А.Е. ЯКОВЛЕВ, Е.П. МИТРОФАНОВ
МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ
Ключевые слова: мониторинг, инвестиции, инвестор, автоматизированная система прогнозирования, проектное финансирование.
Рассмотрены проблемы инвестиций в топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны. Для решения вопросов инвестиций в ТЭК необходимо создать государственную систему долго-, средне- и краткосрочного планирования в отрасли, разработать автоматизированные системы многовариантного прогнозирования развития.
A.E. JAKOVLEV, E.P. MITROFANOV MONITORING OF INVESTMENTS IN FUEL AND ENERGY COMPLEX OF COUNTRY
We consider the problem of investment in the fuel and energy complex country. To address issues investment in the fuel and energy complex need to create a state system of long-, medium-and short-term planning in the industry, develop automated systems of multi-variant forecasting development.
Необходимость преодоления негативных тенденций, изменившиеся макроэкономические показатели и условия функционирования российской экономики, проблемы глобальной энергетической безопасности, растущая роль государства в его взаимоотношениях с бизнесом в развитии ТЭК в рамках государственно-частного партнерства, согласование региональной энергетической политики со стратегическими приоритетами развития субъектов Российской Федерации требуют пересмотра основных положений энергостратегии, создания в рамках новой редакции стратегии механизма мониторинга и корректировки показателей в соответствии с вызовами времени.
Топливно-энергетический комплекс по определению остается локомотивом социально-экономического развития страны: на его долю приходится около 30% ВВП, свыше 60% валютных поступлений России и более половины объема налоговых платежей страны.
Все более настораживает отставание прироста разведанных запасов углеводородного сырья от объемов их добычи. Не в полной мере используется ключевой механизм обеспечения энергетической безопасности страны - адекватные прогнозируемому спросу инвестиции в топливно-энергетический комплекс. И это при крайне высокой степени износа основных производственных фондов в ТЭК, падающей добыче на основных разрабатываемых месторождениях, особенно газа, и опережающих темпах экономического развития страны. Российская экономика по-прежнему остается энергорасточительной - только прямые потери энергоресурсов при добыче, транспортировке, переработке и потреблении достигают 30-40%.
Сложившиеся к настоящему времени основные отклонения от прогнозных оценок Энергостратегии-2020 формируют совершенно новую ситуацию и в ТЭК, и в отечественной экономике в целом. Реалии требуют учета при формировании новых прогнозов, уточнения положений энергетической политики и механизмов ее реализации на более длительную перспективу.
Необходимо создать государственную систему долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования в тЭк, ускорить формирование нормативноправовой базы развития всего топливно-энергетического комплекса страны, разработки и принятия технических регламентов [5].
Не последнюю роль в развитии ТЭК играют автоматизированные системы, в частности системы многовариантного краткосрочного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса России. Регулирование в области то-
пливно-энергетического комплекса Российской Федерации осуществляет департамент топливно-энергетического комплекса, который использует в работе огромные массивы информации и большое число показателей, характеризующих состояние топливно-энергетического комплекса. Все это исключает возможность оперативного мониторинга тенденций развития ТЭК и усложняет работу специалистов Минпромэнерго России. Решению этой проблемы помогло создание единой программно-технологической системы для интеграции различных информационных ресурсов и модельных комплексов прогнозирования ситуации в энергетическом секторе.
Автоматизированная система многовариантного краткосрочного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса России обеспечивает выполнение следующих функций: хранение, ведение и обработку данных; моделирование и прогнозирование; мониторинг и анализ.
В результате внедрения системы было создано хранилище данных по основным показателям функционирования топливно-энергетического комплекса, разработана методика и комплекс моделей многовариантного краткосрочного прогнозирования развития ТЭК России [1].
Говоря об автоматизированных системах, хотелось бы выделить вопрос экономического эффекта от внедрения системы мониторинга поставки, переработки, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Преобразования ТЭК требуют масштабных государственных инвестиций. Использование бюджетных средств предполагает необходимость определения прогнозных значений эффекта от проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и разработку модели измерения эффекта.
Поскольку использование бюджетных средств должно быть обосновано, перед началом финансирования изменений информационного пространства ТЭК администрации субъекта федерации необходимо определить экономическую эффективность этих изменений. Это предполагает предварительное проведение расчета эффекта от внедрения системы мониторинга.
Модель содержит четыре основных блока расчетов: определение стоимости топливно-энергетических ресурсов; расчет эффективности внедрения проектов, тождественных мероприятиям системы мониторинга; расчет прогнозных значений потребление ТЭР после внедрения системы мониторинга; оценка влияния на доходы и расходы изменений потребления ТЭР [4].
К сожалению, инвестиционная привлекательность нашей страны не в автоматизированных системах, а в ТЭК. Рассмотрим иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока и Забайкалья, региона для которого характерно современное развитие ТЭК. В 2005 г. иностранные компании вложили в российскую экономику 53,7 млрд долл., превысив показатель 2004 г. на 32,4%. Доля Дальнего Востока и Забайкалья в общем объеме иностранных инвестиций, вложенных в Российскую Федерацию в 2005 г., составила около 11% (рис.1).
В отраслевом распределении иностранных инвестиций на Востоке России основной объем средств вкладывается в топливно-энергетический комплекс -3934,85 млн долл., или 67% общего объема (рис.2).
Динамика привлечения иностранных инвестиций определяется, главным образом, ходом работ по реализации нефтегазовых проектов в Сахалинской области, на долю которой приходится 80% всех инвестиций (4861,6 млн долл.). Положительным моментом является участие предприятий и организаций регионов Востока России в открытых конкурсах на размещение заказов для реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Крупнейшим инвестором территорий Востока России стали Нидерланды, вложившие 3797,4 млн долл. в АО «Сахалин Энерджи» - оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2». Второй страной по объему инвестированного капитала стали Багамские острова - 725,8 млн долл.
е«ю
5CW
4000
ЗООТ
2SW
1000
№».1
5113Д >
2947,1
549V4 747>° 1200#
2000
£001
2002
2000
2004
2007
Рис. 1. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, млн долл. [2]
Рис. 2. Поступление иностранных инвестиций в 2005 г. в разрезе отраслей [2]
Если в первой половине 1990-х годов иностранные инвестиции концентрировались в сфере торговли и услуг, то в последние годы наблюдалась тенденция привлечения иностранного капитала в производственный сектор. В 2005 г. уже 80% иностранных инвестиций вложено в развитие промышленности: топливноэнергетический комплекс, горнодобывающую и лесную промышленность [2].
В мировой практике для реализации масштабных и капиталоемких проектов уже несколько десятилетий активно используется проектное финансирование. Одним из основных направлений применения проектного финансирования в мире является организация финансирования проектов именно в сфере ТЭК*. Российские компании, постепенно интегрируясь в мировое экономическое пространство, неизбежно сталкиваются с потребностью в реализации проектов, аналогичных по своей сложности и масштабности проектам, осуществляемым их конкурентами на мировых рынках. Проектное финансирование становится потенциально все более востребованным и необходимым в России, и поэтому возможность полноценного применения проектного финансирования сущест-
* По данным множества источников, например, Project Financing, P. Nevitt and F.Fabozzi; Project financing. Asset-based financial engineering., J.D. Fiinerty; Принципы корпоративных финансов, Р. Брейли, С. Майерс и др.
венна для развития российских компаний, а в конечном счете и для развития экономики страны.
Масштабность и сложность подобных проектов обусловлены несколькими факторами: значительным размером инвестиций, который мог быть аккумулирован только при участии большого количества инвесторов; опробованием совершенно новых технологий, не имевших ранее прецедентов использования; большим количеством сторон, вовлеченных в процесс реализации проекта; значительным количеством различных видов и типов рисков; высокой организационной сложностью проекта в целом.
Проектное финансирование распределяет риски и прибыль от участия в инвестиционном проекте более эффективно, чем традиционное финансирование. Но важно понимать, что возможность использования проектного финансирования не означает необходимость его использования автоматически. Окончательному выбору способа финансирования проекта должен предшествовать предварительный сравнительный анализ всех возможных способов финансирования. Подобный анализ позволяет определить наиболее оптимальный способ финансирования.
В то же время следует отметить, что содержание и особенности инвестиционного проекта во многом предопределяют возможные способы его финансирования. В отношении некоторых проектов использование механизма проектного финансирования фактически предопределено.
Следует отметить, что ежегодно в мире с помощью проектного финансирования реализуется инвестиционных проектов более чем на 100 млрд долл. США (по разным оценкам от 100 до 300 млрд долл.). Существуют категории проектов, которые реализуется практически исключительно за счет проектного финансирования.
Наиболее успешным российским проектом, осуществленным при помощи проектного финансирования, является проект «Голубой поток». На фоне других проектов «Голубой поток» выделяется более высокой степенью технологической и организационной сложности и значительным количеством частных и государственных компаний из разных стран, задействованных в проекте. Отличительной чертой проекта является участие сразу трех экспортных агентств и государственной компании иностранных государств, гарантировавших риски инвестирования в данный проект.
Расширение возможностей использования проектного финансирования находится в плоскости использования иностранных источников капитала. Только задействование иностранных источников капитала поможет компенсировать ограниченные возможности российской финансовой системы.
Оптимальное, с точки зрения субъекта, принимающего решения об инвестировании, соотношение риск-доходность является базовой категорией, находящейся в основе принятия решения об инвестировании средств. Поэтому, стремясь подходить системно, можно сформулировать следующее: снижение рисков инвестирования, повышение доходности инвестирования и сочетание обоих этих факторов будут способствовать улучшению соотношения риск-доходность при инвестировании в топливно-энергетический комплекс России на условиях проектного финансирования, а следовательно, использованию иностранных источников капитала.
Очень важно, чтобы любой субъект, принимающий решения об инвестировании средств за счет какого-либо иностранного источника капитала, имел свое собственное представление об оптимальности соотношения риск-доходность в зависимости от разных факторов. При этом оптимальность соотношения может
периодически меняться. Многообразие иностранных источников капитала и, соответственно, многообразие меняющихся оптимальных соотношений риск-доходность приводит к пониманию того, что эффективнее ориентироваться на постоянный процесс улучшения соотношения риск-доходность, чем на некое фиксированное соотношение риск-доходность, каким-то образом формализованное в цифровом виде.
России необходимо проектное финансирование прежде всего для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в ТЭК. Это вызвано различными причинами и, в частности, необходимостью разрабатывать месторождения углеводородов во все более экстремальных природных условиях (шельф Арктики). Без реализации этих проектов не удастся поддержать рост ВВП страны энергоресурсами.
Проектное финансирование можно делать в России и сегодня. Это подтверждают успешные примеры. Однако если принять во внимание прогнозируемые потребности в использовании проектного финансирования (для обеспечения энергоресурсами экономики) и сопоставить их с возможностями по организации проектного финансирования, то становится видна дисбалансированность потребностей и возможностей [3].
Существуют способы, которые позволят устранить дисбаланс между потребностями и возможностями использования проектного финансирования, что в конечном счете внесет свой вклад в рост конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса в долгосрочном периоде, а следовательно, и всей российской экономики.
Литература
1. Автоматизированная система многовариантного краткосрочного прогнозирования развития топливноэнергетического комплекса России // Материалы сайта компании Прогноз. Информационно-аналитические системы и системы поддержки принятия решений. http://www.prognoz.ru/ru/clients_projects_minprom.php.
2. Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году // Материалы сайта Межрегиональной Ассоциации Экономического взаимодействия Субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье». http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/fecon_inv.htm.
3. Нестеренко Р.Б. Проектное финансирование. Опыт и перспективы применения в РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Р.Б. Нестеренко. М., 2006.
4. Проект по определению экономического эффекта от внедрения системы мониторинга поставки, переработки, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов и услуг ЖКХ Красноярского края // Материалы сайта Группы консультационных компаний «Бона Фиде Финанс». http://www.bonafide.ru/practice/detail.php?ID=1104#.
5. Энергетическая стратегия России нуждается в совершенствовании // Новости Федерации. Рубрика: Экономика, Совет Федерации, тЭк от 13.12.2006: http://www.regions.ru/news/2036800/.
ЯКОВЛЕВ АНАТОЛИЙ ЕГОРОВИЧ родился в 1953 г. Окончил Казанский государственный университет. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета. Область научных интересов - развитие региональных социальноэкономических систем. Автор 160 научных работ, из них 7 монографий, 7 учебных пособий.
МИТРОФАНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ родился в 1979 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем Чувашского университета. Автор 30 научных работ.