УДК 612.66
Н. В. Чагаева, И. В. Попова, А. Н. Токарев, А. В. Кашин,
Б. А. Петров, В. А. Беляков МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
N.V. Chagaeva, I.V. Popova, A.N. Tokarev, A.V.Kashin, B.A. Petrov, V.A. Belyakov MONITORING OF CHILD PHYSICAL DEVELOPMENT
ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава
В 2009 г. была проведена оценка физического развития по основным антропометрическим показателям 1505 детей (738 мальчиков и 767 девочек), в 1994 г. - 1151 (567 мальчиков и 584 девочки) в возрасте от 3 до 7 лет.
Исследование, проведенное в динамике, позволило полнее выявить тенденции временной изменчивости особенностей физического развития детей. На основании результатов проведенного исследования были разработаны антропометрические нормативы физического развития детей.
Кроме того, результаты проведенного исследования физического развития детей показали, что в настоящее время при сохраняющихся основных закономерностях роста и развития можно говорить о процессе ретардации.
Ключевые слова: дети, антропометрические показатели, физическое развитие.
In 2009 we evaluated physical development of 1505 children according to basic anthro-pometrical parameters (738 boys and 767 girls), in 1994 we studied the same parameters in 1151children (567 boys and 584 girls) from 3 till 7 years old.
Research done in dynamics allowed better to reveal tendencies in time variability of peculiarities in child physical development. On the basis of the research results anthropometrical standards in child physical development were worked out.
Besides, the research results in child physical development showed that though main laws in growth and development remain the same, nowadays we can speak about the process of retardation.
Key words: children, anthropometrical parameters, physical development.
Введение
Физическое развитие детей является одним из основных показателей состояния здоровья. Оценка уровня физического развития в настоящее время приобретает первостепенное значение, так как во многом определяется социально-экономическими условиями и экологическим состоянием территории и, кроме того, отражает уровень жизни населения. Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социально-экономических условиях относится к числу основных проблем педиатрии на современном этапе. Своевременно проводимое динамическое наблюдение за физическим развитием растущего организма ребенка необходимо для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития и является важным диагностическим критерием. Объективная оценка уровня физического развития детей возможна лишь при наличии в каждом регионе своих, местных стандартов физического развития. Разработка стандартов физического развития является одним из приоритетных направлений гигиены
детей и подростков, а также педиатрической службы. Так как эти критерии не являются статичными во времени, рекомендуется проводить постоянную коррекцию территориальных стандартов физического развития детского населения. В связи с чем и была проведена данная научно-исследовательская работа.
Материалы и методы исследования
В 2009 г. была проведена оценка физического развития по основным антропометрическим параметрам (масса и длина тела, окружности груди и головы) у 1505 детей (738 мальчиков и 767 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящей работе использованы данные аналогичного исследования физического развития 1151 ребенка (567 мальчиков и 584 девочки) от 3 до 7 лет, проведенного на кафедре пропедевтики детских болезней Кировской государственной медицинской академии в 1994 г.
Количество мальчиков и девочек в возрастно-половых группах было примерно одинаковым. Исследования проводились поперечным методом. Для оценки физического развития детей применялась унифицированная методика антропометрических измерений. Необходимым условием антропометрии являлось соблюдение правил и техники, к которым относилось проведение измерений в строго определенных точках тела и использование стандартных инструментов. Определение соматотипа производилось согласно схеме Р.Н. Дорохова и И.И. Бахраха с выделением следующих трех сома-тотипов: микросоматического, мезосоматического и макросоматического. Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производилось согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины, массы тела, окружности груди. При сумме баллов (номеров) до 10 ребенка относили к микросоматическому типу, при сумме от 11 до 15 к мезо-соматическому типу, при сумме от 16 до 21 - к макросоматическому типу.
Определение гармоничности развития проводилось на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей или «коридоров» между любыми из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2, то развитие ребенка считается дисгармоничным, а если разность равняется 3 и более
- развитие резко дисгармоничное.
Формирование возрастно-половых групп осуществлялось по рекомендациям И.М. Воронцова и А.В. Мазурина (1986).
Результаты и их обсуждение. С трех до четырех лет прибавка массы тела составила в 1994 году у мальчиков 2,1 кг, у девочек 1,7 кг, в 2009 году -у мальчиков 1,3 кг, у девочек 1,4 кг. В период от 4 до 7 лет масса тела увеличилась у мальчиков в 1994 году на 5,9 кг, в 2009 году - на 8,8 кг. Минимальная прибавка массы тела (на 1,3 кг) у мальчиков приходилась в 1994 году на возраст от 4 до 5 лет, а в 2009 году - на возраст от 3 до 4 лет. Максимальная прибавка массы тела (4,6 кг) у мальчиков приходилась в 1994 году на 6 - 7 лет, а в 2009 году (на 3,0 кг) - на этот же возраст. У девочек от 4 до 7 лет масса тела увеличилась в 1994 году на 7,2 кг, в 2009 году на 6,8 кг. У девочек минимальная прибавка массы тела (1,5 кг) регистрировалась в 1994 году в
возрасте 4 - 5 лет, в 2009 году (1,4 кг) - в возрасте 3 - 4 лет. Максимальная прибавка массы тела (на 3,1 кг) у девочек была установлена в 1994 году в возрасте 6 - 7 лет, в 2009 году (на 2,5 кг) - в этом же возрасте (табл. 1).
Периоды замедленного роста у детей наблюдались в 1994 году с 4 до 5 лет (у мальчиков на 5,6 см, у девочек на 5,5 см); в 2009 году с 3 до 4 лет (у мальчиков на 5,6 см, у девочек на 5,5 см), с 5 до 6 лет (у девочек на 5,8 см). Периоды ускоренного роста у детей были зафиксированы в 1994 году с 3 до 4 лет (у мальчиков на 6,3 см, у девочек на 6,4 см), с 5 до 6 лет (у мальчиков на 6,7 см, у девочек на 7,0 см) и с 6 до 7 лет (у мальчиков на 9 см, у девочек на
8.1 см). В 2009 году ускорение роста отмечалось в возрасте с 4 до 5 лет (у мальчиков на 7,5 см, у девочек на 8,1 см), с 5 до 6 лет (у мальчиков на 6,9 см), с 6 до 7 лет (у мальчиков на 6,8 см, у девочек на 6,9 см). Длина тела в возрастной период с 3 до 7 лет в 1994 году у мальчиков увеличилась на 27,6 см, у девочек на 27,0 см, в 2009 году у мальчиков на 26,8 см, у девочек на
26.3 см. Длина тела в 7 лет в 1994 году составляла у мальчиков 126,7 ± 0,9 см, у девочек 125,8 ± 0,6 см, а в 2009 году у мальчиков 122,9 ± 0,4 см, у девочек
121.3 ± 0,5 см (табл. 1).
Окружность груди в возрасте с 3 до 7 лет увеличилась в 1994 году у мальчиков с 55,2 до 62 см, у девочек с 53,7 до 59,6 см, в 2009 году у мальчиков с 52,7 до 61,2 см, у девочек с 52,0 до 59,0 см. Минимальное увеличение окружности груди констатировалось в 1994 году с 4 до 5 лет у мальчиков на
0,9 см, у девочек на 0,4 см; в 2009 году с 4 до 5 лет у мальчиков на 1,1 см, с 3 до 4 лет у девочек на 0,5 см. Максимальное увеличение окружности груди (на 2,4 см) наблюдалось в 1994 году с 6 до 7 лет у мальчиков, у девочек (на
3.1 см) - с 5 до 6 лет, а в 2009 году с 6 до 7 лет у мальчиков (на 3,7 см) и у девочек (на 3,2 см) (табл. 1).
Окружность головы увеличилась в возрастной период от 3 до 7 лет в 1994 году у мальчиков на 1,5 см, у девочек на 1,5 см, в 2009 году у мальчиков на 2 см, у девочек на 3 см. Окружность головы в 7 лет составляла в 1994 году у мальчиков 52,6 ± 0,3 см, у девочек 51,7 ± 0,3 см, а в 2009 году - у мальчиков 52,9 ± 0,1 см, у девочек 52,4 ± 0,3 см (табл. 1).
При сравнительном анализе типов телосложения за пятнадцатилетний период в настоящее время выявлено увеличение числа детей с микросомати-ческим типом телосложения во всех возрастно-половых группах. Так, если в 1994 году из общего числа обследованных детей мальчики, имеющие микро-соматический тип телосложения, по возрастно-половым группам составляли от 16,5% до 24,1%, то в 2009 году от 23% до 40%, а девочки от 15,6% до 22,1% и от 22,3% до 31,7% соответственно. В то же время установлено уменьшение количества детей с мезосоматическим типом телосложения. Так, если в 1994 году из общего числа обследованных детей мальчики, имеющие мезосоматический тип телосложения составляли от 49,5% до 64,9%, то в 2009 году от 46,7% до 62,8%, а девочки от 62,9% до 71,3% и от 48,1% до 60,8% соответственно. Причем, в 2009 году шло уменьшение количества
мальчиков с мезосоматическим типом телосложения в 4, а у девочек в 5 возрастно-половых группах.
При определении гармоничности развития установлено, что по сравнению с 1994 годом в настоящее время выявлено уменьшение количества детей с гармоничным развитием. Так, в 1994 году из общего числа обследованных мальчики, имеющие гармоничное развитие, составляли от 64,2% до 77,9%, а в 2009 году от 53,3% до 68,1%, девочки - от 42,2% до 80,8% и от 39,2% до 80,7% соответственно. Установлено, что по сравнению с 1994 годом в 2009 году количество детей с гармоничным развитием у мальчиков снизилось в 5, а у девочек в 4 из 5 обследованных возрастно-половых групп. Наряду с этим была установлена тенденция к увеличению количества детей с дисгармоничным развитием. Так, если в 1994 году из общего числа обследованных мальчики, имеющие дисгармоничное развитие, составляли от 20,5% до 34,8%, то в настоящее время от 29,8% до 44,5%, девочки от 17,5% до 55,7% и от 17,6% до 58% соответственно. Причем, по сравнению с 1994 годом, во всех наблюдаемых возрастно-половых группах в 2009 году отмечалось увеличение их числа у мальчиков, а у девочек в 4 возрастно-половых группах. Установлено в настоящее время и увеличение числа детей с резко дисгармоничным развитием по сравнению с их сверстниками в 1994 г. Так, если в 1994 году мальчики, имеющие резко дисгармоничное развитие, составляли от 1,6% до 2,2%, то в 2009 году от 1,4% до 2,4%, а девочки от 1,6% до 2,1% и от 1,7% до 2,8% соответственно. Установлено, что по сравнению с 1994 годом из 5 возрастнополовых групп в 2009 году количество детей с резко дисгармоничным развитием, как у мальчиков, так и у девочек увеличилось в 4 возрастно-половых группах (табл. 2). Таким образом, в настоящее время по сравнению с 1994 годом увеличилось количество детей, имеющих микросоматический тип телосложения, дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие.
Кроме того установлено, что особенностями физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет являются:
- значительное нарастание массы тела у мальчиков и девочек, как в 1994 году, так и в 2009 году с шестилетнего возраста и максимальное нарастание длины тела, окружности грудной клетки в этот же возрастной период;
- выравнивание длины тела у мальчиков и у девочек в настоящее время происходит в более поздние сроки (в 1994 году к 4 годам, в 2009 году к 5 годам);
- масса и длина тела, окружности грудной клетки и головы у детей, обследованных в настоящее время, были ниже аналогичных показателей их сверстников, обследованных пятнадцать лет назад.
Выводы
На основании всего вышеизложенного можно сделать заключение, что благодаря мониторингу основных антропометрических параметров во всех возрастно-половых группах с 3 до 7 лет удалось провести их сравнительный анализ за пятнадцатилетний период и выявить особенности физического раз-
вития детей, проживающих в г. Кирове. Исследование, проведенное в динамике, позволило полнее выявить тенденции временной изменчивости особенностей растущего организма. Детальный анализ полученных данных позволил составить стандартные таблицы основных показателей физического развития детей, которые могут использоваться врачами для комплексной оценки состояния здоровья разных возрастно-половых групп.
Результаты проведенного исследования физического развития детей показали, что в настоящее время при сохраняющихся основных закономерностях роста и развития можно говорить о процессе ретардации. О чем свидетельствует смещение второго ростового сдвига на более поздний возрастной период.
Список литературы:
1. Давыденко Л.А. Физическое развитие школьников Волгограда // Российский педиатрический журнал. 2004. № 3. С. 52 - 54.
2. Иванников А.И, Ситникова В.П., Пашков А.Н. Динамика и тенденции физического развития детей Воронежской области // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6. № 2. С. 24 - 28.
3. Каганова Т.И., Кучумова О.В. Факторы риска задержки физического развития у детей // Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 2. С. 128 -130.
4. Козлов А.И., Вершубская Г.Г, Лисицын Д.В. Долговременные изменения антропометрических показателей детей в некоторых этнических группах РФ // Педиатрия. 2009. Т. 87. № 3. С. 63 - 66.
5. Крукович Е.В., Лучанинова В.Н., Нагирная Л.Н., Транковская Л.В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков // Педиатрия. 2004. № 6. С. 89 - 95.
6. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Методы оценки показателей физического развития детей при популяционных исследованиях // Российский педиатрический журнал. 2008 г. № 2. С. 47 - 49.
7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН. 2001.- 376 с.
8. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяционных исследованиях // Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 1. С. 26 - 28.
9. Леонов А.В., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С., Котова Н.В., Кисилева О.С., Кувшинов М.В. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода // Российский педиатрический журнал. 2004. № 3. С. 10 - 14.
Сведения об авторах:
Чагаева Наталья Викторовна - ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: [email protected].
Попова Ирина Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: pivkirov@yandex .ru.
Токарев Алексей Николаевич- кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: tan [email protected].
Кашин Александр Викторович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: [email protected].
Петров Борис Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: [email protected].
Беляков Владимир Александрович - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: [email protected].
Таблица 1
Сравнительная характеристика антропометрических показателей детей в возрасте от 3 до 7 лет
Возраст, годы Масса тела, кг Длина тела, см Окружность груди, см Окружность головы, см
1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г.
Мальчики:
3 15,40 ± 0,70 15,21 ± 0,11 99,1 ± 1,7 96,1 ± 0,2* 55,2 ± 0,8 52,7 ± 0,1* 51,1 ± 0,4 50,9 ± 0,1
4 17,50 ± 0,40 16,49 ± 0,12* 105,4 ± 1,0 101,7 ± 0,3* 56,4 ± 0,5 54,0 ± 0,1* 51,8 ± 0,3 51,2 ± 0,1
5 18,80 ± 0,70 18,53 ± 0,14 111,0 ± 1,1 109,2 ± 0,3* 57,3 ± 0,6 55,1 ± 0,2* 52,1 ± 0,4 51,4 ± 0,1
6 21,50 ± 0,50 21,04 ± 0,18 117,7 ± 0,9 116,1 ± 0,3* 59,6 ± 0,7 57,5 ± 0,2* 52,4 ± 0,3 52,4 ± 0,2
7 26,10 ± 1,10 24,00 ± 0,26* 126,7 ± 0,9 122,9 ± 0,4* 62,0 ± 0,3 61,2 ± 0,3 52,6 ± 0,3 52,9 ± 0,1
Девочки:
3 15,40 ± 0,70 14,62 ± 0,11 98,8 ± 2,1 95,0 ± 0,2* 53,7 ± 0,8 52,0 ± 0,2* 50,2 ± 0,5 49,4 ± 0,1
4 17,10 ± 0,50 16,00 ± 0,12* 105,2 ± 0,9 100,5 ± 0,4* 55,1 ± 0,6 52,5 ± 0,2* 50,6 ± 0,4 49,9 ± 0,1
5 18,60 ± 0,50 18,28 ± 0,16 110,7 ± 1,2 108,6 ± 0,3* 55,5 ± 0,6 54,3 ± 0,2* 51,1 ± 0,3 50,8 ± 0,2
6 21,20 ± 0,50 20,33 ± 0,21 117,7 ± 1,1 114,4 ± 0,4* 58,6 ± 0,6 55,8 ± 0,2* 51,6 ± 0,3 51,9 ± 0,2
7 24,30 ± 1,10 22,84 ± 0,29* 125,8 ± 0,6 121,3 ± 0,5* 59,6 ± 0,5 59,0 ± 0,3 51,7 ± 0,3 52,4 ± 0,3
*- Р < 0,05
Таблица 2
Сравнительная характеристика гармоничности развития и типов телосложения детей в возрасте от 3 до 7 лет
Возраст, годы Физическое развитие, % Тип телосложения, %
гармоничное дисгармоничное резко дисгармоничное микросоматиче- ский мезосоматиче- ский макросоматиче- ский
1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г.
Мальчики:
3 64,2 60,0 34,8 38,6 1,8 1,4 16,5 34,6* 49,5 53,9* 33,0 11,5*
4 77,9 66,7* 20,5 31,5* 1,6 1,8 23,4 40,0* 61,0 46,7* 15,6 13,3
5 66,7 53,3* 31,2 44,5* 2,1 2,2 24,1 28,3* 63,0 57,6* 12,9 14,1
6 70,1 68,1 28,1 29,8 1,8 2,1 23,9 30,4* 64,9 52,2* 11,2 17,4*
7 68,5 67,0 29,3 30,6 2,2 2,4 22,4 23,0 63,8 62,8 13,8 14,2
Девочки:
3 42,2 39,2 55,7 58,0 2,1 2,8* 15,6 30,4* 71,3 48,1* 13,1 21,5*
4 73,1 65,0* 25,3 32,8* 1,6 2,2 22,1 31,7* 67,5 51,7* 10,4 16,6*
5 80,8 65,0* 17,5 32,6* 1,7 2,4* 20,2 27,7* 64,6 60,4 15,2 11,9
6 75,0 80,7* 23,2 17,6* 1,8 1,7 21,0 28,9* 62,9 58,3 16,1 12,8
7 68,9 58,2* 29,2 39,3* 1,9 2,5* 21,6 22,3 66,3 60,8* 12,1 16,9*
*- Р < 0,05
9