005, 600 с.

4. Тяжелая атлетика: учебник для ин-тов физической культуры / под ред. А.Н. Воробьева. М., ФиС, 1988, 238 с.

Серёгин Сергей Анатольевич, доц., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Щербакова Анна Юрьевна, канд. пед. наук, доц., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MONITORING OF THE RESULTS OF SPECIALIZED STANDARDS DEALING WITH THE DEPARTMENT OF "ATHLETIC GYMNASTICS."

S.A. Sere gin, A.Y .Shcherbakovа

In the framework of discipline "Athletic Gymnastics" contains a monitoring athletic performance of students of the department. Just the literature data for the directions: "Weightlifting" and "Athletic Gymnastics."

Key words: students, contraindications, blood pressure, hypertension, addiction, athletic gymnastics.

Seregin Sergey Anatolievish, associate professor FVIS@mail,ru, Russia, Tula, Tula State University,

Scherbakova Anna Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, FVIS@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.