ОБЩЕСТВО
РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ: ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Пивоваров Д.В.
Религиозный культ описывается в данной статье как практическая конкретность религии. Исследуются такие важнейшие модификации религиозного культа, как традиция, обычай, норма, ритуал, обряд, молитва. Показаны моменты тождества и различия этих операциональных модификаций культа.
Ключевые слова: культ, традиция, обычай, норма, ритуал, обряд, молитва.
«А RELIGIOUS CULT: OPERATIONAL MODIFICATIONS»
D.V. Pivovarov
In this article the religious cult is described as practical concreteness of religion. Such major updatings of a religious cult, as tradition, custom, norm, ritual, ceremony, pray are investigated. The moments of identity and distinction of these modifications are shown. Keywords: cult, tradition, custom, norm, ritual, ceremony, pray.
Религиозная деятельность бывает внекуль-товой и культовой. Духовная внекультовая деятельность: выработка религиозных идей, догматов, теологических систем, сочинение духовных книг, музыкальных произведений и т. п. Практическая внекультовая деятельность: миссионерство, религиозная пропаганда в семье, в обществе (через СМИ), преподавание богословских дисциплин, управление религиозными организациями, производство средств религиозного культа и т. д. Любая внекультовая религиозная работа находится под сильным влиянием культовой деятельности. Содержание культа определяется соответствующими религиозными образами - священными идеалами, идеями, догматами.
Религиозное сознание воплощается в культе в форме сакральной «драматизации» культовых текстов - священных писаний, преданий, молитв, псалмов, песнопений и пр. Ментальные значения и смыслы этих текстов экстериоризуются и оживляются при опоре на такие операциональные модификации культа, как традиции, обычаи, нормы, ритуалы, обряды, молитвы. Родо-
вое понятие традиции подчиняет себе такие видовые понятия, как обычай, норма, ритуал, обряд, молитва. В свою очередь, логический объем понятия обычая шире, чем понятия нормы, ритуала, обряда и молитвы. Обсудим эти понятия.
Культ. Понятие культа (от лат. colo -возделываю, почитаю; cultus - почитание, поклонение) включает следующие основные понятия:
- благоговейное почтение к Богу или божественным существам (реальным или фантастическим);
- поклонение каким-либо предметам, наделяемых сверхъестественными свойствами;
- совокупность обрядов, связанных с таким почитанием;
- религия, считающаяся неортодоксальной или ложной;
- система лечения болезни, построенная на догмах, которых придерживается ее проповедник;
- твердая преданность человеку, идее, предмету, движению или работе;
- обычно небольшая группа людей, для которой характерна преданность избранному человеку или особо ценной идее.
От религиозного культа как главного вида религиозной деятельности надо отличать понятие культа как типа религиозной организации (т.е. от энергичных новаторских групп транскультурного характера, от авторитарных проторелигий). Культ как особый тип организации был рассмотрен выше в связке понятий церкви, секты и др. Ниже речь идет только о культе как главном виде религиозной деятельности. Субъект культа
- религиозная группа (священнослужитель вместе с его паствой) или отдельный верующий. Культ предназначен для удовлетворения религиозных потребностей, поддержания конфессиональной веры, психической гармонизации (катарсиса), общения верующих, сплочения религиозной группы.
Характеризуя культ как практическую конкретность религии, Гегель пишет: «В культе Бог находится по одну сторону, «я» -по другую, и его назначение заключается в том, чтобы я слился с Богом в себе самом, знал бы себя в Боге, как в своей истине и Бога в себе - это и есть конкретное единство. <...> В культе мы обретаем это высшее абсолютное наслаждение - в нем участвует чувство, в нем принимаю участие я, моя особенная личность. Культ есть, таким образом, достоверность абсолютного духа для его общины, знание общины о своей сущности» [1, с. 379-380].
В широком смысле в понятие религиозного культа включают все виды действий, мотивированных религиозно-магическими представлениями: литургию, магические обряды, жертвоприношения, ритуальные пляски вокруг изображения, молитвы, заклинания духов, таинства, мистерии, религиозные праздники, камлания, пост, паломничество и др. В узком смысле из понятия религиозного культа исключают колдовство и обряды заклинания духов.
В первоначальном виде, вероятно, культовые действия представляли собой про-
стейшие магические телодвижения (воздевание рук, поднятие глаз к небу), и из них позже образовались сложные жесты адорации. Культ многих религий включает в себя колдовские пляски. Культ молитвы, скорее всего, вырос из колдовских заклинаний и заговоров. Культ жертвоприношения частично возник из первобытных охотничьих трапез, частично - из пищевых табу.
Культовая деятельность предметна. Вовлекаемыми в культовые действия посредниками, которым приписаны таинственные способности соединять «земное» с «небесным», служат культовые предметы. Благодаря им верующий мысленно соединяет видимое и невидимое, и вся полнота бытия сливается в его сознании в «единое». К предметным средствам культа относят: религиозное искусство (живопись, скуль-птуру, архитектуру), различные предметы (крест, свечи, утварь, мандала, четки и пр.), фетиши, святилища, храмы, молитвенные дома, священнические облачения и другие принадлежности религиозных обрядов. Культ священных предметов, утвари и изображений восходит к фетишизму, связан с приписыванием неодушевленным предметам и изображениям сверхъестественной силы. Например, христиане или буддисты верят в чудотворные свойства икон, святых мощей, святой воды, креста, реликвий.
С культовыми действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны культовые роли жрецов или церковнослужителей. Значения культовых действий и предметов задаются соответствующими религиозными образами - идеями, догматами и доктринальными положениями, которые изложены в Писании или Предании. Наибольшее разнообразие культов представлено в язычестве. С каждым языческим божеством сопрягается свой культ (культ Ваала, культ Астарты и др.). В монотеистических религиях культ определяется как вся сумма религиозной обрядности, служителей культа и культовых предметов.
Пивоваров Д. В.
Формы религиозных культов обусловлены соответствующими историческими формами религии. Исследователи выделяют культы: тотемический, погребальный, промысловый, шаманский; культы семейных, родовых или племенных богов. По своим объектам различают культы: солнца, неба, воды, животных, растений, огня, предков, царя и т.д. В древности преобладали культы земледелия и царской власти, а в более поздних религиях -культы богочеловека, первосвященника и ритуализированных ценностей (вины, страдания, наказания). Под влиянием религиозного искусства, возникшего в культовых целях, нередко могут удовлетворяться эстетические потребности верующих. По аналогии с религиозными культами возникают квазирелигиоз-ные культы человека, силы, разума, науки, успеха, денег и т.д.
Традиция. «Мудр не тот, кто устремлен к новизне, - говорил Конфуций, - а тот, кто чтит традиции старины». У древних римлян слово traditio (лат. traditio от глагола tradere - передавать, передача, предание) обозначало передачу предмета, не созданного передающим и ранее полученного им от кого-то извне; при этом к передаваемому предмету относились уважительно - как к дару. Традицией, например, называли передачу умения или отдавание своей дочери замуж. Современные представления о традиции весьма разнообразны:
- в философском смысле традиция - это набор исторически сложившихся и передаваемых от поколения к поколению стереотипов, обычаев, привычек, обрядов, норм поведения, идей, ценностей и т.п.;
- в культурологии традиция - это элементы социокультурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени; «культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем простран-ственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» (Э.С. Маркарян);
- в социологии традиция есть механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом;
- в науке под традицией подразумевают преемственность знаний и методов исследования, в искусстве - преемственность стиля, мастерства;
- в обыденном сознании слово традиция ассоциируется с чем-то прошлым, устаревшим, застойным.
Традиции регулируют общественные отношения:
1) устанавливают преемственность культуры;
2) хранят и передают информацию и ценности от поколения к поколению; 3) служат механизмом социализации и инкультурации людей;
4) селекционируют подобающие образцы поведения и ценностей.
Прогрессивные традиции способствуют творческому развитию культуры, а реакционные традиции осуждаются прогрессивными людьми как изжившие себя пережитки прошлого. Пример традиционного взгляда, считающегося сегодня анахронизмом, - это когда во главе патриархальной семьи должен стоять мужчина, который занимается поиском пропитания для всей семьи, а женщина следит за детьми и домом. Традицию можно вытеснить и прервать путем идейного воздействия на массы людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Любая крупная социальная группа старается обосновать свою идеологию, как правило, тем, что подводит под нее ту или иную историческую традицию.
Особенно влиятельным нормативным потенциалом обладают религиозные традиции. Так, бережно относясь к традициям конфуцианства, китайцы создали долговечный кодекс культурного поведения, состоящий из органически связанных религиозных, моральных, правовых, полити-
ческих, идеологических предписаний. По Конфуцию, порядок в обществе тем прочнее, чем лучше люди знают и соблюдают принципы дао, правила древних обычаев, церемоний, ритуалов, общепринятые нормы этикета.
Опорой традиции, согласно христианству, служит церковь. По мере роста общественного недовольства церковью усиливалось и критическое отношение к традиции как таковой. После радикального отвержения традиции Просвещением и Французской революцией возникла обратная реакция на антиклерикальный критицизм со стороны консервативного романтизма, который стал восторженно отзываться о традиции и активно защищать ее. В результате сегодня в мире утвердилось амбивалентное отношение к религиозной традиции. М. Вебер противопоставил традиционный и рациональный способы социальной организации как борющиеся между собой диалектические противоположности. В «традиционном обществе» почти ничего не меняется, и поведение людей подчинено устоявшимся стереотипам.
Функции религиозной традиции:
1) консолидация «я» верующих в интегральное «мы»;
2) стабилизация социальных связей и отношений;
3) воспитание подрастающего поколения в религиозном духе;
4) осуществление связи и преемственности поколений через религиозные ценности;
5) конфессиональный контроль за поведением членов общества;
6) адаптация культурных новаций к стереотипам религиозного сознания;
7) аккумуляция религиозного опыта.
Религиозный традиционализм - особое
мировоззрение и социально-философское направление, идеологизирующее религиозную традицию, придающее ей непреходящее значение и требующее во что бы то ни стало сохранять ее. Это установка на кон-
сервацию религиозных традиций вопреки всем попыткам модернизировать религиозную жизнь в соответствии с изменяющейся культурой.
«Традиция - это живая вера мертвых; традиционализм - это мертвая вера живых» (Я. Пеликан). «В узком смысле религиозный традиционализм, - пишет А.И. Кырлежев, - направление в католической мысли в XIX в., представители которого (Л.Г.А. де Бональд, Ф.Р. де Ламенне), в противовес рационализму, настаивали на том, что знание как таковое добывается не рациональным усилием, а через восприятие Откровения Бога человечеству, которое передается через непрерванную традицию» [2, с. 1074].
В XX в. термин традиционализм чаще применяют к философско-религиозным взглядам Р. Генона, Ю. Эволы, А.Г. Вирта, М. Элиады, Т. Буркхардта, Ф. Шуона, А. Дугина, Е. Головина, Г. Джемаля и др. Эти мыслители подвергают фундаментальной критике все аспекты деградации современного мира и призывают восстанавливать формы изначального знания, характерные для традиции. Некоторые из них(Генон, Эволаидр.) определяют традицию как трансцендентнобожественное установление.
Обычай - это унаследованный, привычный и устойчивый образец социального поведения, стихийно воспроизводящийся в какой-нибудь этнической общности. В понятии обычая мыслится вся совокупность законов и правил человеческого общежития и мироустроения. Обычай воплощает в себе внутреннее противоречие «связи времен» -между старым и новым, бесполезным и полезным, отжившим и актуальным.
Каждый этнос имеет свои исторически сложившиеся и почитаемые обычаи. Например, многие русские обычаи имеют отношение к древним народным праздникам: Рождеству, Масленице, Пасхе, празднику прихода весны и др. На обычаи возлагается функция сохранения и передачи опыта, навыков, культурных достижений из поколения в поколение. Через них человек сози-
Пивоваров Д. В.
дает свой мир в знакомых ему образах, исходя из конкретной ситуации. Вековые обычаи творятся народом, близки и дороги ему. На уровне обыденного сознания людям нелегко отказываться даже от того, что заведомо устарело, отрешаться от пережитков.
Обычай обусловлен интересами и представляет собой такие нравы и привычки, которые укоренялись в течение длительного времени. По Веберу, обычай - это не гарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо фактически руководствуется добровольно - то ли просто «не задумываясь», то ли из «удобства» или по каким-либо другим причинам - и вероятного следования которому оно из тех же соображений может ждать от людей того же круга. В этом смысле обычаи не являются чем-то «значимым»; ни от кого не «требуют» их соблюдения.
Обычаи ближе всего касаются нравственной стороны жизни рода, племени, народа, нации. В первобытно-общинном строе обычай выполнял функцию нравственного закона, и его соблюдение основывалось на силе воздействия общественного мнения. Например, из суровой первобытной древности до нашего времени дошли различные пищевые запреты. Они потеряли первоначальное значение борьбы с голодом и приобрели духовно-религиозную окраску. По мере усложнения общественных отношений обычай как нравственный закон перестает быть единственным регулятором правил поведения людей, но не упразднен, поскольку в нем сохраняются общечеловеческие ценности. Обычай дополняется нормой права - юридическим законом, основанном на силе государства.
Каждая религия культивирует множество обычаев. Так, обычаю периодически соблюдать пост христианство придало новое содержание - как духовного испытания верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. С праздником христианской Пасхи связан обычай, восходящий к древнеязыческим временам,
дарить друг другу расписные куриные яйца (писанки). На Масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег или осыпали снего-масленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» - когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Норма (от лат. norma) - руководящее начало, правило, точное предписание, образец. Она адаптирована не к уникальным, а к типичным ситуациям, представляет собой не конкретное указание, а общую и стандартную модель поведения. С одной стороны, нормы творятся людьми и носят субъективный, сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека. Регулирующее воздействие одной группы норм (например, религиозных) дополняется и конкретизируется другими социальными нормами (например, нормами морали и права). Устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения, норма ограничивает индивидуальную свободу людей.
Все нормы в обществе подразделяются на технические и социальные, а далее классифицируются по способу их создания и по средствам охраны их требований от нарушений. Технические нормы - это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Они регулируют поведение людей на уровне «человек - техника - человек». Соци-
альные нормы регулируют однородные, массовые, типичные отношения непосредственно между людьми и их коллективами на уровне связи «человек - человек». По сравнению с ценностями, в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности.
Религиозные нормы - разновидность социальных норм в виде системы согласованных ясных требований, направленных на реализацию религиозных ценностей. Все религии провозглашают, что их традиционные нормы исходят от божественного авторитета и переданы людям через пророков. Норма полиморфна: она требует, оценивает и описывает. Внешне норма представляет собой вербально выраженный императив, а внутренне - стандартный субъективный образ потребного поведения верующего.
В.А. Бачинин выделяет три ипостаси религиозной нормы: логос, номос и этос. «Благодаря логосу с его смыслопорождающими и смыслонесущими конструкциями в религиозной норме присутствует воля к смыслу. <...> Номос религиозной нормы как внутренняя сила и способность целенаправленно принуждать к богобоязненному поведению опирается не только на веру, но и на понимание и добровольное признание человеком мощи Божественного авторитета, а также на страх возможного наказания. <...> Если в номосе религиозной нормы сфокусирована воля к порядку, то в ее этосе сосредоточена воля к справедливости и общему благу. Если номос - это сила религиозного сознания, то этос - его достоинство» [3, с. 163].
Поскольку верующие относятся к религиозным нормам как к откровению воли абсолютного разума, то верующие полагают, что эти нормы:
1) основаны на «страхе Божьем»;
2) принимаются на веру, но допускают церковно-договорные варианты;
3) исключают возможность сомнений и опровержений;
4) не требуют логического обоснования;
5) имеют характер безапелляционных требований и безусловной императивности;
6) обязательны только для единоверцев.
Религиозные нормы регулируют духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповедными предписаниями. Каждая конфессия устанавливает их исходя из собственных представлений о богоугодном и греховном, добре и зле (примеры: норма иудаизма: «око за око, зуб за зуб»; норма христианства: «если тебя ударили по правой щеке, то подставь левую»). Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Абсолют и гарантируется возможностью применения религиозными объединениями санкций. Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм предполагают осознавание верующим ответственности за свои греховные действия непосредственно перед Богом, а также перспективы Страшного суда, рая или ада. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви (анафема).
Религиозные нормы письменно закреплялись в Священных книгах, постепенно вычленяясь из вошедших в автоматическую привычку устных религиозных обычаев. В течение тысячелетий они регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались также в качестве общесоциальных правовых норм (в частности, регулировали семейно-брачные отношения, землепользование, наследование). Ярким примером творения «перво-нормы» может служить описанный в Ветхом Завете договор Иеговы с евреями и десять заповедей, переданных им Богом через Моисея. В отличие от права, религиозным нормам не присуща четкая определенность. Их обычно истолковывают особо посвященные лица при помощи притч.
Светские правовые системы различных государств восприняли множество норм религиозного происхождения. В некоторых современных странах религиозный фактор
Пивоваров Д. В.
настолько силен, что религиозные нормы существенно ограничивают действия свет-ских правовых норм. Так, в Испании вплоть до 1976 г. священник, обвинявшийся в совершении уголовного преступления, мог предстать перед государственным судебным органом только при наличии предварительного согласия на то местного епископа; сам процесс проходил при закрытых дверях, а осужденный отбывал срок заключения не в тюрьме, а в монастыре.
Можно выделить следующие религиозные нормы:
1 ) позитивные (обязывают совершать те или иные действия) и негативные (запрещают определенные поступки, отношения И т.д.);
2) догматические, канонические, бытовые и религиозно-политические;
3) культовые и организационно-функциональные (уставные) нормы;
4) общие (рассчитанные на всех единоверцев) и особенные (только для мирян или только для клира).
Ритуал (от санскр. глагола аг - двигаться, существительное rita - закон; лат. ritualis
- обрядовый) - исторически сложившаяся форма сложного символического поведения; церемония; упорядоченная система действий (в том числе речевых). С современной точки зрения, ритуал есть действие, выполняемое с особой строгостью и тщательностью, а его главные побудительные мотивы - не практическая польза, а высшие метабытовые символические ценности. В прозаическом же смысле ритуал может показаться совершенно бессмысленным.
Впервые слово «Рита» встречается в Риг-веде, - древнеиндийских гимнах богам. Там оно имеет разные смыслы: приводить в движение, круговращение Вселенной, мировой порядок, закон, истина, праведность, священный обряд, жертвоприношение. Однокоренными с санскритским «Рита» являются английские слова: right (право), art (искусство), rite (обычай, обряд), а также русские слова: ряд, обряд, порядок, чин. Обряд
в большей мере сопряжен с понятием традиции, а ритуал - с представлением о высшей ценности.
О Рите в Ведах сказано: «Закон круговращения Вселенной регулирует правильное функционирование космоса и жизни ария одновременно. По закону Рита восходит солнце и заходит солнце; одно время года в установленном порядке следует за другим. Все повторяется, как было в незапамятные времена, и, следуя закону Рита, человек воспроизводит цикличность космических явлений в цикличности ритуала, поддерживая тем самым порядок в космосе и в человеческом обществе» [4, с. 13]. В гимнах Риг-веды самый дальний призыв обращен к Рите: «Пусть придет Индра с неба, с земли, или быстро из океана, из источника, из солнечного пространства нам на помощь вместе с Марутами, или издалека, с сидения закона». Рита есть заложенный в мироздании принцип вечного повторения, и его выражением служат пророчества Вед. Рита едина, и ее мир «дальше» неба и земли. Рита-закон есть подлинная реальность, а наш мир
- только тень Риты. В ведийской философии ритуал определяется как начало познания, привязанное к основе мироздания.
В древнем Китае философия ритуала создана конфуцианством. Конфуций любил повторять: «Я передаю старину, а не сочиняю». Ведь смысл задается исходным началом, т.е. чем-то старым, а не новым. Без прошлого новое теряет свой смысл. Поэтому Конфуций начинает философскую мысль не от себя, а обращаясь к древнему началу.
Праздничный архаический ритуал - способ символического обновления мира. Вначале «состарившийся» космос погружают в плодотворный хаос, а затем поэтапно восстанавливают изначальный порядок вещей. В древних религиях ритуал служил основным выражением культовых отношений. Религиозный культ отличается от архаического ритуала этизацией богов и удалением их от людей. В Европе к ХУ1-ХУП вв. термин ритуал отчетливо соотнесен с христи-
анским культом и нагружен сакральным смыслом.
Со второй половины XIX в. понятие ритуала секуляризуется: оно символизирует рядовые жизненные ценности и императивы отдельного человека (ритуальная встреча выпусников школы, ритуал футбольных болельщиков и т.п.). С конца XIX в. ученые начинают использовать понятие ритуала для описания традиционных культур и поведения животных. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. Он служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Г. Малиновский, Э. Дюрк-гейм), снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (К. Юнг). Для современного общества в целом характерно нигилистическое отношение к ритуалам. Ритуал ныне сохраняется прежде всего в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).
Р. Смит первым сформулировал проблему ритуала в научном плане (1895) и пришел к следующим выводам:
1) любая религия состоит из верований (beliefs) и ритуальной практики (rites);
2) в древних религиях действие предшествует догмату и связано с мифом:
3) первичная ритуальная практика определяет содержание мифа;
4) для раскрытия тайны ритуала надо обращаться не к мифам и не к верованиям, а исследовать саму реальную жизнь общества [5].
Э. Дюркгейм вслед за Р. Смитом, описал в своей книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) ритуал как систему «правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов». Э. Дюркгейм подразделил все ритуалы на табу, имитативные ритуалы, «мемориальные» ритуалы («культ предков»), очистительные ритуалы («траур»).
А.Р. Радклифф-Браун занялся поиском истоков ритуала в производственной деятельности человека, регулирующей его взаимоотношения с природой, а также в социальной структуре, определяющей отношения людей внутри социума. Он, в частности, обнаружил, что ритуальные отношения могут возникать между человеком и теми элементами природы, которые имеют главное значение в производственной деятельности племени. Особо ценные животные или растения ритуально персонифицируются в виде предков или культурных героев [6].
Б. Малиновский мыслит ритуал как «школу морали» и как «мост», соединяющий индивида и общество сакральной связью. Так, погребальный ритуал необходим в первую очередь для того, чтобы помочь человеку преодолеть страх смерти и ужас при виде покойника. Ритуал плодородия нужен, чтобы дикари уважительно относились к пище и не тратили ее понапрасну. Инициационные церемонии помогают юноше освоить обязанности мужчины и научиться обращению с сакральными объектами [7]. М. Дуглас рассматривает ритуал как важнейшую характеристику не только традиционного, но и современного общества, десакрализуя и сближая его с символическими аспектами обычая, церемонии, любого периодически повторяемого действия. Например, она называет деньги крайним и наиболее специализированным видом ритуала [8]. В социологии Э. Гоффмана к ритуалам отнесены этикетные нормы повседневного социального поведения: приветствия, знаки уважения, запреты [9].
В социальной антропологии У Уорнера используются понятия сакрального и секу-лярного ритуалов. Сакральный ритуал символически связывает его участников с божеством, духами мертвых, с внешними символами, представляющими Бога и священных умерших. Секулярный ритуал облекает ценности повседневных вещей в символическую форму. Уорнер подразделяет формы
Пивоваров Д. В.
символического поведения современных людей на четыре группы:
1) сакральный ритуал;
2) ритуал с элементами сакрального и секулярного;
3) секулярный ритуал, ориентированный на иноземное сообщество с целью интегрировать свое сообщество в большой мир;
4) секулярный ритуал, направленный на само сообщество, выполняющий функцию его консолидации [10].
А. ван Геннеп считает подлинным ритуалом только «ритуал перехода», включающий в себя ритуалы отделения, перемещения, объединения. Ритуал перехода воплощается в обряды, которые сопровождают рождение, брак, инициацию, смерть и иные изменения социального статуса человека [11]. Дж. Харрисон рассматривает ритуал как сакрально-магическую драматизацию обычной деятельности; для него драма - это поздняя светская форма ритуала [12]. В. Тернер трактует ритуал как символический язык и описывает три параметра символа: экзегетический, операциональный и позиционный. Он считает ритуал первичной реальностью, в которую личность вовлечена целиком, а не только интеллектуально [13].
Согласно М. Элиаде, ритуал есть повторение архетипических действий, позволяющих древнему человеку сохранять связь с предельными основаниями бытия. В начале времен эти действия выполняли боги, герои, предки, а ныне - обычные люди. Человеческое бракосочетание, например, подражает священному браку (иерогамии), а войны между людьми воспроизводят битвы между богами [14]. Р. Жирар выводит ритуал из жертвоприношения: «учредительное насилие - матрица всех мифологических и ритуальных смыслов», и функция ритуала заключается в том, чтобы «очищать» насилие, т.е. «обманывать» его и переключать на жертв, мести за которых можно не бояться [15]. В современной отечественной литературе тема ритуала детально проанализирована в работах В.В. Глебкина [16].
Обряд - это:
1) внешняя оболочка традиционного обычая;
2) проецирование ритуала на повседневную жизнь. Согласно толковому словарю
В.И. Даля, обряд есть введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешнее оформление какого-либо действия условными обязательными действиями, совершаемыми в различных случаях жизни, которые освящены только обычаем, т.е. не являются таинствами.
С. А. Токарев определяет обряд как такую разновидность обычая, цель и смысл которой - выражение (по большей части символическое) какой-либо идеи, действия либо замене непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием.
М. Элиаде видит в обряде проявление идеи вечного возвращения, цикличности мироздания, раскрывающейся как регулярный распад космоса, торжество хаоса и осуществление нового акта творения для создания упорядоченного мира. В обрядности эта идея выражается, например, в праздновании Нового года. Для архаического сознания настоящее есть повторение изначальных, предшествующих архетипов, и то, что было создано в момент сотворения мира, символически создается вновь и вновь с помощью обрядовых средств. Любой Новый год - это возобновление времени с его начала. В конце года и в преддверии Нового года повторяются мифические мгновения перехода от хаоса к сотворению мира [17].
В прошлых культурах возникло множество государственных, воинских и спортивных обрядов, и часть из них и поныне актуальны. Каждый ребенок, выполняя основные обряды своего народа, постепенно приобретает социальные и этнические черты: он приобщается к истокам традиционной культуры, овладевает социальным религи-озно-мировоззренческим, культурным опытом соотечественников. По мере взросления его этническое самоощущение «я» перефор-
матируется в этническое самосознание «мы».
Обряд включает в себя следующие части, каждая из которых играет особую роль:
- символические действия или ритуальное поведение участников обряда;
- элементы материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики;
- речевое поведение участников обряда в словесном и музыкальном выражении.
Несколько обрядов с одинаковой функцией образуют обрядовый цикл, а несколько обрядовых циклов образуют ритуальную систему. Например, традиционная кухня имеет ярко выраженный обрядовый характер - она тесно связана с определенными днями, знаменательными событиями, приурочена к ним. В свадебный ритуал тоже входят несколько обрядовых циклов. В любой ритуальной системе существует инвариантный блок обрядов, которые составляют «обрядовый минимум». Обряды могут переходить из одного цикла ритуала в другой.
Традиционные обряды выполняют такие функции, как оградительную, продуцирующую, очистительную, умилостивительную. Различают традиционные обряды по основанию их субъектов: общенародные, племенные, родовые, семейные и индивидуальные. Так, в отношении индивида В. Тэр-нер ввел и разъяснил понятие обрядов «жизненных переломов», связанных изменением социального статуса человека в соответствии с его с половозрастной характеристикой. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными обрядами.
По основанию цикличности исполнения обрядов традиционные обряды подразделяют на единичные, календарные и постоянные. Пример единичного обряда: сначала в новый построенный дом впускают кошку, а затем в дом проходят члены семьи. Сезонные и ежегодные обряды выполняются по расписанию народного календаря. Через соблюдение промысловых календарных
обрядов у человека устанавливаются полезные отношения с природой; свадебные обряды выступают регулятором отношений между двумя семьями, родами и т.д. К постоянному обряду можно отнести ежедневное «угощение» духа-хозяина домашнего очага (домового).
Религиозные обряды - это внешнее выражение верований человека в символических коллективных действиях, направленных на священные объекты. Они служат для верующего символом присутствия и воздействия Бога на человека. При помощи обряда сакральный язык переводится на общедоступный язык цветов и запахов, объемов и звуков, движений и вещей. Религиозные обряды - важнейшие компоненты религиозного культа.
Однако о самих религиозных обрядах в Библии говорится мало. В 51 г. на своем соборе апостолы постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Протестанты отменили многие древние обряды христиан и сосредоточились в богослужении на проповеди. РПЦ отстаивает тезис, что каждый обряд, совершенный прихожанином во имя Церкви, оказывает на него освящающее, обновляющее и укрепляющее действие; религиозность же, оторванная от обрядности, представляет собой чистый субъективизм. Подчас уважение к церковному обряду (когда обряд отождествляется с догматом) вырождается в обрядоверие.
В древности, чтобы поддерживать плодородие земли, люди изобрели важные обряды, главным из которых был сам труд земледельца. Все виды земледельческого труда посвящались каким-нибудь божествам и воспринимались именно как обряды. Дни и недели года тоже посвящались богам, поэтому каждый вид труда сопровождался определенным религиозным обрядом. Условленный день считался праздником, посвященным какому-либо божеству или связанному с ним событию, и начинался с бла-
Пивоваров Д. В.
гословления этого божества. В устном творчестве разных народов самым сильным и действенным средством достижения цели магического обряда считалась словесная формула «заговора» (от болезней, любовных, охотничьих, рыбачьих, пастушеских, земледельческих, торговых). Для поздних обрядов характерно выпадение магических элементов и преобладание символических и игровых.
Молитва - специфический сакральный текст и тип культового высказывания; составная часть богослужения. Часто принимает вид обряда. С христианской точки зрения, молитва - это:
1) контакт души человека с Богом, дыхание души человеческой;
2) «теоцентрическое устроение души» (Г. Флоровский);
3) слово верующего, обращенное к Богу или божествам;
4) канонизированный текст этого обращения.
В молитве человек называет Бога и высказывает самого себя. В этом ее коренное отличие от мистического созерцания, с которым она имеет сходство в концентрации внимания. По Платону, созерцание есть отрешенное от мира сверхчувственное (интуитивное) постижение божественных идей и тайн. Разновидность созерцания - духовная практика медитации (первоначально -концентрации). Медитации более характерна для восточных эзотерических традиций, а молитва традиционно относится к христианскому пути. Медитация есть пассивное и безразличное созерцание собственных мыслей; она эгоцентрична и абстрактна. Молитва же выражает притяжение к полноте бытия; она активна и конкретна.
В теизме под обращением к Богу подразумевают диалог с Богом - как самый совершенный акт веры, надежды и любви. Если адресат диалога - Бог, то получение от Него ответа - мистическое уловление Его энергии, получение Его благодати. Такой акт крайне отличается от того, что обычно по-
нимают под человеческим диалогом. Считается, что вездесущий Бог слышит все наши молитвы, но относится к ним по обстоятельствам. В силу трехсоставности своей целостности человек должен причащаться к Богу и прославлять Его и духом, и душой, и плотью. Поэтому молитва имеет внутренний и внешний планы. Внутренняя молитва происходит мысленно, в глубине человеческого духа. Наружная молитва осуществляется словами, внешними движениями - голосом, пением, музыкой и т.д.
Молитва понимается в узком и широком смыслах. В узком смысле молитва есть устремление души человека к Богу. «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (Пс. 24, 1), «Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 85, 4; 142, 8), - восклицает псалмопевец. Возношение души к Богу истолковывается как устремление всех ее сил. К молитве в широком смысле как «непрестанной медитации» призывал христиан апостол Павел. Речь идет об особом рели-гиозно-нравственном душевном состоянии, представляющем собой постоянное сердечное и благоговейное памятование о Боге, упование или надежды на Него во всех случаях жизни [18].
В «Беседе на Псалом 4» Св. Иоанн Златоуст разъясняет, что молиться Богу и посвящать Ему свой дух можно всегда и во всяком месте - идешь ли ты на площадь, по улице, занимаешься работой и т.д. [19]. Посредством молитвы, считал Иоанн Златоуст, в уме рождается некое божественное состояние; воля получает через молитву истинную свободу выбора добра и стремится к добру, подобно воле беспорочного Адама; сердце как средоточие духовной жизни становится духовным храмом Божьим; от молитвы идут все добрые дела.
Молитве - храмовой (мессе, литургии), семейной, индивидуальной - приписывается чудодейственная сила, а обмолвки и запинки при ее произнесении считаются дурным предзнаменованием. Молитва принимает формы поклонения, восхваления,
просьб или просто изложения своих мыслей. Различают безмолвную (внутреннюю) молитву совершаемую одним только умом и сердцем, и наружную молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения. Молитвы имеют формы ектений, псалмов и песнопений. По содержанию молитвы подразделяют на славословия, прошения и благодарения.
В изложении апостола Павла приведена такая типология: молитвы, прошения, моления, благодарения. Наиболее полно учение о молитве и сведения о ней рассмотрены в творениях и трудах по аскетике. По христианской молитве самый полный свод содержится в «Добротолюбии» (т. 1-5, 1992) и «Сборнике о молитве Иисусовой». В христианских молитвенниках мы находим:
1) типичную литургическую молитву -коллекту;
2) тексты со структурой литании;
3) индивидуальные высказывания, облегчающие связь с сакральной сферой. Другие классы: молитвы в течение года; по случаю разных событий; на каждый день.
Молитвы делят также на:
1) покаянные (Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»);
2) спасительные («Пресвятая Дева Мария, спаси нас»);
3) просительные («Господи, даждь нам днесь»);
благодарственные («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»),
По доктрине православия Иисусова молитва должна непрестанно повторяться, а монахи повторяют ее практически непрестанно.
В древних культах молитвы совершались при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни. В сознании первых составителей молитва была свободным выражением переживаемых личных и общественных чувств. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т.п.) были установлены особые
формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву, например, к ней приступали, умыв предварительно руки. Пренебрежение к молитвам грозило гневом богов. Во время молитвы язычники воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) - с покрытою. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыс-лием.
Христианство постепенно выработало единообразные нормы совершения молитв во время литургии и в домашнем молитвос-ловии. В древние времена христиане молились во все времена суток. Верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. Позже церковные службы стали совершаться обычно три раза в течение суток: утром (утреня), перед полуднем (божественная литургия) и вечером (вечерня).
От иудеев к христианам перешел обычай молиться стоя, а также коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединенной келейной молитвы). В общинах христиан утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою (но для женщин было установлено противоположное правило). В ранней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения в подражание Моисею; ныне это действие совершает только священник во время литургии.
В Новом Завете Иисус Христос указывает на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Страшного суда)» (Мк. 13, 33). Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о «чаше» в Гефсиманском саду. В Евангелии есть несколько молитв, впервые произнесенных Иисусом Христом: «Отче наш» (Лк. 11, 1-4), «Исповедаю Ти ся, Отче, Господи, неба и земли» (Мф. 11, 25-29); «Боже, милостив буди мне греш-
Пивоваров Д. В.
ному» (Лк. 18, 13) и др. В католичестве и православии основные источники текстов для составления молитв - Псалтырь, Святое Евангелие и молитвы, написанные отдельными святыми.
От молящегося требуется отчетливо слышать слова молитвы, произносимые мыслью или голосом. Феофан Затворник советует «сходить вниманием из головы в сердце»: удерживать внимание на верхушке сердца, прикладывая руку к месту выше левого сосца. «Если ты сам себя не слышишь, то как можешь надеяться, что тебя услышит Бог?» Для выражения участия в молитве присутствующие говорят в конце слово аминь, т.е. истинно. В молитвенниках выражаются в образной форме те мысли и чувства, которые содержатся в Писании. За лирический характер и поэтическую форму молитвы иногда относят к духовным стихотворениям.
В ходе молитвы православные христиане применяют поклоны, коленопреклонения и крестное знамение. В православном храме нет скамеек для повсеместного сидения, и молитвы совершаются стоя либо в коленопреклоненной позе, чем выражается трепетное почтение и уважение к Богу со стороны верующих людей. Только больные и старые люди могут молиться сидя. В католическом богослужении молитвы совершаются в костеле сидя и стоя. В протестантстве молятся стоя на ногах и на коленях; во время молитвы используются специальные молитвенные позы: опущенная голова, закрытые глаза, сложенные ладонь в ладонь руки.
В католичестве и православии словесная молитва - это устное обращение к Богу непременно в виде таких словесных формулировок, которые разработаны церковными деятелями и освящены церковью. После прочтения официального молитвенного текста человек может добавить свои просьбы и восхваления. В протестантизме форма молитвы и установленный порядок произнесения слов в тексте отходят на второй план.
Молитва протестантов должна способствовать самовыражению личности, подчеркивать интимность обращения к Богу и поэтому имеет форму импровизации.
В исламе молитва (намаз) - один из пяти столпов веры. Пророк Мохаммад установил главные обряды совершения молитвы. Намаз нужно совершать пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью). Во время молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). Мусульманин должен читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы. Но за молитву, совершенную в мечети, молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает за свою молитву сам. В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях. Исламская пословица гласит: «Быть мусульманином и молиться - одно и то же».
В иудаизме, в эпоху после вавилонского изгнания, молитвы (евр. тефилла - обращение к Богу) подверглись тщательной регламентации. Были установлены часы для их совершения. Евреи молятся с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется минъян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке (есть специальные молитвы для женщин на идише); в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов, и многие имеют чисто повествовательный характер (информация для слушателей, а не просто обращение к Богу).
Каждый день в синагоге бывает три службы:
1) шахарит - утренняя молитва,
2) минха - дневная молитва,
3) арвит - вечерняя молитва. В соответствии с еврейской традицией, начало этих ежедневных молитв было положено праотцами. Авраам начинал свой день с молитвы; Ицхак молился днем, прерывая свои по-
вседневные занятия и посвящая время Богу. Иаков молился вечером, благодарил Бога за помощь в течение прожитого дня. Сборник иудейских молитв называется сидуром.
Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам (прототип четок). У буддистов существуют даже молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. до н.э. Это деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями. На бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаистов: ом-мани и т.д.
Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре.
По учению Церкви, завещанная Иисусом Христом молитва Господня должна быть для всякого христианина самой дорогой и самой святой, т.е. прямо касаться «интегрального духовного смысла жизни» верующего. Христос сказал, что молиться нужно кратко и не уподобляться языческому многоглаголанию (Лк. 11, 1).
Таковы сущность, смысл и культовые черты молитвы как первичной и основной формы выражения живой религиозности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г.В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М., 1975.
2. Кырлежее А.И. Традиционализм религиозный // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006.
3. Бачинин В.А. Религиоведение. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.
4. Цит. по: Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб., 2003.
5. См.: Smith W. R. Lectures on the religion of the Semites. N. J., 1969.
6. См.: Рэдклифф-Браун A.P. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.
7. См.: Malinowski В. Magic, science and religion. Boston, 1948.
8. См.: Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000.
9. См.: GojfmanE. Interaction Ritual. L., 1972.
10. См.: Уорнер У. Живые и мертвые. Спб., 2000.
11. См.: Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.
12. См. .HarrisonJ. Ancient Art and Ritual. L., 1913.
13. См.: Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
14. См.: ЭлиадеМ. Космос и история. М., 1987.
15. См.: Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
16. См.: ГлебкинВ.В. Ритуалв советской культуре. М., 1988.
17. См.: ЭлиадеМ. Словарь религий. СПб., 1997.
18. См.: Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Клин, 1999.
19. См.: Иоанн Златоуст, се. Беседы и псалмы. М., 2005. С. 13-41.