Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Литвин Геннадий Владимирович

В статье исследуются проблемы реализации программ научно-технологического развития регионов, рассматриваются факторы эффективной реализации приоритетных национальных программ. Предлагаются мероприятия для решения проблем, возникающих при реализации национальных программ научно-технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Литвин Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS

The article examines the problems of implementing programs of scientific and technological development of regions, considers the factors of effective implementation of priority national programs. Measures are proposed to solve problems arising in the implementation of priority national programs of scientific and technological development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

Научная статья

УДК 338.3

doi: 10.47576/2949-1908_2023_2_55

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Соколов Алексей Павлович

Российский экономический университет имени Г В. Плеханова,

Москва, Россия, [email protected]

Литвин Геннадий Владимирович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Аннотация. В статье исследуются проблемы реализации программ научно-технологического развития регионов, рассматриваются факторы эффективной реализации приоритетных национальных программ. Предлагаются мероприятия для решения проблем, возникающих при реализации национальных программ научно-технологического развития.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие; национальные программы; регионы.

Для цитирования: Соколов А. П., Литвин Г. В. Проблемы реализации программ научно-технологического развития регионов // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 55-60. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_55.

Original article

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS

Sokolov Alexey P.

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia, [email protected]

Litvin Gennady V.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The article examines the problems of implementing programs of scientific and technological development of regions, considers the factors of effective implementation of priority national programs. Measures are proposed to solve problems arising in the implementation of priority national programs of scientific and technological development.

Keywords: scientific and technological development; national programs; regions.

For citation: Sokolov A. P., Litvin G. V. Problems of implementation of programs of scientific and technological development of regions. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 55-60. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_55.

Первостепенной проблемой реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития является проблема их финансирования. В целом для финансирования национальных программ характерны те же проблемы, что и «для финансирования обычных расходов из бюджета - это неравномерность выделения

«

Так, по данным Минфина, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных программ за 2022 г. составило 2 551,0 млрд рублей, или 97,8 % от плановых бюджетных назначений [3].

При этом ключевая «проблема кроется не в отсутствии или нехватке бюджетных средств, а в отсутствии надлежащего законодательного и правового обеспечения механизмов реализации национальных проектов» [7]. «На уровне взаимодействия субъект Российской Федерации - муниципальное образование» процесс «участия местных органов власти в реализации национальных проектов ничем не регламентирован» [7].

Эксперты определили рейтинг национальных проектов по критериям обеспеченности правовыми документами как базы для

средств в течение года, а также откладывание исполнения расходов по ряду проектов, что приводит к низким показателям исполнения утвержденных расходов» [1]. Ни в 2020 г., ни в 2021 г., ни в 2022 г. запланированные расходы не были профинансированы в полном объеме (рис. 1).

стабильной и эффективной реализации [3] (рис. 2).

Еще одним недостатком при реализации нацпроектов является то, что не все субъекты Российской Федерации реализуют 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (рис. 3).

Большинство национальных проектов реализуются во всех субъектах Российской Федерации, но «на территории лишь 2 регионов (Архангельская и Нижегородская области) идет реализация всех 12 национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [2].

В настоящее время существуют следующие проблемы реализации приоритетных

Рисунок 1 - Динамика показателей по реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития из федерального бюджета в 2022 г. (%)

Рисунок 2 - Коэффициент правовой эффективности (КПЭ) национальных проектов в 2022 г.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

85 85 85 85 85 85 85 85 84

Ж

.¿г

ль

Ж

ж

ж

4-°

Рисунок 3 - Реализация нацпроектов в субъектах Российской Федерации в 2022 г. [4]

национальных программ научно-технологического развития: слабое «вовлечение региональных исполнительных органов в процесс реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития; необходима системная контрольная составляющая реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития; отсутствие взаимосвязи бизнес-партнеров, общества и управленческих органов для эффективной реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития» [2].

Нецелевое расходование и несвоевременное доведение бюджетных средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, также является проблемой неуспешной реализации национальных проектов. Такие нарушения и недостатки при реализации национальных проектов выявляются контрольно-счетными органами и органами прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Многочисленные противоправные действия участников реализации национальных проектов послужили основанием для ини-

циирования прокурорами уголовного преследования виновных лиц. В ряде регионов «расследуются уголовные дела о хищениях бюджетных средств в общем размере свыше 800 млн рублей (национальные проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Образование», «Экология»)» [7]. Причиненный «материальный ущерб по оконченным и приостановленным уголовным делам в сфере национальных проектов превысил 1,8 млрд рублей» [7].

Всего в 2022 г. при реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития выявлено «свыше 43,3 тыс. нарушений, в целях устранения которых внесено около 27 тыс. актов реагирования, привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 12,7 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждены дела о 437 преступлениях, что составило более половины всех зарегистрированных преступлений данной категории» [7].

Таким образом, достижение национальных целей развития требует формирования современной, гибкой и эффективной системы управления. При реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития возникают системные проблемы, которые не дают ожидаемого эффекта от реализации национального проекта.

Для решения проблем, возникающих при реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития, необходимо принимать следующие меры:

- регламентированное взаимодействие всех заинтересованных сторон процесса;

- организация мониторинга и контроля продвижения программ на всех этапах;

- использовать проектный подход, где необходимы контрольные точки по реализации программ;

- необходима концентрация административных ресурсов на решении приоритетных задач (рабочие группы на федеральном уровне, а в регионах - координационные советы);

- публичность и открытость как основной постулат реализации приоритетных национальных программ научно-технологического развития;

- организационно-экономический инструментарий, включающий механизм, обеспечивающий повышение самостоятельности местных бюджетов, прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств;

- объемы финансирования недостаточны для решения масштабных проблем, обозначенных в национальных программах;

- короткие сроки реализации национальных программ.

Также хотелось бы отметить, что по всем национальным проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели. Несмотря на то что во многом это связано с проблемами финансирования национальных проектов в целом, у каждого все равно остаются свои подводные камни.

Для того чтобы сделать реализацию национальных проектов более успешной, необходимо, в частности, рассмотреть вопросы:

- о корректировке методик расчета показателей национальных проектов и пересмотре базовых значений, установленных в соответствии с действующими методиками;

- подготовке предложений по внесению изменений в действующее законодательство, позволяющих обеспечить функционирование финансовых и организационных механизмов сетевой формы реализации программ национальных проектов организациями различных типов;

- возможности включения в федеральные проекты задач, решение которых обеспечит безусловное достижение целей национального проекта.

В целом эффективная реализация приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов:

Организация управления. При этом «для реального успеха национальных проектов необходимо модернизировать систему управления отраслей народного хозяйства, совершенствовать нормативно-правовую базу и модернизировать институциональные условия их реализации» [5].

2. Финансирование. Положительный результат от реализации национальных приоритетных проектов возможен только при разработке организационно-экономического

механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета

3. Информационное обеспечение - чем более «проработана информационная поддержка на начальной стадии принятия управленческого решения о реализации проекта, тем более обоснованно принимаемое решение и, как следствие, успешно проходит его реализация без дополнительных затрат на исправления ошибок» [5].

Для подготовки и «реализации таких масштабных программ требуются руководители всех уровней системы управления, обладающих компетенциями в области проектного управления и оценки рисков» [6].

Реализация таких масштабных национальных программ напрямую зависит от их реализации в каждом регионе огромной страны. Национальные программы по своей сути - это сосредоточение всех финансовых, административных и общественных ресурсов государства.

Несмотря на то что у национальных программ существует большое количество не-

доработок и недостатков, в целом их значение для развития регионов и страны нельзя недооценить.

Однако еще прошло недостаточно времени, чтобы делать обоснованные выводы о результатах работы национальных программ, но необходимо строго контролировать процесс исполнения приоритетных национальных программ научно-технологического развития. Основной упор необходимо делать на реализацию приоритетных национальных программ научно-технологического развития, которые прямо затрагивают экономическую сферу, признавая при этом важность других направлений, таких как культура, наука, демография и др. Можно сказать, что, грамотно решив основные экономические проблемы, как внутри, так и вне страны, ситуация в других сферах общества будет улучшаться. Экономика и экономическое развитие являются базисом, основой для комплексного всестороннего развития страны.

Реализация приоритетных национальных программ - это в первую очередь направление в сторону инвестиций в человека, а значит, в светлое будущее великой и богатой страны - России.

Список источников

1. Волкова Н. Н., Романюк Э. И. Рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 50-72.

2. Ленчук Е. Б. Научно-технологическое развитие как фактор ускорения экономического роста в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 230, № 4. С. 237-244.

3. Мониторинг показателей результативности научно-исследовательской деятельности субъектов Российской Федерации / А. П. Рудницкая, Г З. Ахметова, А. Е. Бурдакова [и др.] // Управление наукой и наукометрия. 2023. Т. 18, № 1. С. 106-134.

4. Росстат - Сборник «Методики расчета показателей национальных проектов (программ)». URL: https://rosstat.gov.ru/folder/118596 (дата обращения: 25.04.2023).

5. Зозуля А. В., Зозуля П. В., Еремина Т. Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 15.

6. Ильченко С. В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2(22).

7. О реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации и предложе -ниях в проект решения Президиума совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации / Комитет по Федеральному устройству и вопросам местного самоуправления. URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/reshkom_169.7_Nac. proekty.pdf (дата обращения: 25.04.2023).

References

1. Volkova N. N., Romanyuk E. I. Rating of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 2. Pp. 50-72.

2. Lenchuk E. B. Scientific and technological development as a factor of accelerating economic growth in Russia. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2021. Vol. 230, No. 4. Pp. 237-244.

3. Monitoring of performance indicators of research activities of the subjects of the Russian Federation / A. P. Rudnitskaya, G. Z. Akhmetova, A. E. Burdakova [et al.]. Management of science and scientometrics. 2023. Vol. 18, No. 1. Pp. 106-134.

4. Rosstat - Collection "Methods for calculating indicators of national projects (programs)". URL: https://rosstat.gov.ru/folder/118596 (accessed: 04/25/2023).

5. Zozulya A.V., Zozulya P. V., Eremina T. N. Modern problems of implementation of priority national projects. Bulletin of Eurasian Science. 2019. Vol. 11, No. 1. P. 15.

6. Ilchenko S. V. National projects of Russia and the risks of their implementation. Business and design review. 2021. No. 2 (22).

7. On the implementation of national projects in the subjects of the Russian Federation and proposals to the draft decision of the Presidium of the Council of Legislators of the Russian Federation at the Federal Assembly of the Russian Federation / Committee on Federal Structure and Local Self-Government. URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/reshkom_169.7_ Nac.proekty.pdf (accessed: 04/25/2023).

Сведения об авторах

СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноваций, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected] ЛИТВИН ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Information about the authors

SOKOLOV ALEXEY P. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]

LITVIN GENNADY V. - Postgraduate Student of the Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.