Научная статья на тему 'МОНЕТА КАК ФЕНОМЕН МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА'

МОНЕТА КАК ФЕНОМЕН МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медальерное искусство / монеты / теория искусства / coins / medal art / theory of art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Забелина Ольга Евгеньевна

Монета анализируется как многоаспектный артефакт и рассматривается в системе пространственных искусств, в частности, в контексте медальерного искусства. С помощью искусствоведческого анализа изучаются основные функции монет, такие как утилитарная, экономическая, охранительносанкционирующая, политическая, религиозная, государственная и эстетическая. В качестве художественного явления монету следует охарактеризовать наличием художественного языка (включает форму, композицию, детализацию, фактуру), системы художественных образов (подобия, аллегории, символы) и символического значения. Образные системы монет соотносятся с историческими художественными стилями. Монета является носителем и посредником информации. В ней наблюдаются характерные для художественных произведений противоречия: утилитарное – эстетическое, актуальное – историческое, материал – язык. Являясь частью медальерного искусства, монета входит в область пластических искусств; функциональный и символический аспекты монеты образуют ее тесную связь с декоративноприкладным искусством. Таким образом, монета занимает положение между этими двумя основными видами в системе пространственных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COIN AS THE PHENOMENON OF THE MEDAL ART

Medal art combines medals and coins both but the last are used by scientists mostly as an additional material in their research about fi ne art or sculpture. That is why the scientifi c novelty of this work it is focused on coins not as numismatic artifacts but as works of art. The article discusses coin functions and especially the aesthetic one. As an artistic phenomenon, coin includes the system of artistic images, artistic and symbolic language, it correlates with historical artistic styles and also it has controversies. As a result, coins are identifi ed as art-objects and can be placed in between the applied and plastic art in the unite system of visual arts.

Текст научной работы на тему «МОНЕТА КАК ФЕНОМЕН МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА»

УДК 7.067+737.11 ББК 85.19

DOI 10.53115/19975996_2024_04_069_073 69

О.Е. Забелина

МОНЕТА КАК ФЕНОМЕН МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА

Монета анализируется как многоаспектный артефакт и рассматривается в системе пространственных искусств, в частности, в контексте медальерного искусства. С помощью искусствоведческого анализа изучаются основные функции монет, такие как утилитарная, экономическая, охранительно-санкционирующая, политическая, религиозная, государственная и эстетическая. В качестве художественного явления монету следует охарактеризовать наличием художественного языка (включает форму, композицию, детализацию, фактуру), системы художественных образов (подобия, аллегории, символы) и символического значения. Образные системы монет соотносятся с историческими художественными стилями. Монета является носителем и посредником информации. В ней наблюдаются характерные для художественных произведений противоречия: утилитарное - эстетическое, актуальное - историческое, материал - язык. Являясь частью медальерного искусства, монета входит в область пластических искусств; функциональный и символический аспекты монеты образуют ее тесную связь с декоративно-прикладным искусством. Таким образом, монета занимает положение между этими двумя основными видами в системе пространственных искусств.

Ключевые слова:

медальерное искусство, монеты, теория искусства.

Забелина O.E. Монета как феномен медальерного искусства // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 4. - С. 69-73. -DOI 10.53115/19975996_2024_04_069_073

© Забелина Ольга Евгеньевна - соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

В настоящее время монета рассматривается в качестве предмета научного знания и предмета коллекционирования. Как предмет научного изучения монеты исследуются в контексте нумизматики, археологии, этнографии, искусствознания; в основном изучаются технико-технологические особенности изготовления монет, разнообразие монетных типов, история денежного обращения. В качестве предмета коллекционирования монета является, прежде всего, инвестицией, относится к социально-экономическому статусу коллекционера, обладает функцией памяти и является причастной к исторической эпохе, а также имеет и другие социально-культурные и психологические аспекты.

Основную массу источников, связанных с изучением монет, представляют сводные каталоги музеев и аукционов, сосредоточенные на описании произведений; вторая категория - научные исследования, посвященные монетному обращению в различных регионах в разные периоды истории. Многие исследователи обращали внимание на художественный аспект в создании монет и уже во второй половине XIX в. обратились к проблеме определения места монет и медалей в пространстве искусствознания, применив термин «медальерное искусство» [14, с. 8], являющееся областью мелкой пластики и включающее

в себя не только искусство изготовления медалей, но и монет.

В обобщающих работах по истории искусства (Б.Р. Виппер, Э. Гомбрих [3, 7]), монету включают в круг художественных явлений, однако она приводится в пример больше как дополнительный иллюстративный материал. Обширный список литературы словарной статьи Брокгауза и Ефрона [20, с. 859] обращается как к нумизматическим характеристикам монетного и медальерного дела и связан с их техническими особенностями, так и к работам, рассматривающим разнообразие типов монет и медалей и посвященным изучению граверов разных европейских стран, однако практически не рассматривает художественные аспекты (Ю. Иверсен, А.Н. Оленин, А.Д. Барре). Упомянутый в статье Д.И. Прозоровский в пособии для мастеров-резчиков поднимает проблему научного изучения медальерного искусства, которое ранее ограничивалось описаниями отдельных памятников, а также проблему обучения граверов в России и Европе, убеждает в необходимости изучения ими, в курсе общей истории искусства истории конкретно медальерного искусства, относящееся к искусству ваяния [16, с. 3-4, 17]. о Исследователь приводит глубокие раз- о мышления о природе медальерного ис- е? кусства [16, с. 7-28]. о

сч сэ

СЧ

о

3 о

Несмотря на то, что монеты и медали часто объединяются исследователями в одно направление, они тем не менее обладают рядом существенных различий. Монеты появились задолго до медалей, еще в эпоху Античности. Период между началом новой эры и XVI в. характеризуется упадком медальерного искусства [14, с. 14]. Его расцвет приходится на период итальянского Возрождения и Нового времени в Европе, когда медали стали создаваться на памятные события и коллекционироваться [14, с. 17]. Сегодня собрания медалей представлены во многих художественных музеях мира. В отличие от монет, медали выполнены более тщательно и воспринимаются в отрыве от денежной и санкционирующей функций. Мастер медали обладал большей свободой творчества и мог пользоваться более разнообразными средствами художественной выразительности. Ввиду этого в специализированной научной литературе больше внимания уделяется памятным медалям, среди монет же рассматриваются в основном памятники античного периода. В качестве разновидности медальерного искусства монеты заслуживают отдельного рассмотрения. Часть исследователей утверждает, что медальерное искусство относится к виду искусства скульптуры -мелкой пластике [3, с. 99; 5, с. 70-73; 11, с. 98, 124]. Другие полагают, что границы между скульптурой, декоративно-прикладным искусством, медальерным искусством и живописью становятся весьма относительными [13, с. 323-330]. В этой связи нам представляется, что монета относится и к искусству скульптуры, и к декоративно-прикладному искусству. Целью настоящей статьи является рассмотрение монет в качестве художественного явления.

Данный художественный феномен возникает еще в эпоху Античности как разновидность художественного ремесла, в которому относились и другие виды искусства - вазопись, ваяние, живопись [14, с. 8]. По наиболее распространенной версии, первые монеты были созданы на рубеже VIII-VII вв. до н.э. на о. Эги-на в Древней Греции [9, с. 24]. В античную эпоху монеты выполняли не только денежную, но и функцию политической пропаганды, а также религиозную, символическую, эстетическую и другие, т.е. функции, свойственные медалям, которые, однако, еще не выделились в отдельный вид искусства в тот исторический период и составляли с монетами единое

целое [1, с. 94]. Искусство изготовления монет, как и другие виды художественного творчества античной эпохи, достигло высокого художественного уровня. Динамика изображений на древнегреческих монетах вписывается в рамки периодизации искусства других форм (архаика, классика и эллинизм). Нередко на монетах чеканились изображения известных скульптур древности. Именно благодаря монетным воспроизведениям сегодня мы можем реконструировать несохранивши-еся или частично сохранившиеся памятники монументального искусства. Кроме того, монетные изображения помогают современным реставраторам более достоверно восстановить древние скульптурные памятники [4, с. 173]. Не случайно с античными монетами современные ученые ассоциируют появление медальерного искусства - искусства гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки как вида пластического искусства малых форм, родственного глиптике [14, с. 8].

Как можно охарактеризовать монету?

Словарь нумизмата дает, на наш взгляд, самое полное определение монете - это «слиток металла определенной формы, веса и достоинства, служащий узаконенным средством денежного обращения; обусловленная исторически и экономически форма металлических денег со следующими существенными признаками: гарантированная способностью функционировать в качестве средства обращения; установленная номиналом, его фракции или кратного; удобной для употребления формой, устойчивой к механическим нагрузкам в процессе обращения; стандартным составом материалов, величиной, весом и соблюдением стандарта в графическом рисунке на основных частях поверхности, по меньшей мере одной из них - главной. В ходе исторического развития возникла и утвердилась как самая практичная форма круглая монета с двусторонней чеканкой» [17].

Таким образом, только в случае нанесения на поверхность слитка из металла определенного веса и размера изображения, легенды (т.е. надписи) и клейма, которые удостоверят подлинность денежного знака, он будет считаться монетой.

Монете свойственен ряд функциональных особенностей. С исторической точки зрения (археологии, нумизматики) функции монеты разделяются на сущностные, где монета является платежным сред-

ством, и прикладные функции, которые включают в себя функцию социально-культурной памяти (репрезентации власти, межкультурной коммуникации) и эстетическую функцию.

Экономический критерий выражается в основной функции монеты как средства товарно-денежного обмена, платежа и накопления. Для защиты данного средства платежа, создававшегося изначально из драгоценного металла, от посягательств на его целостность, на его поверхность наносились различные изображения [9, с. 59].

Благодаря появлению изображений монеты впоследствии обрели и другие критерии, такие как религиозная и политическая. Чаще всего «защитные» изображения бога или правителя выполняли охранительно-санкционирующую роль. С точки зрения политического критерия монета - массовое средство пропаганды, созданное в том числе и для прославления города, государства, а затем и правителя, рассчитанное практически на все слои населения [1, с. 94]. В Древней Греции на монетах встречаются изображения богов (Афины, Зевса, Аполлона и др.), в эллинистический период впервые появляются портреты реальных правителей, начиная с Александра III Македонского, традиционно представляемого в образе Геракла. По мнению одного из крупнейших отечественных нумизматов А.И. Зографа, замена изображений богов правителями шла параллельно с присвоением божественных функций последним [9, с. 59]. Таким образом, защита монет от бога переходит к обожествленному правителю, и государственная санкция заменяет религиозную [8, с. 29]. Расположенное на аверсе сопровождалось надписями. И если вначале легенды помещались на свободном месте монетного круга, то со времени Ок-тавиана Августа они стали располагаться по периметру монеты ввиду длинной титу-латуры правителя. Изображения на оборотной стороне носили опознавательный характер. Традиция портретов правителей с круговой надписью на монете закрепилась в древнеримский период и прослеживается в последующих эпохах.

Коммеморативная функция отразилась в практике выпуска монет к памятным датам. К примеру, древнеримские консекра-ционные монеты вв.н.э., создававшиеся после смерти правителя с целью его обожествления. Известна серия русских рублей, выпущенная в память о коронации Николая II в 1896 г.

Одним из важных критериев монеты является эстетический. Невозможно сказать, какое место историк искусства Адольф фон Гильдебранд отвел бы монете, в то же время хотелось бы упомянуть, что исследователь отмечает тактильное чувство в качестве формы восприятия скульптуры [6, с. 56]. Оно свойственно и монетам, которые по своей сути должны быть красивы и притягательны. Создание монеты подразумевает сложный многоэтапный процесс, в нем задействовано множество специалистов, среди которых особое место занимают мастера-резчики. Именно от них в большей степени зависит, как будет выглядеть монета; перед ними стоит ответственная задача - создать запоминающееся изображение в рамках сложившейся традиции. Мастер должен знать технологию производства монет, владеть техниками работы по металлу, обладать художественным видением, знать основы композиции; он должен уметь грамотно расставить акценты в изображении, а также должен уметь придать образу целостность, монументальность и завершенность, не перегружая его деталями, придерживаться лаконичной, и в то же время узнаваемой, линии. Особую заинтересованность в подготовке таких специалистов проявила в 1764 г. Екатерина II, которая и распорядилась основать в Академии художеств медальерный класс, просуществовавший вплоть до 1894 г. [14, с. 35].

Какие художественные категории применимы к монете?

Художественный образ как основной признак произведения искусства свойственен монете. Сначала мастер продумывает идею произведения, композиционное построение образа с учетом пожеланий монетного сеньора (заказчика). Помимо личного видения монеты в качестве государственного символа, необходимо учесть присутствие всех обязательных элементов (портрет правителя, его имя, титул, вензель и атрибуты). Следующий этап - создание мастером эскизов и вариантов. Далее утвержденное изображение переносится на штемпель, в результате этого сложного и долгого процесса изображение может дорабатываться и даже порой сильно изменяться. Техника изготовления монет оказывает влияние на создание образа, основными являются чеканка или литье.

Стили, приемы и сюжеты монет тесно связаны с другими видами искусства. Монеты следуют основной линии развития искусства. К примеру, кельтские монеты

аз О

сч сэ

СЧ

о

3 о

вписываются в рамки пластического стиля 111-1 вв. до н.э. На древнегреческих монетах часто изображали скульптурные памятники. Схожи иконографические типы портретов римских императоров на монетах, геммах и скульптурах. Византийское искусство с его характерной лаконичностью и символичностью отразилось и на монете. Как и на иконах, портретные образы представлены на монетах анфас; применяется христианская символика. Медальерное искусство и живопись были тесно связаны в эпоху Возрождения. Многие европейские скульпторы и художники XV в. были увлечены коллекционированием нумизматических памятников, а также сами создавали монеты и медали. Так, Бен-венутто Челлини, выдающийся скульптор, живописец и ювелир, занимался изучением монет и был медальером. Амброджо де Предис, ученик Леонардо да Винчи, работал в Милане на монетном дворе [21, с. 242]. Лукас Кранах Старший, являясь придворным художником, разрабатывал в том числе и монеты. Одним из наиболее известных медальеров итальянского Возрождения был Пизанелло, который подписывал свои медали: «произведение живописца Пизани» [14, с. 14]. Монеты этого периода отражают идеи гуманизма.

Художественное произведение обладает информацией, определенным текстом, который передается его создателем зрителю по художественному коммуникационному каналу [18]. Благодаря универсальным средствам выразительности художественного языка монет, послания, которые они заключают в себе, доступны для широких слоев общества.

Рассматривая монету в системе пластических искусств, стоит выделить ее характерные особенности: устойчивость иконографии, стремление к поиску лаконичных композиционных решений и форм, органичное сочетание изображения и легенды, а также разнообразный язык символики. С точки зрения семиотики монета - это знак государства, правителя, эпохи. Монеты из драгоценных металлов до эпохи Средневековья воспринимались в том числе и как оберег, а французские республиканские луидоры 1792 г. содержа-

ли на аверсе символы нового государства вместо портрета правителя. Утилитарный и символический аспекты, свойственные монетам, характерны и для декоративно-прикладного искусства.

В XX в. выходят из употребления монеты из драгоценных металлов, они замещаются бумажными деньгами. Монета теряет свои уникальные особенности. Однако сегодня дизайнерами создаются ограниченные монетные выпуски, к примеру, серии с использованием комбинированных материалов (Франции, Польша и другие страны); патриотические серии (США). В России выпускают юбилейные монеты и монеты, приуроченные к различным памятным событиям, например, к Олимпийским играм в Сочи, и т.д.

В монете, как художественном произведении, выделяется ряд противоречий:

1. Утилитарное - эстетическое.

Монета является средством обмена

и платежа, хотя в то же время приносит эстетическое удовольствие. Желая освободить монету от утилитарной функции, мастера Нового времени всё чаще обращаются к медалям. Монеты могут соответствовать высокому уровню медалей, созданных в ограниченном количестве, а могут быть выполнены с меньшей детализацией и вариативностью сюжетов ввиду своей массовости.

2. Актуальное - историческое.

Монета обладает актуальным значением в качестве платежного средства в момент ее выпуска. Однако в историческом контексте монета воспринимается как памятник культуры, становится предметом изучения и коллекционирования.

3. Материал - язык.

Набор художественных приемов монеты имеет ограничения из-за свойств материала (металла). В то же время его особенности позволяют использовать новые средства художественной выразительности.

В заключение отметим, что монеты вполне соответствуют критериям художественности, которые выявляет современное искусствознание для обособления художественных феноменов, и справедливо относятся к медальерному искусству в системе пространственных искусств.

Список литературы:

[1] [2]

[3]

[4]

Абрамзон М.Г. Римский Императорский культ в памятниках нумизматики. - Магнитогорск: МГПИ, 1993. - 196 с.

Бутковский А.П. Нумизматика, или история монет древних, средних и новых веков. - Москва: Тип. Карла Андерса, 1861. - 176 с.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: АСТ-Пресс книга, 2004. - 366 с. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. - 268 с.

[5] Волохов С.Н. Мелкая пластика. К вопросу о дефиниции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008, № 65. - С. 70-73.

[6] Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / Пер. Н.Б. Розен-фельда, В.А. Фаворского; вступ. ст. А.С. Котлярова. - Сокр. репр. изд. 1914 г. - М.: Логос, 2011. - 144 с. -[Место вып. ориг. изд. и изд-во: М.: Мусагетъ]

[7] Гомбрих Э. История искусства. - М.: Искусство XXI век, 2014. - 688 с.

[8] Гурулева В.В. Монеты от республиканского и императорского Рима к империи Ромеев // Боги на монетах. Древняя Греция, Рим, Византия: каталог выставки. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. - С. 22-48.

[9] Зограф А.Н. Античные монеты // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 16. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 262 с.

[10] Ильина Т.В. Введение в искусствознание: учебное пособие для студентов вузов. - М.: АСТ; Астрель, 2003. - 206, [2] с.: ил.

[11] Искусство медали / Косарева А.В. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vsemedali.ru/books/item/ f00/s00/z0000001/index.shtml (11.02.2024)

[12] Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

[13] Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. - СПб.: Евразия, 2010. - 221 с.

[14] Одноралов Н.В. Техника медальерного искусства: учебное пособие. - М.: Искусство, 1983. - 160 с.

[15] Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М.: Российский гуманитарный университет, 2002. - 829 с.

[16] Прозоровский Д.И. Свод сведений, относящихся до техники и истории медальерного искусства. Опыт руководства для обучающихся в медальерном классе Императорской Академии художеств. -Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1884. - 199 с.

[17] Словарь нумизмата / X. Фенглер, Г. Гироу, В. Унгер. - 1993. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.numizm.ru/html/m/moneta.html (09.02.2024).

[18] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://studfile.net/preview/5239084/ (03.03.2024).

[19] Шехтер Т.Е. Искусство как образ мира: Избранные работы по теории и истории искусства. - СПб.: СПбГУП, 2012. - 392 с.

[20] Энциклопедический словарь. Т. 18а. Малолетство - Мейшагола. - СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1896. - 958 с.

[21] Painters of reality: The Legacy of Leonardo and Caravaggio in Lombardy / A. Bayer (ed.). - NY: Metropolitan Museum of Art, 2004. - 257 p.

tu

3 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.