Научная статья на тему 'Мониторинг качества медицинской помощи населению Челябинской области'

Мониторинг качества медицинской помощи населению Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИ-ЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуревич Михаил Аркадьевич, Иванова Дина Борисовна

В статье авторы изложили результаты социологического исследования общественного мнения населения Челябинской области (пациентов стационаров и поликлиник, попавших в выборку пилотажного исследования) по мониторингу качества и уровня оказания медпомощи в регионе, как по одному из аспектов итогов реализации национального проекта «Здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества медицинской помощи населению Челябинской области»

М. А. Гуревич, Д. Б. Иванова

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье авторы изложили результаты социологического исследования общественного мнения населения Челябинской области (пациентов стационаров и поликлиник, попавших в выборку пилотажного исследования) по мониторингу качества и уровня оказания медпомощи в регионе, как по одному из аспектов итогов реализации национального проекта «Здоровье».

Ключевые слова: общественное мнение, здравоохранение, качество медицинских услуг, медицинская помощь.

С целью реализации Указов Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и для оценки результатов труда работников учреждений здравоохранения Челябинской области при переходе на новую систему оплаты труда, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Челябинской области № 957/1 от 20.10.2008 г. в конце 2008 - начале 2009 года социологами Челябинского филиала УрО РАН было проведено пилотажное социологическое исследование среди пациентов медицинских учреждений Челябинской области. Повышение эффективности работы учреждений здравоохранения и улучшение качества медицинского обслуживания являются основными целями современных реформ в этой сфере. Оценить эффективность деятельности медучреждений и существующее качество обслуживания можно только изучив мнение самих пациентов.

Поэтому целью данного исследования было изучение мнения населения, пользующегося медицинскими услугами, о состоянии системы здравоохранения в их населенном пункте в целом и качестве оказания медицинской помощи в конкретном медучреждении, на уровне муниципалитетов, в масштабах области.

Исследование, по результатам которого написана данная статья, носило пилотажный характер и было призвано проверить используемые методики изучения общественного мнения для их дальнейшего применения. Поэтому представленные результаты являются предварительными и нуждаются в организации дальнейшего постоянного мониторинга для подтверждения их обоснованности. Планируется, что основное исследование на эту тему будет проведено силами медперсонала учреждений здравоохранения. Его проведение уже начато.

В выборку объектов пилотажного исследования вошли поликлинические и стационарные отделения ЛПУ областного центра - г. Челябинска, малого города -г. Коркино и сельского района - с. Миасское Красноармейского района области. Это - Челябинский противотуберкулезный диспансер № 6, поликлиника и Центральная городская больница г. Коркино, поликлиника и Центральная районная больница Красноармейского района.

Опрос проводился на основе анкеты, утвержденной Министерством здравоохранения Челябинской области, непосредственно в стенах лечебных учреждений в соответствии с разработанной Инструкцией.

В числе участников опроса в репрезентативном составе были представители мужской и женской части населения, разных возрастных групп и социального положения. Результаты опроса представлены в таблицах в процентном выражении с разбивкой по территориям и лечебным учреждениям, с указанием дат проведения еженедельных пилотажных опросов в течение месяца, с последующими комментариями и выводами.

Соблюдена квотная репрезентативность выборки по половозрастному и социально-профессиональному признакам в генеральной совокупности. Допустимая погрешность представленных данных не превышает 3 %. Выборка была сплошная, анкетирование проводилось один день в неделю, в течение месяца.

Всего было опрошено 1002 респондента, в том числе 535 пациентов, обратившихся в поликлиники и 467 пациентов стационаров, которые выписывались после прохождения курса лечения.

Абсолютное большинство пациентов поликлиник, независимо от места их проживания, высказывают своё удовлетворение предоставленной им по месту жительства медицинской помощью. Можно даже отметить, что в среднем уровень удовлетворенности примерно одинаков как в Челябинске, в Коркино, так и на селе. Единственное отличие - это динамика данного показателя в течение месяца.

Необходимо отметить, что в городах области эта динамика характеризуется отрицательными значениями: в Челябинске степень удовлетворенности горожан услугами поликлиники снизилась более чем на 11 %, в Коркино - более чем на четверть. По большей части людей не устраивают большие очереди - в регистратуру, в кабинет врача. Зато в сельской поликлинике довольных пациентов, наоборот, стало на 19 % больше (см. табл. 1).

На фоне того, что большинство пациентов высказывают удовлетворительные мнения об уровне медицинской поликлинической помощи, основные оценки по пятибалльной шкале находятся в диапазоне «хорошо-удовлетворительно». За время проведения исследования была отмечена определенная динамика этих показателей. Так, в Челябинске «четверки» в большей степени уступили свои позиции «тройкам», а в Коркинской поликлинике - даже немного «двойкам». Сельская же поликлиника, по мнению, пациентов, наоборот, стала работать лучше (см. табл. 2).

На основе данных пилотажного опроса можно отметить, что степень удовлетворенности пациентов поликлиник оказываемым набором услуг достаточно высока, а в сельских территориях даже показывает положительную динамику. Немалую роль в этом сыграли результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в рамках которого в медицинских учреждениях области обновляется оборудование, повсеместно проводятся ремонты помещений, что и отмечают сами пациенты.

Медицинское обследование большинство обращающихся в поликлиники проходят по месту обращения. За прошедший месяц этот показатель повсеместно снизился, но в рассматриваемой поликлинике Челябинска остается несколько выше, чем в двух других исследуемых учреждениях.

Большинство видов медицинских услуг в поликлиниках являются сегодня доступными для граждан в плане быстроты и вероятности их получения. Это относится ко всем обозначенным в анкете видам медицинских исследований. Необходимо отметить очевидную особенность, которая показывает, что в медучреждениях г. Коркино и Красноармейского района жители испытывают больше проблем с прохождением обследования и лечением. Это связано с меньшими возможностями таких учреждений по сравнению с городскими. В частности, эти па-

циенты гораздо чаще жалуются на трудности при оформлении документов в регистратуре, на сложности с получением консультаций у узких специалистов, прохождением ультразвукового или эндоскопического исследований.

Распространенность платных услуг выше в челябинской поликлинике, нежели в изучаемых учреждениях территорий. В противотуберкулезном диспансере Челябинска наиболее часто лечащие врачи направляют пациентов в частную диагностическую лабораторию, на дополнительные исследования или настаивают на приобретении лекарств в какой-либо конкретной аптеке. Повсеместно достаточно распространена плата за обследование, непосредственно за процедуры в процессе лечения.

Что касается пациентов стационаров, то подавляющее их большинство высказали своё удовлетворение качеством оказанной им медицинской помощи. Жители малых территорий в этом вопросе имеют меньшие потребности, поэтому количество положительных высказываний в них выше, чем в Челябинске (см. табл. 3).

Оценки качества медицинского обслуживания в больницах, высказанные их пациентами, можно назвать средними. Они характеризуют «хороший» и «удовлетворительный» уровень лечения. Коркинская больница на протяжении месяца удостоилась более высоких оценок, чем две другие, участвовавших в исследовании (см. табл. 4).

Уровень обеспеченности пациентов стационаров лекарствами в рассматриваемых учреждениях сегодня достаточно высок. Абсолютное большинство респондентов подтвердили, что в больнице их обеспечили всеми необходимыми лекарственными средствами.

Тем не менее, необходимость тратить собственные деньги на свое лечение также является высокой. Во всех территориях респонденты говорили о том, что им пришлось покупать за свой счет лекарства различной стоимости, по большей части в пределах 1 000 рублей (см. табл. 5).

Пилотажное исследование показало, что, как правило, на стационарном лечении в больнице пациенты оказываются по направлению лечащего врача из поликлиники, куда они обращаются за первичной помощью. При этом большинство больных обследуют сначала в поликлинике, а потом продолжают обследование в стационаре. Однако в менее крупных населенных пунктах и особенно в сельской больнице высок уровень экстренных больных, что свидетельствует о более низкой квалификации врачей поликлиник на периферии и о более безразличном отношении жителей к своему здоровью, когда люди не заботятся о себе на первой стадии болезни и доводят до того, что их приходится срочно госпитализировать.

Подавляющее большинство пациентов стационаров, особенно - жители малых территорий, высказали своё удовлетворение качеством оказанной им медицинской помощи. Несмотря на это есть и претензии, основная часть которых сводится к жалобам на отсутствие современного диагностического оборудования, низкий уровень технической оснащенности больниц, недовольство большими очередями на процедуры и обследования, недостаточное обеспечение лекарствами, нехватку младшего медицинского персонала, отсутствие комфортных условий размещения в палате, некачественное питание и неквалифицированное отношение персонала к пациентам. На решении этих проблем целесообразно сосредоточить усилия в ближайшее время, так как именно они определяют качество оказания медицинской помощи гражданам. Платные услуги также имеют место быть в стационарах больниц. Более часто к ним прибегают в Челябинске, реже - в территориях области. В основном пациенты тратят деньги на питание, лекарства, доплату за более комфортные условия пребывания на лечении.

Удовлетворенность пациентов предоставленной мед.помощью в поликлинике по месту жительства

Челябинск - стационар Коркино Красноармейский район

Варианты ответа противотуберк.диспанс. №6 стационар ГБ стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Удовлетворен 87,5 75,0 65,0 76,2 93,6 68,1 97,8 68,1 66,7 64,9 83,3 85,7

Не удовлетворен 12,5 25,0 35,0 23,8 6,4 31,9 2,2 31,9 33,3 35,1 16,7 14,3

Таблица 2

Оценки по пятибалльной шкале качества полученной медпомощи в данной поликлинике

Челябинск - стационар Коркино Красноармейский район

Варианты ответа противотуберк.диспанс. №6 стационар ГБ стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Отлично 12,5 16,8 10,0 0,0 0,0 5,8 4,3 5,8 5,6 0,0 4,8 4,8

Хорошо 50,0 8,3 15,0 33,3 51,1 37,7 49,9 37,7 2,9 2,7 32,6 28,6

У довлетворительно 31,2 50,0 40,0 42,8 44,7 43,5 43,4 43,5 65,7 70,3 52,4 59,5

Плохо 0,0 8,3 35,0 19,1 2,1 11,5 2,4 11,6 20,2 27,0 7,8 7,1

Очень плохо 6,3 16,6 0,0 4,8 2,1 1,5 0,0 1,4 5,6 0,0 2,4 0,0

Таблица 3

Удовлетворенность пациентов предоставленной медицинской помощью во время лечения в стационаре

Челябинск - стационар Коркино Красноармейский район

Варианты ответа противотуберк.диспанс. №6 стационар ГБ стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Удовлетворен 75,0 74,2 78,3 91,2 88,8 97,4 96,4 91,6 96,2 93,1 90,3 83,3

Не удовлетворен 25,0 25,8 21,7 8,8 11,2 2,6 3,6 8,4 3,8 6,9 9,7 16,7

Оценки по пятибалльной шкале качества полученной медпомощи в данном стационаре

Варианты ответа Челябинск противотуберк - стационар диспансера №6 Коркино стационар ГБ Красноармейский район стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Отлично 18,7 0,0 13,5 0,0 0,0 0,0 3,6 0,0 23,0 0,0 0,0 0,0

Хорошо 31,4 25,8 59,5 11,9 62,9 57,9 60,7 51,0 61,6 27,6 38,8 21,4

У довлетворительно 25,0 51,6 10,8 82,3 29,7 42,1 32,1 40,5 15,4 65,6 58,0 61,9

Плохо 18,7 19,4 10,8 5,8 7,4 0,0 3,6 8,5 0,0 6,8 3,2 16,7

Очень плохо 6,2 3,2 5,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Таблица 5

Обеспеченность лекарствами во время госпитализации

Варианты ответа Челябинск - стационар противотуберк. диспанс.№6 Коркино стационар ГБ Красноармейский район стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Все лекарства мне обеспечили в больнице, я сам ничего не покупал 56,2 51,6 67,5 61,7 74,0 76,3 89,4 83,0 77,0 72,5 77,3 66,6

Пришлось покупать лекарства на сумму менее 100 рублей 0,0 25,8 2,7 23,5 3,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Варианты ответа Челябинск - стационар противотуберк. диспанс.№6 Коркино стационар ГБ Красноармейский район стационар ЦРБ

6.11. 13.11. 20.11 27.11 20.10 31.10 11.11 18.11 21.10 7.11 14.11 21.11

Пришлось покупать лекарства на сумму от 100 до 500 рублей 6,2 3,2 0,0 0,0 3,8 0,0 0,0 0,0 15,4 0,0 9,7 9,5

Пришлось покупать лекарства на сумму от 500 до 1000 рублей 18,7 9,6 13,5 11,9 ПД 15,8 7,0 8,5 7,6 20,7 9,7 11,9

Пришлось покупать лекарства на сумму от 1000 до 5000 рублей 12,7 9,8 16,3 0,0 7,4 5,3 3,6 8,5 0,0 6,9 3,3 7,1

Пришлось покупать лекарства на сумму более 5000 рублей 6,2 0,0 0,0 2,9 0,0 2,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 4,9

Итак, результаты пилотажного исследования свидетельствуют о том, что современное состояние системы здравоохранения в целом положительно воспринимается пациентами изучаемых учреждений, которые непосредственно пользуется медицинскими услугами. Как поликлиническая помощь, так и лечение в стационаре вызывают у большинства респондентов удовлетворительные оценки. Такое отношение во многом можно назвать результатом тех преобразований, которые в последние годы проводятся в сфере здравоохранения. Это и обновление материальнотехнической базы, и повышение доступности, расширение видов медицинской помощи, и укрепление кадрового состава работников медицинских учреждений. Постепенно их начинают чувствовать на себе сами пациенты. Челябинские респонденты в этом плане более требовательны, пациенты медучреждений двух других территорий настроено более лояльно.

Но это, безусловно, только первые позитивные сдвиги, которые нуждаются в дальнейшем развитии. По-прежнему много болевых точек и узких мест, которые часто мешают людям получить качественную помощь. Особенно чувствительны они в больницах малых городов и сельских территорий, которые имеют меньшие возможности для существенного прорыва. Если три года назад на первом месте в здравоохранении были проблемы финансирования и дефицита кадров, то теперь приоритеты поменялись, финансовая и материальная обеспеченность системы заметно повысилась. На первый план вышел показатель качества оказания медицинских услуг и удовлетворенности населения медицинской помощью, которая снижается зачастую из-за таких проблем как недостаточная доступность для жителей отдельных видов услуг больниц и поликлиник, в том числе приемов узких специалистов; низкий уровень технической оснащенности больниц; недостаточное обеспечение лекарствами; отсутствие комфортных условий получения медпомощи.

Актуальным остается такое направление работы, как повышение качества и доступности медицинской помощи для жителей села, в том числе путем развития сети пунктов общеврачебной практики, распространения деятельности семейных врачей. Кроме того, вопрос о повышении уровня квалификации персонала также является очень значимым. Его важность возрастает в связи с повсеместным обновлением медоборудования, работа с которым требует более высокой профессиональной подготовки специалистов.

Распространенность принципа платности также является существенным фактором, снижающим доступность медицинских услуг для населения. В частности, предварительные результаты исследования показывают, что в челябинском противотуберкулезном диспансере платить за те или иные этапы лечения приходится гораздо чаще, чем в больницах и поликлиниках Коркино и Красноармейского района. По большей части такая плата является официальной, однако нередко бывают и противоположные случаи.

Таким образом, на фоне общей удовлетворительной картины, которая насколько это возможно в рамках первичного исследования сложилась на сегодняшний день, нерешенных вопросов функционирования отрасли здравоохранения остается достаточно. Их решение необходимо продолжать, в том числе через такой механизм как нацпроект «Здоровье», с целью вывести систему оказания медицинской помощи населению на более высокий, современный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.