Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях СПО'

Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2257
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДУЛЬ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Л. Г.

Статья посвящена проблеме реализации модульно-компетентностного подхода в учреждениях среднего профессионального образования. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Главным инновационным подходом в обновлении содержания среднего профессионального образования признан модульно-компетентностный подход, обеспечивающий формирование ключевых компетентностей у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях СПО»

УДК 378

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Л.Г.Богданова

Статья посвящена проблеме реализации модульно-компетентностного подхода в учреждениях среднего профессионального образования. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Главным инновационным подходом в обновлении содержания среднего профессионального образования признан модульно-компетентностный подход, обеспечивающий формирование ключевых компетентностей у обучающихся.

Ключевые слова: образовательный стандарт, компетентностный подход, компетенции, ключевые компетентности, модуль, программа профессиональный модуль.

В социально-экономической жизни России происходят радикальные перемены, изменяющие существенным образом образовательные приоритеты профессиональной школы. Современный рынок труда ставит перед системой профессионального образования сложные и нестандартные задачи подготовки специалистов высокой квалификации. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалистасоответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Качественные изменения в профессиональной подготовке специалистов невозможны без соответствующих изменений в содержании профессионального образования. Главным инновационным подходом в обновлении содержания среднего профессионального образования признан модульно-компетентностный подход. Компетентностный подход - это

совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4]. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Термин «компетенция» (в переводе с латинского -соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Совокупность общих и профессиональных компетенций определяет квалификацию специалиста - его компетенцию. Компетенция характеризуется совокупностью знаний, умений, трудовых навыков и способностью работника самостоятельно применять теоретические и практические знания в работе. Определяющим фактором наличия компетенции является способность самостоятельно принимать решения, вести себя в конкретной ситуации, учиться, иметь склонность к предпринимательской деятельности. По мнению Г.В.Ярочкиной, С.А.Ефимовой «...способность сконцентрировать и применить знания, умения

и опыт в конкретной профессионально-социальной ситуации характеризует компетенцию профессионально-успешной личности» [9].

Изучая образовательный процесс, исследователи О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева и др. считают, что «ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, лежит ориентация на результаты, значимые для сферы труда» [7]. Таким образом, сегодня признается, что результатом образования должна стать компетенция специалиста.

Освоение компетентностного подхода современной российской школойнеразрывно связано с необходимостью модернизации содержания образования,оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и,конечно, переосмыслением целей и результатов образования. Сущность новогоподхода состоит в целенаправленном развитии ключевых компетенций, основанных наготовности студентов использовать усвоенные знания и способы деятельности вреальной жизни для решения практических задач.

Поставленная задача требует от учреждений существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения, прежде всего, начального и среднего профессионального образования, к потребностям территориальных рынков труда. Одним из механизмов решения поставленной задачи является введение в систему непрерывного профессионального образования программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Модульное обучение, его общие положения были сформулированы в конце 60-х годов ХХ столетия в США как альтернатива традиционному обучению, сконцентрировав в себе многие прогрессивные идеи, сложившиеся к этому времени в педагогической теории и практике. В мировом опыте модульное обучение было отнесено к инновационному виду обучения, основанному на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория обучения), характеризующемуся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и учебным модулям.

Изучение работ ведущих отечественных специалистов в этой области науки (Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, Н.А.Морева, П.И.Третьяков, Д.В.Чернилевский, П.А.Юцявичене и др.) позволяет установить значимость модульного обучения студентов профессиональной школы в условиях реализации модульно-компетентностного подхода ФГОС нового поколения по следующим основаниям:

- обязательность проработки каждого компонента дидактической системы и наглядное представление его в модульной программе и модулях, деление содержания изучаемых дисциплин на внутрипредметные логически завершенные компоненты учебного материала (тема, несколько тем или разделов), предполагающих обязательный контроль. В зависимости от объема содержания, количества часов выделяется от 3-5 до 8-12 модулей;

- направленность на определение конкретных целей обучения по каждому модулю. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, моделью специалиста (квалификационная характеристика) и содержанием предмета устанавливается перечень знаний и компетенций, которые должен освоить студент, устанавливается система контроля за достижением конечной цели обучения;

- гармонизация соотношения знаний студентов и уровней подготовки. Так, нижний, репродуктивный уровень подготовки требует от студента

элементарного воспроизведения знаний и умений; а более высокий, продуктивный - выводит студентов на творческий уровень;

- разработка системы заданий для каждого студента индивидуально. По каждому модулю предмета преподаватель планирует различные виды деятельности: это проработка проектов, решение задач, выполнение лабораторных работ, практических заданий, составление опорных конспектов, письменные или устные ответы по теоретическим вопросам [5].

Эти основания позволяют считать, что цель модульного обучения заключается в актуальных для современной системы профессионального образования направлениях развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, переосмысления и адаптации дидактической системы к индивидуальным возможностям, потребностям и уровню базовой подготовки студентов.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда. Отдельный модуль выступает целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программе и обеспечивает комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Принцип модульного построения является логическим продолжением принципа функциональности. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих усвоению компетенций. Гибкость модульных программ профессионального образования основана на компетенциях и позволяет:

- оперативно заменять модули или обновлять их содержание при изменении требований к специалисту;

- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений путем комбинирования необходимых модулей;

- позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.

Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. Дидактическая структура модульной программы прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических принципов.

Модуль, включенный в данную программу, представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Иными словами, модуль - это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений, обучаемых на выходе. Соответственно модульная образовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Если в традиционной системе обучения главной являлась взаимосвязь «Госстандарт - учебный план - дисциплина - студент», то в новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студента, и оценку знаний вплоть до получения соответствующей квалификации. Проектирование модульной программы осуществляется на основе анализа модели профессиональной деятельности специалиста, его знаний,

компетенций (профессиональных и общекультурных), затем определяется перечень профессионально-педагогических дисциплин, необходимых для развития и образования студентов. На заключительном этапе разрабатывается модульная программа, включающая учебный план и комплект модульных программ учебных предметов. Для каждой модульной программы учебного предмета проектируется пакет обучающих модулей куда входят:

- нормативная и учебно-методическая документация (требования ФГОС нового поколения к минимуму содержания, уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности и требования к культуроформирующим качествам выпускников профессиональной школы;

- примерный учебный план по соответствующей специальности;

- примерные учебные программы по всем дисциплинам примерного учебного плана и производственной (профессиональной) практике;

- примерный перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и сооружений;

- профессиональная образовательная программа учебного заведения по соответствующей специальности;

- профессиональная образовательная программа учебного заведения (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (региональный компонент);

- требования образовательного учреждения к выпускнику;

- рабочий учебный план;

- планы учебных занятий;

- рабочие учебные программы по всем дисциплинам по выбору студентов и факультативным, производственной практике;

- программа итоговой государственной аттестации выпускников данной специальности;

- структура и содержание учебно-модульных компонентов (модульные программы деятельности преподавателей;

- методические и дидактические материалы в помощь студентам и преподавателям, советы по оформлению проектов, задания для самостоятельной, исследовательской работы, глоссарии, литература, компьютерные технологии, слайды, рекомендации преподавателям по реализации структуры и содержания учебных модулей и проектных технологий;

- средства контроля (входной, рубежный, итоговый контроль).

Модульная программа любой дисциплины опирается на совокупность

разделов и учебных тем: обязательных для всех студентов, по выбору студентов, интересующихся углубленным изучением той или иной дисциплины и изучаемых факультативно. В соответствии с такой программой каждый студент получает возможность самостоятельной реализации траектории личностного, профессионального и социокультурного развития.

На этапах внедрения и реализации ФГОС большое значение имеет научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Обозначимприоритетные условия научно-методического обеспечения реализации модульно-компетентностного подхода в процессе преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования:

- разработка УМК, позволяющих реализовать компетентностный подход в процессе преподавания профессиональных дисциплин (педагогика, психология);

- отбор и реализация инновационных технологий, отражающих проектный, исследовательский, проблемно-развивающий, креативный, личностно-деятельностный характер;

- выявление критериев эффективности научно-методического обеспечения реализации модульно-компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов в УСПО в соответствии с критериально-диагностической базой формирования культуры гуманитарной

образованности студентов профессиональной школы;

- специальная подготовка преподавателей к освоению НМО реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов УСПО.

Главная идея компетентностного подхода состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. Достижение нового качества образовательного процесса через реализацию модульно-компетентностного подхода, внедрение в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий, изменение содержания подготовки с целью максимального его приближения к запросам рынка труда - вот основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях среднего профессионального образования.

Источники:

1. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Изд-во «Данис», ИПП ПО РАО, 2011.

2. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю. и др. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы / под редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Изд-во «Данис», ИПП ПО РАО, 2011.

3. Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования / Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Казань: РПЦ «Школа», 2009.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С.3-12.

5. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю. и др. Научно-методическое обеспечение формирования и развития общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы: Учебное пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла /под научной редакцией действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В.Мухаметзяновой - Казань: Издательств: «Данис» ФГНУ ИПП ПО РАО, 2012.

6. Незнанова Л.В. Условия эффективной реализации модульно-компетентностного подхода. // Среднее профессиональное образование. 2012. №6. С. 3-6.

7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. 288 с.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.edu.ru/ab-mon/mo/Data/d09m619

9. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. 177 с.

Зарегистрирована 05.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.