DOI 10.23859/1994-0637-2018-5-86-19 УДК 037
© Нечаева О.М., 2018
Нечаева Ольга Михайловна Nechaeva Olga Mikhailovna
Аспирант, Postgraduate student,
Вологодский государственный университет Vologda State University
(Вологда, Россия) (Vologda, Russia)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
МОЛОДЕЖНОЕ АГРАРНОЕ YOUTH AGRARIAN
ОБЪЕДИНЕНИЕ: К ПРОБЛЕМЕ ASSOCIATION: PROBLEM OF ITS
СУЩНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ESSENCE AND PEDAGOGICAL
ПОТЕНЦИАЛА POTENTIAL
Аннотация. В данной статье обосновывает- Abstract. The article substantiates the
ся идея педагогического потенциала молодеж- idea of the pedagogical potential of youth
ных аграрных объединений, функционирую- agrarian associations functioning on the basis
щих на базе высших учебных заведений. Автор of higher educational establishments. The
дает интерпретацию понятия «молодежное аг- author interprets the concept «youth agrarian
рарное объединение», а также рассматривает association» and examines its pedagogical
его педагогические задачи. В работе выделяют- purposes. The article singles out and describes
ся и описываются компоненты педагогического the components of the pedagogical potential of
потенциала молодежного аграрного объедине- a youth agrarian association and its pedagogi-
ния и его педагогические функции, делается cal functions. The author comes to the conclu-
вывод, что ценностно-смысловая составляющая sion that the value-semantic component of the
педагогического потенциала является его сис- pedagogical potential is its system-forming
темообразующей функцией. function.
Ключевые слова: молодежное обществен- Keywords: youth public association,
ное объединение, молодежное аграрное объе- youth agrarian association, socially significant
динение, социально-значимые качества, педа- features, pedagogical potential of a youth
гогический потенциал молодежного аграрного agrarian association, system-forming function,
объединения, системообразующая функция, value-semantic competences ценностно-смысловые компетенции
Введение
В современной науке вопросы, касающиеся деятельности молодежных общественных объединений (Н.Ф. Басов, А.В. Волохов, Э.Ш. Камалдинова, М.Е. Кульпе-динова, Р.А. Литвак и др.), а также истории и развития молодежного движения в России (Л.В. Алиева, Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, В.А.Кудинов, М.И. Рожков, И.И. Фришман и др.) раскрыты достаточно глубоко.
В то же время в педагогической литературе не встречается актуализация вопроса о педагогическом потенциале молодежного аграрного объединения в значении средства для формирования социально-значимых качеств личности современного молодого человека в рамках целостного педагогического процесса, проявлений его ценностно-смысловых компетенций в социальном и профессиональном развитии как будущего специалиста в аграрной сфере.
172 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
Основная часть
В настоящее время в рамках реализации молодежной политики в России большое внимание уделяется работе с молодежью через общественные объединения. Понятие «общественное объединение» официально закреплено в Федеральном законе РФ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», согласно которому эта категория рассматривается как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [6].
В условиях быстро развивающейся экономики, увеличения требований к качеству подготовки выпускника, отсутствия выраженной государственной идеологии общественные объединения становятся ярко выраженной силой для формирования мировоззрения, самоопределения и самореализации граждан. Рассмотрение вопроса педагогического потенциала молодежных общественных объединений заслуживает особого внимания. Как педагогическая категория, понятие «потенциал» характеризуется наличием возможностей и средств, которые имеют воспитательную направленность [2].
В начале XXI века В. А. Луковым и его коллегами был разработан подход «социальной субъектности», согласно которому молодежное объединение - это способ самодеятельного участия молодежи в процессе смены и преемственности поколений, освоения и реализации своей социальной субъектности в соответствии с реальным или желаемым социальным статусом, а самореализация, самоопределение молодого человека происходят чаще всего в рамках молодежных сообществ, в совместной деятельности молодых людей по реализации своих социальных интересов [3]. Мы разделяем данную точку зрения и подчеркиваем важность молодежных объединений в самореализации и самоопределении молодежи.
Современные исследователи выделяют характерные черты отечественных молодежных объединений:
- стремление к универсальности, разнообразию проектов;
- участие в общественном объединении рассматривается как «общественная нагрузка», хобби, а не как профессиональная деятельность (однако в последнее время стали развиваться общественные объединения, которые становятся «стартом» для развития профессиональной деятельности);
- опора на интуицию и ситуативность, что вызвано отсутствием апробированных профессиональных технологий и методов работы;
- проблемы с источниками финансирования, поиском средств, зависимость от государственного заказа [4].
Также выделяются и особенности молодежных общественных объединений по сравнению с другими общественными объединениями:
- ведущим мотивом участия в молодежном объединении является возможность самореализации;
- в общественном объединении молодежь становится субъектом права и гражданской активности, приобретает опыт самостоятельной работы и ответственности за ее результаты;
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
173
- молодежь рассматривается, с одной стороны, как субъект молодежной политики и целостного педагогического процесса, с другой стороны, как объект молодежной политики и целостного педагогического процесса, требующий педагогического воздействия, воспитания и контроля;
- молодежные общественные объединения выполняют роль «медиаторов» между государственной властью и молодым поколением, способствуя смягчению социальных противоречий [4].
Таким образом, молодежное общественное объединение позволяет целенаправленно формировать социально значимые качества личности, способствует саморазвитию и самореализации человека, следовательно, обладает педагогическим потенциалом.
Интерпретация категории «молодежное общественное объединение» и этимология понятия «аграрный» позволяют представить молодежное аграрное объединение как молодежное общественное объединение, созданное на добровольной основе гражданами для реализации общих целей по социальному или профессиональному развитию в аграрной сфере.
В современной ситуации развития общества молодежные аграрные объединения, осуществляя разноплановую деятельность, но представляя собой, прежде всего, социальное явление, способствуют формированию социально значимых качеств личности. Их работа связана с профессиональной подготовкой, ориентированной преимущественно на коллективную деятельность и развитие комплекса социально-профессиональных качеств личности на основе соответствующего комплекса ценностей. Следовательно, на основе выделенных ценностей можно определить у участников молодежного аграрного объедения основные формируемые качества личности, а также соответствующий комплекс компетенций.
В современном аграрном вузе молодежное объединение выступает как средство для организации системной воспитательной работы в рамках целостного педагогического процесса. Такое объединение на базе вуза строит свою деятельность на принципах, способствующих самореализации личности обучающегося: добровольности участия в общественном объединении, целенаправленной деятельности, целостности и системности деятельности, выборности руководящих органов, открытости в деятельности, консолидации студентов для решения вопросов по улучшению качества профессиональной подготовки, партнерства во взаимодействии с другими общественными объединениями и администрацией вуза [5]. Молодежное аграрное объединение, включая студентов в развивающую образовательную деятельность, становится механизмом для социально-профессиональной самореализации студентов. Это позволяет сделать вывод о педагогическом потенциале молодежного аграрного объединения.
Педагогический потенциал молодежного аграрного объединения является системно организованным феноменом, в структуре которого можно выделить такие компоненты, как:
а) образовательный - способствует формированию у студентов в молодежном аграрном объединении системы знаний, связанной с профессиональной ориентацией;
174 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
б) развивающий - обеспечивает развитие критического мышления, умение самостоятельно принимать решения через привлечение обучающихся к их участию в социально значимых акциях и проектах;
в) воспитательный - включает в себя гуманистическое и патриотическое воспитание, воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств;
г) ценностно-нормативный - обеспечивает формирование определенной системы ценностно-смысловых ориентаций и модели поведения обучающихся.
Выявленное содержание компонентов позволяет выделить следующие педагогические функции молодежного аграрного объединения, отражающие их педагогический потенциал: социальной компетентности, личностно-развивающая, профессиональная, инновационно-инициативная, гражданского воспитания, ценностно-смысловая. Рассмотрим более детально содержание каждой из названных функций:
1. Функция социальной компетентности рассматривает формирование опыта самостоятельной жизни в обществе, социализации человека.
2. Личностно-развивающая функция позволяет реализовать свои склонности, интересы, возможности.
3. Профессиональная функция заключается в способности к трудовой деятельности, осознании ценности труда и его общественной пользы, способности к труду, развитию профессионально важных качеств и профессиональной компетентности.
4. Инновационно-инициативная функция означает развитие деловых, инициативных, эвристических способностей студентов в процессе работы в молодежном аграрном объединении, формирование активной жизненной позиции, умения разрабатывать социальные проекты и их реализовывать, брать на себя ответственность за результат своей деятельности.
5. Функция гражданского воспитания позволяет человеку получить общественное признание своих усилий через активную гражданскую позицию, реализацию гражданских прав и обязанностей.
6. Ценностно-смысловая функция заключается в формировании ценностно-смысловых компетенций обучающихся вуза.
Реализация выделенных педагогических функций молодежного аграрного объединения в целостном педагогическом процессе позволит развить социально значимые качества личности и значительно повысить качество подготовки будущего работника аграрной сферы, а выделенная системообразующая функция - ценностно-смысловая - дает возможность интерпретировать траекторию построения работы молодежного аграрного объединения в вузе. Данная функция становится основой организации целостного педагогического процесса, определяя цель, содержание, педагогические технологии, критериальные показатели эффективности педагогической работы в этом направлении. Невозможно сформировать профессионала своего дела без ценностно-смысловых компетенций, важных для той или иной специальности.
Опираясь на возрастные особенности обучающихся и понятие «молодежное аграрное объединение», мы выделили комплекс духовных ценностей участников молодежного аграрного объединения: «личность», «природа», «общество», «профессия». Эти ценности будут являться ценностно-смысловыми ориентирами выстраива-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
175
ния целостного педагогического процесса. Важна логическая цепочка научных категорий. Духовные ценности определяют ценностно-смысловые ориентиры, которые, в свою очередь, становятся базой формирования качеств-ценностей личности, а их результатом видится формирование ценностно-смысловых компетенций. Нами разделяется научная позиция Л.О. Володиной о том, что конкретной ценности соответствуют конкретные качества ценности [1]. Это позволяет содержательно представить обоснованную нами логическую цепочку научных категорий в рамках понятия «молодежное аграрное объединение» (см. таблицу).
Таблица
Логическая цепочка научных категорий в рамках понятия «молодежное аграрное объединение»
Ценностно-смысловой ориентир Качества-ценности личности Ценностно-смысловая компетенция
Природа Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам Способность видеть и понимать окружающий мир, уметь ориентироваться в нем, рационально относиться к природным богатствам
Общество Гуманность, альтруизм, толерантность, уважение семейных традиций, гражданственность, патриотизм, уважение к социальным нормам и этическим требованиям, чувство ответственности Проявление гуманности, альтруизма, толерантности; способность дорожить семейными традициями; развитое чувство гражданственности и патриотизма
Личность Самостоятельность, самоопределение, самореализация, забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни, самопринятие, любознательность Осознание своей роли и предназначения в жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, связанных с планированием своей жизненной траектории; здоровый образ жизни
Профессия Профессионализм, жизненная активность, личная творческая инициатива, целеустремленность, стремление к достижению и успеху в обществе, улучшению своего положения в повседневной жизни [1], трудолюбие, гордость за результаты своего труда, старательность, дисциплинированность Понимание значения трудовой деятельности и важности своей будущей профессии; желание совершенствоваться в своей профессии; стремление к достижению успеха в обществе; способность оценивать результаты своего труда
Понятие «профессия» в рамках системы ценностно-смысловых ориентиров будет интегративным, так как включает в себя отдельные элементы вышеперечисленных понятий, а также включает дополнительные.
176 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
На основе вышесказанного конкретизируем понятие «молодежное аграрное объединение»: это общественное объединение молодежи, созданное на добровольной основе в контексте духовных категорий «общество», «природа», «личность» и «профессия» как ценностно-смысловых ориентиров для реализации целей по социальному и профессиональному развитию будущих специалистов в агарной сфере, направленное на формирование соответствующего комплекса ценностно-смысловых компетенций.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что сущность молодежного аграрного объединения определяется его составляющими компонентами - образовательным, развивающим, воспитательным и ценностно-нормативным, - образующими, в целом, педагогический потенциал такого объединения. Выделение ценностно-смысловой функции педагогического потенциала в качестве системообразующей позволяет интерпретировать направления педагогической деятельности, отвечающие профилю высшего учебного заведения.
Литература
1. Володина Л.О. Методическая и методологическая компетентности педагога в вопросе духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2016. №7. С. 8-12.
2. Гаврилова А.О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры // Фундаментальные исследования. 2015. №2-19. С. 4280-4285.
3. Луков В.А. Государственная молодежная политика: требование перемен // Молодежь-97: надежды и разочарования. М., 1997.
4. Родина О.А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: дисс.... канд. соц. наук. URL: http://cheloveknauka.com/ v/159217/d#?page=1
5. Студенческие объединения: создание, становление, функционирование: методические рекомендации для студентов / сост. Т.Б. Крюкова, Т.В. Королева. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2012. 92 с.
6. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
References
1. Volodina L.O. Metodicheskaja i metodologicheskaja kompetentnosti pedagoga v voprose duhovno-nravstvennogo vospitanija [Methodical and methodological competence of the teacher in the issue of spiritual and moral education]. Nachal'naja shkola [Elementary School], 2016, no. 7, pp. 8-12.
2. Gavrilova A.O. Suwnost' pedagogicheskogo potenciala russkoj narodnoj kul'tura [The essence of the pedagogical potential of Russian folk culture]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research], 2015, no. 2-19, pp. 4280-4285.
3. Lukov V.A. Gosudarstvennaja molodjozhnaja politika: trebovanie peremen [State Youth Policy: Demand for Change]. Molodjozh'-97: nadezhdy i razocharovanija [Youth-97: Expectations and Disappointments]. Moscow, 1997.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5
177
4. Rodina O.A. Molodezhnye obwestvennye obedinenija v sovremennoj Rossii: sociologicheskij analiz jeffektivnosti: Dr. dis. [Youth public associations in modern Russia: a sociological analysis of effectiveness: Dr. dis.]. Available at: http://cheloveknauka.com/v/ 159217/d#?page=1
5. Studencheskie obedinenija: sozdanie, stanovlenie, funkcionirovanie: metodicheskie rekomendacii dlja studentov [Student associations: creation, formation, functioning: methodical recommendations for students]. Ivanovo, 2012. 92 p.
6. Federal'nyj zakon "Ob obwestvennyh obedinenijah' ' ot 19.05.1995 N 82-FZ [The Federal Law "On Public Associations"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 6693/
Примечание: работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.О. Володиной.
Для цитирования: Нечаева О.М. Молодежное аграрное объединение: к проблеме сущности и педагогического потенциала // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №5(86). С. 172-178. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-19
For citation: Nechaeva O.M. Youth agrarian association: problem of its essence and pedagogical potential. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 5 (86), pp. 172-178. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-19
178 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5