Результаты итоговой государственной аттестации
Факультет, кол-во выпускников Всего отметок, в том числе за дипломные работы Экзаменационная отметка Средний балл
отлично хорошо удовлетво- рительно неудовлетворительно
2007 г.
Следователей, 227 674,221 294 233 142 5 4,2
Юридический, 227 676, 225 229 241 204 2 4,0
2008 г.
Следователей, 229 669, 226 307 204 155 3 4,2
Юридический, 242 721,238 186 246 285 4 3,9
2009 г.
Следователей, 201 599, 199 218 227 152 2 4,1
Юридический, 263 779, 257 189 267 316 7 3,8
1. Субботина М. В. Профессионально важные качества будущего следователя // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России : сб. науч. тр. Волгоград, 2005. С. 31-35.
2. Копылов И. А. Следственная ситуация и тактическое решение : учебное пособие. Волгоград, 1988. 24 с.
3. Ходякова Н. В. Практические ситуации для самостоятельного анализа // Основы информационной безопасности в органах внутренних дел : учебно-методический комплекс / под ред. Н. В. Ходяковой, В. С. Бедрина. Волгоград, 2009. 32 с.
4. Караваев А. Ф., Скиданов Е. А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 32-38.
5. Агарков А. П. Готовность будущих практических психологов к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 36-39.
МОДУЛЬНЫЙ подход К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
З. Р. Танаева
В статье раскрывается содержание программы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», разработанной на основе модульной технологии, обосновывается преимущество модульного подхода к обучению будущих юристов работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, дисциплина специализации, модульный подход.
Необходимость разработки новых подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями обусловлена напряженной криминальной обстановкой среди несовершеннолетних и в то же время недостаточно эффективной профилактической деятельностью в данном направлении. Криминальная статистика свидетельствует, что преступность несовершеннолетних в нашей стране приобрела огромные масштабы. В 2009 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 94 720 преступлений, что составило 5,7% от общего их
числа, выявлено 85 452 несовершеннолетних, совершивших преступления. Таким образом, в 2009 г. каждое 17-е преступление (в 2008 г. - каждое 15-е, в 2007 г. - каждое 13-е) было совершено несовершеннолетним или при его соучастии, каждый 14-й, выявленный за совершение преступления, был несовершеннолетним (в 2008 г. - каждый 12-й, в 2007 г. - каждый 10-й). При этом особо следует отметить, что если в общем показателе преступность среди несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению, то количество тяжких и особо тяжких преступлений в ее структуре остается неизменным и находится на уровне 30%. Так, в 2009 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 29 613 тяжких и особо тяжких преступлений, в 2008 г.- 36 336, в 2007 г. - 46 742 [1].
Негативные тенденции в динамике преступности среди несовершеннолетних вызывают особую озабоченность общества и государства. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг. одной из задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выделяет «.. .укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также «организацию повышения квалификации кадров органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2, с. 3195].
Успех в борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в значительной степени зависит от компетентности сотрудников, осуществляющих работу с несовершеннолетними правонарушителями. Профессионализм специалистов обусловлен уровнем соответствующей профессиональной подготовки. Разработка и реализация программы интегративной дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» является одним из эффективных способов подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Внедрение в учебный процесс данной дисциплины вызвано необходимостью углубленной психолого-педагогической и правовой подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Содержание дисциплины направлено на достижение конечного результата - компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями; приобретения комплекса
профессионально важных и социально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для принятия решений в области предупреждения подростковой преступности в соответствии с требованиями современности. Дисциплина специализации предусматривает интеграцию дисциплин общенаучного, гуманитарного и юридического циклов, что дает возможность систематизировать и обобщать полученные знания, необходимые для организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. В связи с этим данная дисциплина изучается на завершающем этапе обучения в высшем учебном заведении на последнем курсе.
Задачи дисциплины специализации состоят в содействии формированию у обучаемых психолого-педаго-гических, правовых, специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления эффективной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями; содействии развитию профессионального интереса, формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, готовности к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, установки на самовоспитание; способствовании овладению умениями переносить теоретические знания, умения и навыки в ситуацию профессиональной деятельности, трансформируя их в соответствии со спецификой конкретных условий; привитии культуры общения; развитии коммуникативных способностей; воспитании у обучаемых высокого уровня профессионального правосознания, умения эффективно бороться с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, соблюдая нормы отечественного и международного права; развитии творческой активности, направленной на самостоятельный поиск решения проблем, проявление познавательных интересов.
В результате изучения сравнительной эффективности различных подходов к обучению, мы пришли к выводу о том, что в наибольшей степени соответствует задачам профессиональной подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями модульное обучение.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах зарубежных ученых Б. Ф. Скинера, Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса. Интерес исследователей к модульному обучению обусловливается стремлением к достижению разнообразных целей. Некоторые ученые (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Рассел, К. Курх и др.) стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, определить свои сильные и слабые стороны, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; другие (В. М. Гареев, Е. М. Дурко, С. И. Куликов, Г. Оуенс и др.) - интегрировать различные методы и формы обучения. Актуальными для нашего исследования являются достигаемые в результате использования модульного обучения цели установления междисциплинарных связей и решения проблем взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы (В. В. Карпов, М. Н. Катханов, М. А. Анденко и др.), достижение высокого уровня подготовленности обучающихся к про-
фессиональной деятельности (И. Прокопенко, М. А. Чо-шанов, П. Юцявичене и др.). Модульное обучение принадлежит к группе гибких образовательных технологий и позволяет решать такие задачи, как отбор, оптимизация и структурирование содержания обучения на деятельностной основе; обеспечение возможности вариативного изучения содержания обучения; адаптация программ обучения к уровню подготовки обучаемого [3, с. 9].
Модульный подход к преподаванию дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» будущим юристам позволяет преодолеть фрагментарность, эффективно формировать взаимосвязанные знания, умения и навыки профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Необходимо отметить высокую технологичность модульного обучения, которая определяется структуризацией содержания обучения, четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы дисциплины специализации.
Структура программы дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних», предусматривающей профессионально-ориентированную подготовку будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, включает введение в модули, практические модули, стержнем конструирования тематики которых являются содержание и основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению подростковой преступности, модуль итогового контроля. Введение в модули представляет собой такую неотъемлемую часть подготовки обучаемых к выполнению задач по борьбе с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, как причины и условия, способствующие формированию антиобщественного поведения несовершеннолетних; правовая основа и задачи органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; органы внутренних дел как один из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные направления выделены с учетом статистических данных о преступности несовершеннолетних в России: деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению негативных социальных явлений, связанных с правонарушениями несовершеннолетних; деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними в группах; деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению агрессивно-насильственных преступлений; деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
Профессионально-прикладную направленность модульного обучения обеспечивает моделирование типовык ситуаций профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, содержание которык носит междисциплинарный характер. Создаются условия для решения задачи формирования личности компетентного сотрудника, способного самостоятельно оценивать обстановку, занимать правильную позицию и конструировать решения в любой ситуации профессиональной деятельности. У обучаемых развиваются навыжи эффективных действий в стандартных ситуациях. Вариативность ситуационных заданий обеспечивает формирование способов действий и в нетипичных ситуациях, с учетом своеобразия ситуации, сложившихся реалий. Модульный подход позволяет обучаемому более самостоятельно или полностью самостоятельно работать с предложенным учебным материалом, содержащим в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4, с. 116].
Необходимо отметить, что обучение в контексте профессиональной деятельности требует совершенно иной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Функции педагога варьируются от информа-ционно-контролирующей до консультативно-координи-рующей. Такая модель поведения преподавателя достигается за счет увеличения групповых форм организации учебной работы, применения активных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных (служебных) задач, деловые игры, представляющие имитацию процесса принятия управленческих решений, ролевые игры, упражнения и др.). Методика проведения таких занятий стимулирует обучаемых к регулярной самооценке, корректировке своих действий, пополнению и совершенствованию собственных знаний, навыков и умений, предоставляет возможность каждому обучаемому быть деятельным на всех этапах подготовки. Таким образом, на занятиях достигается диалог между субъектами образовательного процесса, основанный на паритетных началах.
Анализ научно-методической литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, собственные результаты в этом направлении доказали предпочтительность модульного подхода к преподаванию дисциплины специализации «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» будущим юристам. Применение модульного подхода дает возможность существенно повысить практическую направленность обучения, осуществить отбор, координацию и упорядоченность изучения учебного материала, и на этой основе обеспечивает формирование у обучаемых высокого уровня компетентности, позволяющего эффективно выполнять в дальнейшем задачи борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
1. Информационные материалы Официального интернет-сайта МВД России. иКЬ: www.mvd.ru (дата обращения: 20.02.2010).
2. Федеральная целевая программа «Дети России» на2007-2010 годы : постановление Правительства Российской Феде-
рации от 21 марта 2007 г. № 172 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 14, ст. 1688. С. 3194-3298.
3. Казарцева Г. А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие / под общ. ред. О. Д. Нациевского. Челябинск, 2004.143 с.
4. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы : монография. М., 2006. 154 с.
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Т. Е. Вавилова, Е. И. Мещерякова, И. В. Сакоренко
Культура познавательной деятельности является одним из факторов педагогических условий и технологии формирования профессиональной культуры. Модульно-рейтинговые системы рассматриваются как средство активизации познавательной самостоятельности курсантов.
Ключевые слова: познавательная деятельность, самостоятельность, модульно-рейтинговая система.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта проектирования и использования технологий обучения иностранному языку курсантов - будущих юристов в образовательных учреждениях МВД России позволил прийти к выводу о существовании следующих противоречий: 1) между складывающейся новой парадигмой высшего профессионального образования и преобладанием традиционно консервативных подходов к его организации в ведомственных образовательных учреждениях; 2) между необходимостью творческого развития и саморазвития личности курсанта, формирования культуры познавательной деятельности в контексте непрерывного образования и недостаточными возможностями их обеспечить применяемыми в учебном процессе методами и средствами обучения; 3) между наличием в образовательной практике инновационных технологий, обеспечивающих формирование профессиональной культуры, в том числе культуры познавательной деятельности курсантов - будущих специалистов ОВД, и недостаточной разработанностью научно обоснованных рекомендаций и инструментария их применения.
Радикальным средством, направленным, в том числе, и на разрешение указанных противоречий, становится использование модульно-рейтинговых систем обучения курсантов отдельным дисциплинам, разрабатываемым в контексте перехода на модульно-рейтинговое обучение всем дисциплинам учебного плана при подготовке специалистов для органов внутренних дел в Воронежском институте МВД России. Использование модульнорейтинговых систем обучения курсантов позволяет решить многие важнейшие задачи подготовки специалистов, в том числе и задачу формирования культуры познавательной деятельности курсантов.
Изучая возможности использования модульно-рейтинговых систем как средств формирования культуры