Научная статья на тему 'Мониторинг компонентов формирования здорового образа жизни студентов'

Мониторинг компонентов формирования здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / деструктивные установки / здоровый образ жизни / студенты / система превентивных мер / monitoring / destructive attitudes / healthy lifestyle / students / system of preventive measures

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наталья Николаевна Попова, Владимир Сергеевич Михалёв

Актуализируя целесообразность реализации мер по всесторонней поддержке здоровья населения нашей страны, авторы задают научно-практические ориентиры гарантий укрепления общественного здоровья молодёжи. Представлен анализ рисков для здоровья студенческой молодёжи, к которым авторы относят отсутствие мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ); пассивный отдых в гаджетах и наличие деструктивных установок по отношению к профессиональному здоровью. Использованы следующие методы: метод поперечных срезов; опрос, анкетирование, тестирование; корреляционный анализ по Пирсону. Проведённый пилотажный срез основных показателей ЗОЖ студентов аграрного вуза показал наличие ряда дефицитарных состояний изучаемой проблемы: слабый интерес к спорту и низкая физическая активность, приоритет карьеры, материальных ценностей и развлечений над здоровьем. В опоре на аксиологический и деятельностный подходы определена специфика компонентов формирования ЗОЖ студентов аграрного вуза (ценностно-мотивационного, деятельностного, эмоционального и когнитивного), состоящая в опоре на систему ведущих ценностных ориентаций (жизненная мудрость (p = -0,850) и свобода (p = -0,824)) и включения в эмоционально и мотивационно значимую деятельность (приятное (p = 0,787), эмоционально насыщенное (p = 0,672) и жизнерадостное (p = 0,646) времяпровождение, наполненное познавательной активностью (p = 0,673) и интересной работой (p = 0,564)). Описана система превентивных мер, имеющих научное объяснение эффективности формирования продуктивных установок к здоровому образу жизни студентов. На основе учёта региональных особенностей организации образовательных пространств разработан надёжный диагностический инструментарий для мониторинга степени деструктивных установок студентов, влияющих на показатели их здоровья. Предложены рекомендации по организации системы работы в вузе по формированию ЗОЖ студентов, значительно расширяющие их осведомлённость в профессиональных и трансфессиональных навыках общей культуры ЗОЖ, приёмов и технологий бережной заботы о своём здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наталья Николаевна Попова, Владимир Сергеевич Михалёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the Components of Developing a Healthy Lifestyle for Students

By updating the practicability of comprehensive support of our country population health, the authors set scientific and practical guidelines for guaranteeing the strengthening of young people health. An analysis of the health risks for student youth is presented, the list of which is specified by authors: lack of motivation for a healthy lifestyle (HLS); passive relaxation in gadgets and destructive attitudes towards professional health. The following methods were used: cross-sectional method; survey, questioning, testing; Pearson correlation analysis. A pilot survey of the main indicators of healthy lifestyle among students at an agricultural university showed deficient state of the problem: weak interest in sports and low physical activity, priority of career, material values and entertainment over health. Based on axiological and activity approaches, the formation of a healthy lifestyle the agricultural university students (value-motivational, activity-based, emotional and cognitive) has been specified, it relies on a system of leading value orientations (life wisdom (p = -0.850) and freedom (p = -0.824)) and inclusion in emotionally and motivationally significant activities (pleasant (p = 0.787), emotionally rich (p = 0.672) and cheerful (p = 0.646) pastime, filled with cognitive activity (p = 0.673) and interesting work (p = 0.564)). Authors describe a system of preventive measures that has a scientific explanation for the effectiveness of developing productive attitudes towards a healthy lifestyle among students. Taking into account the regional characteristics of the organization of educational spaces, reliable diagnostic tools have been developed for monitoring the degree of destructive attitudes of students that affect their health indicators. Authors give recommendations for organizing a system of university processes to develop studentshealthy lifestyle, significantly expanding their awareness of the professional and trans-professional skills of healthy lifestyle culture, techniques and technologies for care of their health.

Текст научной работы на тему «Мониторинг компонентов формирования здорового образа жизни студентов»

http://www.uchzap.com ISSN 2658-7114 (Print) ISSN 2542-0070 (Online)

Научная статья УДК 37. 061

DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-1-91-101

Мониторинг компонентов формирования здорового образа жизни студентов

Наталья Николаевна Попова1, Владимир Сергеевич Михалёв2

1,2Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0080-8179 [email protected], https://orcid.org/0009-0005-9786-4589

Актуализируя целесообразность реализации мер по всесторонней поддержке здоровья населения нашей страны, авторы задают научно-практические ориентиры гарантий укрепления общественного здоровья молодёжи. Представлен анализ рисков для здоровья студенческой молодёжи, к которым авторы относят отсутствие мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ); пассивный отдых в гаджетах и наличие деструктивных установок по отношению к профессиональному здоровью. Использованы следующие методы: метод поперечных срезов; опрос, анкетирование, тестирование; корреляционный анализ по Пирсону. Проведённый пилотажный срез основных показателей ЗОЖ студентов аграрного вуза показал наличие ряда дефицитарных состояний изучаемой проблемы: слабый интерес к спорту и низкая физическая активность, приоритет карьеры, материальных ценностей и развлечений над здоровьем. В опоре на аксиологический и деятельностный подходы определена специфика компонентов формирования ЗОЖ студентов аграрного вуза (ценностно-мотивационного, деятельностного, эмоционального и когнитивного), состоящая в опоре на систему ведущих ценностных ориентаций (жизненная мудрость (p = -0,850) и свобода (p = -0,824)) и включения в эмоционально и мотивационно значимую деятельность (приятное (p = 0,787), эмоционально насыщенное (p = 0,672) и жизнерадостное (p = 0,646) времяпровождение, наполненное познавательной активностью (p = 0,673) и интересной работой (p = 0,564)). Описана система превентивных мер, имеющих научное объяснение эффективности формирования продуктивных установок к здоровому образу жизни студентов. На основе учёта региональных особенностей организации образовательных пространств разработан надёжный диагностический инструментарий для мониторинга степени деструктивных установок студентов, влияющих на показатели их здоровья. Предложены рекомендации по организации системы работы в вузе по формированию ЗОЖ студентов, значительно расширяющие их осведомлённость в профессиональных и трансфессиональных навыках общей культуры ЗОЖ, приёмов и технологий бережной заботы о своём здоровье.

Ключевые слова: мониторинг, деструктивные установки, здоровый образ жизни, студенты, система превентивных мер

Original article

Monitoring the Components of Developing a Healthy Lifestyle for Students

Natalya N. Popova1, Vladimir S. Mikhalev2

1,2Transbaikal State University, Chita, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0080-8179 [email protected], https://orcid.org/0009-0005-9786-4589

By updating the practicability of comprehensive support of our country population health, the authors set scientific and practical guidelines for guaranteeing the strengthening of young people health. An analysis of the health risks for student youth is presented, the list of which is specified by authors: lack of motivation for a healthy lifestyle (HLS); passive relaxation in gadgets and destructive attitudes towards professional health. The following methods were used: cross-sectional method; survey, questioning, testing; Pearson correlation analysis. A pilot survey of the main indicators of healthy lifestyle among students at an agricultural university showed deficient state of the problem: weak interest in sports and low physical activity, priority of career, material values and entertainment over health. Based on axiological and activity approaches, the formation of a healthy lifestyle the agricultural university students (value-motivational, activity-based, emotional and cognitive) has been specified, it relies on a system of leading value orientations (life wisdom (p = -0.850) and freedom (p = -0.824)) and inclusion in emotionally and motivationally significant activities (pleasant (p = 0.787), emotionally rich (p = 0.672) and cheerful (p = 0.646) pastime, filled with cognitive activity (p = 0.673) and interesting work (p = 0.564)). Authors describe a system of preventive measures that has a scientific explanation

for the effectiveness of developing productive attitudes towards a healthy lifestyle among students. Taking into account the regional characteristics of the organization of educational spaces, reliable diagnostic tools have been developed for monitoring the degree of destructive attitudes of students that affect their health indicators. Authors give recommendations for organizing a system of university processes to develop students' healthy lifestyle, significantly expanding their awareness of the professional and trans-professional skills of healthy lifestyle culture, techniques and technologies for care of their health.

Keywords: monitoring, destructive attitudes, healthy lifestyle, students, system of preventive measures

Введение. Формирование здорового образа жизни у молодёжи обусловлено социокультурными проблемами в обществе, которые влияют на здоровье человека. В работах М. Д. Петраш, И. Р. Муртазиной [1], Т. Н. Березиной [2], А. Д. Карпина, Л. М. Александровой, В. В. Старинского [3], Н. П. Олесова [4] отражаются медико-социальные, педагогические, этнопедагогические и личностные факторы, обуславливающие риски ЗОЖ. Исследователями доказано, что от уровня здоровья каждого гражданина зависит полноценная реализация личностного потенциала и социально-экономическое благополучие всей страны, поэтому проблема здоровья является приоритетной для государства.

Учёные когерентны во мнении, что до тех пор, пока наши студенты всё своё свободное время будут проводить в гаджетах, посещать кафе и бары и при этом спортивные оздоровительные комплексы обходить стороной, проблема сохранения здоровья молодёжи останется проблемой. Так, в работах А. Г. Бермус [5], Е. Ю. Горбатковой, Т. Р. Зуль-карнаева, У. З. Ахмадуллина, Х. М. Ахмадул-линой, С. А. Горбаткова, З. А. Хуснутдиновой [6] и других исследователей доказано, что подобный образ жизни ухудшает соматическое и психическое здоровье, увеличивает количество хронических заболеваний [7].

Подтверждением того, что становление здорового образа жизни, ориентация молодёжи на созидание в социальной и собственной жизни является актуальным, служат следующие нормативно-правовые документы:

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (с изменениями от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ)1;

- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин-

1 Изменения в законодательстве России в сфере охраны здоровья граждан за декабрь 2023 г. - URL: https://mednet.ru/obzor-izmenenij-v-zakonodatelstve/ izmeneniya-v-zakonodatelstve-rossii-v-sfere-oxranyi-zdorovya-grazhdan-za-dekabr-2023-goda (дата обращения: 11.09.2023). - Текст: электронный.

фекции)"» от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ (посл. ред.)2;

- Федеральный закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»3;

- Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 3547-р «Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу»4;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»5.

Данный перечень документов даёт представление о законодательной поддержке и заботе о здоровье молодых профессионалов, будущих специалистов гражданского общества. Поэтому в стратегически важном

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: Федеральный закон: [от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ]. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [офиц. сайт]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12948 (дата обращения: 11.09.2023).

3 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон: [от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ]. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 11.09.2023).

4 Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу: Распоряжение Правительства Российской Федерации: [от 11 декабря 2023 г. № 3547-р]. - Текст: электронный // Гарант.ру: [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408113961 (дата обращения: 11.09.2023).

5 Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры: [от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н]. - Текст: электронный // Гарант.ру: [информационно-правовой портал]. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400158415 (дата обращения: 11.09.2023).

документе «Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года»1 особое место отведено мотивации к ведению ЗОЖ и укрепления здоровья населения страны. Тем не менее учебно-воспитательный процесс вузов крайне инертен по отношению к указанным приоритетам, а ответственное отношение к здоровью студентов формируется исключительно через личностный ресурс, семейные традиции и выработанные на основе негативного опыта продуктивные установки, способствующие длительно сохранять свою работоспособность и профессионализм.

Считаем целесообразным рассмотреть в рамках статьи потенциал мониторинга компонентов формирования здорового образа жизни как универсального инструментария для всех субъектов вуза от самих студентов до системы управления вузом.

Обращаясь в своей работе к публикациям, освещающим проблемы позитивной установки здорового образа жизни, мы изучили исследования в аспекте медицины и психологии труда, нашедшие отражение в трудах В. М. Авдеева (2016), В. Г. Бочаровой (2017), М. Я. Виленского (2018), Е. П. Дём-киной (2016), К. Г. Эрдынеевой (2022) и др. Обобщая перечень негативных факторов, Х. М. Ахмадуллина, Е. Ю. Горбаткова, У. З. Ахмадуллин, П. А. Мочалкин [8], А. И. Величко, О. А. Татаринцева [9], Л. В. Иванова, Е. В. Бахарева [10] определяют целый комплекс главных, негативно влияющих на формирование созидательной установки к своему здоровью:

- отсутствие целенаправленного просвещения в становлении здорового образа жизни в различных образовательных организациях;

- недостаток методик по формированию здорового образа жизни студентов;

- несформированность у студентов потребности в здоровом образе жизни, отсутствие мотивации;

- отсутствие научного обоснования здо-ровьеориентированных воспитательных систем вузов.

1 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации: [от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля 2014 г.)]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/7a46 cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3 (дата обращения: 11.09.2023). - Текст: электронный.

Список проблем, безусловно, можно продолжить, однако выявляется противоречие между актуальной необходимостью организации целенаправленного, научно обоснованного процесса формирования здорового образа жизни у студентов вуза и её архаичным состоянием на практике. Мы полагаем, что формирование здорового образа жизни у студентов вуза будет осуществляться эффективно, если будут созданы следующие социально-педагогические условия:

а) организация мониторинга ЗОЖ студентов в образовательном процессе вуза;

б) выявление и научное обоснование рекомендаций для комплекса оздоровительных мероприятий в вузе, стимулирующих студентов вести здоровый образ жизни;

в) обновление системы воспитания в вузе.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования нами выбраны: 1) аксиологический подход (С. Ф. Анисимов, Е. В. Бондаревская,

A. C. Кузнецов, П. Е. Матвеев, В. А. Сла-стенин, Р. А. Березовская, М. Рокич и др.), основанный на традиционных и современных ценностях образования, который позволяет построить процесс формирования ЗОЖ студентов на основе таких ценностей, как человек (Н. Н. Попова [11]; И. В. Мус-ханова, М. М. Гаирбеков [12]), его здоровье (К. Г. Эрдынеева [13]), здоровый образ жизни (L. Yu. Averina, S. A. Yarushin [14]); 2) деятельностный подход (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов; Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.), рассматривающий процесс формирования ЗОЖ как основу закреплённых двигательных действий (K. K. Markov, M. D. Kudryavtsev, T. D. Lmpetova [15]), закрепляющихся в активном спорте и туризме (А. С. Сигидаев,

B. П. Клочков, А. Ю. Близневский [16]) и позволяющих длительно сохранять физическое и профессиональное здоровье (A. V. Leyfa, Yu. D. Zheleznyak, Yu. M. Perelman [17]).

Методы исследования: 1) организационные - метод поперечных срезов; 2) теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; 3) эмпирические - опрос, анкетирование, тестирование; 4) математико-статистические - Ме, Мо; коэффициент корреляции по Пирсону; 5) интерпретационные - структурный метод.

Методики исследования. опросник Р. А. Березовской «Отношение к здоровью»; методика М. Рокич «Ценностные ориентации»; экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья; анкета «Здоровый образ жизни».

Результаты исследования. Рассматривая в рамках нашего исследования проблему формирования ЗОЖ у студентов и опираясь на аксиологический и деятель-ностный подходы, мы понимаем под здоровым образом жизни комплекс интерактивных форм и технологий взаимодействия со студентами (организованных в университете на регулярной основе), направленный на формирование интегративного личностного образования студента, основанного на осознании здоровья как непреходящей ценности и состоящего из четырёх компонентов.

1) когнитивного (степень осведомлённости студентов в области здоровья, значение основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в созидательной жизнедеятельности; профессиональном и личностном долголетии);

2) эмоционального (оптимальный уровень сочетания продуктивных установок по отношению к здоровью, умение саморегулироваться в трудных жизненных и нестандартных профессиональных ситуациях, наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему);

3) поведенческого (степень соответствия доведённых до автоматизма закреплённых действий и поступков по применению утренней и профессиональной гимнастик, монито-рированию состояния организма и показателей профессионального здоровья условиям успешной жизнедеятельности (О. I. Kuzmina, V. Yu. Lebedinsky, М. D. Kudryavtsev [18]);

4) ценностно-мотивационного (высокая значимость здоровья в индивидуальной

иерархии ценностей, особенно терминальных, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни (О. I. Kuzmina, V. Yu. Lebedinsky, О. А. Shvachun [19])).

Исследование уровня сформированности представлений студентов о ЗОЖ осуществлялось на базе Забайкальского аграрного института филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского» г. Читы, на респондентах в количестве 30 чел. в возрасте 18 лет.

По результатам диагностики по опроснику Р. А. Березовской «Отношение к здоровью» выявлены наиболее и наименее значимые аспекты жизни, которые представлены в табл. 1.

Материалы табл. 1 свидетельствуют о том, что субъективная оценка студентами наиболее и наименее значимых аспектов жизни имеет незначительный разброс процентного соотношения. Приоритетная область связанных с ЗОЖ представлений охватывает убеждения респондентов о первостепенном понимании, что молодость - залог здоровья, которое можно поддерживать материальными ресурсами и карьерой. Отрадно, что рядоположенны здоровье, образование и счастливая семейная жизнь, т. е. бессознательные установки, полученные со школы, из семьи, сформировали у студентов верный логический ориентир взаимосвязи данных явлений. Анализируя менее значимые представления, следует отметить дефи-цитарность деятельностного, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов ЗОЖ респондентов.

В процессе анализа уровня значимости ценностей здоровья для всей выборки респондентов мы выявили три уровня, процентное соотношение значений которых представлено на рис. 1.

Таблица 1

Дихотомия представлений студентов по отношению к своему здоровью, % от выборки Dichotomy of students' ideas regarding their health, % of the sample

Наиболее значимые аспекты жизни для студентов Менее значимые аспекты жизни для студентов

В этом нет необходимости, так как я здоров 17,6 % Закаливаюсь 12,1 %

Материальный достаток 17,5 % Не хватает силы воли заниматься ЗОЖ 11,5 %

Карьера 15,9 % Посещаю врача с профилактической целью 11,3 %

Здоровье 15,8 % Слежу за своим весом 11,3 %

Хорошее образование 15,6 % Занимаюсь физическими упражнениями 10,6 %

Счастливая семейная жизнь 15,5 % Вредные привычки 10,3 %

У меня нет времени заниматься ЗОЖ 15,4 % Экологическая обстановка 9,4 %

Рис. 1. Уровень важности ценностей здоровья для группы студентов, % от выборки Fig. 1. The level of health values importance for a group of students, %

Данные рис. 1 позволяют сделать вывод, что 42 % опрошенных студентов имеют высокий, а 25 % средний уровень важности изучаемых ценностей, приведённых в табл. 1. При этом достаточно высокий процент студентов (33 %) не разделяют степень значимости исследуемых ценностей для своего здоровья. Данный факт требуется учитывать при разработке рекомендаций по повышению осведомлённости респондентов о их важности и роли в жизнедеятельности организма.

В результате анализа субъективных выборов из списка терминальных ценностей по методике М. Рокича респондентами были выбраны наиболее значимые для них. Результаты представлены на рис. 2.

Исходя из данных рис. 2, по методике ценностных ориентаций М. Рокича, чем меньше баллов у признака, тем более оно значимо для исследуемых. Таким образом, лидирующие позиции среди терминальных ценностей заняли развлечения, материально обеспеченная жизнь и активная деятельная жизнь. На последних местах, в свою очередь, оказались интересная работа, счастье других, а также жизненная мудрость, что говорит о дефицитах духовного развития современной молодёжи.

Инструментальные ценности, имеющие для респондентов приоритетное значение в

жизни, стали предметом следующего анализа. Данные тестирования представлены на рис. 3.

Исходя из данных рис. 3, мы видим, что такие инструментальные ценности, как независимость, высокие требования к жизни, а также воспитанность, являются для студентов наиболее значимыми, в то время как широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других и твёрдая воля не играют особой роли в жизни исследуемой группы респондентов. Счастье других, а также жизненная мудрость пока что у данной исследовательской группы занимают наименее значимые позиции. Свобода и независимость, высокие требования к себе и к жизни, а также хорошее воспитание имеют большое значение для данной группы людей, в свою очередь, сила воли находится, к сожалению, на последней позиции. Всё это в конечном итоге говорит о том, что современная молодёжь в большинстве своём живёт одним днём. Мало кто из них думает о завтрашнем дне, многих в основном заботят материальные, нежели духовные ценности.

Дальнейшая экспресс-диагностика представлений студентов о ценности здоровья позволила дифференцировать респондентов на четыре группы (рис. 4).

Рис. 2. Уровень значимости терминальных ценностей для респондентов

Fig. 2. The level of terminal values importance for respondents

Рис. 3. Уровень значимости инструментальных ценностей для респондентов Fig. 3. The level of instrumental values importance for respondents

Рис. 4. Типология студентов по их представлению о ценности здоровья Fig. 4. Typology of students according to their idea of the value of health

По рисунку 4 видно, что среди студентов 57 % относятся к ресурсно-прагматическому типу и имеют осознанное отношение к своему здоровью, 33 % опрошенных являются адаптационно-поддерживающим типом и недостаточно осознанно относятся к своему здоровью, а 7 % - личностно ориентированным типом, имеют высокий уровень ценностного отношения к своему здоровью. У 3 % студентов отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.

Полагаясь на данные, полученные в ходе анкеты на тему «Здоровый образ жизни», мы выявили, что студенты редко делают зарядку, десятиминутную паузу для глаз, тела и редко занимаются спортом, что говорит о низком уровне физической активности опрошенных. Большинство в понятие «здоровый образ жизни» вкладывают отказ от вредных привычек, алкоголя, курения, наркозависимости; занятия физической культурой и спортом; здоровое, регулярное и правильное питание, соблюдение режима дня, сна и от-

дыха, а также умение справляться со своими эмоциями и гармония с самим собой. Многие считают, что придерживаться принципов здорового образа жизни важно, но большинству не хватает на это времени. Большая часть опрошенных не пьёт лекарственные препараты, регулярно питается, редко употребляет алкоголь, никогда не курили и не пробовали наркотические вещества. К сожалению, молодёжь так или иначе подвержена воздействию стрессовых факторов, в основном связанных с финансовыми трудностями, проблемами в семье и коллективе. Справляются же они, в свою очередь, со стрессом посредством танцев, просмотров фильмов, а также сидя в интернете, и не считают, что им необходима помощь психолога. Многие из запрошенных не имеют каких-либо проблем со здоровьем и дают высокую оценку состоянию своего здоровья.

В дальнейшем полученные результаты были подвергнуты процедуре корреляционного анализа, что отражено в табл. 2.

Таблица 2

Матрица коэффициентов корреляции приоритетных ценностей студентов

Приоритетная ценность студентов (по методике М. Рокича) Индекс коэффициента корреляции (по Пирсону)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) -,850

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) -,824

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) ,787

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) ,673

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) ,672

Жизнерадостность (чувство юмора) ,646

Интересная работа ,564

Материалы табл. 2 свидетельствуют о том, что иерархия представленных в ней ценностей студентов имеет как отрицательные, так и положительные связи. Так, анализируя вес индекса корреляции по Пирсону, мы видим, что две терминальные ценности, измеренные по методике М. Рокича, имеют высокие значения, это жизненная мудрость ф=-0,850) и свобода ф=-0,824). Вес индекса и отрицательный вектор значений позволяет сделать вывод, что чем ниже их зрелость суждений и слабее жизненный опыт с самостоятельностью, тем больше их заинтересованность в ЗОЖ. При организации системы работы по формированию ЗОЖ студентов аграрного вуза могут стать ориентирами следующие группы ценностей: приятное ф=0,787), эмоционально насыщенное ф= 0,672) и жизнерадостное ф= 0,646) времяпровождение, наполненное познавательной активностью ф= 0,673) и интересной работой ф= 0,564), значительно расширяющей их осведомлённость в профессиональных и трансфессиональных навыках общей культуры ЗОЖ, приёмов и технологий бережной заботы о своем здоровье.

Обсуждение результатов исследования. Поскольку результаты анализа уровня сформированности представлений студентов о ЗОЖ выявили целый ряд дефицитов, то и наши рекомендации будут ориентированы на их устранение.

Первая группа рекомендаций ориентирована на когнитивные дефициты. В интерактивных форматах взаимодействия со студентами целесообразно направлять векторы их познавательной активности в направлении психофизических, морально-этических, психологических, экономических и медицинских аспектов ЗОЖ. Поэтому предлагаем включить в комплексную программу внеаудиторной работы студентов арграр-ного вуза мастер-классы с подобной тема-

тикой, конкурс лучших производственных гимнастик, волонтёрские просвещенческие и профориентационные встречи со школьниками, направленные на осведомлённость в области основных факторов риска и антириска здоровья. Особо отметим роль сайта вуза в данном направлении, нужно сориентировать его структуру на информационный, видео- и аудиоконтент современных технологий поддержания ЗОЖ известных в профессии и спорте людей.

Вторая группа рекомендаций ориентирована на эмоциональные дефициты. С целью повышения оптимального уровня устойчивости к стрессовым и экстремальным ситуациям в аграрной и жизненной сферах рекомендуется повышать осознанность и рациональную прагматичность в принятии своего здоровья как ценности. Поэтому рекомендуется проведение тренингов, исследовательских проектов, студенческих спортивных клубов, где обучающиеся смогут значительно снижать свою тревожность по отношению к здоровью и получать умения наслаждаться состоянием своего здоровья и радоваться ему.

Третья группа рекомендаций ориентирована на поведенческие дефициты. Поскольку большинство опрошенных отмечают нехватку навыков тайм-менеджмента в занятии спортом и активными видами деятельности, то мы рекомендуем содействовать формированию установки на активные занятия физической культурой и спортом, осознанного выбора рациональных режимов двигательной активности в выбранной профессии через проведение регулярных туристических и волонтёрских марафонов, конкурсов эффективных чек-листов спортивных тренировок и профессионально-профилактических квестов (с учётом особенностей инклюзии) Yu. Bliznevsky, A. A. Khudik, V. S. Bliznevskaya [20]).

Четвёртая группа рекомендаций ориентирована на ценностно-мотивационные дефициты. Содействовать повышению значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей студентов, особенно терминальных. Поэтому рекомендуем формировать у обучающихся активную жизненную позицию в процессе систематической работы по идентификации успешной модели наставника в профессии. Воспитание моделей ЗОЖ целесообразно формировать через регулярную работу по стимулированию системы ценностей будущих профессионалов благодаря знакомству с традиционными и современными ценностями в нашей стране. Этому будут содействовать приоритетные грантовые конкурсы, проекты и исследовательские работы, ориентирующие мышление студентов аграрного вуза на проблемы аграрно-промышлен-ного комплекса. Считаем, что данная работа позволит построить процесс формирования ЗОЖ студентов на основе таких ценностей, как человек, его здоровье, здоровый образ жизни, а степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья будет зависеть от слаженной работы института кураторства и наставничества, который активно развивается в аграрном университете.

Заключение. Рассматривая здоровый образ жизни студентов высшего образования через призму аксиологического и деятельностного подходов, понимаем под данным термином комплекс интерактивных форм и технологий взаимодействия со студентами (организованных в университете на регулярной основе), направленный на формирование интегративного личностного образования студента (представленный в работах L. А. Bordonskaya, Е. А. Igumnova, К. G. Erdyneeva [21]), основанного на осознании здоровья как непреходящей ценности и состоящего из четырёх компонентов: когнитивного, деятельностного, эмоционального и ценностно-мотивационного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных социально-педагогических условий, содействующих формированию здорового образа жизни у студентов, рекомендуем на регулярной основе (в начале и в конце учебного года) осуществлять мониторинг ЗОЖ студентов в образователь-

ном процессе вуза по модели: вход-выход. Согласуя мониторинговую деятельность со следующими принципами: проблемной организации мониторинга; целенаправленности; научности, соответствия целей мониторинга средствам его организации и систематичности, создать рабочую группу для организации и внедрения данного прогностического инструмента, позволяющего исключить риски психологического и физического здоровья студентов вуза.

Таким образом, результаты проведённого мониторингового исследования были положены в основу:

1) разработки комплексной программы внеаудиторной работы студентов аграрного института (спортивные клубы, мастер-классы, работа с сайтом, производственная гимнастика, волонтёрское движение);

2) данной установки на формирование активного занятия физической культурой и спортом, осознанного выбора рациональных режимов двигательной активности в выбранной профессии;

3) рекомендуемого комплекса оздоровительных мероприятий (марафоны, волонтёрская и туристическая деятельность, наставничество; фитнес-клубы). Для комплекса оздоровительных мероприятий в вузе, стимулирующих студентов вести здоровый образ жизни, рекомендуем использовать интерактивные коллективные производственные гимнастики, повышающие производительность учёбы и труда; стимулировать стипендиальный фонд вуза для расширения исследовательских, социокультурных потребностей студентов и повышения общеобразовательного и культурного уровней. Отрегулировать на постоянной основе работу по рекреационной, лечебной, реабилитационной и профилактической деятельности в вузе.

Несмотря на значимость полученных результатов, проведённое исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы по формированию здорового образа жизни у студентов вуза. Необходимы дальнейшие исследования архитектурных, аграрных, экономических, политических, гуманитарных, морально-этических, психологических сторон данного явления.

Список литературы

1. Петраш М. Д., Муртазина И. Р. Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, вып. 2. С. 152-165.

2. Березина Т. Н. Здоровый образ жизни как фактор индивидуальной продолжительности жизни // Психология обучения. 2017. № 6. С. 143-155.

3. Карпин А. Д., Александрова Л. М., Старинский В. В. Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни // Русский медицинский журнал. 2017. № 14. С. 995-999.

4. Олесов Н. П. Этнопедагогическая система воспитания здорового образа жизни обучающихся: концепция, модель и практика (на примере Республики Саха (Якутия)): дис. ... д-ра пед. наук: 58.10.00. Якутск, 2022. 406 с. EDN XAFRSF.

5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза: теоретический обзор. Текст: электронный // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-issledovaniy-zdoroviesberezheniya-v-obrazovatelnoy-srede-vuza-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 12.01.2024).

6. Горбаткова Е. Ю., Зулькарнаев Т. Р., Ахмадуллин У. З., Ахмадуллина Х. М., Горбатков С. А., Хуснутдинова З. А., Мануйлова Г. Р. Гигиеническая оценка образа жизни студентов высших учебных заведений // Гигиена и санитария. 2022. Т. 101, № 5. P. 532-538.

7. Копылов А. С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. P. 38-45.

8. Ахмадуллина Х. М., Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А. Об эффективности первичной профилактики в вузах // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография / ред. И. И. Ивановская. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. С. 480-496.

9. Величко А. И., Татаринцева О. А. Социально-педагогические условия формирования безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества. Текст: электронный // Вопросы науки и образования. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-bezopasnogo-i-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnikov-na-sovremennom-etape-razvitiya (дата обращения: 12.01.2024).

10. Иванова Л. В., Бахарева Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников сельской школы. Текст: электронный // Мир науки. 2017. Том 5, № 3. URL: http:// mir-nauki.com/PDF/55PDMN317.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

11. Попова Н. Н. Педагогическая профилактика экстремистской направленности личности студента // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 5. С. 76-81. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-5-76-81. EDN EBYUNL.

12. Мусханова И. В., Гаирбеков М. М. Педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 248-250.

13. Эрдынеева К. Г Кросскультурный подход к изучению ценностных ориентаций студентов в условиях транзитивности // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2020. № 3-4. С. 43-51. DOI: 10.26653/2076-4685-2020-3-4-04.

14. Averin L. Yu., Yarushin S. A. The Impact of Physical Cultural Values on the Healthy Lifestyle of a Student // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2022. Vol. 7, no. 3. P. 105-108. DOI: 10.47475/2500-0365-2022-17316. EDN VXPOFQ.

15. Markov K. K., Kudryavtsev M. D., Lmpetova T. D. Healthy Lifestyle Cultivation and Psychomotor Progress Model for Elementary School // Theory and Practice of Physical Culture. 2020. No. 5. P. 3. EDN VSJYAF.

16. Цифровизация в сферах физической культуры, спорта и туризма: монография / А. С. Сигида-ев, В. П. Клочков, А. Ю. Близневский [и др.]. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2022. 200 с.

17. Leyfa A. V., Zheleznyak Yu. D., Perelman Yu. M. Cohesion of Physical Activity, Health and Quality of Life of Students // Theory and Practice of Physical Culture. 2015. No. 11. P. 41-43.

18. Kuzmina O. I., Lebedinsky V. Yu., Kudryavtsev M. D. Monitoring as an Control Instrument of and the Basis for the Design of the Educational Environment (Physical Education) of Students // European Works of Social and Behavioral Sciences. 2018. P. 683-687.

19. Kuzmina O. I., Lebedinsky V. Yu., Shvachun O. A. Modern Academic Physical Education and Healthy Lifestyle Cultivation Technologies // Theory and Practice of Physical Culture. 2020. No. 5. EDN VGKIAS.

20. Bliznevsky A. Yu., Khudik A. A., Bliznevskaya V. S., Khudik S. V., Vinnikova E. V. Ski Orienteering Disciplines as Most Promising for Inclusion in Healthy Lifestyle Program // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 8, no. 11. P. 2233-2236.

21. Bordonskaya L. A., Igumnova E. A., Erdyneeva K. G., Serebryakova S. S., Sleptsova G. N. The Study of the Integration State in the Education System in the Conditions of Open Educational Space // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives" (St. Petersburg, 25-27 марта 2020). St. Petersburg: Springer Nature, 2020. P. 871-882. DOI: 10.1007/978-3-030-474157 94. EDN JIWMFD.

Информация об авторах

Попова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; [email protected]; https://orcid. org/0000-0002-0080-8179.

Михалёв Владимир Сергеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, магистрант, Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г Чита, ул. Александро-Заводская, 30; mikhalev2073@ mail.ru; https://orcid.org/0009-0005-9786-4589.

Вклад авторов

Попова Н. Н. - основной автор, разрабатывала концепцию, организатор исследования, осуществляла обработку полученных данных, систематизацию и анализ материалов исследования, формулировала выводы, написание и оформление статьи.

Михалёв В. С. - осуществлял теоретическое исследование, сбор эмпирических данных, обработку полученных данных, систематизацию и анализ материалов исследования.

Для цитирования

Попова Н. Н., Михалёв В. С. Мониторинг компонентов формирования здорового образа жизни студентов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19, № 1. С. 91-101. DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-1-91-101.

Статья поступила в редакцию 14.01.2024; одобрена после рецензирования 15.02.2024;

принята к публикации 17.02.2024.

References

1. Petrash, M. D., Murtazina I. R. The definition of "healthy lifestyle" in psychological research. Bulletin of the St. Petersburg University. Psychology and Pedagogy, vol. 8, issue. 2, pp. 152-165, 2018. (In Rus.)

2. Berezin, T. N. Healthy lifestyle as a factor of individual life expectancy. Psychology of education, no. 6, pp. 143-155, 2017. (In Rus.)

3. Karpin, A. D., Aleksandrova, L. M., Starinsky, V. V. Medical and social aspects of the developing the healthy lifestyle concept in Russia. Russian Medical Journal, no. 14, pp. 995-999, 2017. (In Rus.)

4. Olesov, N. P. Ethnopedagogical system for educating students about a healthy lifestyle: concept, model and practice (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia): specialty 58.10.00: dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences, 2022. EDN XAFRSF (In Rus.)

5. Bermus, A. G. Problems and prospects for health conservation research in the university educational environment: theoretical review. Pedagogy. Questions of theory and practice, no. 1, 2023. Web. 12.01.2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-issledovaniy-zdoroviesberezheniya-v-obrazovatelnoy-srede-vuza-teoreticheskiy-obzor (In Rus).

6. Gorbatkova, E. Yu., Zulkarnaev, T. R., Akhmadullin, U. Z., Akhmadullina, Kh. M., Gorbatkov, S. A., Khusnutdinova, Z. A., Manuilova, G. R. Hygienic assessment of the students of higher educational institutions lifestyle. Hygiene and sanitation, no. 5, pp. 532-538, 2022. (In Rus.)

7. Kopylov, A. S. Health of student youth and determining risk factors, Russian Bulletin of Hygiene, no. 1, pp. 38-45, 2022. (In Rus.)

8. Akhmadullina, Kh. M., Gorbatkova, E. Yu., Akhmadullin, U. Z., Mochalkin, P. A. On the effectiveness of primary prevention in universities. State, problems and prospects for the development of modern education: monograph. Petrozavodsk: ICNP "New Science", 2022: 480-496. (In Rus.)

9. Velichko, A. I., Tatarintseva, O. A. Social and pedagogical conditions for the developing a safe and healthy lifestyle for schoolchildren at the current stage of development of society. Questions of science and education, no. 8, 2019. Web. 12.01.2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-bezopasnogo-i-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnikov-na-sovremennom-etape-razvitiya (In Rus.)

10. Ivanova, L. V., Bakhareva, E. V. Pedagogical conditions for the formation of a healthy lifestyle among high school students in rural schools. Internet magazine "World of Science", no. 3, 2017. http://mir-nauki.com/ PDF/55PDMN317.pdf (In Rus.)

11. Popova, N. N. Pedagogical prevention of a student's extremistic personality orientation. Scientific notes of the Transbaikal State University, no. 5, pp. 76-81, 2019. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-5-7681. (In Rus.)

12. Muskhanova, I. V., Gairbekov, M. M. Pedagogical conditions for the developing the need for a healthy lifestyle among students of higher education. World of science, culture, education, no. 2, pp. 248-250, 2020. (In Rus.)

13. Erdyneeva, K. G. Cross-cultural approach to studying of the valuable orientations of students in the conditions of transitivity. Scientific Review. Series 2. Humanities, no. 3-4, pp. 43-51, 2020. DOI: 10.26653/2076-4685-2020-3-4-04 (In Rus.)

14. Averina, L. Yu., Yarushin, S. A. The impact of physical cultural values on the healthy lifestyle of a student. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, no. 3, pp. 105-108, 2022. DOI: 10.47475/25000365-2022-17316. EDN VXPOFQ (In Engl.)

15. Markov, K. K., Kudryavtsev, M. D., Lmpetova, T. D. Healthy lifestyle cultivation and psychomotor progress model for elementary school. Theory and Practice of Physical Culture, no. 5, pp. 3, 2020. EDN VSJYAF (In Engl.)

16. Digitalization in the spheres of physical culture, sports and tourism: monograph / A. S. Sigidaev, V. P. Klochkov, A. Yu. Bliznevsky [and others]. Kurgan: Kurgan State Publishing House. Univ., 2022. (In Rus.)

17. Leyfa, A. V., Zheleznyak, Yu. D., Perelman, Yu. M. Cohesion of physical activity, health and quality of life of students. Theory and Practice of Physical Culture, no. 11, pp. 41-43, 2015. (In Engl.)

18. Kuzmina, O. I., Lebedinsky, V. Yu., Kudryavtsev, M. D. Monitoring as an control instrument of and the basis for the design of the educational environment (physical education) of students. European works of social and behavioral sciences. 2018: 683-687 (In Engl.)

19. Kuzmina, O. I. Modern academic physical education and healthy lifestyle cultivation technologies. Theory and Practice of Physical Culture, no. 5, pp. 2, 2020. EDN VGKIAS (In Engl.)

20. Bliznevsky, A. Yu., Lebedinsky, V. Yu., Shvachun, O. A., Khudik, S. V., Vinnikova, E. V. Ski orienteering disciplines as most promising for inclusion in healthy lifestyle Program. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, no. 11, pp. 2233-2236, 2015. (In Engl.)

21. Bordonskaya, L. A., Igumnova, E. A., Erdyneeva, K. G., Serebryakova, S. S., Sleptsova, G. N. The Study of the Integration State in the Education System in the Conditions of Open Educational Space. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives", St. Petersburg, 25-27 March 2020. St. Petersburg: Springer Nature, 2020: 871-882. DOI: 10.1007/978-3-030-47415-7_94. EDN JIWMFD (In Engl.)

Information about authors

Popova Natalya N., Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-0080-8179.

Mikhalev Vladimir S., Candidate of Agriculture, Applicant for a Master's Degree, Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; [email protected]; https://orcid. org/0009-0005-9786-4589.

Contribution of authors to the article

Popova N. N. - the main author, developed the concept; the organizer of the study, processed the data obtained, systematized and analyzed the research materials, formulated conclusions, wrote and designed the article.

Mikhalev V. S. - carried out theoretical research, collection of empirical data, processing of the data obtained, systematization and analysis of research materials.

For citation

Popova N. N., Mikhalev V. S. Monitoring the Components of Developing a Healthy Lifestyle for Students // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2024. Vol. 19, no. 1. P. 91-101. DOI: 10.21209/2658-71142024-19-1-91-101.

Received: January 14 2024; approved after reviewing February 15 2024;

accepted for publication February 17 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.