Научная статья на тему '«МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА»'

«МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
574
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ПРАВОСЛАВИЕ / МОЛИТВА / БОГОСОЗЕРЦАНИЕ / БОГООБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, Еврокатов Алексей Михайлович

В данной работе авторы обращаются к природе православной молитвы как важнейшей части духовной жизни верующего человека, одному из основных элементов религиозного культа - сердцевине религиозной практики, ритуальной традиции, так как она является также непременным элементом богослужебного действа - сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Вне понимания молитвы не будет полным наше знание о религии в целом, о православной христианской антропологии, религиозном бытии человека, религиозном восприятии окружающего мира и Бога. Молитва, выступая в форме богообщения и богопознания, дает человеку возможность войти в непосредственное соприкосновение с трансцендентным, с Богом, а также через нее приобщиться к Божественной благодати. Это всегда общение с Безначальным Бытием - беседа человека с Богом, что, вне всякого сомнения, способствует воспитанию духа и ума. В работе делается акцент на особой природе православной молитвы, которая обусловлена спецификой веры и соответственно русского православного сознания, которые принципиально отличаются от католицизма и протестантизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAYER IN THE SYSTEM OF RELIGIOUS FAITH

In this work, the authors turn to the nature of Orthodox prayer as the most important part of spiritual life of a believer, one of the main elements of religious cult - the core of religious practice, ritual tradition, since it is also an indispensable element of liturgical activity - it accompanies the performance of all church sacraments and rituals. Without the understanding of prayer, our knowledge of religion in general, of Orthodox Christian anthropology, the religious existence of man, the religious perception of the world around us and God will not be complete. Prayer, as a form of communion with God and knowledge of God, gives a person the opportunity to enter into direct contact with the transcendent, with God, and also through it to partake of Divine grace. It is always communication with the Preexistent Being - a conversation between a person and God, which, no doubt, contributes to the formation of spirit and mind. The work focuses on the special nature of Orthodox prayer, which is determined by the specificity of our faith and the Russian Orthodox consciousness, which is fundamentally different from that of Catholicism or Protestantism.

Текст научной работы на тему ««МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА»»

МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА

Сулейманов Тимур Фуатович,

руководитель отдела канонизации новомучеников Уфимской Епархии Башкортостанской митрополии РПЦ МП, кандидат философских наук, доцент

Кашапов Урал Абубакирович,

учитель географии МБОУ лицей № 2, г. Дюртюли Республики Башкортостан, кандидат исторических наук

Иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович),

ключарь кафедрального собора Рождества Богородицы г. Уфы Башкортостанской митрополии РПЦ МП

Аннотация. В данной работе авторы обращаются к природе православной молитвы как важнейшей части духовной жизни верующего человека, одному из основных элементов религиозного культа - сердцевине религиозной практики, ритуальной традиции, так как она является также непременным элементом богослужебного действа - сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Вне понимания молитвы не будет полным наше знание о религии в целом, о православной христианской антропологии, религиозном бытии человека, религиозном восприятии окружающего мира и Бога. Молитва, выступая в форме богообщения и богопознания, дает человеку возможность войти в непосредственное соприкосновение с трансцендентным, с Богом, а также через нее приобщиться к Божественной благодати. Это всегда общение с Безначальным Бытием - беседа человека с Богом, что, вне всякого сомнения, способствует воспитанию духа и ума.

В работе делается акцент на особой природе православной молитвы, которая обусловлена спецификой веры и соответственно русского православного сознания, которые принципиально отличаются от католицизма и протестантизма.

Ключевые слова: религия, вера, православие, молитва, богосозерцание, богообщение.

PRAYER IN THE SYSTEM OF RELIGIOUS FAITH

Suleymanov Timur Fuatovich,

head of the department of canonization of the new martyrs Ufa Diocese of the Bashkortostan Metropolitanate, Candidate of Philosophy, Associate Professor

Kashapov Ural Abubakirovich,

geography teacher of Lyceum No. 2, Dyurtyuli, Republic of Bashkortostan, Candidate of Historical Sciences

Hieromonk Mitrofan (Eurokatov Alexey Mikhailovich),

sacrist of the Cathedral of the Nativity of the Theotokos in Ufa,

Bashkortostan Metropolitanate

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

Abstract. In this work, the authors turn to the nature of Orthodox prayer as the most important part of spiritual life of a believer, one of the main elements of religious cult - the core of religious practice, ritual tradition, since it is also an indispensable element of liturgical activity - it accompanies the performance of all church sacraments and rituals. Without the understanding of prayer, our knowledge of religion in general, of Orthodox Christian anthropology, the religious existence of man, the religious perception of the world around us and God will not be complete.

Prayer, as a form of communion with God and knowledge of God, gives a person the opportunity to enter into direct contact with the transcendent, with God, and also through it to partake of Divine grace. It is always communication with the Preexistent Being - a conversation between a person and God, which, no doubt, contributes to the formation of spirit and mind.

The work focuses on the special nature of Orthodox prayer, which is determined by the specificity of our faith and the Russian Orthodox consciousness, which is fundamentally different from that of Catholicism or Protestantism. Keywords: religion, faith, Orthodoxy, prayer, contemplation of God, communion with God.

«Молитва - жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва - дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы - это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва - искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости».

Паисий Святогорец

«Молящийся, в меру своего духовного возраста, соучаствует в жизни Господа, Божией Матери и святых, и чрез это становится причастным вещей невидимого мира... Где нет молитвы, там нет религии».

С.Н. Булгаков

«Молиться - это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром».

А. Мень

Я

С1 ктуальность исследования обусловлена тем, что молитва, будучи в системе

^^элементов религиозного культа (религиозной практики), является одним из самых значимых ее компонентов, всей религиозной жизни людей в целом, которая, как известно, помогает нам в утверждении верных представлений о самих себе и окружающих нас условиях. Исходя из этого, и определяется ее роль и значение как предмета исследования не только в специально христианской литературе, но и светской.

Молитва, будучи стержнем религиозной практики, является одним из способов того, как человек выражает свою веру, одновременно она представляет и мировоззренческую матрицу, в которой проявляется личностное отношение к Богу.

Говоря о молитве и ее значимости в религии как системе, нельзя не привести высказывания известных российских религиозных философов - С.Н. Булгакова и И.А. Ильина, которые достаточно точно и лаконично определили ее роль в системе религиозных верований. Так, С.Н. Булгаков писал о том, что, где нет молитвы, там нет

№ 2 (11), 2021

религии [1. с. 26]. А И.А. Ильин считал, что она есть важнейшее и драгоценнейшее в религии [6].

Молитва выступает как процесс одухотворения мысли или понимания Бога и природы лежащего в основе духовного творения, она «входит в самую сущность религиозного опыта» [7, с. 543], приобретаемого человеком.

Обращаясь к данной теме, мы отмечаем, что исследование литературы, посвященной молитве как одному из важнейших составляющих религиозного культа, свидетельствует о достаточно высоком уровне интереса к ней, но она, по весьма верному суждению С.Н. Булгакова, по-прежнему «до сих пор остается недостаточно понята и оценена в ее религиозно-«гносеологическом» значении как основа религиозного опыта» [1, с. 25].

Современная религиоведческая наука заинтересована в комплексных исследованиях православной молитвы и выявлении ее сущностных характеристик, ее воздействия на религиозное сознание и религиозные отношения. Молитва, будучи неотъемлемым элементом религиозного культа, вплетена во всю совокупность религиозной деятельности - богослужений, обрядов, ритуалов, постов, и вне ее немыслимы религиозно-символические действия.

Отдельно необходимо отметить, что актуальность данной темы детерминирована ее научно-познавательным значением, тем, что религиозно-философские исследования взаимодополняют и богословскую мысль, и это приобретает в новых исторических реалиях свое новое содержание и направленность.

Сконцентрировавшись на данной теме, не можем не сказать о том, что в современной религиоведческой литературе, как правило, в религии выделяют восемь звеньев. Это религиозная община, обряд, этика, участие в жизни общества, писание (миф), концепции, эстетика и духовность [23, с. 79], которые в свою очередь можно свести в такие крупные блоки, как религиозное сознание (центром которого выступает религиозная вера), религиозный культ, религиозная деятельность, религиозные отношения и организации, т.е. религиозные институты.

Молитва, будучи стержневым элементом религии, находит свое отражение прежде всего в части практической (обрядовой) и эмоционально-эмпирической, а также и в мистической (мистика от греч. ^ионко^ - скрытый, тайный [27]), в которой происходит непосредственное духовное общение человека с Богом.

Прежде чем приступим к рассмотрению названной темы, определимся со значимостью термина «молитва» и понятия, которые будем использовать, и это является первостепенным и важнейшим требованием к любой научной работе, отходить от которого нельзя. И здесь будет уместным привести суждения известных российских философов П.А. Флоренского и Э.В. Ильенкова.

Относительно значимости используемой терминологии обратимся к мнению русского философа П.А. Флоренского, который мудро говорил студентам Московской духовной академии, что содержательную сторону науки составляет построение терминологической системы. Слово, продолжал он, ходовое и неопределенное, выпестовать в эффектный термин - это и значит разрешить представленную перед нами проблему. Любая наука является системой понятий. Жизнь терминов и представляет собой историю наук, без разницы каких - естественных, юридических или математики. Исследовать историю науки означает изучить историю терминологии, т.е. историю овладения умом предлежащего ему предмета знания [Цит. по: 25, с. 388].

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

Э.В. Ильенков, который исследовал проблемы научного познания, особо подчеркнул значение понятий, которыми оперируют в научном исследовании, сказав, что важны ведь не слова, а понятия [5, с. 171] .

В части, касающейся этимологии термина «молитва», в справочной литературе приводятся несколько толкований.

В академической Вики-энциклопедии по указанной теме дается пояснение, что это взывание человека к Богу обозначено словом лэ?п (тфилла). Коренная основа слова «э??» - «лэ'Ул» обозначает суд. Таким образом, «Уплэ??» (молиться) возможно переводится как свершать суд над самим собой, потому как отмеченное слово необходимо отнести к глаголам возвратной формы [11].

В библейской энциклопедии Брокгауза говорится о том, что термин молитва происходит от древнееврейского «тефилла», что означает молитву, обращение к Богу. Глагол «атар» означает молиться, когда речь захолит о человеке, и значение снисходить к просьбе, когда говорится о Боге. Следующие древнегреческие слова означают: деэсис - просьба; просэухэ - молитва; проскюнейн - молиться (преклонив колени) [14].

Третья версия гласит, что в основе термина «молитва» лежит корень mel/mol, который осложнен суффиксом d: meld/mold. Значение этого термина в таком виде переводится как мягкий, нежный, а значит, и слово «молитва» имеет своим происхождением слово mold в понимании - делать мягким, умягчать, т.е. просить [28].

И, наконец, в Новой философской энциклопедии приведен вариант, в соответствии с которым молитва из древнегреческого eüx^ и латинского oratio означает обращение человека к Богу, вообще Высшему Существу или его посредникам [8].

Полагаем, что приведенные нами точки зрения, касающиеся этимологии слова «молитва», взаимно дополняют друг друга и в полной мере отражают его происхождение и говорят нам о том, что это, прежде всего, обращение к Богу, которое сопряжено с самооценкой и просьбой.

Уяснив этимологию термина «молитва», перейдем к рассмотрению того, что стоит за данным понятием, для чего обратимся к соответствующей как светской научной литературе, так и к богословским трудам, к анализу понятия, имеющегося в современной справочной литературе, в которой имеется достаточно много дефиниций того, что следует разуметь под молитвой.

Приведем лишь те определения, в которых, на наш взгляд, отражена ее суть. В первую очередь обратимся к словарю русского языка, где молитва (как неизменная принадлежность культа) в настоящее время имеет следующие смысловые значения:

- восхваляющее, воздающее благодарность или обращение с просьбой к Богу, святым;

- мольба, умоляющая прошение о чем-либо;

- предписанный текст, читаемый или произносимый верующими при обращении к Богу, к святым [12].

Большая советская энциклопедия нам дает следующее понимание того, что такое молитва. Молитва, отмечается в ней, это обращение к божеству; она является одним из основных элементов всяческого религиозного культового действия, создающего иллюзию и ощущение связи верующих со сверхъестественным и психологического единения религиозного сообщества. Возникшая из магии слова - заклинания -молитва приняла форму прошения, а впоследствии еще и благодарственности и восхваления Бога [13].

№ 2 (11), 2021

Совершенно очевидно, что вышеприведенное нами определение из Большой советской энциклопедии было целиком и полностью написано с точки зрения научного атеизма, которое исходило из базовых марксистко-ленинских позиций о религии как опиуме для народа.

В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре (в 3 томах) молитва трактуется как важный элемент общественной и частной религиозной жизнедеятельности. Молитва является внутренним таинственным содержанием бытия верующих, выраженным в вербальной либо ментальной форме. Она представляется также неотъемлемым атрибутом в священнодействиях богослужения, воззванием священнослужителя и рядового верующего ко Всевышнему, небесным силам или святым с мольбой, благодарением или благословением. Молитве сопутствует глубокое сосредоточение в себе ума и сердечное устремление к «горнему миру».

К наиболее характерным молитвенным жестикуляциям и действиям относятся крестное знамение, поклонение, преклонение колен, крестоцелование и целование изображений святых. Крестное знамение, означающее верование в Иисуса Христа, принесшего себя в жертву на кресте во имя грехоспасения людей; поклонение; коленопреклонение и целование - все это символы благоговения и смирения [10].

В Новой философской энциклопедии, на наш взгляд, в части того, что такое молитва дается более полное и развернутое определение, согласно которому молитва представляет собой атрибут религиозного культа и индивидуального вероисповедания; как таковая она характерна для всех религиозных верований. Молитва представлена там, где налицо имеется сознание или чувство подчинения человека высшей по отношению к нему бытийственной инстанции, обладающей личностными или сверхличностными признаками, т.е. способной внимать человеку и рефлексировать на его молитвенное обращение. Молитва отличается от магических заклинаний -она в богопоклоннических религиях, почитающих лично Бога-Творца, любящего свое творение, молитва являет собой способ установления контакта с Богом, способ вступить с ним в общение [8].

Если же обратиться к специальной богословской литературе и, в частности, к учебнику по дисциплине «Закон Божия», который преподавался в дореволюционной России, то в нем увидим, что молитва есть благоговейное обращение ума и сердца к Богу, которого при этом просят о чем-либо или благодарят и прославляют [15, с. 108].

Современный исследователь М. Суханова полагает, что молитва может быть определена как канонический, составленный либо Святыми Отцами Церкви, либо опытными и почитаемыми священнослужителями и вошедший в употребление и применяющийся на практике в течение длительного времени текст обращения к Богу, и она выступает в форме своеобразного отрефлектированного опыта сакра-лизованного, благоговейного общения человека с Богом [21, с. 125], акт выражения служения человека Богу [21, с. 125].

Храмешин С.Н., посвятивший данной теме диссертационное исследование «Феномен молитвы в православной религиозной практике и вероучении», приходит к тому, что это антропологическая способность верующего в священном безмолвии наблюдать мистическое присутствие Господа в нетварном свете за пределами материального опыта познания, за рамками возможностей иных знаний, кроме знания о Боге, чистой душой его созерцающего [26, с.25].

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

Все вышеприведенные нами точки зрения не отражают сущность молитвы как процесса восхождения личностного духа к Богу, и потому для более полного понимания мы также обратимся к работам зарубежных и русских религиозных философов и Отцов Церкви, которые дадут нам понять в большей степени сущностные ее черты, природу, виды и формы, а также особенности ее православного понимания.

Среди зарубежных исследователей сущности молитвы наше внимание привлекли австрийский теософ Р. Штайнер и норвежский писатель и теолог Оле Халлесби.

Р. Штайнер свои взгляды на природу молитвы изложил в своей лекции, прочитанной в 1910 г., которая называлась «Сущность молитвы». Штайнер, говоря о сущности молитвы, связывает ее с антропологией человека и при этом указывает на тот факт, что в молитве видится причина, вызывающая в человеке непосредственное следствие, а именно: рост и развитие человеческого Я. И тогда становится ясно: молитва погружает в души нечто, что можно назвать просветляющей и согревающей силой. Просветляющей, потому что делает душу свободной для того, что спешит к человеку из будущего, и делает ее способной принять то, что может прийти из темного лона будущего. С помощью молитвы, которая действует на душу согревающе, ибо в чувствах и ощущениях люди пропитываются Им (Богом - авт.) [29].

Он твердо убежден в том, что молитва несет лишь только позитивный заряд для человека; что это то, что развивает самую лучшую часть нашей души, то, что непосредственно приносит в душу силу. Молитва, продолжает он, может дать нам мудрость в лучшем смысле этого слова, на которую мы без молитвы не были бы способны, а также такую способность чувствовать и ощущать, какой мы до тех пор не могли воспитать в себе. Подвигая наше самовоспитание дальше, она может дать нам такую силу воли, подняться до которой мы не сумели бы прежде [29]. Продолжая развивать эту мысль, он также подчеркивает и то обстоятельство, что молитва всегда в силах поднять душу на ступень выше, чем та, которой она уже достигла [29].

Штайнер подчеркивает: молитва, будучи формой и способом вобрать в себя Бо-жию благодать, дает возможность человеку приобщиться к Богу, и приводит высказывание Ангелиуса Силезского (немецкий христианский мистик, теолог и поэт эпохи Барокко - авт.), который писал, что вечность будет сам, когда покинет время, И в Бога заключится, в себя вобравши Бога [29].

О. Халлесби свое понимание того, что такое молитва, изложил в работе «О молитве», где, поясняя ее природу, пишет, что молиться это значит: впустить Иисуса. Здесь, прежде всего, слышим, продолжает он, что не молитва побуждает Иисуса к действию, но Иисус побуждает молиться. Он стучит. Тем самым Он дает знать, что хочет войти к нам. Молитва всегда является следствием того, что Иисус постучался к нам. Молитва - это орган, посредством которого люди принимают Христа в увядшую и иссохшую душу [24].

Молитва является, по его утверждению, выражением состояния сердца, духа. Молитва - это вполне определенное сердечное устремление к Богу, которое Он на небесах воспринимает как направленный к Нему зов [24]. По его мнению, обращаться с молитвой значит поставить Иисуса перед возможностью войти, приблизиться к нужде человеческой, позволить Ему разделить и удовлетворить ее, когда для этого наступит время, открыться перед Иисусом [24].

Халлесби, задавая вопрос, каково должно быть состояние и устремление сердца, которое Бог воспринимает как молитву [24], отвечает на него, выделяя два основополагающих признака - беспомощность и веру.

№ 2 (11), 2021

Говоря о беспомощности, он указывает на то, что это состояние представляется первичным и самым надежным признаком молящегося сердца. Беспомощность являет собой предопределяющий фактор не только молитвенной жизни, но и во всем отношении людей к Богу [24].

Говоря об этом факторе - беспомощности, он подчеркивает значение беспомощности. Пока человек осознает свою беспомощность, его не сможет сломить никакая трудность, не коснется нужда, не остановит препятствие. Человек ничего не ожидает от самого себя, и поэтому все трудности и препятствия в молитве он возлагает на Бога. Таким образом, он открывает дверь Богу и предоставляет Ему возможность проявлять Свою чудесную силу в человеческой беспомощности [24].

В части, касающейся второй стороны (основания) молитвы, веры, Халлесби поясняет, что без нее нет молитвы [24], и лишь во взаимосвязи с беспомощностью они составляют молитву. Вне веры беспомощность являет собой лишь напрасное взывание о помощи в ночи [24].

Далее мы перейдем к рассмотрению того, что следует разуметь под молитвой в работах русских религиозных философов.

Вначале обратимся к творчеству известного русского религиозного философа П.А. Флоренского, который в работе «Философия культа», написанной в 1918 г., и, в частности, в главе IX, которая называется «Словесное служение (молитва)», детально рассматривает молитву как духовно-физический процесс, а также ее структуру [22].

Он вполне обоснованно начинает свою работу с вопроса - что же такое молитва? И прежде чем ответить на данный вопрос, он вполне обоснованно пишет о том, что, прежде всего, следует понять строение молитвы, ее структуру, с помощью которых выяснится ее организация, ее существенные и второстепенные части [22].

По его мнению, молитва вбирает в себя такие элементы, как:

- обращение;

- указание на власть Бога как на онтологическую мотивировку способности исполнить просьбу;

- указание на то, что проситель заслужил просьбу; проситель ссылается на свои прошлые отношения с Богом и таким образом имеет мотивированное право обратиться с просьбой;

- сама просьба, содержащая молитву;

- завершающее «аминь», скрепляющее изъявление или подтверждение своей свободы произвести в действие Божии силы [22].

Далее он поясняет свою мысль тем, что богослужение, основанное на указанной выше схеме, действенно. Иначе говоря, оно проявляет себе как ритм троичной формулы, окруженной и развиваемой человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Величайшая истина воплощена в определенном сознании и собою проникает во все его содержание [22].

Таким образом, молитва слагается из таких составляющих:

- обращение к Богу;

- изложение сообщения о каком-либо мистическом событии, которое хотел бы получить тот, кто обращается с мольбой;

- изложение пожелания - положительного (пусть сбудется) или отрицательного (не дай, Бог);

- славословия трижды как подтверждение истины об абсолютности Божией и оттого, следовательно, Его всемогущества;

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- и закрепление словом «аминь» как изложение или утверждение своей свободы привести в действие всевышние силы [22].

Он считает (и вполне обоснованно), что молитва состоит из частей, соответствующих четырем аристотелевским причинам: конечной и действующей, формальной и материальной, располагающимся в неслучайном постановлении рядом; свидетельствуется особым актом утверждения молитвы как целого, - скрепляется Аминем, что в вольной передаче значит: «слово мое твердо» или «сказанное подтверждаю» [22].

Молитва, по его мнению, представляет собой духовный акт, который схематически можно обрисовать в виде креста, вертикаль которого представлена конечной и действующей причиной, а горизонталь формальной и материальной и скрепляется утверждением - Аминь.

Он акцентирует внимание на том, что молитва представляет собой готовность и волю на вмешательство Божье в человеческую деятельность, т. е. нашим самоустранением или разрывом людской субъективности и предоставлением в них места Самому Богу. Необходимо раскрыть дверь человеческого существа, и когда она откроется, тогда на место автономии человека встанет объективно действующая причина - сила Бога, сила Его имени. Здесь присутствуют два действия: отрицательное: проявляется как ломка собственной ограниченности, самоотстранение, признание себя условной и ограниченной единицей; положительное: проявляется как ориентировка человека на вечное, постановление на свое место имени Бога, заполнение себя божественной силой [22].

Молитва не может рассматриваться как самопроизвольное вмешательство в праведные и истинные пути Господа Бога. Напротив, она направлена на их утверждение и содействие им, на сотрудничество человека с Богом с тем, чтобы сделать мир святым. Вот потому-то желаемое оправдывается как совершенное в представленной истине. Эти две причины - материальная и формальная - превращаются в молитве в одно: взор земной соприкоснулся с вечною истиной [22].

Значительный вклад в развитие теории молитвы внес И.А. Ильин, который посвятил данному вопросу отдельную главу в своем фундаментальном труде «Основы христианской культуры».

Обращаясь к тому, что представляет собой молитва, он указывает на то, что живущая в людях религиозность немыслима без молитвы, потому что религиозностью является обращение души ко Всевышнему. Как скоро эта обращенность осуществляется, так скоро начинается молитва [7, с. 543]. Она начнется с первого мгновения обращения человека к Богу, с того момента, как возникнет религиозный акт [7, с. 545].

Далее он поясняет, что молитва является полыханием огня сердца о совершенном и во имя Совершенного. Для того чтобы молитва свершилась, нет необходимости в каком-либо удостоверении в объективности существования Бога как наивысшего и абсолютнейшего Лица. Предостаточно для этого, чтобы сердце выбрало, предпочитало и посвящало себя Духу, приобретенному им в границах своего личного опыта. Этот акт еще не представляется верой в Бога; и это предпочтение еще не вера в Бога. Это всего лишь лично испытанный и сердцем осязаемый краешек ризы Бога, с благодарностью и радостью воспринятое дарение Его Благодати. Этого достаточно: первое прикосновение и восприятие осуществилось; и молитва может начаться [7, с. 547].

№ 2 (11), 2021

Отвечая на вопрос, что есть молитва, он пишет, что, воспринимая благодатный свет, духовный человек изыскивает, откуда он проистекает, чтобы поклониться ему. Еще не зная Бога, человек уже несет Ему благодарность. Еще не освидетельствовавшись ни в Его существовании, ни в Его признаках, - только лишь еще почувствовав Его действие и приняв Его сердцем, - человек уже обращает свой взор к Нему, неся Ему радость и любовь, призывая Его к усилению и умножению Его лучей. И это есть молитва.

Вот потому молитва не имеет нужды в доказательстве бытия Бога. Ей необходим лишь духовный опыт и приятие сердцем. В вере необходима не доказательность, а направление и восприятие. Животворящий опыт Духа поворачивает человека ко Всевышнему. Найти в себе духовность и качественную радость от молитвы заставляют человека повернуться в ту сторону, где Дух пребывают в Совершенстве. И является непроизвольно возникающей первой молитвой [7, с. 549].

Рассматривая молитву как духовно-физический процесс, И.А. Ильин пишет о том, что в нем должна участвовать вся душа, весь дух и все телесное начало в человеке. Человеческому созданию вообще свойственно молиться - всеми пятью чувствами. Человеку дано молиться в молчании и пении, стоне и вздохе, действии и бездействии, в творческом искусстве и исследовании, по приговору судьи и искусству воина - каждой слезой, каждым деянием и всем терпением своим. Молитва имеет свое начало и свой подъем. Всяческое моление, включая и малейший первичный блеск его, представляет собой духовное состояние и притом духовно-сердечное состояние [7, с. 553].

Отдельно он говорит и о том, что необходимо и важно, чтобы в молитву было вовлечено сердечное чувство человека, его Гестия, его центральная Купина, объединяющая его духовно-душевную личность и обеспечивающая искренность и силу молитвы. Без этих моментов молитва не состоится, потому что никакое напряжение мысли, никакой свет воображения, никакая мощь напряжения воли не придаст любви и не вспыхнет. Любовь есть важнейшее чувство в вере и молитве. Поскольку сердечное чувство включено и вспыхнуло, то у человеческого создания имеется полная свобода, не покидающая духовный уровень, свобода в сосредоточении огня сердца -в помыслах, в воле или в особой совокупности этих сил [7, с. 555-556].

Далее он подчеркивает и тот факт, что каждая молитва - это всегда новое соприкосновение с Богом, это всегда импровизация, которая обусловлена с конкретным душевно-духовным состоянием человека. В качестве аргументации этого весьма важного обстоятельства Ильин приводит слова Иоанна Кассиана Римлянина. Всех разновидностей молитв столько, утверждал последний, сколько в одной душе возможно порождение различных состояний и настроений. Никто не может посылать однообразные молитвы. Любой человек по-иному молится, когда весел, когда угнетен, когда вопрошает. Это значит, что молитва представляет собой духо-сердечную импровизацию, даже и тогда, когда уста произносят одну и ту же обыденную молитву, потому как суть этой импровизации не всегда словесна; она может осуществляться в духо-сердечном огне. Так же, как одно пламя не похоже на другое, и ни одно пламя не повторяет самого себя, но всегда горит по-новому, так и молитва [7, с. 556].

Он также акцентирует внимание на том, что именно через молитву религия выполняет функцию психотерапевтическую (утешения), потому что у человеческого духа нет более действенного, более ясного утешительного средства, чем молитва.

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

Молитва привносит для человека и очистительный огонь, и твердость, и спокойствие, и радость, и благословение, и исцеление. Человек должен осязать сердцем святое в жизни, сосредотачиваться на этом священном созерцанием и жить им как дорогим и главным. Это и есть путь молитвы [6].

Ильин убежден: молитва являет собой определенного рода сердечный огонь, вовлекающий в себя, расплавляющий и делающий текучей душу. Она являет собой также свет духа, вбирающий лучи в один центр. В нем свершается горение [6].

Свое ведение того, что происходит в процессе молитвы, Ильин описывает следующим образом. При произнесении молитвы молящийся забывает себя. Он не может вспомнить, кем он является, не чувствует своего земного сущего. Он видит и ощущает себя в какой-то огненной колонне, возносящейся вверх, и слышит, как из души его исходят не отторгнутые дыхания самого Духа (Рим. 8:26). В этом свете и огне человек выносит свое сердце и дыхание от действительной молитвы, которая оставляет в душе спокойное, сокрытое, невербальное молитвование, похожее на немеркнущий, спокойный, но властный свет. Оно (моление) беспрерывно исходит из глубины сердца, желая осветить и освятить все содержимое жизни души. Это похоже на тихое дыхание Бога, идущее из горнего мира. Оно являет собой незакрывающу-юся дверь в алтарь, к святому местопребыванию Бога. Отсюда у человека появляется дивное чувство присутствия потустороннего, становящимся посюсторонним для сердца и совести молящегося [6].

Заключает свое видение молитвы Ильин неизменным своим постулатом, согласно которому молитва должна свершаться духом и пребывать на духовном уровне [7, с. 558].

С.Н. Булгаков в своей работе «Свет невечерний: Созерцания и умозрения», обращаясь к сути молитвы, указывает, что если принять постулат о том, что религия это есть трансцендентное, то основной формой религиозного достижения хат является молитва [1, с. 25].

Отвечая на вопрос, что представляет собой молитва по своей трансцендентальной основе, он отвечает, что это, прежде всего, устремление всех духовных сил человека, всей человеческой личности к Трансцендентному. Всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: 1тап$сепСе1е1р$ит (в переводе с латинского - вне себя).

Человек молящийся предпринимает усилие изойти из себя, приподняться над своей сущностью. В молении трансцендентное превращается в объект устремления человека как такового к тому, что подобно Богу, к чему-то абсолютно потустороннему [1, с. 25-26].

Произнося имя Божие, по его мнению, человек выходит на пересечение двух миров, ибо имя Бога являет собой пресечение двух миров, трансцендентного и имманентного, а потому прославление имени Бога, кроме общепринятого своего богословского смысла, представляется в определенном смысле трансцендентальным признаком молитвы, конституирующим потенциальность религиозного опыта, потому что Бог познается посредством молитвы, сердцевина которой есть призыв трансцендентного, наименование Его, а Он подтверждает это именование, признает имя это Своим, не просто откликаясь на него, но и действительно сосуществуя в нем [1, с. 26].

Рассматривая сущность молитвы, он говорит о том, что молитва имеет в самой себе ценность. Она в том, что обращает разум к Богу, она представляется беседой с

№ 2 (11), 2021

Богом. Но главнейшая ее сила проявляется в том, что она подводит к основной цели христианина, являющейся стяжанием Духа Святого. Эта цель заключается в соединение со Христом, а этого жаждет любая христианская душа. И это соединение осуществляется Духом Святым, заключенным в Сыне и живущим во Христе. Узнается это через озарение Духа Святого, через вдохновение новой жизни [17, с. 316].

Роль и значение молитвы получили у Булгакова особое место. Искусству молитвы научает христианская аскеза, в основе которой высшая цель - непрестанная молитва, молитва Иисуса, т. е. непрерывное устремление к трансцендентному Богу через имманентное сознание. Господь-Сын молился часто и подолгу, то радостно-торжественно, то напряженно-мучительно. Молитву Господа он преподнес своим ученикам. Громоподобный смысл молитвы необходимо понять и оценить и в философском смысле. Способность к молитве у человека проявляется как бы в виде специального органа религиозного восприятия. Эта способность соответствует ощущению прекрасного, эстетического суждения, проявляется в эстетическом и нравственном понимании воли к молитве. Молитва не может быть подогнана к какой-либо отдельной стороне психики, потому что связана с самой основой человеческой личности в ее неразделимом целом [1, с. 26].

Рассматривая молитву как процесс, как средство общения к Богу, Булгаков считает, что человек идет прямо к престолу Всевышнего, минуя все иерархии. Погрязшее в грехах и незнании Божие творение дерзко разговаривает в молитве непосредственно с Господом, и Господь соизволяет свое согласие на эту дерзость [1, с. 26].

Рассматривая молитву как стержневой элемент религии, обратимся к взглядам В.Н. Лосского, которые он изложил в своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие», в главе «Путь соединения».

Он указывает на то, что молитва является основополагающей движущей силой всех человеческих усилий, всей духовной жизни [9, с. 313] и в широком смысле слова (он ссылается на мнение Исаака Сирина) - это всякая беседа с Богом, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном [9, с. 318].

Исходя из этого, Лосский также считает, что в самом общем смысле всякое представление человека перед лицом Божиим есть молитва. Но нужно, чтобы это представление стало каким-то постоянным, всегда сознательным расположением; молитва должна стать непрестанной, непрерывной - как дыхание, как биение сердца [9, с. 318].

Молитва выступает средством личностного отношения и соединения с Богом, ибо она есть связь разумных тварей с их Создателем [9, с. 314], и при этом она также является неким предводителем лика добродетелей и по своему совершенству есть нечто большее, чем только исполняющая сила добродетелей. Все добродетели в своей совокупности должны служить молитвенному совершенству, и, с другой стороны, добродетели не могут быть прочными, если ум не будет постоянно направлен к молитве. Более того, величайшая из добродетелей - любовь: к ближнему и к Богу, в которой совершается таинственное соединение. Преподобный Исаак Сирин утверждает, что любовь рождается от молитвы [9, с. 314].

Плод молитвы или же результат молитвенного действа есть Божественная любовь, которая не что иное, как благодать, стяжанная нашим внутренним человеком [9, с. 323].

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

Для того чтобы полнее понять сущность того, что стоит за молитвой, необходимо обратиться к работам Святых Отцов Церкви.

Одним из таковых является Евагрий Понтийский, который в отношении молитвы писал, что она являет собой побег от древа кротости и незлобивости; плод радости и благодарения; защита от печали и уныния; высшее мышление ума [4]. Человек, продолжает он, должен молиться, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и забвения; в-третьих, об освобождении от искушения и богооставленности [4]. Он убежден в том, что молитва достигает цели лишь тогда, когда ум становится нематериальным и отрешенным от всего вещественного, т.е. человек целиком и полностью сконцентрирован на богосозерцании, богообщении.

Григорий Палама определил молитву как средство восхождения к Богу [3, с. 300] и как цепь, держащую в единении Бога с человеком и человека с Богом [3, с. 481].

Молитва, пишет Иоанн Лествичник, по качественному показателю представляет воссоединение Божьего создания с Творцом; по действию являет собой замирение с Богом, умилостивление о прегрешностях, переход для прохождения искусов, и в то же время являет стену для защиты от скорбей. Она - крушение ссор, питание необлада-ющих плотью, веселье, бескрайнее действие, ручей добродетелей, виновница даров, невидимое благополучие, пища души, просветление разума, меч отчаянию, указка надежды, утоление печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного роста, познание благополучия, открытие душевного устройства, вестница будущего воздаяния, знамение славы [Цит. по: 21, с. 126].

Святой праведный Иоанн Кронштадский о существе и значении молитвы говорил следующее. Молитва - это дыхание Духа Святого [18]. Она, продолжал он, суть исправления жизни, матерь сердечного сокрушения и слез; сильнейший мотив по милосердным делам; безопасность жизни; истребление страха у смертного; презрение земными богатствами, чаяние небесных благ, ожидание Всевышнего Судьи, всеобщего воскресения и жизни в будущем; могучее стремление к избавлению от вековечных мучений; бесконечный поиск милости помилования у Всевышнего; хождение перед очами Господа; блаженное истязание пред все создавшим и все исполняющим Богом-Творцом; животворящая вода души; молитва-вмещение в сердце всех людей любовью; низвержение небес в душу; умещение в сердце Пресвятой Троицы (Ин. 14:23) [18].

Молитва - это перманентное чувствование своей духовной убогости и слабости, ощущение в себе, в людях и в природе творения мудрости, благоденствия и всемогущества силы Бога; молитва - постоянное настроение благодарения [18].

Аналогичную трактовку того, что есть молитва, встречаем и у преподобного Софрония (Сахарова), но при этом он добавляет, что через молитву человек входит в общение с Безначальным Бытием. Другими словами, жизнь Самосущего Бога входит в человека по этому каналу. Молитва являет собой энергию особого порядка; она суть слияние двух действий: нашего - тварного и Божьего - нетварного [16].

Святитель Феофан Затворник свое видение молитвы изложил следующим образом. Не всякое, пишет он, совершение молитвы или молитвословие представляется молитвой. Предстать перед иконой и преклонить колени не является еще молитвой, это всего лишь атрибут молитвы. Зачитывать молитвы по памяти или по Библии или слушать читающего их еще не являет собой молитву; это только средство нахожде-

№ 2 (11), 2021

ния и взбудораживание ее. Молитва представляет собой рождение в сердце следующих друг за другом почтительнейших чувств к Создателю: самоуничижения, преданности, благодарения, славствования, прощения, усердия, сокрушения, покорности воле Божией и т.д. [19].

Среди работ священнослужителей интерес представляет труд профессора К.Е. Скурата. В нем рассматриваются проблемы значения христианского учения о молитве в деле духовно-нравственного совершенствования.

В названной работе Скурат подчеркивает роль и значение молитвы, отмечает, что молитва является необходимым условием, для того чтобы подготовить душу для принятия божественных даров; человек должен расположить свою душу для поисков этих даров, просить их у Господа. Средством ко всему этому и служит молитва.

Молитва является ключом к сокровищам Неба, посредницей между Богом и человеком, лестницей, соединяющей Небо и землю, сотворением с Творцом. Она направлена к перерождению души, к уготовлению ее принять благодать; она приводит к общению души с Богом, воцаряет в ней умиротворение. Она являет собой канал, по которому струйки благословений с Неба текут в истомленное сердце [20, с. 5].

Далее он продолжает эту мысль, утверждая, что вся духовно-нравственная жизнь протекает в человеке посредством молитвы. Молитва поддерживает и укрепляет человека в борьбе с греховностью и страстями; из молитвы получают у Бога благоденственные усилия на снесение различных жизненных испытаний и на успехи в добродетельном опыте. И все то, что относится к человеческим телесным нуждам, ниспосылается от Бога лишь через молитву [20, с. 5].

Он вполне аргументированно пишет о том, что молитва есть одно из таинственных явлений христианской жизни [20, с. 7] и она может быть истолкована как в узком свое значении, так и в широком.

В узком ее понимании, согласно его мнению, молитва представляет собой устремленное состояние человеческой души к Богу. Это он аргументирует тем, что подобная трактовка имеет место и в «Пространном православном христианском катехизисе», в котором сказано, что молитва являет собой вознесение разума и сердца к Богу, являемое благовейным изречением человека к Богу и сопровождаемое другими знаками почтения [20, с. 7].

Помимо указанного узкого толкования молитвы, он отмечает, что молитва еще имеет и более широкое, которое может быть понимаемо как религиозно-нравственное состояние души (Еф. 6, 18; 1Сол. 1, 2-3; 1Тим. 2, 8). Это состояние понимается как устойчивое, идущее от сердца и почтения воспоминание о Господе, упование или возложение веры в Него [20, с. 8].

Богослов русского зарубежья С.С. Верховской в своей работе «Бог и человек» в отношении молитвы говорит о том, что в ней человек непосредственно обращается к Богу. Если Бог так же прямо отвечает ему, то человек вступает с Ним в беседу. Молитвенное общение к Богу являет собой начало богосозерцания. Каков бы ни был повод молитвы, важно, что человек входит в общение с Богом. В единении с Богом человек достигает обожения [2].

Мы полагаем, что все вышеприведенные суждения зарубежных, отечественных религиозных философов и Святых Отцов церкви в полной мере раскрывают все то, что стоит за понятием «молитва», всю ее природу и значимость для человека.

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович, иеромонах Митрофан (Еврокатов Алексей Михайлович)

«Молитва в системе религиозного культа»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., Республика. -1994. - 415 с.

2. Верховский С.С. Бог и человек. Учение о Боге и богопознании в свете православия. Изд-во имени Чехова. Нью-Йорк. - 1956. - 414 с. [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog-i-chelovek/1_1 (дата обращения: 10.01.2021).

3. Добротолюбие/В 5 т. Т. 5. 2-е изд. - М., Типолитогр. И. Ефимова, 1900 (репр. пе-реизд.: Св.-Троицк. Серг. Лавра.) - 1993. - 482 с.

4. Евагрий Понтийский. Слово о молитве [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij7slovo-o-molitve/

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Политиздат. - 1991. - 464 с.

6. Ильин И.А. О молитве [Электронный ресурс]. Код доступа: omiliya.org/article/o-molitve-ivan-ilin.html(Дата обращения 10.01.2021).

7. Ильин И.А. Основы христианской культуры. /Иван Ильин. М., Эксмо. - 2011. -704 с.

8. Кырлежев А.И. Молитва/ Новая философская энциклопедия в 4 томах/ Науч-но.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М., Мысль. - 2010. - Т. 1-4. - 2816 с. [Электронный ресурс]. Код доступа: iphlib.ru /library/collection /newphilenc /document /HASHbb6fb2dd8032818c2096bb (дата обращения: 10.01.2021).

9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). - 2-е изд., испр. и перераб. - СТСЛ. - 2012. - 586 с.

10. Молитва/ Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. - 2002. - Т. 2: З - О. -720 с. [Электронный ресурс]. Код доступа: niv.ru/doc/dictionary/russian-humanitarian/ fc/slovar-204-9.htm#zag-4656 (дата обращения: 10.01.2021).

11. Молитва/ Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [Электронный ресурс]. Код доступа: www.ejwiki.org/wiki/Молитв (дата обращения: 10.01.2021).

12. Молитва/Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. Код доступа: classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-46727.htm (дата обращения: 10.01.2021).

13. Молитва/Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Код доступа: rus-bse.slovaronline.com/49442-Молитва.

14. Молитва/Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгуаза [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru /otechnik/Spravochniki/biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/2718 (дата обращения: 10.01.2021).

15. Объяснение Символа веры, молитв и заповедей с подготовительными к нему рассказам из Священной истории и с кратким учением о Богослужении православной церкви для руководства при изучении Закона Божия в начальных народных училищах, в первом классе городских училищ и приготовительном классе средних учебных заведений / шст. прот. Григорий Чельцов. - Изд. 42-е. - Санкт-Петербург: Типография М.И. Акинфиева, 1913. - 206 с.

^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ

№ 2 (11), 2021

16. Преподобный Софроний (Сахаров). О молитве [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/o-molitve/1 (дата обращения: 10.01.2021).

17. Прот. Сергий Булгаков. Православие. Очерки учения православной церкви. 3-е издание. YMCA-PRESS.11, rue de la Montagne Ste Geneviève. Paris 5e - 1989. - 403 с.

18. Св. Праведный Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Выборки из его писаний [Электронный ресурс]. Код доступа: www.wco.ru/biblio/books/ioannk6/Main.htm (дата обращения: 10.01.2021).

19. Св. Феофан Затворник. Четыре слова о молитве. Слово I. [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru /otechnik /Feofan_Zatvornik/prostye-istiny-serdtsa/2 -(дата обращения: 10.01.2021).

20. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле духовно-нравственного совершенствования// Богословские труды. Сборник тридцать третий. Издательство Московской Патриархии. - 1997. - С. 5 - 62.

21. Суханова М. Православное учение о молитве/ZVerbum. Выпуск 15. - 2000. Философия, этика, религиоведение. - С. 125 - 131.

22. Флоренский П.А. Словесное служение (молитва)/Философия культа [Электронный ресурс]. Код доступа: bookitut.ru/Pavel-Florenskij-Filosofiya-kuljta.109.html (дата обращения: 10.01.2021).

23. Форвард М. Религия/Мартин Форвард. Пер. с англ. Н. Григорьевой. М., ФАИР-ПРЕСС. - 2003. - 320 с.

24. Халлесби О. О молитве [Электронный ресурс]. Код доступа: www.mnogobook. ru /religiya_i_duhovnost/hristianstvo/207302/fulltext.htm (дата обращения: 10.01.2021).

25. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учебное пособие. М., ОСЬ - 89. -2002. - 448 с.

26. Храмешин С.Н. Феномен молитвы в православной религиозной практике и вероучении. Автореферат дис. канд. филос. наук. М. - 2019. - 27 с.

27. Что такое мистика [Электронный ресурс]. Код доступа: dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/12079 (дата обращения: 10.01.2021).

28. Что такое молитва - происхождение и современное значение [Электронный ресурс]. Код доступа: lider-ponevole.ru/russia/chto-takoe-molitva-proisxozhdenie-i-sovremennoe-znachenie.html (дата обращения: 10.01.2021).

29. Штайнер Р. Сущность молитвы. Часть 2. (17.11.1910)/Рудольф Штайнер. Божественная молитва. Эзотерическое изучение. Берлин, 28 Января 1907. - 13 с. [Электронный ресурс]. Код доступа: philologist.livejournal.com/6977451.html (дата обращения: 10.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.