УДК 33:37;371
Быкова И.Л., Рычихина Э.Н. МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Проблема развития образования с учетом современных тенденций требует комплексного решения. Мониторинг регионального образовательного пространства позволяет создавать условия для прогнозирования и управления состоянием образования с учетом совокупности факторов, входящих в систему внутренней и внешней среды образования.
Ключевые слова: мониторинг, региональное образовательное пространство, развитие, показатели и индикаторы, прогнозирование.
Для современного рынка труда характерно противоречие между потребностями работодателя и имеющимися специалистами - выпускниками профессиональных учебных заведений. Поэтому важным фактором решения обозначенной проблемы является формирование такого образовательного пространства, которое будет соответствовать состоянию и перспективам развития экономики региона.
Как отмечает Ф.А. Шогенова, образование является главным механизмом воспроизводства общественного интеллекта России, качества ее интеллектуальных ресурсов, обеспечения устойчивости его развития, как главного стратегического приоритета в развитии российского государства. Образование становится «базисом базиса» экономического воспроизводства и в целом воспроизводства жизни общества. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом и кадровой политики государства [1].
Процесс профессиональной подготовки специалистов требует значительного времени. В ситуации резких трансформационных процессов важно прогнозировать потребности в специалистах той или иной сферы деятельности приобретает особую значимость. Для формирования научно обоснованного прогноза в потребностях специалистов необходимо формирование мониторинга с учетом всех составляющих регионального образовательного пространства.
Необходимость создания единого образовательного пространства на территории всей Российской Федерации отмечается в Законе «Об образовании» [2]. Однако ни в этом законе, ни в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] нет пояснения термина «образовательное пространство». В научной литературе это понятие трактуется весьма разнообразно. При этом выделение понятия «образовательное пространство» является важным для решения вопросов развития образования. По мнению Т. Л. Стениной, организация социально-педагогического пространства предполагает формулирование условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых технологий, форм орга-
низационного взаимодействия субъектов образования, педагогических ситуаций и дидактических средств [4]. В литературе отмечается, что образовательное пространство, представляющее собой форму единства людей, складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности, участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами, благодаря осваиваемым механизмам культуры [5].
Исходя из определения данного понятия как характеристики образовательного процесса, которая отражает основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению [6], можно говорить о понятии «региональное образовательное пространство».
Регионализация становится одним из стратегических направлений современной политики государства, во многом определяющееся федеративным устройством нынешней России. Поэтому усиление региональной проблематики выступает естественным ответом на тот длительный процесс, который привел к гиперунификации и сверхстандартизации образования и образовательной политики, длившейся многие десятилетия и приведшая к тому, что сфера образования перестала быть предметом самодеятельной творческой активности регионов как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности. Выделение методологических оснований и определение образовательного пространства привели к научному обоснованию явлений, происходящих в региональном образовании, к осмыслению педагогической реальности конкретной территории [7].
Поэтому разработка дефиниции «региональное образовательное пространство» становится особенно актуальным в современных условиях. Это понятие также введено в научный оборот относительно
© Быкова И.Л., Рычихина Э.Н., 2013
Экономика образования ♦ № 4, 2013
41
недавно - около 20 лет назад. И поэтому на сегодняшний день продолжается работа над его формированием, наполнение его содержанием. В научной литературе по педагогике и психологии предлагаются разные определения данной дефиниции. Анализ существующих подходов позволил остановиться на обобщенном определении. По мнению авторов, под региональным образовательным пространством следует понимать состояние образования определенной территории в обозначенный промежуток времени во взаимодействии со связанными с ним социальными институтами и личностями. Значение выделения данного понятия заключается в том, чтобы показать созидательную и интегрирующую роль данного пространства в обществе.
В социологии мониторинг также определяется как один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемого через небольшие (квартал, год) промежутки времени [8].
Если в середине XX века мониторинг еще не имел достаточно широкого применения, то в конце века его возможности и использование значительно расширяются. А с 90-х годов XX века он начинает активно распространяться в социальной и социально-экономической сферах. В последнее время можно говорить о широком и многообразном применении мониторинга в образовании, где он используется для определения, в основном, результативности и качества образовательного процесса, выявления и оценивания педагогических действий. Именно в образовании разрабатываются подходы к использованию мониторинга в управленческой сфере.
При таком обширном подходе к применению мониторинга, современные авторы в большей степени говорят о необходимости внутреннего мониторинга по отношению к образовательным учреждениям.
Однако в научной литературе практически не разрабатывается проблема внешнего для образовательных учреждений мониторинга. Именно таким выступает мониторинг регионального образовательного пространства.
Под мониторингом регионального образовательного пространства понимаем систематическое отслеживание, сбор, анализ, хранение и распространение данных о состоянии объектов, входящих в состав регионального образовательного пространства, с целью разработки и приятия эффективных решений для повышения качества образования и выявления направлений его совершенствования. Мониторинг является информационным источником научного предвидения и прогнозирования при
выполнении управленческих функций, базой для аналитической деятельности руководства. Это не только процесс получения информации, но и специальный ее отбор.
Рассматривая исследуемое понятие как систему, можно выделить в нем следующие структурные подсистемы:
- учащихся как потребителей образовательных услуг и непосредственных участников процесса образования;
- семью как социальный институт, играющих роль первичной социализации и заказчика образовательных услуг;
- педагогов и педагогическое сообщество в целом, как проводников основных идей, знаний, направлений образования;
- социальный институт образования в целом;
- политические институты, оказывающие влияние на систему образования, в том числе государство, законодательство, партии и общественные организации и др.;
- культура как социальный институт, включающая национальные и религиозные традиции, обычаи;
- экономическое состояние и перспективы развития региона;
- демографическое состояния и тенденции его развития;
- средства массовой информации, как подсистему, ориентированную на развитие населения и формирующие общественное мнение, влияющие на развитие культуры, распространение определенного знания.
Выделенные составляющие образовательного пространства необходимы для определения мониторинговых отслеживаний на основе системного подхода. Системный подход требует рассмотрение изучаемого объекта или явления, а в данном случае -образования, с позиций системообразующих связей, их определенной иерархии, существующих структур и взаимодействий в них. Использование системного подхода к региональному образовательному пространству предполагает, что оно рассматривается комплексно как совокупность взаимосвязанных элементов. Отсюда следует, что организация и проведение мониторинга регионального образовательного пространства требует системного подхода, включающего показатели и индикаторы, как внутренней среды, связанной с образованием региона, так и влияющих на нее факторов внешней среды.
Организация мониторинга на основе данных критериев позволяет определять проблемы взаимодействия с внешней средой, прогнозировать ее запросы и заранее готовить ответы на них.
Необходимость сбора мониторинговых данных регионального образовательного пространства оп-
Мониторинг регионального образовательного пространства
ределяется также тем, что существующий подход к сбору показателей и индикаторов в статистике не позволяет на сегодняшний день определить качество образования в целом, взаимосвязь всех ступеней образовательного процесса, проводить контроль и анализ развития образования на уровне регионов, который сегодня проводится органами управления на местах. Сложившаяся система не дает возможности получить данные, показывающие соотношение потребности социума и предложения образовательных услуг в конкретном регионе. Проблематичным становится выявление состояния взаимодействия между организациями, входящими в состав регионального образовательного пространства.
Для создания мониторинга на основе системного подхода, по нашему мнению, можно использовать следующую последовательность действий:
- формулирование задачи мониторинга по каждой подсистеме управления;
- выделение мониторингового объекта как системы из внешней среды;
- описание элементов и связей между элементами объекта мониторинга, на основании которых определяется его структура;
- определение целей каждого элемента исследуемого объекта мониторинга и соотношение их с общей целью всей организации;
- разработка модели системы и на ее основе определение показателей (индикаторов) для отслеживания в ходе проведения мониторинга.
Одной из важных в мониторинге является функция прогнозирования. Для оптимального составления прогноза и направление развития образования с целью его реализации необходимо формирование нового подхода к мониторингу не только образовательных учреждений, как это сегодня осуществляется на уровне региональных органов управления образованиями Российской Федерации, а именно регионального образовательного пространства.
Региональное образовательное пространство является составной частью образовательного пространства страны и поэтому обладает чертами, присущими последнему, через систему законов, социальных институтов и общекультурных ценностей.
При этом важными факторами, оказывающими влияние на формирование специфики регионального образовательного пространства, выступают:
- уровень развития экономики региона в целом и ее отраслевая структура;
- уровень развития человеческого капитала;
- ситуация на рынке труда и складывающиеся тенденции на нем;
- сформированная система образовательных учреждений, их взаимосвязь и взаимодействие между собой;
- уровень развития муниципальных образований в целом и системы управления в них;
- наличие общественных организаций и сила влияния гражданского общества на образование.
Перечисленные составляющие говорят о сложности образовательного пространства, наличием большого числа разнообразных факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательных учреждений и образование в регионе в целом. К этому надо добавить подвижность и изменчивость данной среды во всех сферах; ее неопределенность и нестабильность. Все это способствует тому, что достаточно трудно сбирать информации о ней. Организуя мониторинг регионального образовательного пространства, особое внимание обращается на такие показатели и индикаторы, которые оказывают влияние на состояние и развитие образования в целом, и его составляющие элементы.
Для того, чтобы мониторинг и его оценка способствовали эффективности управления образованием и корректировке отдельных составляющих образовательного пространства, взаимодействия между его элементами, к его организации и проведению предъявляются определенные требования:
- системность, объективность и релевантность данных мониторинговой информации;
- данные мониторинга должны доставляться получателю оперативно, в кратчайшие сроки;
- мониторинговую информацию об объекте должны получать в максимально полном объеме постоянно;
- информация не должна подвергаться искажению, поэтому необходимо особо решить вопрос о параметрах, которые отслеживаются в процессе мониторинга различных объектов; получение информации в ходе мониторинга должно быть эффективным, т.е. большой объем данных должен получаться с минимальными затратами.
Мониторинг образования может осуществляться по следующим группам показателей:
- международные показатели оценки уровня развития образования [9];
- показатели, представленные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N° 163-р;
- показатели муниципального уровня развития образования.
Но данные показатели не дают возможности оценивать региональное образовательное пространство, поэтому необходима разработка специальных показателей, которые характеризуют внешнюю среду образовательного процесса. Совокупность всех групп показателей позволит представить состояние регионального образовательного пространства в целом, определить возможные тенденции его развития и скорректировать управленческий процесс в нужном направлении.
Организация мониторинга регионального обра-
Экономика образования ♦ № 4, 2013
43
зовательного пространства должна проводиться на уровне муниципальных образований, затем обобщаться и анализироваться на уровне субъекта Российской Федерации специально созданным для этого подразделением в системе управления образованием.
Построенный на учете всех составляющих регионального образовательного пространства мониторинг позволит:
- определять субъекты и объекты профориента-ционной работы;
- выявлять направления для формирования профессиональной ориентации обучающихся;
- опережающе осуществлять переподготовку с учетом потребностей рынка труда;
- создавать условия для формирования практи-ко-ориентированных профессиональных качеств выпускников образовательных учреждений;
- координировать систему образования муниципалитетов с учетом потребностей региона в целом;
- учитывать потребности общества в специалистах разного уровня;
- формировать стратегию развития образования региона.
Определение направлений и динамики трансформационных процессов регионального образовательного пространства позволяет ставить и своевременно решать проблемы, касающиеся, в итоге, общества в целом.
Таким образом, отслеживание состояния регионального образовательного пространства на мониторинговой основе будет способствовать решению важной задачи - прогнозированию и стратегическому планированию на ближнюю и отдаленную перспективу подготовку специалистов, необходимых для развития общества и востребованных рынком труда.
Библиографический список
1. Шогенова Ф.А. Проектирование образовательного пространства вуза в контексте формирования профессиональной культуры личности [Текст] / Ф.А.Шогенова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 2.
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.04.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1267l5
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 121834
4. Стенина Т.Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предиктор становления проектной культуры студентов [Текст] / Т.Л.Стенина // Современные проблемы науки и образования. -2011. - №4.
5. ШебалинЮ.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс] / Ю.Е. Шабалин: режим доступа: http://www.rede, ru/ method/999. html.
6. http://mirslovarei.com/content_eco/ OBRAZO-VATELNOE-PROSTRANSTVO-32468. html.
7. Леонова 0.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация [Текст] / 0. А. Леонова// Педагогика. - 2008. - № 6.
8. www.socium info.
9. Бардовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов [Текст] / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. СПб: Питер, 2010. 304 с.
Bykova I.L., Rychihina E.N. THE MONITORING OF REGIONAL EDUCATIONAL AREA
The problem of education development considering the modern tendencies demands an integrated solvation. The monitoring of regional education area allows creating conditions for prognostication and direction of the state of education, taking into account the whole of the factors, which are included into the system of the inner and outher educational enviromoment. Keywords: monitoring the regional education area, development indicators and indices prognostication