УДК 329 ББК 66.75
Криницына Екатерина Владимировна
кандидат педагогических наук кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств
г. Челябинск Новодворская Наталья Борисовна соискатель кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств
г. Челябинск Krinitsyna Ekaterina Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences of the chair of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts
Chelyabinsk Novodvorskaya Natalya Borisovna post-graduate of the chair of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (ChSACA)
Chelyabinsk [email protected] Развитие управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения Of development of management culture of youth social association В статье актуализируется необходимость развития управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения; выделяются и аргументируются на основе психологических, социологических, педагогических, культурологических исследований признаки понятий «управленческая культура», «молодежное общественного объединение»; делаются выводы о перспективах развития управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения с учетом выявленных признаков.
The article actualizes necessity of development of management culture of manager of youth social association; on the basis of psychological, sociological, pedagogical, culturological researches it emphasizes and reasons the attributes of the notions “management culture”, “youth social association”; it makes conclusions about the perspectives of development of management culture of youth social association manager taking into consideration the emphasized attributes.
Ключевые слова: управление, управленческая культура, управленческая культура менеджера, молодежное общественное объединение.
Key words: management, management culture, management culture of manager, youth social association.
Социальный заказ общества, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования до 2025 года», Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Молодежь России»», ориентирует на развитие молодежи, как деятельностной, активной составляющей современного общества, способной к новаторству и творчеству, владеющей организаторскими навыками.
Молодежные общественные организации выступают важнейшей социальной структурой (институтом) гражданского общества и представляют собой коллективы, объединяющие своих членов в соответствии с индивидуальными интересами, потребностями, склонностями (В.А. Аршинов, Н.К. Беляева, А.С. Гаязов, Б.С. Гершунский, М.Н. Кузьмин, Н.М. Савичева, А.Н. Хлопин и др.).
Молодежные и детские объединения входят в типологию общественных формирований Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова. Она включает в себя: 1) профсоюзы; 2) благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи (например, Всероссийский фонд культуры), фонды, организации, работающие с социально ослабленными слоями с привлечением волонтеров; 3) детские и молодежные объединения (ассоциация скаутов, молодежные парламенты и палаты, союзы подростковых клубов, и т.д.); 4) неформальные объединения: а) объединения социальных инициатив (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.д.); б) эпатажные (панки, рокеры, металлисты и т.д.); в) любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление, коллекционирование, художественное творчество, например, авторская песня и т.д.); г) культурно-этнические организации; д) социально-защитные (не на благотворительной основе); е) конфессиональные; ж) социально-творческие, которые делятся на следующие разновидности: 1) научно-просветительные и научно-технические; 2) экологические и любителей животных; 3) объединения и общества по интересам (книголюбов, филателистов,
автолюбителей, туристов и т.д.); 4) физкультурно-спортивные; 5) художественно-творческие (творческие союзы и организации и т.д.) [2, с. 360].
При этом развитие в современных условиях молодежных общественных объединений требует нового подхода к организации их жизнедеятельности. Интегрируя педагогические подходы (Р.А. Литвак, Э. Ш. Камалдинова, Е. В. Титова, Л.В. Кузнецова и др.) к трактовке сущности и статуса понятий следует выделить, что «молодежное общественное объединение» представляет собой группу лиц объединившихся добровольно на основе интереса к социально значимой деятельности и активной гражданской позиции, с целью осуществления инициатив среди детей, подростков и молодежи и одновременного самосовершенствования.
Современные общественные объединения становятся средством социализации молодежи, где происходит не только формирование социального опыта, но воспроизводство его на творческой основе, молодежные объединения дают возможность для проявления индивидуальности каждому участнику. Здесь учатся выстраивать отношения, которые складываются между индивидуумами в процессе коллективной деятельности.
Система деятельности молодежного общественного объединения формируется в соответствии с основными принципами формирования личности, которые мы сформулировали на основе анализа работ Л. В. Байбородовой, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова и др.
Принцип ориентированности объединения на реализацию гуманных целей позволяет сформировать ценностные отношения в системе «человек-человек», главной нормой которого является гуманность. Этот принцип требует обеспечения свободы совести, свободного выбора общественных организаций и объединений, перехода из одного объединения в другое, свободу вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботу о социальном, психическом и физическом здоровье молодежи, а также готовность к социальной защищенности и учету интересов молодежи, принцип предполагает и пробуждение новых предпочтений, интересов, потребностей.
Принцип социального закаливания молодежи в процессе социально значимой деятельности предполагает включение участников МОО в ситуации, которые требуют воспитания усилий, воли, характерных качеств, особой позиции личности, способности преодолевать негативное воздействие социума; выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям молодого человека, позволяющих формировать социальный иммунитет, устойчивость против стрессов, против вовлечения в различные антисоциальные группировки и действия. Для этого необходимо стимулировать процесс самопознания определения своей позиции, волевой готовности к системе социальных отношений.
Принцип создания воспитывающей среды требует организации в общественном объединении таких отношений, которые формировали бы личность каждого участника объединения. Прежде всего, важна роль идеи о единстве коллектива объединения, сплочения этого коллектива. В каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает ответственность участников процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в молодежных объединениях в социальном окружении доминируют творческие начала при организации разнообразной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
На современном этапе молодежные общественные объединения представляют собой интегративное, постоянно развивающееся формирование, в котором происходит взаимодействие с государственными и общественными организациями посредством реализации разнообразных программ, путем участия в организованных ими творческих, социально значимых проектах, акциях, фестивалях, слетах, ярмарках и др. Молодежные общественные объединения осуществляют свою деятельность в современной среде, характеризующейся высо-
кои системой информатизации, финансово-экономическом и имиджевом составляющей, наличием зависимостей от популяризации того или иного вида общественной деятельности, а значит в структуре общественного объединения становиться востребованным новое звено самоуправления, к которым относятся менеджеры молодежного общественного объединения.
При этом следует учитывать, что областью деятельности менеджера выступает обеспечение эффективного управления организацией, социальноэкономическими процессами; организация систем управления; совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
Понятие «управление» в системе наук ориентировано на процесс, отражающий изменение объекта или явления (философия); на взаимодействие менеджера и окружающей среды (социология); на характеристики субъекта (культурология); на создание организационно-технических условий и традиций в процессе профессионального и нравственного развития личности (менеджмент); на управленческие воздействия, направленные на создание благоприятных социально-психологических отношений в соответствующей группе (психология).
Управление как явление объективного мира имеет многоаспектный характер. Ученые выделяют три основных вида управления: техническое, биологическое и социальное. Управление молодежными общественными объединениями относится к третьему типу и представляет управление определенной социально-педагогической системой.
При этом процесс управления характеризуются общими признаками:
-наличием двух систем - управляющей и управляемой - в рамках единой самоуправляемой системы;
- целенаправленностью процесса управления;
- наличием программ как сигнально-информационного носителя, с помощью которого одна система влияет на другую:
- наличием обратных связей;
- энтропийным характером процессов управления [1, с.17].
Управление в педагогике имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально-значимых целей в конкретных условиях функционирования и развития образовательных систем [5].
Политическая, правовая, административная, организационная, менеджерская культура являются видами управленческой культуры. Степень их проявления детерминируется средой жизнедеятельности, профессионально-личностным развитием личности, требованиями к его профессиональной деятельности и индивидуальными ценностями.
Соответственно развитие управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения есть аккумуляция знаний, умений, опыта, овладение которыми необходимо для осуществления управленческих функций. В культуру управления входит умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении.
Государственными механизмами управления деятельностью молодежных объединений являются: 1) конкурсы молодежных проектов на соискание грантов; 2) координация деятельности государственных, общественных и бизнес-структур в реализации молодежной политики (создание молодежных парламентов и консультативных органов при структурах законодательной власти, студенческих советов как органов самоуправления в вузах и т.д.).
Функции управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения связаны с системой общей культуры деятельности субъекта управления развитием системы или учреждения [4, с. 19] и могут представлять следующий перечень: гностическая функция, реализуемая в значениях, нормах и ценностях познания человека, группы, организации, конкретной ситуации; прогностическая функция - определения динамики развития управленческой ситуации; проектировочная функция - определения целей и задач, планирования деятельности; коммуникативно-
83
информационная функция - формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей, сбора, преобразования и направления в них необходимой для управления информации; мотивационная функция - воздействия на совокупность внешних и внутренних условий руководителя и объекта управления, определяющих направленность деятельности; функция руководства - ответственности руководителя за принятие решений и конкретные результаты деятельности; функция организации - обеспечения реализации целей и задач управления; функция обучения - передачи знаний, навыков и умений объекту управления; функция воспитания - формирования личности и коллектива; функция контроля - определения соответствия состояния, поведения и деятельности программе управления; функция оценки
- отражения степени рассогласования между актуальными и потребными параметрами управленческой ситуации; функция коррекции - внесения изменений в цели и программу управления.
Развитие управленческой культуры менеджера молодежного общественного объединения направлено на развитие видов общественной деятельности; социально приемлемая реализация результатов деятельности; организация инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; интенция процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития; развитие имиджа общественного объединения и его фасцинационное влияние на процесс развития социальной успешности молодежи.
Библиографический список
1. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.И. Водовозов ; сост. В. С. Аранский. - М. : Педагогика, 2006. - 480 с.
2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.
3. Литвак, Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе [Текст] / Р.А. Литвак, Р.С. Димухаметов, Н.В. Кравчук, А.В. Пономарева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 154 с.
4. Саморуков, В. И. Системно-ситуативная модель психологопедагогической подготовки офицерских кадров [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. И. Саморуков. - СПб. , 2006. - 231 с.
5. Шапоренкова, Г. А. Интергративно-целевое управление качеством образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.А. Шапоенкова. -Челябинск, 2010. - 24 с.
Bibliography
1. Vodovozov, V. I. Isbranniye pedagogicheskiye sochineniya [Text] / V.I.Vodovozov; composed by V. S. Aranskiy.-M.:Pedagogika, 1986.-480ps.
2. Kiselyova, T. G. Sotsyalno-kulyturnaya deyatelynost [Text] / T.G.Kiselyova, Y.D.Krasilnikov.-M.:MGUKI, 2004, 2004.-539ps.
3. Litvak, R. A. Slovar po sotsialynoy pedagogike i sotsialynoy rabote [Text] / R.A.Litvak, R.S.Dimuhametov, N.V.Kravchuk, A.V.Ponomaryova. -Chelyabinsk: ChGAKI, 2009.-154 ps.
4. Samorukov, V. I. Sistemno-situativnaya model psihologo-pedagogicheskoy podgotovki ofitserskih kadrov [Text] : diss. ... cand. of ped. Sciences / V.I.Samorukov. - SPb., 2006 - 231 ps.
5. Shaporenkova, G. A. Integrativno-tselevoye upravleniye kachestvom obrazovaniya [Text] aftoref. of diss. ... of cand. of ped. sciences / G. A. Shaporenkova. - Chelyabinsk, 2010. - 24 ps.