ятельного выбора знаний, умений и навыков. В такой ситуации преподаватель выступает только как наставник, тьютор или помощник в организации процесса обучения и применении интенсивных форм для быстрого формирования обучаемым необходимых компетенций. Важно на начальном этапе обучения взрослых помочь им увериться в своих силах, нужности и необходимости обучения, умении оценить свои возможности и особенности, найти свое место в учебной группе. Для успешной адаптации взрослого человека и укрепления веры в свои способности к обучению надо сформировать баланс в развитии и функционировании четырех базовых сфер его жизнедеятельности: достижения и социальная деятельность; деловые и другие контакты; способность мыслить, строить планы и
Библиографический список
ставить перед собой цели; внимание к своему телу и культура здоровья [8].
В содержание учебных курсов программ образования взрослых следует все больше включать дисциплины, возникающие на стыке наук. Как показывает практика обучения взрослых, следует активнее включать в учебные программы небольшие разделы по культурологии, теологии, иностранным языкам, информатике и др. Это поможет в развитии их творчества, свободе действий, реализации самых разнообразных начинаний [9].
Эти и другие особенности взрослых должны, безусловно, учитываться при разработке образовательных технологий, создании учебно-методических материалов, подборе и подготовке кадров для системы образования взрослых [10].
1. История развития образования взрослых в России. Том 1. Книга 1. Под редакцией Е.П. Тонконогой. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2000.
2. Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке. Материалы Международно-практической конференции. Научный редактор В.И. Подобед. Ответственный редактор составитель Е.Н. Елизарова. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2003.
3. Законодательство в области образования взрослых. Том 1. Книга 3. Под редакцией канд. пед. наук Е.И. Огарева. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2000.
4. Модельный закон «Об образовании взрослых». Политика в образовании взрослых. Том 1. Книга 2. Под ред. Н.П. Литвиновой. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2001.
5. Ухин Ю.Ю. О нормативно - правовом обеспечении системы дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование. 2003; 1.
6. Змеев С.И. Становление андрагогики: Развитие теории и технологии обучения взрослых. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
7. Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Фундаментальные исследования. 2013; 6-3: 730 - 734.
8. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. Москва: Per se, 2007.
9. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. Том 4. Книга 1. Под редакцией. А.Е. Марона. Санкт-Петербург ИОВ РАО, 2000.
10. Казарян А.Ф. Образование взрослых в России: история и современность. Среднее профессиональное образование. 2018; 2: 32.
References
1. Istoriya razvitiya obrazovaniya vzroslyh v Rossii. Tom 1. Kniga 1. Pod redakciej E.P. Tonkonogoj. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2000.
2. Obrazovanie vzroslyh: perspektivy razvitiya v XXI veke. Materialy Mezhdunarodno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj redaktor V.I. Podobed. Otvetstvennyj redaktor sostavitel' E.N. Elizarova. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2003.
3. Zakonodatel'stvo v oblasti obrazovaniya vzroslyh. Tom 1. Kniga 3. Pod redakciej kand. ped. nauk E.I. Ogareva. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2000.
4. Model'nyj zakon «Ob obrazovanii vzroslyh». Politika v obrazovanii vzroslyh. Tom 1. Kniga 2. Pod red. N.P. Litvinovoj. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2001.
5. Uhin Yu.Yu. O normativno - pravovom obespechenii sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe profession-al'noe obrazovanie. 2003; 1.
6. Zmeev S.I. Stanovlenie andragogiki: Razvitie teoriii tehnologii obucheniya vzroslyh. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
7. Vozgova Z.V. Andragogicheskie osobennosti professional'noj podgotovki v processe nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii nauchno-peda-gogicheskih rabotnikov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 6-3: 730 - 734.
8. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obucheniya vzroslyh: monografiya. Moskva: Per se, 2007.
9. Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektirovaniya tehnologij obucheniya vzroslyh. Tom 4. Kniga 1. Pod redakciej. A.E. Marona. Sankt-Peterburg IOV RAO, 2000.
10. Kazaryan A.F. Obrazovanie vzroslyh v Rossii: istoriya i sovremennost'. Srednee professional'noe obrazovanie. 2018; 2: 32.
Статья поступила в редакцию 14.02.18
УДК 378
Kocherov Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kocherova L.A., senior teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODULAR TRAINING AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE TRAINING WORKERS OF DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS. The research is dedicated to the consideration of modular training as a pedagogical technology for the formation of professional competencies in the development of sample programs for professional training of officers at departments of internal affairs. The article noted that currently the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs use other approaches. The authors conclude that it is necessary to go back to working out the training programmes for officers, who are taken to service for the first time, based on the modular training. This will significantly improve the practical training, exercise selection, coordination and orderliness of the study of educational material, ensure the formation of trained professional competencies.
Key words: modular training, pedagogical technologies, individual approach, differentiated approach, formation of professional competences.
Ю.Н. Кочеров, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,
Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.А. Кочерова, ст. преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,
Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД
Статья посвящена рассмотрению модульного обучения как педагогической технологии формирования профессиональных компетенций при разработке примерных программ профессионального обучения сотрудников ОВД. В статье отмечено, что в настоящее время в образовательных учреждениях системы МВД применяются другие подходы. Авторы делают вывод о том, что необходимо вернуться к конструированию программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц впервые принимаемых на службу в ОВД на основе модульного обучения. Это позволит существенно повысить практическую направленность обучения, осуществить отбор, координацию и упорядоченность изучения учебного материала, обеспечит формирование у обучаемых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: модульное обучение, педагогические технологии, индивидуальный подход, дифференцированный подход, формирование профессиональных компетенций.
Рост преступлений различного рода в России в последние годы, гибель сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебного долга, возрастающие требования в обществе к проблеме борьбы с преступностью предопределяют необходимость существенного повышения уровня профессиональной подготовки личного состава, поиска новых, эффективных путей его обучения» [1].
Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В условиях происходящей социальной трансформации в России повышаются требования к профессионализму сотрудников ОВД [2].
Должное решение профессиональных задач зависит от степени их профессиональной образованности, подготовленности, ответственности. Поскольку их будущая профессиональная деятельность сопряжена с риском для жизни и здоровья и физического состояния, внутренней психологической напряженностью, поэтому процесс обучения лиц впервые принимаемых на службу в ОВД предъявляет особые требования к его организации, содержанию, контролю и оценке [3].
Это достигается путем формирования у сотрудника органов внутренних дел положительной устойчивой мотивации к самообразовательной деятельности и может осуществляться с помощью таких приемов, как разъяснение практической значимости самообразования; развитие потребности у сотрудника в самообразовании и др. [4].
Несомненно то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития, умственных способностей, первоначального образования, психофизиологических особенностей будущих сотрудников органов внутренних дел, следовательно, необходимо прибегнуть к различным педагогически обоснованным технологиям [5].
Должное решение профессиональных задач зависит от степени профессиональной образованности, подготовленности и ответственности сотрудников [6].
В 2002 г. авторским коллективом Челябинского юридического института МВД России и Учебного центра ГУВД по Челябинской области была разработана Программа специального первоначального обучения милиционеров патрульно-постовой службы милиции, основанная на современной технологии модульного обучения. Программа получила одобрение ГУК МВД России и была рекомендована к использованию в учебных центрах системы МВД России. В соответствии с решением министра внутренних дел РФ генерала армии Р. Г. Нургалиева примерная программа направлена для использования в образовательные учреждения МВД России и рекомендована к внедрению в учебный процесс с 1 декабря 2008 года [7].
Можно сказать, что с этого момента и началось повсеместное внедрение организации модульного обучения в учебный процесс.
Модульное обучение является одной из современных прогрессивных педагогических технологий, получивших широкое распространение в гражданских и ведомственных образовательных учреждениях. Оно занимает одно из первых мест по степени частоты применения среди других образовательных инноваций.
Акцент в технологиях обучения и принципах организации учебного процесса должен быть смещен с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемым и на моделирование способов применения ее в
будущей профессиональной деятельности. Такие особенности модульного обучения как мобильность знаний в структуре профессиональной компетентности, технологичность учебного труда, индивидуально и дифференцированный подход, развитие продуктивного мышления и самостоятельности дают возможность обеспечить новый качественный уровень профессиональной подготовки курсантов и слушателей.
Индивидуальный подход - это важный психолого-педагогический процесс, который учитывает индивидуальные способности каждого обучаемого. Под дифференцированным подходом, как правило, понимают форму организации деятельности обучаемого в соответствии с их специализацией [7].
В настоящее время структурирующим принципом современных систем образования утверждаются компетенции. Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий, обусловливающие способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках компетентности. Компетенция как интегра-тивная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, проявляется только в процессе деятельности через призму личностных качеств, достижений, ценностно-смысловых характеристик личности [7].
Эффективным способом комплексного формирования компетенций является модульное обучение. В настоящее время модульное обучение необходимо рассматривать как потенциальную возможность формирования профессиональных и профессионально-специализированных компетенций обучаемых, как средство обеспечения практико-ориентированной направленности образовательного процесса, создания эффективной системы контроля и оценки результатов обучения.
Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция на отход от применения модульного принципа обучения при подготовке примерных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц впервые принимаемых на службу в ОВД разрабатываемых для образовательных учреждений МВД России, что привело к увеличению сроков обучения слушателей впервые принимаемых на службу в ОВД, а соответственно и финансовых затрат. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции А. Гостев указывает, что приоритетной задачей становится повышение эффективности использования имеющихся ресурсов... на первый план выходит необходимость учитывать финансовые возможности МВД России.
Приведём пример утвержденных в разные годы примерных программ профессионального обучения.
Примерная программа (блочно-модульная) специального профессионального обучения сотрудников, назначенных на должности милиционеров патрульно-постовой службы милиции утвержденная 02.12.2009 года ДКО МВД России составляла 596 часов учебного времени.
Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) утвержденная 17.05.2017 года ДГСК МВД России составляет 992 часа учебного времени. Срок обучения увеличился на 10 недель.
Также необходимо отметить, что сама структура примерного учебного плана новых примерных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) изменилась. С уверенностью можно констатировать факт отсутствия основных принципов и характеристик модульного обучения.