10. Kolesnikova O. I. Hudozhestvennyj modusyazyka iyazykovaya kompetenciya rebenka: dis.... d-ra filol. nauk [Artistic mode of language and linguistic competence of the child: dis. ... Dr Philology]. Kirov. 2006. Pp. 46-47.
11. Ibid.
12. Kolesnikova O. I. Signaly ehsteticheskoj informacii kak faktory persuazivnosti v knizhnoj reklame [The signals of aesthetic information as factors of persuasively in book advertising] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: nauch. zhurn. - Herald of Vyatka State University of Humanities: scient. magazine. 2014, No. 4, pp. 100-108.
13. Rubtsova E. V. Istorichnost' paradigm iskusstva i problema sovremennoj hudozhestvennosti: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Historical paradigms of art and the problem of modern artistry: abstract dis. ... Cand. of Philology]. Ekaterinburg. 2004.
14. Mechkovskaya N. B. Social'naya lingvistika [Social linguistics]. M. Aspect-Press. 2000.
15. Kozlova E. A. Pragmaehsteticheskie sredstva ubezhdayushchej rechi v publichnom delovom diskurse: dis. ... kand. filol. nauk [Pragmatic means of persuasive speech in public business discourse: dis. ... Cand. of Philology]. Kirov. 2011.
16. Anisimova T. V. Argumentaciya [The Argument] // Anisimova T. V., Gimpelson E. G. Sovremennaya delovaya ritorika - Modern business rhetoric. M. Publishing house MPSI. 2004; De George, Richard Delovaya Ehtika [Business Ethics]. M. Progress: Ripol KLASSIK. 2003; Sidorov E. V. Ontologiya diskursa [Ontology of discourse]. M. Librokom. 2009; Khazagerov G. G. Partiya, vlast' i ritorika [Party, power, and rhetoric]. M. Evropa. 2006; Shelestyuk E. V. Rechevoe vozdejstvie: ontologiya i metodologiya issledovaniya: avtoref. dis.... d-ra filol. nauk [Influence of speech: ontology and methodology of research: abstract dis.... Dr Philology]. Chelyabinsk. 2009.
17. Gridina T. A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Lingvistika kreativa - 2: kollektivnaya monogr. [Pedagogical education in Russia. Linguistics creativity - 2: collective monograph] under the general editorship of T. A. Gridina. 2nd issue. Ekaterinburg. 2012.
18. Karasik V. I. Rutinnoe i kreativnoe obshchenie: funkcii, tipy, sposoby [Routine and creative communication: functions, types, methods] // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta - Herald of the Irkutsk State linguistic University. 2008, No. 3, pp. 112-118.
19. Kozlova E. A. Lingvokreativnost' upravlenca [Psychological Manager]. Kirov. FGBOU VPO Vyatka State Agricultural Academy. 2014.
20. Dobrova G. R. Kreativnost'yazykovoj lichnosti v aspekte variativnogo rechevogo ontogeneza. Lingvistika kreativa - 2: kollektivnaya monogr. [Creativity of linguistic identity in the variable aspect of language acquisition. Linguistics creativity - 2: collective monograph] / under the general editorship of T. A. Gridina. 2nd issue. Ekaterinburg. 2012.
21. Ibid. P. 44
УДК 802.0:378.147
Н. Г. Козлова
Реализация принципов модульно-рейтинговой системы в процессе иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза (на материале НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления»)
В статье рассматриваются принципы модульно-рейтинговой системы, разработанной в НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления». Выделяются четыре группы принципов, классифицированные по следующим аспектам: план содержания модуля, план иноязычной речевой деятельности, план технологии обучения, план контроля. Описываются активные формы и методы обучения иностранному языку в данном учебном заведении. Обрисовывается современная ситуация владения иностранным языком абитуриентов в сравнении с установленными требованиями. Приводятся уровни изучения иностранного языка в академии на основе международных уровней для более эффективного обучения. Представляется подсчёт балла и рейтинга, где учитывается работа обучающегося в течение семестра, его письменные работы и результаты устного и письменного экзамена. Описываются разные формы организации устного экзамена. Даётся система оценивания письменных работ обучающихся.
In the article the principles of module and rating system that was developed in non-stated higher educational establishment "Togliatti academy of Management" are studied. Four groups of principles are distinguished and classified based on the following aspects: the plan of the content of the module, the plan of the foreign language speaking activity, the plan of the teaching technology, the plan of the testing. Active forms and methods of teaching a foreign language used in this university are described. The modern situation in using the foreign language by the uni-
© Козлова Н. Г.. 2015
versity entrants in comparison with the prescribed requirements is outlined. The levels of learning the foreign language used at the academy distinguished on the basis of the international levels for more effective teaching are given. Calculating the mark and the rating are presented where the student's work during the semester, his written tasks and the results of written and oral exams are taken into account. Different forms of oral exam organization are described. The system of students' written works evaluation is given.
Ключевые слова: модуль, модульно-рейтинговая система, педагогический принцип, активные формы и методы работы, балл, рейтинг.
Keywords: module, module and rating system, pedagogical principle, active forms and methods of teaching, mark, rating.
Сегодня специалисты в области преподавания иностранного языка задумываются над тем, как организовать процесс обучения языку наиболее эффективно, чтобы при минимальных временных затратах достичь максимального результата. Они всё чаще обращаются к модульной системе, которая становится более популярной и повсеместно внедряется.
НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) была основана в 1991 г. как инновационное учебное заведение, ведущее подготовку специалистов в области банковского дела, финансов, управления. С начала подписания Болонской декларации ТАУ является активным участником болонского процесса. Курс обучения английскому языку в ТАУ построен на модульной системе, отдельные составляющие которой (модули) строятся на принципах, наиболее приемлемых для данной специальности. За годы использования модульной системы в ТАУ принципы выделения модулей определились наиболее чётко. Рассмотрим их подробнее.
Итак, выделяется четыре группы принципов организации модулей: 1. План содержания модуля: 1) уровневый характер; 2) от простого к сложному; 3) количество и распределение занятий; 4) динамичность модуля. 2. План обучения иноязычной речевой деятельности: 5) структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие - понимание -осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация; 6) паритетность. 3. План технологии: 7) активные формы и методы работы. 4. План контроля: 8) рейтинг; 9) балл.
Следует отметить, что многие принципы модульно-рейтинговой системы сходны с принципами педагогической системы. Так, например, дидактический принцип «доступность изучаемого материала, посильная трудность» схож с принципом построения модуля в модуль-но-рейтинговой системе «от простого к сложному». В связи с этим модуль должен носить уровне-вый характер, поскольку каждый абитуриент приходит в вуз с разным набором знаний и навыков, приобретённых в общеобразовательной школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, выпускник 11-го класса общеобразовательной школы должен владеть иностранным языком не ниже порогового уровня В1 (Intermediate), позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения [1], каковых по факту не более 15,8% абитуриентов ТАУ. На кафедре иностранных языков ТАУ в настоящее время выделяется четыре уровня владения языком [2]. Поэтому входной уровень владения иностранным языком абитуриентов, усвоивших школьную программу по иностранному языку на «отлично», оценивается по международной шкале В2 компетентный пользователь (Upper-intermediate). В ТАУ за последние три года (с 2012 по 2014 г.) на таких абитуриентов приходилось от 7,5 до 13,6%. От 13,6 до 15,8% абитуриентов усвоили школьную программу по английскому языку на оценку «хорошо», и их уровень знаний соответствует международному показателю В1 - независимый пользователь (Intermediate). От 19,1 до 40% абитуриентов усвоили школьную программу по иностранному языку «удовлетворительно» - их уровень владения языком оценивается как А2 - базовый пользователь (Pre-intermadiate). Большинство абитуриентов -от 40,8 до 70% - не усвоили школьную программу по английскому языку либо изучали другой иностранный язык в школе. Их уровень владения иностранным языком оценивается по международной шкале А1, или начинающие пользователи (Beginners).
Для оценки описанных выше уровней был использован тест (Academy Placement Test) на определение уровня знаний по английскому языку, разработанный на кафедре иностранных языков ТАУ, который студенты проходят в первый день обучения в академии в течение четырех занятий: два занятия студенты пишут письменную часть, где представлены задания на чтение, грамматику, использование языковых средств языка; два занятия студенты беседуют с преподавателями, отвечая на их вопросы, задавая вопросы партнёру и представляя своё короткое сообщение на заданную тему.
Таким образом, входной уровень владения иностранным языком студента составляет первый принцип выделения модулей.
Второй принцип выделения модулей - педагогический принцип «от простого к сложному». Весь материал в модуле строится спирально - сначала дается легкий материал для усвоения, потом сложность материала нарастает. Этот принцип сохраняется и относительно обучения речевой деятельности как в отдельном модуле, так и при переходе от одного модуля к последующим. Сложность грамматического материала тоже нарастает постепенно. Сначала студенты учат одно грамматическое явление. Затем они учат два грамматических явления и сравнивают их между собой. После этого они употребляют в речи оба грамматических явления, зная между ними разницу.
Третьим принципом выделения модулей в модульно-рейтинговой системе является количество и распределение занятий в модуле. Оптимальным представляется количество занятий в модуле от 20 до 28. Из них одно занятие занимает письменный итоговый контроль, одно занятие - устный рубежный контроль, остальные - рабочие занятия с промежуточными мини-контролями. Устный итоговый экзамен в зависимости от модуля и его целей может проходить в разной форме. Это может быть традиционная билетная форма проведения экзамена, но предпочтение мы отдаем таким формам проведения устного экзамена, как, например, презентация компании или продукта, конференция, где в первой её части студенты делают групповые презентации стратегии компании, приведшей её к успеху, а во второй части должны выполнить задание - договориться с каким-либо участником конференции.
Письменные работы по модулю задаются минимум по одной после каждого занятия. Это может быть письменное выполнение глоссария (написать транскрипцию термина, его дериваты, написать перевод предложения с использованием данного термина или нескольких терминов и др.), написание эссе на обсуждаемую в аудитории тему, написание делового письма/электронного письма/заявления/объявления. К разряду письменных работ также относятся мини-тесты.
Четвёртый принцип выделения модулей - принцип динамичности модуля. Следует отметить, что, несмотря на многолетнюю практику проведения модульного обучения в рамках балльно-рейтинговой системы, на кафедре иностранных языков ТАУ всегда пересматривается содержание каждого модуля на каждом уровне обучения. Учитываются (на основе анкетирования) мнения студентов по поводу пройденного модуля. Полученные данные анализируются сначала самим преподавателем, потом сравниваются результаты во всех группах данного уровня обучения (Intermediate), и в методическом объединении названного уровня обучения принимается решение об изменениях в модуле.
Вторая группа принципов, которые мы выделяем, - план обучения иноязычной речевой деятельности. Сюда входят два принципа выделения модулей: пятый принцип - это структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие - понимание - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация и шестой принцип: паритетность.
Следует отметить, что психологическим основанием технологии модульного обучения А. В. Чигарева предлагает считать теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, суть которого заключается в создании ориентировочной основы действия. Действие, прежде чем стать умственным, обобщённым, сокращённым и освоенным, проходит через переходные состояния, соответствующие логике усвоения знаний, которые и составляют этапы усвоения действия. При этом каждое действие характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия [3].
Шестым принципом выделения модулей является принцип паритетности, или принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающегося [4]. Важно, чтобы преподаватель выполнял роль не просто информационного транслятора, но максимально вовлекал студентов в процесс обучения. Это не только и не столько самостоятельная работа студентов во время занятия и после него, а перенос функции преподавателя на студента. Это и, например, наделение отличившихся в учении студентов ролью преподавателя для проверки какого-либо задания, и проверка письменных работ друг друга с указанием ошибок и подписью проверившего.
Третья группа принципов, которые мы выделяем, составляет план технологии обучения. К этой группе принципов относится седьмой принцип: активные формы работы, такие как работа в парах и мини-группах, кейсы (метод ситуаций), дебаты, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые и деловые игры. Работа в парах и мини-группах подразумевает не только подготовку диалогов или полилогов, но и общую работу на занятии - ответы на вопросы, чтение, сравнение ответов после аудирования. Эта форма работы позволяет также организовать подготовку итоговой или текущей презентации. Таким образом, у студентов развивается не только навык
153
работы в команде (а не только индивидуально), но и система ценностей, формируется социокультурная позиция. При этом студенты учатся взаимодействовать друг с другом - договариваться, приходить к компромиссу, используя языковой материал и такт в общении с собеседником. Н. А. Антонова утверждает, что при коллективном способе обучения с доминирующей ролью взаимообучения в парах сменного состава происходит интенсификация речевого общения студентов, что является основой становления социокультурной позиции [5], Т. А. Салимова называет групповую работу основой, на которой базируются все активные методы обучения, и утверждает, что групповое обучение способствует развитию тех социальных качеств, которые необходимы будущему менеджеру для успешной профессиональной деятельности [6].
Четвертая группа принципов организации модулей представлена планом контроля. Здесь выделяются два принципа: рейтинг и балл. Нам представляется, что при становлении социокультурной позиции студентов дифференциальный рейтинг будет наиболее эффективным. Во-первых, он учитывает как текущую работу на занятиях, так и самостоятельную подготовку к каждому занятию,а также повышает мотивацию студентов, играющую ключевую роль в иноязычной подготовке. В отличие от сессионной организации контроля в вузе, студент при рейтинговой системе понимает, что необходимо не только выполнить итоговый письменный тест, отражающий знания и умения по всему модулю, но и активно работать на каждом занятии и качественно выполнять все домашние устные и письменные работы, поскольку в рейтинге, в отличие от экзамена в сессионной форме обучения, учитывается удельный вес каждой оценки на каждом занятии и за самостоятельную работу как дома, так и в аудитории. Дифференциальный подход к подсчёту рейтинга будет составлять восьмой принцип построения модулей в модульно-рейтин-говой системе.
Девятым принципом выделения модулей в семестре является балл студента за работу на занятии и дома. За работу на каждом занятии студент получает отметку по 5-балльной шкале. При этом, в отличие от традиционной 5-балльной системы оценивания, студент может получить балл, кратный 0,25 балла: например, 3,25; 4,5; 2,75. Это делается для максимально точной оценки знаний и работы студента и более объективного итогового рейтинга за работу в течение всего модуля.
В 2005 г. на кафедре иностранных языков ТАУ было принято решение оценивать работу в течение семестра в 70%, итоговый письменный тест - в 15%, итоговый устный экзамен - в 15%. Это было сделано с целью повышения мотивации студентов эффективно работать в течение всего семестра, а не ориентироваться только на финальный письменный тест и устный экзамен. Данное мероприятие действительно повысило мотивацию студентов, и они стали активно как работать на самих занятиях, так и выполнять письменные работы в течение семестра. Наши коллеги из Чебоксарского института экономики и менеджмента предлагают вычитать баллы за пропуски, а также несвоевременное или некачественное выполнение заданий [7]. На кафедре иностранных языков ТАУ такой практики нет, однако формула подсчёта рейтинга запрограммирована таким образом, что если студент не приходит на занятие или не сдаёт письменную работу, за это занятие или письменную работу в данной ячейке появляется балл «ноль», что существенно снижает как общий рейтинг, так и финальную оценку за модуль. Студенты понимают данную ситуацию, в связи с чем стараются не пропускать занятия, а пропущенные занятия по любой причине отрабатывают при помощи взятого у преподавателя дополнительного материала и задания.
Педагоги выделяют различные процентные соответствия: «отлично» - 100%, «хорошо» -80%, «удовлетворительно» - 60% [8]. 85-100 баллов - «отлично», 71-84 балла - «хорошо», 6070 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - «неудовлетворительно» [9]. Рекомендуемой является единая европейская шестибалльная система оценок: «отлично» - 95-100 баллов, «очень хорошо» - 86-94 балла, «хорошо» - 69-85 баллов, «удовлетворительно» - 61-68 баллов, «посредственно» - 51-60 баллов, «неудовлетворительно» - 0-50 баллов [10].
Для оценивания письменных работ студентов за основу мы взяли шкалу оценивания Европейской системы накопления и перевода кредитов European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) [11]. На основании данных расчётов письменные работы студентов должны оцениваться следующим образом: 0-59% - «неудовлетворительно», 60-69% - «удовлетворительно» (sufficient - достаточно, E); 70-89% - «хорошо» (good, B, C, D); 90-100% - «отлично» (excellent, A).
Рассмотренные принципы отрабатывались и модифицировались в течение долгих лет, и мы можем назвать их действенными, поскольку обучение студентов межкультурной коммуникации на основе модульно-рейтинговой системы показывает хорошие результаты и поэтому активно внедряется в методику преподавания иностранного языка.
Примечания
1. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения 04.02.2015).
2. Анисимова Л. А. К вопросу о технологизации учебного процесса при обучении английскому языку студентов Тольяттинской академии управления // Преподавание и изучение иностранного языка: традиции и новации: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Тольятти: Современник: ТВТИ, 2005. С. 101-113.
3. Чигарева А. В. Иностранный язык как средство саморазвития личности при применении модульной технологии обучения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 80-82. - С. 80-81.
4. Юцявичене П. Я. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. С. 47.
5. Антонова Н. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-5. С. 1087-1091.
6. Цит. по: Лукиных Ю. В. Становление социокультурных ориентаций будущего менеджера: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. С. 57.
7. Никитина Е. Г. Блочно-модульное обучение как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов экономических факультетов вузов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 741. С. 372-375.
8. Ким Н. М. Балльно-рейтинговая система в курсе физической химии на кафедре технологии переработки пластмасс // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 2. С. 155157.
9. Левченко Т. А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений // Успехи современного естествознания. 2008. № 9. С. 55-56. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783302 (дата обращения 06.02.2015).
10. Гиринская Л. В., Мокашов В. В., Румянцева Н. М. К проблеме внедрения балльно-рейтинговой системы в процесс обучения РКИ (довузовский этап) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 221-229.
11. Студопедия. Шкала оценок ECTS. URL: http://studopedia.net/10_107072_shkala-otsenok-ECTS.html (дата обращения 05.02.2015).
Notes
1. Annex to the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 413 dated 17.05.2012 "On approval of Federal state educational standard of secondary (complete) General education" Available at: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (04.02.2015). (in Russ.)
2. Anisimova L. A. K voprosu o tekhnologizacii uchebnogo processa pri obuchenii anglijskomuyazyku studentov Tol'yattinskoj akademii upravleniya [To the issue of technologization of the educational process when teaching English to students of Togliatti Academy of Management] // Prepodavanie i izuchenie inostrannogoyazyka: tradicii i novacii: sb. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. - Teaching and learning a foreign language: traditions and innovations: proc. all-Russia scientific-practical conf. Togliatti. Contemporary: TVTI. 2005. Pp. 101-113.
3. Chigareva A.V. Inostrannyjyazyk kak sredstvo samorazvitiya lichnosti pri primenenii modul'noj tekhnologii obucheniya [Foreign language as a means of self-development in applying modular learning technologies] // Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke - Humanitarian research of East Siberia and the Far East. 2010, No. 1, pp. 80-82 - pp. 80-81.
4. Jutsyavicene P. J. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya [Theory and practice of modular training]. Kaunas. Shviesa. 1989. P.47.
5. Antonova N. A. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti u studentov medicinskogo vuza na osnove modul'no-rejtingovoj tekhnologii obucheniya [Formation of foreign language communicative competence of students of medical university on the basis of module-rating technology of training] // Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental research. 2014, No. 9-5, pp. 1087-1091.
6. Cit. by: Lukinykh Y. V. Stanovlenie sociokul'turnyh orientacij budushchego menedzhera: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of sociocultural orientation future Manager: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Krasnoyarsk. 2006. P. 57.
7. Nikitina E. G. Blochno-modul'noe obuchenie kak faktor sovershenstvovaniya inoyazychnoj podgotovki studentov ehkonomicheskih fakul'tetov vuzov [Bloc-modular training as a factor of improving the foreign language training of students of economic faculties of universities] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena - News of PSPU of A. I. Herzen. 2008, No. 74-1, pp. 372-375.
8. Kim N. M. Ball'no-rejtingovaya sistema v kurse fizicheskoj himii na kafedre tekhnologii pererabotki plastmass [Point-rating system in the course of physical chemistry at the Department of technology of processing of plastics] // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Herald of the Kuzbass State Technical University. 2006, No. 2, pp. 155-157.
9. Levchenko T. A. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya ball'no-rejtingovoj sistemy dlya attestacii uchebnoj raboty studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Problems and prospects of use of point-rating system for assessment of academic work of students in higher education] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Successes of modern
natural science. 2008, No. 9, pp. 55-56. Available at: www.rae.ru/use/?section=content&op= show_article&article_id=7783302 (accessed 06.02.2015).
10. Girinskaya L. V., Mochalov V. V., Rumyantseva N. M. K probleme vnedreniya ball'no-rejtingovoj sistemy v process obucheniya RKI (dovuzovskij ehtap) [To the problem of implementation of point-rating system in the process of learning physics (pre-stage)] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki - News of the Tula State University. Humanities. 2014, No. 2, pp. 221-229.
11. Studopediya. SHkala ocenok ECTS - Studopedia. Grading scale ECTS. Available at: http://studopedia.net/10_107072_shkala-otsenok-ECTS.html (05.02.2015).