УДК 378:371.3:81' 243
Соляник Ольга Евгеньевна
ФГОУ ВПО «Московский государственный технический университет
им. Н.Э.Баумана», г. Москва
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА В РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена использованию модульной системы в работе с иностранными учащимися технического вуза. Дана характеристика основных принципов модульного обучения (МО) в области русского языка как иностранного (РКИ). На примере образовательной программы по РКИ для бакалавров технического профиля представлена реализация принципов МО в работе с данным контингентом, показана содержательно-структурная специфика такого обучения.
Ключевые слова: модульное обучение, русский язык как иностранный, иностранные бакалавры технического профиля, образовательная программа.
Olga Solianik
The Bauman Moscow State Technical University, Moscow
MODULAR SYSTEM IN THE LEARNING PROCESS OF THE FOREIGN STUDENTS AT THE TECHNICAL COLLEGE
This article is dedicated to the modular system in the learning process of the foreign students. Characteristics and basic principles of modular training are given. Realization of modular training principles is demonstrated on the real educational program developed for the foreign bachelors of technical profile. Specifics of the modular training technology are demonstrated.
Key words: modular training, Russian language as foreign, foreign bachelors in technical specialties, educational program.
В контексте установок реформируемого российского высшего профессионального образования (ВПО) целью современной вузовской
лингводидактики является совершенствование системы обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Решение этой задачи призваны обеспечить «надежные педагогические технологии, способные сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения» [3]. Названным характеристикам соответствует система модульного обучения (МО), основанная на научном подходе к проектированию процесса и результатов образовательной деятельности. МО появилось в конце 60-х годов в англоязычных странах, таких, как США, Канада и Англия [1]. В 80-х годах этой системой заинтересовались советские и, далее, российские исследователи. Сегодня интерес к МО не угас — он все возрастает в связи с изменениями, названными выше.
Система МО — это «способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу» [3]. Модуль является конструктивной основой соответствующей технологии обучения. Он включает в себя следующие компоненты:
- целевой (образовательная программа, формулирующая цель обучения и конкретизирующая ее в содержании дисциплины);
- обучающий (учебники и учебные пособия, реализующие программное содержание дисциплины);
- методический (методические пособия и рекомендации, помогающие достичь цели обучения при освоении его содержания);
- контролирующий (система измерительных средств, оценивающих уровень и качество освоения дисциплины в соответствии с заявленными целями).
Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации конкретного материала для обучения определенного контингента учащихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Гибкость и свобода являются одними из основных положительных моментов системы МО [1]. Модуль — это комплекс подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по прохождении модуля. Это соответствие выявляется путем осуществления текущего, рубежного и итогового контролей. Тем самым МО позволяет оперативно определять уровень усвоения содержательных разделов дисциплины, выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, а самим субъектам учебной деятельности — развивать навыки самостоятельного планирования и контроля результатов собственной образовательной деятельности. Все вышесказанное соответствует задачам, прописанным в государственном стандарте по русскому языку как иностранному: «...приобретение студентами умений и навыков, необходимых для слушания лекций, чтения научной литературы и литературы по общеобразовательным дисциплинам; получение навыков и умений, необходимых для участия в семинарах, лабораторных работах, для сдачи зачетов и экзаменов, общения во внеучебных ситуациях, решения бытовых вопросов, оформления личных документов» [2].
В силу этого современная методика преподавания РКИ определяет необходимость приоритетного обучения иностранных учащихся технического вуза научному стилю речи (НСР) как обеспечивающему будущим инженерам овладение языком специальности. При этом продолжается их обучение языку общего владения (ЯОВ), литературно-разговорному типу коммуникации.
На гармоничном взаимодополнении указанных аспектов построено обучение (в частности) иностранных бакалавров 1-Ш курсов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Разработанная на кафедре «Русский язык» образовательная программа для указанного контингента учащихся [4] учитывает их коммуникативно-познавательные запросы и отвечает необходимой
методической гибкости в реализации целевых установок государственного стандарта по РКИ.
Программа имеет модульную структуру, которую составляют указанные ранее структурно-содержательные компоненты (модули):
- модуль 1 — обучение НСР (языку специальности / профессионально -ориентированному языку) + обучение ЯОВ (языку общего владения);
- модуль 2 — обучение НСР + обучение ЯОВ;
- модуль 3 — обучение НСР + обучение ЯОВ.
Обучение иностранных бакалавров по модульной системе соответствует принятому в РКИ принципу взаимосвязанного обучения всем аспектам и видам речевой деятельности; оно отражает общий комплексный подход к преподаванию дисциплины. Элементы внутри модуля подвижны. В зависимости от уровня группы и целевых установок преподаватель может варьировать соотношение содержания модулей (например, в одних случаях больше времени уделить конкретным темам НСР, в других — темам ЯОВ и т.п.).
Каждый модуль четко структурирован. Он включает в себя блок тем, теоретическую информацию, практические задания, текущую и рубежную аттестацию. Формами текущего контроля (оперативной регулярной оценки знаний) являются проверка ДЗ, самостоятельные и творческие работы по материалу занятия и др. Формами рубежного контроля (оценки знаний по модулю) — контрольные работы (три в семестр). Текущий контроль проводится во время аудиторной работы студента, рубежный — по завершении изучения модуля. Итоговый контроль по дисциплине за семестр проводится для определения результатов освоения дисциплины в целом, оценки уровня обобщения и систематизации учебного материала, установления и усвоения связей между модулями дисциплины. Итоговый контроль по дисциплине имеет форму письменного зачета, оценивающего результаты освоения всех модулей. В VI семестре (по завершении III курса) учащиеся сдают выпускной экзамен.
Приведенный далее фрагмент демонстрирует реализацию рассмотренных ранее принципов модульного обучения в структуре образовательной программы для иностранных бакалавров I курса (2-й семестр).
Таблица 1
Модуль 1 Характер протекания действия. Возвратные глаголы (НСР + ЯОВ)
№ Модули Пр/з См/р Литература
1.1. Характер протекания действия. Конструкции с возвратными глаголами, выражающими временные границы действия, изменения состояния, качества, количества, характеристики. Изъяснительные отношения. Краткие прилагательные. 20 12 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,6,11,22; КЛ:1]
1.2. Конструкции с глаголами, выражающими внутреннее состояние, чувство. Глаголы с частицей -ся. Возвратные глаголы. Деловое письмо (объяснительная записка). 19 11 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:1,4,6,11,2; КЛ:1]
Рубежная аттестация: РК-1 4 2
Модуль 2 Выражение значений прямого и непрямого объекта. Глаголы движения. Виды глагола. Определения (НСР + ЯОВ)
2.1. Выражение значений прямого и непрямого объекта. Средства, указывающие на основание высказывания. Глаголы движения. 20 12 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,6,11,22, 23;КЛ:1]
2.2. Виды глагола. Определения и способы их выражения. Согласованные и несогласованные 19 11 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,6,11,16, 22;КЛ:1]
определения. Образование прилагательных.
Рубежная аттестация: РК-2 4 2
Модуль 3 Обстоятельственные отношения в простом предложении (НСР + ЯОВ)
3.1. Обстоятельства и способы их выражения. Выражение пространственных отношений. Обозначение направления действия. Временные и условные отношения в простом предложении. 19 12 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,6,11,22; КЛ:1]
3.2. Обозначение времени, совпадающего и не совпадающего с действием. Обозначение взаиморасположения предметов. Обозначение условно-временного значения. 19 11 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,6,11,22; КЛ:1]
Рубежная аттестация: РК-3 4 2
3.3. Повторение изученного материала ЬП семестров. Собеседование по темам. Подготовка к зачету в конце II семестра. 8 5 [ОЛ:2,3,6,8; ДЛ:4,5,6,11, 14,15,19,22, 25; КЛ:1]
В правом столбце таблицы указана литература, используемая при проработке модуля. ОЛ — основная литература; ДЛ — дополнительная литература; КЛ — кафедральная литература (материалы, изданные на кафедре «Русский язык»).
Программа изучения русского языка как иностранного в 1-й год обучения рассчитана на 34 недели аудиторного обучения по 8 ч/нед. Всего на изучение РКИ отводится 432 ч., из них на практические занятия (Пр/з) — 272 ч., на самостоятельную работу (См/р) — 160 ч. Кроме того, предусмотрены проверка домашних письменных заданий (ДЗ) и проведение рубежных контролей (РК) по модулям.
Рассмотренные содержательно-организационные решения в области обучения РКИ учащихся (бакалавров) технического вуза представляют пример конкретной реализации принципов модульного обучения. Соответствующая образовательным целям и задачам программа дисциплины обеспечивает эффективность предложенной системы обучения.
Литература
1. Ананьева Е.И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. — 2006. — № 4.
2. Афанасьев Д.В., Грызлов В.С. Компетентностный подход и кредитно-модульная система обучения // Высшее образование в России. — 2013. — №6.
3. Берецкая Е.А., Авдонина Л.П., Савостьянова Л.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативная профессиограмма выпускника технического вуза // Проблемы формирования современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля. Всероссийская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. — СПб.: СПбГГУ им.
Г.В. Плеханова, 2001.
4. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения русским языком в учебно-профессиональной сфере. Для учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей / Авт. И.К. Гапочка, В.Б. Куриленко, Л.А. Титова. — М.: Изд-во РУДН, 2003.
5. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. — 2009. — № 11.
6. Проворова О.Г. Принципы модульного обучения [эл. ресурс]: Методическая разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Красноярский гос. университет. — Красноярск, 2006. — 32с. Режим доступа: www.lan/krasu/ru/studies/editions, свободный.- Загл. с экрана.
7. Программа по русскому языку для иностранных бакалавров I-III курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана / Авт. О.Е. Соляник. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. — 77с.
8. Суворова А.В. К вопросу о модульном обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 7.
References
1. Anan'eva E.I. Modul'noe obuchenie studentov kak pedagogicheskaja problema // Vestnik OGU. — 2006. — № 4. (in Russian)
2. Afanas'ev D.V., Gryzlov V.S. Kompetentnostnyj podhod i kreditno-modul'naja sistema obuchenija // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2013. — №6. (in
Russian)
3. Bereckaja E.A., Avdonina L.P., Savost'janova L.V. Kommunikativnaja kompetencija i kommunikativnaja professiogramma vypusknika tehnicheskogo vuza // Problemy formirovanija sovremennoj jazykovoj lichnosti v obrazovatel'noj sisteme vuzov negumanitarnogo profilja. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija: Tezisy dokladov. — SPb.: SPbGGU im. G.V. Plehanova, 2001. (in Russian)
4. Gosudarstvennyj standart po russkomu jazyku kak inostrannomu. Vtoroj uroven' vladenija russkim jazykom v uchebno-professional'noj sfere. Dlja uchashhihsja estestvennonauchnogo, mediko-biologicheskogo i inzhenerno-tehnicheskogo profilej / Avt. I.K. Gapochka, V.B. Kurilenko, L.A. Titova. — M.: Izd-vo RUDN, 2003. (in Russian)
5. Konysheva A.V. Modul'noe obuchenie kak sredstvo upravlenija samostojatel'noj rabotoj studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2009. — №
11. (in Russian)
6. Provorova O.G. Principy modul'nogo obuchenija [jel. resurs]: Metodicheskaja razrabotka dlja prepodavatelej / Sost. O.G. Provorova; Krasnojarskij gos. universitet. — Krasnojarsk, 2006. — 32s. Rezhim dostupa: www.lan/krasu/ru/studies/editions, svobodnyj.- Zagl. s jekrana. (in Russian)
7. Programma po russkomu jazyku dlja inostrannyh bakalavrov I-III kursov MGTU im. N.Je. Baumana / Avt. O.E. Soljanik. — M.: MGTU im. N.Je. Baumana, 2014. — 77s. (in Russian)
8. Suvorova A.V. K voprosu o modul'nom obuchenii inostrannomu jazyku v vuze // Molodoj uchenyj. — 2014. — № 7. (in Russian)