МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Виталий Викторович Дорошенко, соискатель,
Кубанский государственный университет (КубГУ) г. Краснодар
Аннотация
В статье представлена авторская программа «Целевое самосовершенствование студентов в процессе обучения в вузе специализации футбол». Содержание учебно-тренировочных занятий по программе сформировано из пяти модулей: общетеоретический, технико-тактический, организационно-методический, самоорганизационный, нравственного направления.
Ключевые слова: авторская программа, специализация футбол, учебно-тренировочные занятия, пять модулей.
THE MODULE AND RATING PROVIDING OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AS ONE OF THE ORGANIZING AND PEDAGOGICAL
CONDITIONS
Vitaliy Viktorovich Doroshenko, the competitor,
Kuban State University Krasnodar
Annotation
In this article the author’s program named “Purposed self-perfection of the students in a process of studying at the institute with football specialization” is introduced. A content of the training and educational studies of this program is formed by the 5 modules: general theoretic, technical and tactical, organizing and methodical, self-organizing, moral direction.
Key words: author’s program, football specialization, training and educational studies, five modules.
Модернизация современного образовательного процесса гипотетически создает учебно-воспитательное поле, целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморазвитие для проявления своих потенциальных возможностей. Студенческий спорт будет развиваться по двум направлениям: оздоровительному и спортивнопрофессиональному. Создание профессиональных команд на базе студенческого спорта - неизбежно. Понятие «студенческий спорт» - это массовый спорт молодежи с одной стороны, а с другой - спорт высших достижений.
Статус студента - спортсмена-профессионала станет особым. Ежедневные занятия физкультурой и спортом станут нормой для миллионов людей, организация этого процесса потребует инновационных преобразований процесса физического воспитания в вузе и высококвалифицированных преподавателей-тренеров.
При этом сближение физической культуры и спорта в вузе, перенос высоких спортивных технологий в практику физического воспитания и формирование ценностных ориентаций на спорт приобретают особую актуальность. Построение учебнотренировочных занятий на основе избранного вида спорта требуют разработки специальных учебных программ.
В этой связи мы предположили, что если будет определен организационнопедагогический комплекс условий, включающий следующие позиции:
- организация процесса физического воспитания по спортивноориентированному направлению на примере специализации футбол;
- модульно-рейтинговое обучение с программным обеспечением;
- организация учебной и вне учебной деятельности на основе разработанной модели совершенствования физической подготовленности студентов;
- использование разработанной нами методики совершенствования физиче-
ских качеств в комплексном взаимодействии со средствами футбола, то их реализация будет способствовать оптимизации процесса физического воспитания студентов в вузе.
Предлагаем экспериментальную программу «Целевое самосовершенствование в процессе обучения студентов специализации футбол». Содержание учебнотренировочных занятий для студентов 1 курса сформировано из 5 модулей: общетеоретический, технико-тактический, организационно-методический, самоорганизацион-ный, нравственного направления (табл.).
Таблица
Учебно-тематические модули (УМТ) и последовательность их обучения
№ п/п Название УТМ Формы занятий (ч) Семестр Практ. 2 сем. Всего
лекции практ.зан. всего
1 Общетеоретический Здоровый образ жизни в студенческой среде 2 2
Основы спортивной тренировки 4 2 1
2 Технико-тактическая подготовка: 2 2 1
ОФП 30 30 1 30
СФП 12 12 1 10
Соревновательная игра 20 20 1 20
3 Организационнометодический. Организация и судейство соревнований 2 2 2
4 Самоорганизационный. Проектирование индивидуальных программ по самосовершенствованию физических качеств 4 2 1
5 Нравственно- ориентированный
Итого 136(ч) 14 62 76 60 60
Модуль общетеоретической подготовки включает в себя информацию о здоровье, различных видах самостоятельных упражнений, их использование, основы педагогического контроля в процессе самостоятельных тренировок, аутогенный тренинг, сведения о человеке как о биологической системе и влиянии физических упражнений, физиологию спорта, основы спортивной тренировки на примере футбола.
Технико-тактический модуль представлен деятельностью преподавателя и студента по усвоению элементарных технических навыков, тактическую подготовку, общую физическую подготовку комплексного характера по методике, разработанной нами, специальную физическую подготовку, соревновательную игру.
Организационно-методический - определяет самостоятельную деятельность студента по организации и проведению соревнований, их судейство.
Самоорганизационный модуль - проектирование индивидуальных программ, моделирование и подбор методов физического воспитания для совершенствования физических качеств.
Нравственно-ориентированный модуль предполагает организацию и проведение соревнований по правилам честной игры. В этой связи мы исследовали соревновательное поведение для определения качества «работы» этого модуля. В процессе исследования анализировались все виды учебно-познавательной деятельности (программы самосовершенствования, выступления с докладами на конференциях вуза, моделирование собственного физического развития, организация и проведение соревнований по футболу, судейство соревнований по футболу, самоконтроль и самооценка лично-
стных достижений, выполнение учебно-тренировочных заданий на технику) и оценивались в баллах.
Студенты контрольной и экспериментальной групп до начала исследования не занимались футболом в организованной форме, не имели спортивных разрядов по данному виду спорта, т.е. были новичками.
В учебно-тренировочном цикле студенты экспериментальной группы занимались ОФП по разработанной нами методике комплексного характера, включая технико-тактические приемы в футболе.
Учебные занятия в контрольных группах проводились по общепринятой базовой программе для вузов. Студенты работали над улучшением контрольных нормативов: отжимание, сгибание и разгибание туловища, прыжок в длину с места, 12 минутный бег - тест Купера (оценивается расстояние).
В результате исследований выявлены отличительные особенности экспериментальной программы:
- обеспечение условий для овладения студентами специальными знаниями по футболу;
- направленность учебной программы на формирование спортивной культуры (на основе футбола);
- использование самостоятельных форм организации физической культуры;
- функционирование модели совершенствования физической подготовленности посредством футбола;
- расширение двигательных умений и навыков студентов за счет техникотактической подготовки по футболу на основе тренировочных занятий;
- практико-ориентированные тренировочные занятия (судейство, составление индивидуальных программ по ОФП);
- возможность тренировочных занятий (мастер-класса) со сборной командой КубГУ (основной состав);
- нравственное направление, ориентированное на соревновательное поведение «играй честно»;
- овладение студентами методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания, грамотных режимов двигательной активности «спорта жизни»;
- овладение студентами технически жизненно важными движениями и знание особенностей возрастных изменений для активного противодействия процессам старения посредством физической активности.
Экспериментально подтверждена эффективность программы «Целевое самосовершенствование в процессе обучения студентов специализации футбол», что проявляется в повышении уровня физической подготовленности студентов экспериментальных групп в отличии от контрольных (улучшении результатов в выполнении теста Купера, сгибании и разгибании рук в упоре, сгибание и разгибание туловища за две минуты, в прыжках в длину с места, Р <0,05).
Нами выявлены этапы подготовки студентов-спортсменов по футболу в сборную спортивного совершенствования КубГУ: 1) ознакомительный курс; 2) начальная спортивная специализация. А так же этапы развития спортсменов в процессе физического воспитания в вузе: 1) углубленные тренировки в избранном виде спорта; 2) спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Каждый этап имеет свою целевую направленность и необходим в системе подготовки сборной и подбора игроков для 2-го состава.
Спортивно-ориентированный подход к процессу физического воспитания в условиях непрофильных вузов обеспечивает: позитивные изменения потребностно-мотивационной сферы студентов (на завершающем этапе в экспериментальной группе у 85-91% юношей вызывает интерес влияние спорта, физических упражнений на здо-
ровье и физическое развитие человека; методика спортивной тренировки становится более востребованной - 12-56% респондентов).
Контактная информация: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
Владислав Ермекбаевич Жабаков, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Ивановна Дудина, кандидат педагогических наук, доцент,
Зинаида Владимировна Возгова, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)
Аннотация
В статье рассматривается структура профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, включающая компетенции субъекта жизнедеятельности, социального взаимодействия, профессиональной деятельности человека. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что в процессе повышения квалификации произошли изменения в структуре смысложизненных ориентаций, субъективно-оценочном отношении к деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, высшая школа, повышение квалификации.
RAISING OF THE QUALIFICATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY LECTURER
Vladislav Yermekbaevich Zhabakov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Lyudmila Ivanovna Dudina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Zinaida Vladimirovna Vozgova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University
Annotation
In the given article the structure of professional competence of higher education lecturer is examined, which also includes competences of the subject of vital functions, social interaction, professional activity of a person. As a result of the research it has been revealed that during the process of qualification raising the changes in the structure of meaning and life orientation, subjective-appraisal attitude to activity took place.
Keywords: professional competence, higher school, improvement of professional skills.
Работа выполнена по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» на 2010 год. Мероприятие 3. Раздел 3.1., подраздел 3.1.2. Проект «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов». Регистрационный номер 3.1.2/ 6818
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором обеспечения качества высшего образования является подготовка профессорско-преподавательского состава. Одним из ключевых звеньев этого процесса становится повышение квалификации, главная задача которого состоит в том, чтобы способствовать развитию профессиональных компетенций преподавателей, формированию инновационных подходов к их реализации. Все большее значение в повышении квалификации приобретает психологическое содержание этого процесса, а именно направленность процесса повышения квалификации на мотивационный профиль, на изменение структуры ценностных ориентаций. Повышение квалификации преподавателя высшей школы - сложная, динамичная педагогическая система, эффективность функционирования которой зависит от многих взаимосвязанных факторов, проявляющихся на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. В современных социально-экономических условиях возникла острая необходимость переосмысления целевых установок процесса повышения квалификации,