Научная статья на тему 'Мои воспоминания о научной работе со студентами'

Мои воспоминания о научной работе со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ариадна Анатольевна

В год 100-летнего юбилея университета бывшему доценту кафедры всеобщей истории, кандидату исторических наук Ариадне Анатольевне Тихоновой исполнится 80 лет. Сегодня она делится своими воспоминаниями о научной деятельности студентов-историков в 60-е 80-е годы XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мои воспоминания о научной работе со студентами»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

Научно-методическая конференция «Риторика и культура речи в современном информационном обществе»

29-31 января 2007 года в Ярославском педагогическом университете состоялась научно-методическая конференция «Риторика и культура речи в современном информационном обществе». Эта конференция, уже в одиннадцатый раз собравшая ученых и преподавателей, интересующихся проблемами риторики, в Ярославле проходила впервые и была посвящена десятилетию деятельности Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.

За прошедшие десять лет значительно увеличилось количество ученых и практиков, ставших членами организации. Четырнадцать региональных отделений помогают координировать работу Ассоциации. Впрочем, как отметил в приветственном слове председатель Ассоциации проф. В.И. Аннушкин, «цифры многого не говорят, когда речь идет о духовно-профессиональном единстве людей (при всем разнообразии профессиональных позиций и научных взглядов!). Профессиональный авторитет Ассоциации доказывается конкретными работами, книгами и монографиями, школьными и вузовскими учебниками риторики, русского языка и культуры речи, которые написаны членами Ассоциации, десятками докторских диссертаций, которые защищены в течение этих десяти лет. Ассоциация ведет огромную общественно-пропагандистскую и профессиональную работу по распространению риторических и культурно-речевых знаний: в разных городах России проводятся различные курсы риторики и речевого мастерства, культуры общения и искусства публичного выступления; в Москве, Перми, Воронеже, Красноярске, Салехарде созданы несколько регулярных Школ по подготовке вузовских и школьных учителей риторики и культуры речи».

Не случаен и выбор Ярославля в качестве места проведения очередной конференции Риторической ассоциации: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского известен сегодня своей развивающейся филологическо-ритори-

ческой школой. Центр теории и практики речевой коммуникации при Высшей школе филологии и культуры ЯГПУ, руководимый проф. Л.Г. Антоновой, ведет серьезную научную работа по изучению современных проблем коммуникативной практики, риторики СМИ, медиакультуры и медиаобразования современной языковой личности.

Чрезвычайно широка оказалась география участников, в числе которых были ученые как из разных городов России (таких как Армавир, Астрахань, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Краснодарский край, Москва, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Санкт-Петербург, Салехард, Самара, Саранск, Смоленск, Саратов, Сочи, Ставрополь, Тверь, Тула и др.), так и из ближнего зарубежья (Белоруссии, Украины, Приднестровья).

Столь же представительным и разнообразным оказался и научный потенциал участников конференции, в связи с этим в традиционный порядок организации подобных мероприятий были внесены некоторые изменения. Так, например, проведение в первый день «круглого стола» «Актуальные проблемы изучения и преподавания риторики» преследовало цель представить для обсуждения наиболее спорные проблемы, такие, как концептуальные вопросы профессиональной ритори-ки(чему учить и как учить), принципиальные подходы к отбору дидактического материала (на каком материале учить), вопросы инновационных технологий и приемы оценки качества преподавания и качества овладения предметом. Обсуждение этих вопросов позволило консолидировать усилия членов Ассоциации в изучении проблем современной риторики.

Во второй день конференции активно работали тематические секции, где проблематика конференции получила дальнейшее развитие и обсуждение:

- Современное информационное общество как филологический и речеведческий феномен.

- Теоретические и прикладные аспекты речевого воздействия в современной информационной культуре.

- Риторическое образование и коммуникативные технологии в современном обществе и образовании.

- Человек - языковая личность - образ ритора и идеология нового информационного сообщества.

- Профессиональная деятельность специалистов с позиций риторики и культуры общения.

- Риторика и культура речи в системе подготовки специалиста в вузе.

- Риторика и культура общения в школе: предмет - методика - учебники. Практикумы и тренинги как новые формы образования и обучения.

Как отмечали многие выступающие, ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. Не случайно темы многих докладов так или иначе были связаны с описанием новых моделей исследования речи, видов и жанров общения и т.д. Проф. В.И. Аннушкин (Москва) в своем выступлении попытался определить предмет изучения риторики в составе современного научного знания. Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций: рождаются новые формы речевой связи, появляются не только новые виды и жанры общения, но и новые коммуникативные дисциплины (культура речи, стилистика, прагматика, речевой этикет, психолингвистика, лингвистика текста, теория речевой коммуникации, психология общения и мн. др.). «Рост количества речеведческих дисциплин связан с тем, что в эпоху массовой информации и культуры возрастает как количество лиц, занимающихся наукой, так и количество инновационных идей. Однако культура и эффективность научного творчества требуют, чтобы новаторство было обосновано традиционным знанием, опорой на историкокультурные сведения», - считает ученый. По его мнению, многие «новомодные» дисциплины (связи с общественностью, менеджмент и администрирование, бизнес-коммуникации и т.п.) очень «риторичны» по своей природе.

Проблемам современной коммуникати-вистики в изучении типов современных речевых продуктов и описанию их специфических черт был посвящен доклад проф. Л.Г. Антоновой (Ярославль).

В докладе проф. Н.А. Ипполитовой (Москва) сформулирована серьезная методи-

ческая проблема обучения риторике современного профессионала и соблюдения в ходе обучения принципов высокой риторической науки и требований актуальной современной практики делового и публичного общения. Как решить серьезные проблемы «защиты от агрессивных коммуникативных воздействий» и сохранить свой имидж и статус делового партнера, какие использовать тактики, рассуждала в своем докладе Ю.В. Щербинина (Москва).

Еще одним проявлением «нового стиля жизни» стали новые формы обучения: дистанционное и краткосрочное. И если использование первой представляется перспективным, то вторая вызывает немало вопросов. Выбор формы дистанционного обучения обусловлен тем, что она, по мнению Н.В. Ладыженской (Москва), «дает возможность старшеклассникам более свободно распоряжаться своим временем. Важно также, что выпускники могут создать библиотеки электронных писем, образцов документов для того, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости».

Особенностью краткосрочного образования, как отметила Е. А. Чубина (Московская обл.), является прагматизм, вследствие чего внимание акцентируется преимущественно на технологии речевого поведения, а не на тексте речи (в отличие от классической риторики), причем технологии речевого поведения даются исключительно в прикладном аспекте, например: «Презентация. Искусство публичных выступлений», «Техники профессионального общения по телефону для сотрудников Са11-центров и секретарей», «Переговоры с чиновниками. Эффективные методы убеждения». В качестве основных недостатков этой формы обучения были названы отсутствие контроля в области тренингов и семинаров, низкий уровень подготовки тренеров и, как следствие, отсутствие авторских программ.

Не остались без внимания участников конференции активные, деятельностные формы обучения риторике в школе и вузе. Так, С.А. Минеевой (Пермь) удалось обосновать эффективность использования дебатов как образовательной технологии социализации и развития. Достоинством дебатов, по ее мнению, является то, что они могут быть использованы в качестве 1) развивающей образовательной технологии; 2) технологии обсужде-130

ния острых и актуальных молодежных проблем; 3) избирательной технологии (на основе состязательного выбора); 4) технологии общественного признания (индивидуально-

личностной самореализации). В разработке и апробации разных технологий проведения дебатов принимали участие студенты пермских вузов, выпускники МОУ «СОШ №149» (федеральная экспериментальная площадка «Школа риторики и риторизации»), принимавшие участие в дебатах и иных риторических состязаниях в процессе обучения риторике диалога.

Значительное внимание на конференции было уделено и опыту московских коллег по подготовке социально активной молодежи во всех регионах Российской Федерации. В рамках «Школы национального лидера» - такое название носит программа, разработанная М.Р. Савовой (Москва), - дополнительное образование получают прежде всего активисты молодежных общественно-политических движений, поэтому они изучают политическую психологию, теорию организации, историю, теорию лидерства и, конечно же, риторику.

Необходимость обучения юных лидеров становится особенно очевидной на фоне исследований, посвященных «речевым портретам» политиков разных уровней: от руководителей государственной и муниципальной службы (Г.П. Семенова, Смоленск) до В.В. Путина (анализу особенностей его выступлений был посвящен доклад А. В. Рудаковой (Воронеж)). Были предложены на конференции способы совершенствования речевой культуры политиков. Так, в докладе О.В. Филипповой (Саранск) сформулированы формы и критерии оценки уровня коммуникативной компетентности личности. О.Н. Паршина (Астрахань) описала стратегии удержания власти в речевом поведении политических лидеров.

Немало выступлений было посвящено культуре речи педагогов. Участники конференции поднимали самые разные проблемы, связанные с педагогическим дискурсом. Огромный интерес у слушателей вызвало сообщение Е.В. Красноперовой (Ижевск) о технологиях преодоления проявлений агрессии в речи педагогов. Этическим принципам педагогического дискурса было посвящено высту-

пление Ю.Н. Маркеловой (Краснодарский край).

Однако спектр научных интересов участников конференции не ограничивается вопросами методики преподавания и подготовки специалистов разных уровней. В круг изучаемых явлений постоянно вовлекаются новые явления, такие как сетевая коммуникация (этому новому виду словесности был посвящен доклад Е.В. Медведевой и Н.Ф. Медведевой из Москвы), культурная реклама (О.В. Врублевская, Волгоградская обл.), деловые переговоры (Н.П. Беспалова, Сочи).

Поскольку все собравшиеся на конференции не только интересуются проблемами риторики как науки, но и сами являются незаурядными ораторами, редкий доклад не был украшен «цветами красноречия». В результате на итоговом пленарном заседании многие выступавшие отмечали высокий уровень публичной коммуникации и статус речевого мастерства, который продемонстрировали участники конференции.

Говоря о значении юбилейной риторической конференции, проф. В.И. Аннушкин использовал образное сравнение: «При кажущейся единичности таких мероприятий их консолидирующая сила не заставляет себя долго ждать: да простят мне риторическое украшение, но капля по капельке (вклад каждого из нас), ручеек за ручейком (наши общие мероприятия) - образуется широкая риторическая река, которая питает своими водами российское образовательное пространство».

По итогам конференции было принято решение о настоящих и перспективных проблемах изучения и преподавания риторики, определены основные мероприятия Российской ассоциации на ближайший год. Так, например, общим решением членов Ассоциации было принято письмо-обращение к первому вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву с предложениями о действенных мероприятиях, которые, по мнению участников конференции, помогут в распространении и популяризации риторического образования, внедрении риторики в действующие программы школ и вузов. Следующую конференцию риторической ассоциации решено посвятить проблемам риторической науки и практики в рамках национальных проектов России.

Члены Ассоциации исследователей и преподавателей риторики отметили высокий

профессиональный уровень в организации и проведении конференции ярославскими коллегами, высказали в связи с этим благодарность руководству Ярославского государственного педагогического университета, Центру теории и практики речевой коммуникации при Высшей школе филологии и культуры, и особой благодарности удостоено фундаментальное издание материалов конференции в двух томах.

Н.В. Аниськина

«Язык и общество: диалог культур и

традиций - 2007» на факультете иностранных языков

В 2002 году на факультете иностранных языков ЯГПУ имени К.Д.Ушинского впервые был подготовлен сборник материалов по итогам международной конференции «Чтения Ушинского» - «Язык и общество», в котором были представлены основные научные направления лингвистических и методических исследований факультета. Это - юбилейный сборник, в котором подводились итоги научно-исследовательской работы факультета, посвященной 60-летию факультета. В последующие годы традиция получила свое творческое развитие. В 2007 году сборник выходит уже в шестой раз. Как и в прошлом, 2006 году, он состоит из двух томов, которые объединяет идея диалога культур, традиций, поколений, и включает четыре части: «Проблемы теории языка, перевода и межкультурной коммуникации», «Материалы методологического семинара «Актуальные вопросы современного языкознания»», «Методические и педагогические аспекты профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка», «Молодая наука: совместные исследовательские проекты студентов и преподавателей факультета». В развитие первоначальной концепции в 2007 году не только конференция преподавателей, но и другие научные мероприятия - «круглые столы», семинары, дискуссии - проходили в русле общефакультетской темы исследования под девизом «Диалог языков и культур - 2007» и продолжались в течение целого месяца - в период с 26 февраля по 28 марта.

26 февраля состоялось пленарное заседание «Национальная система высшего образования и Болонский процесс», посвященное актуальной проблеме современности - развитию российской системы образования в обще-

европейском культурном контексте, в рамках которого был сделан доклад «О принципе академической мобильности в связи с вхождением в Болонский процесс» (зав.кафедрой английского языка С. Л. Кругловой и зав.кафедрой лингвистики и дополнительных программ О.Д. Харченко) и прошла научная дискуссия. В отечественной системе высшего образования в последние годы происходят серьезные преобразования, которые идут под влиянием процессов, связанных с включением страны в Болонское соглашение, именно поэтому тема вызвала живой интерес всего коллектива факультета.

Затем состоялись секционные заседания, в которых приняли участие все преподаватели, аспиранты, соискатели факультета, а также представители других университетов и учебных учреждений (в том числе, приславшие стендовые доклады) из различных российских городов, таких, как Иваново, Кострома, Москва, Рыбинск, Углич. На каждой кафедре работали научные секции. Кафедра методики преподавания иностранных языков организовала работу двух подсекций, а основные направления научной работы кафедры теории языка и перевода были представлены в докладах четырех подсекций - по актуальным аспектам теории языка и лексикографии в межкультурной коммуникации. В тот же день состоялся «круглый стол» по вопросам тестирования «Методика компьютерного тестирования по системе АСТ», подготовленный зав. кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков М. Н. Авериной.

27 февраля впервые на факультете прошел открытый методологический семинар молодых исследователей «Актуальные проблемы современного языкознания», организованный кафедрой теории языка и перевода. Активное участие в дискуссиях приняли не только аспиранты факультета иностранных языков, но и аспиранты факультета русской филологии и культуры, и аспиранты Ивановского государственного университета. В работе семинара также участвовали профессор Ивановского государственного университета Г.М. Вишневская - с докладом «О формах существования языка» и доцент О. А.Есенина

- с докладом «Коннотативный аспект семантики языковой единицы».

1-3 марта в рамках научных мероприятий факультета прошел Международный российско-французский методологический семи-

нар, организованный совместно с Посольством Франции в России «Единые базовые рамки в преподавании французского языка», в котором приняли участие представители различных российских и французских вузов (были представлены города России и Франции -Астрахань, Екатеринбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Калуга, Казань, Коломна, Липецк, Магнитогорск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Оренбург, Уфа, Петрозаводск, Саранск, Сыктывкар, Тольятти, Воронеж; Сэнт-Авольд, Рошфор, Пуатье, Орэй, Тарб). Координатором семинара выступила старший преподаватель кафедры теории языка и перевода кандидат филологических наук К.В. Балеевских. Руководителями семинара являются с российской стороны - декан факультета Л.В. Афанасьева, зав. кафедрой французского языка Х.Г. Косо-горова, с французской стороны - от Посольства Франции - атташе по сотрудничеству в области распространения французского языка Микаель Кориш.

12 марта прошел «круглый стол» по проблемам перевода «Перевод и межкультур-ная коммуникация: современные парадигмы исследования и преподавания». В нем приняли участие преподаватели кафедры теории языка и перевода и кафедры лингвистики и дополнительных программ, обсудив насущные вопросы преподавания и изучения теории и практики перевода первого и второго иностранных языков, а также основные направления организации учебной и производственной переводческой практики.

В научных мероприятиях факультета «Диалог языков и культур» традиционно принимают активное участие студенты. Кафедра лингвистики и дополнительных программ организовала конкурсы переводчиков, а также олимпиады по второму иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальянскому), которые в течение последних двух лет пользуются неизменно большой популярностью не только у студентов нашего университета, но и у студентов других вузов города и области. Итоги олимпиад были размещены на сайте факультета в конце марта (http://inyaz.yspu.yar.ru/indexr2. Мш1), лучшие работы отмечены призами. Наиболее интересные работы конкурса переводчиков планируется опубликовать в университетской газете «За педагогические кадры», а также на сайте факультета. Участие студентов в этих мероприятиях факультета

было почти стопроцентным. Тесты выполнялись по трем уровням: начальному, пороговому и продвинутому. На второй этап олимпиады 13 марта 2007 года были приглашены студенты неязыковых факультетов и вузов. Хочется выразить благодарность коллегам РГАТА (г. Рыбинск), ЯГТУ, ЯрГУ, ЯГПУ (кафедре иностранных языков и методики преподавания исторического факультета), а также студентам учебных заведений, которые откликнулись на приглашение факультета и приняли участие в этих мероприятиях. Призовые места по английскому языку поделили студенты РГАТА и ЯГТУ; по немецкому языку - ЯрГУ, ЯГТУ и ЯГПУ; по французскому языку - ЯГТУ. В рамках проекта «Дни Германии в российских регионах» кафедра немецкого языка и студенты немецкого отделения приняли участие в проведении Дней Германии в Ярославле, которые проходили с 25 до 29 марта 2007 при поддержке фонда им. Роберта Боша и были организованы Ярославской региональной общественной благотворительной организацией «Объединение немцев Ярославской области», а также стали участниками разнообразных семинаров и мастер -классов, которые предлагали широкие возможности для того, чтобы укрепить связи между Россией и Германией (см. также: www.jaros1aw1-kasse1.de/chronik/deutsche-tage-2007.htm). Интересными событиями этих дней стали спектакли немецкой группы „Наути-луспилотен“ (ФРГ, г. Галле) и два спектакля, подготовленными театральной группой немецкого отделения (под руководством преподавателей кафедры немецкого языка И.В. Козиной и Н.К. Блатовой). Ряд мероприятий по немецкому языку был проведен совместно с департаментом образования администрации Ярославской области, Австрийским культурным центром «Культурконтакт» и Центром образования школьников «Олимп». Студенты английского отделения в рамках «Диалога языков и культур - 2007» подготовили концерт, в котором продемонстрировали знание традиций, литературы, танцев стран изучаемого языка, а также представили свои литературные переводы англоязычной поэзии.

28 марта прошла традиционная студенческая конференция, в которой приняли участие около 130 студентов. По итогам этой конференции работы четырнадцати студентов, доклады которых заняли первые места на секционных заседаниях, рекомендованы к

публикации в «Вестнике студенческого научного общества» университета. Всем студентам, занявшим 2-е и 3-и места, объявлена благодарность в распоряжении декана факультета. Кроме того, несколько работ рекомендовано к участию в конкурсах следующих уровней

- университетского, городского, областного и всероссийского. Работы десяти студентов представлены на конкурс Молодежного пра-

вительства Ярославской области 2007 года «Ярославский край. Наше общество в третьем тысячелетии». Сообщения восьми студентов включены в виде совместных проектов студентов и преподавателей в сборник «Язык и общество: диалог культур и традиций - 2007».

Л.В. Афанасьева, М. С. Колесникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.