ШИЛОВ Владимир Викторович —
к.и.н., заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, член правления Пермского отделения Российского общества социологов.
618400, Россия, г. Березники Пермского края, ул. Химиков, 10. [email protected]
МОЛОДЕЖЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ (по результатам соцопроса в г. Березники Пермского края)
THE ATTITUDES OF THE YOUNGSTERS OF THE RUSSIAN PROVINCE TOWARDS THE NATIONAL QUESTION
(the results of the sociological survey in Berezniki, Perm Region)
В статье на основе прикладного социологического опроса рассматривается проблема межэтнических отношений, анализируются вопросы политкорректности, выявляются причины националистических и ксенофобских настроений в молодежной среде.
Ключевые слова: национальный вопрос, межэтническое напряжение, ксенофобия, толерантность, политкорректность
The article is based on the data of the sociological survey and is devoted to the problem of inter-ethnic relations. The author analyzes the issues of political correctness, the reasons of nationalistic and xenophobic disposition of youngsters.
Keywords: national question, ethnic tensions, xenophobia, tolerance, political correctness
В истории России национальный вопрос неоднократно вставал особенно остро. Так, например, у основателя Советского государства В. И. Ленина только в официальном 55-томном Полном собрании сочинений (ПСС) насчитывается около 65 работ, посвященных национальному вопросу. В наши дни практически все СМИ периодически освещают данную довольно деликатную тему. Можно даже заметить, что межэтническая проблематика в XXI в. в России приобрела определенную остроту. Например, в своем послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2013 года президент В. В. Путин по данной проблеме высказался предельно ясно и довольно жестко.
В частности, по мнению главы государства, межэтническое напряжение в России провоцируют не представители отдельных народов, а люди, лишенные какой-либо культуры, уважения к традициям - как своим, так и чужим. В частности, в послании Федеральному Собранию В.В. Путин отметил: «Это аморальный интернационал, в который входят распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов, продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и русские националисты, готовые любую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы...»
Данная тема часто обсуждается и в тихой уральской глубинке, где гастар-
байтеров по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом намного меньше и свадебные кортежи «южан» с пальбой из оружия практически не зафиксированы.
Приведем пример из практики Пермского края, где нами и проводился соцопрос. Так, в конце января 2014 г. в Перми было создано региональное отделение одной «русской организации». По этому поводу журналист краевой газеты Business Class1 начал свою статью довольно оригинальным замечанием: «На минувшей неделе, в трескучий мороз, в Перми было создано региональное отделение международной общественной организации “Русское Собрание”. Авторы заметок об этом [т.е. из местных СМИ] столь тщательно избегали слова “черносотенный”, что ж, и я, пожалуй, последую их примеру..»
Как видим, и в далекой «уральской провинции» проблемы межэтнических отношений иногда пытаются взять под контроль и «организованные» общественные силы. Разумеется, в Пермском крае существуют и «общероссийские проблемы с мигрантами», как то: регистрация мигрантов, «резиновые квартиры», но это по сравнению, скажем, с Бирюлево пока еще небольшое зло.
Отметим еще один факт. В последние годы в официальный государственный праздник 4 ноября во многих городах РФ проходят так называемые «Русские марши». Только в прошедшем 2013 г. в этот день они прошли более чем в 100 городах России, в т.ч. и в г. Перми.
Таким образом, актуальность темы очевидна, и «рецептов» решения данной сложной проблемы тоже уже довольно много, но в данной статье делается попытка на основе социологического опроса уральской студенческой молодежи (ВПО и СПО) показать отношение к национальному вопросу молодого поколения и, соответственно, скорректировать программу патриотического воспитания (или начать ее разработку).
Первоначально приведем данные о Пермском крае в целом и г. Березники
1 Седых И. 2014.Тени из прошлого иногда могут завораживать, но это всегда тени. - Business Class (Пермь). № 3(466). 3 февр. С. 3.
в частности. Площадь Пермского края составляет 160 236 кв. км (24-я по РФ); на ней проживают 2 634 461 чел. (данные на 2013 г.). Национальный состав представлен в крае так: русские - 90,8 %, татары - 3,8 %,башкиры - 0,8 %, коми-пермяки - 0,8 %, украинцы - 0,7 %, удмурты -0,5 % и др. народы.
Город Березники, 2-й по социальноэкономическому потенциалу в Пермском центре (после краевого центра), имеет площадь 431,118 кв. км; в нем проживают 152 966 чел. (данные на 1 января 2013 г.). Национальный состав в Березниках практически идентичен краевому.
Примечательно, что в 2011 г. краевой центр Пермь вновь стал городом-миллионником (впервые данный статус он приобрел в 1979 г., а в нулевые годы утратил). Однако доминирующим фактором, позволившим городу 2 года назад перешагнуть рубеж миллион-ника, стали миграционные процессы. По итогам 2011 г. в Перми сложился высокий миграционный прирост (превышение числа прибывших над числом выбывших) - 8 787 чел. Рост сальдо миграции в определенной мере связан и с изменением в статистическом учете долгосрочной миграции населения: кроме лиц, зарегистрированных по месту пребывания на длительный срок (девять месяцев и более)2.
Таким образом, благодаря мигрантам Пермь вновь стала городом-миллионником. Всего же по данным Пермьстата в Пермский край в прошлом году въехало 79 тыс. мигрантов, из них более 3 тысяч - в Березники.
По словам заместителя начальника березниковского отдела УФМС Людмилы Литвиновой, разрешение на временное проживание до 3 лет получили 224 чел., а постоянный вид на жительство имеют 102 чел. В основном иностранные граждане (чаще выходцы из Узбекистана и Таджикистана) имеют временный учет и приезжают в город посезонно3.
2 Данные по: Пресс-служба Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Новый Компаньон (Пермь). 2012. 11 апр.
3 В прошлом году в Березники въехало более 3 тыс. мигрантов. Доступ: Ийр://Ьеге2пікі.Ье2ІЬгша1а. гu/listnews/vehalo-bolee-3-tis-migrantov/9706309/ (проверено 22.08.2013).
Как правило, наплыв начинается весной и заканчивается осенью, в период активной продажи фруктов и овощей, а также строительства и ремонта помещений и других объектов.
Далее несколько слов скажем о населенном пункте, в котором проводился социологический опрос. В г. Березники работают такие промышленные гиганты, как ОАО «Уралкалий» (производит более половины калийных удобрений страны); ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (титан, магний, магниевые сплавы); ОАО «Березниковский содовый завод» (сода кальцинированная, средства синтетические моющие, натрий, известь негашеная); ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» Филиал «Азот» (аммиачная селитра, карбамид и прочие азотосодержащие удобрения).
«Городской округ г. Березники» Пермского края, в котором проводился опрос, - это крупный промышленный центр, 2-й по социальноэкономическому потенциалу населенный пункт Западного Урала (после г. Перми) с населением более 152 тыс. жителей, из которых молодежь в возрасте 18-30 лет на 1 января 2014 г. составила 26 913 чел.
В таком «среднестатистическом городе» РФ нами и был проведен социологический опрос. Всего были проанкетированы 348 респондентов (180 мужчин и 168 женщин) в возрасте от 17 до 30 лет - студенты Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (БФ ПНИПУ), Березниковского филиала Пермского государственного национального исследовательского университета (БФ ПГНИУ), Березниковского строительного техникума, Березниковского политехнического колледжа, Березниковского медицинского училища (техникум) и Березниковского техникума профессиональных технологий. Опрос завершился в начале 2014 г.
На первый вопрос анкеты: «Что Вас особенно тревожит сегодня?» -были получены следующие ответы (в порядке убывания значимости): рост цен - 220 чел. (63,22%); уровень бедности - 119 чел. (34,2%); проблемы
ЖКХ - 109 чел. (31,3%); коррупция
- 96 чел. (27,6%); межэтнические проблемы - 35 чел. (10,06%) и другое (маленькая зарплата, цена на бензин, безработица, бездомные дети, наркомания и т.п.) - 35 чел. (10,06%).
Как видим, молодежь «уральской глубинки» межэтническую проблему поставила только на 5-е место -10,06%. То есть, по мнению респондентов, в государстве есть и более важные проблемы, но, тем не менее, практически каждый десятый респондент считает национальную проблему актуальной.
На второй вопрос анкеты: «Существует ли в России межэтническая проблема?» - респонденты ответили: «да, это одна из самых острых проблем» - 46 чел. (13,2%); «эта проблема достаточно актуальна» -206 чел. (59,2%); «не считаю эту проблему характерной для нашего общества» - 47 чел. (13,5%); «затрудняюсь ответить» - 49 чел. (14,1%).
Как видим, хотя, отвечая на первый вопрос анкеты, респонденты указывали, что кроме межэтнических отношений существуют и более важные проблемы (рост цен, уровень бедности, ЖКХ и коррупция), в то же время 72,4% респондентов считают данную проблему достаточно актуальной (59,2%) и даже самой острой (13,2%).
На вопрос: «Касалась ли Вас лично межэтническая проблема?» - березниковская молодежь ответила: «да, касалась» - 21 чел. (6,04%); «в какой-то мере» - 82 чел. (23,56%); «не имеет ко мне никакого отношения» - 178 чел. (51,15%); «затрудняюсь ответить» -65 чел. (19,25%).
Данные тоже заставляют задуматься: почти каждый третий с данной проблемой в той или иной мере соприкасался.
Следующий вопрос анкеты звучал так: «Почему возникают межэтнические конфликты?» Ответы расположены в порядке убывания значимости: «из-за психологического непонимания» - 147 чел. (42,24%); «из-за религиозных взглядов» - 126 чел. (36,21%); «из-за политических взглядов» - 70 чел. (20,12%); «из-за рабочих мест» - 69 чел. (19,83%); «из-за бытовых ссор» - 28 чел. (8,05%);
другое - 19 чел. (5,46%) («не знаю» -
2 респондента, «из-за несовершенного законодательства и визового режима», «тревог для этого нет», «из-за бестактности приезжих», «от несоблюдения культурных традиций», «затрудняюсь ответить» - по 1 респонденту).
На вопрос: «Обращаете ли Вы обычно внимание на национальность окружающих?» - респонденты ответили: «обычно не обращаю» - 130 чел. (37,35%); «обычно обращаю» - 111 чел. (31,9 %); «только в том случае, если они чем-то мне несимпатичны»
- 107 чел. (30,75%).
На вопрос анкеты: «Представьте себе, что в Вашем городе живут только представители Вашей национальности. Как бы Вы лично к этому отнеслись?» - студенческая молодежь г. Березники ответила: «скорее положительно» - 206 чел. (59,2%); «безразлично» - 128 чел. (36,8%); «скорее отрицательно» - 14 чел. (4,0%).
Здесь с удовлетворением можно констатировать, что только 4% молодых людей страдают ксенофобией.
Впрочем, следующий вопрос: «Как бы Вы лично восприняли то, что Ваш ближайший родственник решил вступить в брак с представителем другой национальности?» - дает несколько другую картину по сравнению с предыдущим: «скорее положительно» -41 чел. (11,8%); «безразлично» - 130 чел. (37,4%); «скорее отрицательно» - 48 чел. (13,8%); «в зависимости от национальности» - 129 чел. (37,0%).
В связи с этим интересные ответы прозвучали и на вопрос: «Если Вы предпочли ответ “в зависимости от национальности”, то представителя какого народа Вы хотели бы видеть в качестве мужа (жены) Вашего ближайшего родственника?» 33 респондента хотели бы видеть в качестве мужа (жены) ближайшего родственника русских, 10 респондентов выбрали украинца, еще 10 - итальянца, 10 -просто «европейца», 9 - американца, 6 - британца и 8 «из Англии», 6 -японца, 5 - француза, 5 - белоруса, 3 -корейца, 3 - православного славянина, 3 - афроамериканца, 3 - представителя татарского народа и по 1 респонденту ответили: грека, финна, мусульманина, чеченца, из башкир,
канадца, армянина, португальца, еврея, а также «латинца» из Польши, азиата, шведа, голландца, литовца, из Узбекистана, Удмуртии. Здесь же часть респондентов ответили: «затрудняюсь ответить» - 6 чел., «не знаю» -
3 чел., по 2 чел. - «любого» и «своей национальности», 9 респондентам это абсолютно безразлично, и по 1 чел. ответили: «кого я посчитаю нужным», «зависит от характера человека, его поступков», «в зависимости от человека и его семьи», «желательно, чтобы была красивая», «главное, чтобы человек был хорошим». Другая часть респондентов ответили, что национальность не имеет значения, главное, чтобы это были не: таджики (3 респондента), татары (3), «лица кавказской национальности» (3), «чурки» (2), «все, кроме Азии и Востока» (2).
Отметим, в паспортичке анкеты мы просили респондентов указать национальность. Приведем данные: русские -335 чел. (96,7%); татары - 5 чел. (1,4%); метис - 1 чел. (0,3%); молдаванка - 1 чел. (0,3%); узбек - 1 чел. (0,3%); мордва
- 1 чел. (0,3%); украинец - 1 чел. (0,3%); «результат дружбы народов» - 1 чел. (0,3%); «русско-немец» - 1 чел. (0,3%); немец - 1 чел. (0,3%).
На вопрос: «Готовы ли Вы отстаивать интересы государства, демократического правительства в случае межнационального или политического конфликта?» - ответы выгладят так: «готов с оружием в руках защищать интересы Родины) - 118 чел. (33,9%); «не могу по причине возраста, болезни» - 20 чел. (5,75%); «меня это не касается, это дело профессионалов» - 145 чел. (42,24%); другое - 51 чел. (14,09%) («в зависимости от конфликта и его сути», «наверное, да», «интересы нынешнего государства - НЕТ!» «если проблема возникнет именно в Березниках, то готова», «готова, но без вмешательства оружия», «разделяю понятия “ Родина” и “государство”, интересы последних не интересуют» и т.п.). Здесь же 14 чел. затруднились с ответом (4,02%).
На вопрос: «Как Вы относитесь к участникам “Русского марша”?» -березниковская молодежь ответила: «сам(а) принимаю или мечтаю стать его участником» - 18 чел. (5,17%); «отношусь к ним равнодушно» - 212
чел. (60,92%); «они провоцируют межэтнические конфликты» - 59 чел. (16,95%); другое - 46 чел. (13,22%).
Примечательно, что 18 чел. (5,17%) написали: «первый раз об этом слышу». Здесь же в графе «другое» были и такие ответы: «затрудняюсь ответить»
- 3 чел., «они имеют право высказать свою точку зрения», «дураки», «показуха», «не уверена, чем они занимаются», «глупые люди» и т.п.
Подводя промежуточный итог, можно отметить, что в нашей истории периодически не только представители молодежи, но и люди зрелых, старших возрастов теряют четкое представление о будущем и в качестве компенсации, уравновешивающего представления у них растет враждебность к внешнему миру, возникает порочное ощущение, что у страны «есть и внутренние враги».
Сами по себе националистические и расистские настроения вряд ли представляют угрозу России (не считая, разумеется, агрессивное радикальное ядро), но если национализм соединится с социальным протестом, то вместе они могут приобрести очень опасный характер, вплоть до протеста антиправительственного, антирежим-ного, стать мощной взрывной силой (пример - Украина, где все началось с довольно мирного Евромайдана).
Здесь же особо подчеркнем, что наш опрос проводился как раз перед самым началом «украинских событий», т.е. когда федеральные СМИ практически не употребляли терминов «бенде-ровцы», «украинские националисты», «русофобы», «фашисты».
Здесь же следует отметить, что мы опрашивали представителей только студенческой молодежи, которые, в отличие от рабочей молодежи и молодежи с девиантным и деликвентным поведением, т.е. «ущемленных», маргинальных групп, более образованны и в целом более успешны.
Можно предположить, что среди упомянутых групп молодых людей чувство ненависти к другим еще выше как следствие «выдавливания» из себя комплексов неполноценности и мнимого самоутверждения.
Впрочем, не стоит забывать и возраст наших респондентов, их возраст-
ной максимализм и бескомпромиссность, а возможно, и просто юношескую браваду. Ортодоксальность части березниковской молодежи можно увязать и с известным афоризмом: «Если молодой человек не революционер -то у него нет сердца. Но если старый человек революционер - у него, возможно, нет мозгов.»
Подводя итог, следует отметить, что делать выводы и давать рекомендации «общероссийского характера» по результатам нашего регионального соцопроса вряд ли будет корректно, тем не менее, думается, полученные нами результаты позволят политикам, педагогам, представителям общественных движений и организаций задуматься и скорректировать свою молодежную политику, а авторам «единого учебника истории России» следует уделять самое пристальное внимание национальному вопросу. При этом, показывая образец «политкорректности», «толерантности», «дружбы народов», учебник должен содержать только факты истории.
Заканчивая статью и говоря о сегодняшнем дне, следует отметить, что для прибывших из-за рубежа в регионы РФ необходимо создавать центры (и условия) не только для изучения русского языка, но и для более глубокого знакомства с социокультурными ценностями россиян и конкретного региона.
В то же время проблема внутренней миграции, по большому счету, известна: люди уезжают (бегут) из своих регионов, прежде всего, от безработицы, политической нестабильности. Поэтому федеральной власти с руководством «проблемных субъектов» нужно разработать стратегический план развития территории, который должен в первую очередь не предусматривать «перекачку денег из центра в регион на социальную помощь», а ориентироваться на создание новых рабочих мест, развитие современной инфраструктуры и качественных (эффективных) учебных заведений.
Решение социальных проблем на территории России, без всякого сомнения, будет способствовать укреплению толерантности жителей региона разных национальностей, а не поискам «виновных» из числа «понаехавших».