Научная статья на тему 'Минцкабинеты. Коллекционирование медалей. Прошлое и настоящее'

Минцкабинеты. Коллекционирование медалей. Прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / MEDALLIC ART / МИНЦКАБИНЕТ / МЕДАЛИ И НАГРАДЫ / МЕДАЛЬЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОБИРАНИЕ И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / COIN CABINET / MEDALS AND PRIZES / MEDALLIC TECHNOLOGIES / ASSEMBLING AND COLLECTIONING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Виктор Михайлович

Цель представленного в статье исследования показать историю возникновения и особенности собирания монет и медалей, современные возможности музейного и частного коллекционирования произведений медальерного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coin-cabinets. Medal collecting. Past and present

The aim of this study is to show the history of origin and special aspects of collecting coins and medals, modern opportunities of museum and private collecting of medal art masterpieces.

Текст научной работы на тему «Минцкабинеты. Коллекционирование медалей. Прошлое и настоящее»

По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей

IN STOREROOMS AND EXPOSITIONS OF MUSEUMS AND ART GALLERIES

УДК 7.074/737

МИНЦКАБИНЕТЫ. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ МЕДАЛЕЙ.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Ерохин Виктор Михайлович Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Россия, г. Москва.

Аннотация

Цель представленного в статье исследования — показать историю возникновения и особенности собирания монет и медалей, современные возможности музейного и частного коллекционирования произведений медальерного искусства.

Ключевые слова: медальерное искусство, минцкабинет, медали и награды, медальерные технологии, собирание и коллекционирование.

Библиографическое описание для цитирования:

Ерохин В.М. Минцкабинеты. Коллекционирование медалей. Прошлое и настоящее / / Искусство Евразии. - 2017. - №4(7). - С. 79-86. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/870405/20/

Монеты собирали всегда и во все времена. Конечно, это ещё не было связано с коллекционированием. Собирали, чтобы сохранить, накопить на черный день, уберечь от всяких непредвиденных случаев. Собранные монеты припрятывали, часто закапывали. Так возникали многочисленные схроны или клады, которые долгие годы могли быть скрыты в укромных местах. Но рано или поздно клады обнаруживались. И их содержимое являлось, да и до сих пор является одним из источников начала или пополнения коллекций, источником собирания и научного изучения. Разумеется, не только клады служили объектом собирания. С развитием интереса к историческому и культурному наследию проявлялся интерес и к монетам и медалям как носителям исторических слепков современности, которые к тому же в большей степени были неуязвимы перед лицом времени.

К XVIII в. сложились и оформились важнейшие собрания монет и медалей во многих городах Европы: Вене, Париже, Гамбурге. Такие собрания получили название «Минцкабинет» от немецкого «Munze» — монета и «Kabinet»» — кабинет.

В России в начале и середине XVIII столетия не делалось существенного различия между монетой и медалью. Они рассматривались как равноценные исторические памятники. Первые русские медали вышли из стен Московского монетного двора в Кадашевской слободе, основанного в 1701 году. Сознавая историческую ценность медали и её немаловажную роль в пропаганде новых идей, император Петр I неоднократно отдавал личные распоряжения о создании медалей в память о значительных событиях. В основном развитие русской медали шло по двум направлениям — наградной и памятной. Тираж некоторых наград достигал 3-4 тысяч экземпляров. Как и в старину, основанием для награждения был не личный подвиг, а сам факт участия в сражении. Естественно, солдатские и офицерские медали отличались размером и материалом в соответствии с «Табели о рангах». В отличие от наградных, памятные медали предназначались для более узкого круга лиц — верхушки дворянства, дипломатов, для рассылки к иностранным дворам с целью распространения информации об успехах России.

Началом возникновения собственно минцкабинетной коллекции послужила покупка Петром I в 1721 г. в Гамбурге нумизматического собрания Модерса для Кунсткамеры. Позднее одним из крупнейших нумизматических собраний становится Минцкабинет Императорского Эрмитажа. Именно в это время возникают и первые частные коллекции монет и медалей. Однако, собственное производство медалей, особенно в царствование Анны Иоанновны, в силу некоторых обстоятельств, вызывало беспокойство в среде образованных людей России. Интересна, на наш взгляд, записка В.Н. Татищева 1727 года о мерах по улучшению монетного и медальерного дела, в которой он писал: «Медали во всём свете делаются в вечную память и славу государей и государств, но у нас оное в весьма худом состоянии: 1) многие медали деланы не по употребляемой по всей Европе пропорции — малы или велики и толстоте не по великости; 2) начертания сумнительные; 3) надписи непристойные или неизвестные, что разуметь не можно их знаменование; 4) многие деланы были и раз пропали; 5) некоторые штемпели без известия причины остаются; 6) многие знатные дела остаются без медалей; 7) об оном весьма государству полезном искусстве прилежания нет и для предосторожности, чтоб впредь оное не оскудевало и определения не учинено» [1].

Несмотря на некоторые трудности, интерес к медальерному искусству всё возрастал. Увеличивается число любителей-коллекционеров. В 1729 году сенатским указом было разрешено «на прежде сделанные штемпели для российской славы, кто пожелает делать медали из своего золота и серебра и им в том позволить, а кто пожелает делать вновь партикулярные, о том докладывать в Сенат» [2, с. 133]. В 1740 году главный директор монетного правления граф М.Г. Головин докладывал Кабинету о созданном описании медальных штемпелей: «...оное описание для всенародного известия напечатать, чрез что всяк бы повестен был, какие же славные дела блаженные и вечно достойные памяти его императорского величества Петра I при российских дворах медали тиснены были». Предполагалось напечатать эту опись для широкой продажи, «.дабы все, как учёные, так и неучёные люди могли разуметь, к какому намерению они [медали] сочинены были».

Расцвет медальерного искусства и значительное пополнение коллекций Эрмитажного Минцкабинета произошло в царствование императрицы Екатерины II. Покупались личные коллекции, как в России, так и за рубежом. Отечественное медальное производство

оперативно откликалось на важнейшие события политической и культурной жизни страны. Медали и монеты екатерининской эпохи становятся обязательным элементом светского и дипломатического этикета. Именно в это время стали регулярно выпускаться серии медалей с портретами русских князей и царей и различные исторические серии. В создании проектов серий медалей на события древнейшей российской истории личное участие принимала сама императрица. В царствование Екатерины II Петербургский монетный двор приступил к выпуску новоделов русских монет и медалей штемпелями предшествующих правлений по заказам высокопоставленных собирателей. В придворной и дворянской среде модное увлечение коллекционированием медалей часто перерастало в серьёзный интерес к медальерному искусству. Так, например, супруга великого князя, будущего императора Павла I, Мария Фёдоровна брала уроки лепки медалей у медальера Петербургского монетного двора К.А. Леберехта, сама занималась резьбой по стали, камню и кости и добилась определённого успеха. На протяжении всего XVIII века высшие слои русского общества, включая членов императорской семьи, относились к коллекционированию как к элитарному занятию, связанному не только с удовлетворением духовных запросов собирателя, демонстрацией его приобщения к европейской культуре, но и с заботами об увеличении личного престижа или престижа своего монарха.

Во времена Александра I на приобретение монет и медалей для пополнения Минцкабинета Придворная контора выделяет крупные ассигнования. Вещевые и монетные клады, ранее передававшиеся Министерством народного просвещения в Академию наук, с этого времени препровождаются в Эрмитаж. Постоянно пополняемой коллекции выделяются новые помещения у баллюстрад Овального зала Большого Эрмитажа. Значительным пополнением собрания Минцкабинета стала покупка по инициативе Николая I части коллекции Я.Я. Рейхеля в 1851 году.

Рейхель Я.Я. (1780-1856) — крупнейший петербургский собиратель, потомственный медальер, художник Петербургского монетного двора, технический руководитель Экспедиции заготовления государственных бумаг, действительный статский советник передал только русских монет и медалей 4712 экземпляров, что увеличило коллекцию Эрмитажа вдвое.

Значительной вехой собрания Минцкабинета стало открытие Нового Эрмитажа. Особое внимание в новом здании было уделено оформлению залов для экспонирования нумизматической коллекции. Архитектор Нового Эрмитажа Л. Кленце полагал, что «требования к архитектуре и декорированию возрастают там, где непосредственное действие выставляемых произведений искусства слабее». Поскольку нумизматический материал действительно сложен для зрительского восприятия, то архитектор уделял особое внимание великолепию и богатству отделки залов, отведённых для Минцкабинета (рис. 1). Двенадцатиколонный зал украшен изделиями из цветного камня, золочёной бронзы, уникальными торшерами. Витрины тщательно спроектированы и искусно декорированы.

Постоянная (обновлённая) экспозиция Минцкабинета в Новом Эрмитаже была готова к июлю 1858 года и насчитывала 65 тысяч монет и медалей. К этому времени Минцкабинету были переданы новые помещения — зал Лоджий Рафаэля.

Рис. 1. Л. Иремацци. Зал монет и медалей в Новом Эрмитаже. Рис. 2. К.А. Ухтомский. Лоджии 1853. Акварель. Государственный Эрмитаж. Источник: Рафаэля. 1860. Акварель.

http://antique-kunstkamera.rulcatalog/art-literature/2388.html Государственный Эрмитаж.

Источник:

http:// www.hermitagemuseum.org

Также к этому времени сформировался и штат квалифицированных хранителей и учёных, превративших в середине XIX века Минцкабинет в крупнейший центр нумизматических исследований в России.

Император Николай I, уделявший большое внимание комплектованию и пополнению коллекций музея, не оставлял без внимания и Минцкабинет. Помимо уже упоминавшейся покупки коллекции Я.Я. Рейхеля, император распорядился ежегодно пополнять нумизматическое собрание Эрмитажа «обязательными» экземплярами продукции монетных дворов России: с 1852 года — монет, а с 1856-го — медалей. Это распоряжение Николая I оставалось в силе и при его преемниках до 1917 года, а после революции было подтверждено ленинским декретом.

Покупка в 1861 году в Берлине и Париже западноевропейских орденов положила основу фалеристического собрания Эрмитажного Минцкабинета, которое также стало регулярно пополняться.

Коллекция продолжала пополняться и после революции 1917 года. Так, только за два десятилетия собрание увеличилось более чем в два раза — с 258000 в 1917-ом до 577800 экземпляров в 1938 году.

В последующие годы крупнейшие музеи СССР, имеющие нумизматические отделы, систематически покупали новые произведения медальерного искусства современных художников. У автора данной статьи, ещё молодого художника-медальера, в 70-80 годы регулярно покупались авторские медали с выставок. Дирекцией выставок СССР, РСФСР, Художественным Фондом, естественно, осуществлялись аналогичные закупки и у других художников-медальеров.

Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, в обязательном порядке московский и ленинградский монетные дворы передавали в государственные собрания по одному экземпляру отчеканенных тиражных медалей, посвящённых общественно важным событиям,

выдающимся личностям, знаменательным датам и т.д., то есть практически каждая новая тиражная медаль пополняла нумизматические собрания нескольких крупнейших музеев.

После 1991 года подобная практика прекратилась. Теперь ни одна медаль, ни одно даже уникальное произведение не передаётся ни в один музей. А ведь на монетных дворах делается немало интересного, что могло бы и должно сохраняться и систематизироваться.

Автору, проработавшему 15 лет главным художником Московского монетного двора Гознака, часто приходилось общаться с директорами, главными хранителями, заведующими отделами нумизматики многих музеев России. Все они с сожалением признавали, что не имеют информации о продукции, выпускаемой монетными дворами сегодня, и что явно ощущается необходимость пополнения музейных собраний современными работами медальерного искусства для последующего изучения и атрибуции, то есть для продолжения развития нумизматической науки и искусствоведческой работы. К сожалению, у монетных дворов нет возможных механизмов продолжения ранее существовавшей более столетия практики передачи образцов в музеи, а у музеев нет возможностей для закупок.

Но работа идёт. К некоторым важным датам и событиям музеи заказывают те или иные произведения медальерного искусства.

К 150-летию открытия Нового Эрмитажа был проведён конкурс на разработку и выпуск медали, посвящённой этому событию. Автор статьи выиграл этот конкурс. В результате была отчеканена памятная медаль (рис. 3 -4), которая вручалась на церемонии открытия выставки и затем вошла в коллекцию Государственного Эрмитажа.

Рис. 3. Медаль «150 лет Новому Эрмитажу». Аверс. Автор — В. Ерохин. 2002. Фото: В. Ерохин.

Рис. 4. Медаль «150 лет Новому Эрмитажу». Реверс. Автор — В. Ерохин. 2002. Фото: В. Ерохин.

Автору также довелось работать над медалью, посвящённой юбилею открытия музеев Московского Кремля (рис. 5-6). Особенностью данной медали стало наличие вставки из другого материала, которая может выниматься из своего ложа и занимать другое положение.

По заказу ГМИИ им. А.С. Пушкина к 100 -летию открытия музея автором данной статьи были выполнены эскизы и модели для памятной медали и нескольких памятных знаков. Аналогичная работа была осуществлена в честь воссоздания ансамбля Музея-заповедника «Царицыно».

Рис. 5. Медаль «Музеи Московского Кремля. 18062006». Аверс. Автор — В. Ерохин. 2006. Фото: В. Ерохин.

Рис. 6. Медаль «Музеи Московского Кремля. 1806-2006». Реверс. Автор - В. Ерохин. 2006. Фото: В. Ерохин.

Это небольшая часть медалей и памятных знаков, которые специально делались и предназначались для пополнения коллекций музеев. Естественно, часть тиража медалей попадает в частные собрания, так как продолжает развиваться и частное коллекционирование. Если собирание и коллекционирование монет всегда имело место, то собирание медалей, а тем более заказ изготовления индивидуальных медалей в последнее время получает всё большую популярность. Тем более для этого есть все возможности. Частное лицо может заказать любую уникальную медаль для себя из любого материала, в том числе золота и серебра. Сюжеты могут быть самыми разными, связаны с какими-то важными событиями или желаниями конкретной семьи или отдельного лица. Есть фирмы, специализирующиеся на изготовлении специального оборудования и мебели для частных коллекций монет и медалей. Кстати, подобные изделия также называются минцкабинетами.

Как правило, изготавливаются они на заказ из ценных пород дерева, могут быть богато декорированы и иметь уникальные покрытия. Разумеется, такие коллекции носят далеко не массовый характер. Но есть и довольно демократические собрания и при этом очень неплохие, владельцы которых стараются по мере возможности пополнять и развивать свои коллекции. Остаётся пожелать, чтобы коллекционеров и серьёзных собирателей произведений медальерного искусства и мелкой пластики становилось всё больше и больше.

1. Записка В. Н. Татищева о мерах по улучшению монетного дела в России. Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), Госархив. — Ф. XIX. — Д. 135. —

2. Сборник указов по монетному и медальному делу в России, пометенных в Полном Собрании Законов с 1649 по 1881 г. — СПб., 1887. — Вып. I.

Статья поступила в редакцию 18.08.2017 г.

Литература

Л. 1.

HcKyccxBo EBpa3HH №4(7) . 2017 ISSN 2518-7767

COIN-CABINETS. MEDAL COLLECTING. PAST AND PRESENT

Viktor Erokhin

The merited artist of the Russian Federation, the Corresponding Member of the Russian Academy of Arts (Moscow). Russia, Moscow.

The aim of this study is to show the history of origin and special aspects of collecting coins and medals, modern opportunities of museum and private collecting of medal art masterpieces.

Keywords: medallic art, coin cabinet, medals and prizes, medallic technologies, assembling and collectioning.

Bibliographic description for citation:

Erokhin V. M. Coin-cabinets. Medal collecting. Past and present. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 4(7), pp. 79-86. Available at: https://readymag.com/u50070366/870405/20/ (In Russian).

1. Note By V. N. Tatishchev on measures to improve the coin business in Russia. Central State Archive of Ancient Acts (CSAAA), State Archives. F. XIX, d. 135, l. 1.

2. Sbornik ukazov po monetnomu i medal'nomu delu v Rossii, pometennykh v Polnom Sobranii Zakonov s 1649po 1881 g. [Collection of decrees on monetary and medal business in Russia, marked in the Full collection of Laws from 1649 to 1881]. St. Petersburg, 1887, iss. I.

Received: August 18, 2017

Abstract

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.