М. В. Чараева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТЭК РОССИИ Аннотация
Поиск дополнительных форм финансирования инвестиционной деятельности является важной проблемой ТЭК России. В статье исследуются возможности использования проектного финансирования в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. При этом одним из основных направлений применения проектного финансирования в мире является организация финансирования проектов в ТЭК. Автор приходит к выводу, что проектное финансирование целесообразно использовать для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в ТЭК России. Без реализации этих проектов не удастся поддержать рост ВВП страны энергоресурсами.
Annotation
Search of additional forms of financing of investment activity is an important problem of thermal power station of Russia. In article possibilities of use of design financing in the conditions of the limited investment resources are investigated. Thus one of the basic directions of application of design financing in the world is the organization of financing of projects in thermal power station. The author comes to a conclusion that design financing is expedient for using for realization of large-scale investment projects in thermal power station of Russia. Without realization of these projects it will not be possible to support growth of gross national product of the country by power resources.
Ключевые слова
Проектное финансирование, ограничение регресса, проектная компания, заёмные средства, топливно-энергетический комплекс
Key word
Design financing, recourse restriction, the design company, extra means, fuel and energy complex
2011 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Разнообразие инвестиционных потребностей российской экономики приводит к развитию новых форм финансирования инвестиционных проектов и программ, в том числе и проектного финансирования.
В российских условиях дефицита инвестиционных ресурсов поиск дополнительных форм финансирования является достаточно важной проблемой. В связи с этим особое значение приобретает исследование инструментария проектного финансирования и возможности его практического применения в российской практике.
Проектное финансирование можно трактовать как финансирование инвестиционных расходов хозяйственной единицы (проектной компании), которая сама оплачивает производственные расходы и осуществляет платежи в погашение долгосрочного долгового обязательства по привлеченным средствам и при котором кредиторы для начисления процентов и возврата привлеченных средств ориентируются прежде всего на ожидаемые избытки ликвидности и запланированные доходы проекта.
Суть проектного финансирования может быть выражена посредством двух его базовых характерных черт:
• ограничения регресса -финансирование базируется на активах, будущих денежных потоках и кредитных рисках самого проекта, а не компаний, владеющих активами проекта;
• создания проектной компании - средства выделяются созданному исключительно для данного проекта предприятию специального назначения, деятельность которого направлена только на осуществление проекта.
Отличительной чертой проектного финансирования является возможность привлечения к реализации проекта широкого круга участников (инвесторов, производителей оборудования, консалтинговых, лизинговых, страховых и финансовых компаний, подряд-
ных и государственных организаций), которые, как правило, связаны между собой сложными, многосторонними договорными отношениями. Экономическая цель участников - реализовать проект в заданные сроки в пределах согласованного бюджета и в соответствии с утвержденной спецификацией и получить доход.
Основными институтами, организующими инвестиции на условиях проектного финансирования, являются корпорации (реализующие собственные проекты) и стратегические инвесторы (вкладывающие средства в проекты своей отраслевой и региональной ориентации с возможностью последующего поглощения проекта).
Актуальность проектного финансирования возрастает за счёт возможности максимально реализовать интересы участников в рамках конкретного проекта:
• инвесторы, участвующие в проектном финансировании, изначально ориентированы на принятие более высоких рисков по проекту;
• традиционные долговые инструменты в рамках проектного финансирования трансформируются в «связанные» кредиты, инфраструктурные облигации;
• взаимоотношение всех участников проекта в рамках системы контрактов позволяет снизить риски и повысить заинтересованность всех участников в успешной реализации;
• в отсутствие рынка мощности механизм проектного финансирования с привлечением к участию крупнейших потребителей гарантирует достаточный подтверждённый объём спроса по цене, устанавливаемой в рамках соглашения.
Основными признаками проектного финансирования являются:
• наличие самостоятельного в правовом и экономическом смысле проектного общества в качестве носите-
ля проекта со своими доходами - источником возврата инвестиционных ресурсов;
• соразмерное распределение рисков среди всех участников проекта: поставщиков оборудования, кредиторов, покупателей, акционеров проектного общества;
• адекватная обеспеченность собственным капиталом проектного общества за счет акционеров, инвесторов и спонсоров;
• наличие детально проработанного бизнес-плана с пакетом экспертиз, проведенных компаниями, заключения которых признаются инвестором;
• достаточная сумма поступлений (савЬ-йо’) на весь период привлечения ресурсов у хозяйственной единицы для покрытия производственных расходов, а также для обслуживания долговых обязательств в отношении кредиторов;
• наличие у соискателя инвестиций преимущественных прав выкупа акций инвестора после возврата ему всего объема инвестиций и интереса;
• недостаточное обеспечение обязательств по кредиту государственными платёжными гарантиями (за исключением гарантий на случай выхода из строя и других гарантий по взятым обязательствам, например, в рамках договоров на покупку продукции);
• ограничение ответственности или освобождение от ответственности частных инвесторов после готовности и запуска проекта.
Проектное финансирование неразрывно связано с использованием заемных средств по своей сути. Поэтому доступность заемных средств является необходимым условием реализации любого инвестиционного проекта с использованием проектного финансирования. Под доступностью имеется в виду, что для реализации любого отдельно
рассматриваемого инвестиционного проекта заемные средства могут быть привлечены в необходимом объеме, на необходимый срок и под адекватную процентную ставку.
В качестве потенциальных источников заемных средств, которые могли бы быть привлечены на длительный срок для реализации инвестиционных проектов в рамках проектного финансирования, являются:
- возможности использования российского банковского сектора;
- размещение облигационных займов;
-синдицированное кредитование иностранными банками российских компаний корпоративного сектора, а также размещение кредитных нот.
Говоря о теоретически возможных размерах заемных средств, необходимо упомянуть, что специалисты оценивают степень вовлеченности российских банков в проектное финансирование как слабую.
Буркова А.Ю.1 приводит возможные объяснения недостаточного участия банков в проектах:
^ - недостаточное количество и уровень специалистов по проектному анализу в российских банках;
> - слишком высокий уровень политического риска, слабая защищенность инвестора;
^ - проектное финансирование - наиболее долгосрочное из всех ныне существующих, и банки не вполне готовы к работе с "длинными деньгами";
^ - часть проектов осуществляется с участием оффшоров, поэтому банк не всегда может контролировать потоки проекта;
^ - юридические вопросы, связанные с концепцией ограниченного регресса на заемщика. В российской научной лите-
1 Буркова А.Ю. Проектное финансирование: регулирование и документарная практика// Инвестиционный банкинг. - 2007.- N 2.
ратуре указывается, что один из принципов кредитного договора - это его возвратность, поэтому есть большой риск, что российские суды признают положения об ограниченном регрессе или сам кредитный договор недействительными;
^ - юридические проблемы с договором акционеров, так как он не может содержать положения, которые противоречат российскому корпоративному праву;
^ - юридические вопросы по созданию обеспечения по проектному финансированию. Российское законодательство разрешает залог вещественных и имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем (ст. 340 Гражданского кодекса Российской Федерации), и поручительство на будущее (ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации), что необходимо при проектном финансировании, однако общий подход, принятый в российской судебной практике, таков, что даже при обеспечении обязательства, которое возникнет в будущем, в договоре об обеспечении должно быть идентифицировано это будущее основное обязательство, что на самом деле практически невозможно при проектном финансировании.
Проблемы при осуществлении проектного финансирования возникают вследствие сложности и множественности экономических и правовых отношений, возникающих между участниками проекта, чувствительности проекта к изменениям окружающей экономической, политической и правовой среды, то есть вследствие большого количества различных рисков, а также вследствие уникальности каждого проекта.
Основные тенденции развития проектного финансирования определяются конкуренцией между крупными транснациональными банками и разнообразными потребностями в капиталовложениях. Преобладающей тенденцией развития проектного финансирования в
промышленно развитых странах Запада является использование всего разнообразия источников и методов финансирования инвестиционных проектов. При уменьшении необходимости в страховании политических рисков и повышении уровня приемлемости странового (российского) риска для инвесторов проекты всё в большей степени финансируются одновременно из нескольких источников с использованием нескольких инвестиционных технологий.
Необходимо отметить, что одним из основных направлений применения проектного финансирования в мире является организация финансирования проектов в ТЭК. Таким образом, перспективы развития проектного финансирования в ТЭК РФ являются актуальным предметом исследования.
Топливно-энергетический ком-
плекс занимает доминирующее положение в экономике нашей страны. Комплексом обеспечивается около четверти производства валового внутреннего продукта, треть объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России. В экспертном сообществе были сформулированы факторы, которые оказывают воздействие на процесс развития проектного финансирования, и направленность воздействия данных факторов.
Важнейшим сдерживающим фактором является несовершенное российское законодательство. Все без исключения эксперты отметили, что ограниченный опыт применения проектного финансирования в России во многом обусловлен влиянием именно данного фактора.
Несовершенство законодательства имеет самые различные проявления.
В качестве примера можно привести российское законодательство о залоге, которое не обеспечивает достаточной защиты прав кредиторов, выдавших средства под обеспечение, и ограничивает возможности структуриро-
вания проекта. В частности, процесс обращения взыскания на заложенное имущество растянут во времени и достаточно сложен, поскольку закон предусматривает продажу заложенного имущества на открытом аукционе. Залог денежных средств невозможен. Порядок передачи в залог некоторых видов активов, например, прав требования или недвижимости (в особенности объектов незавершенного строительства), и обращения взыскания на такие активы весьма запутаны, причем выбор зарубежного законодательства как применимого к договорам о залоге недвижимости невозможен.
В качестве другого примера можно привести норму действующей редакции Закона «О недрах». В соответствии с данной нормой разрешен досрочный отзыв, приостановление или ограничение лицензии на право пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. При этом ни данный закон, ни какой-либо иной нормативный документ не определяет ни перечень самих существенных условий, ни механизм определения нарушения существенных условий. В результате увеличивается неопределенность, а, значит, риски инвестирования в проект, в том числе и на условиях проектного финансирования.
Во-вторых, в качестве фактора, сдерживающего развитие использования проектного финансирования, экспертами была отмечена ограниченность внутренних источников финансирования. Здесь важна даже не столько сама ограниченность, сколько как следствие этой ограниченности - необходимость экспортной ориентации проекта. Внут-рироссийские источники долгосрочных денежных ресурсов, по мнению экспертов, недостаточны, поэтому реальным источником долгосрочного заемного капитала являются международные финансовые рынки. Это приводит к тому,
что доходы проектной компании также должны быть номинированы в иностранной валюте для минимизации валютного риска, иными словами, проект должен быть экспортоориентированным.
Следующим, третьим, сдерживающим фактором является важность проектов экспорта углеводородов для государства. С учетом огромных российских запасов и ограниченного, хотя и немалого, объема внутреннего рынка, ориентированные на экспорт проекты могут иметь стратегическое значение для России, так как они помогают извлекать выгоду за счет природных ресурсов, внутренний спрос на которые ограничен. Кроме того, экспорт нефти и газа традиционно является основной статьей валютных поступлений в экономику страны.
Возможность экспортировать добытое сырье - важнейшее условие успеха любого проекта в нефтегазовом секторе. Однако такая возможность является объектом непрозрачного регулирования доступа к транспортной инфраструктуре и соответственно подвержена риску того, что продукция может «не дойти» до конечного покупателя. Проекты строительства трубопроводов также подвержены нормативным и политическим рискам, поскольку начало реализации и структура таких проектов во многом зависят от политического консенсуса между частными нефтяными компаниями и правительством.
Тот факт, что, согласно российскому законодательству, магистральные трубопроводы имеют статус естественной монополии, дополнительно повышает уровни рисков регулирования и политических рисков. Тарифы подлежат государственному регулированию. К тому же оператор магистрального трубопровода обязан обеспечивать всем экспортерам нефти равный доступ к транспортным мощностям, независимо
от объемов капиталовложений в строительство трубопровода.
Важность подобных проектов для государства и государственной политики в конечном счете приводит к усложнению их реализации, поскольку как минимум требуется большее количество согласований интересов сторон, в том числе и государства.
Четвертый фактор, мощная ресурсная база нашей страны, оказывает уже не сдерживающее, а стимулирующее воздействие на использование проектного финансирования в топливноэнергетическом комплексе России.
Россия обладает значительными запасами нефти, газа. По запасам нефти Россия уступает только странам Ближнего Востока и Венесуэле, а по запасам газа занимает 1-е место в мире . До сих пор нефтяные компании работали лишь в некоторых ключевых районах, в частности, в Западной Сибири и на Урале, в то время как огромные территории Сахалинского и Арктического шельфов, Тимано-Печорского бассейна и Восточной Сибири пока остаются неразведанными и неразработанными.
Опыт применения в РФ проектного финансирования показывает «ограниченность источников информации по проектам, реализованным в России и использовавшим проектное финансиро-вание»3. Данные по таким проектам присутствуют только в коммерческих информационных базах, отслеживающих, в том числе, и проекты, реализуемые через применение проектного финансирования по всему миру.
На основании информации, содержащейся в указанных информационных базах, могут быть выделены четыре проекта, реализованных или находящихся в процессе реализации на тер-
2 www.eia.doe.gov
3
Нестеренко Р.Б. Автореферат диссертационного исследования «Проектное финансирование. Опыт и перспективы применения в РФ». - МГУ им. М.В.Ломоносова.- 2006.
ритории нашей страны, содержание которых наиболее полно соответствует определению проектного финансирования, а именно: «Голубой поток», «Сахалин-2», «СеверТЭК» и «Соник Дуо».
Наиболее успешным российским проектом, осуществленным при помощи проектного финансирования, является проект «Голубой поток» - строительство газопровода Россия-Турция, уникального газотранспортного сооружения, не имеющего аналогов в мире. Сооружение «Голубого потока» открыло новую страницу в истории развития современных газотранспортных технологий. Многие специалисты за рубежом сомневались в самой возможности строительства газопровода на глубинах до 2 150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.
На фоне других проектов «Голубой поток» выделяется как более высокой степенью технологической и организационной сложности, так и значительным количеством частных и государственных компаний из разных стран, задействованных в проекте. Отличительной чертой проекта является участие сразу трех экспортных агентств и государственной компании иностранных государств, гарантировавших риски инвестирования в данный проект.
Общая стоимость газопровода «Голубой поток» составляет 3,2 млрд. долл., в том числе 1,7 млрд. дол. США на строительство морского участка и КС «Береговая».
Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания «ЭНИ», которая имеет большой опыт строительства морских газопроводов и располагает крупнейшим в мире трубоукладочным флотом.
Для реализации проекта ОАО «Газпром» и «ЭНИ» зарегистрировали в Нидерландах на паритетных началах российско-итальянскую компанию специального назначения «Блю стрим пай-
плаин компани Б. В.». Сейчас эта компания выступает владельцем морского участка газопровода, включая КС «Береговая». Для реализации проекта ОАО «Газпром» совместно с «Блю стрим пайплаин компани Б. В.» подписали кредитное соглашение на сумму 1,13 млрд. дол. США с банковским консорциумом, в который вошли «Банка Ком-мерчиале Итальана», «Медиокредито Чентрале» и «Вейстдойче Ландесбанк Жироцентрале».
Для строительства газопровода были также привлечены кредиты на сумму 627 млн. дол. США от Японского банка для Международного сотрудничества (ДжиБИК) и банковского консорциума, возглавляемого банком ФУДЖИ при участии японской страховой компании НЕКСИ/МИТИ.
Общая сумма привлеченных ОАО «Газпром» кредитов составляет 1,7 млрд. дол. США, что обеспечивает долю финансирования ОАО «Газпром» как по морской части проекта, так и частично по сухопутной части проекта. Часть финансирования морской части проекта «Голубой поток» оплачена за счет взносов спонсоров проекта ОАО «Газпром» и СНАМ С.п.А., а также кредита на сумму 866 млн. дол. США, привлеченного под гарантию СНАМ С.п.А. Оставшаяся часть финансирования сухопутной части проекта осуществлена ОАО «Газпром» за счет собственных средств и за счет других долговых ресурсов. В частности, в декабре 2000 года ОАО «Газпром» привлекло на эти цели среднесрочный кредит на сумму 250 млн. евро от консорциума международных банков во главе с «Хюпофе-райнц Банк АГ».
Привлечение этих средств «Газпром» осуществлял в условиях резкого снижения инвестиционного рейтинга российских компаний. Авторитетным изданием “The project finance magazine” финансовая схема по привлечению ОАО «Газпром» средств под проект бы-
ла признана в 2000 году «сделкой го-
4
да».
Таким образом, результаты анализа позволили выявить следующие особенности применения проектного финансирования в нашей стране.
Во-первых, российский опыт применения проектного финансирования является ограниченным.
Во-вторых, из всех отраслей топливно-энергетического комплекса нашей страны механизм проектного финансирования на практике опробован только в нефтяной и газовой отраслях.
В-третьих, инициаторы каждого проекта привлекали к участию международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация, а также национальные экспортные агентства. Причем, как следует из описания проектов, данные институты привлекались для снижения страновых рисков и рисков государственного регулирования.
В-четвертых, подготовительная работа по рассмотренным проектам завершена, и сами проекты находятся в стадии функционирования. Поэтому следует констатировать, что каких-либо непреодолимых препятствий для реализации проектов через проектное финансирование в России не существует.
В-пятых, только один из проектов, относящихся к нефтегазовому сектору, «Сахалин-2» реализовывался на основе Соглашения о разделе продукции, что можно рассматривать как свидетельство достаточности механизма проектного финансирования, как инструмента снижения рисков проектов.
В-шестых, доходы проектных компаний по каждому из анализируемых проектов выражены в иностранной валюте, что может рассматриваться как необходимое условие осуществления
4
www.gazprom.ru
проектов с использованием проектного финансирования на текущем этапе развития экономики страны.
Тем не менее сокращение потребности использования проектного финансирования в топливно-
энергетическом комплексе России является маловероятным. Расширение возможностей использования проектного финансирования в контексте изложенного находится в плоскости использования иностранных источников капитала. Только задействование иностранных источников капитала поможет компенсировать ограниченные возможности российской финансовой системы и соответственно способствовать устранению прогнозируемой дисбалансированности.
С теоретической точки зрения оптимальное, с точки зрения субъекта, принимающего решения об инвестировании, соотношение риск/доходность является базовой категорией, находящейся в основе принятия решения об инвестировании средств. Поэтому, стремясь подходить системно, можно сформулировать следующее: снижение рисков инвестирования, повышение доходности инвестирования, а также сочетание обоих этих факторов, будут способствовать улучшению соотношения риск/доходность при инвестировании в топливно-энергетический комплекс
России на условиях проектного финансирования, а, следовательно, расширят-
ся возможности использования иностранных источников капитала.
Любой субъект, принимающий решения об инвестировании средств за счет какого-либо иностранного источника капитала, имеет свое собственное представление об оптимальности соотношения риск/доходность в зависимости от разных факторов. При этом оптимальность соотношения может периодически меняться. Многообразие иностранных источников капитала и соответственно, многообразие меняющихся оптимальных соотношений риск/доходность приводят к пониманию того, что эффективнее ориентироваться на постоянный процесс улучшения соотношения риск / доходность, чем на некое фиксированное соотношение риск/доходность, каким-то образом
формализованное в цифровом виде.
Следует отметить, что устранение дисбалансированности потребностей и возможностей использования проектного финансирования важно для обеспечения энергоресурсами роста валового внутреннего продукта нашей страны. Следовательно, развитие проектного финансирования целесообразно осуществлять и в электроэнергетике как базовой отрасли реализации экономического развития страны.
Типовая схема взаимоотношений участников проекта в электроэнергетике представлена на рис. 1.
Рис. 1. Типовая схема взаимоотношений участников проекта в электроэнергетике.
ББЛ - долгосрочный контракт на поставку топлива;
БЛ - акционерное соглашение;
ЬЛ - кредитный договор:
СА - договор оказания консультационных услуг;
ОЛ, ЬЛ - гарантия, кредитный договор; О&МС - долгосрочный контракт на эксплуатацию и техническое обслуживание;
ЕРС - контракт на поставку и сборку оборудования;
РРА - долгосрочный контракт на поставку электроэнергии.
К основным критериям успешной реализации проектного финансирования в электроэнергетике относятся:
• возможность выделения активов в специальную компанию. Подавляющее большинство проектов в теплогенера-ции связано с реконструкцией, модернизацией, расширением существующих мощностей, что позволяет инициатору
проекта вносить в капитал создаваемого предприятия имеющиеся активы;
• доля собственных средств 30-40%. В международной практике доля собственных средств может составлять от 10% до 50% в зависимости от уровня рисков проекта;
• гарантированные доходная и расходная части проекта. Заключение долгосрочных договоров с потребителями предполагает гарантированный объём поставляемой электроэнергии по фиксированным в контракте ценам. Заключение долгосрочных договоров с поставщиками топлива, привлечение подрядчика, который берёт на себя все обязательства по реализации проекта и несёт за них ответственность, позволяют снизить риски удорожания проекта;
• наличие дополнительных факторов, гарантирующих исполнение обязательств. Участие в проекте западных поставщиков оборудования облегчает
получение сравнительно дешёвых «связанных» кредитов. Наличие в проекте активов облегчает получение банковских гарантий и привлечение кредитов;
• тщательная проработка финансовоэкономической и инженерной документации позволяет снизить риски превышения начальной сметы и изменения параметров проекта.
Таким образом, макроэкономическая задача обеспечения страны энергоресурсами может быть решена при постоянном процессе улучшения соотношения риск/доходность при инвестировании в топливно-энергетический комплекс России и в электроэнергетику, в частности, на условиях проектного финансирования.
Необходимо отметить, что улучшение соотношения риск/доходность применительно к каждому конкретному проекту является прерогативой каждого инвестора, и действия государства никоим образом их не заменяют и не подменяют. Государство создает фундаментальные предпосылки для работы финансовых институтов, как российских, так и иностранных, действуя системно, то есть по отношению ко всем потенциально возможным инвестиционным проектам. Инвесторы же изучают каждый конкретный инвестиционный проект индивидуально, стремясь на основе заложенных государством предпосылок, то есть фактически заданного «коридора» для соотношения риск/доходность, найти инструменты, позволяющие улучшить это соотношение в свою пользу.
Как уже отмечалось, теоретически улучшение соотношения риск / доходность возможно либо за счет снижения рисков, либо за счет увеличения доходности, либо за счет сочетания обоих факторов.
На основании, имеющихся эмпирических данных о реализации инвестиционных проектов на условиях проектного финансирования в топливно-
энерге-тическом комплексе России на предмет выявления закономерностей, позволивших перейти к практической реализации данных проектов, анализа законодательства РФ на предмет выявления возможных недочетов, устранение которых приведет к положительным результатам, и мнений экспертов, может быть предложено пять возможных способов улучшения соотношения риск / доходность инвестирования в топливноэнергетический комплекс России на условиях проектного финансирования: устранение недочетов в российском законодательстве (в частности, через законодательное закрепление понятия «существенные условия лицензии», а также права обращения взыскания на заложенное имущество без процедуры проведения публичных торгов либо упрощение самой процедуры с акцентом на сокращение сроков, требуемых не ее реализацию);
создание возможностей для транспортировки добытых природных ресурсов (в частности, через предоставление доступа к трубопроводным системам ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «Транс-нефтепродукт»; законодательное разрешение строительства частных магистральных трубопроводов);
создание механизма предоставления государственных гарантий от страновых рисков (в частности, через изменение принципов и подходов работы существующего Федерального центра проектного финансирования, через более широкое использование возможностей существующего Российского банка развития или через создание нового института, одной из задач которого стало бы способствование развитию инфраструктурных объектов через механизм проектного финансирования; по аналогии, например, с Эксимбанком США);
расширение участия международных финансовых институтов;
совокупность действий, направленных на повышение странового рейтинга.
Использование указанных способов позволит устранить дисбаланс между потребностями и возможностями использования проектного финансирования, что, в конечном счете, внесет свой вклад в рост конкурентоспособности российского топливно-
энергетического комплекса, а следовательно, и всей российской экономики в долгосрочном периоде.
России необходимо проектное финансирование. Необходимо прежде всего для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в ТЭК России. Это вызвано различными причинами и, в частности, необходимостью разрабатывать месторождения углеводородов во все более экстремальных природных условиях (шельф Арктики). Без реализации этих проектов не удастся поддержать рост ВВП страны энергоресурсами.
От того, насколько значительно продвинется экономика нашей страны в направлении улучшения соотношения риск/доходность, зависит будущая сбалансированность/дисбалансированность потребностей и возможностей использования проектного финансирования в топливно-энергетическом комплексе
России, а значит, и обеспеченность
энергоресурсами экономического роста России.
Библиографический список
1.Буркова А.Ю. Проектное финансирование: регулирование и документарная практика// Инвестиционный банкинг. -2007.- N 2.
2.Нестеренко Р.Б. Автореферат диссер-
тационного исследования «Проектное финансирование. Опыт и перспективы применения в РФ». - МГУ им.
М.В. Ломоносова.- 2006.
3.Российский статистический ежегодник: Статистический сбор-
ник/Госкомстат России. - М., 2009.
4.www.eia.doe.gov
5.www.gazprom.ru
Bibliographic list
1.Burkov A.U. Project financing: regulation and documentary practice // Investment banking. - 2007. -№2.
2.Nesterenko R.B. Avtoreferat of disserta-tional research «Design financing. Experience and application prospects in the Russian Federation». - the Moscow State University of M.V.Lomonosova.- 2006.
3.The Russian statistical year-book: the Statistical collection / goskomstat of Russia. - М, 2009.
3.www.eia.doe.gov
4.www.gazprom.ru