Л. Г. Замараев. Модульно-компетентностный подход к обучению курсантов военного вуза
УДК 378.147
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
А. Г. Замараев
Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail: [email protected]
В статье рассматривается содержание обучения при реализации модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе военного вуза.
Ключевые слова: модульно-компетентностное обучение, профессиональные компетенции, модуль, учебный элемент.
The Module-Competence Approach to Training of Cadets of the Higher Military-Vocational Training A. G. Zamaraev
The article deals the content of the training in the implementation of the module-competence approach in the educational process of the higher military-vocational training.
Key words: module-competence approach, professional competence, module, training element.
Ключевым звеном в модульно-компетент-ностном обучении является модульная программа дисциплины, играющая роль проводника между субъектами и компонентами образовательного процесса, поэтому разработка такой программы является важным планомерным этапом. В настоящее время опыт использования модульного обучения имеют профессиональные системы образования и обучения многих стран Западной и Восточной Европы, а также США и Австралии. Модульно-компе-тентностный подход получил известность и распространение в России благодаря реализации ряда проектов Британского совета (1997— 2006 гг.). При изучении данного вопроса было выявлено, что он исследовался в основном с позиции либо модульной технологии (С. Я. Батышев, М. А. Чошанов, И. В. Непрокина и др.), либо компетентно стного подхода (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин и др.). Внедрение модульно-компетентностного обучения проходит в общеобразовательной школе, среднем и высшем профессиональном образовании, в структурах повышения квалификации и переподготовки. Модульная компоновка учебных курсов так же широко используется и в дистанционном обучении.
Рассматривая модульную программу с позиции проектирования как одного из важных этапов внедрения модульно-компетентностного обучения в системе высшего военно-профессионального образования, следует обратить вни-
мание на процесс конструирования собственно содержательной части программы, состоящей из набора конкретных модулей, и методической части. При этом нужно стремиться к тому, чтобы модули были структурно одинаковыми и все участники образовательного процесса имели возможность работать по единым правилам.
Содержание обучения при реализации мо-дульно-компетентностного подхода в образовательном процессе военного вуза представляется в законченных, относительно независимых единицах - модулях, - предназначенных для более самостоятельного изучения курсантами.
Все компоненты модульного обучения достаточно гибко обеспечивают мобильность структуры модуля и всей программы в целом, кроме того, может проектироваться гибкое расписание. Наличие самостоятельных блоков (модулей, учебных элементов и т. п.) дает возможность не только дифференцировать, но и интегрировать содержание обучения, что свидетельствует о содержательной гибкости. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект модульного обучения, гибкость контроля и оценки - появляется возможность индивидуализации обучения.
Индивидуальный подход заключается в проектировании индивидуальных траекторий обучения, предоставлении каждому обучающемуся права выбора программы обучения, удобного способа достижения планируемых результатов, приспособлении методической и организационной систем к его личности. Содержание модуля может быть предназначено для индивидуального обучения с применением индивидуализированного методического подхода. Могут рассматриваться альтернативные учебные материалы, в которых представлены различные подходы к изложению, что позволяет обучаемым выбрать наиболее подходящий для них вариант и изучать его в темпе, соответствующем их личностным особенностям.
Взаимодействие обучающегося и педагога происходит на принципах субъект-субъектных отношений: педагог в процессе модульного обучения перестает быть центральной фигурой, происходит своеобразная передача активности (внешнего проявления) от педагога к обучаемому. При этом функция первого изменяется от ин-
© Замаракв Л. Г., 2012
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
формационно-контролирующей до консультатив-но-координирующей. В этих условиях педагог должен обладать высоким профессионализмом, позволяющим ему решать творческие задачи, которые могут возникнуть у обучающихся при самостоятельной работе с модулем.
При детальной разработке каждого модуля дисциплины необходимо обратиться к требованиям, которые предъявляются к их содержанию - в частности, теоретической части учебных элементов. К содержанию модульного курса дисциплины предъявляются следующие требования1, которые в процессе модульно-компетентностного обучения могут уточняться и структурироваться:
- содержание модуля должно быть направлено на формирование определённых профессиональных компетенций и способностей обучаемых;
- при переходе от одного модуля к другому способ представления теоретического материала должен оставаться единообразным и модуль должен начинаться с укрупнённой схемы учебных элементов, рассматриваемых в его рамках;
- содержание модуля необходимо строить с учётом межпредметных связей, критериев отбора и принципов структурирования содержания;
- курс освоения дисциплины, состоящей из модулей, необходимо строить так, чтобы предоставить обучаемому возможность последовательного их изучения;
- развёртывание содержания модуля должно происходить таким образом, чтобы обучение носило деятельностный и дифференцированный характер и проходило в индивидуальной, командной или групповой форме;
- раскрывать содержание модуля лучше всего через систему взглядов и подходов с ориентацией на практическое применение;
- при отборе содержания модуля прежде всего необходимо руководствоваться требованиями государственного стандарта и логической последовательностью изложения;
- раскрывать содержание модулей необходимо опираясь не только на пособия, которые рекомендованы в качестве учебных, но и на дополнительную литературу, а также электронные образовательные ресурсы. Исходя из логики дисциплины и последовательности изучения модулей, межпредметных связей, необходимости более быстрой подготовки курсантов к практическим действиям важно устанавливать и разрабатывать перечень практических занятий и осуществлять выбор темы для самостоятельного изучения.
При разработке теоретической части учебных элементов того или иного модуля необходимо говорить в первую очередь о методологическом подходе к отбору содержания и его структурированию. Структурирование теоретического материала позволяет изменить
организацию освоения модуля, сделать его более продуманным и конкретным. Так, с помощью рассмотрения структурных элементов данного понятия, в основе которых заложены причинноследственные и функциональные связи между ключевыми понятиями модуля, у курсантов формируется всестороннее видение изучаемых явлений и объектов, связей и отношений, что ведёт к повышению качества освоения понятийного аппарата модуля, его более глубокому пониманию и осмыслению.
Дальнейшее освоение теоретического материала осуществляется в той последовательности, в которой представлены учебные элементы в модуле, с последующей диагностикой уровня усвоения понятий с помощью тестовых заданий, вопросов для контроля и самоконтроля, выполнения профессиональных действий, в процессе которых происходит трансформация и адаптация приобретённых понятий. При этом указываются формы, методы и средства, используемые в ходе освоения теоретической части. При всём их многообразии следует останавливаться в каждом модуле на тех, которые являются наиболее приемлемыми с точки зрения практической направленности. Определяющими являются методы обучения, которые направлены на активизацию профессионально-познавательной деятельности курсантов, развитие умения организовывать свою работу, формировать и развивать профессиональные качества.
Формами взаимодействия являются групповая, командная и индивидуальная, которые обеспечиваются всеми необходимыми материалами и актуализируют профессиональную мотивацию освоения дисциплины в соответствии с последовательностью модулей. Это не только позволяет достичь взаимодействия преподавателей и целого взвода (группы), но и обеспечивает его как на индивидуальном, так и на межличностном уровне.
Необходимость использования курсантами в служебной деятельности компьютерной и другой электронной техники делает освоение модульной программы актуальным и является одним из факторов повышения мотивации к обучению. Что же касается практической части учебных элементов модуля, то здесь первоначально происходит ознакомление с заданиями и перечнем профессиональных качеств, которые курсант приобретёт или разовьёт в ходе выполнения практических задач (типовых, нестандартных, проблемных). Далее происходит разделение типовых, нестандартных, проблемных задач на уровни - базовый, продуктивный, творческий. Нестандартные и проблемные задачи необходимы в процессе обучения, так как при их решении создаются условия для оценки, анализа и синтеза различных ситуаций. Причём обязательным является восхождение от простых заданий на базовом уровне, реализация которых достигается за счёт
106
Научный отдел
выполнения работы репродуктивного характера, к сложным заданиям на продуктивном уровне с частичным выполнением поисковой работы. Логическое завершение совершенствования профессиональных компетенций осуществляется на творческом уровне, когда курсанты оценивают не только условие сложного задания, но и ход собственных действий на основе синтеза имеющихся понятий и сформированного ранее уровня профессиональных компетенций. Как видим, такой подход позволяет учитывать возможности и потенциал курсанта как личности и представляет варианты их развития.
При реализации модульно-компетентност-ного подхода необходимо также создать новую систему оценочных средств, позволяющую отслеживать качество подготовки курсантов. Эта система может использоваться как на стадиях текущего, промежуточного и рубежного контроля при изучении конкретных дисциплин и модулей осваиваемой основной образовательной программы (ООП), так и на заключительной стадии - итоговой государственной аттестации2. Например, для контроля выполнения работ курсантом при освоении определённого модуля и сформированности компетенции на одном из уровней освоения модуля служит создание карты учёта выполненных работ. После этого при переводе в пятибалльную систему устанавливаются глубина и объём индивидуальных способностей, что позволяет корректировать мотивационную и потребностную сферы курсанта. Показатели, характеризующие уровень подготовки курсанта в плане сформированности профессиональных качеств, приобретают количественный эквивалент, который отражается в
карте учета, журнале взвода, сводной ведомости оценок. Дальнейшее диагностирование хода выполнения работ и результата освоения дисциплины на основе модульно-компетентностного обучения позволит выявить типичные ошибки или недочёты при выполнении того или иного вида деятельности и скорректировать деятельность курсанта и преподавателя с точки зрения оптимизации этого процесса при формировании профессиональных компетенций.
В заключение можно сказать, что модуль-но-компетентностный подход в военно-профессиональном образовании представляет собой модель организации учебного процесса, в котором образовательным результатом являются профессиональные компетенции будущих офицеров, а модульное построение содержания и структуры профессионального обучения -средством достижения поставленных целей. Применение модульно-компетентностного обучения позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки курсантов МВД РФ.
Примечания
1 См.: Максудова Л. Г., Литвиненко М. В., Абросимов В. В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения : метод. пособие. М., 2006. С. 30-31.
2 См.: Богословский В. А., Караваева Е. В., Шехонин А. А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО : компетентностей подход // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 9.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Н. Ю. Курчатова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятие «молодежь» и специфика развития данной возрастной группы в рамках социума и вуза; исследуются студенты как специфическая развивающаяся молодежная группа, нуждающаяся в поддержке и принятии коллективом сверстников, самореализации в нем. Одним из направлений педагогической деятельности является создание студенческого самоуправления, центром которого должен стать студсовет как организационное ядро.
Ключевые слова: молодежь, студенты, факультет, педагогическая деятельность, студсовет.
Pedagogical Activity on the Organization of Youth Self-Governance at a Faculty
N. Yu. Kurchatova
The article considers the concept of «youth» and the specificity of the development of this age group within society and university. The author points out that the students of a faculty are a specific youth group, which needs to focus on their own development, as well as in need of support and acceptance by the group of peers and self-fulfillment in it.
© Курчатова Н. Ю., 2012