УДК 7.067+737.11 ББК 85.19
DOI 10.53115/19975996_2024_04_069_073 69
О.Е. Забелина
МОНЕТА КАК ФЕНОМЕН МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА
Монета анализируется как многоаспектный артефакт и рассматривается в системе пространственных искусств, в частности, в контексте медальерного искусства. С помощью искусствоведческого анализа изучаются основные функции монет, такие как утилитарная, экономическая, охранительно-санкционирующая, политическая, религиозная, государственная и эстетическая. В качестве художественного явления монету следует охарактеризовать наличием художественного языка (включает форму, композицию, детализацию, фактуру), системы художественных образов (подобия, аллегории, символы) и символического значения. Образные системы монет соотносятся с историческими художественными стилями. Монета является носителем и посредником информации. В ней наблюдаются характерные для художественных произведений противоречия: утилитарное - эстетическое, актуальное - историческое, материал - язык. Являясь частью медальерного искусства, монета входит в область пластических искусств; функциональный и символический аспекты монеты образуют ее тесную связь с декоративно-прикладным искусством. Таким образом, монета занимает положение между этими двумя основными видами в системе пространственных искусств.
Ключевые слова:
медальерное искусство, монеты, теория искусства.
Забелина O.E. Монета как феномен медальерного искусства // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 4. - С. 69-73. -DOI 10.53115/19975996_2024_04_069_073
© Забелина Ольга Евгеньевна - соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В настоящее время монета рассматривается в качестве предмета научного знания и предмета коллекционирования. Как предмет научного изучения монеты исследуются в контексте нумизматики, археологии, этнографии, искусствознания; в основном изучаются технико-технологические особенности изготовления монет, разнообразие монетных типов, история денежного обращения. В качестве предмета коллекционирования монета является, прежде всего, инвестицией, относится к социально-экономическому статусу коллекционера, обладает функцией памяти и является причастной к исторической эпохе, а также имеет и другие социально-культурные и психологические аспекты.
Основную массу источников, связанных с изучением монет, представляют сводные каталоги музеев и аукционов, сосредоточенные на описании произведений; вторая категория - научные исследования, посвященные монетному обращению в различных регионах в разные периоды истории. Многие исследователи обращали внимание на художественный аспект в создании монет и уже во второй половине XIX в. обратились к проблеме определения места монет и медалей в пространстве искусствознания, применив термин «медальерное искусство» [14, с. 8], являющееся областью мелкой пластики и включающее
в себя не только искусство изготовления медалей, но и монет.
В обобщающих работах по истории искусства (Б.Р. Виппер, Э. Гомбрих [3, 7]), монету включают в круг художественных явлений, однако она приводится в пример больше как дополнительный иллюстративный материал. Обширный список литературы словарной статьи Брокгауза и Ефрона [20, с. 859] обращается как к нумизматическим характеристикам монетного и медальерного дела и связан с их техническими особенностями, так и к работам, рассматривающим разнообразие типов монет и медалей и посвященным изучению граверов разных европейских стран, однако практически не рассматривает художественные аспекты (Ю. Иверсен, А.Н. Оленин, А.Д. Барре). Упомянутый в статье Д.И. Прозоровский в пособии для мастеров-резчиков поднимает проблему научного изучения медальерного искусства, которое ранее ограничивалось описаниями отдельных памятников, а также проблему обучения граверов в России и Европе, убеждает в необходимости изучения ими, в курсе общей истории искусства истории конкретно медальерного искусства, относящееся к искусству ваяния [16, с. 3-4, 17]. о Исследователь приводит глубокие раз- о мышления о природе медальерного ис- е? кусства [16, с. 7-28]. о
сч сэ
СЧ
о
3 о
Несмотря на то, что монеты и медали часто объединяются исследователями в одно направление, они тем не менее обладают рядом существенных различий. Монеты появились задолго до медалей, еще в эпоху Античности. Период между началом новой эры и XVI в. характеризуется упадком медальерного искусства [14, с. 14]. Его расцвет приходится на период итальянского Возрождения и Нового времени в Европе, когда медали стали создаваться на памятные события и коллекционироваться [14, с. 17]. Сегодня собрания медалей представлены во многих художественных музеях мира. В отличие от монет, медали выполнены более тщательно и воспринимаются в отрыве от денежной и санкционирующей функций. Мастер медали обладал большей свободой творчества и мог пользоваться более разнообразными средствами художественной выразительности. Ввиду этого в специализированной научной литературе больше внимания уделяется памятным медалям, среди монет же рассматриваются в основном памятники античного периода. В качестве разновидности медальерного искусства монеты заслуживают отдельного рассмотрения. Часть исследователей утверждает, что медальерное искусство относится к виду искусства скульптуры -мелкой пластике [3, с. 99; 5, с. 70-73; 11, с. 98, 124]. Другие полагают, что границы между скульптурой, декоративно-прикладным искусством, медальерным искусством и живописью становятся весьма относительными [13, с. 323-330]. В этой связи нам представляется, что монета относится и к искусству скульптуры, и к декоративно-прикладному искусству. Целью настоящей статьи является рассмотрение монет в качестве художественного явления.
Данный художественный феномен возникает еще в эпоху Античности как разновидность художественного ремесла, в которому относились и другие виды искусства - вазопись, ваяние, живопись [14, с. 8]. По наиболее распространенной версии, первые монеты были созданы на рубеже VIII-VII вв. до н.э. на о. Эги-на в Древней Греции [9, с. 24]. В античную эпоху монеты выполняли не только денежную, но и функцию политической пропаганды, а также религиозную, символическую, эстетическую и другие, т.е. функции, свойственные медалям, которые, однако, еще не выделились в отдельный вид искусства в тот исторический период и составляли с монетами единое
целое [1, с. 94]. Искусство изготовления монет, как и другие виды художественного творчества античной эпохи, достигло высокого художественного уровня. Динамика изображений на древнегреческих монетах вписывается в рамки периодизации искусства других форм (архаика, классика и эллинизм). Нередко на монетах чеканились изображения известных скульптур древности. Именно благодаря монетным воспроизведениям сегодня мы можем реконструировать несохранивши-еся или частично сохранившиеся памятники монументального искусства. Кроме того, монетные изображения помогают современным реставраторам более достоверно восстановить древние скульптурные памятники [4, с. 173]. Не случайно с античными монетами современные ученые ассоциируют появление медальерного искусства - искусства гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки как вида пластического искусства малых форм, родственного глиптике [14, с. 8].
Как можно охарактеризовать монету?
Словарь нумизмата дает, на наш взгляд, самое полное определение монете - это «слиток металла определенной формы, веса и достоинства, служащий узаконенным средством денежного обращения; обусловленная исторически и экономически форма металлических денег со следующими существенными признаками: гарантированная способностью функционировать в качестве средства обращения; установленная номиналом, его фракции или кратного; удобной для употребления формой, устойчивой к механическим нагрузкам в процессе обращения; стандартным составом материалов, величиной, весом и соблюдением стандарта в графическом рисунке на основных частях поверхности, по меньшей мере одной из них - главной. В ходе исторического развития возникла и утвердилась как самая практичная форма круглая монета с двусторонней чеканкой» [17].
Таким образом, только в случае нанесения на поверхность слитка из металла определенного веса и размера изображения, легенды (т.е. надписи) и клейма, которые удостоверят подлинность денежного знака, он будет считаться монетой.
Монете свойственен ряд функциональных особенностей. С исторической точки зрения (археологии, нумизматики) функции монеты разделяются на сущностные, где монета является платежным сред-
ством, и прикладные функции, которые включают в себя функцию социально-культурной памяти (репрезентации власти, межкультурной коммуникации) и эстетическую функцию.
Экономический критерий выражается в основной функции монеты как средства товарно-денежного обмена, платежа и накопления. Для защиты данного средства платежа, создававшегося изначально из драгоценного металла, от посягательств на его целостность, на его поверхность наносились различные изображения [9, с. 59].
Благодаря появлению изображений монеты впоследствии обрели и другие критерии, такие как религиозная и политическая. Чаще всего «защитные» изображения бога или правителя выполняли охранительно-санкционирующую роль. С точки зрения политического критерия монета - массовое средство пропаганды, созданное в том числе и для прославления города, государства, а затем и правителя, рассчитанное практически на все слои населения [1, с. 94]. В Древней Греции на монетах встречаются изображения богов (Афины, Зевса, Аполлона и др.), в эллинистический период впервые появляются портреты реальных правителей, начиная с Александра III Македонского, традиционно представляемого в образе Геракла. По мнению одного из крупнейших отечественных нумизматов А.И. Зографа, замена изображений богов правителями шла параллельно с присвоением божественных функций последним [9, с. 59]. Таким образом, защита монет от бога переходит к обожествленному правителю, и государственная санкция заменяет религиозную [8, с. 29]. Расположенное на аверсе сопровождалось надписями. И если вначале легенды помещались на свободном месте монетного круга, то со времени Ок-тавиана Августа они стали располагаться по периметру монеты ввиду длинной титу-латуры правителя. Изображения на оборотной стороне носили опознавательный характер. Традиция портретов правителей с круговой надписью на монете закрепилась в древнеримский период и прослеживается в последующих эпохах.
Коммеморативная функция отразилась в практике выпуска монет к памятным датам. К примеру, древнеримские консекра-ционные монеты вв.н.э., создававшиеся после смерти правителя с целью его обожествления. Известна серия русских рублей, выпущенная в память о коронации Николая II в 1896 г.
Одним из важных критериев монеты является эстетический. Невозможно сказать, какое место историк искусства Адольф фон Гильдебранд отвел бы монете, в то же время хотелось бы упомянуть, что исследователь отмечает тактильное чувство в качестве формы восприятия скульптуры [6, с. 56]. Оно свойственно и монетам, которые по своей сути должны быть красивы и притягательны. Создание монеты подразумевает сложный многоэтапный процесс, в нем задействовано множество специалистов, среди которых особое место занимают мастера-резчики. Именно от них в большей степени зависит, как будет выглядеть монета; перед ними стоит ответственная задача - создать запоминающееся изображение в рамках сложившейся традиции. Мастер должен знать технологию производства монет, владеть техниками работы по металлу, обладать художественным видением, знать основы композиции; он должен уметь грамотно расставить акценты в изображении, а также должен уметь придать образу целостность, монументальность и завершенность, не перегружая его деталями, придерживаться лаконичной, и в то же время узнаваемой, линии. Особую заинтересованность в подготовке таких специалистов проявила в 1764 г. Екатерина II, которая и распорядилась основать в Академии художеств медальерный класс, просуществовавший вплоть до 1894 г. [14, с. 35].
Какие художественные категории применимы к монете?
Художественный образ как основной признак произведения искусства свойственен монете. Сначала мастер продумывает идею произведения, композиционное построение образа с учетом пожеланий монетного сеньора (заказчика). Помимо личного видения монеты в качестве государственного символа, необходимо учесть присутствие всех обязательных элементов (портрет правителя, его имя, титул, вензель и атрибуты). Следующий этап - создание мастером эскизов и вариантов. Далее утвержденное изображение переносится на штемпель, в результате этого сложного и долгого процесса изображение может дорабатываться и даже порой сильно изменяться. Техника изготовления монет оказывает влияние на создание образа, основными являются чеканка или литье.
Стили, приемы и сюжеты монет тесно связаны с другими видами искусства. Монеты следуют основной линии развития искусства. К примеру, кельтские монеты
аз О
сч сэ
СЧ
о
3 о
вписываются в рамки пластического стиля 111-1 вв. до н.э. На древнегреческих монетах часто изображали скульптурные памятники. Схожи иконографические типы портретов римских императоров на монетах, геммах и скульптурах. Византийское искусство с его характерной лаконичностью и символичностью отразилось и на монете. Как и на иконах, портретные образы представлены на монетах анфас; применяется христианская символика. Медальерное искусство и живопись были тесно связаны в эпоху Возрождения. Многие европейские скульпторы и художники XV в. были увлечены коллекционированием нумизматических памятников, а также сами создавали монеты и медали. Так, Бен-венутто Челлини, выдающийся скульптор, живописец и ювелир, занимался изучением монет и был медальером. Амброджо де Предис, ученик Леонардо да Винчи, работал в Милане на монетном дворе [21, с. 242]. Лукас Кранах Старший, являясь придворным художником, разрабатывал в том числе и монеты. Одним из наиболее известных медальеров итальянского Возрождения был Пизанелло, который подписывал свои медали: «произведение живописца Пизани» [14, с. 14]. Монеты этого периода отражают идеи гуманизма.
Художественное произведение обладает информацией, определенным текстом, который передается его создателем зрителю по художественному коммуникационному каналу [18]. Благодаря универсальным средствам выразительности художественного языка монет, послания, которые они заключают в себе, доступны для широких слоев общества.
Рассматривая монету в системе пластических искусств, стоит выделить ее характерные особенности: устойчивость иконографии, стремление к поиску лаконичных композиционных решений и форм, органичное сочетание изображения и легенды, а также разнообразный язык символики. С точки зрения семиотики монета - это знак государства, правителя, эпохи. Монеты из драгоценных металлов до эпохи Средневековья воспринимались в том числе и как оберег, а французские республиканские луидоры 1792 г. содержа-
ли на аверсе символы нового государства вместо портрета правителя. Утилитарный и символический аспекты, свойственные монетам, характерны и для декоративно-прикладного искусства.
В XX в. выходят из употребления монеты из драгоценных металлов, они замещаются бумажными деньгами. Монета теряет свои уникальные особенности. Однако сегодня дизайнерами создаются ограниченные монетные выпуски, к примеру, серии с использованием комбинированных материалов (Франции, Польша и другие страны); патриотические серии (США). В России выпускают юбилейные монеты и монеты, приуроченные к различным памятным событиям, например, к Олимпийским играм в Сочи, и т.д.
В монете, как художественном произведении, выделяется ряд противоречий:
1. Утилитарное - эстетическое.
Монета является средством обмена
и платежа, хотя в то же время приносит эстетическое удовольствие. Желая освободить монету от утилитарной функции, мастера Нового времени всё чаще обращаются к медалям. Монеты могут соответствовать высокому уровню медалей, созданных в ограниченном количестве, а могут быть выполнены с меньшей детализацией и вариативностью сюжетов ввиду своей массовости.
2. Актуальное - историческое.
Монета обладает актуальным значением в качестве платежного средства в момент ее выпуска. Однако в историческом контексте монета воспринимается как памятник культуры, становится предметом изучения и коллекционирования.
3. Материал - язык.
Набор художественных приемов монеты имеет ограничения из-за свойств материала (металла). В то же время его особенности позволяют использовать новые средства художественной выразительности.
В заключение отметим, что монеты вполне соответствуют критериям художественности, которые выявляет современное искусствознание для обособления художественных феноменов, и справедливо относятся к медальерному искусству в системе пространственных искусств.
Список литературы:
[1] [2]
[3]
[4]
Абрамзон М.Г. Римский Императорский культ в памятниках нумизматики. - Магнитогорск: МГПИ, 1993. - 196 с.
Бутковский А.П. Нумизматика, или история монет древних, средних и новых веков. - Москва: Тип. Карла Андерса, 1861. - 176 с.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: АСТ-Пресс книга, 2004. - 366 с. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. - 268 с.
[5] Волохов С.Н. Мелкая пластика. К вопросу о дефиниции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008, № 65. - С. 70-73.
[6] Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / Пер. Н.Б. Розен-фельда, В.А. Фаворского; вступ. ст. А.С. Котлярова. - Сокр. репр. изд. 1914 г. - М.: Логос, 2011. - 144 с. -[Место вып. ориг. изд. и изд-во: М.: Мусагетъ]
[7] Гомбрих Э. История искусства. - М.: Искусство XXI век, 2014. - 688 с.
[8] Гурулева В.В. Монеты от республиканского и императорского Рима к империи Ромеев // Боги на монетах. Древняя Греция, Рим, Византия: каталог выставки. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. - С. 22-48.
[9] Зограф А.Н. Античные монеты // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 16. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 262 с.
[10] Ильина Т.В. Введение в искусствознание: учебное пособие для студентов вузов. - М.: АСТ; Астрель, 2003. - 206, [2] с.: ил.
[11] Искусство медали / Косарева А.В. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vsemedali.ru/books/item/ f00/s00/z0000001/index.shtml (11.02.2024)
[12] Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
[13] Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. - СПб.: Евразия, 2010. - 221 с.
[14] Одноралов Н.В. Техника медальерного искусства: учебное пособие. - М.: Искусство, 1983. - 160 с.
[15] Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М.: Российский гуманитарный университет, 2002. - 829 с.
[16] Прозоровский Д.И. Свод сведений, относящихся до техники и истории медальерного искусства. Опыт руководства для обучающихся в медальерном классе Императорской Академии художеств. -Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1884. - 199 с.
[17] Словарь нумизмата / X. Фенглер, Г. Гироу, В. Унгер. - 1993. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.numizm.ru/html/m/moneta.html (09.02.2024).
[18] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://studfile.net/preview/5239084/ (03.03.2024).
[19] Шехтер Т.Е. Искусство как образ мира: Избранные работы по теории и истории искусства. - СПб.: СПбГУП, 2012. - 392 с.
[20] Энциклопедический словарь. Т. 18а. Малолетство - Мейшагола. - СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1896. - 958 с.
[21] Painters of reality: The Legacy of Leonardo and Caravaggio in Lombardy / A. Bayer (ed.). - NY: Metropolitan Museum of Art, 2004. - 257 p.
tu
3 О