ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Пропорция отношений. Древнегреческий мыслитель Фалес говорил: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». В данном высказывании Фалес использует те знания о пропорции, в которых утверждается, что пропорция - это равенство двух отношений: а: b = с: d. Учитывая знания о пропорции, мысль Фалеса можно сформулировать и так: моё отношение к родителям будет равным отношению моих детей ко мне. Также в высказывании Фалеса присутствует золотое правило нравственности: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Итак, на наш взгляд, культура мышления школьника должна формироваться на всех предметах, на конкретном содержательном материале: языком математики, физики, литературы, истории и т. д. И в этом незаменимость и сила любого педагога! Каждый учитель может создать свою ценностно-смысловую модель знаний, с которой он выходит к ребёнку.
Благодаря этому предмет приобретёт сакральную глубину и своё неповторимое «лицо». Каждый предмет привнесёт свои уникальные мыслительные конфигурации, способствующие развитию мышления школьника. Более того, любознательный учитель может открыть для себя неожиданные и эвристические межпредметные связи, посмотреть на свой предмет обновлённым взглядом. А для ребят откроется широкое междисциплинарное поле для исследовательской деятельности, интегрирующее гуманитарные и естественно-математические дисциплины. А как сейчас этого в нашем технократическом мире не хватает!
Литература
1. Чуковский К. От двух до пяти. М., 1968.
2. Гейлер П. К. Геометрия как необходимое образовательное средство в каждом мужском и женском заведе-нии//Учитель. 1864.
3. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
Раимкулова Канчаим Дуйшеналиевна
учитель немецкого языка МОУ «Солнечная СОШ №1» посёлок Солнечный Сургутский район ХМАО E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Как можно повысить качество знаний при помощи мониторинга в классе компенсирующего обучения?
Г
Аннотация. В статье говорится о мониторинге отслеживания результатов учебной деятельности учащихся с 5 по 9 класс в классе компенсирующего обучения (КО), показаны формы работы с учащимися со слабыми знаниями и трудностями в учёбе, представлены этапы отслеживания и возможность наблюдения за учёбой учащихся в разные периоды учебной деятельности.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, критерии качества обучения в системе, контроль обучения в классе КО.
Школа любого типа может успешно выполнять учебно-воспитательные функции при условии использования в работе совокупности методов изучения деятельности отдельного учащегося и всего класса.
Принципом изучения личности школьника является сравнение успехов и недостатков с его личным опытом, а не с опытом других учащихся. Различие темпераментов, физического здоровья, предрасположение к тем или иным областям знаний определяют личностные особенности каждого ученика.
Основная задача, которая ставится перед классным руководителем класса коррекционного обучения (КО) - это 100% выпуск учеников из девятого класса. Следовательно, сравнивая свои успехи в учёбе, ученик может направить свои возможности на успех в учебном
процессе. В федеральных государственных образовательных учреждениях одна из главных ролей отводится образованию [1,2, 4]
Работая в школе около 20 лет, выпустила два класса КО (компенсирующего обучения), проработав с каждым из них по 5 лет. Эффективно работать классному руководителю помогает знание особенностей каждого школьника. Уже сам факт интереса классного руководителя к внутреннему миру учащегося может стать стимулом возрастания интереса ученика к самому себе, к формированию его самосознания к учёбе. Также эффективной работа должна быть и с родителями. Работая с такими детьми, я нуждалась в поддержке родителей учащихся, которые были у меня в классе. Для того чтобы держать под контролем учёбу
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
43
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
учащихся, решила составить мониторинг учёта успеваемости по четвертям каждого года, начиная с 5-го класса и до 9-го, включая выпускной класс. Каждый родитель видел успех или неудачу своего ребенка по четвертям.
В классах КО очень трудно работать эффективно и качественно, так как учащиеся такого класса пассивны, не любят себя показывать, выступать на публику. Они скованы и сильно волнуются по всякому поводу, хотя очень активны в жизни. Посещение спортивных секций позволяет им быть физически здоровыми. Работая с такими детьми и применяя метод психолого-педагогической диагностики, классный руководитель должен строго руководствоваться врачебным принципом: не навреди! В связи с этим методы, применяемые классным руководителем в изучении школьников, должны отвечать критериям объективности, надёжности, достоверности [3, 5].
В своей работе большое внимание уделила планированию в деятельности классного руководителя. Планирование - это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с такими детьми. Планирование необходимо учителю и является насущной частью в работе с детьми и родителями.
Осуществляя мониторинг качества образовательного процесса и образовательных достижений, прослеживала эти параметры на протяжении пяти лет. Это анализ успеваемости и посещаемости уроков по четвертям и по концу учебного года. Индивидуальный, дифференцированный подход за качеством знаний способствовали его положительной динамике в течение 5 лет. Ученики и родители сравнивали показатели успеваемости по всем четвертям и по концу года, на сколько процентов качество успеваемости повысилось или же снизилось. Ученики и их родители наблюдали динамику результатов по сравнению с прошлой четвертью или же прошлым учебным годом.
Мониторинг является важнейшим инструментом контроля отслеживания знаний и служит для учеников в своевременном устранении недостатков учебного процесса в школе. Практическая ценность мониторинга в классах КО позволяет не только оценивать эффективность обучения, но и принимать верные решения по её повышению, переходит от рефлексивного управления процессов к прогностическому. Мониторинг помогает классному руководителю эффективно работать с учи-телями-предметниками данного класса. Результаты отслеживания помогают учителям данного класса повысить эффективность работы в классе КО.
Статистическая обработка данных даёт возможность выделить учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику учебной деятельности каждого ученика от года к году. Работая в классе КО, используя мониторинг качества образовательного процесса, мы видим, что он зависит от особенностей мотивации всех учеников, от их общего мировоззрения. На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы как взаимодействие ребят со сверстниками, родителями, учителями.
В каждой четверти анализировала данные учёбы и на основе этого составляла на каждого ученика графики, которые позволяли судить о результативности проделанной работы.
Такой подход и проведение мониторинга качества позволяет:
• получить достаточно полную информацию о результатах учебной деятельности учащихся с учётом показателей динамики;
• получить объективную картину пробелов в знаниях и умениях учащихся;
• определить уровень обученности учащихся по предметам.
Таким образом, перед учителем открылись возможности, использовать в школьной практике систему мониторинга и управление качеством образования учащихся. Практика использования мониторинга способствует повышению результативности учебной деятельности всего класса и каждого ученика в отдельности. В результате использования мониторинга классного руководителя и предметников добились 100% выпуска с 9-го класса и готовность к сознательному получению будущей профессии выпускников данного класса, класса КО.
Литература
1. Быкова В.Г Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч. - 2004. - №4.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
3. Ковылева Ю.Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.
4. Кольцова О.С. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в условиях реализации компетентностного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.
5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012