Научная статья УДК 333.01
doi: 10.47576/2949-1908.2024.95.71.006
мониторинг результативности деятельности субъектов технологического развития
литвин Геннадий владимирович
Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
соколов Алексей павлович
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В целях совершенствования системы управления в области науки, технологий и инноваций, а также с целью обеспечения повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок в перечень показателей Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов Российской Федерации включены показатели Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и других государственных программ. Целью исследования является мониторинг результативности субъектов технологического развития. Представлена методика расчета и формулы по отдельным показателям, а также место субъектов Центрально -го федерального округа по итогам национального рейтинга 2023 г. Сделаны выводы, опираясь на опыт регионов Центрального федерального округа и анализ региональных программ НТР.
Ключевые слова: программное управление; стратегия; развитие регионов.
Для цитирования: Литвин Г. В., Соколов А. П. Мониторинг результативности деятельности субъектов технологического развития // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. - С. 48-53. https://doi. org/10.47576/2949-1908.2024.95.71.006.
Original article
monitoring the performance of technological development entities
Litvin Gennady V.
Russian Economic University G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, [email protected] Sokolov Alexey P.
Russian Economic University G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, sokolov. [email protected]
Abstract. In order to improve the management system in the field of science, technology and innovation, as well as to ensure an increase in the investment attractiveness of research and development, the list of indicators of the National
Rating of Scientific and Technological Development of the Subjects of the Russian Federation includes indicators of the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation and other state programs. The purpose of the study is to monitor the performance of technological development entities. The paper presents a calculation methodology and formulas for individual indicators, as well as the place of the Central Federal District entities according to the results of the 2023 national rating. Conclusions are drawn based on the experience of the Central Federal District regions and an analysis of regional scientific and technological development programs.
Keywords: program management; strategy; regional development.
For citation: Litvin G. V., Sokolov A. P. Monitoring the performance of technological development entities. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 48-53. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.95.71.006.
Активное вовлечение регионов в решение амбициозных общефедеральных задачи по увеличению к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза, вхождению к 2030 году Российской Федерации в четверку крупнейших экономик мира, увеличению к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности в реальном выражении не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом, снижению к 2030 году доли импорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте до 17 процентов, увеличению к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом способствует укреплению их кадрового потенциала и социально-экономическому, промышленному и инновационному развитию [1-5].
Основной целью Национального рейтинга является совершенствование системы управления сферы исследований и разработок и повышение ее инвестиционной привлекательности на региональном уровне, что будет способствовать ускоренному и сбалансированному территориальному развитию страны, укреплению ее технологического суверенитета, совершенствованию федеральных и региональных мер поддержки сферы исследований и разработок, меж-
региональной кооперации, тиражированию и внедрению в субъектах Российской Федерации лучших практик управления в данной сфере.
Задачами национального рейтинга являются:
1. Мотивация органов власти всех уровней в регионах на принятие действенных мер по улучшению научно-технологического развития с применением лучших практик;
2. Выявление лучших практик - действий региональных и федеральных властей в регионах, которые позволяют добиться эффективных результатов в научно-технологическом развитии (посредством анализа региональных программ научно-технологического развития субъектов Российской Федерации - лидеров рейтинга);
3. Независимая оценка результатов усилий региональных и федеральных властей, направленные на научно-технологическое развитие субъектов Российской Федерации.
Национальный рейтинг сформирован на базе 43 показателей, сгруппированных в 3 блока, отражающих не только потенциал, но и результативность отрасли исследований и разработок субъектов Российской Федерации. Методики расчета по отдельным показателям представлены в табл. 1.
В части методологии расчета позиций регионов в итоговом рейтинге предлагается исходить из определения интегрального значения для каждого субъекта Российской Федерации, которое рассчитывалось путем агрегирования рейтинговых баллов регионов по 43 показателям, объединенным в 3 блока.
Таблица 1 - Методика расчета по отдельным показателям
показатель Баллы Формула расчета
Удельный вес занятых исследованиями и разработками в общей численности занятого населения субъекта Российской Федерации -( %) 100 баллов - максимальный, 1 балл - минимальный где: ■::::::::7 - численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, человек; - численность занятых в возрасте 15 лет и старше в субъекте Российской Федерации, человек.
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в текущих ценах в процентах к ВРП ( %) 2 % и более - 100 баллов, 1,5-1,99 % - 75 баллов, 1-1,49 % - 50 баллов, 0,5-0,99 % - 25 баллов ВЗИР , где: - внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников финансирования, млн рублей; ВРП - валовой региональный продукт, в текущих ценах, млн рублей
Удельный вес расходов, направленных на научные исследования из средств консолидированного бюджета субъекта РФ в расходах консолидированного бюджета субъекта РФ % 0,3 % и более - 100 баллов, 0,2-0,29 % - 75 баллов, 0,1-0,19 % - 50 баллов, 0,0-0,09 % - 25 баллов где '-'г;:--- - объем расходов, направленных на научные исследования из средств консолидированного бюджета субъекта РФ, млн рублей; ■—':■■; =г4 - объем расходов консолидированного бюджета, субъекта РФ, млн рублей.
На первом этапе рассчитывается рейтинговый балл субъекта по каждому показателю, на втором - рейтинговый балл региона по блоку показателей, на третьем - интегральный рейтинговый балл.
В блок 1 «Органы власти» входит 18 показателей, из которых для 11 показателей используется минимаксное нормирование, для 4 показателей задаются диапазоны, на основании которых присваиваются баллы, а
3 показателя принимают значения «да» или «нет». В случае, если показатель равен «да», то региону присваивается 100 баллов, если «нет», то 0 баллов.
В блок 2 «Среда для ведения наукоемкого бизнеса» входит 13 показателей, из которых значения по 4 показателям определяются на основании заданных диапазонов и по 9 показателям с использованием минимаксного нормирования.
В блок 3 «Среда для работы исследователей» входит 12 показателей, из которых для
4 показателей используется минимаксное нормирование, для 7 показателей задаются диапазоны, на основании которых присваиваются баллы, а 1 показатель принимает значения «да» или «нет». В случае, если по-
казатель равен «да», то региону присваивается 100 баллов, если «нет», то 0 баллов.
Рейтинговый балл субъекта Российской Федерации по каждому показателю рассчитывался по шкале значений в диапазоне от 0 до 100.
При расчете баллов на основе минимаксного нормирования для ненулевых значений используется шкала от 1 до 100 баллов, при этом регионы с лучшим значением показателя получали рейтинговый балл 100, с худшим - 1. При равном значении показателя регионам присваивалось равное количество баллов.
Рейтинговый балл по блоку показателей рассчитывается как средняя арифметическая рейтинговых баллов всех входящих в блок показателей. Интегральный рейтинг рассчитывается как сумма рейтинговых баллов всех анализируемых блоков.
Кроме того, для дополнительного анализа успешных практик реализации программ научно-технологического развития регионов-лидеров Национального рейтинга, а также не вошедших в 10-ку регионов-лидеров, введены дополнительные аналитические показатели.
Таблица 2 - Место субъектов Центрального федерального округа по итогам национального рейтинга 2023 г.
место субъект ЦФо Целевые группы национального рейтинга итоговая сумма баллов
Органы власти Среда для ведения наукоемкого бизнеса Среда для работы исследователей
1 Москва 70,5 64,3 58,0 192,8
7 Московская область 54,8 45,5 43,8 144,0
11 Белгородская область 45,0 34,7 50,8 130,5
18 Ярославская область 42,2 34,8 46,5 123,4
21 Воронежская область 41,6 44,4 33,7 119,8
25 Тульская область 41,0 47,1 27,8 115,8
27-28 Калужская область 43,3 29,4 42,3 115,1
32 Тверская область 38,4 43,6 29,5 111,5
33 Тамбовская область 38,1 36,9 33,6 108,6
35 Рязанская область 36,4 49,8 21,6 107,8
36 Ивановская область 34,5 34,6 37,0 106,1
43 Владимирская область 37,1 32,7 28,8 98,6
49 Курская область 39,3 33,0 23,5 95,8
55-56 Костромская область 26,3 32,9 30,0 89,2
63-64 Брянская область 17,4 36,5 31,2 85,1
63-64 Орловская область 28,4 24,2 32,5 85,1
69 Липецкая область 26,2 28,7 27,6 82,5
80 Смоленская область 27,0 19,8 17,5 64,4
В этой связи целесообразно активизировать участие регионов в реализации новых национальных проектов, особенно проектов технологического лидерства, предусмотрев их реализацию в составе региональных программ научно-технологического развития.
Кроме того, предлагается обратить внимание на опыт тех регионов, в программах которых планируется более чем 50 % со-финансирование из внебюджетных источников - необходимо активное привлечение частного бизнеса к реализации проектов в рамках региональных программ НТР.
опираясь на опыт регионов и анализ региональных программ НТР можно сделать вывод, что решение вышеуказанных задача возможно за счет:
- адресной поддержки изобретателей;
- создания в регионе развитой и современ -ной производственной базы для реализации программ исследований и разработок - оборудования и инфраструктуры для экспериментального и опытного производства;
- субсидирования затрат на маркетинговые исследования, «биржа патентов», субсидирования расходов на защиту интеллектуальной собственности;
- создания регионального Фонда НТР, направленного на целевое финансирование
проектов сквозных и критических направлений;
- формирования и поддержания высокого спроса со стороны технологических заказчиков на научные и научно-технические результаты, сформированные в регионе, через региональную инновационную систему, включая эффективную инфраструктурную поддержку и развитый трансфер технологий;
- создания на уровне региона института «стратегических инициатив» - масштабных научно-технологических и инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших экономических и социальных проблем, и получения необходимой государственной поддержки в их реализации (государственный заказ на новую продукцию, субсидии, НИОКР и т.д.);
- перехода от общей поддержки большого количества малых исследовательских и инновационных групп к поддержке дееспособных институтов и организационных структур, реализующих масштабные программы и проекты НИОКР (институт «стратегических инициатив»);
- перехода от ведомственных государственных программ к комплексной межведомственной программе, где фокус системы управления смещен в пользу координации
широкого спектра источников финансирования мероприятий;
- перехода от государственной политики, ориентированной на формирование институциональной базы науки, а также секторов технологий и инноваций, к государственной политике, преимущественно ориентированной на реализацию конкретных проектов развития;
- разработки региональной цифровой платформы, интегрирующей в единую сеть исполнителей и потребителей научно-исследовательской продукции, стартапы и технологические компании;
- формирования и развития партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности.
Вместе с тем решение вышеуказанных задач возможно через внедрение модели региона как квалифицированного заказчика научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на основе партнерства региона, промышленности, науки и высшего образования, объединения государственных и частных ресурсов для внедрения в экономику региона и страны новых наукоемких решений.
В целях реализации межрегиональных проектов целесообразно в отдельных случаях формирование межрегиональных программ НТР, по аналогии с межрегиональными научно-образовательными центрами. Также в регионах есть положительный опыт развития института руководителей по научно-техническому развитию в ключевых индустриальных компаниях.
Списокисточников
1. Межрегиональное взаимодействие в развитии института академического наставничества в системе высшего и дополнительного профессионального образования / Е. Н. Августа, В. Н. Ананьев, В. Г Айнштейн [и др.]. М. : Образование.Пресс, 2023. 344 с.
2. Сысоева Е. А., Жукова В. С., Широкова Л. В. Аспекты реализации моделей взаимодействия центров карьеры вузов и предприятий промышленности в условиях трансформации рынка труда // Экономика промышленности. 2023. Т. 16, № 2. С. 238-246.
3. Толстых Т. О., Цвицинская М. В. Оценка инновационной активности в регионах на примере Центрального федерального округа РФ // Регион: системы, экономика, управление. 2022. № 2(57). С. 114-120.
4. Харченко Е. В., Мирошниченко О. С. Архитектура национальной системы высшего образования: проблемы, задачи и новые возможности экономического образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 242, № 4. С. 356-370.
5. Цифровая экономика: 2023 : краткий статистический сборник / Г И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский [и др.]. М. : Высшая школа экономики, 2023. 120 с.
References
1. Interregional cooperation in the development of the Institute of academic mentoring in the system of higher and additional professional education / E. N. Augusta, V. N. Ananyev, V. G. Einstein [et al.]. Moscow : Obrazovanie.Press, 2023. 344 p.
2. Sysoeva E. A., Zhukova V. S., Shirokova L. V. Aspects of implementing models of interaction between career centers of universities and industrial enterprises in the context of labor market transformation. Industrial economics. 2023. Vol. 16, No. 2. Pp. 238-246.
3. Tolstykh T. O., Tsvitsinskaya M. V. Assessment of innovation activity in the regions on the example of the Central Federal District of the Russian Federation. Region: systems, economics, management. 2022. No. 2(57). Pp. 114-120.
4. Kharchenko E. V., Miroshnichenko O. S. Architecture of the national system of higher education: problems, tasks and new opportunities of economic education. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2023. Vol. 242, No. 4. Pp. 356-370.
5. Digital Economy: 2023: a short statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, S. A. Vasilkovsky, K. O. Vishnevsky [et al.]. Moscow : Higher School of Economics, 2023. 120 p.
сведения об авторах
лиТвин Геннадий влддимирович - аспирант кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, кафедра корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
LITVIN GENNADY V. - postgraduate student, Department of Corporate Governance and Innovation, Russian Economic University G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, [email protected] sokolov ALExeY P. - Doctor of Economics, Professor, Department of Corporate Governance and Innovation, Russian Economic University G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, sokolov.ap@ rea.ru