уДК 378.147 ББК Ч481.22
И. В. Старчакова
г. Чита
Реализация рейтинговой технологии модульного обучения в курсе «Теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки»
В статье идет речь о сочетании модульной и рейтинговой технологий в практике преподавании курса «Теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки». В статье показаны сущность понятий «модуль» и «рейтинг», принципы и черты модульно-рейтингового подхода. В качестве примера представлена технологическая карта одной из тем курса.
Ключевые слова: модуль, функциональный узел, рейтинг, модульная технология, рейтинговая система оценки, технологическая карта.
I. V. Starchakova
Chita
Realisation of rating technology of modular training in a course «The theory and a technique of training to disciplines of profile preparation»
In article there is a speech about a combination of modular and rating technologies in practice course teaching «The theory and a technique of training to disciplines of profile preparation». In article are shown essence of concepts «The module» and «A rating», principles and lines of the modulno-rating approach. As an example the technological card of one of course themes is presented.
Key words: the module, functional knot, a rating, modular technology, rating system of an estimation, a technological card.
Проектирование процесса обучения, обеспечивающего развитие профессиональной деятельности будущего педагога и отвечающего целостной природе развития личности учащегося, можно осуществить посредством конструирования процесса обучения, основанного на идеях рейтинговой системы оценивания и модульности. Отличительными особенностями сочетания рейтинговой и модульной технологий являются:
- структурирование дисциплины «Теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки» по содержанию на законченные части, т. е. модули;
- разработка структуры модуля, в которой выделяются цель, задачи, средства обучения, собственно учебный материал, методика работы студентов посредством выполнения системы заданий;
- открытая рейтинговая система оценивания, за счет которой студенты информированы о сроках выполнения того или иного задания, а также баллах, получаемых за работу. Сюда также входит шкала перевода суммы рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.
Сущность данного подхода определяют два понятия: «модуль» и «рейтинг». Термин «модуль» произошел от латинского «modulus» - мера, величина. Модуль в данной системе представлен как содержательная, методическая единица, которая направлена на достижение поставленных целей. Это
функциональный узел, состоящий из совокупности целей, содержания и методики овладения им, в том числе и самостоятельной работы студентов, а также результат этой деятельности.
Понятие «рейтинг» в переводе с английского обозначает «норму», «ставку», «тариф». В нашем случае рейтинг обозначает интегрированную оценку в баллах всех видов деятельности студентов, это качественная и количественная характеристика их учебной работы. Качественная сторона обеспечивает всестороннее видение способностей студентов, позволяет проявить такие характеристики, как коммуникативность, умение работать не только индивидуально, но и в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий и так далее. Количественная составляющая дает возможность выстроить шкалу индивидуальных успехов, изменений в подготовке студента в сравнении с предыдущими данными. Сочетание качества и количества оценки формирует полную картину динамики развития каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей.
В положении о рейтинговой системе оценивания выделяются:
- виды индивидуальной учебной деятельности студентов, в том числе творческие;
- критерии оценки, положительные коэффициенты за своевременность, качество, сложность выполняемой работы, с одной
работе. Рейтинг также сводит к минимуму элемент случайности при сдаче экзаменов и зачетов, т. к. оцениваются все результаты студентов, полученные в течение семестра или учебного года.
Сочетание рейтинговой и модульной технологий позволяет реализовать субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. Оно основано на совместном достижении целей и реализации задач, поставленных перед каждым модулем, сформулированных в технологической карте (табл. 1).
Таблица 1
Технологическая карта модульно-рейтингового обучения.
Курс «Теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки».
Раздел «Организация образовательного процесса». Тема «Методы обучения». семестр 6
Модуль месяц № учебного элемента Содержание задания Управление деятельностью Баллы
2 октябрь УЭ-0 Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны: - знать сущность понятия «метод обучения», классификации методов обучения, характеристику методов обучения географии, уровни усвоения знаний; - уметь отбирать методы обучения в соответствии с учебным материалом, обосновывать выбор, соотносить методы с уровнями усвоения
УЭ-1 Входной контроль: Цель: проверь готовность к восприятию нового учебного материала На основе знаний по педагогике и психологии ответьте на следующие вопросы: - что означает категория «метод обучения»? - какие существуют классификации методов обучения? - почему при выборе методов обучения вы должны учитывать возрастные особенности учащихся? Проверьте правильность ответов По 1 баллу за правильный ответ, максимум -3 балла
УЭ-2 Цель: сформировать знания о методах обучения географии, выявить различия в подходах к их классификации, научить отбирать и применять методы обучения в зависимости от целей, содержания обучения и подготовленности учащихся; Используйте учебные пособия: 1. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие / Л. М. Панчешникова. М.: Просвещение, 1997. 320 с. 2. Методика и технология обучения географии в школе: учеб. пособие / И. В. Ду-шина [и др.]. М.: Астрель, 2002. 169 с. По 3 балла за правильно выполненное задание, максимум 15 баллов. По 1 баллу за дополнения, корректировку ответов, максимум -5 баллов
стороны, а отрицательные коэффициенты за опоздания, пропуски, задержку выполнения работ с другой;
- переход от интегрированной оценки к общепринятой системе оценивания.
Значение рейтинговой системы оценивания определяется тем, что она способствует повышению активности и персональной заинтересованности студентов в результатах собственного учебного труда, стимулирует их к получению еще большего объема знаний, к систематической самостоятельной
выявить связь между методами обучения и уровнями усвоения знаний. Задания для аудиторной самостоятельной работы: по практикуму «Технология обучения географии» [3, с. 7] выполнить задания № 1-5 3. Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов / Д. П. Финаров. -М.: Астрель, 2007. - 382 с. Подготовьте к устному обсуждению выполненных заданий
УЭ-3 Выходной контроль Цель: проверьте свои знания по теме. Выполните тест в тетради, сдайте преподавателю Используйте дидактические карточки с тестовыми заданиями (10 вопросов) По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум - 10 баллов
УЭ-4 Рефлексия Вернитесь к интегрирующей цели. Достигли ли вы ее? Подсчитайте количество набранных рейтинговых баллов. Оцените себя
Модульное обучение направлено на развитие самостоятельности, учет индивидуальных особенностей и формирование творческой личности будущего педагога. Рейтинговая система оценивания, в свою очередь, позволяет студентам координировать собственную учебную деятельность согласно плану работы в рамках данного модуля, проводить корректировку и самооценку.
Разработка модульного обучения показывает, что в данной системе обеспечиваются особые условия для развития личности студентов, их будущей профессиональной деятельности. Обучаемые более самостоятельно или полностью самостоятельно могут работать с предложенной ему учебной модульной программой, выбирая индивидуальный путь ее освоения с учетом своих возможностей и потребностей. При этом функции преподавателя варьируются от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.
П. Я. Юцявичене [4] в качестве основополагающих принципов, определяющих сущность модульного обучения, выделяет следующие:
- принцип модульности. Это принцип определяет модульный подход к обучению, в соответствии с которым обучение строится по отдельным «функциональным узлам» -модулям, содержащим цели, задачи, содержание, методику овладения им. Способствует достижению конкретных дидактических целей;
- принцип структуризации содержания обучения. Этот принцип позволяет разделить все содержание модуля на обособленные элементы, требует рассматривать учебный ма-
териал в рамках модуля не только как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, но и как имеющий определенную структуру, состоящую из обособленных элементов, которые могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными;
- принцип динамичности. Данный принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа, требует такого построения учебного материала модулей, чтобы разделы его переменной части были бы достаточно независимы друг от друга и могли легко изменяться, дополняться и развиваться;
- принцип метода деятельности. Этот принцип требует, чтобы студенты овладели учебным материалом на базе системы действенных знаний, реализует деятельностный подход к обучению;
- принцип осознанной перспективы. Указанный принцип требует понимания, осознания и личностного принятия обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения;
- принцип разносторонности методического консультирования. Этот принцип требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности преподавателя, формирования умений обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- принцип паритетности. Данный принцип предполагает субъектное взаимодействие между педагогом и обучаемым, при котором сам учащийся максимально акти-
вен, а педагог выполняет консультационно-координирующую функцию, реализуемую на основе индивидуального подхода [4, с. 38-48];
- принцип результативности. Этот принцип позволяет за счет рейтинговой системы оценивания получить интегрированный результат учебной деятельности по тому или иному модулю и в совокупности по всей дисциплине.
Все принципы взаимосвязаны, находятся во взаимодействии. Они объективно определены целостной природой самой системы модульного обучения. Практически все принципы модульного обучения отражают особенности построения модулей и модульных программ, раскрывают специфику конструирования содержания модулей.
Г. В. Лаврентьев и Н. Б. Лаврентьева [1, с. 34-38] выделяют следующие отличительные черты модульного обучения:
- цели и задачи, формулируемые в деятельностном аспекте и предъявляемые студентам перед началом обучения;
- подготовка учебного материала, позволяющая студенту решить эти задачи и достичь поставленные цели обучения;
- деятельность в процессе обучения с акцентом на учебную деятельность студента;
- роль преподавателя, выполняющего функции диагноста, консультанта-советчика, мотиватора;
- методы и средства обучения, чаще всего продуктивные, активизирующие и развивающие, помогающие комплексному достижению целей обучения и контроля;
- участие обучаемого, усваивающего информацию в активной форме работы с учебным материалом;
- индивидуализация и темп учения, позволяющие студенту выбирать способ и средства учения, учиться в «своем темпе», повторять модуль или его части столько раз, сколько ему необходимо;
- свобода действий, дающая возможность обучаться в удобное для студента время и зависящая от его индивидуальных потребностей;
- мобильность, позволяющая использовать модули в любом месте (дома, в больнице, в поездке и т. п.) и в любое время;
- усвоение, повторение и закрепление знаний, при которых студент может получить дополнительное время для усвоения учебного материала;
- контроль, характеризующийся тем, что студенты знакомятся не только с целя-
ми и задачами обучения, но и с критериями оценки;
- условия научения, позволяющие оценить качество модуля. Модуль считается плохим, если большинству студентов не удается решить поставленные задачи.
Содержание каждого модуля включает четыре взаимосвязанных блока. Во-первых, блок дидактических целей, трансформирующихся в целевую программу действий для студентов. Во-вторых, собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы. В-третьих, блок информации о возможных путях и способах освоения данного учебного материала. В-четвертых, блок информации о способах контроля и самоконтроля, содержащий варианты контрольных заданий, вопросов, тестов. Подобное структурирование содержания модуля позволяет реализовать управляющую функцию модуля. Студент, получив технологическую карту, знакомится с вариантами возможных заданий, вопросов, педагогических ситуаций, конечным результатом своей деятельности, он может предполагать уровень оценки своих достижений.
Модульное обучение строится в системе «преподаватель - студент - аудитория», поэтому необходимо создать условия для развития умений самоконтроля и самооценки обучающихся. Это позволит студенту в процессе изучения материала модуля осознавать степень успешности своей учебной деятельности, необходимость в оказании ему помощи со стороны.
Включение в содержание модуля контрольных заданий различного типа: устных, письменных, обязательных для всех и предлагаемых на выбор, репродуктивного, конструктивного и творческого характера, теоретических и практических позволяет это сделать. Студент также может руководствоваться графиком изучения данного модуля, т. е. перечнем различных видов учебной деятельности и форм контроля с указанием дат их проведения.
Рейтинговая система оценивания, используемая в процессе модульного обучения, позволяет осуществлять как текущий, так и итоговый контроль, обеспечивающий в совокупности циклическое управление на всех его этапах. Текущий контроль, в основном, реализуется на каждом занятии, в том числе через самоконтроль и самооценку. Студенты, зная, какое содержание, в каком объеме, на каком уровне усвоения, за какой максимальный промежуток времени должно
быть освоено, способны сравнить свои достижения с предполагаемыми и внести необходимые коррективы в процесс своего профессионального образования (самостоятельно, либо при помощи преподавателя), чтобы повысить его эффективность.
Требования к выполнению того или иного вида профессиональной или познавательной деятельности и критерии оценок в рамках рейтинговой системы могут обсуждаться со студентами и откорректированы с учетом их пожеланий. При успешной деятельности студента у него появляется возможность попытаться перейти от репродуктивных видов деятельности к конструктивным, от них -к творческим.
Представляется возможным сделать вывод о том, что функции управления в процессе модульного обучения частично переданы модулю и реализуются через график изучения модуля, блок информации о различных методах освоения содержания профессионального образования, систему способов деятельности по освоению содержания конкретного модуля и систему форм контроля. По мере развития процесса обучения преподаватель все чаще исполняет роль координатора и консультанта по вопросам организации оптимального профессионального самообразования студента.
Еще одной характерной чертой сочетания рейтинговой системы оценки и модульного подхода к обучению является динамика модулей и развитие профессиональной деятельности студента. Это проявляется в наличии этапов: аналитический этап, этап систематизации и обобщения и проектировочноконструктивный этап [2, с. 456].
Аналитический этап является начальным. Студенты анализируют цели учения и будущей профессиональной деятельности, содержание учебного материала модуля и предполагаемой педагогической деятельности; выбирают соответствующие методы и организационные формы обучения; проектируют различные виды профессиональной деятельности; осваивают необходимые методы и приемы этих видов деятельности; подвергают осмыслению и оценке результаты обучения и ожидаемые результаты работы. Выполняя вводные задания, студенты набирают первые рейтинговые баллы.
В ходе анализа осуществляется поиск наиболее общих закономерностей и принципов содержания и деятельности, что постепенно выводит в качестве ведущей деятельность по систематизации и обобщению накопленных знаний, умений и опыта профессиональной деятельности. Такой вид деятельности дает возможность получения определенного количества рейтинговых баллов и характеризует этап систематизации и обобщения.
Далее у студентов происходит накопление определенной содержательной основы и банка необходимых умений и навыков. Студенты используют их для конструирования процесса познания новых объектов, новых способов деятельности, для проектирования решений новых, нетипичных профессиональных задач, нестандартных педагогических ситуаций. Конструктивнопроектировочная деятельность становится ведущей, а этапы анализа, систематизации и обобщения служат средством, обеспечивающим успех проектировочной педагогической деятельности и результативность профессионального образования в процессе модульного обучения. С. В. Колесова считает, что «...у студентов развиваются способность воспринимать и оценивать любую житейскую ситуацию как педагогическую; умение видеть проблему и быстро находить оптимальный путь ее решения; при необходимости, конструировать новый способ педагогической деятельности или творчески сочетать известные для решения острых, нестандартных педагогических ситуаций; видеть несколько возможных путей развития одной и той же ситуации воспитания и развития ребенка; способность предвидеть последствия тех или иных педагогических решений» [2, с. 456].
Таким образом, система модульнорейтингового обучения создает условия для повышения мотивации, формирования активного, творческого отношения к выстраиваемой индивидуальной траектории профессионального образования. Главная цель технологии модульно-рейтингового обучения - не только накопление профессиональных знаний и умений, а обогащение опыта творческой деятельности, развитие стремления к самосовершенствованию и самореализации личности.
Список литературы
1. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 156 с.
2. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя / Морозова О. П. [и др.]. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.
3. Старчакова И. В. Технология преподавания географии. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001. 36 с.
4. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения // Сов. педагогика. 1990. № 1. С. 55-58.
уДК 378: 53 ББК. Ч 486. 51
С. В. Христофорова
г. Чита
Подготовка студентов педвузов к реализации взаимосвязи личностного, регионального и глобального в будущей профессиональной деятельности
В статье раскрывается сущность и содержание подготовки будущих учителей к реализации регионального компонента в контексте взаимосвязи личностного, регионального и глобального на примере спецкурса «Региональный компонент содержания образования». Представлен вариант профессиопальпо-ориентированной модели данного курса, предложены примеры заданий для студентов.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей, региональный компонент содержания образования, идея взаимосвязи личностного, регионального и глобального.
S. V. Khristoforova
Chita
Preparation of pedagogical university students for realization of interrelation between personal, regional and global in future professional activity
The article deals with the subject matter and content of future teachers' preparation for realization of the regional component in the context of interrelation between personal, regional and global by the example of a specialized course "Regional component of education subject matter". A version of profession-oriented model of this course is presented, examples of students' assignments are given.
Key words: future teachers' preparation, regional component of education subject matter, interrelation between personal, regional and global.
Образовательное пространство каждого региона России своеобразно отражает его особенности и специфику, традиции, культуру, уровень экономического развития и т. д. Система образования, с одной стороны, включена в образовательное пространство региона, с другой -достаточно автономна, что актуализирует проблему изучения их взаимодействия и взаимовлияния. Создание открытого образовательного пространства региона, реализующего приоритет свободной личности учащегося и педагога, органически сочетающего в себе общечеловеческие и национальные ценности, а соответственно, ценности малой родины и собственной индивидуальности, является существенной необходимостью регионализации. Этому способствует реализация национально-регионального компонента содержания образования.
Ценностная и социокультурная значимость региональной составляющей состоит
в том, что она создает особые условия выхода личности из пространства предметов в пространство деятельности и жизненных смыслов. Образовательное пространство университета, школы выступает как часть регионального образовательного пространства, сфера взаимодействия субъектов образовательного процесса. С одной стороны, образовательное пространство «задано» и поэтому выступает как субъективная предпосылка развития личности. С другой, оно создается личностью, ведь каждый развивается сообразно своим индивидуальным способностям и создает «собственное пространство».
Мы предлагаем рассматривать открытое образовательное пространство «Личность - Регион - Мир - Вселенная», имплицитно содержащее в себе идею взаимосвязи глобального (всечеловеческого), локального (регионального) и уникального мира личности. Данная модель взаимодействия участников образовательного процесса в