Назаров М.С.
аспирант кафедры «Корпора- тивные финансы и финансовый ме- неджмент» РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта: пагтакс@yandex.ru
МОДИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
В работе проведен анализ изме- нения механизма экономической инте- грации России в мировую экономику, определена роль России в интеграцион- ных процессах на постсоветском про- странстве, а также выявлены и рас- крыты факторы, оказывающие влияние на развитие внешнеэкономических свя- зей России. Основывается тезис, что под влиянием исследованных факторов изменяется механизм экономической интеграции России в систему мирохо- зяйственных связей, его участники, це- ли интеграционных объединений, а также выбор направлений сотрудниче- ства в рамках региональной интегра- ции.
Ключевые слова: механизм эко- номической интеграции, регионализа- ция, единое экономическое простран- ство, Евразийское экономическое сооб- щество (ЕврАзЭС), Таможенный союз.
В настоящее время интеграцион- ные процессы выступают как общеми- ровая тенденция. Интеграция создает внутренний источник развития, стиму- лирует себя за счет неравного положе- ния стран-участниц по отношению друг к другу. Под влиянием процесса глобализации мировое хозяйство становится все более единым образованием, тре- бующим организации глобального меж- дународного сотрудничества в сфере международных отношений.
Наряду с процессом глобализации в современном мире активно протекают процессы регионализации. Под регио- нализацией понимается процесс образо- вания, функционирования, развития и расширения региональных интеграци- онных объединений и группировок. Это процесс экономического взаимодейст- вия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимаю- щий форму межгосударственных согла- шений. Существует два типа региона- лизма: «открытый», предполагающий расширение взаимодействия разных ин- теграционных союзов и принятие общих правил и обязательств на условиях принципа взаимности, и «закрытый» регионализм, нацеленный на защиту конкретного региона от негативных последствий процессов глобализа- ции.[1] Усиление процессов глобализа- ции, приводящих к общемировым ва- лютным и финансовым кризисам, дела- ет необходимым сотрудничество от- дельных групп стран в экономической, валютно-финансовой и политической области для повышения устойчивости национальных финансовых систем. Опыт региональной экономической интеграции показывает, что она наиболее успешна между странами, обладающи- ми достаточно развитыми рыночными институтами, а именно: кредитно- банковской, валютно-финансовой сфе- рами; это способствует переплетению и сращиванию воспроизводственных про- цессов стран.
Анализ европейского опыта эко- номической и валютно-финансовой ин- теграции приобретает особую актуаль- ность для стран Евразийского региона, прежде всего, для Евразийского эконо- мического сообщества (ЕврАзЭС, в со-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 23 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
став которого входят: Россия, Белорус- сия, Казахстан, Кыргызстан, Таджики- стан, Узбекистан, Армения, Молдова, Украина), в рамках которого с 2010 года функционирует Таможенный союзі , а с
1 января 2012 г. действует единое эко- номическое пространство, основанное на нормах и принципах ВТО и открыто на любом этапе своего формирования для других стран. Конечной целью ЕЭП к 2015 году должно стать образование Евразийского экономического союза.
Принципиально важно, что единое
экономическое пространство будет ба- зироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных облас- тях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техниче- ских регламентов и сельскохозяйствен- ных субсидий, транспорта, тарифов ес- тественных монополий. Как следствие проведение единой миграционной и ви- зовой политики, а также либерализация условий ведения бизнеса на рынке с едиными стандартами и требованиями к товарам и услугам, которые в большинстве случаев должны быть унифициро- ваны с европейскими.
Особую роль в интеграционных процессах на постсоветском простран- стве играет Россия. Будучи частью Ев- ропы, Россия на протяжении многих лет оказывала существенное влияние на общеевропейские процессы развития и в настоящее время, не вписываясь по своим масштабам в состав ЕС, активно сотрудничает с сообществом и его чле- нами на взаимовыгодной основе. Как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнеров в Ази- атско-Тихоокеанском регионе Россия обоснованно заинтересована стать уча- стницей существующих и нарождаю- щихся интеграционных образованиях в
1 Межгосударственный договор о создании еди- ного таможенного пространства, подписан- ный Россией, Белоруссией и Казахстаном. В октябре 2011 года к союзу присоедини- лась Киргизия
этой части мира. Определенная зависи- мость России и постсоветских госу- дарств от отношений с другими внеш- неэкономическими партнерами и форм сотрудничества с ними применительно к процессам формирования и развития основных центров влияния в современ- ном мире определяет особый экономи- ческий интерес России на постсоветском пространстве.
В сложившихся сегодня условиях более глубокого анализа и осмысления трубуют принципиальные вопросы эко- номических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересова- на в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяй- ственных связей, имеют близкие показатели экономического развития.
В основе развития внешнеэконо- мических связей России лежит ряд спе- цифических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних централь- ное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потре- бительские товары. В этих условиях многие предприятия, и даже целые от- расли, оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рын- ках оказалась для них важным средст- вом выживания. В части внешних фак- торов, содействовавших за последнее время расширению российского экспор- та, послужили благоприятные конъюнк- турные условия на мировых рынках, а также изменение уровня ВВП.
Одним из важнейших внешних факторов экономической интеграции России в мировую экономику является открытость экономики, показателем ко- торой является изменение
платежного баланса страны, а также движение пря- мых портфельных инвестиций. В усло- виях открытой экономики цены мирово- го рынка прямо или косвенно опреде- ляют цены на отечественную продук- цию. Это условие является необходи- мым для российской экономики, по-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 24 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
скольку в данном случае у россииских производителен повышается качество и конкурентоспособность продукции, происходит расширение ее производст- ва при сокращении издержек.
Платежный баланс - это выражен- ное в национальной валюте каждоИ от- дельноИ страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переве- денных за границу за определенный промежуток времени. В платежный ба- ланс включаются экспорт и импорт тех
товаров, по которым осуществлялись платежи за данный промежуток време- ни. В первом полугодии 2011 года пла- тежный баланс РФ формировался на фоне благоприятной для российского экспорта конъюнктуры мировых товар- ных рынков и улучшившихся условий торговли. Увеличившееся сальдо теку- щего счета создало основу для роста объема официальных резервов и расши- рения экспорта капитала частными корпорациями и банками (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика показателей платежного баланса России в 2009-2011 гг. [2]
Экспорт товаров увеличился с
189,9 до 249,4 млрд. долларов США. Весь его прирост обеспечивался цено- вым фактором (на 30,7%) при незначи- тельном росте физического объема по- ставок на 0,5%. Высокие темпы нара- щивания вывоза отмечались по всем ук- рупненным позициям товарной номенк- латуры, за исключением продовольст- венных товаров и сырья для их производства. Импорт товаров, зафиксировав исторический максимум в ряду сопос- тавимых периодов, составил 147,2 млрд. долларов США, что на 41,7% больше, чем в I полугодии
2010 года, и на 8,5% выше, чем в январе-июне 2008 года. Увеличение физического объема поста- вок опережало рост контрактных цен, обеспечивая 59,7% стоимостного прироста импорта.[3]
Еще одним показателем открыто- сти экономики является объем прямых иностранных инвестиций. Приток ино- странных инвестиций в экономику Рос- сии за январь-сентябрь 2011 года вырос в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года - до 133,784$ млрд., из них чуть менее 10%, или 11,763$ млрд., составляют прямые иностранные инвестиции (это на 43,2% больше, чем за девять месяцев прошлого, 2010, го- да).
На конец сентября 2011 года на- копленный иностранный капитал соста- вил 323,2$ млрд, что на 21,5% больше, чем годом ранее: наибольший удельный вес в накопленном иностранном капи-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 25 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
тале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, -58,3% (на конец сентября 2010 года -54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (против 41,4% год назад), портфельных - 2,6% (против 4% на ко- нец сентября
2010 года) (таблица 1).
Таблица 1. Структура иностранных инвестиций в Россию в 2005-2011 гг., млрд. дол.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 (1 полугодие)
Прямые 12,9 29,8 55,1 72,9 36,5 42,9 27,2
Портфельные* -1,8 8,1 13,6 -37,3 -4,9 -7,8 2,7
Прочие 42,3 30,3 139,3 56,7 -25,2 9,7 9,6
Всего 53,4 68,2 207,9 92,2 6,4 44,8 39,5
Источник: Платежный баланс и внешний долг РФ за январь-июнь 2011 г. Отчет ЦБ РФ//http://www.cbr.ru/statistics/credit statistics/bp.pdf
По данным Банка России, объем прямых иностранных инвестиций в Рос- сию в I полугодии 2011 г. составил 27,2 млрд. дол. по сравнению с 19,4 млрд. долл. в аналогичном периоде 2010 года. Объем портфельных иностранных инве- стиций в Россию за I полугодие 2011 г.
составил 2,7 млрд. дол. по сравнению с
1,3 млрд. дол. в аналогичном периоде прошлого года., а объем прочих ино- странных инвестиций в I полугодии
2011 г. составил 9,6 млрд. дол. по срав- нению с 5,8 млрд. дол. в аналогичном периоде
Прнмые Портфельные* ----Прочие Всего
Рис. 2. Объем иностранных инвестиций в 2009-2011 гг., в млрд.дол. [4]
Одним из важных факторов разви- тия экономики России является ста- бильность валютного курса националь- ной валюты по отношению к другим иностранным валютам. В 2005 году
Центральным банком РФ для определе- ния реального курса рубля по отноше- нию к ведущим мировым валютам: дол- лару и евро была создана бивалютная корзина, являющаяся операционным
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 26 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ориентиром курсовой политики банка. Равновесное положение текущей корзи- ны принято на уровне 34 рублей, однако для гибкости курсообразования ЦБ РФ не проводит жёсткую привязку к такому уровню, а позволяет бивалютной корзине двигаться в допустимом кори- доре колебаний. В октябре 2011 года Банком России был расширен коридор бювалютной корзины: верхняя граница составила 37,70 рублей, нижняя - 32,70 рублей.
В течение октября курсы веду- щих мировых валют к рублю преиму- щественно снижались. По итогам меся- ца официальный курс доллара США к рублю снизился на 6,2% (до
30,1245 руб. за доллар США на 1.11.2011), курс евро к рублю — на
Рис. 3. Динамика официальных курсов валют к рублю (руб.) за 2011 год
К важнейшему внутреннему фак- тору развития экономики России отно- сятся темпы роста экономики и ее ста- бильность, показателем которой являет- ся изменение ВВП страны. Рост объема ВВП России за 9 месяцев 2011 года по сравнению с 2010 годом, по предварительной оценке, составил 4,1%. Объем ВВП России за III квартал 2011 года со- ставил в текущих ценах 14055,5 млрд. руб. Индекс физического объема ВВП относительно III квартала 2010 года со- ставил 104,8%, относительно II квартала
2011 года - 109,7%. (рисунок 4).[2]
100
9$
«
во
74
2
Ь'
I
»№ гоотг.
“по общему объему
I! III IV I ПН кизртальл ЯЙвг МОйг
Ь'
Г/ I "
гоюг.
с исключением сезонного фактора
ЙН1г.
тренд
Рис. 4. Динамика производства ВВП в % к значению 2008 г.[6]
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 27 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Анализ влияния внутренних и внешних факторов был проведен на ос- нове структуры экономического меха- низма интеграции, исходя из его эле- ментов. Таким образом, под влиянием исследованных факторов меняется и механизм экономической интеграции, а именно:
1. Участники интеграционных процессов с Россией;
2. Выбор направлений сотрудни- чества в рамках создаваемых интегра- ционных
объединений;
3. Цели участников интеграционных отношений;
4. Система методов реализации поставленных целей;
5. Поиск необходимых и достаточных источников выделения средств;
6. Мониторинг и диагностика со- стояния и перспектив развития интегра- ционных объединений.
В начале 1990-х годов Россия включилась в процессы интеграционно- го взаимодействия с постсоветскими странами, а также с разной степенью интенсивности и результативности взаимодействует с другими интеграци- онными объединениями, такими, как: ЕС, АТЭС, МЕРКОСУР, СААРК. В по- сткризисных условиях возрастают воз- можности усиления регионального ин- теграционного сотрудничества на пост- советском пространстве с такими уча- стниками, как: Содружество Независи- мых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); единое экономическое пространство (ЕЭП).
Одним из важных направлений интеграционной политики России явля- ется развитие и углубление торгово- экономического сотрудничества в рам- ках СНГ. В 2000-2008 гг. Россия для этих стран являлась основным источни- ком импорта и главным экспортным рынком, что поставило страны данного региона в зависимость от складывающейся ситуации в России. В 2009 г. в результате снижения средних цен экспортированных товаров и снижения фи- зического объема экспортных поставок сократился стоимостный объем торгов- ли России со странами СНГ. Помимо взаимной торговли в рамках интеграци- онного взаимодействия со странами СНГ, Россия осуществляет взаимодей- ствие в топливно-энергетическом ком- плексе, инвестиционной сфере, в облас- ти транспорта.
Несоответствие структур хозяйст- ва союзных республик потребностям их становления и развития как независи- мых государств, низкая конкурентоспо- собность производимой продукции, от- сутствие у России передовых техноло- гий создавали барьеры на пути инте- грация России и стран СНГ. С учетом сложившейся ситуации для устранения указанных проблем странам СНГ и Рос- сии требовалась разработка новых ме- ханизмов интеграционного сотрудниче- ства. Так, в 2000 году на встрече глав государств (Беларусь, Россия, Таджики- стан, Казахстан, Киргизия) в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообще- ства, призванного преодолеть интегра- ционную несостоятельность Содруже- ства Независимых Государств. Целями создания ЕврАзЭС стали:
-формирование общих внешних таможенных границ входящих в неё го- сударств, -выработка единой внешнеэконо- мической политики, тарифов, цен и дру- гих составляющих функционирования общего рынка.
Формальной целью ЕврАзЭС яв- ляется создание Таможенного союза и единого экономического пространства. В 2007 году Беларусь, Россия, Казах- стан подписали Договор о создании единой таможенной территории и фор- мировании Таможенного союза, в пре- делах которого не применяются тамо-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 28 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
женные пошлины и ограничения эконо- мического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинго- вых и компенсационных мер. Созданию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предшествовал период быстрого нара- щивания
объемов взаимной торговли и интенсификации экономического со- трудничества между странами - члена- ми этого самого молодого в мире ре- гионального экономического объедине- ния. В рамках таможенного союза при- меняется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими страна- ми. Серьезным достижением ЕврАзЭС является создание реального режима свободной торговли, который обеспечи- вает рост объемов взаимного товаро- оборота стран - участниц сообщества. Этот показатель вырос с 29 млрд. дол. в
2000 г. до 123 млрд. дол. в 2008 г., то есть более, чем в 4 раза. Объем внешней торговли России в рамках таможенного союза за 2011 год вырос на 38% и со- ставил 48,5 млрд. дол. (рисунок 5).
• 'пвс- фсаэв• * п •»- апрель «>і«і и поп «эг>с* е= — »вр- шяЗэ. і смЗрь і:и*рь
Рис. 5. Суммарный внешнеторговый оборот стран-участниц Таможенного союза за 2008-2011 г.[7]
Еще до завершения формирования единой таможенной территории, в де- кабре 2009 года, Президенты Респуб- лик: Беларусь, Казахстан и России ут- вердили План действий на 2010-2011 годы по формированию единого эконо- мического пространства трех стран. При этом, благодаря твердой политической воле глав государств и интенсивной ра- боте правительств, его нормативно- правовая база была разработана и ут- верждена уже в ноябре-декабре 2010 года, а с 1 января 2012 года началось функционирование ЕЭП в рамках ЕврА- зЭС. Целью формирования ЕЭП являет- ся создание условий для стабильного и эффективного развития экономик госу-дарств-участников и повышения уровня жизни населения.
Основным принципом функцио- нирования ЕЭП является обеспечение свободы перемещения товаров, ус- луг, финансового и человеческого капи- тала через границы государств- участников. ЕЭП формируется посте- пенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осущест- вляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совмест- ных мер по проведению согласованной экономической политики, гармониза- цию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнан-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 29 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательст- ва Евросоюза.[8]
Таким образом, существующие механизмы экономической интеграции России в мировую экономику призваны содействовать дальнейшему социально- экономическому прогрессу страны, мо- дернизации ведущих отраслей экономи- ки и транспортной инфраструктуры. Участие России в ряде региональных интеграционных инициатив является основой создания наиболее благоприят- ных условий для интеграции нацио- нальной экономики в систему мирового хозяйства.
В настоящее время Россия являет- ся одной из быстроразвивающихся стран мира, вносимых значительный вклад в положительную динамику ми- ровой экономики. Обладая значитель- ными золотовалютными резервами, привлекательными источниками оказа- ния безвозмездной финансовой помо- щи, стабилизационными кредитами, на- правленными на преодоление последст- вий финансового кризиса, Россия имеет потенциальную возможность усилить свои позиции на постсоветском про- странстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Бойченко А.А. Процессы региональ- ной интеграции в мировой экономике// Вестник Московского университета.
2007. № 2
2.Федеральная служба государственной статисти- ки//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/trade/#
3.Платежный баланс и внешний долг РФ за январь-июнь 2011 г.// http://www.cbr.ru/stati stics/credit_stati stics
/bp.pdf
4.Департамент инвестиционной полити- ки и развития частно-государственного партнёрства Минэкономразвития Рос- сии. «Об иностранных инвестициях в первом полугодии 2011 года»
5.Состояние внутреннего финансового рынка России в 2011 г. Информационноаналитический материал ЦБ РФ // www.cbr.ru/search/print.asp?File=/analytic s/fm_r/fm_mЛП0_fm_m.htm
б.Отчет Федеральной службы государ- ственной статистики «О производстве ВВП в III квартале 2011 года» // www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/ Stg/d02/267.htm
7.Итоги внешней торговой политики стран-участниц Таможенного союза в 2008-2011 гг. // http://www.tsouz.rU/db/stat/eCU092011/D ocuments/table_201109_1.pdf
8.Концепция единого экономического пространства //http://dic.edu.ru/docs/contracts/1011/
9.Иншакова, Е.И. Механизм экономиче- ской интеграции и противоречия его реализации в СНГ // 10 лет СНГ - поис- ки, потери, приобретения: материалы Международной конференции, г. Вол- гоград / Центр постсоветских исследо- ваний МГИМО (У) МИД России // Под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. Москва, Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002. - С. 50
10.Семак Е.А. Глобальная и региональ- ная интеграция мировой экономики// http://www.economy.bsu.by/library.pdf