DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-162-169 УДК 323.26
Д. Ю. Балацкий
Меры предупреждения молодежного экстремизма
Представленная статья посвящена рассмотрению профилактических мер по предупреждению молодежного экстремизма
При помощи юридического анализа произведено детальное изучение причинного комплекса и условий, которые формируют у молодого поколения экстремистские настроения.. В рамках исследования определены1 культурно-воспитательные и социально-экономические причины молодежного экстремизма, определены1 мерыс, направленные на предупреждение молодежного экстремизма На примере Хабаровского края предлагается ввести государственный мониторинг социальной напряженности в субъекте Российской Федерации. Предложено авторское определение психолого-педагогической экспертизы, обоснована необходимость проведения комплексной экспертизы основных образовательных программ на предмет выявления в них факторов, влияющих на формирование у обучающихся лиц толерантного поведения к представителям различных религий, наций, национальностей и этносов.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские настроения, причины экстремизма, психолого-педагогическая экспертиза.
В науке, в частности в криминологии, предупреждение преступлений определяется как деятельность, направленная на выявление и устранение причин и условий преступности. При этом необходимо учитывать особенности личности преступника, виктимологические аспекты, а также уровень латентности конкретного вида преступления. Если применить это определение к экстремистской деятельности среди молодежи, то можно сказать, что предупреждение этого негативного явления - это целый комплекс мер, который направлен на выявление различных предпосылок и факторов (объективного и субъективного характера) возникновения экстремистских настроений среди представителей молодежи, а затем осуществление целенаправленной и системной деятельности по их устранению.
Для построения эффективного комплекса профилактических мер молодежного экстремизма необходимо определиться с причинным комплексом и условиями, которые формируют у молодого
поколения экстремистские настроения. Исходя из того, что экстремизм вообще и молодежный в частности - это сложное и многоаспектное явление, невозможно определенно и объективно точно назвать исчерпывающий перечень причин и условий, порождающих экстремизм в молодежной среде, поскольку они носят взаимообусловленный и комплексный характер.
Вместе с тем в рамках проведенного нами исследования предлагаем выделить два достаточно крупных комплекса причин, которые являются наиболее значимыми.
Культурно-воспитательные причины заключаются в формальном характере воспитания детей в семье, сокращении возможности удовлетворять эмоциональные потребности, существующих сложностях в реализации воспитательных функций, распространении в средствах массовой информации экстремистских материалов [5], желании самоутвердиться в мире взрослых, недостаточной социальной зрелости. Кроме того, существую-
Балацкий Денис Юрьевич - доцент кафедры публичного и частного права, Дальневосточный институт управления-филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: balackij@mail.ru
щая в общедоступной форме информация, циркулирующая на телевидении и в сети Интернет, не подвергается какой бы то ни было фильтрации, особенно это касается социальных сетей и различных сайтов. Трансляция без цензуры современной продукции западной культуры (кинофильмы, музыка, видеоигры и т. д.), в которой пропагандируется насилие, жестокость, культ грубой физической силы и вседозволенности, пренебрежение общепринятыми нормами морали, формирует у подрастающего поколения определенные криминогенные установки, в частности готовность совершить преступления экстремистской направленности.
Современная массовая культура без соответствующего контроля формирует у подрастающего поколения стереотипы восприятия, связанные с проявлением ксенофобии, мигрантофобии, этнофобии как привычной нормы, что приводит к использованию со стороны молодежи негативных образцов агрессивного поведения в отношении других наций, этносов и мигрантов.
Существующие проблемы в системе образования также негативно сказываются на формировании экстремистских установок у молодежи. Так, учебные программы дисциплин, связанных с историей человечества, разных стран и народов, формируют установку на то, что силовые способы разрешения конфликтов - это социальная норма, поскольку история в данных образовательных программах преподносится как история конфликтов и войн. Необходимо наоборот конструировать учебные программы таким образом, чтобы они содержали фактический материал, который демонстрировал бы руководящую роль сотрудничества и взаимопонимания, веротерпимости и мирного диалога в развитии разных культур и наций.
Возрастающий правовой нигилизм и юридическая неграмотность молодежи порождают иллюзию безнаказанности при совершении насильственных действий в отношении представителей каких-либо религий и национальностей, что обусловливает религиозный и национальный экстремизм.
Спонтанность, вспыльчивость, эмо-
циональная неуравновешенность еще не сформированной личности делает молодежь легкой мишенью для лиц, которые желают организовать насильственные действия в отношении власти. Объясняя социально-политические проблемы наличием у власти той или иной партии либо того или иного человека, экстремисты легко подбивают представителя молодежи совершить преступление экстремистской направленности против органов государственной власти, характеризующееся как политический экстремизм. У молодежи зачастую отсутствуют четкие политические ориентации, а также общечеловеческие ценности и терпимость, что является удобным фактором для навязывания экстремистскими организациями псевдодемократических политических взглядов.
Второй причинный комплекс, формирующий у молодежи экстремистские настроения можно обозначить как социально-экономический. Существующие в экономической системе Российского государства проблемы и кризисы, безусловно, сказываются на экстремистских настроениях молодого поколения. Понижение уровня жизни вследствие различного рода экономических спадов, социальной нестабильности повышает вероятность формирования у молодого человека экстремистских установок. Это связано в первую очередь с неопределенностью будушцх перспектив развития, самореализации и повышения социального статуса и, как следствие, уровня жизни.
Возможность ухудшения материального положения, проявление социальной несправедливости, отсутствие возможностей для самореализации (например, найти работу, повысить квалификацию или заработную плату) - все это обостряет экстремизм в молодежной среде.
Весь массив причин и условий, формирующих экстремистские настроения в молодежной среде, показывает многогранность и сложность проблематики молодежного экстремизма, позволяет утвердительно заявить, что необходимо и крайне важно применять целый комплекс мер по противодействию такого рода экстремизму.
Комплекс мер должен носить систем-
ный и всеобъемлющий характер, помимо грамотной социально-экономической государственной политики, которая должна быть направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране, создание условий самореализации молодежи, улучшение условий и рост уровня жизни, необходимо использовать ряд точечных мер, непосредственно воздействующих на молодое поколение, в целях формирования у них идей патриотизма, общекультурных ценностей, толерантности к другим религиям и национальностям.
Государственная политика непосредственно не воздействует на молодое поколение с точки зрения предупреждения экстремистских проявлений, однако имеет большое количество положительных обратных связей. В частности социально-экономическая поддержка лиц, которые потенциально способны стать адептами экстремистской идеологии, имеет большое значение в так называемом общесоциальном предупреждении.
Вместе с тем, как уже было сказано, необходим комплекс мер системного характера, который будет точечно воздействовать на различные сферы жизни подрастающего поколения: семейно-бытовую, образовательную и культурную. Исходя из этого, меры по предупреждению молодежного экстремизма должны носить социально-экономический, культурно-воспитательный, правовой и идеологический характер [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
Меры, направленные на предупреждение молодежного экстремизма, должны решать ряд задач:
- реализация эффективной государственной политики, направленной на формирование у граждан терпимости к различным социальным группам, на снижение социальной напряженности в Дальневосточном регионе;
- разработка системы мониторинга социальной напряженности в регионе, прогнозирование социальных рисков ухудшения ситуации;
- анализ учебных планов и образовательных программ на предмет формирования позитивного отношения и терпимости к другим национальностям и представителям различных религий;
- разработка комплекса различных мероприятий для налаживания и под-
держания на доверительном уровне межнационального и межконфессионального диалога на уровне региона;
- проведение экспертизы и мониторинга средств массовой информации в регионе на предмет противодействия экстремизму с их стороны, а также экспертизы игровой и развлекательной продукции, в том числе компьютерных игр, которая может формировать экстремистские настроения у подрастающего поколения.
Крайне важно постоянно отслеживать социально-психологическое состояние населения Дальневосточного региона, в том числе молодежи, на предмет социальной напряженности, негативных настроений в отношении национальных и религиозных групп, а также в отношении различных политических сил. Необходимо создать систему государственного мониторинга в целях отслеживания социальной напряженности, а также прогнозирования возможных рисков и угроз, с предложением по их нейтрализации со стороны соответствующих региональных органов государственной власти.
В целях реализации указанных мер видится необходимым предусмотреть такой правовой институт, как государственный мониторинг социальной напряженности в субъекте Российской Федерации. Практическая реализация указанного института будет следующая (на примере Хабаровского края): Главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края ежегодно совместно с Правительством Хабаровского края осуществляют государственный мониторинг социальной напряженности в Хабаровском крае на предмет наличия экстремистских настроений среди молодежи субъекта. Мониторинг должен осуществляться с привлечением научных кадров Хабаровского края, с проведением детального и глубокого социологического и социально -психологического исследования населения региона.
По итогам такого мониторинга начальник Главного управления отчитывается губернатору Хабаровского края в форме доклада о состоянии социальной напряженности в Хабаровском крае и мерах по противодействию экстремизму, в том
числе молодежному.
Порядок проведения государственного мониторинга социальной напряженности в Хабаровском крае, а также сроки проведения его, индикаторы и пороговые значения, применяемые для оценки экстремистских настроений среди населения, в том числе молодежи края, будут определяться подзаконным актом, который разрабатывает и принимает Главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края.
С точки зрения правового регулирования и законодательного закрепления правового института государственного мониторинга социальной напряженности в Хабаровском крае необходимо дополнить Постановление Губернатора Хабаровского края от 9.10.2015 г. № 100 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края» раздел 3 «Функции главного управления» пунктом 3.13 следующего содержания: «Ежегодно совместно с Правительством Хабаровского края проводить мониторинг социальной напряженности в Хабаровском крае. По итогам такого мониторинга начальник Главного управления представляет губернатору Хабаровского края доклад «О состоянии социальной напряженности в Хабаровском крае и мерах по противодействию экстремизму». Порядок и сроки проведения такого мониторинга устанавливаются нормативным актом Главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края».
Необходимо дополнить Закон Хабаровского края от 27.11.2001 г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края», а именно ч. 2 ст. 16 новым пунктом следующего содержания: «9) ежегодно совместно с Главным управлением по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края проводить мониторинг социальной напряженности в Хабаровском крае. Порядок и сроки проведения такого мониторинга устанавливаются нормативным актом Главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края».
Аналогичным образом выстроить пра-
вовой институт государственного мониторинга социальной напряженности в субъекте Российской Федерации нужно в каждом регионе Дальневосточного федерального округа. Таким образом, региональные органы власти будут постоянно отслеживать настроения населения, в том числе молодежи, в своем регионе на предмет экстремистских проявлений и в случае ухудшения ситуации и возможного проявления экстремизма принимать меры по их устранению и снижению социальной напряженности.
Формирование стойких экстремистских установок у молодежи начинается уже на уровне школьного образования, при неверно подобранных и разработанных образовательных программах, которые не создают предпосылок для толерантного отношения подрастающего поколения к разным религиям, этносам, нациям. В период школьного, среднего и высшего образования происходит становление личности, укоренение и цементирование определенных установок и моделей поведения, которые в дальнейшей жизни будет крайне трудно исправить, и которые будут определять поведение уже взрослого человека. Именно поэтому необходимо обратить пристальное внимание на содержание образовательных программ с точки зрения формирования у подрастающего поколения антиэкстремистских установок и моделей поведения, а также создать условия для усвоения учащимися разных уровней образования основ уважительного сотрудничества и взаимопонимания, веротерпимости и мирного диалога с представителями различных культур и наций.
В целях реализации указанной задачи по формированию у подрастающего поколения антиэкстремистских установок и моделей поведения необходимо детально анализировать основные образовательные программы, к которым согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) относятся основные общеобразовательные программы (дошкольное и школьное образование), основные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения.
Анализ и совершенствование ука-
занных основных образовательных программ с точки зрения формирования у молодежи антиэкстремистских настроений возможно и необходимо осуществлять при помощи проведения психолого-педагогической экспертизы. Так, еще в начале 2000-х гг. в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 г. № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе»» обосновывалась важность проведения психолого-педагогической экспертизы образовательных программ и учебников в целях устранения в них факторов, которые способствуют формированию негативных установок деструктивного и экстремистского поведения и преодоления стереотипа восприятия жестокости и насилия в отношении представителей других национальностей и религий как социальной нормы.
В научной литературе имеется различная классификация экспертной деятельности в области образования, кроме того, нет единых подходов к пониманию гуманитарных экспертиз и их видов. Однако анализ научной литературы и специальных публикаций позволил выявить несколько направлений экспертиз в области образования [11]:
- экспертиза образовательной среды;
- экспертиза образовательных (педагогических) технологий;
-экспертиза профессиональной деятельности педагогов, система оценки и сертификации квалификаций;
- экспертиза качества образовательных услуг;
- экспертиза образовательных программ и учебных пособий.
Наиболее актуальным является последнее направление экспертной деятельности в области образования - экспертиза образовательных программ и учебных пособий, которая в научной литературе именуется как психолого-педагогическая. Однако определение такой экспертизы достаточно размыто и слабо разработано, существует небольшое количество научных публикаций, посвященных этой проблематике [2, 10, 12, 13], а применительно к использованию данного вида гуманитарной экспер-
тизы в предупреждении молодежного экстремизма - отсутствуют.
Поэтому необходимо и важно дать авторское определение психолого-педагогической экспертизе образовательных программ с точки зрения предупреждения молодежного экстремизма. Психолого-педагогическая экспертиза образовательных программ (далее - ППЭ) - это вид гуманитарной комплексной экспертизы, направленный на выявление влияния содержания образовательных программ на участников образовательного процесса с точки зрения формирования у них толерантного отношения к представителям других религий, наций и этносов.
Психолого-педагогическая экспертиза должна проводиться в отношении основных образовательных программ, указанных в ч. 3 ст. 12 Закона об образовании, следовательно, указанные программы будут являться предметом ППЭ. Целесообразным будет осуществлять ППЭ на этапе государственной аккредитации образовательной деятельности образовательной организации, поскольку согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация проводится по результатам аккредита-ционной экспертизы, предметом которой является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся в образовательной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам Федеральным государственным образовательным стандартам.
Таким образом, в период государственной аккредитации образовательной деятельности образовательной организации необходимо вместе с аккредитаци-онной экспертизой провести психолого-педагогическую экспертизу образовательных программ, без которой принятие положительного решения аккреди-тационным органом о государственной аккредитации образовательной деятельности образовательной организации невозможно.
Непосредственным проведением
психолого-педагогической экспертизы будут заниматься эксперты, которые должны быть аккредитованы Министерством образования и науки Российской
Федерации. Порядок их привлечения к проведению данной экспертизы, требования к уровню их образования и профессиональной квалификации, а также порядок ее осуществления установить на подзаконном уровне, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации.
В целях правового регулирования психолого-педагогической экспертизы и ее законодательного закрепления необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности, дополнить ст. 92 Закона об образовании рядом новых пунктов:
- пунктом 11.1 следующего содержания: «В рамках аккредитационной экспертизы проводится психолого-педагогическая экспертиза основных образовательных программ»;
- пунктом 11.2 следующего содержания: «В проведении психолого-педагогической экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в установленной области. Эксперты не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (и в трудовых отношениях) с образовательной организацией при проведении психолого-педагогической экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации»;
- пунктом 11.3 следующего содержания: «Квалификационные требования к экспертам, порядок привлечения, отбора экспертов для проведения психолого-психологической экспертизы, порядок их аккредитации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»;
- пунктом 11.4 следующего содержания: «Оплата услуг экспертов и возмещение понесенных ими в связи с проведением психолого-педагогической экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации».
Подводя итог, можно высказать следующие предложения по совершенствованию мер противодействия молодежному экстремизму:
1. Необходимо применять комплекс-
ный подход к формированию мер по противодействию молодежному экстремизму, ориентируясь на конкретный причинный комплекс, вызывающий экстремистские настроения в молодежной среде. Важно соблюдать системность в применении разработанных мер.
2. Исходя из выявленных причин и условий молодежного экстремизма необходимо осуществлять ежегодный мониторинг социальной напряженности в том или ином регионе Дальневосточного федерального округа для того, чтобы своевременно отслеживать уровень экстремистского потенциала населения субъекта Российской Федерации, в том числе среди молодежи. Соблюдая принцип системности, был предложен законченный механизм указанного мониторинга и его правовое регулирование на примере Хабаровского края, который применим в любом субъекте Российской Федерации.
3. Обоснована необходимость проведения комплексной экспертизы основных образовательных программ на предмет выявления в них факторов, влияющих на формирование у обучающихся лиц толерантного поведения к представителям различных религий, наций, национальностей и этносов. Указанная экспертиза станет превентивным инструментом в предупреждении молодежного экстремизма.
4. Предложено авторское определение психолого-педагогической экспертизы образовательных программ как вида гуманитарной комплексной экспертизы, направленного на выявление влияния содержания образовательных программ на участников образовательного процесса с точки зрения формирования у них толерантного отношения к представителям других религий, наций и этносов.
Список литературы:
1. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. М., 2005. С. 123.
2. Белобрыкина О. А., Дресвянников В. Л. Психологическая, экспертиза: современность и тенденции развития : монография / Под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, В. Л. Дресвянникова. Новосибирск : Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.
3. Варанкина Ю. С. Ларичев В. Д. Скудин
А. С. Правовые меры противодействия экстремизму : монография. М., 2012. 160 с.
4. Ещенко С. А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы // Общество и право. 2009. № 2. С. 12.
5. Маркова Ю. В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних экстремистской направленности : дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 92, 103.
6. Назиров Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления : дисс. ... д-ра филос. наук. Душанбе, 2009. С. 279.
7. Павлинов А. В. Современные проблемы борьбы с экстремизмом в России // Экстремизм.: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 358-359.
8. Сиоридзе А. Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 29.
Библиографическое описание статьи =
9. Скудин А. С. Предупреждение экстремистской деятельности // Российский следователь. 2010. № 18. С. 35-37.
10. Умняшова И. Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования : научный альманах / отв. ред. Р. Е. Барабанов. М. : МФЮА, 2016. С. 123-132.
11. Умняшова И. Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. С. 5-12.
12. Умняшова И. Б., Егоров И. А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого - педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. № 3 (48). С. 11-17.
13. Умняшова И. Б., Егоров И. А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации // Психология и право. 2016. Том 6. №3. С. 162-177.
Балацкий Д. Ю. Меры предупреждения молодежного экстремизма // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 162-169. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-162-169
D. Yu. Balatskiy
Measures to prevent the youth extremism
The article is devoted to the consideration of preventive measures to prevent the youth extremism.
With the help of legal analysis, a detailed study of the causal complex and conditions that form the extremist moods among the young generation has been carried out. Within the framework of the research, cultural and educational and socioeconomic causes of youth extremism are defined, and measures aimed at preventing youth extremism are defined. On the example of Khabarovsk territory it is proposed to introduce state monitoring of social tension in the subject of the Russian Federation. The author's definition of psychological and pedagogical expertise is suggested, the necessity of carrying out a complex examination of the main educational programs for determining the factors influencing the formation of tolerant behavior among the representatives of different religions, nations, nationalities and ethnoses is grounded in them.
Keywords: extremism, extremist sentiments, causes of extremism, psychological and pedagogical expertise.
Denis Yuryevich Balatskiy - associate professor of the chair of public and private law, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk) E-mail: balackij@mail.ru
References:
1. Aminov D. I., Oganyan R. EH. Molodezhnyj ehkstremizm. M, 2005. S. 123.
2. Belobrykina O. A., Dresvyannikov V. L. Psihologicheskaya ehkspertiza: sovremennost' i tendencii razvitiya : monografiya / Pod nauch red. O. A. Belobrykinoj, V. L. Dresvyannikova. Novosibirsk : Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.
3. Varankina YU. S. Larichev V. D. Skudin A. S. Pravovye mery protivodejstviya ehkstremizmu : monografiya. M., 2012. 160 s.
4. Eshchenko S. A. Mery protivodejstviya proyavleniyu ehkstremizma v Rossii: postanovka problemy // Obshchestvo i pravo. 2009. № 2. S. 12.
5. Markova YU. V. Preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemyh gruppami nesovershennoletnih ehkstremistskoj napravlennosti : diss. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2008. S. 92, 103.
6. Nazirov D. Problemy terrorizma, religioznogo ehkstremizma i puti ih preodoleniya : diss. ... d-rafilos. nauk. Dushanbe, 2009. S. 279.
7. Pavlinov A. V. Sovremennye problemy bor'by s ehkstremizmom v Rossii // EHkstremizm: social'nye, pravovye i kriminologicheskieproblemy / pod red. A. I. Dolgovoj. M., 2010. S. 358-359.
Reference to the article —
8. Sioridze A. T. Gruppovoj molodezhnyj ehkstremizm (kriminologicheskoe issledovanie) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 29.
9. Skudin A. S. Preduprezhdenie ehkstremistskoj deyateVnosti // Rossijskij sledovatel'. 2010. № 18. S. 35-37.
10. Umnyashova I. B. Nauchnye osnovaniya psihologo-pedagogicheskoj ehkspertizy v sisteme obrazovaniya // Psihologiya obrazovaniya : nauchnyj al'manah / otv. red. R. E. Barabanov. M. : MFYUA, 2016. S. 123-132.
11. Umnyashova I. B. Psihologo-pedagogicheskaya ehkspertiza v sisteme obrazovaniya: osnovnye napravleniya i podhody // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 201 7. T. 22. № 3. C. 5-12.
12. Umnyashova I. B., Egorov I. A. Mezhdisciplinarnyj konsilium obrazovatel'noj organizacii kak vid psihologo - pedagogicheskoj ehkspertizy v sisteme obrazovaniya // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2016. № 3 (48). S. 11-17.
13. Umnyashova I. B., Egorov I. A. Normativnye osnovaniya organizacii psihologo-pedagogicheskoj ehkspertizy v sisteme obrazovaniya Rossijskoj Federacii // Psihologiya i pravo. 2016. Tom 6. №3. S. 162-177.
Balatskiy D. Yu. Measures to prevent the youth extremism // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. 162-169. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-162-169