РАЗДЕЛ IX СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК316.346.32- 053.6(1-87)
Чальцева Ирина Семеновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и молодежной политики Педагогического института Южного федерального университета, [email protected]. Ростов-на-Дону
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЗА РУБЕЖОМ: ПОПЫТКА
АНАЛИЗА
Chaltseva Irina Semenovna
Candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of social pedagogic and youth policy chair of Teacher Training Institute of South Federal University, [email protected] , Rostov-on-Don
YOUTH POLICY ABROAD: ATTEMPT TO ANALYZE
В условиях современной российской действительности, ситуации обострившихся проблем молодежи все более актуальной становится проблема объективной оценки отечественного опыта работы с молодежью, а также изучения, анализа, выявления возможностей адаптации зарубежного опыта реализации молодежной работы, молодежной политики к российским условиям.
Целенаправленная государственная политика в зарубежных странах в отношении молодежи начинает развиваться на рубеже 50-60-х годов XX века. Стимулом для развития молодежной политики послужила активизация протестного потенциала молодежи, «молодежные бунты», «студенческие революции», прокатившиеся по ряду стран Европы и США, заявившие о молодежи как действенной силе общественного переустройства; обеспокоенность государства и общества асоциальным и антисоциальным поведением молодежи, деформациями молодежного сознания; осознание усиления роли «молодежного фактора» в социально-экономических, общественно-политических и социокультурных процессах и т.д.
В настоящее время несомненным приоритетом ряда зарубежных стран является разработка и воплощение в течение длительного времени молодежного законодательства, реализация молодежной политики на государственном и международном уровнях.
Анализ деятельности европейских стран (Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии) в молодежной сфере позволяет определить основные характеристики государственной молодежной политики, складывающейся на уровне государств, а также сделать некоторые выводы о ее специфике и общности.
Объединяющим фактором в государственной молодежной политике зарубежных стран является ориентация на принятые на международном уровне документы, определяющие тенденции, принципы, подходы и
направления реализации молодежной политики в отношении молодежи. Документы ООН, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО, Совета Европы, несомненно, имеют значительное влияние на развитие молодежной политики в странах Евросоюза, но, вместе с тем, каждая из европейских стран имеет свое молодежное законодательство, особенности формирования и реализации молодежной политики, обусловленные социально-экономическими, историко-культурными и другими особенностями государства.
Обзор систем государственной молодежной политики Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии позволил нам сделать некоторые выводы о сущности и отличительных чертах государственной молодежной политики в данных странах.
Одной из наиболее важных характеристик государственной молодежной политики, составляющей ее ядро, определяющей направление развития и предполагаемый результат деятельности в молодежной сфере является цель молодежной политики.
Несмотря на то, что в разных странах Европы цель молодежной политики сформулирована по-разному, общем лейтмотивом является - содействие бесконфликтной интеграции молодежи в социальные отношения, стимулирование активной гражданской жизни молодых людей
В сферу молодежной политики включаются различные возрастные категории детей и молодежи (Германия - молодые люди до 27 лет; Франция - от 15 до 26 лет; Швеция - от 15 до 25 лет; Финляндии лица в возрасте до 29 лет). Примерно одинаковой является верхняя граница возраста, определяемая в интервале 25 - 29 лет, фиксирующая время самоопределения молодого человека в профессиональном, мировоззренческом, социальном аспектах.
Исходными, руководящими положениями, определяющими сущность, основные требования, содержание и технологии поддержки государствами самоопределения, саморазвития молодого поколения обозначены принципы организации молодежной политики: комплексный характер реализации молодежной политики; координация и взаимодействие в процессе осуществления молодежной политики, реализации молодежных программ на трех уровнях - национальном, региональном и местном; вариативность форм и методов работы, учитывающих специфику проблем различных категорий молодежи; межсекторальное взаимодействие; развитие самодеятельности, самоорганизации молодежи; открытость, прозрачность молодежной политики.
Обозначенные приоритеты определяют веер задач и содержание деятельности молодежной политики рассматриваемых зарубежных стран.
Задачи молодежной политики в рассматриваемых странах, определены по-разному, с учетом специфики экономического состояния страны, приоритетных проблем молодежи, историко-культурной традиции, специфики организации и осуществления социальной работы с населением и т.д. Между тем, можно выделить наиболее универсальные задачи, решае-
мые в рамках государственной молодежной политики:
Р разработка законодательной базы государственной молодежной политики
Молодежная политика Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии опирается на нормативно-правовые документы международного уровня, основные государственные законы и подзаконные акты, и также на специальные законы, регулирующие отношения в молодежной сфере, взаимодействие молодого поколения и государства, общественных институтов и т.д.
Одной из стран с наиболее развитой законодательной базой государственной молодежной политики по праву является Германия, имеющая давние традиции законотворчества в интересах молодежи. В Германии -одной из первых стран была принята серия законодательных актов защиты детей и молодежи. Так, в 1839 г. было принято Предписание о занятости молодежи на фабриках, в 1900 - Прусский закон о попечении несовершеннолетних, а в 1922 г. - Имперский закон о вспомоществовании молодежи и т.д.
В современной объединенной Германии на решение проблем молодежи направлены: ратифицированные международные акты, общие законы страны - Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Федеральный закон о социальной помощи, Закон о содействии трудоустройству. А также ряд законов, касающихся исключительно особых проблемных ситуаций детей и молодежи: Закон о помощи детям и молодежи; Закон о распространении опасных для молодежи письменных произведений и содержаний в средствах информации, Закон о защите молодежи в общественных местах, Закон об охране труда несовершеннолетних, Закон о содействии трудоустройству, Закон о гражданской (альтернативной) службе и т.д.[1]
У разработка плана действий в отношении молодежи на длительный период, осуществление, поддержка молодежных программ и проектов
В качестве основных направлений реализации программ выделяют:
- стимулирование различных форм социальной активности молодежи,
- формирование компетенции в пользовании средствами массовой информации,
- социальная и профессиональная интеграция молодежи,
- мероприятия с целью повышения демократии и толерантности.[2,
3,4]
В рамках данных направлений на государственном уровне разрабатываются и реализуются молодежные программы. В частности, в Германии действует ряд программ, среди них
- Программа действий по улучшению ситуации социально обделенных детей и молодежи: Развитие и шансы молодежи в очагах социальных проблем. В рамках программы осуществляется сотрудничество Федерального фонда детей и молодежи с организациями всех сфер. Многочисленные молодежно-политические организации и структуры формируют
общий пакет для ликвидации пробелов в сети предложений для социально обделенных молодых граждан. Программа поддерживает молодых граждан в очагах социальных проблем как в городах, так и в малоразвитых сельских районах. В рамках программы активируются наряду с федеральными и другие денежные средства, например, средства Европейского социального фонда, ведомств по труду и муниципалитетов.
- Программа действий против вытеснения и дискриминации на рынке труда и в обществе Ксенос. Ксенос - жизнь и работа в многообразии. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда (ЕБР). Деятельность Ксенос направлена на координацию мероприятия, направленные против вытеснения и дискриминации, с помощью методов борьбы против враждебности ко всему чужому, нетерпимости, расизма.
Во Франции государством и общественными структурами реализуется обширный пакет разнонаправленных молодежных программ, в том числе:
- «Проект М» (молодежь в возрасте от 13 до 25 лет) и «Вызов молодых» (от 15 до 28 лет), которые направлены на поддержку молодежных инициатив, позволяющих подросткам и молодежи активно участвовать в жизни местных сообществ, на повышение социальной стабильности, профессиональную и социальную интеграцию, повышение уровня доверия молодежи к власти;
- Программа «Новые услуги, новые рабочие места» направлена на предоставление молодым людям, не имеющим трудового опыта, постоянного места работы и возможности сделать карьеру, а также на удовлетворение спроса на рабочую силу в таких секторах, как дополнительное образование, защита окружающей среды, культура, обеспечение общественной безопасности, повышение качества жизни т.д.
Необходимо отметить, что в Германии и Франции более развита система государственного регулирования экономических и социальных процессов и ведущая роль в определении приоритетов, осуществлении молодежной политики отводится государству, тогда как в Великобритании, Швеции государство формулирует общие подходы в молодежной политике, ее цели и приоритеты, основная же роль в осуществлении конкретных молодежных программ отводится общественности.
Одним из механизмов поддержки молодежных программ и проектов является оказание государством помощи в виде субсидий.
Так, в Финляндии, согласно закону о молодежи, государственные субсидии национальным организациям и их региональным отделениям размещаются на основе фактической работы с учетом социальной значимости деятельности и потребности в субсидии. Критерии выполнения работы: качество, объем и соотношение затрат и эффективности деятельности. Общая субсидия не выделяется молодежной организации, чьей основной миссией является проведение занятий только в одной области образования, исследования и т.п.; преимущественно занимающейся тредю-нионизмом; деятельность или субсидии которых регламентируются различными законодательными актами или государственные субсидии для
которых поступают из специально выделенных ассигнований в государственном бюджете. [5]
Основанием выделения государственных субсидий национальным молодежным центрам в первую очередь является эффективность работы, определяемая по степени, в которой центр используется молодежью. Центры должны реализовать фундаментальные цели и основываться в свой деятельности на принципах, изложенных в Законе о молодежи, работать на некоммерческой основе. Возможные доходы центров должны использоваться на развитие самих центров и их услуг. Правительством может оказываться субсидарная помощь центрам, начинающим свою деятельность, на основе сметы,
> вовлечение молодежи в самоуправление
Нельзя сказать, что в развитых зарубежных странах партнерство государственных органов с молодежью в принятии и осуществлении управленческих решений повсеместно вошло в практику молодежной политики. Тем не менее, как отмечают исследователи в области молодежной политики, начиная с 90-х годов XX в. условия для такого партнерства стали создаваться на уровне отдельных муниципалитетов и областей во многих странах Западной Европы.
Во Франции сложилась и функционирует система советов молодежи, действующая на разных уровнях:
- Национальный совет молодежи - рассматривает вопросы, связанные с молодежной политикой, инициирует рассмотрение молодежных проблем в правительстве, представляет и защищает интересы молодежи. В структуру Национального совета молодежи входят комиссии, деятельность которых охватывает большой спектр молодежных проблем: профессиональная занятость и здоровье, вовлечение молодежи в местное самоуправление и развитие молодежных СМИ, дискриминация молодежи и т.д.;
- Совет молодежи департамента - взаимодействие с префектурой в решении проблем молодежи, обсуждение вопросов, интересующих молодежь, разработка и представление предложений по решению молодежных проблем;
- Местные советы молодежи (на уровне муниципалитетов) представляют интересы молодежи на уровне местной власти, способствуют развитию взаимодействия молодежи и местной власти, активизации гражданского сознания молодежи. (3)
> развития волонтерского движения, самодеятельности молодежи
Сегодня волонтерские организации существуют в более чем в 80
странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтерскому движению как «незаменимому средству мобилизации молодых людей».
Добровольческие инициативы распространяются практически на любую сферу деятельности человека: работа с социально-незащищенными слоями населения: инвалидами, престарелыми, бездомными, беженцами, ВИЧ-инфицированными и т.д.; деятельность в области детского и взрос-
лого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, миротворчества; продвижение идей мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды.
Волонтерское движение сегодня рассматривается как - значительный фактор социально-экономического развития государств; важнейший ресурс дальнейшего демократического развития, прочный фундамент гражданского общества; средство межкультурной интеграции и международной кооперации в решении гуманитарных и социальных проблем; индикатор принятия молодежью предельно возможного уровня социальной ответственности, добровольного активного включения в решение ключевых общественных проблем. [6]
Как констатируется в документах ООН, «глобальные цели тысячелетия» окажутся неосуществимыми без поддержки благотворителей и добровольцев во всем мире [7].
> оценка положения молодежи.
Характерной чертой государственной политики рассматриваемых стран является обязательное отслеживание эффективности молодежной политики в стране, проведение мониторинга, анализ происходящих в жизни молодежи изменений, в том числе, с привлечением независимых экспертов, и составление Доклада о положении молодежи в стране.
Оценка положения молодежи предпринимается и на международном уровне. Так в опубликованном докладе ООН современное поколение молодежи рассматривается как самое образованное поколение в истории человечества, однако главным препятствием при вступлении во взрослую жизнь остается бедность и трудности в поисках достойной работы.
В настоящее время в мире насчитывается около 1.2 млрд. молодых людей в возрасте 15-24 лет, что составляет примерно 18% населения планеты и 24% людей трудоспособного возраста. В большинстве стран мира уровень безработицы среди молодежи намного превышает уровень безработицы среди населения в целом. Например, в странах Восточной и Центральной Европы в 1993 году безработными были 14,9% молодых людей, а в 2003 - 18,6%. Ныне в государствах этого региона 33,6% молодых людей не учатся и не работают.
В докладе также указывается, что одной из самых серьезных угроз будущему молодежи стран Восточной Европы и СНГ является эпидемия ВИЧ/СПИД. Люди, не достигшие 30-летнего возраста, составляют 80% ВИЧ-инфицированных в Восточной Европе и СНГ.
Авторы доклада отмечают, что благополучию молодежи угрожают эпидемия ВИЧ/СПИД, преступность, конфликты и наркомания. Степень действия этих факторов в значительной мере зависит от наличия или отсутствия программ по организации досуга молодежи.
Как указывается в исследовании, за последнее десятилетие произошел сдвиг в осознании важности досуга для развития молодежи, «растет признание жизненно важного значения свободного времени для молодых людей с точки зрения более активного вовлечения в социальную жизнь,
доступа к имеющимся возможностям и общего развития»
При этом при использовании свободного времени все большее значение приобретают информационно-коммуникационные технологии. Некоторые из этих тенденций приводят к вытеснению традиционных видов досуга. Привычки, выработанные при использовании современной технологии, могут привести к возникновению культуры «индивидуализированного отдыха», поскольку молодые люди посвящают все больше свободного времени компьютерам и мобильным телефонам.
К опасным тенденциям относится и принятие алкоголя во все более раннем возрасте, [8]
Следующий критерий оценки деятельности государств (Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии) в сфере молодежной политики, выбранный нами для анализа - управление молодежной политикой.
Управление молодежной политикой осуществляется как организациями специально для этого созданными, так и выполняющими данную функцию наряду с другими. В Германии и Франции существуют специальные министерства, отвечающие за формирование и реализацию молодежной политики: Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи (Германия); Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (Франция).
В Великобритании, Швеции, Финляндии нет специального министерства, занимающегося вопросами молодежи и молодежной политики. Координирует национальную политику во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в Великобритании Министерство образования и созданный в 2000 г. в его структуре Комитет по делам детей и молодежи; в Швеции - Министерство культуры; в Финляндии - Министерство образования и непосредственно Отдел молодежи, входящий в Департамент культурной, спортивной и молодежной политики
Источники и механизмы финансирования молодежной работы: Наряду с государственным финансированием, деятельности предприятий в области спонсоринга, частных источников в ряде государств существуют и иные источники финансирования, в частности:
Фонд Немецкая молодежная марка, з.о, - один из значительнейших молодежных фондов в Германии Он заведует средствами, ежегодно собирающимися из продажи особых почтовых знаков, которые издаются Федеральным министерством финансов. Фонд использует полученные средства, как сказано в уставе, «на благо немецкой молодежи».[1]
В Финляндии государственная компания «Вейккаус» проводит лотереи, спринт-лото, спортивные тотализаторы, доходы от которых перечисляются Министерству образования, в том числе и входящему в структуру министерства Департаменту культурной, спортивной и молодежной политики [5]
Подготовка кадров.
Сложные процессы, происходящие в молодежной среде, увеличение числа категорий молодежи, имеющих специфические социальные про-
блемы, тенденции профессионализации молодежной работы, требует переосмысления существующей практики профессиональной подготовки кадров для работы с молодежь.
В странах Европы подготовка кадров для работы с молодежью отличается значительным разнообразием. Обучение молодежных работников ведется как государственной системой профессиональной подготовки (профессиональные школы, институты, университеты и т.д.), так и значительная часть добровольных молодежных работников обучается молодежными ассоциациями, религиозными общинами и т.д.
Одной из задач молодежной политики является рассмотрение возможности и путей группировки различных систем обучения, более четкого определения профессиональных профилей, согласованности в разработке методов и содержания обучения, а также приведение инициатив, осуществляемых в сфере обучения молодежной работе, в соответствие с общими тенденциями развития молодежной политики
Наличие большого количества форм неформального образования, отличающихся содержанием, уровнем получаемых знаний, их направленностью обусловило необходимость разработки механизмов признания присуждаемых квалификаций, профессиональной компетентности выпускников. В то же время, существует опасность унификации его с формальным образованием.[4,9]
Таким образом, осуществленный нами анализ деятельности ряда европейских государств в сфере молодежной политики, позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих успешность ГМП: разработанность законодательной базы государственной молодежной политики; мониторинг положения молодежи, оперативность и достоверность получаемых данных о состоянии молодежной среды; скоординированность действий государственных структур и общественных институтов; активное вовлечение молодежи в местное самоуправление, развитие «ответственной гражданственности»; стимулирование и поддержка добровольчества, социального служения молодежи (в том числе на уровне законодательства); вариативность профессиональной подготовки молодежных работников; использование различных форм финансирования внедрения молодежных программ и т.д.
Библиографический список
1. База данных по международной работе с молодежью. Германия. - Режим доступа hltp://www.diia,de/dowtiIoads/downloads/Deutschland Russisch.pdf
2. Леонов, Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции [Текст] / Ю.С. Леонов // Аналитический вестник Совета Федерации СФ РФ. - 2007. - № 4.
3. Суртаев, В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики [Текст] /
В.Я.Суртаев - СПб.: Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2008. - 320 с.
4. Социально-молодежная работа: зарубежный опыт [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Гос. Ком-т. Российской Федерации по делам молодежи; Институт молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». — М., 1997. — 288 с.
5. Закон о молодежи. Финляндия.// Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. - Режим доступа: http://www.fadrn.gov.ru/mformation/1 6/
6. Развитие добровольческого служения российской молодежи. — М.: Издательство РГСУ, 2008,- 108 с.
7. Международный год добровольцев: итоги и будущие перспективы. Доклад Генерального секретаря ООН. - Режим доступа: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/537/08/PDF/N0253708.pdf70penElement
8. Всемирный доклад по вопросам молодежи, 2005 год. Доклад Генерального секретаря ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/esa/docs/youth2005.pdf
9. Бодевинг, К. Европейское потфолио для молодежных работников и молодежных лидеров: пример признания неформального образования. Режим доступа:
http://www.coe.int/t/dg4/vouth/Source/Resources/Forum21/Issue No9/N9 European Portfolio
YW ru.odf
10. Бессарабова, И. С. Мультикультурное образование в США: подходы к определению [Текст] / И. С. Бессарабова // Сибирский педагогический журнал. " 2008. - № 3. - С. 255-265
11. Грасс, Т. П. Из опыта экономической социализации подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии [Текст] / Т. П. Грасс // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 266-274.
12. Батракова, С. Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №
4. - С. 133 - 139.
13. Бабунова, Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. ■ С. 212 - 220.
14. Еремин, В,В. Межкультурная коммуникация как компонент системы подготовки современных специалистов [Текст] / В.В. Еремин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С, 161 - 165,
15. Куликова, Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. -2009.-№ 2.-С. 166 - 179.
16. Князева, Т. Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т. Б. Князева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2.-С. 180 - 192.
17. Петрищев, В.И. Семья- институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии [Текст] / В.И. Петрищев, Т.П. Грасс, И.В. Алексеенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 383 - 392.
18. Юдина, О. И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве [Текст] / О, И, Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№4. - С. 237-243,
19. Торбик, В. В. Возможность применения опыта переводных программ американских местных колледжей в образовательной системе «аграрный колледж - аграрный вуз» [Текст] / В. В. Торбик // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
С. 334-338.