001 10.47576/2712-7559_2022_4_1 УДК 370.03:796.1
Денильханова Радима Хаважевна,
кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Джабраилова Лаура Хамзатовна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Боднева Наталья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия, е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни как педагогическая проблема, их понятие и сущность. Обосновывается необходимость формирования ценностной установки человека на ЗОЖ для обеспечения социального благополучия и профессиональной успешности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; психоэмоциональное и физиологическое состояние человека; социально-культурные ценности; образовательное пространство; целостное развитие личности.
UDC 370.03:796.1
Denilkhanova Radima Khavazhevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Dzhabrailova Laura Khamzatovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Bodneva Natalya Alexandrovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, e-mail: [email protected]
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS FOR A HEALTHY LIFESTYLE: CONCEPT AND ESSENCE
The article discusses the results of a study of students' value orientations towards a healthy lifestyle as a pedagogical problem, their concept and essence. Justifies the need the feasibility of forming a person's value orientation on a healthy lifestyle to ensure social well-being and professional success.
Keywords: healthy lifestyle; psycho-emotional and physiological state of a person; socio-cultural values; educational space; holistic development of the individual.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 4, том 1, 2022 77
На современном этапе проблема укрепления здоровья учащихся является одной из основных общегосударственных задач. На уровне государства проводятся меры по повышению уровня ценностной ориентации на здоровый образ жизни граждан. В этой связи здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) является предметом многочисленных обсуждений на государственном уровне. Основными стратегическими площадками становятся: образование, медицина, семья [4, с. 7].
В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что сохранение и укрепление здоровья населения требует формирования приоритетного отношения к здоровью как жизненной ценности путем создания условий для ведения ЗОЖ [12].
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации основной акцент в вопросе значимости ценностной ориентации на ЗОЖ необходимо сделать при реформировании системы образования [10].
Основные принципы образовательной политики России, обоснованные в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года [11], закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [8]. Важнейшей целью доктрины является государственное обеспечение комплексной заботы о состоянии здоровья и физическом развитии учащихся.
1 сентября 2014 года Президентом России В.В. Путиным был подписан Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"», на основании которого были восстановлены действия физкультурного комплекса ГТО [9]. Это обусловило необходимость учета с 2015 года результатов сдачи ГТО при приеме выпускников школ в вузы. Путем возрождения норм ГТО предполагалось решить проблему духовно-нравственного и физического здоровья старших подростков [16, с. 225].
В Национальном проекте профилактической направленности «Здоровье» [7] предусмотрено проведение мероприятий, направленных на сохранение у населения принципов ЗОЖ; повышение мотивации на ведение ЗОЖ; активное медицинское просвещение, ориентированное на привитие на-
выков культуры здоровья, пропаганду физической культуры и спорта и др.
Таким образом, государство проводит активную политику по внедрению здоровьесох-раняющих технологий, ориентированных на ЗОЖ. Несмотря на это, ведущая роль в сохра -нении и укреплении у граждан России здоровья отводится индивидуальным ценностным установкам на валеологическое поведение и формирование у молодежи ценностной ориентации на ЗОЖ. Образовательное пространство служит той основной социальной площадкой, в которой должны быть созданы организационно-педагогические условия для обеспечения здоровья и здоровьесбере-гающей деятельности обучающихся [13].
Повышение уровня ценностных ориента-ций на ЗОЖ является важнейшим фактором эффективности учебной и будущей профессиональной деятельности студентов. С каждым годом формирование ЗОЖ становится только популярнее и занимает ключевое положение среди социальных и междисциплинарных исследований.
На проблему здоровья учащихся направлены исследования многих авторов. В них делается акцент на значимости укрепления здоровья у учащихся путем реализации идей и принципов ЗОЖ [6]. Сохранение и укрепление здоровья у студентов как основной жизненной ценности связано с формированием у них поведенческой мотивации и обширной информированностью граждан об опасности вредных привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.
Ряд ученых (В.В. Колбанов, Э.М. Казин и др.) в своих работах отмечали, что система профессиональной подготовкой педагогов к валеологической деятельности остается неэффективной.
Вопросы формирования ЗОЖ как важнейшей педагогической проблемы актуализировались с конца XX века. Ученых беспокоили вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся на всех этапах образования. С это -го времени в педагогической науке началась попытка поиска единой концепции повышения уровня ценностной ориентации подрастающего поколения на ЗОЖ.
Рассмотрим такие исходные понятия, лежащие в основе ценностной ориентации студентов на ЗОЖ, таких как: ценность, ценностная ориентация, здоровье, ЗОЖ.
Понятие «ценность» в рамках исследуемой проблематики используется для обозначения важности, значимости объекта для индивида или социальной группы. В.А. Сла-стенин выделил три значения ценности: как отношение человека к вещественно-предметным свойствам явления; как нравственная категория, отражающая взаимоотношения между людьми; как эмоциональное отношение человека к социальным явлениям [13, с. 6].
Объектом ценностного отношения служит многообразие предметов, общественных отношений и явлений, представляющих интерес для человека или вовлеченных в деятельность человека [14].
Ценностное отношение при благоприятных условиях трансформируется в ценностные ориентации личности, которые затем могут стать убеждениями. По мнению Л.И. Лубышевой, ценностные ориентации личности выражают соотнесенность превалирующих в обществе культурных ценностей и символов со структурой личности, ключевыми жизненными потребностями, ориента-циями и установками [5, с. 235]. Ценностные ориентации человека отражают цели, мотивы, установки, взгляды, идеалы и другие мировоззренческие характеристики личности.
Здоровье как ценность является важнейшей задачей образовательно-воспитательного процесса. Ценность здоровья учащихся выражена в том, что его нельзя купить - его надо сберечь. От состояния здоровья зависит успех современного человека в профессиональной, общественной, семейной и до-суговой формах жизнедеятельности.
Проблема формирования ценностной ориентации личности на ЗОЖ особую значимость приобретает на этапе обучения в условиях образовательного учреждения. Формирование ценностной ориентации студентов на ЗОЖ включает устойчивые представления о здоровье путем улучшения качества, укрепления, приумножения своего здоровья и мотивации к осуществлению ЗОЖ. Решение данной задачи необходимо для достиже -ния результата педагогического процесса.
В настоящее время к определению понятия «здоровье» единого общепринятого подхода нет. В научной литературе здоровье трактуется по-разному. Но бесспорно одно -здоровье есть ключевой компонент челове-
ческого счастья, основное условие благополучия личности.
Здоровье рассматривается как базовая потребность человека и важнейшее условие социально-экономического развития общества. Оно в значительной степени определяет успешность человека. Поэтому осознание значимости здоровья является важной составляющей личной ответственности индивида [15].
Здоровье - это неотъемлемое условие физического и душевного благополучия человека, характеризующееся физиологическим, психическим, физическим состоянием организма.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» рассматриваются в многочисленных научных трудах таких ученых, как Н.М. Амосов [1], Ю.П. Лисицын, В.В Колбанов, О.С. Васильева, М.Я. Виленский, ГТК. Зайцев, Э.М. Казин, А.А. Передельский и др. В работах данных авторов отмечается важнейшее значение осмысления человеком роли здоровья и ЗОЖ для его успешной жизни и деятельности. По мнению Н.М. Амосова, здоровье представляет собой комплексный резерв человека, определяющийся производительностью систем его организма [1]. А.И. Бурханов рассматривает здоровье одновременно и как состояние, и как сложный динамический про -цесс, объединяющий физиологический рост и созревание организма человека, развитие психической сферы, а также становление личностной позиции [3, с. 6].
Более унифицированное определение «здоровья» приведено ВОЗ: здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [18, с. 14]. Согласно данному определению, основным критерием здоровья человека является соответствие физиологическим и психическим возможностям организма. Это и определяет здоровьесберегающую направленность образования.
Организм человека функционирует по законам саморегуляции. На него воздействуют различные внешние факторы, негативно отражающиеся на состоянии здоровья. К ним относятся:
- неблагоприятные экологические факторы;
- нарушение режима питания;
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА* № 4, том 1, 2022 79
- нерациональное питание (недостаток калорийности питания);
- вредные привычки;
- отягченная или неблагополучная наследственность;
- низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Традиционная модель здоровья приведена ВОЗ. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных компонентов здоровья: физического, соматического, духовного (психического) и социального (рис. 1):
Таким образом, основой здоровья человека служит ЗОЖ.
ЗОЖ - это единственное верное воздействие на физическое и душевное состояние человека. Все компоненты ЗОЖ оказывают влияние на психо-эмоциональное и физиологическое состояние человека. ЗОЖ на-
правлен не на предотвращение отдельной болезни, а на защиту всех органов и систем человека. ЗОЖ полностью зависит от установок человека, от степени его осмысления ценности здоровья для себя и своего благополучия. Поэтому ЗОЖ можно определить как стиль жизни личности.
ЗОЖ обеспечивает сохранение, укрепление или восстановление здоровья человека. Это важнейшая стратегическая задача государства масштабного значения, направленная на формирование основы благополучия населения.
ЗОЖ - многоплановое понятие, связанное с сохранением активной жизненной позиции людей как можно дольше [4, с. 19]. Это важнейшая социальная направленность цивилизованного общества.
Соматическое здоровье
Психическое здоровье
Нравственное (социальное) элорояье
Текущее состояние органов н систем ортинзма человека (биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах октогс непгчес кого развития) V_/
Текущее состоя мне функциональных возможностей органов и систем организма (морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции)
Состояние психической сферы (состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию
повеления и обусловленное потребностями биологического и социального :(.apaiaep.a, а также возможностями их удовлетворения)
Комплекс характеристик мотивационной и I torpefi постно-информацноз гной с ферьз жизнедеятельности (система ценностей, установок и мотивов поведения индивида и социальной среде)
Рисунок 1 - Компоненты здоровья
Как отмечает Б.Н. Чумаков, ЗОЖ - это то основное, что определяет активную деятельность людей посредством сохранения и улучшения здоровья населения [15].
Многие авторы рассматривают ЗОЖ как наивысшую социальную значимость здоровья общества. Ее формирование полностью определяется глубокой ответственностью как со стороны государства, так и со
стороны самого индивида. ЗОЖ предполагает конкретные меры и действия по созданию благоприятной среды жизни людей [6].
Забота о здоровье уходит корнями в глубо-кое прошлое, когда общество было построено на народной медицине. История ЗОЖ всегда была связана с предупредительной деятельностью человечества.
Понимание ЗОЖ основано на признании:
- во-первых, личной и социальной ценности здоровья, определяющей способности деятельности человека. Формируется за счет бережливого отношения к своему здоровью;
- во-вторых, культуры ЗОЖ, то есть индивидуального стиля жизни человека в обществе, который показывает его отношение к своему здоровью, к его ценности. Определяется когнитивным, мотивационно-ценност-ным, деятельностным, эмоционально-волевым компонентами.
Культура ЗОЖ является наиболее сложным компонентом в системе сохранения и укрепления здоровья. Она тесно связана с уровнем знаний и интеллектуальных способностей личности как формирующего вектора, направленного на созидательную поведенческую деятельность, осознание ценностей и результатов такой деятельности. Индивидуальная компетентность человека, мотивы его деятельности стимулируют проявление активности и осознанности в сфере ЗОЖ. Формирование ценностных ориентаций на ЗОЖ связано с пониманием ценности здоровья и ответственным отношением к его сохранению.
Социально-культурные ценности представлены культурой и духовно-нравственными установками личности. Сюда можно отнести: чувство сострадания, чувство прекрасного, культуру общения, стиль поведения, убежденность и пр.
Целевые установки культуры ЗОЖ характеризуются такими показателями, как результативность, радость, трудолюбие, уверенность, воля, удовлетворенность и др.
Факторами ЗОЖ являются:
- соблюдение личной гигиены;
- правильное питание;
- сочетание режимов труда и отдыха;
- спорт и физическая активность;
- закаливание;
- отказ от вредных привычек и др.
Одним из основных факторов, оказывающих большое влияние на здоровье человека, признано питание. Рациональное питание снабжает организм человек необходимыми минералами и витаминами, аминокислотами и жирами, белками и углеводами, которые необходимы для умственной и физической работоспособности. Питание обеспечивает
правильное развитие и функционирование организма человека [17].
Физиологическое состояние человека также зависит от режима труда и отдыха. Рациональный режим труда признан одним из важнейших составляющих ЗОЖ и необходимым условием сохранения и укрепления здоровья человека. Правильное чередование нагрузки и отдыха способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности человека.
Следующий важнейший фактор ЗОЖ -это физическая активность. Физическая активность характеризуется как работа, осуществляемая скелетными мышцами [2]. Она повышает устойчивость человека к неблагоприятному воздействию различных факторов, уменьшает риск развития заболеваний, обеспечивает организму оптимальный уровень обменных процессов. Регулярная физическая активность укрепляет здоровье человека, повышает качество его жизни.
Таким образом, ЗОЖ - это один из способов и форм повседневной жизнедеятельности человека. ЗОЖ способствует целостному развитию личности, обеспечивает социальное благополучие и профессиональную успешность. ЗОЖ - это каждодневный труд, основанный на осознании личностью ценности своего здоровья, направленный на активное творение здоровья. Так формируются ценностные установки человека на ЗОЖ.
Список литературы
1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физическая культура и спорт, 1987. 64 с.
2.Болотина А.Ю., Якушева Е.О. Англо-русский и русско-английский медицинский словарь. М.: РУССО,
2003. 544 с.
3.Бурханов А.И., Хорошева Т.А., Кропотова ГА. Формирование здорового образа жизни: моногр. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 264 с.
4.Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 179 с.
5.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия»,
2004. 240 с.
6.Маджуга А.Г Здоровьесберегающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития: моногр. М.: Логос, 2014. 508 с.
7. Национальный проект «Здоровье». URL: https:// ria.ru/20090512/170852739.html (дата обращения: 10.06.2022).
8.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ (редакция от 31.07.2020).
индустриальная экономика* № 4, том 1, 2022 81
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 14.06.2022).
9. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»: Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/20636 (дата обращения: 14.06.2022).
10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 16.06.2022).
11. О Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html (дата обращения: 14.06.2022).
12. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254. URL: https://base. garant.ru/72264534/ (дата обращения: 14.06.2022).
13. Сластенин В.А., Чижакова ГИ. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений. М: Издат. центр «Академия», 2003. 192 с.
14. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. 291 с.
15. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. 407 с.
16. Шумилова О.Н. Евтин А.Б., Гусев А.Н. Пути решения проблемы повышения качества здоровья студентов: опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического института // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 225-226.
17. Щедрина А.Г Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода // Медицина и образование в Сибири. 2009. № 5. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura (дата обращения: 14.06.2022).
18. Promoting sport and enhancing health in European Union countries: a police content analysis to support action // WHO Regional Office for Europe, 2011, 64 p.
References
1. Amosov N.M. Thoughts about health. M.: Physical culture and sport, 1987. 64 p.
2. Bolotina A.Yu., Yakusheva E.O. English-Russian and Russian-English medical dictionary. Moscow: RUSSO, 2003. 544 p.
3. Burkhanov A.I., Khorosheva T.A., Kropotova G.A. Formation of a healthy lifestyle: monograph. Togliatti: Publishing House of TSU, 2012. 264 p.
4. Voronova E.A. Healthy lifestyle in a modern school: programs, events, games. Rostov n/A: Phoenix, 2011. 179 p
5. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sports: textbook. posobie. M.: Izdat. center "Academy", 2004. 240 p.
6. Majuga A.G. Health-saving pedagogy: theory, methodology, experience, development prospects: monogr. M.: Logos, 2014. 508 p.
7. National project "Health". URL: https://ria. ru/20090512/170852739.html (date of application: 10.06.2022).
8. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ (as amended on 31.07.2020). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed: 06/14/2022).
9. About the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense": Decree of the President of the Russian Federation No. 172 dated 03/24/2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/20636 (date of appeal: 06/14/2022).
10. On the Concept of Long-term Socio-economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1662 dated 11/17/2008-p (ed. from 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134 / (accessed: 06/16/2022).
11. On the National Doctrine of the development of Education of the Russian Federation until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.10.2000 No. 751. URL: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html (date of appeal: 06/14/2022).
12. On the Strategy of healthcare development in the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the President of the Russian Federation dated 06.06.2019 No. 254. URL: https://base.garant.ru/72264534 / (date of reference: 06/14/2022).
13. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Introduction to pedagogical axiology: textbook. a manual for students. higher. educational. pedagogical. institutions. M: Published. The Academy Center, 2003. 192 p.
14. Tugarinov V.P. Theory of values in Marxism. L.: LSU Publishing House, 1988. 291 p.
15. Chumakov B.N. Valeology: studies. stipend. 2nd ed., ispr. and add. M.: Pedagogical Society of Russia, 2001. 407 p.
16. Shumilova O.N. Evtin A.B., Gusev A.N. Ways to solve the problem of improving the quality of students' health: the experience of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute. Vector of Science TSU. Series: Pedago-geek, psychology. 2014. No. 3 (18). pp. 225-226.
17. Shchedrina A.G. The concept and structure of individual human health: methodology of a systematic approach. Medicine and education in Siberia. 2009. № 5. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura (date of publication: 06/14/2022).
18. Promoting sport and enhancing health in European Union countries: a police content analysis to support action. WHO Regional Office for Europe, 2011, 64 p.