Научная статья на тему 'Молчащий наблюдатель как неотъемлемый участник в диалогическом дискурсе терциарной речи'

Молчащий наблюдатель как неотъемлемый участник в диалогическом дискурсе терциарной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛИЦИТНЫЙ И ИМПЛИЦИТНЫЙ МОЛЧАЩИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ / ДИАЛОГ / ТРИАДА / ТЕРЦИАРНАЯ РЕЧЬ / АЛЬЯНС / АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЙ ЧЛЕНЫ ТРИАДЫ / EXPLICIT AND IMPLICIT SILENT BYSTANDER / DIALOGUE / TRIAD / TERTIARY SPEECH / ALLIANCE / ACTIVE AND PASSIVE TRIAD PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабаян Владимир Николаевич

В статье исследуется роль молчащего наблюдателя в триадном диалоге (два коммуниканта двустороннее общение плюс молчащий наблюдатель), выявлены особенности диалога как одного из основных видов терциарной речи в присутствии молчащего третьего лица, влияющего на речевое и невербальное поведение общающихся и своим присутствием формирующего особый тип диалога. Также приведена классификация молчащего наблюдателя на эксплицитного и имплицитного, выделены 16 типов триад с различной ролью молчащего наблюдателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Silent Bystander as an Integral Participant in a Tertiary Speech Dialogical Discourse

The article studies the role of a silent bystander in a triadic dialogue (a two-person talk plus a silent bystander), discovers specific features of a dialogue as one of the main types of tertiary speech in the presence of a silent third person who with his presence has a significant influence on the two speakers, their verbal and non-verbal behaviour and thus forms a special type of a dialogue. The silent bystander is classified as an explicit and implicit one, sixteen types of triads with different roles of a silent bystander are found, observed and analysed.

Текст научной работы на тему «Молчащий наблюдатель как неотъемлемый участник в диалогическом дискурсе терциарной речи»

УДК 81'316.772.2

В. Н. Бабаян

Молчащий наблюдатель как неотъемлемый участник в диалогическом дискурсе терциарной речи

В статье исследуется роль молчащего наблюдателя в триадном диалоге (два коммуниканта - двустороннее общение -плюс молчащий наблюдатель), выявлены особенности диалога как одного из основных видов терциарной речи в присутствии молчащего третьего лица, влияющего на речевое и невербальное поведение общающихся и своим присутствием формирующего особый тип диалога. Также приведена классификация молчащего наблюдателя на эксплицитного и имплицитного, выделены 16 типов триад с различной ролью молчащего наблюдателя.

Ключевые слова: эксплицитный и имплицитный молчащий наблюдатель, диалог, триада, терциарная речь, альянс, активные и пассивный члены триады

V. N. Babayan

A Silent Bystander as an Integral Participant in a Tertiary Speech Dialogical Discourse

The article studies the role of a silent bystander in a triadic dialogue (a two-person talk plus a silent bystander), discovers specific features of a dialogue as one of the main types of tertiary speech in the presence of a silent third person who with his presence has a significant influence on the two speakers, their verbal and non-verbal behaviour and thus forms a special type of a dialogue. The silent bystander is classified as an explicit and implicit one, sixteen types of triads with different roles of a silent bystander are found, observed and analysed.

Keywords: explicit and implicit silent bystander, dialogue, triad, tertiary speech, alliance, active and passive triad participants.

Терциарная речь представляет собой диалог двух коммуникантов (активных членов триады, АЧТ) в присутствии лица (лиц), не участвующего в разговоре (то есть молчащего наблюдателя, МН), но влияющего на речевое и невербальное поведение коммуникантов и фактом своего присутствия формирующего особый вид диалога -триадного диалога. Суть феномена терциарной речи заключается в том, что, если человек знает, что его слушают (за ним наблюдают), он ведет себя в процессе общения и говорит иначе, чем в том случае, если это ему не известно. Молчащий наблюдатель своим присутствием при двустороннем речевом обмене АЧТ воздействует на коммуникантов, модифицирует форму и содержание их терциарной речи (диалога), превращая диаду в триаду. Вследствие этого под «триадным диалогом», или «диалогом в триаде» имеется в виду терциарная речь АЧТ в присутствии МН. Благодаря указанной коммуникативной роли, молчащее третье лицо становится значимым и неотъемлемым компонентом коммуникативной ситуации терциарной речи и фактором, оказывающим влияние на психологический фон общения. Итак, триада «представляет собой двусторонний

речевой обмен (диалог) АЧТ в присутствии молчащего третьего лица (МН) [2, с. 121].

Дискурс - «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Это речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах сознания (когнитивных процессах). Дискурс - речь, „погруженная в жизнь"» [1, с. 136-137].

Диалог является специфической формой диади-ческого межличностного взаимодействия. «Диалог (от греч. dialogos - беседа), ...форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц, речевая коммуникация посредством обмена репликами» [3, с. 388]. Следовательно, можно говорить о том, что проблематика диалога связана не только с общей психологией, но относится в своих специфических аспектах и к другим смежным наукам.

Присутствие МН в процессе общения эксплицитно фиксируется коммуникантами (АЧТ) в рамках конкретного речевого обмена, то есть влияет на содержание и форму вербального общения АЧТ, что и дает основание исследователю вклю-

© Бабаян В. Н., 2018

чить этого МН в данную речевую ситуацию и, при этом, учитывать факт его вовлеченности в акт конкретной коммуникации. Естественно, что АЧТ по-разному реагируют на присутствие МН.

На основе проведенного анализа возможных триад целесообразно рассмотреть на конкретных примерах некоторые часто встречающиеся варианты взаимоотношений АЧТ с МН.

В работе выделено 16 типов наиболее часто встречающихся триад, выявленных в результате анализа диалогов с МН. Роль эксплицитного или имплицитного МН в продуцируемом АЧТ диалогическом дискурсе терциарной речи с учетом присутствия МН весьма значительна и разнообразна.

1. Триада, в которой адресант сознательно направляет свою реплику или всю речь непосредственно адресату и одновременно возможному МН. При этом апелляция к МН здесь не может быть прямой.

2. Триада, в которой адресант обращается к так называемому «псевдоадресату» (к лицу, формально выбранному в качестве адресата), имея в виду обращение к совсем другому лицу. Такое общение часто называют «косвенным» или «опосредованным», так как оно осуществляется через посредника (медиатора).

3. Триада, представляющая собой общение в диаде, когда активные члены коммуникативного акта полностью игнорируют присутствие МН, то есть влияние МН незначительно.

4: Триада, в которой общение в диаде в отсутствие МН не состоялось бы вообще, то есть третье лицо является поводом, причиной или темой коммуникативного акта.

5. Триада, один или двое членов которой включены в акт коммуникации с помощью технических средств связи (телефон, «жучки»). В данном случае можно говорить о дистантном МН.

6. Триада, в которой никак не фиксируется реакция МН, хотя в данной ситуации общения она явилась бы вполне уместной. Подобное может иметь место, например, если речь идет непосредственно о самом МН, или тема разговора очень близка и знакома МН и др. независимо от того, осведомлены или нет об этом сами АЧТ.

7. Триада, в которой МН присутствует имплицитно (в воображении одного или обоих коммуникантов). МН в данном случае может являться совесть, общественная мораль, авторитетное для общающихся лицо, бог, регулирующие общение и поведение одного или обоих АЧТ.

8. Триада, в которой помимо общающихся (спорящих) между собой индивидов (АЧТ) при-

сутствует «третье лицо» (или группа людей) (МН), поддерживающее одну из сторон (или обе стороны одновременно), то есть оно создает альянс с одним или обоими АЧТ одновременно.

9. Триада, в которой обнаруживается явное воздействие присутствующего МН на ход мыслей и поведение одного из АЧТ.

10. Триада, в которой АЧТ инсценируют диалог в присутствии МН с целью поднять авторитет одного из них или самого МН.

11. Триада, в которой в присутствии МН в терциарной речи АЧТ происходит «переключение кодов» - переход с одного языка на другой в процессе общения (при билингвизме) или полная/частичная смена темы разговора.

12. Триада, в которой с появлением МН один из АЧТ (или оба) либо говорит тише, вполголоса, либо вообще прекращает коммуникацию, то есть МН в данном случае создает коммуникативный барьер между АЧТ.

13. Триада, в которой МН по тем или иным причинам становится АЧТ.

14. Триада, в которой диалог АЧТ способствует прояснению и пониманию истинного положения дел молчащим наблюдателем, в чем явно прослеживается его заинтересованность.

15. Триада, в которой, кроме АЧТ, присутствует МН, которого АЧТ не видят: МН является тайно подслушивающим - подглядывающим.

16. Триада, в которой диалог АЧТ в присутствии МН распадается на два отдельных диалога (иногда на разные темы), соединенные в одно целое. Присутствие МН способствует формированию такого диалога [2, с. 131-291].

Представляется уместным привести примеры диалогов с различными типами МН - эксплицитным и имплицитным.

(1) В романе С. Моэма есть эпизод, где молодой писатель (АЧТ1) говорит с Дирком Стревом (АЧТ2) об их общем знакомом художнике Чарльзе Стрикленде в присутствии МН в лице миссис Бланш Стрев (жены Дирка) (ЭМН):

"That's it. He's a great artist. "

"Impossible."

"Have I ever been mistaken? " Dirk asked me. "I tell you he has genius. I'm convinced of it. In a hundred years, if you and I are remembered at all, it will be because we know Charles Strickland. " <... >

"Where can one see his work?" I asked. "Is he having any success? Where is he living? "

"No; he has no success. I don't think he's ever sold a picture. When you speak to men about him they only laugh. But I know he's a great artist. After all, they

laughed at Manet. Corot never sold a picture. I don't know where he lives, but I can take you to see him. He goes to a café in the Avenue de Clichy at seven o 'clock every evening. If you like we'll go there tomorrow. "

"I'm not sure if he'll wish to see me. I think I may remind him of a time he prefers to forget. But I'll come all the same. Is there any chance of seeing any of his pictures?"

"Not from him. He won't show you a thing. There's a little dealer I know who has two or three. But you mustn't go without me; you wouldn't understand. I must show them to you myself' [6, p. 52-53].

На этом месте заканчивается интересующая нас часть диалога, так как Бланш в следующую минуту превращается из ЭМН в АЧТ.

В плане лингвистического анализа диалога следует подчеркнуть, что озабоченность Дирка о Стрикленде и преклонение перед его работами выражается такими лексическими средствами, как: «...He's a great artist», «...he has genius...»; сравнением Стрикленда с мастерами Мане и Коро.

Именно это раздражает Бланш: «Dirk, you make me impatient», said Mrs Stroeve. «How can you talk like that about his pictures when he treated you as he did?» She turned to me. «Do you know, when some Dutch people came here to buy Dirk's pictures he tried to persuade them to buy Strickland's...»

Этой репликой Бланш автор хочет показать, что в процессе разговора Дирка с молодым писателем Бланш внимательно слушает и негодует, все еще оставаясь МН. Можно предположить, что вся атмосфера общения подчеркивается и интонационно: «Dirk, you make me impatient,» said Mrs Stroeve.»

Схематично анализируемую триаду можно представить следующим образом:

Нередко в триаде наблюдается объединение ее участников, которое можно назвать «альянсом». Под «альянсом» понимается временное или постоянное объединение как минимум двух членов триады против третьего.

(2) В эпизоде из романа А. Кронина описывается спор доктора Эндрю Мэнсона (АЧТ1) с его квартирной хозяйкой миссис Пейдж (АЧТ2) в присутствии директора банка мистера Риса (ЭМН), донесшего ей о чеке:

"Doctor! Doctor Manson! I want you."

Andrew swung round, to see Mrs. Page sail out of the sitting-room, her face unusually pale, her black eyes sparking with some violent emotion. She came up to him.

"Are you deaf? Didn't you 'ear me say I wanted you? "

"What is it, Mrs. Page? he asked irritably.

"What is it, indeed!" She could scarcely breathe. "I like that. You askin' me! It's me that wants to ask you something', my _ fine Doctor Manson!"

"What, then?"Andrew snapped.

The shortness of his manner seemed to excite her beyond endurance.

"It's this. Yes, my smart young gentleman! Maybe you'll be kind enough to explain this." From her pudgy bosom she produced a slip of paper and, without relinquishing it, fluttered it menacingly before his eyes. He saw it was Joe Morgan's cheque. Then, raising his head, he saw Rees (ЭМН. - В. Б.) behind Blodwen, skulking in the doorway of the sitting-room.

"Ay, you may well look!" Blodwen went on. "I see you recognize it. But you better tell us how you come to bank that money for yourself, when it's Doctor Page's money and you know it. "

Andrew felt the blood rise behind his ears in quick surging waves.

"It's mine. Joe Morgan made me a present of it. "

"A present! Ho! Ho! I like that. He's not 'ere now to deny it."

He answered between his shut teeth.

"You can write to him if you doubt my word. "

"I've more to do than write letters all over the place. " Losing the last of her restraint she shouted: "I do doubt your word. You think you 're a wise one. Huh! Comin' down here and thinkin'you can get the practice into your own hands when you should be workin' for Doctor Page! But this shows what you are, all right. You're a thief, that's what you are, a common thief."

She spat the word at him, half-turning for support to Rees (ЭМН. - В. Б.) - who, in the doorway, was making of expostulation in his throat, his face sallower than usual. Andrew, indeed, saw Rees as the instigator of the whole affair, dallying a few days in indecision, then scurrying to Blodwen with the story. His hands clenched fiercely. He came down the two bottom steps and advanced towards them, his eyes fixed on Rees's

thin bloodless mouth with threatening intensity. He was livid with rage and thirsting for battle.

"Mrs. Page, " he said, in a laboured tone, "you've made a charge against me. Unless you take it back and apologize within two minutes, I'll sue you for damage for defamation of character. The source of your information will come out in Court. I've no doubt Mr. Rees's (ЭМН. - В. Б.) board of governors will be interested to hear how he discloses his official business."

"I - I only did my duty, " stuttered the bank manager, his complexion turning muddier than before.

"I'm waiting, Mrs. Page. " The words came with a rush, choking him. "And if you don't hurry up, I'll give your bank manager (мистер Рис, ЭМН. - В. Б.) the worst hiding he's ever had in his life. " <...>

She choked, swallowed, stammered: "I - I take it back. I apologize " [5, p. 117].

В данной триаде наблюдается альянс одного АЧТ (миссис Пейдж) с ЭМН (мистером Рисом), на чью поддержку она рассчитывает, и соответственно разговаривает с доктором Мэнсоном. Видно, как ЭМН включается в акт коммуникации, по словам миссис Пейдж, обращенным к своему адресату: «But you better tell us.» Инклюзивное местоимение «us» в данной энонсеме и является тем объединяющим МН и миссис Пейдж элементом. МН, в свою очередь, выражает свое отношение к обсуждаемой теме разговора «making of expostulation in his throat.» Интересным является то, что и сам Мэнсон, угрожая миссис Пейдж, произносит: «I'll sue you for damage for defamation of character», а по следующей реплике узнаем, что, обращаясь к миссис Пейдж на «you», он имеет в виду не ее одну, но и присутствующего при споре ЭМН (директора банка), тем самым, причисляя его (ЭМН) к альянсу с оппонентом. Иначе говоря, он так же, как и миссис Пейдж включает ЭМН в процесс коммуникации.

Следующую реплику - «The source of your information will come out in Court. I've not doubt Mr. Rees's board of governors will be interested to hear how he discloses his official business» - Мэнсон произносит так, словно данный источник сведений (мистер Рис, ЭМН) не присутствует, хотя именно этой репликой и вызывает ЭМН на разговор, и ЭМН превращается из пассивного члена триады в АЧТ: «I - I only did my duty,» - пытается оправдать себя мистер Рис.

Схема триады с включенным МН имеет следующий вид:

Данная триада - особый тип терциарной речи -спор двух сторон, именно в подобного рода триадах (спор) наиболее ярко можно представить атмосферу речевой ситуации, переданную писателем, и состояние как самих коммуникантов, так и МН.

(3) Примером триады с имплицитным МН служит отрывок из «Смерти поэта» М. Ю. Лермонтова, где поэт обращается к «наперсникам разврата»:

«Но есть и Божий суд, наперсники разврата!/ Есть грозный суд: он ждет;/ Он не доступен звону злата,/И мысли и дела Он знает наперед...» [4, с. 7-8].

В данном отрывке в функции МН, и весьма значительного, выступает «Божий суд». Поэт напоминает «наперсникам разврата», что над ними есть Верховный судия - МН. Он наделяет МН эпитетом «грозный», соответствующим данной ситуации.

Анализируемый диалог в триаде с имплицитным МН схематично можно представить следующим образом:

Обращаясь к своему адресату, М. Ю. Лермонтов не только выражает свое негодование, но в то же время обращается и к ИМН в лице Бога. Помимо того, М. Ю. Лермонтов еще напоминает своим оппонентам, что данный МН на его стороне, убеждая их в том, что они не правы. Можно сказать, что поэт и МН в лице Бога

составляют альянс двух сторон против третьей стороны - «наперсников разврата». Реакция же адресата на угрозу и соответствующий поступок со стороны МН в данном коммуникативном акте неизвестна.

В результате проведенного анализа диалогов в триаде, в которых наблюдается альянс, можно сделать вывод о том, что альянс может быть образован несколькими способами:

А. В случае, если МН один:

1) самими АЧТ против МН, то есть АЧТ1 + АЧТ2 ^ МН;

2) одним из АЧТ с МН против второго АЧТ, то есть АЧТ1 + МН ^ АЧТ2;

3) МН с обоими АЧТ одновременно, то есть АЧТ1 + МН ^ АЧТ2 + МН;

4) одним из АЧТ с МН и другим АЧТ одновременно, то есть АЧТ1 + АЧТ2 ^ АЧТ2 + МН;

5) одним из АЧТ с МН и двумя другими АЧТ: АЧТ3 + МН ^ АЧТ1 + АЧТ2

Б. В случае, когда в триаде два и более

МН:

1) два альянса: первый - МН, второй - АЧТ, то есть МН1 + МН2 ^ АЧТ1 + АЧТ2;

2) два альянса: первый - МН1 с АЧТ1 против второго альянса МН2 с АЧТ2, то есть МН1 + АЧТ1 ^ МН2 + АЧТ2;

3) один альянс МН1 с АЧТ1 против МН2 и АЧТ2, то есть МН1 + АЧТ1 ^ МН2, АЧТ2;

4) один альянс АЧТ1 с АЧТ2 против обоих (всех) МН, то есть АЧТ1 + АЧТ2 ^ МН1, МН2, МН3;

5) один альянс МН1 с МН2 против обоих (всех) АЧТ, то есть МН1 + МН2 ^ АЧТ1, АЧТ2 [2, p. 328329].

Как показал анализ триад с альянсом, маркером подобного объединения двух членов триады в лингвистическом плане могут являться:

— инклюзивные местоимения (мы, вы, они, нам, их);

— собирательные существительные (народ, толпа);

— существительные во множественном числе (нигилист ы, болван ы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное исследование также подтверждает, что МН может быть эксплицитным и имплицитным.

Эксплицитным МН может быть: 1) любой человек; 2) животное/ насекомое; 3) группа людей; 4) любой предмет.

Имплицитным МН может быть: 1) авторитетное лицо; 2) голос совести; 3) общественная мораль; 4) бог.

Результаты данного исследования показали, что адресант, адресат и МН никогда полностью не сливаются в некое единство. Каждый из них всегда занимает свою самостоятельную позицию (в том числе и в альянсе), таким образом являясь отдельной «стороной» конкретного коммуникативного акта.

Двустороннее речевое общение в присутствии МН подчиняется иным закономерностям, чем общение без него. Наблюдение со стороны вызывает переструктурирование коммуникативного процесса, сказывается на изменениях в динамике, стратегии и тактике общения.

Проведенный анализ 16 типов триадных диалогов терциарной речи позволил построить следующую номенклатуру коммуникативных ролей МН:

1. МН - факультативный адресат;

2. МН - псевдоадресат, посредник, медиатор;

3. МН - невлиятельный член триады (то есть его игнорируют);

4. МН - предмет или тема речевого общения;

5. МН - член триады, влияющий только на одного из коммуникантов;

6. МН - член триады, влияющий на обоих коммуникантов;

7. МН - предмет речевого воздействия;

8. МН - «психологический барьер»;

9. МН - поддерживающая сторона одного из АЧТ (то есть один альянс);

10. МН - поддерживающая сторона обоих АЧТ одновременно (два альянса).

Таким образом, приходим к выводу, что без учета роли МН (эксплицитного или имплицитного, присутствующего непосредственно при разговоре двух общающихся или дистантного и др.) в создании АЧТ определенного типа диалогического дискурса терциарной речи анализ полученного речевого произведения (диалога) будет неполным. Другими словами, анализ диалога в триаде будет сужен без учета присутствующего в ней ЭМН или ИМН.

Учет присутствующего в триадном диалоге ЭМН/ИМН позволяет по-новому взглянуть на речевое диалогическое взаимодействие коммуникантов (АЧТ), способствует выявлению новых специфических особенностей общения в триаде с МН, которые не обнаруживаются при обычном анализе диалога без учета роли МН.

Следовательно, учет роли МН при анализе диалога в триаде способствует получению новых знаний об исследуемом объекте - диалоге, означает новый в теории диалога, способствует более объективному взгляду на суть исследуемого феномена.

Библиографический список

1. Арутюнова, Н. Д. Дискурс [Текст] // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева 2-е изд. - М., 1998. - С. 136-137.

2. Бабаян, В. Н. Дискурсивное пространство терциарной речи [Текст] : дисс. ...доктора филол. наук. / В. Н. Бабаян. - Ярославль, 2009. - 385 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст]. -М. : Советская энциклопедия, 1991. - т. 1, 2.

4. Лермонтов, М. Ю. Смерть поэта [Текст] // Стихотворения. Поэмы. «Маскарад». - М. : Худож. литература, 1976. - C. 7-9.

5. Cronin, A. J. The Citadel [Text] / A. J. Cronin. -M. : Higher School Publishing House, 1966. - 515 p.

6. Maugham, W. S. The Moon and Sixpence [Text] / W. S. Maugham. - New York : Dover Publications, Inc., 1995. - 164 p.

Bibliografichesskij spisok

1. Arutjunova, N. D. Diskurs [Tekst] // Jazykoznanie. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. V. N. Jarceva 2-e izd. - M., 1998. - S. 136-137.

2. Babajan, V. N. Diskursivnoe prostranstvo terciarnoj rechi [Tekst] : diss. ...doktora filol. nauk. / V. N. Babajan. - Jaroslavl', 2009. - 385 s.

3. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Tekst]. - M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1991. - t. 1, 2.

4. Lermontov, M. Ju. Smert' pojeta [Tekst] // Stihot-vorenija. Pojemy. «Maskarad». - M. : Hudozh. literatura, 1976. - C. 7-9.

5. Cronin, A. J. The Citadel [Text] / A. J. Cronin. -M. : Higher School Publishing House, 1966. - 515 p.

6. Maugham, W. S. The Moon and Sixpence [Text] / W. S. Maugham. - New York : Dover Publications, Inc., 1995. - 164 p.

Reference List

1. Arutyunova N. D. Discourse // Linguistics. Big encyclopedic dictionary/editor-in-chief V N. Yartsev 2nd edition. - M, 1998. - Page 136-137.

2. Babayan V. N. Discursive space of the tertiary speech: author's abstract. ... Doctor of Philological Sciences. / V N. Babayan. - Yaroslavl, 2009. - 385 pages.

3. Big encyclopedic dictionary. - M. : Sovetskaya entsyklopediya, 1991. - t. 1, 2.

4. Lermontov M. Yu. Death of the poet // Poems. Poems. «Masquerade». - M. : Khudozhestvennaya Literatura, 1976. - C. 7-9.

5. Cronin A. J. The Citadel. - M. : Higher School Publishing House, 1966. - 515 p.

6. Maugham W. S. The Moon and Sixpence. - New York : Dover Publications, Inc., 1995. - 164 p.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.01.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.