УДК 378.147:648.5.002.6
Ю. В. Торкунова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ПОЛИМЕРОВ»
Ключевые слова: образовательные инновации, компетенции, оценка качества.
Изменение образовательной парадигмы, компетентный подход к оценке качества результата образования приводит к появлению большого числа инноваций в образовательной среде. Особенно это заметно в системе высшего профессионального образования вследствие ее высокого творческого потенциала. Однако, не всегда можно адекватно оценить результаты введенных инноваций, распространить наиболее успешный опыт, обобщить и сделать выводы и рекомендации. Автор предлагает критерии оценки качества образовательных инноваций при подготовке инженеров по профилю «Технология и переработка полимеров».
Keywords: Educational innovations, the competence, quality estimation.
Change of the educational paradigm, the competent approach to an estimation of quality of result offormation leads to occurrence of a great number of innovations in the educational environment. Especially it is appreciable in system of the higher vocational training owing to its high creative potential. However, not always it is possible to estimate adequately results of the entered innovations, to extend the most successful experience, to generalize and draw conclusions and recommendations. The author offers criteria of an estimation of quality of educational innovations by preparation of engineers on a profile «Technology and processing ofpolymers»
Сегодня общество выдвигает новые требования к качеству образования, а именно трансформируется его системообразующий элемент - цель образования. Компетентностный подход, внедряемый на данный момент в образовательные системы различных уровней, предполагает результатом образования в вузе формирование компетенций различного свойства. Реформирование цели образования ведет к необходимости перестройки всех элементов образовательной системы, внедрения инноваций на ее всех уровнях.
Образовательные инновации в вузе имеют свою специфику, выражающуюся в основной цели их внедрения - улучшения качества подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности, а также развитие компетенций различного вида. Анализ публикаций показывает, что число образовательных инноваций в вузах растет, переход к двухуровневому образованию этому только способствует, однако системной работы по анализу, накоплению и распространению инновационного опыта не проводится, что отрицательно сказывается, на наш взгляд, на эффективность его внедрения.
Современная подготовка инженеров требует быстрого реагирования на изменения рынка труда, производственной деятельности, что может быть реализована только в процессе инновационного образования [1].
Исходя из этого при проектировании инновационно-образовательной деятельности
необходимо выявить проблемы в обеспечении качества подготовки инженеров по профилю «технология и переработка полимеров», которые уже появились или могут появиться в будущем, спрогнозировав возможные несоответствия в требуемом качестве вузовского образования как на текущий момент, так и в последующие периоды и тем качеством образования, которое вуз имеет на
данный момент. Конечно же под качеством образования прежде всего понимаются его результаты, в тоже время это несоответствие может проявляться и в ресурсах, и в процессах (как основных, так и вспомогательных).
Поэтому образовательные инновации проектируются и планируются таким образом, чтобы обеспечить преодоление разрыва между тем качеством подготовки инженеров по профилю «технология и переработка полимеров», которое вуз имеет на современном этапе и тем уровнем качества, которое необходимо иметь в будущем.
Современная квалитология, как наука о качестве, предполагает непрерывное
совершенствование качества посредством его систематического планирования и проектирования. Для современных вузов в целях обеспечения качественной подготовки становятся актуальными методы инновационного менеджмента, в частности, бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе - это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий оказания образовательных услуг, появления учебной и научной продукции.
На этапе нововведения следует обеспечить педагогический мониторинг результатов для принятия решения о возможной корректировке разработанной инновации, выявлять соответствие результатов поставленной цели.
Содержательно педагогические инновации проявляются в различных аспектах и стратегиях совершенствования образовательных систем: 1) в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения; 2) в обновлении содержания образования; 3) в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития
личности и (или) коллектива; 4)в совершенствовании управления и самоуправления образовательного учреждения и др.
При оценке качества инновационно-образовательной деятельности создается система мониторинга (экспертизы) качества инновационно-образовательной деятельности, качества
образовательной инновации и ее педагогической целесообразности с определением конкретных измеряемых характеристик, их допустимых и целевых значений, определения качественных сдвигов и контроля степени достижения поставленных целей. О критериях и показателях эффективности мы уже рассказывали на страницах нашего журнала [2]
Педагогическая целесообразность
образовательной инновации определяется как соответствие результатов образовательной инновации целям и задачам развития личностных и профессиональных характеристик обучающихся в соотнесении с возможностями ее осуществления в конкретных условиях вуза.
При проектировании образовательной инновации делается прогнозная оценка педагогической целесообразности на основе экспертизы. Более точной следует считать оценку педагогической целесообразности на этапе апробации инновации на основе интеграции экспертных и экспериментальных методов. Исходя из определения педагогической целесообразности в соответствии с разработанным квалитативно-целевым подходом для ее оценки следует определить существенность положительной динамики в развитии личностных и профессиональных характеристик обучающихся (в ходе экспериментальной работы - апробационный этап), соотнеся ее с ресурсной обеспеченностью объектов и субъектов инновации (экспертная оценка инновационного потенциала, психологической, материально-технической, информационно-
методической готовности).
Оценка динамики личностных и профессиональных характеристик обучающихся производится в результате выявления существенности различий (существенности положительного сдвига) в сформированности компетенций (профессиональные характеристики) и в сформированности личностных характеристик обучающихся - при применении образовательной инновации и без ее применения. Алгоритм оценки такой динамики следующий:
1. Определяется перечень формируемых профессиональных и личностных характеристик: К, ..., Кп.
2. Экспертной группой работодателей данный перечень ранжируется по степени возрастания важности:^Рп.
3. Разрабатываются (либо используются готовые) методики оценки профессиональных и личностных характеристик обучаемых. Сформированности каждой профессиональной и личностной характеристики соответствует свой
числовой показатель, предполагая что корреляция между сформированностью профессиональной, личностной характеристик и показателем положительная. До эксперимента сформированность профессиональных и личностных характеристик соответствуют значениям х1, после эксперимента - У[
4. Формируются контрольные и экспериментальные группы, сходные по начальному уровню сформированности профессиональных и личностных характеристик.
5. В соответствии с рангом для каждой профессиональной и личностной характеристики определяется свой весовой показатель: С-| Сп.
6. Тогда показатель динамики профессиональных и личностных характеристик для каждого студента будет выглядеть следующим
. Этот показатель определяет
студента образом: 1=2^*^
суммарную величину сдвига показателя каждой профессиональной и личностной характеристики с учетом ее значимости.
7. По данной формуле вычисляется средний показатель динамики развития профессиональных и личностных характеристик для студентов контрольной и экспериментальной групп.
8. По критерию U-Манна-Уитни (либо по другому статистическому критерию, например %2) определяем значимость различий в показателях динамики развития профессиональных и личностных характеристик в контрольной и экспериментальной группах.
9. Если положительный сдвиг в экспериментальной группе по сравнению с контрольной существенен, то можно сделать вывод о существенности влияния инновации на развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся в ходе апробации анализируемой инновации.
Вывод о педагогической целесообразности образовательной инновации делается в соответствии с табл.1.
Таблица 1 - Оценка педагогической целесообразности образовательной инновации
Существенность сдвига в формировании личностных и профессиональны х характеристик Ресурсная обеспеченность образовательно й инновации Вывод о педагогической целесообразности образовательной инновации
Сдвиг существенен достаточная целесообразна
Сдвиг существенен недостаточная Результат неустойчив, необходим поиск резервных ресурсов
Сдвиг несущественен достаточная нецелесообразна
Сдвиг несущественен недостаточная нецелесообразна
При существенности сдвига и недостаточности ресурсов неустойчивость результатов проявляется в том, что появляется вероятность педагогической нецелесообразности инновации на этапе внедрения. В таком случае инновация будет педагогически целесообразна, если в результате квалитативного информационно-аналитического сопровождения будут выявлены резервные ресурсы качества инновации
В соответствии с квалитативно-целевым подходом на этапе проектирования осуществляется прогнозная оценка качества, на этапе апробации -пилотная, на этапе внедрения - итоговая оценка качества образовательной инновации.
Оценку качества образовательной инновации при подготовке инженеров по профилю «технология и переработка полимеров», мы предлагаем проводить на основе процессного подхода, предполагающего оценку объектов и субъектов (ресурсов) инновации, качества процессов и результатов.
Критерии оценки объектов и субъектов образовательной инновации:
• актуальность инновации для субъекта;
• инновационный потенциал субъекта инновации;
• готовность объектов и субъектов инновации: психологическая, материально-техническая, информационно-методическая.
Критерии оценки качества процессов образовательной инновации:
• новизна;
• тиражируемость;
• природосообразность и экологичность;
• технологичность;
• возможность преодоления рисков. Критерии оценки результатов образовательной инновации :
• педагогическая целесообразность;
• надежность
• эффективность (оптимальность затрат).
Анализ инновационно-образовательной деятельности, качества инноваций и их педагогической целесообразности, проведенный посредством оценки по данным критериям, позволит, на наш взгляд, сделать адекватные выводы об эффективности внедрения образовательных инноваций в учебный процесс при подготовке инженеров по профилю «технология и переработка полимеров».
Литература
1. Г.С.Дьяконов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев, Вестник Казанского технологического университета, №12, 13-18 (2010).
2. Ю.ВТоркунова, А.Е.Упшинская. Вестник Казанского технологического университета, №7, 281-285 (2011).
© Ю. В. Торкунова - канд. пед. наук, доц. каф. информатики и прикладной математики КНИТУ, [email protected].